МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
Дидактическая игракак средство развития
познавательногоинтереса учащихся на уроках математики
Выполнила: учитель математики
среднейшколы № 53
г. Астрахани
КАЛИКИНА ЛИДИЯ ФИЛИМОНОВНА
Астрахань, 2005
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Психолого- педагогическоеобоснование проблемы…………….3
1.1. Познавательныйинтерес как важный компонент
внутренней мотивации школьника к учению…………………………… 3
1.2.
1.3.
средство развития познавательногоинтереса учащихся……………………8
ГЛАВА 2. Практическое применение дидактической игрыкак средства
развития познавательного интересаучащихся на уроках математики…….16
2.1. Технология обучения математике с применением
. дидактических игр……………………………………………..16
2.2.
2.3. результатов. Выводы…………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
ВВЕДЕНИЕ
« Предмет математики настолькосерьёзен,
что надо не упускать случая сделать его
занимательным».
Б.Паскаль.
Ещё в древности одним из важнейших достоинствчеловека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означаетзнание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.
Важнейшая задача школы — давать учащимсяглубокие и прочные знания основ наук,вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решениюпроблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческомумышлению. «Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самогомышления» ( С.Л.Рубинштейн)
Цель моей работы – показать, как средствамиигры помочь развить у
учениковпознавательный интерес, что на уроках математики нескучно,
соединитьзамечательный мир детства с прекрасным миром науки.
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
1.1 Познавательныйинтерес как важный компонент внутренней мотивации школьника к учению.
Важное место в комплексе воспитательныхзадач обучения математике
занимаетпроблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес-это одноиз личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся впытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным поотношению к тому
или иному учебному предмету.
Каждый вид деятельности учащихся в учебномпроцессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех илииных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы,побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на
томили ином уровне.
А.К.Маркова различает две большие группымотивов учения:
познавательные( широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) исоциальные(широкие и узкие или позицион-
ные,мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает опре
делённымихарактеристиками(содержательными и динамическими), сочетается и с другимипобуждениями и потребностями в учебной
деятельностиучащихся.
Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть:интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Ноцентральную роль в учебной деятельности играет учебно-познава –
тельный интерес,который в отличие от других возможных мотивов только иможет обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательныйинтерес как психологическая категория есть форма проявления познавательнойпотребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целейдеятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокомуознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения.
Уровни сформированностиучебно-познавательного интереса
Уровень Диагностическиепризнаки
I Интерес почтине обнаруживается(за исключением реакции на яркий и
Отсутствие занимательный материал), безразличное или отрицательное отношение
интереса к решению любых учебных задач
II Положительнаяреакция только на новый материал, касающийся конкрет
ныхфактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом,
Реакции на возникающиевопросы. Кратковременная и неустойчивая активность
новизну
III Положительная реакция на новыйтеоретический материал, частые вопро
сы.Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный
Любопытство
IV Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в её
Ситуативный решении.Попытки самостоятельно найти способ решения задачи и довести
учебный интерес её до конца. Исчерпывание интереса после решениязадачи
V Интерес к общемуспособу решения целой системы задач в пределах изуча-
Устойчивый емого материала. Охотное включение в процессрешения учебных задач.
Длительнаяи устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых при
учебно-познава- менений найденного способа решения
тельный интерес
VI Ориентация на общие способы решения систем независимоот внешних
Обобщённый требований,выходит за рамки изучаемого материала.
учебно-познава - Постоянное проявление интереса и творческого отношенияк общему спо-
тельный интерес собу решения задач, стремление получитьдополнительные сведения,
мотивированнаяизбирательность интереса
Второй, третий и четвёртыйуровни познавательного интереса характерны
для младших школьников, укоторых он неустойчивый, непосредствен-
ный, вращается вокругузкоконкретного содержания его жизни. Пятый
уровень определяется вподростковом возрасте, познавательный интерес
становится осознанным, начинаетопределяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестойуровень характерен для
старшеклассников, которыхинтересуют способы деятельности, типичные
для того или иного предмета,необходимого им в будущей профессии.
Активизировать деятельность учащихся поовладению математическими
знаниями можно путём умелогоприменения занимательных задач, игр с
математическим содержанием.Занимательная задача- это та, которая
вызывает у учащихсянепроизвольный интерес, являющийся следствием
необычайности сюжет задачи,необычности формы её подачи. Решение
таких задач вызывает уучащихся внутренний положительный отклик,
развивает ихлюбознательность. Занимательность характеризуется
новизной, необычностью, неожиданностью,несоответствием прежним представлениям. Задача,казалось бы очень простая:
Играя, учить и учиться, играя…
А так ли уж проста?
1.2. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся
Значения слова «играть» (играопределяется как «действие по глаголу
играть»: «развлекаться, забавляться…Проводитьвремя в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющимудовлетворение,
удовольствие одним только участием в нём».
