Разработка урока профилактическойнаправленности
«В 21 век — без вредныхпривычек»
Формаработы: Ролеваяигра.
Участники: Учащиеся 9 классов.
Цель: Развитие у подростковосознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на своюличность.
Задачи:
1). Показатьнегативное влияние курения, пьянства на подростка;
2). Раскрытьпричины, ведущие к болезненной привязанности к курению, алкоголю;
3). Воспитатьуважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности, чтобы делатьосознанный выбор во всем.
Продолжительность:60минут.
Оборудование: магнитофон, телевизор, DVD-плеер, плакаты,высказывания.
Методики итехнологии, используемые на данном мероприятии:
1). Ведениедискуссии
2). Публичныевыступления
3). Работа вгруппах.
Планорганизации мероприятия:
1). Вывеситьобъявления в школе о мероприятии для 9 классов;
2).Участникам выписать мысли великих людей о вреде курения, алкоголя.
3).Высказывания на доске. (Приложение №1).
4). Просмотрфотослайда «О вреде курения и алкоголя».
Кожидаемым результатом можно отнести:
1). Уучастников сформируется представление о глубине вредных привычек;
2).Формирование знаний о последствиях вредных привычек;
3).Воспитаниенавыков здорового образа жизни через познание себя.
Ход мероприятия
Здравствуйте,дорогие друзья! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово.Желают друг другу здоровья.
Ребята! Выскоро станете взрослыми и замените своих родителей у станка, встанете у руляправления страной, будете обучать детей, защищать часть страны в спортивныхсостязаниях, издавать законы. А для этого надо быть физически и духовноздоровыми. А если здоровы дети, то будет здоровой и страна. Что же для этогонадо сделать? (Беседа с учащимися.)
Тема «В 21век — без вредных привычек» — на сегодняшний день очень обсуждаемая, по этомумы решили провести в вашей школе эту тему в виде мероприятия.
Форманашей сегодняшней работы – ролевая игра, поэтому я предлагаю собрать команду из семерыхучастников, а остальные ребята будут зрителями, иначе для кого мы это будем всепоказывать….
Звучитнегромко музыка, выходят желаемые участники. Я им выдаю таблички и обговариваю,что с ними делать, также даю маленькие листовки- подсказки их нужно будет имзачитать в слух.
Хором они произносят: Мы,команда, Минздрав! В это время поднимают таблички вверх. На них написано: Молодые,Интеллектуальные, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые.
Один изучастников говорит:
— Да, здоровьедля человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье,когда его теряем.
Второй изучастников говорит:
— И пришли мысегодня к вам, чтобы вас немного просветить, а может быть, и озадачить.
Третий изучастников спрашивает ребят:
— Ну ребятарасскажите нам, что вы приготовили? Как вы дома потрудились, что вы пропривычки то нашли?
Четвертыйговорит:
— Ребята,разбейтесь на 3-4 человека, и чья группа назовет больше умных мыслей провредные привычки, та группа и победила.
Звучит музыка,ребята разбиваются на группы.
Установкана работу в группах.
Учащиесярассказывают умные мысли знаменитых людей, вот некоторые из них:
1. Из всехпороков пьянство более других несовместимо с величием духа. (В.Скотт)
2. Подобнотому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни. (Демократ).
3. Опьянение– это добровольное сумасшествие. (Аристотель)
4. От винагибнет красота, вином сокращается молодость. (Гораций)
5. Пьянствоесть упражнение в безумии. (Пифагор)
6. Пьянство –причина слабости и болезненности детей. (Гиппократ)
7. Сквозьпризму водки – все красотки. (В.Маяковский)
8. Выпивка,повышенная склонность к волокитству уменьшают способность воспользоваться ееплодами. (У.Шекспир)
9. Пьянство –это добровольное оскопление. (В.Кудлаев)
10. Для тогочтобы сделаться пьяницей, нужно, прежде всего, им родиться. (Ф.Рыбаков)
11. Лечитьнужно больную психику, она-то и заставляет искать счастье в бутылке. (Г.М.Энсин)
12. Водкабелая, но красит нос и чернит репутацию. (А.П. Чехов).
