Введение
Дидактические функции проверки и учета знаний иумений, учащихся Уровнипроверки
Устнаяпроверка знаний и умений, учащихся по физике
Письменнаяпроверка знаний и умений, учащихся по физике
Педагогические функции персонального компьютера в
учебно-воспитательном процессе
Проблемысоздания и использования обучающих программ
Заключение
литература
В многочисленных публикациях, как внашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может быть использованпри изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решениясамых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных экспериментов, построения и интерпретации математических моделей физических, химических и другихявлений и процессов. Он может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника. Эксперименты показываютметодическую эффективность использования графических возможностей персональногокомпьютера (ПК) при обучении геометрии,черчению для развития пространственного воображения, конструкторскихспособностей и т. п. Указываются и многие другие возможности применениякомпьютеров в учебном процессе.
Отмечается, в частности, чтокомпьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия:они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока,придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательнойдеятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокогоуровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможностивключения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратнаясвязь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляетучебный процесс, способствует повышениюего динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главнойцели собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительногоотношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворениярезультатами каждого локального этапа в обучении.
Одним из важных структурныхэлементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверказнаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального вниманияучителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станетизлагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всемиучащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и уменийявляется нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворениесвоей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот,теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.Дидактические функциипроверки и учета знаний и умений учащихся.
Ученые-педагоги и методисты выделяюттакие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая ивоспитывающая.
Сущность контролирующейфункции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой исоответствующих данному этапу обучения.
Сущность обучающейфункции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний,умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания ипамяти школьников.
Ориентирующаяфункция проверкисостоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информацииучителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающаяфункция проверкиреализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебныйтруд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт—честности, правдивости,настойчивости, взаимопомощи.
Рассмотрим подробнее обучающуюфункцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый разучитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения.Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного вматериале, на этом главном и заостряется внимание школьников. На данном этапепроверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и учит их умениювыделять в изученном существенное, главное, умению производить «сортировку»материала. В процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мерепостановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.
Очень часто с цельюпроверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать окаком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуетсятакже и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично ипоследовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное,включать в рассказ показ опытов и их объяснение. В зависимости от целирассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ.При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление,расширение и упрочение знаний, отработка умений и навыков, формирование иотработка умственных действий—сравнения, обобщения, классификации, анализа,синтеза и т.п., что очень важно для развития мышления учащихся. Активное исознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
Для реализации рассмотренных функцийпроверки и учета знаний и умений, учащихся необходимо обеспечить объективность,полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется, если проверкаплановая. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, прикоторой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся попроверяемым вопросам программы.
Как показываютнаблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие сторонызнания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переноситьновые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новойситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышленияшкольников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках физикиявлений, дает экономию времени на изучение сходных физических явлений. Проверкаиграет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимсядостоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиесякласса обязаны слушать вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом учебного труда являетсясправедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапахпроцесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишьконтролирующую функцию, так как к моменту проверки формирование знаний еще незавершено, что обусловлено как возрастными и индивидуальными особенностямиучащихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развитиямышления, познавательный интерес, мотивация и т. п.), так и определеннымизакономерностями самого процесса формирования знаний.
За проверкой нельзя признать лишьконтролирующую функцию также еще и потому, что в процессе проверки происходитисправление ошибок в содержании, логике ответов, а также в речи учащихся.
Признание запроверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки,делает ее односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей,обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначениепроверки как этапа обучения. Естественно, что функции проверки на различныхэтапах процесса обучения проявляются в разной степени.Уровни проверки.
Количество уровнейдолжно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными длякаждого учителя физики без специального обучения. В соответствии с требованиямипрограммы по физике и стабильных учебников, Оноприенко Ольга Владимировнапредлагает следующие уровни проверки, применяемые при обучении физике в VII—XIклассах. Определяя содержание уровней, она рассматриваем лишь конечные ихэтапы, минуя промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое запоминаниеотдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается восновном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1. Умение описывать устно или письменнофизическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2. Знаниеотдельных фактов истории физики.
3. Знание названий приборов и области ихприменения (например, амперметр—прибор для измерения силы тока).
4. Знаниебуквенных обозначений физических величин.
5. Знание условныхобозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах.
