Реферат по предмету "Педагогика"


Методическая разработка рабочей программы дисциплины "Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте"

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Российский государственныйпрофессионально-педагогический университет
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподаванияпсихологии»
Методическая разработка рабочейпрограммы дисциплины «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте»
Студент Золотовскова А.А.
Группа ПП-308
Преподаватель Видяева Н.В.
Екатеринбург
2008

Оглавление
 
Введение
Методическая разработка рабочейпрограммы дисциплины «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте»
Методическая разработка лекции натему «Депрессивные состояния»
Методическая разработка практическогозанятия на тему: «Будем здоровы!»
Методическая разработка формыконтроля усвоения темы «Психологическое здоровье в старшем подростковомвозрасте»
Заключение
Библиографический список

Введение
«Здоровье не купишь» — так нам говорили родители и бабушки с дедушками. А что для нас здоровье? Преждевсего – это физическое благополучие. Но понятие «здоровье» характеризуетсясложностью, многозначностью и неоднородностью состава. И несмотря на кажущуюсяпростоту его обыденного понимания «в нем отражаются фундаментальные аспектыбиологического, социального, психического и духовного бытия человека» [6, 3].
Психологическое здоровьеличности редко становилось предметом основательного исследования, так какпсихология двадцатого века была сфокусирована на аномалиях человеческойприроды, кризисах и конфликтах. Однако здоровье психики человека интересовалоеще античных философов – Эпикура, Алкмеона, Цицерона. Лишь во второй половинедвадцатого века началась систематизированная разработка психологическихконцепций здоровья. Из зарубежных ученых психологическое здоровье исследовалиЗ. Фрейд, Р. Мэй, К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф, А. Адлер и другие. Вобщем своде дисциплин выделилась психология здоровья (health psychology), призванная исследоватьсоциокультурные и социально-психологические проблемы здоровья издравоохранения. В отечественной психологии подъем интереса к этой областиприходится на последнее десятилетие двадцатого века. Исследованиями занималисьД. Леонтьев, Г. Калитеевская, В. Леви, В. Семке, Г. Братусь, А. Личко и другие.
Психологическое здоровье– понятие условное, выделяющее только одну из составляющих здоровья человека,оно может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психологическоездоровье – это такое «состояние психики индивида, которое характеризуетсяцелостностью и согласованностью всех психических функций организма,обеспечивающих чувство собственной психологической комфортности, способность кцеленаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальныхфункций, адекватным общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностямтой группы, к которой принадлежит индивид» [8, 21]. Оценка психологическогоздоровья должна учитывать неповторимость и уникальность каждой личности и еесамоидентичность.
Под термином «общественноездоровье» подразумевается уровень психологического здоровья популяции, т.е.распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизации и наркомании,умственной отсталости, деструкций в поведении.
Особенно актуальнойпроблема психологического здоровья становится в последнее время для психологииобразования: именно в процессе становления личность наиболее подверженанарушениям психологического здоровья и в то же время подается психокоррекции.
Цель моей курсовой работы– методологическая разработка дисциплины «Психологическое здоровье в старшемподростковом возрасте» для специальности 031000 – Педагогика и психология – поочной форме обучения. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
·    Проанализироватьлитературные источники;
·    Обобщитьматериалы по данной теме;
·    Разработатьрабочую программу дисциплины, лекцию на тему «Депрессивные состояния»,практическое занятие на тему «Сплочение группы», форму контроля усвоения темы ивопросы к зачету по дисциплине.
Происходящие в нашейстране социально-экономические преобразования, размытость ценностных исмысловых ориентиров породили совершенно новые требования не только к взрослымлюдям, но и к подросткам. Резко изменились различные сферы, оказывающие далеконе всегда позитивное влияние на динамику развития личности подростка (семья,школа, неформальные объединения, СМИ). Именно эти структуры нередко становятсяпредпосылками нарушений эмоционально-волевой сферы личности, психических расстройстви девиантного поведения – изменений в психологическом здоровье.
Вот почему всемпедагогам-психологам необходимо иметь представление о психологическом здоровьеличности, для чего разработана дисциплина «Психологическое здоровье в старшем подростковомвозрасте». Комплексность дисциплины помогает подготовить студентов кдальнейшему обучению, дает базовые представления о таких явлениях, какконфликты, группа, межличностные отношения, психотехнологии, позволяет освоитьнекоторые методики, необходимые для самопознания, саморазвития исамосовершенствования.

Методическаяразработка рабочей программы дисциплины «Психологическое здоровье в старшемподростковом возрасте»
 
Виды и объем учебнойработы, график изучения учебной дисциплины «Психологическое здоровье в старшемподростковом возрасте»
для специальности 031000– Педагогика и психология
по очной форме обученияОбъем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Очная форма обучения 1. Виды и объем учебной работы, в ч. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины 90 1.2. Аудиторные занятия 40 1.2.1. Лекции 22 1.2.2. Практические (семинарские) занятия 18 1.2.3. Лабораторные работы - 1.3. Самостоятельная работа 50 1.3.1. Курсовой проект (работа) - 1.3.2. Контрольная работа - 1.3.3. Расчетно-графическая работа - 1.3.4. Другие виды самостоятельной работы 50 2. График изучения дисциплины 2.1. Курс 1 2.2. Семестр 2 2.3. Экзамен (семестр) - 2.4. Зачет (семестр) 2 2.5. Курсовой проект (работа) - 2.6. Контрольная работа -
Сегодня редкий школьник,приходя даже в первый класс, полностью здоров. Чаще дети приходят в школу с«букетом» заболеваний как физических, так и психологических.
