--PAGE_BREAK--
Выводы по первой главе
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников
2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие «педагогический метод» вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития[22].
Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
— наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);
— словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
— практические (экологические игры, опыты, труд в природе)[17].
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор.
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды.
Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем.
В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели [10].
Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно-образовательной работы. Построение методов экологического воспитания базируется на 3 принципиальных моментах. В педагогическом процессе используются традиционные и инновационные методы.
2.2. Эксперимент
1этап — констатирующий эксперимент
На этапе констатирующего эксперимента необходимо определить уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1.Определение характерных особенностей представителей мира животных.
Цель.Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».
Методика диагностики:приготовить картинки с изображением животных разных классов.
Беседа по картинкам.
1. Кто это?
2. Как ты думаешь, что нужно животным, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?
3. Как нужно ухаживать за животными?
Затем ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки. Задаются вопросы:
1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 — 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 — 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2.Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель.Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование.Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению.Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
— Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
— Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
— Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
— Для чего людям нужны комнатные растения?
— Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 — 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 — 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3.Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель.Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование.Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению.Детям предлагается определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
— Какие свойства песка ты знаешь?
— Где и для чего человек использует песок?
— Какие свойства камней ты знаешь?
— Где и для чего человек использует камни?
— Какие свойства воды ты знаешь?
— Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 — 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 — 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4.Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель.Определить уровень знания времен года.
Оборудование.Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению.Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
— Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
— Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
— С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
— На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 — 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 — 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 — 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1, 2 и рис.1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Камилла Х.
10
С
8
С
11
С
12
С
10,6
С
Юля С.
6
Н
5
Н
8
С
10
С
7,2
Н
Никита С.
8
С
7
Н
10
С
11
С
8,8
С
Глеб П.
9
С
8
С
13
В
13
В
10,4
С
Лилия К.
10
С
8
С
11
С
12
С
9,8
С
Саша П.(д)
6
Н
7
Н
7
Н
7
Н
6,6
Н
Ирина И.
13
В
11
С
14
В
14
В
13,0
В
В среднем по гр.
8,9
С
7,8
С
10,6
С
11,2
С
9,5
С
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Энже А.
8
С
10
С
12
С
13
В
10,2
С
Артур С.
9
С
9
С
10
С
11
С
9,6
С
Анжела Л.
7
Н
5
Н
8
С
8
С
6,8
Н
Женя П.(д)
10
С
8
С
9
С
10
С
9,0
С
Руслан К.
9
С
8
С
11
С
11
С
11,8
С
Настя С.
13
В
10
С
13
В
13
В
12,4
С
Артур Н.
7
Н
9
С
7
Н
10
С
8,2
С
В среднем по гр.
9
С
8,4
С
10
С
10,9
С
9,8
С
Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Рис 1. Уровень сформированности экологических знаний к миру природы (в баллах)
Результаты констатирующего эксперимента
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольных групп (табл. 1,2, рис. 1) констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний — соответственно 9,5 и 9,8 баллов.
2. Уровень знания дошкольников экспериментальной и контрольной групп о мире животных – 8,9 и 9 баллов.
3. Уровень знания о растительном мире – 7,8 и 8,4 баллов.
4. Уровень знаний о неживой природе у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы на 0,6 балла.
5. Уровень знаний о временах года у дошкольников экспериментальной группы – 11,2 и 10,9.
Приходим к выводу, что в целом дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природу. продолжение
--PAGE_BREAK--
2 этап — формирующий эксперимент
На этапе формирующего эксперимента необходимо выбрать наиболее эффективный способ повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1. разработать комплекс мероприятий, на занятиях ДОУ по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
2. апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
1 занятие: «Живое – неживое» (Наблюдение за кошкой с детьми старшего дошкольного возраста.)
2 занятие: «Как растет растение» (Обобщающая беседа с детьми старшего дошкольного возраста.)
3 занятие: «Весенняя экскурсия»
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход,предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, театральной деятельности, литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятиястроились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
3 этап – контрольный эксперимент
На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 3, 4 и рис. 2.
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Таблица 3
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Камилла Х.
12
С
10
С
11
С
12
С
11,0
С
Юля С.
12
С
10
С
12
С
14
В
12,0
С
Никита С.
11
С
9
С
13
В
12
С
11,2
С
Глеб П.
12
С
12
С
14
В
14
В
12,8
С
Лилия К.
13
В
10
С
12
С
13
В
11,8
С
Саша П.(д)
8
С
9
С
9
С
10
С
8,6
С
Ирина И.
14
В
13
В
14
В
15
В
14,0
В
В среднем по гр.
11,8
С
10,4
С
12,1
С
12,9
В
11,7
С
Таблица 4
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка
Уровень сформированности экологических знаний
Средняя оценка в баллах
Общий уровень
о мире животных
о растительном мире
о неживой природе
о временах года
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Оценка в баллах
Уровень развития
Энже А.
10
С
10
С
10
С
13
В
11,2
С
Артур С.
10
В
10
С
13
В
13
В
10,8
С
Анжела Л.
7
Н
6
Н
8
С
8
С
7,2
Н
Женя П.(д)
11
С
10
С
12
С
12
С
11,0
С
Руслан К.
11
С
9
С
12
С
12
С
11,0
В
Настя С.
13
В
10
С
14
В
15
В
13,2
С
Артур Н.
7
Н
9
С
7
Н
10
С
8,2
С
В среднем по гр.
9,9
С
9,1
С
10,9
С
11,9
С
10,3
С
Рис.2. Результаты контрольного эксперимента
По результатам диагностики в констатирующем эксперименте (табл. 1,2; 3,4) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл. 5, рис. 3).
Таблица 5
Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
Уровень сформированности экологических знаний
Общий уровень по группе
о
мире
животных
о
растительном мире
о
неживой природе
о
временах года
Экс.
гр.
Конт.
гр.
Экс.
гр.
Конт.
гр.
Экс.
гр.
Конт.
гр.
Экс.
гр.
Конт.
гр.
Экс.
гр.
Конт.
гр.
Контрольный эксперимент
11,8
9,9
10,4
9,1
12,1
10,9
12,9
11,9
11,7
10,3
Констатирующий эксперимент
8,9
9
7,8
8,4
10,6
10
11,2
10,9
9,5
9,8
Прирост показателей (в баллах)
2,9
0,9
2,6
0,7
1,5
0,9
1,7
1
2,2
0,5
Разность (в баллах)
2
1,9
0,6
0,7
1,7
Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний в экспериментальной и контрольной группах (в баллах)
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности экологических знаний повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем четырем показателям (рис. 3, табл. 5).
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях достаточно эффективен. продолжение
--PAGE_BREAK--