Реферат по предмету "Педагогика"


Демократизм педагогической деятельности М.В. Ломоносова

--PAGE_BREAK--
Принципы демократизма,  гуманизма и народности.

        Демократизм  Ломоносова  выразился,  прежде  всего,   в   стремлении

распространить образование во всех слоях  русского  общества.  Он  отстаивал

мысль о расширении сети  школ,  числа  обучающихся  детей  в  них,  а  также

выступил за единую бессословную  систему  образования,  доступную  всем.  Он

предусмотрел привлечение к обучению детей из  «простонародья»,  заботился  о

создании материальных условий для получения  образования  всеми  сословиями.

Он подметил, что крестьянские дети отличаются  практической  сметкой,  умом,

трудолюбием: «… к наилучшему прохождению школьных  наук  приобщаются  чаще

всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».

      В «Проекте переустройства Академии  наук»  Ломоносов  предлагал  особо

выделить тех, кому требуется  «жалованье»:  «Подражая,  однако,  похвальному

примеру других университетов, где любознательные юноши  питаются  от  щедрот

государей, мы  не  можем  не  выделить  некоего  числа  студентов,  которые,

получая  содержание  из  академических  средств,  были  бы   заняты   только

слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя,  ввиду  обширности

государства и малого числа университетов, следовало  бы  довести  количество

студентов, содержимых на казенный счет,  до  нескольких  сотен,  однако  же,

академическая казна не  выдержит  этого,  а  потому  для  начала  достаточно

будет, если установим число таких студентов в 40 человек».  В  гимназии,  по

его мнению, «число такого рода подростков  должно  быть,  по  крайней  мере,

вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80  человек,  воспитывающихся

на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как  и  ныне,  такие,

которых будут содержать сами родители».

  При  составлении  «Проекта  регламента   московских   гимназий»   была

определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15  рублей  в  год.  Эти

деньги  предназначались  для  приобретения   одежды,   книг   и   письменных

принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей.  Но  эта

статья расходов не  входила  в  сумму  содержания.  Изменение  рыночных  цен

затрудняло составление определенной сметы.

       На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей  на  каждого  в

год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла  до  30  рублей  в

год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12  рублев».

Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и  студентов,  что

давало им возможность больше времени уделять учению.

       Ломоносов  считал,  что  «гимназия  является  первой   основой   всех

свободных  искусств  и  наук...  Молодые  люди  должны  приучаться   там   к

правильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая  гимназия  не

совсем соответствовала его требованиям. Главной  причиной  такого  положения

Ломоносов называл «недоброхотство к  учащимся  россиянам  в  наставлении,  в

содержании  и  в  произведении».  Оно   выражалось   в   засилии   учителей-

иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

      Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную  форму  средней

общеобразовательной  школы,   обозначил   ее   структуру,   выделил   особые

подразделения:

   — российская;

   — латинская;

   — «первых оснований в науках»;

   — «знатнейших европейских языков».

       Для каждой  из  них  устанавливались  три  класса:  нижний,  средний,

верхний, закреплялся трехгодичный  срок  обучения.  Ломоносовская  программа

образования, предусматривавшая расширение сети гимназий  и  школ  в  России,

отвечала  общественным  интересам.  Она  оказала  положительное  влияние  на

развитие народного просвещения XVIII — начала  XIX  века.  Ломоносов  явился

действительно создателем отечественной общеобразовательной школы.

       Важное   место   в   ломоносовской   программе   отводилось   высшему

образованию. По мнению ученого, университеты должны быть ведущими  в  стране

учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на  развитие

науки и распространение просвещения в России. В 1764 году в  «Предположениях

об устройстве и уставе Петербургской Академии» он глубоко рассмотрел  вопрос

о содержании высшего образования: «Для сохранения людского  здоровья  и  для

попечения  о  нем  нужно  основать  факультет  медицинский.  Для  увеличения

общественного  благосостояния  и  для   создания   разных   жизненных   благ

необходимо устроить факультет философский…»

      В отличие  от  западноевропейских  университетов  Ломоносов  предложил

изменить  структуру   высшего   образования   в   России,   отказавшись   от

богословского  факультета,  так  как  «во  всех  университетах  деление   на

факультеты бывает сообразно с государственными  учреждениями,  то  и  здесь,

отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода,  таковые

науки преподаются только в подведомственных ему школах...».