«Снижение уровня здоровьямолодежи необходимо рассматривать как одну из причин, подрывающих безопасностьстраны» [22, 119]. В настоящее время становится очевидным, что даже разумнопоставленное нравственное, умственное и физическое воспитание правильноорганизованное общее и профессиональное образование достигают результатовтолько тогда, когда обучающиеся физически и психически здоровы. Поэтомувозникает необходимость разработки коррекционных программ, направленных наформирование понятия и методов поддержки психологического здоровья на высокомуровне.
Дисциплина преподается напервом курсе во втором семестре и предполагает своим завершением зачет.
Тематический план курса
«Психологическое здоровьев старшем подростковом возрасте»
для специальности 031000– Педагогика и психология
по очной форме обученияНаименование темы (раздела) дисциплины Всего аудит. часов В том числе лекции семинарские занятия 1. Методологические проблемы психологии здоровья 2 2 - 2. Психологическое здоровье – основа развития личности 7 4 3 3. Исследования психологического здоровья 4 3 1 3.1. Здоровье на разных этапах онтогенеза 2 2 - 3.2. Виды здоровья 2 1 1 4. Индивидуальное психологическое здоровье 5 2 3 4.1. Понятие, структура индивидуального здоровья 2 1 1 4.2. Методы исследования психологического здоровья личности 3 1 2 5. Общественное психологическое здоровье 8 5 3 5.1. Характеристика общественного здоровья 1 1 - 5.2. Группа, ее виды и характеристики 1 1 - 5.3. Психологический климат в группе 2 1 1 5.4. Здоровое общение 2 1 1 5.5. Методы исследования психологического здоровья группы 2 1 1 6. Факторы, влияющие на психологическое здоровье 10 4 6 6.1. Межличностные отношения: дружба 1 1 - 6.2. МЛО: любовь 1 - 1 6.3. МЛО: одиночество 1 - 1 6.4. Депрессия 2 1 1 6.5. МЛО: вражда 1 - 1 6.6. Конфликт 4 2 2 7. Методы регуляции психологического здоровья 4 2 2 ИТОГО: 40 22 18
Основное содержаниеучебной дисциплины
Лекционные занятия
Тема 1.Методологические проблемы психологии здоровья
Психология здоровья:исторический аспект. Предмет, задачи и методы психологии здоровья. Особенностиразвития психологии здоровья в России. Понятие здоровья, его содержание впонимании разных авторов. Виды здоровья: душевное, духовное, нравственное,умственное, соматическое, психологическое, социальное, биологическое,индивидуальное и общественное. Связь духовного и психологического здоровья. Современныепроблемы изучения психологического здоровья.
Тема 2.Психологическое здоровье как основа развития личности
Понятие психологическогоздоровья, его характеристика. Подходы к его рассмотрению: концепции античных,зарубежных и отечественных авторов. Критерии уровня оценки психологическогоздоровья или показатели психологического здоровья личности. Принятиеответственности за свою жизнь. Самопонимание и самопринятие. Умение жить внастоящем моменте. Осмысленность индивидуального бытия. Способность к пониманиюи принятию других.
Компонентыпсихологического здоровья: мотивационно-ценностный,содержательно-операциональный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой,креативный. Вербальные и невербальные формы здорового психического поведения.
Тема 3. Исследованияпсихологического здоровья
Психологическое здоровьена разных этапах онтогенеза. Гендерный аспект психологического здоровья. Общаяхарактеристика видов психологического здоровья.
Тема 4. Индивидуальноепсихологическое здоровье
Понятие, структураиндивидуального психологического здоровья. Социальные, физиологические ипсихические аспекты. Оценка: неповторимость и уникальность личности.Самоидентичность. Защитные механизмы. Социальная адаптация, уверенность.Направленность личности, потребности, мотивы. Социализация. Методы исследованияпсихологического здоровья личности. Шкала самооценки, тревожности, депрессии.Опросник нервно-психического напряжения.
Тема 5. Общественноепсихологическое здоровье.
Общественноепсихологическое здоровье как здоровье популяции: определение, характеристика,оценка. Распространенность психических заболеваний, алкоголизма инаркозависимости, умственной отсталости, деструкций поведения. Соотношениемежду психически здоровыми и больными людьми. Психологическое здоровье группыкак предпосылка стабильности и благополучия социума в целом. Понятие социальнойгруппы, явления в группе. Конформизм и лидерство. Виды групп. Групповаядинамика. Структура малой группы. Отношения в группе. Позитивное и негативноевлияние группы на личность. Психологический климат в группе, сплоченность какважнейший фактор эффективного общения. Восприятие и понимание людьми другдруга: понятие общения.
Виды и стороны общения.Роль общения в психологическом развитии человека.
Методы исследованияпсихологического здоровья группы: диагностический опросниксоциально-психологического климата группы; социометрия;ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ); склонность к отклоняющемуся поведению(СОП).
Тема 6. Факторы,влияющие на психологическое здоровье
Виды факторов:мегафакторы, макрофакторы и микрофакторы, позитивное и негативное влияние.Межличностные отношения. Дружба. Любовь. Одиночество. Вражда. Депрессия какпричина нарушения психологического здоровья личности и коллектива. Видыдепрессии, подходы к ее изучению, методы исследования. Конфликт как причинанарушения психологического здоровья личности и коллектива. Понятие, сущность,структура конфликта. Условия возникновения. Виды: Внутриличностный,межличностный, межгрупповой, личность-группа. Динамика. Стратегии поведения вконфликте, способы его разрешения.
Тема 7. Методырегуляции психологического здоровья
Цели, возможности иусловия благоприятного осуществления регуляции психологического здоровья.Принципы реализации, задачи. Воспитание как основа личностного благополучия. Психопрофилактика.Психокоррекция. Арт-терапия. Дельфинотерапия. Цветотерапия. Электромагнитнаятерапия. Ароматерапия. Использование других методов: релаксация, аутотренинг,гипноз, НЛП.