В последнее десятилетие в педагогическойлитературе появилось много определений игры. Например, учёные П.И. Пидкасистыйи
Ж.С. Хайдаров давали ей такое определение:«Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думаетсубъект, когда он дейст
вительно увлечён этойдеятельностью с непременной установкой на
очевидный всем результат». УГ.К. Селевко определение игры таково:
«Игра- это вид деятельности вусловиях ситуаций, направленных на вос-
создание и усвоениеобщественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправлениеповедением».
В 30-е годы, проводя исследования обозначения игры на разных языках(японском, латинском, семитском,германском и др.), J.Huizinga
(Й. Хейзинг) отмечает, что внекоторых языках таких слов нет, а есть 6.
лишь разные слова дляобозначения игр детей( греческий, китайский, санскрит), например,соревновательные игры, игры-представления,
азартные игры и т.п. Научногоединого общего для всех определения игры до сих пор нет и всеисследователи(биологи, этнографы, психологи)
отталкиваются от интуитивногоосознания, соответствующей культуры,
определённойреальности и места игры, которое она занимает в ней.
А что история? Рассмотрим известные подходык игре в историческом аспекте. Одна из теорий — теория К. Грооса, которыйпридавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребёнка онасоставляет главное содержание его жизни». Свою теорию он развивает как теориюупражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека,
Прирождённые реакции…являютсянедостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство дляподготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшегопоколения.
Альтернативной позицией натеорию К. Грооса была теория игры
Ф. Бойтендайка. Он утверждал,что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинктысозревают независимо от
упражнений, которые не считалигрой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается,что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют, а Ф.Бойтендайк –
на вопрос, почему они играют.Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер,И.Кант, Ф.Шиллер и др.считали,
что игра своеобразна тем, чтоимеет границы изображаемого и реального.
Игра с позиции психологов имеет несколькодругие концепции. В.Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса(игракак
упражнение) рассматривает её«со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.
В теории игры К. Коффки игре отводитсяогромнейшее значение в детском мире ребёнка. Мир ребёнка похож на мир«примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами. Такое обращение свещами характерно только для детства.
Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мирребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего миравзрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как
бы посредником между аутистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.
Большое влияние на исследование игры оказалпсихоанализ З.Фрейда.
Он предлагает два подхода кдетской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей,влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуетсятем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, ме-
няют свою природу, и он активно управляет ими.
А.Адлер, исследуя игру, показал возможностииспользовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделил 8 функций
драматической игры: подражание,разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребёнка; выражениеподавленных потребностей; выход «запрещённых побуждений»; обращение к ролям,помогающим расширить своё Я; отражение роста, развития, взросления ребёнка;разрешение в игре своих проблем.
По мнению Э.Берна игра передаётся отпоколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое ипрогнозироваться на будущее. Автор отмечает, что воспитание детей в большинствеслучаев сводится к тому, что разные варианты игр зависят от культуры,социального класса семьи. Социальное значение игры состоит в том, что людиприходят к играм, чтобы отвязаться от скуки и не подвергать себя опасностям.
Особый вклад в изучение игры в конце Х1Х –начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследованияособо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к
Игре в процессе обучениядетей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачиватьсвоё внимание на различных
предметах. «Этому великомуискусству учит игра. Для достижения этой
цели нужно, чтобы учение неявлялось чем-то чрезвычайно сухим и
отталкивающим по существу ипо форме».
Особое внимание в умственном развитии детейП.Ф. Коптерев уделяет развитию органов чувств. «Это постояннаянаблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешнихчувств: глазомера, слуха,
Рук, ног; ни одно движениепротивной партии, даже ни одно её намерение, не должны ускользнуть отнаблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой миныи атаки и сейчас должны быть введены контрмины и атаки». Следует отметить, чторазвитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.
В 30-е годы в советской психологииисследованиями игры занимались
М.Я. Басов, П.П. Блонский, ноособый вклад внёс Л.С. Выготский. Онотмечает, что игра дошкольника –это воображаемая, иллюзорная реализациянереализуемых желаний. Центральным моментом игры
Л.С. Выготский считает, что игра«создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре он всегда выше своегосреднего возраста, выше своего
Обычного поведения; он в игрекак бы на голову выше самого себя».
В книге Д, Б. Эльконина»Психология игры»автор определяет игру так:
«Человеческая игра – этотакая деятельность, в которой воссоздаются.
социальные отношения междулюдьми вне условий непосредственно
утилитарной деятельности».
В теории Л.С. Выготского«ребёнок учится игре своего «Я», создавая
фиктивные точки идентификации– центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношениямежду людьми.
Задолго до того, как игра стала предметомнаучных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейшихсредств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественнуюфункцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучнасоциальной природе ребёнка. Д.Б. Эльконин писал о том, что у некоторой части
педагогов существует тенденцияуниверсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самыеразнообразные функции
как чисто образовательные, так и воспитательные.Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие.Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развитияи формирование личности ребёнка,
которые по преимуществуразвиваются в игре инее могут развиваться или
испытывают лишь ограниченноевоздействие в других видах деятельности
«Значение игры не ограничивается тем, что уребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные сними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новаяпсихологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от
мотивов, имеющих формудосознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам,имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». «Исследование значения игры для психического развития иформирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый экспериментпросто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей ипосмотреть, как при этом будет идти процесс развития.»
