Реферат по предмету "Политология"


Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯУКРАИНЫ
ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
по теме:
«Религиозно-политический конфликт вЧеченской Республике Ичкерия»
Запорожье, 2010

Сущность политическогоконфликта
Конфликт политический — это состояние политических отношений, в которых их участники ведут борьбу заценности и определённый статус, власть и её ресурсы, борьбу, в которой целямипротивников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.Суть конфликта в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть попредставлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающихсвоё место в обществе и своё отношение к другим людям, социальным группам иинститутам.
В политическом конфликтепротивоборствующими сторонами выступают: государство, определённые классы,социальные общности, политические партии и движения, политические лидеры.Конфликты происходят как между субъектами одного порядка (государство сгосударством, класс с классом и др.), так и в различных вариантах (определённаясоциальная общность с государством, политический лидер — с политической партиейи др.). Выделяются также горизонтальные и вертикальные политические конфликты.Горизонтальные — это конфликты между индивидуумами, социальными группами,классами. Вертикальные — между субъектами политической власти, представляющиееё различные уровни. Например, конфликты между центральными и местнымигосударственными органами, между гражданами и различными государственнымиструктурами.
Существует несколькоподходов к типологизации конфликтов. Чаще всего указывают на три основных типаполитических конфликтов в зависимости от уровня развития обществ, в которых онипротекают: конфликт интересов, конфликт ценностей, конфликт идентификации.
Конфликт интересовпреобладает в экономически развитых государствах, где политической нормойявляется торг, связанный с дележом экономического пирога: борьба вокругналогов, объемов социального обеспечения и т. п. Политический конфликт такоготипа сравнительно легко урегулировать, так как всегда можно найти компромиссноерешение.
Ценностные конфликтыболее характерны для развивающихся стран, государств с неустойчивымобщественным строем. Ценностные конфликты требуют больших усилий для ихурегулирования, поскольку трудно поддаются компромиссам. Здесь действуетправило: «или — или». Ценностные конфликты — это борьба вокругпринятых неосознанно понятий о том, что является правильным или важным. Приоритетныеценности, которые становятся основой политических конфликтов, — это«свобода», «равенство», «справедливость»,«автономия», «терпимость» и т. д.
Конфликты идентификациихарактерны для обществ, в которых субъект отождествляет себя с определенной группой(этнической, религиозной, языковой), а не с обществом в целом. Конфликтыидентификации возникают в условиях расовой (ЮАР, США), этнической (бывшийСССР), языковых (Бельгия) или религиозных (Северная Ирландия)противоположностей.
Любой политическийконфликт проходит, как правило, 4 стадии: зарождение, начало, нарастание иразрешение.
Первая стадия — зарождение или предконфликтная ситуация — характеризуется следующимипризнаками:
а) наличие и ростнедовольства существующим положением в наиболее важных сферах общественнойжизни (например, галопирующая инфляция, быстрый рост цен, критическоезагрязнение окружающей среды, не говоря уже об обнищании широких масс и др.),настроения неудовлетворённости вообще существующим социально-политическимустройством в данном обществе;
б) утрата доверия квласти, рост беспокойства за ближайшее будущее, повышение политическойактивности значительной части населения страны;
в) напряжение проявляетсяне только в общественных настроениях, но и в массовых действиях (миграция частинаселения в другие регионы и за границу, активизация общественно-политическихдвижений в борьбе за влияние на массы и др.).
Вторая стадия — началоконфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликтв открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:
а) серьёзные просчётывысшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшениюматериального положения значительной части населения;
б) заранеезапланированная провокация;
в) принятие решения,ущемляющего права другой группы;
г) запаздывание впринятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающихнаселение и др.
Третья стадия — нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:
а) в борьбу вовлекаютсячерез блоки, договоры всё большее количество других участников;
б) кризис охватывает всехучастников с обеих сторон и превращается в общенациональный;
в) одна из сторонпереходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целяхили ограниченных масштабах;
г) наконец, вооружённыйконфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться довойны, как продолжение политики всех участников конфликта.
Четвёртая стадиязавершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо поддавлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти коднозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственноконфликтная ситуация исчерпывается. В политологической литературе излагаютсяразличные методы, принципы, процедуры контроля и разрешения конфликтныхситуаций. К наиболее общим методам относятся следующие.
Во-первых, метод“избегания” конфликта (уход с политической арены политического деятеля илиугроза ухода; избегание встреч с представителями противоборствующей стороны ит.п.).