Практические исеминарские занятия
1.   Два семинара на тему: «Подходы кисследованию психологического здоровья»
2.   Тренинг невербального общения«Здоровая личность»
3.   Семинар «Социальная адаптацияличности»
4.   Тренинг уверенного поведения«Здоровье – это уверенность»
5.   Освоение методики «Шкала самооценки»Спилбергера – Ханина
6.   Освоение методики «Личностная шкалауровня тревожности» Т.Немчина
7.   Тренинг сплочения группы «Будемздоровы!»
8.   Семинар «Виды и стороны общения»
9.   Освоение методики ЦОЕ В. Иваншина
10.Семинар «Любовь как фактор, влияющийна психологическое здоровье личности»
11. Семинар «Одиночество как фактор,влияющий на психологическое здоровье личности»
12.Освоение методики «Шкала депрессии»
13. Семинар «Вражда как фактор, влияющийна психологическое здоровье личности»
14. Ролевая игра «Конфликт»
15. Освоение методики «Стратегиивзаимодействия в конфликте» Д.Томаса
16. Аутотренинг как метод саморегуляциипсихологического здоровья
17. Коллажирование на тему:«Психологическое здоровье»
 
Методическаяразработка лекции на тему «Депрессивные состояния»
 
Так как депрессияявляется важнейшим фактором, негативно сказывающимся на состоянии психическогоздоровья как подростков, так и взрослых людей, для ее предупреждения икоррекции необходима теоретическая база. Без опоры на имеющиеся знания психокоррекцияи психопрофилактика депрессивных состояний могут оказаться неэффективными, авремя и усилия, необходимые для их выполнения, — затраченными впустую.
В программе курса тема«Депрессивные состояния» занимает одно из важнейших мест, ее изучению рекомендуетсяпосвятить не менее двух занятий.
Библиография:
Основная литература:
1.Иовчук Н.М., СеверныйА.А. Депрессия у детей и подростков. М.: Просвещение, 1999. 348с.
2.Кон И.С. Ребенок иобщество. М.: Академия, 1988. 412с.
3.Психические состояния:хрестоматия / сост. Л.В.Куликов. СПб.: РЕЧЬ, 2001. 476с.
4.Личко А.Е. Психопатии иакцентуации характера у подростков. Л.: 1983.
Дополнительнаялитература:
5.Прихожан А.М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастнаядинамика. М.: 2000.
6.Синицкий В.Н.Депрессивные состояния. Киев, 1986.
7.Вопросы психологии.
8.Психологический журнал.
9.Социальная иклиническая психиатрия.
10. Журнал практическогопсихолога.
Форма организациизанятия: лекция с элементами диалога. Занятие рассчитано на подготовленнуюаудиторию – первый курс специальности «Педагогика и психология».
Цель лекции –сформировать систему начальных представлений о проблеме депрессивности. Задачилекции — дать интегральное определение депрессии, рассмотреть различные видыдепрессии, сделать краткий обзор исследований и методов изучения депрессии, рассмотретьосновные подходы к изучению депрессивных состояний, выделить особенностипроявления депрессии на разных этапах развития индивида.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Современный человек живетв сложном мире. Требования от общества постоянно меняются, как меняютсяструктуры семьи, школы. Средства массовой информации в последнее времяотрицательно влияют на психику: нарушается эмоционально-волевая сфера,появляются психические расстройства, девиантное поведение. Эмоциональноенеблагополучие подростка стало объектом внимания школьных психологов,педагогов, родителей. Если своевременно выявить это неблагополучие, можноизбежать девиантного поведения и разных трудностей в какой-либо активности подростка.Одно из самых ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивныесостояния. Депрессия — одно из самых распространенных заболеваний в мире.Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизнизаболевает депрессией.
Классическая депрессия — это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога,ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел). Кобязательным симптомам депрессии также относятся внешнее безволие,замедленность движений и замедление темпа мышления (депрессивная триада).
Невротическая депрессия — результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всеговстречается среди людей с определенными особенностями личности, например,прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью,нерешительность в определенных ситуациях.
Еще 15-20 лет назадподростковая депрессивность практически не упоминалась в литературе, чуть позжестала упоминаться, но лишь в медицинском смысле. В последние годы произошлорадикальное изменение ситуации: за рубежом наблюдается значительный ростинтереса к этой проблематике со стороны психологии – общей, педагогической,возрастной, клинической. Появились фундаментальные психологические труды,крупномасштабные эпидемиологические и лонгитюдные исследования. Но все жеприходиться констатировать, что «белых пятен» в данной проблеме остается ещеочень много. Различные аспекты депрессивных состояний представлены вотечественной литературе пока явно недостаточно, а это существенно затрудняетпроведение коррекционной работы.
Некоторые авторырассматривают депрессию как своего рода болезнь цивилизации.Социально-политические и экономические изменения в жизни нашего общества влекутза собой серьезные изменения личности. Поэтому в отечественной литературепоявились исследования, связанные с проблемами адаптации к социальным икультурным изменениям, таких авторов как Синицкий В.Н., Антропов Ю.Ф., ПоложийБ.С., Иовчук Н.М., Белозерова В.В., Прихожан А.М. и другие. Изучались проблемысоциального психотравматизма подростка, тревожность, рефлексия проблемныхжизненных ситуаций в юношеском возрасте и т.д.
Определение депрессии
Вопрос аудитории: «Каквы понимаете явление депрессии? В чем она проявляется?»
Каждая наука трактуетдепрессию по-своему. В медицине термин «депрессия» используются для описанияпсихопатологического состояния, которое характеризуется сочетанием подавленногонастроения, снижения психической и двигательной активности с соматическимирасстройствами. В психологии «депрессия» — аффективное состояние, котороехарактеризуется отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационнойсферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
Депрессивное состояниевключает в себя две составляющие: субъективное переживание отрицательногоаффекта и симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенныхсдвигах во внутренней среде организма. Депрессия всегда проявляется в единствесоматических и психических изменений.