Для проверки знаний и умении,соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений.Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированногоучета.
При достижении учащимися 2 уровняпредполагается:
1. Знание теории, лежащей в основеизучаемого явления,
2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математическойзаписи.
3. Знание и понимание определенийфизических величин (например, удельной теплоемкости вещества, скорости,ускорения).
4. Знание единиц физических величин,их определений (например, за единицу силы в СИ принимается сила, которая телумассой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).
5. Понимание принципа действияприборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять этизнания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания,выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основеосмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широкоиспользуются узнавание и явление пера-носа. Для выполнения таких заданийтребуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем привыполнении заданий на 1 уровне.
3 уровеньопределяет конечную цель обучения:
1. Умение применятьтеорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основемолекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатногосостояния вещества, диффузию газов, давление газа).
2. Пониманиевзаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородныхявлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за1 спод действием света, от энергии светового пучка; зависимость энергииэлектронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света).
3. Умениеизображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определятьхарактер этой связи.
4. Умениесопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы(например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объемапогруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два телаодинаковой массы, но разного объема).
5. Умение производить расчет, пользуясьизвестными формулами.
6. Представление обисторическом развитии отдельных разделов физики (например, о развитиипредставлений о волновой и квантовой природе света, о развитии взглядов натеорию строения вещества).
7. Сформированность «технических приемов»умственной деятельности:
умение читать книгу, находить нужныесведения, составлять план ответа и т. п.
Для проверки знаний, соответствующих3 уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективныйвид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требуетглубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности,умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используютсяпсихологические операции—воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
При разработке конкретных заданий,требований к их выполнению (объему, качеству) следует учитывать, знания какогоуровня они будут проверять, на каком этапе обучения.
Требования к знаниям учащихсявозрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Сразу же послеизучения нового материала ученик приобретает знания и умения, соответствующие 1уровню, а также частично 2 и 3. Учителю предстоит добиться перехода всехучащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого следует использовать систематическиеупражнения.
Знания и умения, приобретенныеучащимися на 1 ступени обучения физике, служат основой для дальнейшего изученияпредмета, поэтому учитель при обучении физике должен учитывать, что каждыйуровень знаний, достигнутый на 1 ступени обучения, может быть воспроизведен на2 ступени. В IX—XI классах перед изучением тем, отдельные вопросы которыхрассматривались в VII—VIII классах, следует провести диагностирование знаний иумений учащихся, наметить пути их корректирования (общего и индивидуального) ивести изучение нового материала с прямой опорой на знания и умения,приобретенные в VII—VIII классах.
В осуществлении принципапреемственности и непрерывности обучения важен вопрос о психологическойподготовке учащихся: они всегда должны быть готовы к воспроизведению знаний иумений, приобретенных ими на любом этапе обучения физике.УСТНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Широкое использование устной формыпроверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинствомпо сравнению с другими формами—непосредственным контактом между учеником иучителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитиеммысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомненияотносительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учитьлогически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т. п.
Но в то же времяпри устной проверке учитель испытывает затруднения в оценке выявленных знаний.Трудности в методическом отношении связаны с:
1) отборомматериала по содержанию, формой постановки вопросов, их количеством:
2) зависимостьюоценок, выставляемых различным учащимся одного и того же класса и разных классов от их общей успеваемости;
3) потерей вниманиявсего класса к ответу одного ученика. Поэтому при подготовке к устной проверкеучитель должен тщательно отбирать материал по содержанию, заранее формулироватьвопросы, определять требования к ответам учащихся.
Устная форма может быть использованадля проверки усвоения учебного материала на всех уровнях.
Нельзя забывать, что функциипроверки (контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая) будутвыполняться лишь в том случае, если школьники убеждены в необходимости,целесообразности и объективности проверки, в справедливости и доброжелательностиучителя. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в видефронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке закороткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса поопределенному вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителяиспользуют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, дляопределения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, дляпоэтапной или окончательной проверки учебного материала, только чторазобранного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальнойпроверки, определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемогоматериала—время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки учительможет проверить знания формулировок законов, их математического выражения,характера связи между величинами, единиц физических величин, их определений,узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности рассматриваемых явлений, т.е. поверить знания 1, 2,3 уровней. Индивидуальная устная проверка позволяетвыявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельностьсуждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речиучащихся. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учета.Ее содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить ввиде развернутого рассказа с применением выводов, доказательств, математическихвыкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемыхфизических явлений, с постановкой эксперимента !ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПОФИЗИКЕ.