По мнению многих современных ( С.Н.Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко,Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет
и др.) исследователей, играимеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Онадаёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы инерешительность.
1.3. Типология учебных игр. Дидактическая игра каксредство
развития познавательногоинтереса учащихся
В книге «Технология игры в обучении иразвитии» авторов П.И. Пид-
касистого и Ж.С.Хайдароваотмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрахвзрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети,интересно и весело. И играют они не вжмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в боль-
шой и малый бизнес, словом -вжизнь.»
Множествоизвестных игр разбито на три группы стематическими заго-ловками «Механизм», «Процесс», «Мотивация», группировка потипологическому принципу.
Учебные игры.
Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные,
воспитательные и педагогические).
Механизм.
Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)
Проблемные (эвристические ) игры.
Сюжетные игры ( драматизации, инсценировки)
Ситуационные игры ( игровые ситуации).
Творческие игры ( манипулятивные и строительные).
Настольные игры.
Языковые игры.
Абстрактные игры
Процесс.
Ролевые ( организационные и функциональные) игры.
Военные игры ( военные учения).
Деловые ( управленческие, операционные и экономические) игры.
Производственные (технологические, технические) игры.
Спортивные игры ( игры с правилами).
Формальные ( формализованные игры).
Мотивация
Развлекательные игры.
Азартные игры.
Актёрские игры.
Индивидуальные игры ( игры с природой).
Коллективные (командные) игры.
Соревновательные игры ( игры –состязания).
Результативныеигры.
Итак, на первом месте приведённойвыше классификации игр
стоят учебные игры. Учебная игра – это обучающаяигра, для которой
характерно,что игровой процесс сопровождается усвоением игроками
содержанияобучения. Игра по содержанию, учение по форме. Но она всегда должна оставатьсяигрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результатемеханического введения
учебногоматериала в ткань уже готовой игры, а путём специального
проектированиясодержания учебной игры.
Проблемные Соревновательные Формальные
игры игры игры
Имитационные Ролевые
игры игры
Типология учебных игр
Игра,учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом играготовит ребёнка как к учению.так и к труду,
самаявляясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, чтоигра – лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к. в ней заложеныогромные воспитательные и образовательные возможности, В процессе игр детиприобретают самые различные знания о предметах
Иявлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность испособность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Такимобразом игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей,совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, чтовсе игры(даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. Вигре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, азатем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.
Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные,имитационные, ролевые. Несколько слов о них.
Ситуационные игрыобразуют самостоятельный тип учебных игр.
Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственнойформой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения.
Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией, ибо вобласти человеческой деятельности категория проблемной ситуации являетсяпредельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характервсякой деятельности, в том числе и игровой.
Соревновательная играявляется одной из форм организации процесса игровогообучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командноесоревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практическойдеятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если всеучастники будут состязаться в выполнении действий, входящих в составдеятельности, выполняемой их командой,если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильностивыполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участниковсоревнования, если в ходе игры и
по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявление победителей, занявших1-е, 2-е, 3-е и т. д. места.
Имитационные игры . Учебная игра-результат имитационного процесса. В нейимитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер.На выходе имитационного процессаполучаем не игру вообще, а учебную игру.
Имитационныеигры как единство игр и имитаций
Имитационнуюигру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимаетигровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь оттого, что представляет собой игровая имитация.
Смысл ролевойигры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённыхролей. Ролевая игра, по Эльконину,является наиболее развитой формой игры.
В связи с этим понятие роли позволяет, с однойстороны, проследить за развитием игры, ас другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры какразвёрнутой формы игровой деятельности.
Из всего существующего многообразия различных видов игр
дидактическиеигрыиспользуютсяв качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это виддеятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры –
учебная направленность и игровая форма- позволяет стимулировать овладение в непринуждённойформе конкретным учебным материалом
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаетеот другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игрыявляются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержаниеили дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличиеот игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком- наличиемчётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогическогорезультата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде ихарактеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел– первый структурный компонент игры — выражен, какправило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надорешить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или ввиде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер,предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеетправила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся впроцессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтомуправила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этимсоздаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительнойактивности, для возможности появления укаждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением,подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры,способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявитьсвои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Оченьчасто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическоерусло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами,поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурныеэлементы, является познавательноесодержание.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений,которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудованиедидактической игры в значительной мере включает всебя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения,кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различныесредства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточныематериалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игрезаконченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебнойзадачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителярезультат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или вусвоении знаний, могут или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны
между собой и отсутствиеосновных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, безорганизующих игру
правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическуюформу, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке куроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткуюхарактеристику хода игры(сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенностиучащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетаниевсех этих элементов игры и их взаимодействие повышаюторганизованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры детив значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу вэтом.
Прииспользовании дидактических очень важно следить за сохранением интересашкольников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае неследует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряетсвоё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельностивыпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игреучителю следует своевременно принятьдействия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь,приветливое отношение, поддержка отстающих.
Приналичии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и наусвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает сдетьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично,начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес,сох