Согласно классификацииАмериканской психиатрической ассоциации DSM-III-R, депрессия выражается приналичии пяти симптомов из девяти, при условии, что симптомы присутствовалипочти каждый день в течение последних двух недель. Классификация выделяетсимптомы депрессии, характерные для определенной возрастной стадии. Считается,что между депрессией у взрослого и его детскими нарушениями вэмоционально-волевой сфере нет прямой связи.
Основные симптомыпроявления депрессии
Эмоциональные проявления:тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние; тревога,чувство внутреннего напряжения, ожидание беды; раздражительность; чувство вины,частые самообвинения; недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижениесамооценки; снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранееприятных занятий; снижение интереса к окружающему миру; утрата способностипереживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий).
Депрессия частосочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхомпоказаться несостоятельным в общественных местах.
Физиологическиепроявления: нарушения сна (бессонница, сонливость); изменения аппетита (егоутрата или переедание); нарушение функции кишечника (запоры); снижениесексуальных потребностей; снижение энергии, повышенная утомляемость при обычныхфизических и интеллектуальных нагрузках, слабость; боли и разнообразныенеприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).
Поведенческие проявления:пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность; избеганиеконтактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям); отказ отразвлечений; алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающимивременное облегчение.
Мыслительные проявления:трудности сосредоточения, концентрации внимания; трудности принятия решений;преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом;мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли обессмысленности жизни; мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии);наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности;замедленность мышления. Для постановки диагноза «депрессия» необходимо, чтобычасть перечисленных симптомов сохранялась не менее двух недель.
Виды депрессии
По вызывающим причинамдепрессии подразделяют на эндогенные – когда причина депрессии внутри, не видна(кажется, что у человека все хорошо, никто не умер, не бросил) и экзогенные –когда есть явная внешняя причина. Здесь можно выделить психогенную,послеродовую и циркуляторную.
Психогенная депрессия развивается в ситуацииутраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смертьблизкого, сильный стресс на работе и т.д.). Личности, страдающие такойдепрессией, характеризуются повышенной чувствительностью и изменчивостьюнастроения. Состояние психогенной депрессии развивается в течение короткогопромежутка времени. Часто наблюдается фиксация на утрате, внутреннее напряжениеи беспокойство за свою судьбу, и судьбу близких. Больные жалуются на тоску имыслительную заторможенность, высказывают идеи собственной малоценности,пессимистически оценивают свое прошлое, настоящее и будущее. Самоубийствовоспринимается ими как единственный выход из мучительной ситуации. У лиц свыраженными истерическими чертами характера подобная депрессия проявляется вкапризности и раздражительности в поведении. Попытки самоубийства обусловленыдемонстративным поведением и являются для них «последней каплей».
Послеродовая депрессия развивается у молодыхматерей в первый месяц после родов. Так как рождение ребенка является важнымэтапом и отчасти критическим периодом в жизни женщины, то организм в это времяоказывается наиболее уязвимым. Такая депрессия проявляется в эмоциональнойнеустойчивости, утомляемости, расстройствах сна, повышенной тревожности,чувства отторжения ребенка. Причинами послеродовой депрессии могут служитьгормональные перестройки, социальная ситуация вокруг рождения ребенка,особенности психики женщины (у личностей с перепадами настроения илидепрессиями до родов высока вероятность развития послеродовой депрессии).
Особенностью циркулярнойдепрессии являются суточные, сезонные или другие варианты колебания настроения.Страдающие депрессией также описывают мир как «неяркий»,неинтересный, обозревают его как будто через стекло. Ранние пробуждения, невозможностьуснуть, заставляют таких больных подолгу лежать в кровати и размышлять оникчемности своего существования, бесперспективности будущего. Подобныеразмышления могут закончиться суицидом (в утренние часы, пока никто не можетпомешать).
Также депрессию можноподразделять на три вида:
— функциональная –свойственна психически здоровым людям. Возникает редко или периодически;
— патологическая –встречается у людей с серьёзными психиатрическими нарушениями;
— мнимая – возникает врезультате самовнушения Примерно 50% всех случаев функциональной депрессии –это мнимая, кажущаяся депрессия.
По своему происхождениюдепрессия может быть реактивной, то есть реакцией на душевные удары (смертьблизкого человека, навалившаяся тяжелая телесная болезнь, служебная катастрофаи т. д.). Депрессия может быть органической или соматической (при каком-топовреждении мозга – травматическом, токсическом, инфекционном, приотягощенности соматическими болезнями, старостью). Может возникнуть депрессия улюдей с особой предрасположенностью – в преклонном возрасте, связанная сгормональной перестройкой организма. Наконец, депрессия может возникнутьврожденно-генетически (как бы изнутри себя, без понятных причин: «эндогеннаядепрессия»).
Черты депрессии вдетском возрасте
Кратковременность,быстрота смены депрессивного состояния возбуждением, массивность вегетативныхнарушений, школьная неуспеваемость, выраженность фиксации на своем физическомсостоянии, эпизоды страха и тревоги, навязчивость, грубость, нарушениеповедения.
С 1 года до 3 летдепрессия выражается в нарушении пищеварения, сна, прекращении развития. Детивыглядят грустными, отличаются маловыразительной мимикой и повышеннойраздражительностью. Моторное развитие замедлено. Часто наблюдается длительное,замедленное пережевывание пищи. В игровом поведении снижаются творческиевозможности и выдержка.
