Материксеверной Америки был открыт Христофором Колумбом в 1492 году, в результатедолгого путешествия. После чего в северной Америке начали открываться колонииЗападно-Европейских держав, это были: Испания, Англия, Франция, на территориисовременных США были Французские и Английские колонии. В северную Америкухлынули иммигранты из Западной Европы, это люди которые искали новые земли дляведения сельского хозяйства, в то время по большей части иммигрантами натерритории современной США, были специально отправленные крестьяне из Англии иФранции, для колонизации территории. Это были фермеры, их называли аграрнымиколонистами. США сложились как независимое государство в результате войны занезависимость 1775-1783 гг., когда английские колонии в Америке отделились отметрополии. Революционно-освободительная война американского народа иамериканская политическая мысль эпохи становления государственности США оказалибольшое влияние на развитие политической мысли в Новое время.
В XVII векепрогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не тольков Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных вXVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интереск политической теории был связан здесь с интенсивным развитиемкапиталистических отношений и политической обстановкой между колониями иметрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость1775-1783 гг.
Движениеамериканских колонистов против метрополии дало мощный толчок развитиюдемократических идей. Пропагандой идей договорного происхождения государства,тираноборчества занимались многочисленные массовые организации: «Сынысвободы», «Дочери свободы», городские собрания и др. Врезолюциях, принимаемых городскими собраниями, высказывались радикальныеполитические и правовые взгляды: о праве народа возвратить себе естественныеправа, о народном суверенитете, разоблачались теории несопротивления злу.
Ожесточеннаяклассовая борьба в США в период борьбы за независимость также получила своеотражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии отстаивали Т.Джефферсон и Т. Пейн. Они выражали интересы широких слоев мелкихпроизводителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими двумя течениямиразгорелась борьба по вопросу о государственном строе США и Конституции 1787 г.
В периодобразования США наиболее сильно в политической деятельности проявляли себякрупные того времени политические мыслители, такие как ТОМАС ПЕЙН (1737-1809) — один из наиболее радикальных американских мыслителей, автор знаменитыхпамфлетов «Здравый смысл» и «Права человека». Он первымпредложил название «США».
Главной темойразмышлений Пейна было соотношение гражданского общества и государства Пейнвидел различие между обществом и государством в следующем: «Обществосоздается нашими потребностями, а правительство -нашими пороками: первоеспособствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второеже — отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другоепоощряет рознь». «Общество в.таком состоянии есть благо,правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — это нестерпимое...»
Из идеинародного суверенитета Пейн сделал вывод о праве народа учреждать илиуничтожать любую форму правления, что в конкретных исторических обстоятельствахвылилось в требование отделения колоний от Англии.
ДЖЕЙМСМЭДИСОН (1751-1836) — отец американской конституции, четвертый по счету президент США,один из авторов знаменитого сборника статей «Федералист».
СогласноМэдисону, народ — единственный источник политической власти, а выборы — характерная черта республиканского правления. Однако мыслитель настороженноотносился к демократии, считал, что большинство тиранично в отношениименьшинства и не может гарантировать свободу меньшинству. С точки зренияМэдисона, только республика избавит от пагубных последствий «фракциибольшинства», а дли этою необходимо создать механизм делеги-рованияполномочий государственного управления небольшому числу граждан, избираемыхосгадьными гражданами (отсюда — институт выборщиков президента США и другиеособенности политической системы США).
Мэдисонтворчески реализовал теорию разделения властей, изобретя систему «сдержеки противовесов»: каждая составная часть политической власти должна бытьсредством сдерживания остальных частей, что исключит диктатуру в любой ееформе.
Мэдисонсчитал, что народный суверенитет и власть большинства — слабые сдерживающиефакторы для правителей (реальная власть всегда у меньшинства). Да ипериодически проводимые всенародные выборы также не спасают от тирании. Поэтомунеобходим не «внешний» фактор, а «внутренний» регулятор (попринципу самосдерживания) власти. Этот регулятор и есть система «сдержек ипротивовесов»: структурное разделение властей и их уравновешиваниевследствие этого.