Во-вторых, методоткладывания конфликта, когда одна из противоборствующих сторон, признав своёбессилие, сдается на “милость победителя”. Однако, с помощью этого Методаконфликтная проблема, как правило, не решается, а лишь притупляется, ибо помере накопления сил сдавшая свои позиции сторона сможет вновь пытаться вернутьутраченные позиции.
В-третьих, методпримирения сторон через посредника, в роли которого могут выступать отдельныеполитические деятели или согласительные комиссии и даже страны вмежгосударственных конфликтах.
В-четвёртых, третейскоеразбирательство или арбитраж. Осознав необходимость преодолеть конфликт,стороны передают свой спор для разбирательства третьей стороне, всецелополагаясь на её решение, обязательное для противоборствующих сторон. Однако иэтот метод имеет недостатки: арбитр навязывает решение сверху, которое может неустраивать одну или обе конфликтующие стороны.
В-пятых, непосредственныепереговоры. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальнаясфера совпадающих интересов. Результатом переговоров является узаконение тогонового порядка, который они установили. Переговоры позволяют прийти к согласию,консенсусу; они открывают путь к сотрудничеству ранее противоборствующихсторон.
Р. Даль считает, что влюбом политическом конфликте могут возникнуть 3 альтернативы: тупик,принуждение, мирное урегулирование. Тупик возникает, когда каждый участникполитического конфликта блокирует действия другого, не в силах изменить егоповедение. Результат тупика в политике — статус-кво. Принуждение означаетиспользование силовых структур, подавление другой стороны. Мирноеурегулирование связано с консультациями, переговорами, поиском взаимоприемлемыхрешений. Этот, последний вариант, оптимальный, наиболее предпочтительный.
Религиозно-политическийконфликт в Чеченской Республике Ичкерия
Сложнаярелигиозно-политическая ситуация, сложившаяся в современной Чечне, во многомдетерминирована тяжелой послевоенной экономической, социально-политической идуховной обстановкой.
За годы войнызначительная часть экономики была разрушена и многие чеченцы оказались переднепреодолимыми материальными трудностями, они лишены возможности работать иполучать соответствующую оплату за свой труд, восстанавливать разрушенное,пройти психологическую и медицинскую реабилитацию.
С сожалением приходитсяконстатировать, что на территории Чечни и других Северокавказских республикчастыми стали такие явления, как насилие, жестокость, а также иные труднообъяснимые поступки.
Эти тяжелые реалии жизнинепосредственно влияют на общественное сознание, традиционныедуховно-нравственные и поведенческие нормы, подвергая их заметной коррекции.
Часто совершаемые в этомрегионе преступления: киднэпинг, зверское убийство заложников – страшныйпослевоенный синдром. Часто он искусственно поддерживается в целях созданиянегативного образа чеченца, чеченского народа. К тому же, политическаядестабилизация на Северном Кавказе выгодна многим силам, как в самой России,так и за ее пределами.
Одной из значительныхсил, негативно влияющих на общественно-политическую ситуацию в Чечне и наСеверном Кавказе, является так называемое движение ваххабитов, поддерживаемоене только некоторыми арабскими и западными странами, но и, как ни странно,Москвой.
В связи с процессомвозрождения ислама на Северном Кавказе в духовно-религиозной жизни, какчеченцев, так и соседних им дагестанцев, особенно даргинцев, произошлинекоторые изменения. В регионе возникло новое религиозно-политическое течение,получившее название ваххабизм. Каковы же особенности северокавказскоговаххабизма?
Северокавказскиеваххабиты сами себя называют “единобожцами” или “салафами” (последователямичистого ислама, того ислама, который существовал во времена пророка Мухаммада ичетырех праведных халифов), свои организации они именуют “джамаатом”. Ваххабизмпротиворечит традиционному для Северо-восточного Кавказа суфийскому исламу.
Суфийский ислам,существующий в Дагестане, Чечне и Ингушетии в виде двух тарикатов: накшбандийаи кадирийа, — ваххабиты считают заблуждением, отклонением от норм чистогоислама, носителями которого только они и являются. Однако ни один сторонниксуфийского ислама на Северном Кавказе с обвинениями, выдвигаемыми ваххабитами вих адрес, не соглашается. Более того, тарикатисты обвиняют ваххабитов всектантстве.