В дошкольном возрасте(3-6лет) депрессия проявляется в страхе, нестабильности аффекта, моторныхрасстройствах, в изоляции, приступах немотивированного плача, в агрессии. Детичасто проявляют свое состояние в мимике, они легко возбудимы, настроениенеустойчивое. Слабая способность радоваться, чувство беспомощности и страхнаказаний отражается на игре. Они меньше бегают, лазают, меньше участвуют вгрупповых играх. Речь и рисование развиты слабо. Сон с частыми кошмарами,трудностями засыпания, пробуждениями и страхами.
У младших школьниковдепрессия проявляется в робости, неуверенности, незаинтересованности в играх иучебе, приступах плача, ощущения безрадостности существования. Работоспособностьпериодически снижается, появляется раздражительность. Дети говорят о своейпечали, суицидальных мыслях, нарушениях сна или переживаниях о том, чтородители мало считаются с ними, мало уделяют внимания им. Их речь замедлена,голос монотонный и, как правило, с оттенком отчаяния. Они описывают себянегативно – как глупых и не заслуживающих любви.
С возрастом соматическиежалобы отходят на второй план, в большей степени проявляется колебаниенастроения, отчаяние и психомоторная заторможенность. Чем ближе возрастнаястадия приближается к пубертату, тем отчетливее проявляются дисгармоничность,замкнутость. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего неизменится, ведут к повышенному риску суицида. Иногда человек пытается улучшитьсвое настроение алкоголем или наркотиками.
Для детской депрессиихарактерны изменения интенсивности признаков в течение дня. Колебаниявыраженности симптомов также зависят от жизненной ситуации. Повышенныетребования приводят к усилению депрессии. Снижение требований и нагрузок ведутк исчезновению депрессивной симптоматики.
Исследования депрессии
Исследования отличаютсяпо способам комбинирования информации из разных источников, по временным рамками по рамкам выборки. В последние годы в проведении исследований депрессиидостигнут большой прогресс. Однако данные из разных стран разнятся. Возможно,это связано с использованием разных модификаций одной методики. К тому же нетответа на вопросы «Как депрессивность влияет на психосоциальный статусмолодежи?» или «Продолжится ли у взрослого депрессия, если она проявлялась вдетстве и подростничестве?». Для того, чтобы верно ответить на такие вопросы,нужно проводить лонгитюдные исследования.Вспомните, что такое лонгитюд?
Конечно, лонгитюдныеисследования весьма затратны и проблематичны. Ведь чем дольше идетисследование, тем больше вероятность того, что выборка уменьшится. Обычнотеряется 20-30% респондентов – детей и подростков. Как вы думаете, какиемогут быть причины потерь в выборке?
Еще одна проблемалонгитюда – как повторяющаяся диагностика влияет на результат. Помимо этого,нужно точно определить, когда появились признаки депрессии. Как правило, детямочень сложно точно вспомнить время возникновения симптомов. Если с началадепрессии прошло больше трех месяцев, то дети уже не могут вспомнить время еепоявления.
Еще один важный вопрос висследовании и выявлении депрессии – это точность информации. Иногда данные отразличных информаторов не согласуются. Обычно дети сообщают о меньшемколичестве и выраженности симптомов, чем их родители. А родители могут незаметить какие-либо проявления депрессии, либо преувеличить ее негативныехарактеристики.
Какие факторы могутповлиять на детскую и подростковую депрессивность? Социодемографическая ситуация,проблемы в школьной жизни, в здоровье, употребление психотропных илинаркотических веществ, антисоциальное поведение, семейные отношения, дружба ит.д.
Как вы считаете,депрессия чаще характерна для юношей или для девушек? Школьные трудности, нарушения сна,мысли о смерти, неудовлетворенность собой чаще встречается у юношей. Они болеечувствительны к семейным проблемам, особо воспринимают трудности и сложнореагируют на них.
Клинические подходы визучении депрессии
В истории медицины мненияо наличии депрессии у детей часто расходились. Первым исследования по депрессииобобщил Х. Эммингхаус в 1887г. В своем сводном труде по детской психиатрии онотметил клинические особенности депрессивных проявлений, подчеркнул возможностьвозникновения депрессии под действием психогенных факторов. Германскийпедопсихиатр Х. Штутте проанализировал результаты исследований и пришел квыводу, что психогенные депрессии у подростков кратковременны и зависят нетолько от внешних факторов, но и от темперамента ребенка. Нисен отмечаетхарактерные проявления депрессии: недостаточная контактность, тревога,заторможенность, агрессивность, расстройства сна. Многие ученые указывали наскрытый характер депрессии.
В 1971 году в Англиивышел сборник, целиком посвященный вопросам подростковой психиатрии.Исследователи пришли к выводу, что депрессии можно разделить на 3 категории: 1)маскированные депрессивные реакции; 2) острые депрессивные реакции; 3)хронические реакции детства.
Динамика невротическойдепрессии по Антропову Ю.Ф.
Антропов выделилначальный (первый) и последующий (второй) этапы. При благоприятном развитиизаболевания депрессия ограничивается начальным этапом. При неблагоприятномтечении депрессия развивается по трем направлениям: а) нарастание соматическихрасстройств и зарождение психосоматических заболеваний; б) эндогенизация, т.е.нарастание внутренних психических проблем; в) формированиепатохарактерологических изменений личности.
Депрессивный ребенок вшколе
Часто депрессивныесостояния вызывают конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины.Возможен отказ от посещения школы. При вмешательстве администрации школыдепрессия только возрастает. Ребенок может потерять интерес даже к внешкольнымзанятиям и к играм. Депрессия связана с трудностями в установлении дружескихотношений. Интересные данные получил исследователь Гудйер в 1990 году: дети,испытывающие недостаток социальных достижений, обычно не склонны к развитиюдепрессии.
Подростковый возраст –такой период в жизни человека, во время которого идет превращение ребенка вовзрослого человека. За этот короткий промежуток времени происходят глобальныефизиологические и психические изменения. Человек становится способным выполнятьсоциально-профессиональные функции и функции образования семьи.