После высказыванийведется подсчет и объявляется победившая группа.
Говорю я:
Курение –этовтягивание в себя, тлеющих растительных продуктов. Закурить первую в жизнисигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Согласно статистике,курение преобладает в школе над спиртным и наркотиками. Курят с 6 по 11 класс:6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11 класс – 65%.
А сейчасдорогие участники, зайдут к нам 3 врача, и расскажут какую беду нам приносят,эти пагубные привычки.
Звучит негромко музыка, заходят врачи.
Врач-пульмонолог: У курящего человекаразвивается кашель и активизируется выделение мокроты. Малые дыхательные путивоспаляются и сужаются. Длительное воздействие дыма оказывает повреждающеедействие на реснички эпителия и затрудняет их работу. В легких курильщикаувеличивается число воспаленных клеток, у него часто происходят приступы астмы,которые имеют тяжелую форму.
Врач-кардиолог: После каждой выкуреннойсигареты повышается давление крови. Дым вызывает сужение сосудов периферическихартерий, образование тромбов, сокращение периода жизни тромбоцитов. В кровикурильщика повышается содержание холестерина и увеличивается риск наступлениявнезапной смерти и развития атеросклеротического заболевания. После выкуриваниясигареты наблюдается сужение сосудов примерно в течение 30 минут, это приводитк увеличению нагрузки на сердце. С годами у заядлых курильщиков возникает«хромота» – боли в конечностях при непродолжительной нагрузке.
Врач-терапевт:Прикурении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержитникотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества.Самый ядовитый — никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначалавозбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживаеткровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотинвызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм несразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергаетсяхроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения,сердечно-сосудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше онсодержит никотина.
Продолжаюя:По данным статистики, в результате курения каждые 10 секунд умирает одинчеловек. В настоящее время во всем мире табак ежегодно убивает около трехмиллионов человек. При сохранении нынешних тенденций около 500 миллионов изныне живущих людей скончаются в конце концов по причине курения. Если человекначал употреблять табак в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшаетсяболее чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака, чемте, кто стал это делать после 25 лет.
Врачи уходят,мы их поблагодарили за участие, оставшиеся 3 участников переворачиваюттаблички, и они превращаются в сердце, легкие и мозг.
Сердце: Мне так плохо, такустало,
И нет ужбольше сил стучать.
Наверное,осталось мало…
Могли бытолько вы понять-
Мне нехватает кислорода,
Меня такдушит никотин,
А этот яднепобедим.
Мои сосудыкровяные
В дымусгорают день за днем,
И если вы насне спасете,
Мы только откуренья пропадем!
Головноймозг: Иссушилменя проклятый злодей,
Нету большесветлых идей,
Он моинейроны украл
И на пачкусигарет поменял.
Я теперь и задолгий срок
Не могувыучить данный урок.
И внимания, ипамяти нет-
Все от этихпроклятых сигарет.
Не искупитьбедой вину-
Строгприговор:
За страсть ккуренью
Пустееткомната ума,
Где был миридей, теперь там тьма.
Легкие: Ой, мы бедные, сожженныесовсем,
Мы хотимспросить вас, люди:
А вы куритезачем?
Нас алкогольотравляет,
Никотин нам –страшный яд,
Наши бронхион сжигает,
Кто же в этомвиноват?
По утрамужасный кашель
Раздираетгорло в кровь.
Кто же намтеперь поможет,
Чтобы статьздоровым вновь?
Чтоб вдыхатьнам полной грудью
Свежий,чистый кислород,
Чтобы газомядовитым
Не давать намбольше вход!
Продолжаюя:
Как быпоступил каждый, если бы ему предложили выпить жидкость, которая вызываетрасстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу инепоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падение контроляза словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движенийи походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиения и т. п. Стали бывы пить?
