Содержание
Введение
1. Понятие и сущность власти
2. Типология власти
3. Проблема оптимальной организации структурывласти и предотвращения злоупотреблений ею
4. Основные тенденции властных отношенийв современном российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Власть — центральная ось,вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структурыобщества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованностьи иерархичность общественных отношений.
В последние годы в российскомобществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающиеее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института началсяс распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элитв настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательногоправа населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно неизменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процессотчуждения власти от населения.
В связи с тем, что политическаявласть — основополагающая категория политологии, ключ к пониманию сущности и предназначенияполитической системы общества, поэтому для ориентации в современных реалиях стольважно понимание смысла данной категории, причин необходимости политической властидля любого общества, ее источников, ресурсов и выполняемых функций, знание новыхтенденций в ее развитии.
Цель работы – анализ понятия«власть» как общественного явления и основных тенденций властных отношений в современномроссийском обществе.
1. Понятие и сущность власти
Власть как таковая представляетсобой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах егоразвития. Через властные отношения реализуется объективная потребность обществав саморегуляции и организации.
В важнейших трактовках властиделается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этихтрактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение,которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющиеобязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет,право, насилие и другие средства.
Смысл, исторически закрепившийсяза понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение,насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, надоминирование тех или иных их признаков.
Власть в обществе имеет источники основные параметры — масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти — это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объемвласти — это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах.Время власти — это период функционирования данной власти, того или иного властногооргана. Пространство власти — это определенные площади, территории и регионы, впределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует.
Понятие политическая властьотражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействиена общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людейна достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными признакамиполитической власти являются:
— верховенство, то есть обязательность,ее решений для всего общества;
— всеобщность, то есть функционированиена основе права от имени всего общества;
— моноцентричность, то естьсуществование общего государственного центра принятия решений;
— многообразие ресурсов — экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительныеи др.
Основные компоненты структурывласти — это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом испособами властвования.
Субъект власти — это ее обладатель,носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящаяэлита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политическийинститут (государство, партия, группа интересов).
Объектом власти могут бытьотдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения,руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектомвласти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно исубъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ являетсятолько объектом политической власти.
Границы отношения объектавласти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольногоподчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемыхему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.
Качества объекта политическойвласти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальныйи подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желаниежить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готовогонести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Ресурсы власти — это средствавоздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различаютэкономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительныересурсы.
Экономические ресурсы — этоматериальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как ихвсеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.
Социальные ресурсы — это группыи слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.
Культурно-информационные ресурсы- это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждениянауки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимостькультурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.
Демографические ресурсы — это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационныеи прочие ресурсы.
Принудительные (силовые) ресурсы- это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовыхресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественнымиатрибутами.
Власть обычно применяет различныересурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.
Процесс властвования характеризуетсямеханизмом и способами властвования.
Механизм власти — это социальныеинституты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъектанад объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго.Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать,разрешать или запрещать.
Существуют два главных подходак властвованию:
1) побуждение объекта к действиям,угодным субъекту, и
2) обеспечение бездействияподвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.
Способы властвования могутбыть классифицированы на: демократические (при участии исполнителей в принятии решений);авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными);тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правлениев рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободыи прав личности) и пр.
При классификации способоввластвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н. Макиавеллиразличал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства,склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологическиехарактеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето,исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.
2. Типология власти
Особенности различных элементоввласти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются вкачестве оснований для ее типологии.
В зависимости от субъектоввласть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая(господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группыили организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную,профсоюзную и пр. По функциям ее органов — на законодательную, исполнительную исудебную, по способам воздействия субъекта на объект — на демократическую, тоталитарнуюи авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть — международное сообществои его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть -центральные государственные институты;мезовласть -учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненныецентру; микровласть — уровень власти в малых группах, самоуправление.
В соответствии с ресурсами,на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную,культурно-информационную и принудительную.
Экономическая власть — этоконтроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределенияматериальных благ.