Движение ваххабитовприобретает некоторый рост за счет вовлечения в их ряды неработающей и частодуховно индифферентной молодежи.
Приняв участие в военныхдействиях против российских войск в Чечне, ваххабиты приобрели ореол защитниковродины, воинов ислама, в силу чего их позиции значительно укрепляются впослевоенной Чечне.
В 1996 году и.о.президента З. Яндарбиев издает указ, отменяющий действие на территории Чечнисоветских и российских законов; ликвидирует светские суды, создает ВерховныйШариатский суд и соответствующие районные шариатские структуры. Законодательнойбазой шариатских судов становится Уголовный Кодекс-Шариат, переписанный с СуданскогоУголовного Кодекса. Роль судей выполняют ваххабиты или же их сторонники. Онизанимают ряд ключевых позиций в государственных, военных и религиозныхструктурах, а также в средствах массовой информации. Такие сторонникиваххабизма как И. Халимов, М. Удугов, А.-В. Хусаинов вошли в состав чеченскогоправительства. Хорошо организованные, прошедшие военные испытание ваххабитскиебоевые группы формально входят в состав Вооруженных сил Чечни.
Укрепившись политически,ваххабиты стали навязывать чеченскому обществу собственную идеологию ипрактику. Значительную часть верующих возмущают несправедливые наказания, частовыносимые в шариатских судах, попытки ваххабитов надеть паранджу на чеченскихженщин, развернутая ими борьба против продажи и употребления алкоголя, хищениянефтепродуктов, сопровождавшаяся избиением людей, уничтожением спиртного,сожжением бензовозов, минизаводов по перегонке нефти.
Ваххабиты пытаютсярасширить свою религиозно-политическую деятельность в регионе. Они вовлекают всвои структуры безработную молодежь, обучают ее военному делу, провозглашаютджихад против российских войск, дислоцируемых в Дагестане, обращаются через СМИко всем мусульманам, призывая их к изгнанию российских войск со всей территорииКавказа.
Представителей официальногодуховенства Северного Кавказа, придерживающихся умеренных религиозных иполитических взглядов, приверженцев традиционной суфийской идеологии, ваххабитыи сочувствующие им известные политические фигуры в Дагестане и Чечне обвиняют всотрудничестве с российскими властьями, в нежелании отстаивать национальные ирелигиозные интересы мусульман региона.
Радикализм ваххабитоввызывает тревогу и протест как у официального духовенства Чечни, Дагестана иИнгушетии. Оно пытается ограничить идейное и политическое влияние ваххабитов намусульман региона.
Взаимоотношения междуваххабитами и последователями тариката кадирийа приобрели в Чечне конфликтныйхарактер еще в ходе войны в 1995 г. Так, ваххабиты предприняли попытку ликвидироватьсвятыню зикристов — зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, зачинателя тарикатакадирийа на Северном Кавказе. В ответ на это зикристы (последователиКунта-Хаджи) демонстрировали готовность отстоять этот зиярат с оружием в руках.Решительность зикристов, самого многочисленного суфийского братства в Чечне,охладила намерения ваххабитов.
На митингах,организованных оппозицией в Грозном в 1997-98 годах, А. Масхадова обвинили втом, что он окружил себя ваххабитами, а в принимаемых резолюциях выдвигалосьтребования избавиться от министров-ваххабитов.
Отдельные ваххабиты, насловах заявлявшие о необходимости установления исламских порядков в Чечне, былиуличены в похищении людей. Так, в начале февраля с.г. в г. Урус-Мартане былиарестованы трое молодых сторонников “джамаата”, которые принимали участие впохищении людей. Как выяснило следствие, им была выдана фетва (разрешение) напохищение людей, но имя человека, выдавшего такое разрешение, не было названо.
Президент Чечни А.Масхадов в одном из своих телевизионных выступлений констатировал, что нектоАбдурахман (араб из Саудовской Аравии) — эмир ваххабитов в Чечне — одобряетпохищение людей и получаемый за них выкуп. Подобные благословения, спускаемыесверху духовным лицом из арабского мира — явление совершенно новое, более того,чуждое для чеченского общества, жизнь которого основана на многовековыхдуховно-нравственных установках, противоположных отмеченному выше принципу.
