Введение
Важнейшейвидовой субъективно-объективной категорией является категория целостногопедагогического процесса. Она важна не только сама по себе, как способреализации взрослыми воспитания и образования подрастающего поколения, но и какглавная системообразующая идея, позволяющая практической педагогике изхаотически перемешанных, перепутанных, логически разрозненных и не стыкующихсядруг с другом эмпирических фактов структурироваться, вступать во взаимодействиеи причинно-следственные связи, наконец, систематизироваться, логически и идейновыстроиться и превратиться в собственно педагогическую науку. Именно целостныйпедагогический процесс, вбирая и расставляя по своим местам буквально всетеоретические идеи и практические факты воспитания, представляет педагогику какнауку в ее логически стройном системно-структурном виде.
Из философииизвестно такое крылатое выражение: целое больше суммы составляющих его частей.В этом смысле и педагогический процесс как совокупность характеризуетсянекоторыми целостными свойствами.
Цельпедагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания,она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитиеличности учащихся.
Педагогическийпроцесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованностиспособствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизируетобразовательные влияния целостного процесса. Педагогический процесс ведет кслиянию педагогического и ученического коллективов в целостный общешкольныйколлектив, который выступает в роли наиболее действенного субъектавсестороннего развития учеников.
Педагогическийпроцесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методовобучения и воспитания.
Педагогическийпроцесс в наиболее полной мере позволяет реализовать программно-целевой подходв планировании работы школы с ориентацией на конечный результат – всестороннее,гармоничное развитие личности.
Педагогическийпроцесс имеет свои законы и закономерности, отражающие его целостность.
1. Историявозникновения и развития педагогических законов и закономерностей
Педагогическиезнания идут из глубины веков, сначала как опыт, затем – как теоретическиеобобщения, в наши дни – как неопровержимо действующие закономерности и законы.
В первобытномобществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению ивоспитанию подрастающих поколений. Видимо, уже в это время были выработаны ипередавались из поколения в поколение практические правила обучения ивоспитания, позволяющие все более успешно решать задачи подготовки молодежи кжизни. Одним из таких правил является обучение и воспитание через практикужизни, наследование опыта старших.
В античныйпериод ученые Платон, Аристотель и особенно Квинтилиан делали первые попыткиобобщения практики обучения и воспитания в виде свода рекомендаций-правил. Этиправила сформулированы ими в ряду общих философских положений.
Средние векапредставляют собой трудный период в развитии педагогической мысли. Правилаобучения и воспитания в эти времена также действовали, но в отличие от античныхправил, вытекающих из естественной жизни, они нередко являлись простымзакреплением традиций.
В XVIII веке педагогикурассматривали как прикладное естествознание и считали, что она подчиняетсязаконам биологии. Полную перестройку педагогики на натуралистических началахпроизвели Я.А.Коменский и Дж. Локк. Под их влиянием законы педагогики сталиопределять в трех аспектах: общественно-историческом, естественно-историческоми психологическом.
Многиепедагоги прошлого говорили об открытых ими педагогических законах. Одним изпервых был Песталоцци. Он сформулировал закон умственного развития ребенка: отсмутного созерцания – к ясным представлениям и от них – к ясным понятиям.
Особое местов мировой и отечественной педагогики занимает педагогическое наследиеК.Д.Ушинского, который почти не употреблял слов «закон» и «закономерность»,называя свои многочисленные обобщения и выводы правилами и наставлениями. Междутем многие общие закономерности нашли свое отражение в трудах К.Д.Ушинского.
Экспериментальнаяпедагогика конца Х1Х – начала ХХ в. полагала, что методами эксперимента,измерения и статистики ей удастся вскрыть закономерности педагогическогопроцесса. Попытки формулирования педагогических законов можно найти у Дьюи,Торндайка, Меймана, Кильпатрика.
Попыткиустановить закономерную связь или хотя бы ее начала делали все крупныетеоретики педагогики.
2. Спецификапроявления законов диалектики в педагогике. Основной закон педагогическогопроцесса
Закон –внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимость (5).Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связимежду явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиесясущественные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполнеопределенное изменение других.
