Министерство образования и науки Украины
Крымский экономический институт КНЭУ им. В. Гетьмана
По дисциплине: Психология и педагогика
Реферат
На тему: «Образование как система и процесс»
Выполнила: студентка
группы УА — 13-09
Чулакова А.А.
Преподаватель: Павленко О.М.
г. Симферополь 2009 г.
План
Введение
1. Модели образования
2. Цели образовательной системы
3. Образование как процесс
4. Возрастная динамика развития человека в процессеобразования
Заключение
Список литературы
Введение
Образование как система представляет собой развивающуюсясеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющейгосударственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднегоспециального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
«Образование — это целенаправленный процесс обучения ивоспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийсяконстатацией достижения обучающимся определенных государственныхобразовательных уровней — цензов».
Украинский Закон «Об образовании».
Содержательно понятие «школа» сегодня, какправило, обозначает тип образовательной системы или здание, в которомразмещается учебное заведение. Однако на протяжении длительной истории развитияобщества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке«школа» (schol) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имеярелигиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражалообъединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения душии духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуетсякак дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорилибольше как о том или ином направлении или течении в науке, искусстве,литературе, общественно-политической мысли и т.п., обладающем характернымисвойствами, методами, приемами, представленном группой учеников ипоследователей какого-либо ученого или художника, близких по творческимпринципам, идеям или манере. Термином «школа» характеризуют такжеживопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразиевыражено в определенных стилистических и хронологических границах — «болонскаяшкола» или «фламандское искусство».
На протяжении столетий складывались и продолжают появлятьсяособо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определеннойспецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическоммире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «ШколаФрене», «Гуманитарная школа», «Математическая школа»,«Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивнаяшкола», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т.д.
Точно так же и содержание понятия «Университет» (илилат. Alma Mater — родная мать) воспринимается не только как тип высшегоучебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодогочеловека совокупности всех видов знаний. С давних времен Alma Mater был очагоммудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал ипередавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные икультурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Историческиименно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория иоформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного и животногомира, космоса, человека. В настоящее время слово «университет», также как и «школа», обладает общекультурным смыслом. (Достаточновспомнить название книги М.А. Горького «Мои университеты») А сегодняв Украине известны «Гуманитарный университет», «Классическийуниверситет», «Педагогический университет», «Техническийуниверситет», «Технологический университет», «Медицинскийуниверситет» и другие, спектр которых постоянно пополняется.
1. Модели образования
1. Модель образования как государственно-ведомственнойорганизации. В этом случае система образования рассматривается структурамигосударственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслейнародного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жесткимцентрализованным определением целей, содержания образования, номенклатурыучебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типаобразовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются иконтролируются административными или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцови др.). Эта модель предполагает организацию образования как особойинфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных системразного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать иудовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательныхуслугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектраобразовательных услуг. Образование также получает реальную возможность бытьвостребованным другими сферами — впрямую, без дополнительных согласований сгосударственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качествезвена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель,Д. Равич, Ч. Финн и др.) — это модель систематического академическогообразования как способа передачи молодому поколению универсальных элементовкультур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культурыпрошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобысохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследиячеловеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразиезнаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих какиндивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Всоответствии с концепцией традиционализма образовательная система должнапреимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (врамках его сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющихиндивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений болеевысокого ранга по сравнению с освоенными.
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье,Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всегообеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособлениемолодого поколения к существующему обществу. В рамках данной моделиобеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которыепозволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующиеобщественные структуры. При этом любую образовательную программу можноперевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которымиследует овладеть учащемуся.
В идеологии современной рационалистической моделиобразования центральное место занимает бихевиористская (от. англ. behavior — поведение)концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивнойроли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки,приобретают, таким образом, адаптивный «поведенческий репертуар», необходимыйдля адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами,требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места такимявлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность,естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образовательныйпроцесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механическийобраз действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становитсяточное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается внатаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этоготакие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания,даже не обсуждаются.
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс,К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетоминдивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительноеотношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд нашколу как на «образовательный конвейер». Образование онирассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно иадекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружитьто, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определеннуюформу, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создаютусловия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика всоответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно большесвободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов исамореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида наавтономию развития и образования.
6. Не институциональная модель образования. (П. Гудман, И. Иллич,Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организациюобразования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Этообразование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытыхшкол», дистантное обучение и др.