Конечно,концепция Мэдисона явно недооценивала «внешние» (социальные) факторы,сдерживающие власть (общественно-политические организации, политические партии,средства массовой информации, общественное мнение и т.д. А они в XX веке какраз и получили большое значение). Отсюда — явное преувеличение значимости самойсистемы «сдержек и противовесов». Этим как бы вообще снималасьпроблема контроля большинства (народа) над меньшинством (правительством). Темне менее, система сдержек и противовесов нашла всеобщее одобрение и применение.
ТОМАСДЖЕФФЕРСОН (1743-1826) — американский политический деятель, автор Декларации независимостиСША. Опираясь на Пейна в воззрениях на частную собственность (правособственности есть приобретенное право, есть «недоплата работникам»), не включил право на частную собственность в перечень неотъемлемых правчеловека при составлении Декларации независимости. В противоположность локковойтриаде «жизнь, свобода, собственность» Джефферсон предлагает инойбазовый набор естественных прав человека: жизнь, свобода и достижение счастья.
ХотяДжефферсон был третьим президентом США (дважды избирался президентом США-1801,1304), тем не менее, ему была присуща весьма либеральная концепциявзаимоотношений государства и гражданского общества. Общество — этоестественное, а не искусственное образование, присущее человеку со дня еготворения. Оно первично по отношению к государству и всем другим социальныминститутам и обозначает добро, государство же носит вто-оичныи характер иолицетворяет собой зло, возникшее в сообществе людей единственно из-заослабления естественных моральных основ.
В силупроисхождения государственной власти (она создана народом в общественномдоговоре) и в силу условий осуществления власти (требуется согласие народа) — народ вправе изменять и уничтожать существующую форму правления, еслиправительство стремится к деспотизму. Свержение такого правительства дажеявляется «долгом и правом народа».
Джефферсонстал одним из критиков Конституции США 1787 года за ряд антидемократическихчерт (сохранение рабства, отсутствие прав и свобод граждан и т.п.). Поинициативе Джефферсона и ряда друг их деятелей были приняты первые десятьдополнений к Конституции США в виде знаменитого Билля о правах (1791).
ДЖОН АДАМС(1735-1826) — автор первого фундаментального труда по вопросам политической науки, один изидеологов консерватизма.
Адамеобосновал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти — законодательной, исполнительной и судебной. С его точки зрения, все простыеформы правления — монархия, аристократия и демократия -являются воплощениемдеспотизма, поэтому необходимо ввести смешанную форму правления: исполнительнаявласть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента — все вместе образуют сбалансированную форму публичной власти.
ДЕКЛАРАЦИЯНЕЗАВИСИМОСТИ США (от лат. declaratio — объявление, провозглашение), написаннаяДжефферсоном при участии Б.Франклина и Дж. Адамса и принятая в 1776 г.единогласно Вторым Континентальным конгрессом представителей английских колонийв Северной Америке, провозгласила отделение этих колоний от Англии (образованиеСША). Декларация независимости была принята в самом начале войны занезависимость, по результатам которой Англия в 1783 г. признала суверенитетСША.
В Декларациинезависимости воспроизводится логика и аргументация естественных инеотчуждаемых прав человека: «Мы считаем самоочевидными следующие истины:все люди созданы равными; они наделены их Творцом определенными (прирожденными)неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу истремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства,берущие на себя отправление справедливой власти с согласия управляемых; есликакая-либо форма правления разрушает эти принципы, то право народа состоит втом, чтобы изменить или упразднить ее и установить новую правительственнуювласть, закладывающую в свое основание такие принципы и организующую своиполномочия в такой форме, какие, по мнению народа, кажутся более всегоподходящими для обеспечения его безопасности и счастья». Таким образом,впервые в истории «естественные права» из теории превращаются в признанныезаконом личные права граждан; государственное признание прав личности ставитпреграду государственному произволу.
Декларациянезависимости США стала первым в истории актом, который провозгласил идеюнародного суверенитета как главного принципа государственной жизни: «Вселюди сотворены равными… народ имеет право изменить иди уничтожитьнесправедливую власть и учредить новое правительство». Таким образом,потребность в смене правительственной власти становится необходимой и неотложнойс того момента, когда власть обнаруживает свое намерение подчинить народ своемупроизвольному или абсолютному деспотизму.