Многие авторы –Выготский, Божович, Эльконин, Эриксон, Кле – переход от детства к юностихарактеризуют понятием «кризис». Как вы понимаете, что такое кризис?
Возрастной кризис –условное понятие, которое означает этап возрастного развития между стабильнымипериодами. В российскую психологию термин «кризис» впервые ввел Выготский Л.С.и определил его как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающеепри смене стабильных периодов. Какие возрастные кризисы вы уже знаете? Возрастнойкризис обусловлен возникновением основных психических новообразований.Выготский выделил 6 кризисов: кризис новорожденности, одного года жизни, трехлет, семи лет, подростковый и юношеский кризис. Отдельные авторы признаютналичие кризисов у взрослых людей, например 40 лет. А некоторые психологисчитают, что у подростков нет кризиса. Например, М.Мид в 1980х гг. исследовалавзросление детей на остовах Самоа, Адмиралтейства и Новой Гвинеи. Она нашла,что переходный возраст в этом обществе не сопровождается кризисом или драмой.Подростки Океании не знают жестких сексуальных табу, для них нет проблемыиндивидуального самоопределения – профессионального, социального илиморального. Поэтому переходный период не знает здесь внутренней напряженности,характерной для европейской и американской культуры.
Современность принеслановые требования к социальной зрелости. Границы ее постоянно снижаются.Усложнение общественно-трудовой деятельности повлекло за собой увеличениесроков обучения. Новые поколения молодежи начинают трудовую жизнь гораздопозднее, чем их ровесники в прошлом. Социальная зрелость человека определяетсясоциальными условиями, традициями общества, социальной ролью, которую онвыполняет в обществе. И, конечно, условия, способствующие или препятствующиедепрессии, зависят от эпохи, в которой живет человек. Чем характеризуетсяподростковый возраст? Повышенная эмоциональность, легкая возбудимость,изменчивость настроения, сочетание полярных качеств, повышенная тревожность,агрессивность – все эти проявления эмоционального развития могут вызватьдепрессию как реакцию на невозможность реализовать себя. Также депрессия можетбыть вызвана неумением устанавливать эмоциональные контакты с окружающими,непониманием отношений с людьми, неспособностью адаптироваться к сложной ибыстро меняющейся ситуации. Какие еще причины могут быть? Депрессивностьродителей, особенности детско-родительских отношений, состояние здоровья,академическая успеваемость, физиология и т.д.
Методы изучениядепрессивности
Для изучения подростковойдепрессивности есть опросник Хаймана-Подольского «Депрископ», состоящий из 31утверждения; опросник CDIМарии Ковач, высказывания группированы; «Лист жизненных событий» с 42утверждениями; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»;опросник «Оценка состояния здоровья подростков». При оценке депрессивностиможно использовать такие методы, как шкала депрессии, анализ школьнойуспеваемости, самооценки, уровня тревожности, изучение личностных особенностей,дневники.
Для выявления депрессии увзрослых можно использовать такие методы, как шкала депрессии, изучениеличностных особенностей (например, с помощью 16-факторного опросника Кеттелла),исследование самочувствия, болезней, дневников.
Как показалиисследования, депрессию можно зарегистрировать, если есть устойчивые сдвиги всостоянии организма. Поэтому не стоит «запускать» свое психическое здоровье иждать, когда помощь может оказаться неэффективной или сложно применимой.Необходимо следить за собой во всех смыслах – психическом в первую очередь.
 
Методическаяразработка практического занятия на тему: «Будем здоровы!»
Для поддержанияпсихологически здорового климата в коллективе необходимым условием являетсяэффективное общение и благоприятные межличностные отношения. Для создания такихотношений следует проводить различные мероприятия, например, тренингисплочения.
 
Этап
Упражнение
Цель
Материалы
Время, мин Знакомство Привет Установка эмоционального контакта с участниками 2-3 Разминка Коленки Развитие навыков внимания и группового взаимодействия, сплочение, раскрепощение 7-8 Работа над темой Перекинь мячик Сплочение, обучение взаимодействию 2 теннисных мяча 9-10 Разминка Сквозь кольцо Обучение координации совместных действий, ассертивности сплочение Обруч 6-7 Работа над темой Ночной сторож Тренировка наблюдательности, уверенности, сплочение Предмет охраны — юла 10-15 Разминка Назови число Обучение координации совместных действий 12-13 Завершение работы Подарок Снятие напряжения, подведение итогов 3-4
 
Упражнения:
Привет – Участники по кругу называют свое имя,настроение. Устанавливаются правила группы.
Коленки – Сидя в кругу, участники кладут рукина колени соседей так, чтобы правая рука лежала на левом колене соседа справа,а левая рука – на правом колене соседа слева. Считаем по порядку, хлопая поколену. После 2-3 пробных кругов задание усложняется: не произносим числа,заканчивающиеся на 6 или кратные шести, а дважды хлопаем по колену. Ктоошибется – убирает руку.
Перекинь мячик – Участники стоят в тесном кругу,нужно как можно быстрее перекинуть мячик друг другу так, чтобы он побывал вруках у каждого. Повторяется 3-4 раза, с каждым разом ускоряется темп. Затемтребуется придумать и продемонстрировать способ перекинуть мяч за одну секундутак, чтобы он побывал в руках у каждого. Решение: все участники ставятсложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят руки в стороны.Мяч, падая вниз, передается из рук в руки и e.m. успеваетпобывать у каждого участника.
Сквозь кольцо – участники стоят в шеренге, взявшисьза руки, крайнему дается в руки обруч. Задача – не расцепляясь, просочитьсясквозь кольцо так, чтобы оно оказалось на другом конце шеренги. Повторяется 2-3раза. Затем можно шеренгу сделать кольцом.