       Особенностью   ломоносовской   программы   являлась   ориентация   на

общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при  установлении

числа университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то  время

кандидатов,  пригодных  для   замещения   профессорских   вакансий,   а   из

потребностей страны. Это  необходимо  для  того,  чтобы  «план  университета

служил во все будущие годы».

      Ломоносов распространил сочинения великого  чешского  педагога  Я.  А.

Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он  считал  необходимым

учебным  пособием  в  гимназии.  В   последствие   конференция   Московского

университета в 1756 году постановила перевести  и   данную  работу.  В  1768

году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

      Таким образом,  Ломоносову  удалось  заложить  прочный  фундамент  для

дальнейшего развития народного образования в России. Его идея  непрерывности

начального, среднего и высшего образования во многом  определила  дальнейший

прогресс отечественной науки. В конце XVIII в.  Сенат  страны  признал,  что

создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только  в

начале XIX в. была осуществлена последовательная система  образования  —  от

начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

      Целью  воспитания  Ломоносов  считал  формирование  человека-патриота,

качествами которого должны быть  высокая  нравственность,  любовь  к  науке,

знаниям,  трудолюбие,  бескорыстное  служение   на   благо   Родины.   Идеал

воспитания ученый  видел  в  разносторонне  развитом,  высокообразованном  и

культурном человеке.

      Исходя из принципов гуманизма и  народности,  Ломоносов  высоко  ценил

общечеловеческую  нравственность.  Он  считал  необходимым  воспиты-вать   в

молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие,  воздержание,

чистота,   милость,   благодарность,   великодушие,   терпение,    незлобие,

простосердечие,    постоянство,    трудолюбие,    дружелюбие,    послушание,

скромность». Ломоносов  предостерегал  молодежь  о  сложностях  человеческой

жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному  морю,  следовательно,  она

от нападения противных случаев колеблется, подобно  как  море  от  нападения

бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый  призывал

совершать добрые поступки, потому что  через  них  «заслужить  можно  честь,

получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

      Ломоносов очень ценил такое  качество,  как  милосердие.  Он  призывал

помнить христианскую заповедь:  «Буде  же  ты  человек,  то  помни,  что  ты

такое»— и считал, что «кто  милосерд,  следовательно,  тот  бесчеловечно  не

поступает»,  «где  добродетели  господствуют,  тут   порокам   нет   места».

Ломоносов защищал обиженных,  стремился  помочь  обездоленным,  сиротам.  Он

первым предложил открыть специальный  воспитательный  дом  для  малышей,  не

имеющих  родителей,  поставил  задачу  воспитания  таких   детей   за   счет

государства, чтобы они могли приносить пользу  обществу.  В  этой  связи  он

писал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с  трудом,  труд  минется,  а  хорошее

останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение  минется,  а

худое останется». Добрые дела и милосердие, по  мнению  Ломоносова,  следует

помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот  не  токмо  оного  не  достоин,  но

равно так оставлен быть должен, как неплодная земля  презренна  бывает».  Он

проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.

      Высоко ценил  Ломоносов  трудолюбие:  «Или  трудом  бессмертную  славу

приобретать,  либо,  препровождая  жизнь  свою  в   роскоши   и   нерапении,

бесславного конца ожидать должно». Он  подчеркивал  роль  труда  в  развитии

нравственного  потенциала  молодежи:   «Рассуждая   о   благополучии   жития

человеческого,  слушатели,  не  нахожу  того  совершеннее,  как  ежели   кто

приятными и  беспорочными  трудами  пользу  приносит».  Он  был  противником

безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два  сосца  всех  пороков,

вливают  под  видом  сладости  бедственную  язву  в  душу  и  тело,  наносят

несносные оскорбления,  бедность  и  смертоносные  болезни».  Ломоносов  как

педагог и ученый призывал  творчески  относиться  к  труду.  Основным  видом

труда молодых людей он  считал  учение,  постижение  наук,  поэтому,  прежде

всего, советовал не «терять золотое младых лет время  без  приобретения  той

пользы, которая зрелым и престарелым  летам  большую  приятность  и  веселие

принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».