Диалектическийпуть познания истины состоит в установлении законов. Познать закон, значит понятьего действие. Научные законы классифицируются по критерию общности взависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. Кпервой группе принадлежат законы, сфера действий которых сравнительно узкая,так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общиезаконы, сфера действия которых достаточно широкая и не ограничивается одним илинесколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законыматериального мира, действие которых проявляется во всех областях.
Научныезаконы классифицируются и по другим признакам. Например, различают законы,определяющие связи между явлениями во времени и в пространстве, законыдинамические и статические и др.
Педагогика,как писал А.С. Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением томуявляется ярко выраженная противоречивость педагогического процесса, чтоявляется отражением диалектического закона единства и борьбыпротивоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там,где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там,где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений,концепций, взглядов, подходов изменившимся условиям социального развития иусложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности.
Впедагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона переходаколичественных изменений в качественные изменения. Все интегративные личностныехарактеристики представляют собой результат постепенного накапливания,наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностныеориентации, мотивы, потребности личности, ее индивидуальный стиль деятельности,умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогическиевоздействия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествииопределенного времени; в результате многократно повторенных действий,упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностноеобразование.
Переходколичества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического«снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапахразвития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранеенакопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новыеформы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся. Наглядным примеромпериодических диалектических снятий является переход от одного возрастногоэтапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему видудеятельности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возрастапротиворечия. Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому– скачкообразный процесс с неизменным возвращением назад, перерывамипостепенности.
Законпедагогического процесса – отражение объективных, внутренних, существенных иотносительно стойких связей педагогических явлений, способствующее научномууправлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иногопедагогического решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средстви методов учебно-воспитательной деятельности (3).
Наиболееустойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит вобязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старшихпоколений. Это основной закон педагогического процесса.
С основнымзаконом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогическиезакономерности.
3. Закономерностицелостного педагогического процесса
а) Понятиезакономерностей целостного педагогического процесса. Характеристика закономерныхвзаимосвязей компонентов целостного педагогического процесса
Закономерностьюв философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся,необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующаяих развитие.
Подзакономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективносуществующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи междупедагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогическогопроцесса, характеризующие их развитие.
Выявитьзакономерные связи целостного педагогического процесса помогаетсистемно-структурный анализ возможных связей, присущих этому процессу, чтопозволяет установить, какие из них являются существенными, необходимыми, безкоторых нельзя выявить сущность этого процесса и охарактеризовать его развитие.
Связи междупредметами и явлениями носят внешний и внутренний характер. Поэтому и прирассмотрении целостного педагогического процесса мы должны рассмотреть сначалаего связи с внешними по отношению к нему и более широкими процессами социальнойсреды, а затем уже охарактеризовать внутренние связи, присущие компонентамэтого процесса.
Воспитание вшироком смысле слова как предмет педагогики протекает в тесной взаимосвязи совсеми социальными процессами, оно непосредственно, существенно и постояннозависит от уровня развития производительных сил и производственных отношений,от образа жизни людей в обществе, от возникающих новых общественныхпотребностей, от политической системы и господствующей идеологии, от социальнойструктуры общества.
Из учения оцелях воспитания также вытекает убедительный вывод: с изменениемпроизводительных сил и производственных отношений, с изменением классовойструктуры общества обязательно меняются цели воспитания, его содержание, формыи методы.
Отсюдавытекает вывод о первой закономерности педагогического процесса, реализующеговоспитание в широком смысле: целостный педагогический процесс, его цель,задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическимипотребностями общества, его идеологией и политикой.
Из этойзакономерности следует, что при организации педагогического процесса всовременной школе необходимо в полной мере учитывать потребностисоциально-экономического развития страны. Если педагогический процесс не будетв полной мере реализовывать эту свою первую закономерность, то он будетотставать от жизни, входить в противоречие с нею и должен неизбежноперестраиваться.