Далее вДекларации перечисляются те нарушения прав и свобод американских колонистов,которые били, допущены английским монархом, и делается вывод о правеамериканского народа на политическое самоопределение и независимоесуществование.
КОНСТИТУЦИЯСША (1787) былапринята на основе проекта А. Гамильтона и разработана специально созданнымконституционным Конвентом. Закрепила республиканский строй, ликвидировала всесословные привилегии, отменила дворянские титулы и звания, включила в себясистему обеспечения равновесия обособленных и взаимодействующих ветвей власти.
В 1791 г. в Конституцию США были внесены первые десять дополнений-принят Билль о правах. В нем провозглашаются такие права и свободы, каксвобода собраний, слова, совести, право иметь оружие, устанавливается запретарестов без постановления суда и пр. Очень важным было дополнение N5: частнуюсобственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливоговознаграждения. Билль о правах явился важным завоеванием демократических силСША, он во многом скорректировал взгляды А.Гамильтона на природу власти вАмерике: «править должна та власть, в руках которой прочно находитсякошелек».
Конституция США удивительно краткий документ: 7 статей (пятьстраниц машинописного текста). Однако она оказала огромное воздействие наполитическое строительство во всем западном мире. Вот уже более 200 летсуществует как Основной закон США.
Уже после того, как Верховный суд США закрепил за собой в 1803 г.право конституционного надзора, все основные стадии американской революции(война за независимость, выработка основных начал нового государственногоустройства и закрепление их в практической жизни) получили, наконец, своезавершение.
Итак, Конституция США впервые в истории законодательно оформиладемократический общественно-политический строй. Естественно, в ходе дальнейшегоразвития США текст Конституции нуждался в соответствующих изменениях. С моментасвоего возникновения в Конституцию США было внесено 26 поправок и дополнений.Последняя поправка (1971) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.
Можно выделить три основных политико-правовых принципаполитической системы США:
I. Разделение властей: — независимость трех ветвей власти, которыепредставлены Конгрессом (законодательная власть), Президентом (исполнительнаявласть) и Верховным судом (судебная власть). Независимость (друг от друга)властей достигалась и гарантировалась тем, что каждая «ветвь» имеетразличные сферы деятельности, а также тем, что каждая из них имеет разныеисточники формирования: Палата представителей избирается народом, Сенатформируется прямым делегированием двух сенаторов от каждого штага, Президентизбирается народом косвенным образом — через коллегию выборщиков, а Верховныйсуд формируется Сенатом и Президентом;
1) разграничениемежду ними соответствующих функций: каждая ветвь власти занимается своейобластью государственной жизни. Кстати, все органы власти имеют разные срокиполномочий: Палата представителей — два года, Сенат обновляется на треть каждыедва года путем перевыборов, Президент избирается на четыре года, членыВерховного суда занимают свои должности пожизненно;
2) взаимодействие трех ветвей власти. Система «сдержек ипротивовесов» предполагает их взаимоконтроль и взаимоуравновешивание.Например, Кон-гресс может отклонить представляемые Президентом законопроекты, аПрези-дент, в свою очередь, утверждает законы, которые принимает Конгресс. Прямовсе три ветви власти одинаково не имеют право принимать законы, указы,постановления и т.п., Которые бы шли вразрез или нарушали Конституцию США. Так,за всю историю США Верховный суд 77 раз признавал законы, принятые Конгрессом,антиконституционными.
II. Федерализм:
Разграничение сфер компетенции федеральных властей и властейштатов, передача части прав на места. Исторически США развивались от Конфедерациитринадцати штатов к федерации, а затем — к типично унитарному государству. Досих пор история развития США закреплена в государственной символике: флаг имеет13 полос, 13 стрел в лапах у орла на государственном гербе и г.п.
Штаты, считаясь суверенными государствами, реально не обладаютглавными атрибутами суверенитета: лишены внешнеполитических полномочий,ограничена их власть в финансовой сфере, они не могут выйти в одностороннемпорядке из США, не могут изменить у себя форму правления и т.п. 3. Судебныйконституционный надзор:
Верховный суд США имеет право толкования Конституции и являетсяокончательной инстанцией при решении спорных вопросов. Он имеет правопризнавать законы Конгресса и акты исполнительной власти несоответствующимиКонституции США и, тем самым,- недействительными.