(Положительные и отрицательные ответыкаждого записываются на доске. Подсчитывается, сколько «да», сколько «нет»).
(Как правило, все учащиеся понимают, что это за жидкость.)
Я предлагаю подумать и обсудить, почемумногие люди добровольно подвергают себя воздействию этого яда. Я поднимаю сместа одного, другого, третьего ученика и прошу высказать свое мнение. Такначинается дискуссия.
После дискуссии, опять говорю я:
— Для полноты картины я предлагаю вампосмотреть фотослайд: «О вреде курения и алкоголя».
Привычка употреблять алкогольобусловлена комплексом факторов, первыми из которых являются обычаи социальноймикросреды. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Человеку начинает казаться,что трудности, житейские невзгоды не имеют особого значения. Примербольшинства, недостаточное воспитание, невозможность оградить молодых людей отискушения, во многих случаях прямое влияние пьяниц-родителей, которые самиугощают детей вином, уверенность, что под влиянием спиртных паров забудешь хотьна несколько часов нужду и гнет жизни. В этом высказывании отмечается такаяпричина пьянства, как обычаи ближайшего окружения. Социальная микросреда, вкоторой живет человек, определяет его отношение к алкогольным напиткам. Обычаисемьи при этом занимают одно из ведущих мест, и там, где положительно относятсяк употреблению алкоголя, у детей и подростков в силу подражания закрепляется,воспитывается стереотип подобного же отношения, т. е. складывается алкогольныйстиль жизни. Молодое поколение, вырастая, зачастую передает алкогольныеустановки своим детям. Образуется порочный круг.
Заключение
Вредныепривычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятсявпоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбитесебя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют,задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! Мой совет: «Никогда некурить! Никогда не пить!».
Рефлексия:
Под красивуюмузыку каждый участник по очереди берет руку соседа, сидящего справа, ивысказывает свое мнение:
· ячто-то открыл (называя конкретно что), я что-то выполнил;
· уменя появились вопросы или я не получил ответа на свой вопрос;
· чтомне понравилось на этом мероприятии
Приложение №1
«Высказывания на доске»
· «Всякийкурящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других.»Н.А.Семашко
· «Человек,переставший курить и пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствиевзгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни».Л. Н. Толстой
· «Хмельшумит – ум молчит». Русская пословица
· «Началопути – рюмка, середина — выпивающая компания, легкая выпивка, пара рюмок заобедом; конец — в тюрьме — за убийство в пьяном виде, за растрату,психиатрическая больница, могила от случайной легкой болезни.» Д. Лондон
· «Здесьприходится признать, что в любом обществе, во все времена употребление спиртногои злоупотребление им идут рука об руку.»
В. Б.Альтшулер
· «Путьпьяницы – это кратчайший путь на кладбище». (Народная мудрость)
· «Пьяномуморе по колено, а лужа по уши». (Народная мудрость)
· «Водкаи мудреца делает дураком». (Народная мудрость)
· «Былоремесло, да хмелем поросло». (Народная мудрость)
· «Ввине тонет больше людей, чем в море». (Народная мудрость)
· «Виновходит, разум выходит». (Народная мудрость)
· «Виноне вода, человеку беда». (Народная мудрость)
· «Винодает море удовольствия и океан несчастий». (Индийская пословица)
Выводы по моемупроведенному мероприятию
Проведеннаямною мероприятие понравилось не только учащимся, но и классным руководителямэтой школы. Единственное что не получилось это уложиться во время, за местозапланированных 60 минут, мероприятие шло 95 минут; очень много времени ушло набеседы с учениками и на дискуссии. Думаю, что ребята хотя бы немножечкозадумаются о своем здоровье, и не станут губить его напрасно. Соотнеся цели изадачи, то в этом мероприятии я все раскрыла, показала, и рассказала. Так жесформировала представление: 1). О неприятии к вредным привычкам; 2). О глубиневлияния вредных привычек; 3). О последствиях вредных привычек. Я оченьблагодарна детям, что они активно сотрудничали со мной.