Население Чечни враждебноотносится к ваххабизму, критическая масса недовольства им неуклонно растет, чтоиногда приводит к столкновениям между представителями ваххабитов и ихпротивниками. 14 июля 1987 года в г. Гудермесе на бытовой почве произошла ссорамежду ваххабитами и гвардейцами полевого командира Сулимы Ямадаева. Этотконфликт перерос затем в настоящее военное сражение. Гудермесских ваххабитовподдержали полевые командиры Арби Бараев, Абдул-Малик Межидов, возглавлявшиевоенные шариатские структуры, укомплектованные ваххабитами. Гвардейцы жеполучали постоянную поддержку от жителей близлежащих к Гудермесу сел,придерживающихся тарикатов накшбандийа и кадирийа.
Окруженные и избиваемыеваххабиты, несли большие потери. Официально признается 50 убитых, в том числеболее 30-ти ваххабитов, 10 мирных жителей, остальные гвардейцы. По признаниюИсы Умарова, одного из активных лидеров ваххабизма, число убитых в Гудермесебыло 100 человек. Погибло много чеченских юношей.
Причины этого конфликта,по мнению А. Масхадова, состоят в том, что ваххабиты создали параллельныевоенные и политические структуры, не подчиняются органам власти, принимаютучастие в похищении людей, за распитие спиртного и других антишариатскихпроступков избивают людей.
Указом президента былилишены званий бригадных генералов А. Бараев и А. М. Межидов, расформированывозглавляемые ими шариатские структуры, признаны персоной нон-грата иностранцы,работавшие в структурах шариатских судов Чечни. Однако полного изгнанияваххабитов не произошло, поскольку в конфликт вмешались вице-президент ЧечниВаха Арсанов и Ш. Басаев. Благодаря им, ваххабиты избежали полного разгрома.
Ш. Басаев заявил, чтополевой командир Хаттаб не причастен к гудермесским событиям. Он и несколькодругих арабов, которые воевали с чеченцами против российских войск, ныне сосвоими семьями мирно проживают среди чеченцев, не вмешиваясь в их внутренниедела. Хаттаб также отметил, что он никогда не вмешивался во внутричеченскиевзаимоотношения. Он по заданию руководства Чечни обучает военному делу молодыхбойцов. После Гудермесского разгрома ваххабиты обосновались вблизи села СтарыеАтаги, где проживает З. Яндарбиев, и они обратились к нему с просьбойвозглавить их борьбу против власти. Прокуратура Чечни предостерегала З.Яндарбиева о недопустимости действий, противоречащих Конституции ЧРИ. Крометого, односельчане З. Яндарбиева строго предупредили его о выдворении из села,в случае поддержки им ваххабитов.
В произошедшем вГудермесе конфликте З. Яндарбиев обвинил лично А. Масхадова. Кроме того, винтервью, данной им газете “Кавказская конфедерация”, З. Яндарбиев высказал ряддругих критических замечаний в адрес Масхадова. В частности, он отметил, чтопрезидент боится усиления влияния религии в обществе и не имеет действеннойпрограммы укрепления независимого исламского государства. З. Яндарбиевподчеркнул также то, что высокие должностные лица в стране своими действиямиспособствуют разделению общества по религиозному признаку.
Муфтий мусульман ЧечниА.-Х. Кадыров опроверг эти обвинения и отметил, что роль ваххабизма в Чечневозросла благодаря усилиям главного ваххабита Дагестана Багауддина Магомедова,приглашенного З. Яндарбиевым в Чечню в августе 1996 года для утвержденияшариата. С появлением Багауддина в Чечне, заметил муфтий, произошел расколсреди чеченских мусульман, а кровопролитие в Гудермесе — это результат проваххабитскойдеятельности З. Яндарбиева.
В целях консолидацииантиваххабитских сил в Грозном созывается конгресс мусульман Дагестана, Чечни,Ингушетии. Представители северокавказского духовенства на конгрессе сообщили,что ваххабиты способствуют появлению раскола среди мусульман, допускаютэкстремизм, бесцеремонно вмешиваются в политическую жизнь общества, вооружаютсвоих приверженцев, бросают вызов официальным властям. Участниками конгрессапринимается общее заявление, осуждающее деятельность ваххабитов и призывающееорганы власти Северного Кавказа объявить ваххабизм вне закона, немедленнорасформировать вооруженные группировки проваххабитского характера.
А. Масхадову предлагалосьизбавиться от “представителей администрации президента и правительства, моральнои материально поддерживающих это экстремистское течение”.