Судебныйконституционный надзор — мощное средство приспособления текущей деятельности законодательнойи исполнительной власти к Конституции, но одновременно средство приспособлениятекста Конституции к изменяющимся социально-политическим условиям (новаятрактовка старых положений).
Политическиевзгляды Томаса Пейна.
Томас Пейн – английский ремесленник,самоучка, убежденный гуманист и сторонник теории «естественного права». Онприбыл в Америку накануне революции и сразу же стал её активным участником,более того – вдохновителем американцев. Ещё до отплытия в Америку Пейнпознакомился и близко сошелся с известным американским просветителемБ.Франклином, который и дал ему свои рекомендации в Филадельфию. В 1775 годуТ.Пейн уже был редактором ежемесячного «Пенсильванского журнала», издаваемогоРобертом Эйткином. За три месяца работы англичанина в журнале число егоподписчиков увеличилось с 600 до 1500. Статьи, подписанные «Эзоп»,«Атлантикус», «Голос народа» отличались остроумием, простотой и ясностьюизложения, точностью и яркостью языка. Пейн был великолепным журналистом. Онписал легко, быстро, почти не правил свои рукописи. Первые идеи, которые имовладели сразу же на американской земле, были: отмена рабства (статья 1775 г.«Африканское рабство в Америке») и антиколониальная борьба (статья 1775 г.«Серьезная мысль»).
Т. Пейнотносился к тому числу наиболее радикальных представителей демократической,политической и правовой идеологии периода войны за независимость. Он былуроженцем Англии, в Америку переселился в 1774 г. Т. Пейн принимал активноеучастие во Французской революции. Избирался депутатом Конвента Франции. В ответна критику якобинского террора был заключен в тюрьму, чудом избежал намеченнойРобеспьером казни, затем был освобожден и восстановлен в депутатских правах. Повозвращению в Америку Пейн подвергся жестоким гонениям за антирелигиознуюкритику и умер в забвении.
После первыхстолкновений «сынов свободы» с англичанами в январе 1776 года в Филадельфиивышла в свет маленькая книжка под названием «Здравый смысл». Это был памфлетТомаса Пейна, всколыхнувший всю Америку. Он не просто принес славу автору, онстал знамением, гимном американских борцов за независимость. Такой популярностине знало ещё ни одно печатное издание в Америке. Тираж памфлета достиг 500тысяч экземпляров. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонниковнезависимости.
«Здравыйсмысл» – это призыв к борьбе. «Все разрешится в бою», — писал его автор. Но этоне только лозунг. В памфлете дано обоснование естественного права американскогонарода на борьбу за независимость. Следовать этому праву и было здравымсмыслом, к которому взывал Пейн: «Нам принадлежит неотъемлемое право иметьсобственное правительство и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностьючеловеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснеехладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, но это в нашейвласти, нежели доверять столь значительное дело времени и случаю».
Сила памфлетазаключалась не только, вернее не столько в изложении теории естественногоправа, здесь Пейн был лишь последователем своих великих предшественниковГоббса, Руссо, а в том, что он сделал эту теорию доступной и близкой народу,изложил её на языке народа убедительно и страстно. Вот как просто он объясняетпричины образования договорного государства: «Сила одного человека настолько несоответствует его потребностям…что он вскоре будет вынужден искать помощи иоблегчения у другого, который в свою очередь нуждается в том же». Монархию,тиранию Пейн не просто отрицает, он её бичует, проклинает, уничтожает,высмеивая: «Для Бога и общества один честный человек нужнее, чем всекоронованные разбойники, когда-либо жившие на земле».
После выходав свет «Здравого смысла» Пейн становится трибуном «независимых». Он принимаетучастие в военных действиях и продолжает писать. В «Пенсильванском журнале» втечение последующих 7 лет печатается серия из 13 статей под названием«Американский кризис», в которых затрагиваются главные проблемы военных лет:предательство лоялистов, шпионаж в пользу Англии, финансовый хаос, проблемыуправления рождающимся государством, национальное единство и т.д. Именно водной из статей этого цикла впервые прозвучало название Соединенные ШтатыАмерики.