Основные элементы образования как конкретногообразовательного учреждения — это:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного процесса;
5) реальный образовательный процесс как единство обучения,воспитания и развития человека;
6) субъекты и объекты образовательного процесса;
7) образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень образованностичеловека в данном учебном заведении.
Функционирование любой образовательной системы подчинено тойили иной цели. Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемыерезультаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство спомощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшембудущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характераобщества, от государственной образовательной политики, от уровня развитиякультуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главныхценностей.
Образовательные цели — это сознательно определенныеожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна,государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее времяи в ближайшем будущем.
2. Цели образовательной системы
Цели образовательной системы — это конкретное описаниепрограммы развития человека средствами образования, описание системы знаний,тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся поокончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представитьтакую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммыспециалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборецелей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так ицели отдельного человека, желающего получить образование в конкретномобразовательном учреждении, его интересы и склонности.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют иопределяют цель образования современного человека как таковые и целиконкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объемачасов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся.Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направлениядеятельности педагогов и учащихся.
Содержание понятия «образование» на основе анализачеловеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке,космосе), раскрывающей картину мира;
опыта осуществления известных для человека способовдеятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем,обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры,науки и человеческого общества;
опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человекусориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, уменияобеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческойдеятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает переносранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы,видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новыйи др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способенвмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическаяобразованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Посколькучеловек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия деласистеме ценностей, то относительно независимой составляющей содержанияобразования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося ктому, что он познает или преобразовывает.
Эта составляющая определяет направленность действийобучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями имотивами.
В образовательном учреждении содержание образования — этосодержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося),оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержаниекаждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах,каждая образовательная программа содержательно находит свое отражение вучебниках и учебных пособиях.
Есть несколько способов конструирования и структурированиясодержания образования, которые на практике определяют способы разработкиобразовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первыйспособ-это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельныечасти учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звеньяединой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а всеразделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз. Второй способ,концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматриваетсянесколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новойинформацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсематематики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрииизучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблемеможно возвращаться через какое-то незначительное время в рамках изучаемогокурса, но можно и через несколько лет. Третий способ представления содержанияобразования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики иучитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знанийи способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Такимобразом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработкеодних и тех же учебных тем и дополнение новых.
Четвертый — модульный способ. При таком способе всесодержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образованияперераспределяется по следующим направлениям:
ориентационное, методологическое (иногда его называютмировоззренческим);
содержательно-описательное;
операционально-деятельностное;
контрольно-проверочное.
Способы получения образования в мировой и отечественнойпрактике:
успешное обучение в условиях конкретной образовательнойсистемы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обученияв рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневнаяи вечерняя форма обучения);
индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощьюпедагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственнойэкзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);
дистанционное (от англ. distance — расстояние) обучение спомощью обучающих программ на компьютере;
заочная форма обучения с помощью переписки, отдельныхконсультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменныхконтрольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Формы организации образовательного процесса:
урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;
лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основнаяформа обучения в вузе;
семинар — практическое занятие всей учебной группы;
лабораторный практикум — практическое занятие с применениемтехники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, навыставку и пр.
групповые или индивидуальные консультации с преподавателемпо отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателяили по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
иные формы организации.
В мировой практике в разные исторические периоды появились идо сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:
классно-урочная;
лекционно-практическая, курсовая;
бригадно-групповая;
индивидуальная;
кабинетная;
система интенсивного (ускоренного) обучения;
система политехнического обучения (изучение основ наук иоснов современного производства в их единстве);
система разноуровневого обучения и др.
Система образования может рассматриваться в масштабах всейстраны, на уровне отдельного региона (области, края, республики), города иотдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной,муниципальной и разной образовательной системе.
Система образования в Украине и других странах — открытая,непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.
1. Система образования эффективна, если соответствуетвремени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.
2. Система образования ориентирована на будущее. В текстеодной из реформ образования в Японии есть точное определение: «образование- столетнее растение».
3. Система образования постоянно обновляется целями,содержанием, образовательными технологиями, организационными формами,механизмами управления.
