Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
ГЛАВА 1. Проблемы семей, имеющихдетей с ограниченными возможностями
1.1 Причины, приводящие кинвалидности
1.2Основные проблемы семей сдетьми-инвалидами
1.3 Система социальной помощи семье,имеющей ребенка с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2. Технологии социальной работыс семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
2.1 Принципы и направления работы ссемьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
2.2 Специфика разработкииндивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболееактуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблемаработы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивномросте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Поданным статистики в России на август 2009г. численность детей-инвалидовсоставляет 545 тысяч человек, из них было признано инвалидами 67 121 человек.
23,6% детей-инвалидовстрадают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% –умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.По данным Министерства образования, в 2008-2009 учебном году в обычных школахобучалось 142,659 тысяч детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ –148,074 тысячи детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах –210,842 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее эффективнымместом реабилитации детей-инвалидов является семья, как известно, наиболеемягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению кребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую длявыполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынужденырешать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничениежизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этимипроблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденнойпатологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Нотрудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так какучреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало.[1]
Более того, вполневероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другимифакторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности длязаработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны бытьготовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям.Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этаповжизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Поэтому к таким семьямневозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития,поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могутпериодически возникать на протяжении всей жизни ребенка.[2]
Маленькиедети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для нихпервичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальныйконтекст.
Дети-инвалиды испытываютповышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительнойстепени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченнымивозможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаяхпрактически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующимпроцесс его социализации и самореализации.
В целом актуальностьпроблемы исследования определяется противоречием между необходимостью стимуляциии эффективного использования реабилитационного, социализирующего и развивающегопотенциала семейного воспитания детей-инвалидов и недостаточной теоретической ипрактической разработанностью данной проблемы в педагогике. Наличиепротиворечия препятствует эффективной реабилитации ребенка с ограниченнымивозможностями и его социальному развитию.[3]
Исходя из актуальностипроблемы развития детей-инвалидов в условиях современного социума, объектомисследования является процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательныеучреждения.
Предметом исследованияявляется опыт социальной, медико-социальной и социально-психологической работыс инвалидами.
Целью исследования — разработка и модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающейребёнка-инвалида.
Предварительное изучениепроблемы позволило в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение:процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями долженспособствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен,если будет целенаправленно формироваться готовность родителей детей-инвалидов креализации интегрированного обучения их ребенка в условиях общеобразовательнойшколы, что возможно посредством разработки и реализации модели педагогическогосопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.
В соответствии спредметом, целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Охарактеризоватьличность ребенка-инвалида.
2. Выявитьхарактерологические особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида.
3. Проанализироватьособенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности вшкольное (классное) сообщество, посредством организации занятий вспециализированных реабилитационных центрах.
4. Разработать иапробировать модель педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом.
В даннойкурсовой работе были использованы работы — Антонова А.И, Олиференко Л.Я., ШульгаТ.И., Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детейс ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами,система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ,ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Причины, приводящие кинвалидности
СогласноФедеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функцийорганизма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами,приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость егосоциальной защиты».[4]
«Ограничениежизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности иливозможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться изаниматься трудовой деятельностью».
Всоответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидамотносятся дети, имеющие «… значительные ограничения жизнедеятельности,приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и ростаребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролюза своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности вбудущем».[5]
Этоопределение вытекает из современной концепции Всемирной организацииздравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствияболезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической,физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие кограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.[6]
Социальнаядезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальнойсреде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточностиили социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при которомребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычнуюдля его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола,социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальнойнедостаточности, IV разделМеждународного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):
-  ограничение физической независимости(неспособность вести себя независимо с другим лицом);
-  ограничение подвижности(передвигаться во времени и пространстве);
-  ограничение способности заниматьсяобычной деятельностью;
-  ограничение способности к получениюобразования, к профессиональной деятельности;
-  ограничение способности к интеграциив обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне сосверстниками.
Нарушениеспособности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения илиприобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностьюсовременной патологии детского возраста является учащение перехода острых формзаболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хроническойпатологии внутренних органов.[7]
Вразвитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Числодетей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % —девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации»[8] самая многочисленнаягруппа — дети 10—14 лет (47,1 %), вторая по численности — дети 5-9 лет (29,4 %)и дети в возрасте когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять насоздание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнениясвоих функций.
Инвалидыдетства в РФ составляют более 12 % от общего числа всех инвалидов, впервыезарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет —55,6 %.