Письменная проверка позволяет закороткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ееспецифическая особенность— большая объективность по сравнению с устной, так каклегче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверкиможно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценкиработы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей иориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменнойпроверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта междуучителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственнонаблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания.
На основании анализа результатовписьменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний иразвития, учащихся;
выявить весь объем ошибок,допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чегоучитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний,умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени посравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время наподготовку к ней и не определение результатов. Учащиеся в процессе письменнойпроверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражатьмысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная форма может бытьиспользована для проверки усвоения учебного материала на 1—З уровнях. Используяпредлагаемую О. В. Оноприенко систему уровней приводится перечень знаний, умений и навыков, подлежащихписьменной проверке.
1 УРОВЕНЬ
• умение описывать ход физическихявлений;
• знание названий приборов, областиприменения;
• знание буквенных обозначенийфизических величин;
• знание условных обозначений;умение изображать их на чертежах.
2 УРОВЕНЬ
• знание и понимание формулировок физических законов, их математическойзаписи;
• знание и понимание физическихвеличин;
• знание единиц физических величин,их определений.
3 УРОВЕНЬ
• умение применять теорию дляобъяснения некоторых частных явлений;
• умение графически изображатьвзаимосвязь между физическими явлениями, определять характер этой связи;
• умение производить расчет,пользуясь известными формулами;
• сформированность отдельных«технических приемов» умственной деятельности (составление плана ответа, умениенаходить нужные сведения в книге, справочнике и т. п.). Письменную проверкузнаний учащихся используют в целях диагностики умения применять знания вучебной практике (в основном при решении задач). Письменная проверкаосуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных исамостоятельных работ. Физические диктанты как форма письменной проверки знанийодновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкоераспространение в школах. Физические диктанты дают
возможность подготовить учащихся кусвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщениеизученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнениядомашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания вучебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обученияфизике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновенияпробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечногорезультата обучения. Физические диктанты представляют перечень вопросов,которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написатьответ.
Систематическое проведениефизических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательноевоздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь куроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально,какие— индивидуально, а какие—в форме физического диктанта. Учащиеся привыкаютк тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Этовоспитывает дисциплину труда, трудолюбие.
Контрольные работы по физикепроводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применятьзнания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание самостоятельных, проверочных иконтрольных работ должны составлять аналитические, графические иэкспериментальные задачи. Контрольные работы—обязательная и систематическаяформа проверки и учета. Их следует проводить по основным темам школьного курсафизики. Во время самостоятельной работы ребята могут пользоваться учебником,тетрадью, справочной литературой, обращаться за помощью к учителю.Педагогические функции персонального компьютера вучебно-воспиательном процессе.
Для обоснования эффективностииспользования компьютерной техники в качестве средства обучения необходимо датьответы на следующие основные вопросы:
1. Какие конкретные, собственнопедагогические функции могут быть возложены на компьютер вучебно-воспитательном процессе?
2. Какими требованиями следуетруководствоваться при создании и
использованиимашинно-ориентированных обучающих программ? В наши дни возникли принципиальноновые условия для реализации общих концептуальных установок компьютерногообучения, их конкретизации и практической апробации. Эти новые условия характеризуются следующими основными факторами:
Появление ПК, расширение ихфункциональных возможностей, а главное, все более массовое внедрениекомпьютеров в учебный процесс создают необходимые предпосылки для обеспеченияпродолжительного контакта каждого учащегося с компьютером, во время которого,собственно, и происходит процесс компьютерного обучения. Ничего подобного, разумеется, напредшествующих этапах использования ПК в учебном процессе общеобразовательныхшкол, а также профтехучилищ и техникумов неэлектронного профиля и быть немогло. Исключение составляли лишь некоторые вузы, обладавшие достаточными возможностями для созданиянадлежащей учебно-материальной базы, приобретения дорогостоящих ПК, привлечения квалифицированныхпреподавателей и т. д. Достаточновысокий уровень компьютерной грамотности позволяет учащимся разрабатыватьобучающие программы по школьным курсам математики, физики, химии, истории, иностранногоязыка, музыки и т. д. Так, водной из школ создано свыше 300 программ,выполняющих разнообразные функции: обучающие, контролирующие, игровые,моделирующие и т. п. Среди них: программная модель ядерного реактора;вынесенная на экран дисплея лабораторная работа по химии;
демонстрационный пакет программ поастрономии; тренажер для выполнения арифметических действий над многозначнымичислами;
программы, проверяющие знанияшкольников по элементарной теории музыки, и т. п. В результате учащиеся Пкласса изучают с помощью ПК основы арифметики (обучающие программыпредусматривают отработку навыков в выполнении четырех арифметических действий с автоматизированным контролем результатов обучения). Компьютерыиспользуются как «генераторы задач» по физике,, для изучения лексикианглийского языка вIII uIV классах, дляизучения грамматики в V классе, элементов математической логики в IX.