Социальная власть, частичносовпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоевнаселения, обеспечивая их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть- это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средствих распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективныхсведений, но и манипулятивным целям — управлению сознанием и поведением людей винтересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условияхкризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.
Наконец, принудительная властьпредполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовыхресурсов.
Общественные власти находятсяв сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияниесо стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть поотношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всегомарксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производстваи других общественных богатств.
Слияние политической, экономической,социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характернодля тоталитарных государств. Демократический строй предполагает разделение властейи каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственнойвласти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенныйбаланс между собой, а также между основными институтами политической системы. Вэкономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующихцентров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средствмассовой информации и других источников знания.
Одна из основных интегральныххарактеристик власти — ее эффективность, то есть способность выполнять свои задачии функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
Критерии эффективности властитаковы:
— достаточность основанийвласти и оптимальность использования ее ресурсов;
— рациональность «вертикальной»и «горизонтальной» структур власти;
— действенность и своевременностьконтроля за выполнением своих распоряжений;
— организационно-техническоеи кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
— наличие действенной системысанкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
— действенность системы самоконтролявласти, одним из показателей которой является ее авторитет.
В современных демократическихгосударствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являютсяналичие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данногообщества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий,как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояниеветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядками гражданским войнам.
Важная характеристика политическойвласти — ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражаеттаковые. Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующихклассов.
В современном западном обществеполитическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируетсяна так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долюприходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие,фермеры, интеллигенция, служащие.
В России власть лишена сколько-нибудьмассовой социальной базы, слаба и малоэффективна. Она сосредоточена преимущественноне в государственных институтах, а в многочисленных центрах силы — кланах, финансовыхи криминальных группировках, употребляющих ее исключительно в собственных целях.Государство пока неспособно навязать им правила ответственного поведения.
Таким образом, политика любогогосударства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов,социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждениюобщества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Функционирование политическойвласти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивыполитического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
Ценностная мотивация подчиненияпредполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, наоснове веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политическойвласти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам еедеятельности.
Характерной особенностью ценностноймотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материальногоположения людей, получения выгод, привилегий.
Ценностная мотивация обычносоотносится с наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинениеявляется наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти.Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественногопорядка.
Ценностное подчинение — относительнонедорогой вид политического действия. Расходы на идеологические акции по формированиюценностей ниже, чем затраты на развитие экономики или поддержание репрессивногоаппарата.
Любая политическая властьстремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того,чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована втом, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическуюоснову своего авторитета.
Заинтересованный тип подчиненияоснован на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной сторонойявляются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную рольв политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболееприемлемое для себя поведение населения.
Заинтересованное подчинениеявляется весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов,потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство,сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастаниеобщественного богатства страны.
Принудительные мотивы подчинения- это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями,применением силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание,порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможныминегативными экономическими, политическими и прочими санкциями. Характер принуждениязависит от степени противодействия граждан.
Среди различных мер принужденияшироко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однакопри наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материальнозащищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.
Поэтому правящие круги восполняютнедостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими.Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка,шантаж, провокации).
Крайней мерой принуждениясо стороны власти выступает насилие. Используются военные и полицейские силы, которыеподавляют выступления противников режима, разгоняют демонстрации, проводят обыскии облавы и т. д.
Однако практика показывает,что длительное время такие акции срабатывать не могут. Для сохранения политическогорежима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия.
3. Проблема оптимальнойорганизации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею
властьсубъект объект политика
В истории политической мысливидное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращениязлоупотреблений ею.
Механизм функционированиявласти в рамках закона в XVII веке был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривалразделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которыемогли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, властипо функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она жесудебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.
В XVIII веке, Монтескье создалтеорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, котораялегла в основу конституций конца XVIII-XIX века. Впоследствии эта схема была дополненаеще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатораи арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями,- это монарх или президент.
Принцип разделения властейнеобходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержанияв обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт,что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетелиправителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана дажемудрого лидера.