В связис большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющимограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное местоуделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила1983— 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днеминвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.
Слово«инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный,нетрудоспособный, с латинского — «беспомощный». В настоящее время постепенноутверждается противоположная точка зрения: инвалид — человек, имеющийопределенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активноучаствовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права ивозможности с остальными членами общества. Этому способствовало политическоедвижение во всем мире за независимость людей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права и обязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России такжевозрастает общественное движение людей с ограниченными возможностями на защитусвоих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступ к участию вовсех сферах жизни общества.[9]
Такойподход необходимо учитывать при организации социальной работы, которая должнабыть направлена на самоопределение человека с ограниченными возможностями истремление самому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детям после прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статус ребенка-инвалида,дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96, утвержденная приказом МЗи МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают:психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость,другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детскийцеребральный паралич, другие органические повреждения центральной ипериферической нервной системы). За последнее время, по данным государственногодоклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается ростврожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20 %), заболеванийопорно-двигательного аппарата (9—10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).
Укаждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность ксамостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальныхфункций.[10]
Серьезноговнимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года(группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержкаумственного развития, которая в 30 —40 % случаев в последующем приводит кнеуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождениясрочной воинской службы.
Многочисленныеисследования показывают, что ведущими неблагоприятными факторами,способствующими развитию осложнений беременности и родов, не вынашивания,выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатии и т.д.,являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, в том числесоли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физические излучения; вредныевоздействия производственных факторов, которые способствуют формированиюврожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995 — 1997 годовдоля женщин, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиями труда, неуменьшилась.[11]
Неполноценноепитание беременной, высокое употребление жиров животного происхождения,недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевой кислоты, тиамина, рибофлавина)приводит к рождению детей с малой массой тела.
Огромноезначение для нормального вынашивания беременности и рождения здорового ребенкаимеет нервно-эмоциональное и физическое перенапряжение.
Отмечаетсярост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерациирождается около 30 тыс. таких детей (по: «Проблемы семьи и детства всовременной России» — растет детский травматизм, высок уровень заболеваемостиродителей, особенно матерей.[12]/>
1.2Основные проблемы семей с детьми-инвалидами
Семья,ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено всистеме его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения,профориентации.
Материально-бытовые,финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченнымивозможностями увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида,каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного членасемьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.
В такихсемьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одеждыи обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника,телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком:транспорта, дач, садовых участков, телефона.[13]
Услугидля ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественноплатные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж,путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативныевмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидныекресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход вэтих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка поинвалидности.
Анализпоказал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большойпроцент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошелразвод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичногозамужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностямиприбавляются проблемы неполной семьи.[14]
Психологическиепроблемы.Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений,морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также отматериальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания,обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивнойреакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивнойреакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил»,дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональнойпозицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей,психологов.[15]
В своейработе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.
Появлениев семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологическийстресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постояннаятревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являютсяпричиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец всемье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность,образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищетвторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтомууход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынужденаработать ночью (обычно — это надомный труд). Уход за ребенком занимает все еевремя, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация,то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать краздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети,редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двоедетей с ограниченными возможностями.[16]
Наличиеребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньшеуделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хужеучатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическаянапряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детейиз-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьмииз других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять вниманиеродителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного,постоянно тревожного семейного климата.[17]
Нередкотакая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особеннососедей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушениеспокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственногоразвития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностямипрактически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточногокруга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривацияможет привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферыи т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован кжизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции,недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, чтоформирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело этоотражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детскихинтернатах.[18]
Обществоне всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процентощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей сограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., темсамым, обрекая их с рожде­ния на полную изоляцию от общества. В последнее времяродители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.[19]
Родителистараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма,социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение,профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличияпедагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобывыявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию наотношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимальносамореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают ихнедостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступнаялитература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почтивсе семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных сболезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такойпатологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, надому, в специализированных школах-интернатах по разным программам(общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данногозаболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.[20]
Медико-социальныепроблемы.Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменениемсоциально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей сограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной,комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные,социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подходак каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам,чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.[21]
Нетдостоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни вгосударственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов.Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных смедико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работапо пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль­нойреабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитываетособенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающимнаряду со специализированным лечением.
Иногдалечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики.Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелыепоражения ЦНС и врожденные пороки развития).[22]
Диспансерноемедицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (попоказаниям) — стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживаетсяпреимущественно для детей раннего возраста.
Особеннонизка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно приострых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности.На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебнаяфизкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелыхформах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскимипрепаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами,протезами, ортопедической обувью.[23]
Обдумываявопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторнопосле рождения ребенка с ограниченными возможностями.
Остаютсянерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, втом числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современнойдиагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежденийвосстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальнойработы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получениипрофессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства техническихсредств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детскихинтернатах и домашней обстановке.[24]
Проводимыев России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми,в том числе с детьми с ограниченными возможностями носят разрозненный,малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.
1.3Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Социальныйработник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченныевозможности, и субъектами семейной политики (органы государственногоуправления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические,религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функциисоциального работника входят организация юридической, медицинской,психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулированиеусилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночнойэкономики.[25]
Психологзанимается диагностикой проблем психологического климата в семье,консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членовсемьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой сокружающими.
Органынародного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекцияиндивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка сосверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения,специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства,оформлением в специализированные учреждения.
Органыздравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех еечленов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации итрудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, помедицинской технике, оформлением в специализированные учреждения,реабилитацией.[26]
Органысоциальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению,предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи,санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление вспециализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центратрудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организацииработы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченнымивозможностями).[27]
Юристдает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи,льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства иорганизации семейных предприятий.
Благотворительныеорганизации, включая общество Красного Креста — материальная,натуральная помощь, организация общения; торговые организации — снабжениепродуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.
Городскаяи районная исполнительная властьзанимается организацией семейныхпредприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.
Соседи —частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы,турагентстваорганизуют отдых и оказывают материальную помощь.
Аналогичныесемьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решенияпроблем.
Предприятияработающих родителейоказывают материальную поддержку, по возможностиулучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю дляработающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготыпо отпуску.
Федеральныйзакон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющимдетей-инвалидов.[28]
Взависимости от степени расстройства функций организма и ограниченияжизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группаинвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Основныельготы и преимущества:
— бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептамврачей;
— бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляетсясопровождающему лицу);
— дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники,осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всехвидах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. Вэтом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого праваявляется справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемаяучреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которойутверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинскоеили медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальныммедицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родителидетей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка обустановлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникаморганы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о правена данную льготу;
— 50 %скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного,железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая(без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида,приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов вкаждой конкретной поездке в данный период;
— 50 %скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно.Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемыеорганами социальной защиты по месту жительства;
— согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваютсяжилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка нениже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального иобщественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо отпринадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центральногоотопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленныхдля продажи населению;
— согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно сорганами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечиваютдошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов,получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии спрограммой реабилитации инвалида.
Согласноразъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходныхдней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода задетьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходныхдня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одномуиз работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляютсяприказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органовсоциальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием,что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащемлюбому ведомству на полном государственном обеспечении.[29]Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителяо том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этомкалендарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающихродителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяцеиспользованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяцепредоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанныесправки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работыдругого родителя — при обращении с заявлением о предоставлении дополнительныхоплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходныхдней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев недопускается.[30]

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙРАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Принципы инаправления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
В рамках развивающегося вРоссии института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальныхмоделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержкисемьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживаниянаселения в частности развиваются интенсивно с использованием различныхтехнологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовалоразработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологийможно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные иколлективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальныеуправленческие решения.[31]
В ведении органовсоциальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию наначало 2003 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, вчисле которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центрыдля детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центрыдля женщин и другие. Каждое из этих учреждений использует технологии социальнойработы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
Департамент по деламдетей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработкиновейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает,анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи идетей.
В целях выявленияперспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективностидеятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширениеспектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшиепроекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи ссоциально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных(например, работа с детьми-инвалидами).[32]
В зависимости от типасемьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальнойработы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом икаждой конкретной семьи в отдельности.
Основные трудности семьи,потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья,многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида идругие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей,патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят отсоциального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной,интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.
Социальные работники внастоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе еекризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейныхдисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состояниибольшинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна изважнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшениясоциальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственносоциальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейнойтерапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первоеместо.[33]
Остра проблема семейногонасилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальнымитрудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, отжестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника.Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работникдолжен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которыхсоциальная терапия будет наиболее эффективна.