      Ломоносов учел также то, в каких условиях будет  происходить  трудовая

деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению  того

или иного дела,  обоснование  цели  работы,  планирование  ее  хода,  подбор

необходимых  инструментов,  анализ  результатов.  Он  убеждал   работать   с

желанием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и  верностию  исправлять

подлежащую...  должность».  Трудовые  операции  должны  быть   продуманы   и

расположены в определенной  последовательности.  При  этом  он  рекомендовал

опираться на имеющийся опыт и научные достижения.  Важным  в  педагогическом

отношении явилось предложение Ломоносова все изготовленные вещи  хранить  «в

обособливом покое, каждая обособливо под  нумерами»,  а  за  труд  «выдавать

заслуженное… жалованье все сполна».

      Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен  быть

счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая  под

ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько  возможность  служить

на благо отечества. «Не для того мы живем на  свете,  чтобы  насыщаться,  но

для того насыщаемся, чтобы жить».  Осознание  счастья  приходит  к  человеку

через трудности и  лишения:  «Ежели  бы  небо  благословило,  чтобы  человек

препровождал  жизнь  свою  безбедно,  то  бы  он  своего  счастия   не   мог

чувствовать».

      Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо  в

единой   токмо   добродетели   состоит   человеческое   совершенство.   Един

добродетельный совершенно  богат,  что  больше  богатства  не  желает,  всем

изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во  всем  честен,  ибо

добродетель  есть  сама  себе  честь  и  похвала;  она  есть  в  недостатках

довольство и в нищете изобилие».

      По  мнению  ученого,   интенсивное   нравственное   воспитание   детей

осуществляется  в  семье  и  школе.  В  публицистических  работах  Ломоносов

заметил, что во многих семьях  дети  не  получают  хорошего  воспитания.  Он

предлагал оградить молодых людей от  вредного  влияния  семьи  и  заниматься

воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.

      Основой нравственного воспитания  Ломоносов  считал  родной  язык.  Он

высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность.

      Именно  Ломоносов-педагог  выдвинул  идею  о  воспитательном  значении

русского  языка.  Его  изучение   способствует   формированию   патриотизма,

уважения к  национальной  культуре,  распространению  грамотности  и  науки.

Благодаря усилиям Ломоносова в  гимназии  появились  классы  русского  языка

(«Российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и  русская

история. Все предметы в гимназии, за  исключением  философии,  преподавались

на русском языке.  В  «Проекте  регламента  московских  гимназий»  Ломоносов

рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным  русским  способом:

«Грамоте  обыкновенным  старинным  порядком,  то  есть  азбуку,  часослов  и

псалтырь… Потом учить писать по  предписанному  доброму  великороссийскому

почерку и приучивать читать печать гражданскую». Ломоносов считал,  что  для

глубокого образования каждому учащемуся  следует  овладеть  русским  языком:

«Итак, ежели принятый школьник  еще  российской  грамоте  не  знает,  должен

только в российском первом классе дотоле обучаться,  пока  писать  и  читать

искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен  в

Гимназию вступил, того, обучив первым  основаниям  российской  грамматики  в

нижнем классе, обучать в латинской  школе  в  нижнем  классе,  что  показано

четыре дни в неделю;  а  прочие  два  дни  в  школе  первых  оснований  наук

показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе  дети

могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем,  чтобы  они

учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель  этого

класса». Лишь после изучения русского  языка  допускался  переход  в  другие

классы, к другим наукам.

      Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие,  за

разработку которого  взялся  сам  Ломоносов.  «Российская  грамматика»  была

построена на передовом языковедении, на тонком знании  русского языка,  его

диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданско-правовая ответственность государства, государственных муниципальных образований
Реферат Criminals Essay Research Paper Do prisons teach
Реферат Филиппинцы в США
Реферат Авессалом Подводный Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке
Реферат Ущелье "Ала-Арча" Киргизия
Реферат Танець як стародавній і популярний вид мистецтва
Реферат Deciphering The Genetic Code O Essay Research
Реферат Становление политических партий Российской Федерации Единая Россия - партия-гегемон
Реферат Дифференциальная психология и структура индивидуальности
Реферат Різноманітність голонасінних
Реферат Научно-философское мировоззрение Идеи и теории НН Страхова
Реферат Проблемы интеграции: Mercury Interactive QuickTest & TestDirector
Реферат Актуальна потому, что одним из сущностных признаков рынка является конкуренция форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства
Реферат Наш современник Вильям Шекспир
Реферат Закон развития воображения