Педагогическийпроцесс протекает в определенных условиях, которые могут быть более или менееблагоприятными для его функционирования. С ростом экономических возможностейобщества улучшается учебно-материальные и школьно-гигиенические возможности дляболее эффективного решения задач всестороннего развития личности. Поэтому задачи,содержание, методы и формы педагогического процесса зависят не только отпотребностей, но и возможностей общества, от условий, в которых протекает этотпроцесс.
Таковы двезакономерности педагогического процесса, которые обусловлены его внешнимисвязями.
Кроме того,по-мнению Ю.К.Бабанского, необходимо рассматривать связи, которые существуютвнутри самого этого процесса, т.е. между его основными компонентами:
· связимежду процессами обучения, образования, воспитания и развития как составляющимикомпонентами целостного педагогического процесса;
· связимежду процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства исамодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, т.е. между деятельностьюсубъектов и объектов педагогического процесса;
· связимежду деятельностью и общением личности и результатами ее развития;
· связимежду возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характеромпедагогических влияний на нее;
· связимежду коллективом и личностью в педагогической системе;
· связимежду задачами, содержанием, формами, методами педагогического процесса;
Многолетниепедагогические исследования и анализ школьной практики показали, что нельзяуспешно построить обучение и воспитание учеников, если не учесть хотя бы одиниз названных видов внутренних связей. Эти связи носят существенный инеобходимый характер, проявляются во всех случаях, во всех известныхпедагогических ситуациях в той или иной мере. Поэтому они носят всеобщийхарактер. Они проявляются всегда и поэтому являются устойчивыми связями. Отсюдаследует вывод, что все эти связи являются закономерными и их следуетформулировать в виде определенных закономерностей педагогического процесса.
Психолого-педагогическиеисследования, проведенные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н.Леонтьевым имногими другими, показали, что воспитание и обучение играют решающую роль вразвитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитаниеидут впереди развития, они определяют его. Л.С. Выготский отмечал: «Только тообучение является хорошим, которое забегает вперед вперед развитию… создаетзону ближайшего развития ребенка, т.е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает иприводит в движение целый ряд внутренних процессов развития» (1).
Даннаязакономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обученияпрактически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучатьопределенные закономерности, знания, на которых основываются его действия вобществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики не воспитаны,не имеют позитивного отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью ипр.
Отсюдаследует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательныемероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всестороннеразвивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающийхарактер.
Эффективностьвоспитания и обучения в целостном педагогическом процессе закономерно зависитот того, насколько педагогам удалось обеспечить единство своих действий сдействиями учеников, насколько педагогические влияния резонируют с активностьювоспитываемых и обучаемых. При совпадении активности субъектов и объектоврезультат педагогического процесса резко возрастает, наступает явление«педагогического резонанса», резкого возрастания эффективности (Ю.К.Бабанский).
Следовательно,воспитание и обучение эффективны, если они стимулируют активность,самостоятельность учеников, а педагогические воздействия побудили их ксамовоспитанию и самообразованию, к творческому самовыражению.
Воспитание,обучение и образование в решающей мере зависят то характера деятельности иобщения, в которые включаются ученики.
В активнойдеятельности индивид усваивает способы действий и познает объективные свойствапредметов.
Игроваядеятельность является ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Однакои в средних, и в старших классах игра должна сохранить свое влияние каксредство стимулирования интереса к учению. Для этого полезно использоватьпознавательные, ролевые и деловые игры. Особое значение приобретают игры скомпьютером.
Учебно-познавательнаядеятельность – основной вид деятельности учащихся. Без нее невозможнообеспечить обучение. В условиях непрерывного образования надо не тольковключать школьников в учение, но и учить их учиться, формировать у них навыкиучебного труда, умения заниматься самообразованием.
Трудоваядеятельность – важнейшее средство воспитания и развития личности. Школьникидолжны систематически включаться в общественно полезный, производительный труд.
В воспитаниии обучении существенное значение имеет общение педагогов и воспитуемых, а такжеобщение между самими учениками. Общение отражает специфическую человеческуюпотребность в среде себе подобных. В процессе общения каждый человек познаетдругого и самого себя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, учениковладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя какличность.