Наряду с традиционными проблемами обучения и воспитаниямолодого поколения перед современным образованием стоят глобальные проблемы — развитиепланетарного мышления, воспитание человека, творящего в духе общечеловеческихценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические,экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи.3. Образование как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развитияобразовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временнойпериод. Эта динамическая характеристика образования связана с процессомдостижении цели, способами получения результата, затраченными при этомусилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания,результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого инежелательного изменения в человеке. В этом процессе взаимодействуют обучение ивоспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Немаловажныйфактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательныйпроцесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательногопроцесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороныпедагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с темрациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческогопоиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постояннаяподдержка интереса к учению и др.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные какдля обучения, так и для воспитания:
двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
направленность всего процесса на всестороннее и гармоничноеразвитие личности;
единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержанияобразования и средств достижения образовательных задач — результата образования;
реализацию трех функций: развития, обучения и воспитаниячеловека.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственноеразвитие человека — это результат реализации всех функции образовательногопроцесса в их единстве.
Современное образование развивается в разных направлениях ихарактеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация,дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность,многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация,индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования — это ориентация образовательнойсистемы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношенийвзаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждогочеловека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственногодостоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образованиегарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержанияобразования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решатьглавные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться слюдьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошознать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; бытьэкономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных учрежденийна достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитииинтересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, черезгруппировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплинна обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовыеи предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составлениеиндивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся илистудентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений,образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы нареализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набораобязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательнойсистеме условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху,стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятиюответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельногомышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбиратьтемп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать типобразовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения взависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе,группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапногообразовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждомэтапе образования того уровня образованности, который соответствуетвозможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеетсвои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обученияна каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например,многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первыйуровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшееобразование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень- полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 годамагистратуры).
Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической ипрактической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особоезначение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретическихзнаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь тошкола или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все болеемассовым использованием вычислительной техники и информационных технологий впроцессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространениево всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью длясистемы образования и относительной простотой в использовании разных видовсовременной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальныхособенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними впроцессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз инавсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразованиячеловека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимисяусловиями жизни в современном обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер. Поэтомуразвитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий,так и эволюционным путем — через совершенствование сложившейся образовательнойсистемы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступаетпротиворечие между социальным требованием к образованности человека и егоуровнем образования, качеством и типом образования.
Основания для развития образования — это новые концепции имодели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельныхобразовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовыедокументы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системыподготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.
Развитие образования может быть предметом особыхдеятельностей, а именно:
проектирования и моделирования новых образовательныхучреждений;
программирования управленческих действий в сфере образования;
прогнозирования культурно-исторических и социальныхпоследствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
сценирования складывающихся в обществе новых социокультурныхситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.
Образование — процесс, управляемый со стороны государства,общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а такжечастично и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления уних разные.
В процессе получения образования того или иного типа человекможет достигать определенного уровня и качества. Говоря об уровне образования,выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Каждыйуровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончанииначальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебномзаведении или дипломом о высшем образовании.
Начальное образование представляет фундамент, на которомоснованы все последующие уровни образования современного человека.
Начальный уровень высшего образования в Украине, как и вомногих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полноевысшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. Позакону «Об образовании» к высшим учебным заведениям Украины относятинститут, академию и университет.
Наряду с этим в Украине после окончания вуза возможнопродолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторскойдиссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении исамостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра,кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной изклассификатора специальностей в Украине.
В оценке уровня образованности школьника выделяют уровеньэлементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной иметодологической компетентности. При изучении уровня образованности будущегоспециалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровеньобразования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин,естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направленияи профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения ввузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавра и магистратуры.
Образованный человек — это не только знающий и умеющийчеловек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитыхспособностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение инравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенноенаправление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. ЕщеН.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширныезнания привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованныйчеловек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разныхцивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условияхинтенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мировогообразовательного пространства формируется единое понимание образованногочеловека для всех стран и континентов.4. Возрастная динамика развития человека в процессеобразования
Возрастное развитие человека — это непрерывный процесссамоизменения, каждый этап которого связан с ведущим видом деятельности,проходит в определенной социальной ситуации развития и характеризуетсяпоявлением новых психических новообразований и изменением личности.
Динамика перехода от одного возрастного периода к другомуможет быть резкой, критической, и медленной, постепенной.
Развитие личности — это скачкообразная по характерупоследовательность качественно отличающихся друг от друга стадий.
Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненныйпуть развития человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года),ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковыйвозраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие),средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (послешестого десятка лет жизни).