После этих событий вМоскве 22 июля 1998 г. на Старой площади, в здании администрации президентаРоссии, проходит заседание обновленной комиссии при президенте России попротиводействию политическому экстремизму. В его работе приняли участие министрюстиции Крашенников, директор ФСБ Ковалев, министр внутренних дел Степашин,министр национальностей Сапиро и др. На этом заседании комиссия пришла квыводу, что течение ваххабизм не является экстремистским.
Тот факт, что ваххабизм,официально запрещенный в Чечне, Ингушетии и оцениваемый как исламскийфундаментализм в Дагестане, признан российскими силовыми министрами как течениемирное, неэкстремистское, говорит о том, что это течение имеет поддержку вопределенных политических кругах в Москве нередко преследующих корыстные цели.
23 июля 1998 года наА.Масхадова было совершено покушение и тогда погиб один из его охранников,несколько других получили ранения, а сам президент отделался легким ушибом.
Некоторые экспертысвязывают эту бандитскую акцию с ваххабитами, якобы ставшими на путь мести загудермесский разгром. Другие утверждают, что через попытку ликвидацииА.Масхадова готовился государственный переворот в Чечне.
После этого покушенияВерховный шариатский суд Чечни потребовал от Яндарбиева, Бараева, Межидоваклятвы на Коране с заверениями, что они не причастны к этому преступлению.Бараев и Межидов клятву на Коране принесли, а Яндарбиев от нее был освобожден.
21 августа в г.Махачкалесовершается покушение на муфтия Дагестана С.М.Абубакарова. В момент, когда онприбыл на обеденную пятничную молитву в центральную мечеть, его автомобиль былвзорван. Погибли муфтий, его родной брат и шофер. Взрыв оказался настолькомощным, что автомобиль был разорван на две части, а тела погибших муфтия ибрата расчленены на мелкие куски.
В убийстве известного наСеверном Кавказе муфтия вице-президент Ваха Арсанов обвинил американские иизраильские спецслужбы. По его мнению, эти службы пытаются организовать наКавказе религиозный конфликт между разными течениями ислама с тем, чтобы ввестивойска ООН в этот регион.
Убийству муфтияАбубакарова предшествовал ряд событий в Дагестане. Жители селений Карамахи,Чабанмахи, Кадар объявили на своих территориях “исламскую республику”. ВластиДагестана эти действия охарактеризовали как экстремистские иантиконституционные, “представляющие угрозу безопасности Дагестана, егоединству и целостности”. На совместном заседании Госсовета, правительства ипарламента Дагестана принимается решение о необходимости восстановитьконституционный порядок на этих территориях. Оно было поддержано муфтиемАбубакаровым, выступившим на заседании с резким осуждением деятельностиваххабитов.
На антиваххабитское решениедагестанских властей отреагировал Ш.Басаев, являющийся председателем такназываемого Конгресса народов Ичкерии и Дагестана. Он заявил, что в случаеприменения оружия против братьев мусульман, последним будет оказанасоответствующая помощь. Первый вице-премьер Т.-А.Атгериев и муфтий Чечнизаметили, что заявление Басаева противоричит официальной политике чеченскогоруководства, а деятельность ваххабитов, составляющих значительное меньшинствомусульман Дагестана, направлена против его многочисленных народов,невоспринимающих их идеологию. По их мнению, вмешательство во внутренние делаДагестана — не только ошибка, но и провокация, цель которой не допуститьукрепления чеченского государства.
В конфликт междуваххабитами и властью в Дагестане вмешивается министр внутренних дел РоссииС.Степашин, который после встречи с карамахинцами признал законными ихтребования, призвал дагестанские власти и средства информации не оскорблять ихрелигиозные чувства. Проваххабитская позиция Степашина временно разрядила конфликтнуюситуацию в Дагестане.
В некоторых российскихсредствах информации, в частности, в газете “Северный Кавказ”, анализируяпричины убийства муфтия Дагестана, делается ясный намек на причастность к этомуубийству чеченских политических и религиозных радикалов, в том числе иХаттаба4. На наш взгляд, это ошибочное мнение. Мы уже упомянули в связи сгудермесскими событиями о непричастности Хаттаба и его сторонников квнутричеченским конфликтам.
Абубакаров — воспитанниктрадиционного для Дагестана и Чечни ислама — последовательно и смело выступалпротив ваххабизма. Так, в своем интервью “Литературной газете” он подчеркивал,что ваххабизм-псевдоислам, идеологическое и политическое течение сэкстремистским уклоном”5.