Л.С.Выготскийписал, что ребенок является максимально социальным существом. Всякое, даженаипростейшее отношение ребенка к внешнему миру всегда оказывается отношением,преломленным через отношение к другому человеку. Участники деятельностипопеременно являются то субъектами, то объектами общения (Д.Б.Эльконин).Поэтому исключительно важно правильно строить общение в коллективе.
Успешностьпедагогического процесса закономерно зависит от умения педагогов правильноучитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. Каждый возрастучеников имеет свои специфические характерные черты, зная которые педагоготбирает содержание, формы и методы обучения и воспитания так, чтобы они вполной мере соответствовали этим особенностям.
Например, вработах психологов отмечают, что учащиеся младших классов отличаютсянеустойчивостью внимания, импульсивностью, быстрой утомляемостью. Одновременноим свойственны общительность, открытость, непосредственность, они оченьдоверяют учителю, дорожат его оценкой, стремятся ему подражать. Все это требуетприменения в учебном процессе познавательных игр, умелой дозировки учебныхзаданий, своевременного оказания помощи в учебе и при выполнении трудовых иобщественных заданий.
Вподростковом возрасте ученики характеризуются большей самостоятельностью,активностью, подчеркнутым стремлением к взрослости. Интересы детей, оставаясьразносторонними, приобретают большую устойчивость. Возникают стремления копределенной области знаний, и определяется интерес к профессиям. Ониинтересуются нравственными проблемами. Появляется тяга к внеучебному общению,крепнет чувство привязанности к друзьям, возникает чувство первой влюбленности.Учащиеся этого возраста не любят назиданий, поучений, наставлений, сковывающихих инициативу.
Их волнуетобщественное мнение, отношение товарищей. В общении с ними особое значениеимеет соблюдение педагогического такта, подчеркнутое внимание к учету ихзапросов, интересов при одновременном воспитании чувства долга иответственности.
Всявнеклассная работа с подростками должна стать более разнообразной по своимформам и методам, гибко корректироваться в соответствии с меняющимисяинтересами и потребностями детей. Именно в этот период развертываетсяцелеустремленная профориентационная работа, углубленно изучаются способности ивозможности учеников, необходимые для овладения той или иной профессией. Болеесложными и ответственными становятся общественные поручения, формы участияшкольников в органах самоуправления в общественно полезном, производительномтруде.
Педагоги сбольшим тактом и уважением призваны подойти к возникающему чувству юношескойлюбви, всемерно поддерживать в коллективах дружеские, товарищеские отношениямежду подростками.
Нельзязабывать и о том, что в этом возрасте идет бурный рост организма детей. За годони порою вырастают на 10 -15 сантиметров. У некоторых учеников возникаетповышенная утомляемость, происходит временное снижение работоспособности. Этотребует от учителей тщательно определять объем и характер домашних заданий,всегда учитывать индивидуальные особенности детей, создавать щадящий режим науроках и в группах продленного дня.
Учащиесястаршего возраста уже более четко определяют свои жизненные и профессиональныепланы. Они отличаются повышенной независимостью в поступках и суждениях,критичностью по отношению к окружающим, лучше управляют своими эмоциями. Онитребуют повышенного уважения к их мнениям, суждениям, жизненной позиции.Необходимо включать их в решение реальных жизненных проблем, чтобы послеокончания школы они уже имели определенный опыт участия в общественной жизни.
Ввоспитательной работе со старшеклассниками надо уделять больше вниманияформированию жизненных идеалов, убеждений, общественно ценной жизненнойпозиции, мировоззренческой стойкости, нравственной принципиальности.
Одна изособенностей воспитания – его коллективистская направленность, что определеносамой сутью общественных отношений. В обучении также важно опираться наколлектив, использовать коллективные формы труда.