Послеподписания Парижского мирного договора, когда молодое американское государствовступает в период строительства того, что впоследствии получит названиеамериканской демократии, т.е. в период законодательного устройства, проходившийв условиях яростной дискуссии сторонников «сильной власти» и республиканскойдемократии Т.Пейн выступает на стороне республиканцев. В это время онстановится членом «Общества политических исследований», созданного Франклином.Он выступает в защиту Пенсильванской конституции и автономии штатов. В 1786году выходит его трактат «Рассуждение о государстве, банках и бумажныхденьгах», в котором он выступает за ликвидацию бумажных денег, выпущенных вогромном количестве в тяжелые времена войны, и за сохранение банка. Но, вотличие от Гамильтона и его богатых сторонников, Пейн предполагает, что банкбудет служить всем классам, станет поддержкой и беднякам.
Помиможурналистики Пейн имел ещё много увлечений и занятий. Он интересовалсябуквально всем, справедливо отмечая, что в его жизни не было и пяти минут,когда бы он что-либо не изучал. Одним из таких увлечений был проект постройкимоста. Однако в Америке эту идею ему не удалось осуществить, поэтому в 1787году он отправился во Францию с надеждой реализовать свой проект в Европе.Таким образом, он оказался в Париже накануне Великой французской революции истал участником двух величайших событий 18 века.
Томас Пейнбыл активным участником Великой французской революции. В 1791 году он издавал вПариже вместе с Кондорсе газету «Республиканец». Он выступал как активныйпропагандист идей этой революции и её защитник. В 1790 году в Англии вышелпамфлет Берка «Размышления о французской революции», лживый пасквиль,порочивший идеи и лидеров этой революции. В ответ на памфлет Берка Т. Пейнпишет памфлет «Права человека», в котором дает объяснение и оценку Великойфранцузской революции, но с точки зрения мелкого буржуа. Великая французскаяреволюция достигла качественно более высокого уровня, в своем классовомразвитии она пошла дальше американской. Противоречия классов, вылившиеся в СШАв дискуссию законодателей, во Франции нашли свое выражение в битвах более кровопролитных.Т.Пейн не пошел за якобинцами, он высказался против казни короля, его испугалтеррор. Он остался с жирондистами. Может показаться странным, что человек,клеймивший «коронованных разбойников», призывавший к войне с ними, оказался водном лагере с французской крупной буржуазией и монархистами. Номелкобуржуазный идеализм часто приводит к непоследовательности в революции.
РассужденияПейна о революциях объясняют его позиции в 90-е годы: «Размышляя о революциях,легко постичь, что они могут возникать из двух различных причин: одни, чтобыизбежать или освободиться от бедствия, другие, чтобы получить большее иположительное благо; обе они могут различаться по названиям на активные ипассивные революции. В тех, которые происходят по первой причине, характерстановится гневным и раздраженным, а исправление положения, вызванное егоопасностью, слишком часто омрачается местью.
Но в тех,которые происходят по второй причине, сердце, скорее воодушевленное, чемвзволнованное, спокойно вникает в существо дела. Разум, дискуссия и убеждениестановятся оружием в споре».
Возвратившисьв Америку в 1802 году, Пейн продолжал заниматься журналистикой. Вреспубликанской газете «Нешнл интеллидженсер» было опубликовано 8 его писем «Кгражданам Соединенных Штатов», в которых он поддерживал политику Джефферсона ипродолжал борьбу против федералистов.
Основныеработы
«Серьезнаямысль» 1775 г. в ней он первый ставит вопрос об отделении колоний отАнглии и создание независимого государства. «Право человека» 1791 г.защищает демократические права и свободы, провозглашенные Французскойреволюцией. «Век разума»(1794-1795 гг.) — антицерковный памфлет.
Наиболееизвестное произведение Т. Пейна памфлет «Здравый смысл» 1776 г. Идеиэтого произведения были частично отражены в Декларации Независимости США.Памфлет имел характерные подзаголовок «О происхождение и назначениеправительственной власти с краткими замечаниями по поводу Английскойконституции». В ней открыто провозглашалось, что вопрос о независимостиАмерики есть вопрос только целесообразности и экономической выгоды. Поэтомурешать его надо не в судах, а в торговле, на рынках, и сделать это не трудно,если исходить из здравого смысла и конкретных интересов простых людей. Проведяреспубликанские идеи, автор памфлета критикует государственное устройствоВеликобритании.