Муфтий Дагестана открытоподвергал критике руководство Дагестана, которое, не применяло решительных мер,против действий ваххабитов, “разжигающих межнациональную и межконфессиональнуюрознь”. В связях с ваххабитами и Хаттабом он обвинил бывшего секретаря СоветаБезопасности Дагестана М. Толбоева.
Существующиеспекулятивные рассуждения по поводу убийства муфти преследуют одну цель: увестиобщественное внимание от подлинных причин этого события. А между тем данноеубийство связывают с миллионами долларов, полученных от арабских стран наразвитие ислама в Дагестане. Но сам муфтий, по всей видимости, к ним никакогоотношения не имел.
Для противостояния всераспространяющемуся ваххабизму на Северном Кавказе в столице Ингушетии г. Назранесоздается координационный центр мусульман Северного Кавказа при участии муфтиевДагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии иКарачаево-Черкесии. По замыслу организаторов он призван решать задачимиротворческого характера, способствовать сохранению стабильности в регионе исдерживанию влияния ваххабизма. Председателем координационного центра сроком наодин год избран авторитетный алим Ингушетии, муфтий Магомед Албогачиев.
Объединение мусульманСеверного Кавказа — это реакция традиционного ислама на угрозу религиозногорадикализма. Гибель авторитетного религиозного деятеля ускорила его создание.
Сразу же после избранияА.Масхадова президентом Чечни в январе 1997 года лишившиеся власти З.Яндарбиеви его “вице-президент”, один из идеологов чеченской революции С.Х.Абумуслимов,организовали в Грозном митинг, где они заявили, что А.Масхадов избранпрезидентом при финансовой поддержке Москвы. Словом, З.Яндарбиев и егосторонники, сокрушительно проиграв на выборах, составили политическую оппозициювсенародно избранному чеченскому президенту. На открытую политическую борьбупротив президента Чечни становятся также С.Радуев и его ближайщее окружение.
С точки зрения оппозиции,Масхадов отошел от пути, предначертанного Джохаром Дудаевым, и склонен куступкам России. Для такого вывода у оппозиции существовал формальный повод: всвоей предвыборной речи А.Масхадов как-то заявил, что Дудаеву следовало бы бытьво взаимоотношениях с Россией более дипломатичным и гибким. Кроме того, онвысказывался за единое экономическое, военное, образовательное поле с Россией.Это его политическое видение оппозицией было воспринято негативно.
Убийство А.Саидова — российского представителя в Чечне, дерзкое похищение четырех английскихграждан, занимавщихся устовлением спутниковой связи в Чечне, а затем их казнь — все это было направлено на дискредитацию чеченской власти в глазах мировогосообщества.
Участие в этом идейных,политических противников А.Масхадова, думается, не исключено. ПрезидентА.Масхадов от имени всего чеченского народа объявил вендетту преступникам,совершающим похищения и убийства людей, призвал весь народ бороться с этимзлом. Мобилизация народа, осуществляемая чеченскими силовыми структурами,борьба против преступных групп, производимые аресты — признак стремления властипокончить с преступностью в Чечне. Но в число незаконных вооруженныхформирований попадают группировки С.Радуева, Х-П.Исрапилова, Ш.Басаева, Хаттабаи вооруженные ваххабиты. Президентский указ о расформировании всех незаконныхгруппировок до сих пор не выполняется. А тем временем эти силы и составляютглавную оппозицию официальной чеченской власти, поэтому не исключенавозможность возникновения столкновений между ними и силовыми структурамивласти. Но гражданской войны в Чечне, подобной афганской, не произойдет, ибо вцелом чеченцы понимают, что “новые” оппозиционеры “восстали” против законнойвласти не ради народных интересов, а ради достижения своих корыстных,меркантильных целей.
Как столкновение междувластью и оппозицией следует рассматривать покушение, совершенное 25 октября1998г. на руководителя Управления по борьбе с похищением людей в ЧечнеШ.Баргишева. В ходе покушения он погиб. Оно было осуществлено в день, когдавластями было намечено проведение масштабной операции против преступников,похищающих людей. 26 октября 1998 г. совершается покушение на муфтия А. Х.Кадырова и полевого командира С.Ямадаева, но оно обошлось без жертв. МуфтийЧечни заявил тогда, что у него нет врагов, кроме ваххабитов.