Каждый возраст или период развития человека характеризуетсяследующими показателями (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин):
определенной социальной ситуацией развития или тойконкретной формой отношений, в которые вступает человек с другими людьми вданный период;
основным или ведущим видом деятельности;
основными психическими новообразованиями (от отдельныхпсихических процессов до свойств личности).
Во всем мире учащихся называют в соответствии с характеромтой образовательной системы, в которой они обучаются и воспитываются — это,прежде всего, школьники и студенты. Более подробные обозначения проводят внутриэтих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения.
Школьный возраст включает периоды младшего школьноговозраста, подросткового и юношеского.
Младший школьник. Данный возраст характеризуется готовностьюк школьному обучению. Это прежде всего готовность к новым обязанностям иответственность перед учителем и классом. Она — не что иное, как итог обученияи воспитания ребенка в семье и, возможно, в детском саду. В этом возрасте идетинтенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ееорганизация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особеннобольшое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга,ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учителем). Такаясоциальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательныйинтерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальныхклассах остается на низком или средненизком уровне, хотя именно интерес какэмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутреннеймотивации учебной деятельности в начале обучения. Большое место в мотивациизанимают узколичные мотивы — мотивация благополучия, престижа, успеха. Частопреобладает мотивация избегания наказания, проявляющаяся примерно у 20%учащихся класса российских школ. Это придает отрицательную окраску учебнойдеятельности. Умственное развитие в этот период проходит через следующие стадии:
усвоение действий по образцу, эталону;
формирование системы действий в рамках заданной модели;
переход к умственным действиям со свойствами вещей и ихотношениями.
В этот период развивается речь, мышление и способностивосприятия. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частныевиды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительнаядеятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Наиболеепродуктивна деятельность в парах (диадах) и в режиме сотрудничества партнеров. Межличностныеотношения в этом возрасте строятся в основном на эмоциональной основе. Навыкимежличностного общения, как правило, развиты слабо. Девочки в этом возрастепроявляют более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности,большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социальноодобряемые формы поведения, хотя «эгоистических» девочек больше чеммальчиков, которые менее адекватно оценивают свое реальное поведение.
Основные новообразования данного возраста — произвольностьпамяти и внимания, внутренний план действий, рефлексия своей учебы, осознаниесебя как субъекта учения, появление новой жизненной позиции — позициишкольника,
Подросток. Подростковый возраст — переход от детства квзрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования — чувствавзрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценкинастоящего. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений,например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Ноодновременно налицо и рост самостоятельности, более разнообразные исодержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сферадеятельности подростка, он стремится к многообразию общения со сверстниками. Унего формируются коммуникативные умения, сознательное отношение к себе как кчлену общества.
Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценоки мнений взрослых к самооценке — у подростка появляется желание к самопознаниючерез сравнение себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Особое знаниеприобретает общение, через которое он активно осваивает нормы и стилиповедения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка иинтимноличное общение со сверстниками, а особенно с представителямипротивоположного пола. Главной ценностью становится система отношений сосверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу».Для подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себеи других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, определить своеместо в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретамивзрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требовательность к соответствиюслова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрослого уподростка снижается. Наблюдается желание занять в классе более высокоеположение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет проявлениядругих качеств — физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими,остроумностью и др. Подростки-акселераты, в отличие от поздно созревающихподростков, увереннее чувствуют себя со сверстниками и обладают болееблагоприятным образом «Я». Раннее физическое развитие, давая импреимущества в росте и половом развитии, способствует повышению престижа усверстников и уровня притязаний.
«Подростковый комплекс» — резко выраженныепсихологические особенности подросткового возраста. Он включает перепадынастроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин идр. Для подростка характерна категоричность высказываний и суждений,сентиментальность порой чередуется с поразительной черствостью и дажежестокостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание бытьпризнанным и оцененным другими — с показной независимостью и бравадой этим,борьба с авторитетами — с обожествлением кумиров, чувственное фантазирование — ссухим мудрствованием и пр. Как правило, подростки эгоистичны и в то же времякак ни в какой другой последующий период своей жизни способны на преданность исамопожертвование. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо ибесцеремонно, хотя сами они могут быть неимоверно ранимы. Их настроениеколеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.