Подробноеисследование «хваленой конституции Англии» приводит его к убеждению,что она представляла собой нечто благородное лишь в те мрачные времена рабства,когда создавалась. Теперь же легко показать ее несовершенство и неспособностьдать то, что она будто бы обещает.
СоставныечастиАнглийской конституции являются порочными остатками двух древних тираний (монархическойтирании в лице короля и аристократической в лице пэров), к которым примешены новыереспубликанские элементы (палата общин). Оба первых учреждений, будучинаследственными, не зависят от народа и поэтому «в конституционномсмысле» ничем не способствуют свободе государства.
Естественныеи гражданские права. />Как представитель естественно-правовой теорииПейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему поприроде (например: право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенствоперед законом и др.). Этими правами человек, обладая в естественном состоянии,которое, по Пейну, было историческим фактом и сохранялось еще усевероамериканских индейцев. Гражданские же права принадлежат человеку, какчлену общества и обеспечиваются государством (например право собственности),т.е. с образованием общества люди передают часть своих естественных прав.
Общество игосударство
Одним изпервых в истории политической мысли он приводит различие между обществом и государством.
Ониразличаются не только своей ролью, но и своим происхождением: «обществосоздается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками». Первоеспособствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второеже — отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другоепоощряет рознь".
Государство, по Пейну, возникаетвслед за объединением людей в обществе, потому что объединившиеся люди неспособны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Пейн считает,что зарождение и существование государственной власти строиться только насогласии управляемых (по общественному договору), поэтому верховная властьгосударства должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народногосуверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любуюформу правления, то есть о праве на восстание. Этими же идеями народного суверенитетаи право на революцию Пейн обосновал допустимость отделения колоний от Англии иобразование собственного независимого государства.
Формыгосударственного правления. Все формы государственного правления Пейн делит на два вида:1) правление на основе выборов и представительства; 2) Правление на основеправа наследования.
Первое известно под именем республики,второе — монархии и аристократии. Обе формы различны и противоположны от того,что воздвигнуты на двух различных и противоположных основах -разуме иневежестве. Поскольку правительственная деятельность требует таланта испособностей, а они не могут происходить по наследству, то очевидно, что наиболееневежественная страна лучше всего подходит не для республиканской, а длямонархической и аристократической формы.
Республиканскоеправление,согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народногопредставительства. Верховной властью должен обладать законодательный орган,избираемый на основе всеобщего избирательного права (исходя из принципа естественногоравенства людей).
С этихпозиций Пейн критиковал Конституцию 1787 г. Недостаток Конституции он видел и всоздании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основецензового избирательного права, Пейн был сторонником однопалатной структурыпарламента, в то время как для других мыслителей она представлялась прямойугрозой скорого самовырождения и компрометации. Возражая на этот аргумент, Пейнделал ставку на наличие Конституции. Она должна определять полномочия иустанавливать правила, в рамках которых будет действовать парламент. ТакаяКонституция, по его мнению, сама по себе более эффективное, сдерживающеесредство, чем любой другой контроль.
Важныминструментом, призванным нейтрализовать вредное следствие импульсивности работыоднопалатного парламента, он считал единообразный принцип представительства.Слишком большим был (6 лет), по его мнению, срок полномочий сенаторов.
Единоличномуглаве исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочиталколлегиального. Возражал он и против наделения президента правом«вето», против несменяемости судей, которые должны былипереизбираться и быть ответственными перед народом.
Моивысказывания.
Политическиевзгляды Пейна выражали интересы наиболее широких слоев американцев — фермеров.Они оказали большое воздействие на ход Войны за Независимость. Более того, ониповлияли на освободительное движение в Латинской Америке против испанскогоколониального господства и способствовали формированию идеологии чартистскогодвижения в Англии
Во всех своихработах Томас Пейн говорит о правах и свободы человека. О том, что колонииАнглии в Америке должны быть отделены от Англии и стать независимымгосударством по желанию её народа и создать там свою новую форму правления,которая будет отвечать всем требованиям народа живущего на этой территории иправилам норм и справедливости.