К технологиям,используемым в случаях семейного насилия, относится организацияспециализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров дляженщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможностьженщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.
Однако, как правило,ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенныесемейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работникииспользуют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи,ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей,нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми,взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.[34]
Технологии коррекциисемейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется какобстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самихсоциальных работников.
Главное, что долженучитывать социальный работник, — это то, что его деятельность является неузкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг,предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Не только малыйвес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут статьпричиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторингразвития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощьюсразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. В первуюочередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель —обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физическогоразвития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия егопотенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных дефектову детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попыткинейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского,терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажениявзаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение раннейсоциально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания сребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их кособенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительныхвнешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третьяцель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить)семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективноудовлетворять потребности ребенка.
Социальный работникдолжен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционированияконкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностями стилям жизни данной семьи.
Система реабилитациипредусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и ихродителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированытаким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию изащитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественномокружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации —это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей испециалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению,социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваютсямероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителямиспециальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организацииотдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей изврача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями.Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации,когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерамии вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководитодин специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, которыйотслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор).Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретногоребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развитияребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации можетразрабатываться на полгода или на более короткий срок — в зависимости отвозраста и условий развития ребенка.[35]
Всем членам семьинеобходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению смалышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятнымивоздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организацияблагоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование,способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний инавыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.
После начала выполненияпрограммы осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событийв виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителямиребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолеватьтрудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений,разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобылучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.
Партнерство — это такойстиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыкамии опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности виндивидуальном и социальном развитии.
Успех любого партнерстваоснован на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия ипринципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательноконсультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Этоважно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только опроблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученнаяинформация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационныепланы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создаетсяатмосфера доверия — залог успешной коммуникации. Социальный работник должендемонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность вего присутствии.[36]
Для того чтобыпреодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, специалистамнеобходимо использовать ресурсы полученные при работе в команде; организацииконсилиума, группы поддержки для самих специалистов, где специалисты делятсяуспехами или обсуждают неудачи, находя совместное решение проблем;использовании публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки дляподкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.
2.2 Специфика разработкииндивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов
Проблема детскойинвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структурезаболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладаютпсихоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов,опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин,способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяютсятакие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма,патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здоровогообраза жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей,неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровеньматериально-технического обеспечения медицинских учреждений.[37]
Из числа детей,признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиямиразвития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами всвязи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Объем и структурареабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации(ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, должны определяться сучетом комплекса медицинских, личностно-психологических,социально-педагогических факторов. При этом необходимо учитыватьанатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течениязаболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих кограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным факторомпри проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработке ИПРребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой иучебной деятельностью. Не менее значимым моментом является анализ семейныхотношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личностиребенка. ИПР ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональнойи социальной реабилитации, в том числе патронаж семьи (медицинский,психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия попсихолого-педагогической и коррекционной работе. Воспитание и обучениедетей-инвалидов должны быть направлены на коррекцию психофизического развитияличности, на ее социальную адаптацию и интеграцию. При необходимости должнобыть предусмотрено для ребенка специальное учебное место, имеющее техническую иорганизационную оснастку и эргономическую функциональность. В социальнойреабилитации детей-инвалидов используются специальные технологии и детскиетехнические средства реабилитации.[38]
Формированиеиндивидуальной программы реабилитации  ребенка-инвалида имеет свои особенностипо сравнению с ИПР для взрослых инвалидов. Значение имеет ряд факторов. Преждевсего, это возраст – термин «дети-инвалиды» в настоящее время охватывает детейи подростков в возрасте до 18 лет. В этот период происходит физическое ипсихическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация иинтеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на рядпериодов, имеющих свою специфику, которую также необходимо учитывать приформировании ИПР. Обычно выделяют следующие возрастные периоды детства:
– младенческий возраст –до 1 года,
– ранний возраст – 1−2года,
– дошкольный возраст – 3−6лет,
– младший школьныйвозраст – 7−10 лет,
– средний школьный илиподростковый возраст – 11 −14 лет,
– старший подростковыйвозраст или ранняя юность – 15−18 лет.
Для каждого возрастногопериода характерны определенные качественные характеристики психическогоразвития и ведущие виды деятельности.