Результативностькомпьютерного обучения по различным учебным дисциплинам существенно зависит отуровня компьютерной грамотности обучаемых. Поэтому сам факт введения массовогокомпьютерного всеобуча создает благоприятные предпосылки и для повышенияэффективности компьютерного обучения.
Основное требованиек составляемым обучающим программам — их ориентация на развитие активности,инициативы, творчества учащихся. Характерны в этом отношении экспериментальныеуроки физики в школе с применением ЗВМ, проводимые заслуженным учителем школыРСФСР С. И. Литератом по программам, разработанным в школьном вычислительном центре. Один из наиболее эффективных приемов — использованиеЭВМ в игровых задачах, например по атомной физике. Оцениваяпсихолого-педагогические возможности компьютеризацииучебного процесса, С. И. Литерат указывает следующиеосновные направления:
использование ЭВМ для тренировки изакрепления знаний
ускорение расчетов при решении задачв лабораторных работах и т. д. (преимущественно в старших классах);
проверка знаний, умений и навыков,учащихся во время контрольных работ и опросов;
индивидуальная работа учащегося наПК при выполнении заданий учителя (главным образом на факультативных занятиях);
учет результатов обучения и оперативное представление соответствующей информации учителям, администрации,родителям и самим учащимся.
По мнению Ю. А. Первина, одного изинициаторов компьютерного обучения в школах г. Новосибирска, педагогическиезадачи компьютеризации в общеобразовательной школе можно квалифицировать потрём основным направлениям
формирование определённого стилямышления у всех учащихся;
повышения эффективности преподаваниявсех, без исключения, школьных дисциплин с помощью ПК
существенная активизация учебногопроцесса с помощью программ, оперативно собирающих информацию с учебных мест ианализирующих ^ её.
Особую роль в компьютерном обучениииграют программные и технические средства машинной графики. По существу, этисредства позволяют сделать рисунок объектом общения учителя, учащегося икомпьютера.
Накопленный практический опытпозволяет с должным научным обоснованием подходить к дальнейшему углублению иконкретизации теоретической концепции компьютерного обучения, отражающейсложные, диалектичные по самой своей сути педагогические процессы и явления,связанные с внедрением компьютерной техники в учебный процесс.