Реакция эмансипации — специфическая подростковаяповеденческая реакция. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки,контроля, покровительства старших, и связана с борьбой за самостоятельность, засамоутверждение личности. Большая часть подростков во всех странах Европы и США(70%) имеют проблемы и конфликты с родителями. Четко проявляется неприятиеоценок взрослых независимо от их правоты. В результате налицо ярко выраженнаятяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками,появление неформальных групп и компаний. Здесь могут проявлятьсяагрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и пр.
У подростка возникает повышенный интерес к своей внешности,желание отвечать нормам, принятым в его референтной среде. Ему также хочетсяпонять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Начинаетустанавливаться круг интересов, появляется любознательность к вопросам морали,религии, мировоззрения, эстетики.
Подростковый возраст — самый уязвимый для возникновенияразнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладениянормами дружбы.
Школьный юношеский возраст. В этот период происходятсущественные изменения, характеризующие переход самосознания на качественноновый уровень. Главное психологическое приобретение юности — открытие своеговнутреннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Этопроявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов иперспектив, осознании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии, впрофессиональной ориентации. Мечты о будущем занимают центральное место в егопереживаниях. Юношеская самооценка отличается повышенно оптимистическимвзглядом на себя и на свои возможности. Возникает стремление к доверительностив общении со взрослыми и сверстниками референтной группы и при этом возможнодаже самораскрытие. Для ранней юности типична идеализация дружбы и проявлениядушевной близости со сверстниками другого пола. При этом они стремятся оградитьсвой интимный мир чувств и отношений от бесцеремонного вторжения. Для этоговозраста характерна первая влюбленность.
Расширение социальной среды взаимодействия, характерное дляэтого возраста, проявляется в стремлении юношей и девушек определить свое местов мире: выбор образа жизни, выбор профессиональной деятельности, референтныхгрупп людей в социуме. Тем не менее ведущей деятельностью в этом возрастестановится учебно-профессиональная. Формируется готовность к профессиональномуличностному самоопределению. В связи с этим возрастает авторитет родителей иавторитетных взрослых.
Студент. Студенчество — это возраст юности. Студенчество — этоособая социальная категория молодежи, организационно объединенной институтомвысшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательнымуровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетаниеминтеллектуальной и социальной зрелости. Для студента характернапрофессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии ипора сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое оченьиндивидуально и вариативно. Для студента ведущими видами деятельностистановятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком ростесамостоятельном учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания,умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущейпрофессиональной деятельности.
Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости ихарактеризуется становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такиекачества, как целеустремленность, решительность, настойчивость,самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усилениесоциально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральнымпроблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности идр.
Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в своисобственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческомплане и интересную жизнь и деятельность. Студенты гуманитарных специальностейхарактеризуются широтой познавательных интересов, эрудированностью по многимпроблемам культуры, истории, искусства, языка, имеют богатый словарный запас ивысокий уровень развития речи, живут в мире «слов и образов». Будущиеспециалисты естественно-математического профиля и практико-ориентированныхспециальностей чаще обращаются к абстракциям и оперируют предметным миром вещей.Всю совокупность современных студентов по признаку отношения к образованию ввузе и получению специальности разделяют на три группы. Первую группусоставляют студенты, ориентированные и на образование как ценность, и напрофессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют студенты,ориентированные на бизнес. Они не проявляют интерес к научным изысканиям какоснове получения профессии и видят в образовании инструмент и средство длясоздания в будущем собственного дела. Третью группу составляют студенты,которых, с одной стороны, можно назвать неопределившимися или озабоченнымипроблемами личного, бытового плана, для которых проблема профессиональногосамоопределения еще не решена. По характеру отношения к учебе в вузе выделяютследующие группы студентов. К первой группе относят студентов, которыестремятся овладеть системой знаний, методами самостоятельной работы, приобрестипрофессиональные знания и умения. Учебная деятельность для них — путь ковладению избранной профессией. Ко второй группе относят студентов, которыестремятся приобрести хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Для ниххарактерно увлечение многими видами деятельности, что может приводить кудовлетворению поверхностными знаниями. К третьей группе относят студентов,которые имеют ярко выраженный профессиональный интерес. Поэтому такие студентыцеленаправленно и усердно приобретают знания, необходимые для будущейпрофессиональной деятельности. Они читают дополнительную литературу, глубокоизучают только те предметы, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью.К четвертой группе относят студентов, которые неплохо учатся, но к учебнойпрограмме относятся избирательно и посещают лекции, семинары только интересныхс их точки зрения учебных дисциплин. Профессиональные интересы у такихстудентов еще не укрепились. К пятой группе относят лодырей и лентяев. К учебетакие студенты равнодушны, учатся в вузе либо по настоянию родителей, или длятого, чтобы не идти работать или не попасть в армию.