В начале этого годапротиворечия между властью и оппозицией приобрели острый характер. Вновьвозобновились нападки на А.Масхадова с теми же обвинениями, что высказывалисьпрежде (отход от пути Джохара Дудаева, нарушение Конституции Чечни,несоблюдение шариата, незаинтересованность в создании исламского государства,уступки России и т.д.). В целях проверки обвинений была организована комиссия,в состав которой вошли члены оппозиции, парламента, президентскойадминистрации. Обвинения в адрес А.Масхадова комиссия не подтвердила, егодеятельность была признана конституционной.
Верховный шариатский судрассмотрел встречный иск президента по обвинению Радуева в захватегосударственного телевидения, попытке совершения государственного переворота иприговорил его к четырем годам лишения свободы. Но С.Радуев не был взят подарест.
Решение шариатского судаРадуев и Басаев признали не объективным. После этого их стали воспринимать вобществе как мусульман, игнорирующих решение шариатского суда.
Конфликтные ситуациирегулярно возникают между парламентом Чечни и новым Верховным шариатским судом,сформированным по указу президента Чечни. Этот орган стал претендовать наверховную законодательную власть. В свою очередь, парламент отстаивал тупозицию, что утверждение ВШС -вопрос его компентенции. Этот спор был разрешенвесьма специфичным образом. ВШС приостановил законодательную деятельностьпарламента, мотивируя это тем, что принимаемые законы должны быть строгооснованы на шариате, что не под силу парламенту.
В свою очередь, парламентобъявил ВШС неконституционным органом, поскольку он не был избран путемвсенародного голосования. Возникшие противоречия между властью и оппозицией, содной стороны, между Парламентом и ВШС, с другой, предполагалось разрешитьпутем образования Шуры-Государственного Совета из числа алимов и авторитетныхполевых командиров. Власть сначала отвергла эту идею, поэтому оппозиционныесредства информации стали вновь обвинять президета Чечни в нежелании построитьполноценную шариатскую республику. Оппозиция, в состав которой входят иваххабиты, стали оказывать политическое давление на А.Масхадова. В письменнойформе они ему предъявили ряд требований, главное из которых — перевести Чечнюна шариатское государственное управление. Оппозиция намечает проведение 4февраля съезда военно-патриотических сил Чечни с целью обсужденияобщественно-политической ситуации в республике, оценки политического иэкономического курса Масхадова. Оказавшись под жестким прессингом радикальногодуховенства, особенно ваххабитского толка и оппозиционных полевых командиров,А.Масхадов 3 февраля по чеченскому телевидению зачитывает указ о введенииполного шариатского правления в Чечне. С 4 февраля приостанавливаетсязаконотворческая деятельность парламента, назначается комиссия по разработкеКонституции, основанной на шариате. Президент призывает все органы власти идуховенство оказать содействие исполнению этого указа.
Шамиля Басаев, оцениваяпроизошежшее, сказал, что наконец-то президент принял настоящий ислам, апоскольку введено шариатское правление, то А.Масхадов автоматически перестаетбыть президентом Чечни. Дальнейшая наша задача, заключил Ш.Басаев, в созданиивысшего государственного органа — Шуры.
Действительно, своимуказом Масхадов упразднил ту законадательную базу, на которой формировалась всяисполнительная и представительная власть в Чечне.
Однако введениешариатского правления не привело к разрешению конфликта между властью иоппозицией. В Чечне возникают две Шуры, одна, возглавляемая Басаевым, другая-Масхадовым. Разрешит конфликт мог бы шариатский суд. Но в Чечне функционируютдва Высших шариатских суда: промасхадовский и пробасаевский. Поэтому отмеченныйконфликт практически в этих услових не разрешим.
Народ в целомнеоднозначно относится к принятому указу. В основном высказываются такиемнения: указ принят поспешно, общество не готово жить строго по канонамшариата. Часто высказывается точка зрения, что прежде следовало бы искоренитьпреступность, обеспечить работой мужчин, тем самым освободив женщин от торговлина улицах и базарах.
Поскольку сложно создатьтакие условия в современной Чечне, чеченская женщина сохраняет за собой рольглавного добытчика хлеба для своей семьи, хотя по шариату ей положено быть присвоих детях. А это нарушение норм шариата. Кроме того, в обществе, где царитшариат, ведется самая беспощадная борьба с преступлениями, а Чечня от них неискоренена.