Проблема межличностного общения. Один из наиболее существенныхпсихолого-педагогических факторов, сопутствующих компьютеризации обучения,внедрению персональных компьютеров в учебный процесс, связан с повышеннойвозможностью индивидуализации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта особенность компьютерного обучения самапо себе полезна, поскольку позволяет ^^ дифференцировать трудность учебных заданий с учетом индивидуальныхвозможностей учащихся, выбрать оптимальный темп обучения, повысить оперативностьи объективность контроля и оценки результатов обучения. Иными словами, вусловиях компьютерного обучения значительно повышаются взаимоадаптационныевозможности в системе «учащийся — обучающая программа». Столь существенныйпсихолого-педагогический и дидактический эффект компьютерного обучения, несомненно, способствует решению одной из наиболее актуальных и вместе стем вечных педагогических проблем — индивидуализации учебнойдеятельности. Уже на первом этапе обучения, в процессе постановки целей и задачпредстоящей познавательной деятельности, учащихся учитель участвуетопосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляеткомпьютер. Конечно, учитель должен (во всяком случае, в перспективе) приниматьсамое активное участие в составлении обучающих программ, определяющихпоследовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но фактостается фактом: в реализации важнейшей психолого-педагогической функцииобучения — предъявлении и, что самое главное, принятии учащимися целей и задач
учебно-познавательной деятельности —в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общенияучителя и ученика, живого слова учителя, которое выполняет важнейшие функции:
воспитательную, развивающую,образовательную. Крайне важно ознакомить учащегося с конкретными средствами испособами деятельности, направленной на решение соответствующей задачи. Инымисловами, на этом этапе учащийся должен овладеть методом решения задачопределенного класса, понять его суть и закрепить усвоенный метод решения впроцессе упражнений. Речь идет, следовательно, о самом главном — обучениидеятельности. Нет необходимостидоказывать, что этот процесс и в условиях традиционного (без машинного)обучения проходит сложно и при всей значимости самостоятельной работы учащегосятребует постоянного общения с учителем, демонстрирующего способы решения задач,направляющего и корректирующего соответствующие познавательные усилияобучаемого. Формально компьютер вполне может взять на себя выполнениесобственно обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочногохарактера, ориентированных на закрепление знаний, умений и навыков.
Однако и на этом этапе следуетсчитаться с возможным дефицитом человеческого общения, окрашенного эмоционально-личностными отношениями и создающеготот неповторимый психологический микроклимат, который в решающей мереспособствует стимулированию учебно-познавательной активности учащегося.
На исполнительском этапеучебно-познавательной деятельности, казалось бы, проблема общения не стольважна — учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить ту илииную задачу. Но этот этап самым непосредственным образом связан с контролем иоценкой хода и результатов выполненной работы, когда наряду с объективнымипоказателями результативности исключительно важное значение приобретаетсубъективный фактор — мнения учителя и товарищей, их отношение к результатамучебного труда каждого учащегося. Именно система отношений в межличностномвзаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет, в конечномсчете, его воспитательную эффективность. Все сказанное дает основаниеутверждать, что в условиях компьютерного обучения необходимо обратить самоесерьезное внимание на организацию коллективных форм учебной деятельности. В многочисленных психолого-педагогическихисследованиях убедительно показано, что такие важнейшие качества личности, какнезависимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь товарищуи т. п., формируются, прежде всего, в коллективной деятельности. При всей неоспоримой воспитательнойзначимости общения в разновозрастных группах заслуживает серьезного внимания иизучение общения друг с другом детей и подростков одного возраста — сверстников.
Проблемаэмоциональности обучения в условиях компьютеризации. Эмоции — важнейшаяхарактеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческогоповедения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяютнравственные качества
человека, его отношение к действительностии, в конечном счете, его мировоззрение. Важность формирования у учащегосяэмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучениядоказана многочисленными исследованиями.
Очевидно, что как на этапесоставления обучающих программ, так и в самом процессе компьютерного обучениянеобходимо учитывать те психолого-педагогические закономерности, которые связаны с формированиемсоответствующих эмоций. В условиях компьютеризации учебного процесса особенноважно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство радости откаждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной, трудовой иобщественной деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобыизумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества,окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». Особуюзначимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережитьчувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).
Компьютер в системесредств обучения. Данная проблема представляется актуальной, посколькупедагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду показателейнамного превосходит возможности традиционных средств реализации учебногопроцесса.
В самом деле, компьютер совмещает всебе, причем на, качественно более высоком уровне, возможности разнообразныхсредств наглядности, материалов с печатной основой, тренажерных устройств,технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности, анепрерывно улучшающиеся аудиовизуальные параметры ПК, общая тенденция к переходу на естественный язык общения спользователем, совмещению ПК с видеомагнитофоном и т. п. создают предпосылкидля постепенного вытеснения устаревших, малоэффективных и статичных средствобучения (плакаты, макеты, лингафонные устройства, диапроекторы, кодоскопы, обычныемагнитофоны, киноустановки и т. д.).ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
Одна из наиболее актуальных проблемкомпьютерного обучения — проблема создания педагогически целесообразныхобучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетовприкладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что онипредставляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. Посвоему целевому назначению машинно-ориентированные обучающие программыразнообразны: управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные, контролирующие,моделирующие и т. д.
Упр