РГПУ им. Герцена
Конспект открытого занятия
Восьмая подготовительная группадетского сада (6-7 лет)
Провела: студентка 4-го курса
Гагаринова Екатерина Николаевна
Тифлопедагог: Николаева Елена Ивановна
Руководитель практики: Никитина Анна
Валентиновна
С-Пб 2010
Тема занятия: «Животные»
Тип занятия:«Формирование сенсорных эталонов»
Цель: Формирование уменияразличать до пяти оттенков серого цвета и выкладывать ряд в порядке цветовойнасыщенности;
Задачи:
1. Обогащениечувственного опыта за счет закрепления понятия оттенок (восприятие эталонасерого цвета и его оттенков; закрепление оттенков коричневого и оранжевогоцветов; развитие умения соотносить предметы по оттенкам);
2. Закрепление умениясоотносить предметы по величине;
3. Развитиеаналитико-синтетической деятельности за счет составления целого из частей(закрепление дифференцировки «круг» и «овал») и геометрических форм;
4. Развитие ориентировкив большом и малом пространстве;
5. Развитие зрительноговнимания, памяти;
6.Развитие связной речипри описании классификации животных по месту обитания и при ответах на вопросыпедагога.
Оборудование:
Демонстрационныйматериал:
— игрушка-заяц;
-5 фигур волков серогоцвета разных оттенков;
-изображение цветковоранжевого цвета двух оттенков – светлого и темного;
-круг и овал белогоцвета;
-10 силуэтов котят разнойвеличины.
Раздаточный материал:
— комплекты волков пятиоттенков серого цвета;
-карточки с контурнымизображением лис и разрезные детали с 2-х оттенков оранжевого цвета;
-комплекты медведей ипосуды трех оттенков коричневого цвета;
-значки с изображениемгеометрических фигур двух оттенков оранжевого цвета;
-карточки с изображениемзайцев из геометрических фигур;
-набор кругов и овалов;
-комплект бантиковразличной величины;
-рисунок с изображениемзайца.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Кнам пришел зайчик, он хочет пойти в гости к котенку. А котенок где живет? Поместу обитания это какое животное?
-Домашнее.
-Правильно. Но чтобызайчику дойти до котенка, ему нужно пройти через весь лес. Ребята, а в лесу унас какие живут животные? А по месту обитания они как называются?
-Дикие.
-Правильно. Не хотят животныезайца пропускать. Давайте поможем ему!
I задание:
-Первых на своем путизаяц встречает волков. Волки сердятся, зайца пропускать не хотят. Поможемзайцу! Для этого волков надо разложить от самого темного к самому светлому. (Ребятапо очереди выходят к большому фланелеграфу и выкладывают ряд в порядке цветовойнасыщенности). Ребята, правильно мы всех расставили?
-Да!
-Молодцы! А у волков естьдетеныши. Как называются детеныши волков?
-Волчата.
-Я каждому из вас раздамволчат. И давайте расположим их на фланелеграфе от самого светлого к самомутемному внизу фланелеграфа слева направо (Дети выкладывают ряд от самогосветлого до самого темного).
-А теперь каждому волкуподберем своего волчонка по оттенку.
-Молодцы! Волки осталисьдовольны и со своими волчатами убежали в лес, пропустили зайца.
Зрительная гимнастика:
-Ребята! Давайте заволками проследим – куда они побежали? Не двигая головой, глазками следим закрасным огоньком. Убежал волк в лес.
II задание
-А заяц дальше попрыгал ивстретил на своем пути лис. Лисы ссорятся, спорят, шубы поделить не могут,зайца не пропускают. Давайте каждой лисе подберем шубу. Какого цвета лисы?
-Рыжего.
-А чем отличаются?
-Оттенками.
-Правильно! Подберемкаждой лисе шубу по оттенкам рыжего цвета.
-Молодцы! Лисам шубу подобрали.Лисы довольные остались, зайца пропустили и сами в лес убежали.
Зрительная гимнастика
-Ребята, давайте и залисами проследим. Головой не двигаем, глазками следим за красным огоньком.Убежала лиса.
III задание
Заяц дальше попрыгал ивстретил на свое пути медведей. Медведи голодные, сердитые, как бы нашего зайцане съели. Давайте каждого медведя накормим, чтобы они зайца не трогали. Дляэтого возьмите медведей и разложите их от самого светлого к самому темномуслева направо посередине фланелеграфа.
-Теперь самого светлогомедведя положите в верхний левый угол фланелеграфа, а самого темного – в правыйнижний угол фланелеграфа.
-Ну, а теперь накормиммедведей. Возьмите тарелки и чашки и подберите каждому медведю посуду пооттенкам: тарелка должна лежать справа от медведя, а чашка – под медведем.
-Молодцы, ребята! Медвединаелись и довольные в лес ушли, пропустили зайца.
Физ.минутка:
-А теперь вы выйдитеиз-за столов. Давайте превратимся в зайцев. Какие у зайцев уши? А лапы?Превратились в зайцев мы, а теперь – поиграем. Каждому из вас я надену значокна шею. Рассмотрите внимательно – какого цвета он? Какой формы? Всерассмотрели?
Вы будете прыгать, и по-моемухлопку каждый должен будет найти свой дом – дом соответствует тому цвету иоттенку, который у каждого из вас на значках.
-А теперь вы опять будетепрыгать и, по-моему, хлопку искать свой дом, но на этот раз дом будетсоответствовать той геометрической фигуре, которая у вас на значках.
-Молодцы! Превратимсяобратно в ребят и сядем за столы.
IV задание
-А пока мы играли, заяцприскакал на поляну. А на поляне еще зайцы сидят, скучают, пары у них нет.Давайте каждому зайцу пару подберем.
V задание
-А всем ли зайцам мы паруподобрали?
-Нет. Один остался безпары.
-А давайте ему сами парусоставим. Из каких геометрических форм состоит заяц?
-Круг, овал.
-Правильно! У вас натарелках лежат детали, выкладывайте их на фланелеграф и подберите зайцу пару.
VI задание
-Молодцы. Всем зайцампары подобрали, теперь им не скучно. А наш заяц наконец-то припрыгал к котенкув гости (На большом фланелеграфе 10 силуэтов котят, расположенных по величине,но два котенка не на своих местах)
-Сидят котята, ждутзайца. Обратите внимание, а разве правильно котята расположены по величине?
-Нет (Один из детейвыходит к большому фланелеграфу и исправляет ряд, после чего педагог меняетдвух котят местами)
-Ребята! Посмотрите – асейчас котята правильно расположены?
-Нет!
-Какие котята озорные!Давайте опять поможем им (Дети по очереди исправляют ряд).
VII задание
-Молодцы, ребята! Всех правильнорасставили. Сидят котята и ждут подарков, ведь зайчик принес каждому котенкуподарок – бантики. Они у вас на тарелочке. Но каждому котенку свой бантик надоподобрать. Разложите бантики от самого большого к самому маленькому по диагоналифланелеграфа – начиная от верхнего левого угла к правому нижнему углу.
-Молодцы! Каждому котенкубантик подобрали. Котята довольны. Зайчик тоже благодарит вас и каждому даритсвой портрет на память. В группе можете его раскрасить.
-Ребята, понравилосьзанятие? А что мы сегодня делали? Какое задание больше всего понравилось? Какоезадание показалось самым трудным?
-Спасибо, ребята, досвидания.