Ночной сторож – Водящий играет роль ночного сторожа.Он изображает спящего – поворачивается спиной к другим и не смотрит на них. Заним лежит предмет охраны. Остальные стоят на расстоянии пяти метров от сторожа,по команде начинают двигаться. Один из них играет роль воришки, его задача –незаметно для сторожа стащить предмет, а потом коснуться им каждого изучастников. Сторож раз в 6 секунд просыпается, поворачивается в сторонуучастников и наблюдает за ними – не более 5 секунд. Когда поворачиваетсясторож, все замирают в тех позах, в которых их застал сторож. Когда сторожснова засыпает и отворачивается, участники снова могут двигаться. Задачасторожа – понять, кто вор до того, как вор коснется всех участников. На этодается 3 попытки. Участники помогают воришке маскироваться.
Назови число – водящий называет любое число от 1 доравного кол-ву участников в группе. Одновременно встают столько человек, какоечисло названо. Если это удалось, водящим становится следующий участник.
Подарок – Участники по кругу называют своенастроение, эмоции, в чем были сложности и что они хотели бы подарить группе.
Методическаяразработка формы контроля усвоения темы «Психологическое здоровье в старшемподростковом возрасте»
Оценка уровня усвоениязнаний – в форме тестирования, которое проводится с целью выявления готовностистудента к сдаче зачета.
К зачету допускаютсястуденты, правильно ответившие на 80% заданий.
Тест по дисциплине«Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности031000 Педагогика и психология.
Выберите правильныйвариант ответа. В некоторых вопросах вариантов может быть несколько.
1. Целостность исогласованность всех психических функций организма, адекватность личностныхпроявлений окружающей среде называется:
1)        психическоездоровье
2)        индивидуальноепсихологическое здоровье
3)        общественноепсихологическое здоровье
4)        сознание
2. Система мероприятий попредотвращению неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии еголичности:
1)   психокоррекция
2)   психопрофилактика
3)   безопасность психического здоровья
4)   психодиагностика
3. Кто автор утверждения:«Здоровье индивида зависит от структуры данного общества. Здоровое обществоразвивает способность человека любить людей. Нездоровое общество лишаетчеловека чувства собственного Я»?
1)   К. Хорни
2)   Э.Берн
3)   Р. Мэй
4)   Э.Фромм
4. Нарушение способностииндивида приспосабливаться как личность к существованию в обществе всоответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями,мотивами и интересами:
1)   социальная фасилитация
2)   социальная депривация
3)   социальная дезадаптация
4)   посттравматический стресс
5. Автор, рассматривающийпсихологическое здоровье в рамках экзистенциального подхода:
1)   Р. Мэй
2)   З.Фрейд
3)   Э.Эриксон
4)   А. Маслоу
6. Виды психологическогоздоровья согласно Дмитриевой Т.Б.:
1)   Социальное и биологическое
2)   Нравственное, духовное, соматическое
3)   Умственное, душевное, физиологическое
4)   Индивидуальное и общественное
7. К критериям оценкиуровня психологического здоровья не относится:
1)        Принятиеответственности за свою жизнь
2)        Самопонимание исамопринятие
3)        Понимание своихнедостатков и подключение компенсаторных возможностей
4)        Способность кпониманию и принятию других
8. Человек как носительопределенных свойств, качеств, приобретенных им в социокультурной среде впроцессе совместной деятельности и общения:
1)        Индивид
2)        Личность
3)        Член общества
4)        Персонификатор
9. Способность человекауверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя при этом правдругих:
1)        Агрессивность
2)        Ассертивность
3)        Упрямство
4)        Застенчивость
10. Процесс усвоенияиндивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений:
1)        Идентичность
2)        Чтение
3)        Восприятие
4)        Социализация
11. Относительноустойчивое структурное образование, ценность, значимость, которой индивиднаделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности,поведения:
1)        Самоактуализация
2)        Самосознание
3)        Самооценка
4)        Самовосприятие
12. Психолог, автормотивационно-потребностной теории личности:
1)        А.Н. Леонтьев
2)        А. Маслоу
3)        Д.А. Леонтьев
4)        К. Юнг
13. К защитным механизмампсихики не относятся:
1)        Реактивноеобразование, регрессия
2)        Замещение,сублимация, отрицание
3)        Рационализация,проекция, компенсация
4)        Вытеснение,идентификация
5)        Отказ, затенение
14. Два или болеечеловека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповуюпринадлежность и участвуют в совместной деятельности:
1)        Групповоеповедение
2)        Малая группа
3)        Группа встреч
4)        Социальная группа
15. Взаимодействие людей,состоящее в обмене между ними информацией и помогающее организовать ихсовместную деятельность:
1)        Контакт
2)        Общение
3)        Разговор
4)        Планирование
16. Виды общения поспособу подачи информации:
1)        Вербальное,невербальное
2)        Внутреннее,внешнее
3)        Вербальное,невербальное, внутреннее
4)        Открытое,закрытое, смешанное
17. Стороны общения:
1)        Личностная,общественная, аффективная
2)        Интерактивная,коммуникативная, перцептивная
3)        Интроспективная,коммуникативная, перцептивная
4)        Аффективная,личностная, смысловая
18. Автор методики«Социометрия»:
1)        Г. Андреева
2)        Т. Шпрейер
3)        Т. Немчин
4)        Д. Морено
19. Макрофакторы,влияющие на психологическое здоровье личности:
1)        Космос,государство
2)        Государство, язык
3)        Социум, семья
4)        Учебная группа,конфликт
20. Виды конфликта покритерию субъекта взаимодействия:
1)        Внутриличностный
2)        Межличностный
3)        Межгрупповой
4)        Личность-группа
5)        Все ответы верны
21. Стратегии поведенияличности в конфликте по Д.Томасу:
1)        Оборона,избегание, компромисс
2)        Избегание,приспособление, компромисс
3)        Упорство, отказ,согласование
4)        Сотрудничество,соперничество
22. Относительноустойчивое состояние организма, характеризующееся пониженным настроением,замедлением интеллектуальной и моторной деятельности, пессимизмом исоматоневрологическими расстройствами:
1)        Депрессия
2)        Деструкция
3)        Дезадаптация
4)        Деперсонификация
23. Член социальнойгруппы, который пользуется авторитетом и уважением среди других участниковгруппы:
1)        Руководитель
2)        Глава
3)        Лидер
4)        Эксперт
24. Личностноеобразование, склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояниятревоги:
1)        Беспокойство
2)        Стресс
3)        Тревожность
4)        Рефлексия
25. Виды депрессий потипу проявления:
1)        Эндогенные,соматогенные, психогенные
2)        Внутренние,внешние
3)        Психические,физические
4)        Явные, скрытые
Дополните:
26. Правильная,нормальная деятельность организма, его полное психологическое и физическоеблагополучие называется _______________.