Качество образования определяется:
степенью соответствия целей и результатов образования науровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательногоучреждения;
соответствием между различными параметрами в оценкерезультата образования конкретного человека (качеством знаний, степеньюсформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующихтворческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностныхориентаций);
степенью соответствия теоретических знаний и умений ихпрактическому использованию в жизни и профессиональной деятельности приразвитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений инепрерывном их совершенствовании.
Качество образования зависит от многих факторов, преждевсего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения,в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базыи научно-методического, организационно-управленческого,финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качествовысшего образования определяется, наряду с перечисленными, еще одним важнымфактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.
Так как содержательно цели конкретизированы вобразовательном стандарте, то на практике в рамках конкретной системыобразования (России, Германии или других стран) или образовательной системы (детскийсад, школа, вуз) качество образования определяется мерой освоенияобразовательного стандарта; в школе — школьного образовательного стандарта, ввузе — образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза и выбраннойспециальностью.
Тип образования. Исторически обнаружилась общность типовобразования в странах Европы и Востока, Азии и Америки. Первым типом в древнихобществах было мифологическое образование, освоение мира в форме сказок, былин,мифов, песен и пр.
Исторически следующим типом было схоластическое образование,для которого характерна культура текста и словесной природы знания о земле инебе, тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением осущности и смысле человеческого существования.
Третий исторический тип образования — просветительский — возникв период возникновения классификатора наук и художеств, в период рождениясветского регулярного образования. А с начала XX века в мире наблюдаетсяпроцесс разнообразия образовательных парадигм, типов и видов образования.
Вид или тип современного образования определяется преждевсего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человекполучает образование и содержательно зависит от качества освоения того наборавидов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрываютспецифику образовательной системы, а также от качества освоения культурныхценностей достижений науки и техники. Это объясняется тем, что всеобразовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитыхнаучных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своейэпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное,школьное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды, образования по разным основаниям:
по типу и качеству освоения научных знаний — биологическое,математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;
по виду доминирующего содержания образования — теоретическоеим прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;
по виду и мастерству освоения человеческой деятельности — музыкальное,художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинскоеобразование и т.д.;
по типу освоения культурных ценностей — классическоеобразование, художественно-эстетическое образование, религиозное образование идр.;
по масштабу освоения культурных ценностей человеческогообщества — национальное, отечественное, европейское, международное, глобальноеобразование и др.;
по типу образовательной системы — университетское,академическое, гимназическое образование и др.;
по сословному признаку — элитное и массовое образование;
по типу преобладания направленности содержания образования — формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно — научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональноеобразование и т.д.;
по уровню образования — начальное, неполное среднее,среднее, неполное высшее, высшее образование.
Процесс самостоятельного поиска и приобретения человекомновых знаний и умений вне специализированных образовательных систем называютсамообразованием.Д.И. Писарев в свое время заметил: «Кто дорожит жизньюмысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразованиеи что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившисьнавсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своихзанятий» (Соч. В 4-х т. Т.3.М., 1956. С.127).
Заключение
Образование может рассматриваться как социокультурныйфеномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальнойпрактики.
С позиции практики важно знать специфику всей системыобразования на уровне страны, конкретного региона и отдельного образовательногоучреждения. Эта специфика проявляется в моделях образования, в образовательныхцелях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования.
Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровняобразования определяются государственной политикой, раскрываются вобразовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательномпроцессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.
Основная форма организации образовательного процесса в школе- урок, в вузе — лекция и практическое занятие.
Плодотворность образования определяется степенью реализациицелей и образовательного стандарта, типом, качеством и уровнем образования.
Наука, объектом которой является образование, вычленяется всамостоятельное направление — эдукологию.
Наряду с образованием как целенаправленным и специальноорганизованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретнойобразовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесссамообразования.
Список литературы
1. А. А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И.Розум «Психология и педагогика». — Спб.: Питер, 2000.
2. Б.С. Гершунский «Менталитети образование». — М., 1996.
3. В.Б. Миронов «Векобразования». — М.: Педагогика, 1990.