Конституционным правом демократическихгосударств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношенияхтрех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируетсяинститутами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиватьсяв оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить ветона некоторые законы. В свою очередь исполнительная власть нередко наделяется полномочиямииздавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут бытьзаблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинствав две трети депутатских голосов. В то же время глава государства — президент можетбыть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда.
В настоящее время особую ичрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играетКонституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, обществаи его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции.
4. Основные тенденции властныхотношений в современном российском обществе
В современных российских условияхдля политической власти характерны следующие тенденции.
Первая из них заключаетсяв усилении интенсивности процессов демократизации. Они проявляются в замене формвласти, основанных на насилии и принуждении, формами общественного консенсуса исамоуправления. Эта тенденция проявляется в том, что усиливается воздействие навластные отношения общественных движений и групп интересов.
Вторая тенденция проявляетсяв возрастании фактора легитимности как обязательного признака цивилизованной власти.Властные структуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности,то есть признания законного характера власти.
Легитимность политическойвласти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанныхс личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией властисвоих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемыПрезидентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределениемденежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы,необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательнойи исполнительной ветвей власти.
Третья тенденция — в стремленииправящих кругов к обретению авторитета как более надежной и долговременной по сравнениюс принуждением формы влияния, позволяющей осуществлять власть с затратой минимальныхресурсов.
Как правильно было замеченоГаджиевым К.С., злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены нев сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденцияк разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей однаиз ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметнодействие этой системы в нашей стране. При этом проводится в жизнь разделение властейне только по горизонтали, но и по вертикали. Ярко выраженной является передача рядаполномочий от федеральных властных структур местным органам власти.
Пятая тенденция отражает негативныйпроцесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденцияпрепятствует достижению столь необходимой для нашего государства экономической иполитической стабильности. Опыт России девяностых годов дал немало примеров проявленияэтой тенденции.
Шестая тенденция проявляетсяв прогрессирующей бюрократизации аппарата власти. Этот процесс характерен практическидля всех стран, в том числе и России и имеет негативные последствия для общества.
Связано это с тем, что, осуществляяконкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействиюразличных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи,когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.
Заключение
Власть – ключевой вопрос политики,занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современныхполитических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимостиполитической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций.Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмыслениясовременного состояния России.
В настоящее время самой актуальнойявляется проблема демократизации российской политической власти. Политику труднопроводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружениии во всех тех людях — классах, группах, обществе, которыми она должна руководить.Между обществом и государством, народом и властью, руководителями и подчиненнымиотнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимноеили одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами. Сегодня,когда в стране взят курс на построение правого гражданского общества с развитымполитическим сознанием всех или большинства его социальных слоев особенно важнопризнание власти большинством народа законной и справедливой, согласие народа свластью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должнывыполняться.
Дееспособность власти во многомзависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти.В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояниевласти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Чем нижеуровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Властныеструктуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности,то есть признания законного характера власти.
Список использованной литературы
1.Азаров Н.И., Андрияш Г.С., БакулинаТ.В., Политология: Учеб.пособие для техн.спец.вузов. /Под ред.Н.И.Азарова — М.:Высшая школа, 2005. — 303 с.
2.Василик М.А. Вершинин М.С.Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов.–М.: Гардарики, 2006. – 270 с.
3.Дегтярев А.А. Политическая власть// Полис. -2006. -№ 3.-С.12-15.
4.Зеркин Д.П. Основы политологии:Курс лекций. –Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 544 с.
5.Кривогуз И.М. Политология: Учебникдля студ.высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -288с.
6.Куликов Л.М. Основы социологии иполитологии: учебное пособие – М.: Финансы и ститастика, 2005. – 336 с.
7.Ледяев В.Г. Формы власти:типологический анализ // Полис. -2000. -№ 1-2 -С.28-35
8.Политология: Учебное пособие/Подред… В.Полуниной. –М.: Акалис, 2007. -278 с.
9.Фетисов А.С. Политическая власть:проблемы легитимности // Социально-политический журнал. -2005. -№ 3.- С. 18-22.