Управлениецелостным педагогическим процессом начинается с проектирования его целей изадач, которые всегда должны опираться на общие цели и потребности общества.Цели деятельности конкретизируются в стратегических, тактических и оперативныхзадачах образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Цели и задачизакономерно определяют все последующие элементы педагогического процесса –содержание, формы и методы деятельности преподавателей, воспитателей ивоспитуемых. Только в том случае, когда задачи, содержание, формы и методыпедагогического процесса составляют целостную логическую цепочку, когда учительпродумывает связи между этими компонентами, постарается выбрать их наиболеерациональные варианты, только в этом случае можно рассчитывать на достижениежелаемого конечного результата.
б)Характеристика закономерностей целостного педагогического процесса
Как ужеотмечалось ранее, закономерности педагогического процесса являются выражениемего сущности. Г.М.Коджаспирова выделяет следующие группы закономерностейпедагогического процесса:
· закономерности,обусловленные социальными условиями;
· закономерности,обусловленные природой человека;
· закономерности,обусловленные сущностью воспитания и обучения (2).
Закономерность,обусловленная социальными условиями — зависимость воспитания и обучения отобщественных потребностей и условий. От этого зависят цель и конкретные задачивоспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будутиспользоваться полученные результаты. Общество испытывает потребность враспространении информационных технологий и большом количестве специалистов вэтой сфере.
Закономерности,обусловленные природой человека:
· определяющаяроль деятельности и общения в формировании личности;
· зависимостьвоспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностейребенка;
Закономерности,обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:
· взаимозависимостьпроцессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
· взаимосвязьгруппы и личности в учебно-воспитательном процессе;
· взаимосвязьзадач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостномпедагогическом процессе;
· взаимосвязьмежду педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностьювоспитуемых.
Взакономерностях, по-мнению И.П.Подласого, отражаются объективные, необходимые,существенные, повторяющиеся связи (7). В столь сложной, большой и динамичнойсистеме, как педагогический процесс, проявляется большое количестворазнообразных связей и зависимостей.
Среди общихзакономерностей педагогического процесса выделяют такие:
· Закономерностьдинамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависитот величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогическийпроцесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеетпостепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, темвесомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу –тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были болеевысокие промежуточные результаты.
· Закономерностьразвития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровеньразвития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды;включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способовпедагогического воздействия.
· Закономерностьуправления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогическоговоздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми ипедагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий навоспитуемых.
· Закономерностьстимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действиявнутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных,педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
· Закономерностьединства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе.Эффективность учебно-воспитательного зависит от: интенсивности и качествачувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практическогоприменения осмысленного.
· Закономерностьединства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.Эффективность педагогического процесса обусловливается: качествомпедагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательнойдеятельности воспитуемых.
· Закономерностьобусловленности педагогического процесса. Течение и результатыучебно-воспитательного процесса обусловлены: потребностями общества и личности;возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества;условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими,эстетическими и другими).
Названнымизакономерностями связи, действующие в педагогическом процессе, неисчерпываются. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связейисследователи только подступают.
Заключение
Педагогикакак наука имеет одной из своих функций познание процессов обучения ивоспитания. Результатом этого познания является установление законов изакономерностей целостного педагогического процесса.
Педагогикастремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные инеобходимые связи между явлениями и факторами обучения и воспитания. Эти законыдают педагогам понимание общей картины объективного развития педагогическогопроцесса.
Охарактеризованныезаконы и закономерности целостного педагогического процесса должны учитыватьсясистемно. Нельзя рассчитывать на успех, если педагог опирается на некоторыезакономерные связи, а другие игнорирует.
Толькосистемное претворение в практике всех законов и закономерностей целостногопедагогического процесса обеспечивается его оптимальное функционирование.
Списоклитературы
1. Бабанский Ю.К.Педагогика. – М.: Просвещение, 1999. – 368с.
2. Коджаспирова Г.М.Педагогика. – М.: Владос, 2004. – 352с.
3. Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва-Ростов-на-Дону: Март, 2005. –426с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика.– М.: Юрайт-М, 2001. – 607с.
5. Педагогика: большаясовременная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 547с.
6. Педагогика. /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.-512с.
7. Подласый И.П. Педагогика.– М.: Высшее образование, 2006. – 540с.