Работы Пейна,где призывал народ Америки восстать против Англии и драться за независимость, всвоих работах он провозглашал права и свободы Французской революции, призываятем самым народ Франции на совершение революции, помогли Америке восстать наборьбу за независимости Америке и образованию нового государства с новымизаконами и правами её граждан.
Идеи Пейнаактуальны и в современном мире, только в гораздо расширенном виде. Его идеираспространились не только в США, но и во всём мире. Эти идеи заложены вомногих конституциях стран, права и свобода граждан, демократическая формаправления, равенство перед законом, существование государственной власти, об избраниинародом своего правительства и президента и др.
Во время,когда образовалось США идеи Пейна и других политических деятелей конца 18 века,для другого мира эти идеи были не актуальны и многие были не согласны с идеямиСША. Англия была против образования независимого США не только потому, что нехотела терять свои клони в Америке из-за торгового и экономического смысла, нои потому что была против мыслей высказываемыми политическими мыслителямиАмерики. Мир того времени не мог себе представить, как можно отказаться отмонархии и с равенством перед законом, равенство друг с другом, во многихстранах было рабство и было сильное разделение на социальные слои общества.
В СШАпротиворечили себе. Они много говорили, что человек наделён естественными(Томас Пейн) правами от природы и о гражданском праве, которые, каквысказывался Пейн, принадлежат человеку, как члену общества и обеспечиваютсягосударством, тогда как в США сильно было распространено рабство и классоваяборьба, последнее особенно проявилось в 60-е года 20 века.
Хотя идеиПейна сильно распространялись во Франции (Французская революция), изгнаниеИспанцев из Мексики, в остальном мире они распространялись не так сильно, этослучилось только в 20-ом веке, когда человечество стало наиболее цивилизованными стали наиболее сильно учитываться интересы всех граждан стран и следоватьправилам норм и морали.
В современноммире идеи Пейна очень широко распространены. Пейн делает различие междуобществом и государством, общество, утверждал он, создаётся потребностямилюдей. Население Америки создало такое общество, которое требовалось народу,выделяя своё общество при этом из всех других обществ. Это могло сыграть внегативную сторону для Америки. Потому, что это могло угрожать другим странам.Идеи США могли распространяться на другие народы, которые в свою очередь моглиизменять существующий режим, это могло угрожать монархии и всему существующемустрою в той или в другой стране. Но, тем не менее, никто на это, ни как неотреагировал, новое общество восприняли и приняли, как обычный существующийрежим. Это, может только говорить о том, что люди того времени уже были готовыизменить всё общество в целом, но этого не произошло, видимо потому, что ненашлось таких людей, как Томас Пейн, Джефферсон, Мэдисон, другие политики США,которые бы начали направлять народ на совершение мировой революции, вдохновлялибы народ, на изменения в своём обществе, как это было в США.
Антицерковныйпамфлет, который высказывал Пейн в своей работе «Век разума» (1794-1795 гг.),также помогло в борьба за независимость и в построении государства, где началискладываться своё религиозное начало, которое имело название «протестантство».Религия помогало сплотить народ вокруг общей беды. То, есть религия имелополитическое значение, вообще в развитии США, это и сейчас актуально.
Присоставлении конституции США президенту было дано право быть единоличному главеисполнительной власти, Пейнт выступал против этого, но, несмотря на еговозражения, его идею не приняли, в современные США так же всё осталось ненизменным. Пейн вообще выступал за внесение поправок в конституцию 1787 г. икритиковал её. Но его предложения на этот сёт были не приняты. Конституция СШАна протяжении своего существования поправлялась, и неё вносились изменения.
Список литературы
1. Сумасбродов А.Н.«Политические взгляды Т. Пейна. Борьба за независимость США. М. «ЮНОСТЬ» 1998г.
2. Раковская Э.М. ИсторияСША и политические идеи мыслителей Америки. М. «Дрофа» 1995 г.
3. Михайлов А.П. ИсторияСША. М. «Просвещение» 2000 г.
4. Соколов Я.В. ИсторияСеверной Америки. Современная Америка». М. «АСТ» 1993 г.
5. Наумов А.И. Роль США вмире. М. «АСТ» 1996 г.