Специфика детскоговозраста и основных видов деятельности ребенка накладывает отпечаток наструктуру основных мероприятий ИПР. В связи с этим до окончания обученияребенка в школе целесообразно расширение блока «Профессиональная реабилитация»в части педагогической реабилитации. При этом конкретизируются мероприятия подошкольному воспитанию, общему и профессиональному образованию, педагогическойкоррекции. Все дети посещают те или иные учебно-воспитательные учреждения, иименно обучение, воспитание и образование являются основными путями их развития— реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают спецификуформирования и реализации ИПР.
Педагогический аспектреабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенныхфункций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образованиепредусматривает обеспечение готовности к самоопределению и самореализации восновных сферах жизнедеятельности. В процессе образования развиваютсяспособности к самореализации в социуме, к формированию среды общения,осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности вразличных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формированиеспособности к саморегуляции своего физического и психического развития.[39]
Коррекционное обучениепредполагает усвоение социального опыта  специальными методами, учитывающиминедостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитиепредполагает преодоление недостатков умственного и физического развития,совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы иразвитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефектав учебных условиях реализуется с помощью специальных методов, пособий,дидактического материала, специальных приборов.
Под специальнымобразованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено наразвитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальнойадаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включаетсеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательныхучреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учрежденияявляются многофункциональными и включают диагностические, обучающие,развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческиемастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями вразвитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможностиразвития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
Кроме того,ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Труднойзадачей является определение возможности обучения в массовой школе, а такжеопределение сроков начала интегрированного обучения. По возможностиинтегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3группы:
1. С легкой степеньюнарушений в обучении (в том числе дети с задержкой психического развития)
2. С умеренныминарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями зрения, слуха, речи,физическими отклонениями) – их рекомендуется интегрировать после начальнойшколы
3. С тяжелыми нарушениямив обучении (умственно отсталые дети, с выраженными нарушениями зрения и слуха)– их обучение рекомендуется осуществлять в специальном учебном заведении, либона дому.
В плане профессиональнойреабилитации основной акцент в ИПР делается на профориентацию – формированиепрофессиональных планов. В процессе профессионального подбора дляподростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не дляпродолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения первичнойпрофессиональной подготовки.
При определении условийтруда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:
– условия труда должнысоответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием
– психические ифизические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов ине отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида
– труд детей-инвалидовдолжен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов,скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели
Особое внимание следуетуделить психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительнойстепени должен быть смещен  на семейную психологическую реабилитацию т. к.семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение кребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективностьреабилитации. Поэтому ИПР должна быть направлена не только на ребенка-инвалида,но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационныммероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Основные формыпсихологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем:
а) психологическаяподдержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи.Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида(индивидуальные беседы, лекционная форма работы);
б) решение семейныхпсихологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так иребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решениявнутрисемейных проблем.
Родители – основныеучастники реабилитации, особенно если ребенок по тем или иным причинам непосещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочьребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природойпотенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить кшколе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детскомколлективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезнойтрудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных на родителейзадач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей,специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультациюоб особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий,воспитании и обучении получают у педагогов, воспитателей, врачей, психолога,ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.[40]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Численностьдетей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующимиинвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственныхзаболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровьяматери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин;ухудшение экологической обстановки и многие другие.
Такимобразом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержкисемей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этомуспособствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширениезаконодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей сдетьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определеннаятрансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявшихинвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центровреабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особоевнимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитиюсоциально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органовсоциальной защиты населения РФ действовало 305 специализированныхреабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурныхподразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамкахфедеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центровреабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимоереабилитационное оборудование и автотранспорт.[41]
Но всёэто мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителейребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью,начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценногопсихического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, чтоблизкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовыприйти на помощь.[42]
Нокто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок являетсяпостоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузкивызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается наребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызываетстресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.
Крометого, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационнойработы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального ифизического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимальногоуспеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель —предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цельсостоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развитиятак, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимальноэффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения кродителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи ивыработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям истилям.
Проблемадетской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшееокружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе еговоспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения,профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на созданиеболее жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своихфункций.[43]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. ФЗ РФ «О социальной защитеинвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.
2. Приказ Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов»
3. Постановление Минтруда РФ и Фондасоциального страхования РФ от 19 июля 1995 г. NN 40, 48. Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты четырех дополнительных выходных дней вмесяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода задетьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет» — считать утратившим силу.
4. Государственный доклад 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации».