К тому же, традиционныйобраз жизни чеченцев, их обычаи, социальные отношения большей частью основанына адатах (обычном праве), чем на канонах шариата. Противоречий между чеченскойреальностью и установлениями шариата, в рамках которых чеченцам предстоит жить,немало.
Обращение к историческомупрошлому также позволяет увидеть нелегкий путь “прописки” шариата в Чечне. Ещев период Кавказской войны Шамиль пытался навязать кавказским горцам, в том числеи чеченцам, шариат, искоренив древние адаты, но эта его попытка фактическипровалилась. Адаты оказались настолько укорененными в жизни горцев, чтошариат, утверждаемый Шамилем, вынужден был приспособиться к их традиционнымэтнокультурным особенностям.
Некоторые функции,связанные с регулированием части семейно-бытовых конфликтов,религиозно-погребальных обрядов и др. принадлежали шариату. А чеченский этикет,подчеркнутое гостеприимство, взаимопомощь, военная доблесть, кровная месть ипр. все большей степени базировались на нормах адата.
Понимая, что шариат в еговаххабитском варианте в Чечне не может закрепиться в силу доминирующей ролитрадиционной чеченской политической и духовной культуры, юрист и общественныйдеятель Хож-Ахмед Нухаев в газете “Грозненский рабочий”, а затем в “Независимойгазете” высказал свое видение политико-государственного устройства ЧеченскойРеспублики Ичкерия.
В проекте программнойдекларации “Об основах организации государственной власти ЧРИ” он пишет, что«чеченцам чужды модели Запада и Востока”, так как они не европейцы и неазиаты, а кавказцы. Поэтому государственную власть в Чечне он предлагаеторганизовать “на базе национальных институтов и тысячелетнего опытаобщественной структуры чеченского народа для того, чтобы сохранить национальныеценности, обеспечить государственный суверенитет чеченского народа, гражданскиймир и национальное согласие в республике”.
С его точки зрения, этузадачу призван выполнять “коллективный орган глав тайпов” — Мехк Кхел (СоветСтраны) — избираемый через всенародный референдум и признаваемый Высшимпредставительным органом власти ЧРИ. Совет Страны формирует три ветви власти — законодательную, судебную и исполнительную, выступая гарантом их легитимности.
Проект Х.А. Нухаевапредусматривает наличие в ЧРИ Конституции, основывающейся на правовых,моральных предписаниях священного Корана. Вместе с тем, проект предполагаетпринцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную исудебную. Ветви власти признаются независимыми. Естественно, данный принциппротиворечит шариату, предполагающему соединение в одном лице(главегосударства) светской и духовной власти.
Органы государственнойвласти Х.А. Нухаев предполагает формировать через “многоуровневую системуотбора, выдвижения кандидатур от родов, тайпов и тукхумов”. От всех девятичеченских тукхумов избирается Мехк Да — глава государства. Равноепредставительство тукхумов предполагается в Лор Ис — Высшем законодательноморгане и Юст Ис — Высшем судебном органе. Национальные меньшинства, по егомнению, должны участвовать в политической жизни государства, делегируя лидеровсвоих общин в Мехк Кхел. Такова в самых общих чертах альтернативная шариатскомуправлению концепция государственного устройства ЧРИ, предложенная Х.-А.Нухаевым.
Конечно, эта концепциямаксимально приближена к социальному устройству чеченского общества. Онаотвечает ментальным особенностям народа, в отличие от системы шариатскогоправления, объявленной в Чечне. Противоречащая чисто шариатскому правлению,концепция Нухаева получила определенную общественную поддержку. В местныхсредствах информации о ней отзываются с одобрением, признавая ее болееприемлемой моделью политико-государственного устройства Чечни.
Несмотря на перечисленныепреимущества, она не лишена недостатков. Приобретенный народом за годысоветской власти правовой и политический опыт все еще остается устойчивым вчеченском обществе, а потому реконструкция архаичных форм социальногоустройства чеченского общества, по всей видимости, не будет процессом легким.

Литература
Основы политологии: Науч. пособие /под ред. Н.И. Сазонова.-Х., 1993
Гаджиева К.С. Введение в политологию. — М. Просвещение, 1994
Фельдман Д.М. Хрестоматия по конфликтологии: Конфликты в миреполитики. – М., 1997
Степанов Е.И. Конфликты в современной России. Проблемыанализа и регулирования. — М.: УРСС, 2000.
Глухова А.В. Типология политических конфликтов. — Воронеж.1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.