5. Письмо Генерального Прокурора РФПрезиденту РФ Путину «Об исполнении законодательства о социальной защитедетей-инвалидов» 01.02.2002 №  1-ГП-3-2002.
6. Деятельность социальногоработника: роли, функции и умения. Сидоров В. Н.  – М.: СТИ МГУС, 2000.
7. Если в семье ребенок-инвалид:Ст., очерки, лит.-худож. произведения / сост. С. А. Горбунова. – Калининград:Кн. изд-во, 2003. – 246 с.
8. Комплексная помощь семьям с детьми// Журнал: Социальная работа, Пивоварова Н.  № 3, 2005
9. Комплексные методикиактивизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред.В.Ю. Меновщикова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
10. Методика и технологии работысоциального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.с.115
11. О некоторых проблемах семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Ткачева В. В. // Дефектология.2005. №1
12. Основные технологии социальнойработы. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, Кузнецова Л.П. –  2007.- 152 с.
13. Основы социальной работы» / подред Е.В. Ханжина – М: академия, 2007 –320 с.
14. Отечественный журнал социальнойработы. М., 2004. №3. с. 60-65
15. Проблемы семьи и детства всовременной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск,декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002 г
16. Программа социальной работы ссемьями, имеющими детей-инвалидов. Грачев Л.К.  –М., 2002.
17. Ребенок с ограниченнымивозможностями: кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, Маллер А. Р. – 2005. – 99 с.
18. Рекомендации попсихокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития./ Никулина В. Д. – 2002. — №4. – С. 40-47.
19. Психосоциальная работа с семьямии несовершеннолетними детьми на стадии раннего семейного неблагополучия, Научно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Цветковой. — Псков: ПОИПКРО,2005. – 270с.
20. Семейное воспитание детей сотклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г.Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 2004. – 407 с.
21. Семья как развивающая среда дляребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей снарушениями развития. Любезнова Е. В. – 2006. — № 1. – С. 55-58.
22. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 2003
23. Служба раннего вмешательства:новая форма оказания помощи и поддержки детям ран. возраста и их семьям //Дефектология. Самарина Л. В. –  2005. – № 1. – С. 21-24.
24. Современные подходы кпрофессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Н.А. Цветковой – Псков: ПГПУ,2005. -148с.
25. Современные формы помощи семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стреблева, А. В.Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3-10.
26. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. –М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальной здоровье России»,ТЕИС, 2003.
27. Социально-медицинскаяреабилитация детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.Пузин С. Н., Дементьева Н. Ф. –  М.,2002г.
28. Социальная педагогика. Василькава Ю.В., ВасильковаТ.А.: М., 2000. с. 65
29. Социально-педагогическаяподдержка детей группы риска. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.—М., 2002. с. 99-105
30. Социально-педагогическаяподдержка семьи ребенка с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова, Е. В.Родькина // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2005. — № 3. –С. 64-71.
31. Социально-педагогическая работа ссемьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / С. А. Завражин, Л. К.Фортова // Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А.Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 138-174.
32. «Социальная работа с семьейребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, Н. Ф.Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева: М., 2005 г.
33. Социальная работа: теория ипрактика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф.А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427с.
34. Социальная работа: Учебноепособие.- 3-е изд.-М.: Холостова Е. И.  Издательско-торговая корпорация «Дашкови К», 2006.-668с.
35. Социальная реабилитации:Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева; Учеб. пособие. – 3-е изд. -  М., 2004.
36. Социальныетехнологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическая конференция13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С. Бразевич, С.Н.Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.
37. Специфика разработкииндивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов: Быкова О. Е.,2006 г.
38. Специфика формированияиндивидуальных программ реабилитации  детей-инвалидов // Медико-социальнаяэкспертиза и реабилитация. Старобина Е. М., КаменковК.А., ЩебетахаВ.Я. – 2003.
39. Технологии социальной работы ссемьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями: Цыганова Е. С., БукаревМ. А., 2007г.
40. Технология социальной работы:Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М,2001.-400с.
41. Теория социальной работы: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. Фирсов М. В., Студенова Е. Г.: М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432 с.
42. Формы организациикоррекционно-пед. работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающейребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методическиерекомендации) // Дефектология. – Мишина Г. А. – 2001. – № 1. – С. 60-64.
43. Этапы облуживания ребенка и семьив Службе ранней помощи / Е. П. Микишина, И. А. Валькова // Дефектология. –2003. – № 5. – С. 70-76.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.