27. Произвольное ицеленаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и психическихсостояний в целом, которое осуществляется самим субъектом путем специальноорганизованной психической активности, называется _____________.
28. Столкновениеинтересов, потребностей, влечений личности, возникающее при условии их примерноравной значимости, но разной направленности, называется _______________.
29. Процесс внешнегоизменения установок, мнений, поведения в сторону согласия с группой как реакцияна групповое давление — _______________.
30. Отношения междулюдьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общностиинтересов, симпатии, называется ___________.
31. Средствопсихологической саморегуляции состояний, основанное на использовании приемовсамовнушения и восточных техник — _____________.
32. Общее состояниепокоя, расслабленности мышц, наступающее при отходе ко сну или в результатепроизвольных усилий — _______________.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1- 2
2- 2
3- 4
4- 3
5- 1
6- 4
7- 3
8- 2
9- 2
10- 4
11- 3
12- 1
13- 5
14- 4
15- 2
16- 1
17- 2
18- 4
19- 3
20- 5
21- 2,4
22- 1
23- 3
24- 3
25- 1
26- здоровье
27- психическаясаморегуляция
28- конфликт
29- мнимая (внешняя)конформность
30- дружба
31- аутотренинг (аутогеннаятренировка)
32- релаксация
После прохождениятестовых заданий студент допускается к зачету.
Вопросы к зачету
1. Определениепсихологического здоровья, его виды.
2. Компонентыпсихологического здоровья.
3. Показателипсихологического здоровья.
4. Краткая характеристикаантичных подходов к рассмотрению психологического здоровья.
5. Краткая характеристиказарубежных подходов к рассмотрению психологического здоровья.
6. Краткая характеристикаотечественных подходов к рассмотрению психологического здоровья.
7. Психологическоездоровье на разных этапах онтогенеза.
8. Гендерный аспектпсихологического здоровья.
9. Уверенность какфактор, позитивно влияющий на психологическое здоровье личности.
10. Структура инаправленность личности, ее мотивы и потребности.
11. Социализация.
12. Тревожность.
13. Самооценка.
14. Индивидуальное иобщественное психологическое здоровье: сходства и различия.
15. Зависимости и их рольв психическом развитии.
16. Деструктивноеповедение.
17. Психологическоездоровье группы, групповая динамика.
18. Виды групп.
19. Структура малойгруппы, МЛО в ней.
20. Сплоченность какважнейший фактор благоприятного психологического климата в группе.
21. Общение, виды истороны.
22. Роль общения впсихологическом развитии человека.
23. Социометрия.
24. ЦОЕ.
25. Методы исследованияпсихологического здоровья группы.
26. Дружба.
27. Любовь.
28. Одиночество.
29. Депрессия.
30. Вражда.
31. Конфликт, виды,структура.
32. Условиявозникновения, динамика конфликта.
33. Стратегии поведенияличности в конфликте.
34. Методы регуляциипсихологического здоровья.
35. Значениепсихологического здоровья личности в социуме.

Заключение
 
Итак, психологическоездоровье – условное понятие, выделяющее только одну из составляющих здоровьячеловека. Оно может быть индивидуальным и общественным. Индивидуальноепсихологическое здоровье – это целостность и согласованность всех психическихфункций. Оценка психологического здоровья должна учитывать неповторимость иуникальность каждой личности и ее самоидентичность.
Общественное здоровьеподразумевает уровень психологического здоровья популяции, т.е.распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизации и наркомании,умственной отсталости, деструкций в поведении.
Особенно актуальнойпроблема психологического здоровья становится в последнее время для психологииобразования: именно в процессе становления личность наиболее подверженанарушениям психологического здоровья и в то же время подается психокоррекции.
Я достигла цели своейкурсовой работы – методологической разработки дисциплины «Психологическоездоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности 031000 – Педагогикаи психология – по очной форме обучения. Для достижения цели я выполниласледующие задачи:
·    Проанализировалалитературные источники;
·    Обобщила материалыпо данной теме;
·    Разработаларабочую программу дисциплины, лекцию на тему «Депрессивные состояния»,практическое занятие на тему «Сплочение группы», форму контроля усвоения темы ивопросы к зачету по дисциплине.
Так как организованноеобщее и профессиональное образование достигает результатов только тогда, когдаобучающиеся физически и психически здоровы, возникает необходимость разработкикоррекционных программ, направленных на формирование понятия и методовподдержки психологического здоровья на высоком уровне.
Одно из важнейшихнаправлений в работе школьного психолога является профилактическая икоррекционная работа с семьей, которая направлена на оптимизациюдетско-родительских отношений, повышение уровня доверительности, на устранениеэлементов враждебности и стабилизацию стиля воспитания. Выработка стратегии итактики подобной работы должна вестись с учетом особенностей психологическогоздоровья личности, для чего разработана программа «Психологическое здоровье встаршем подростковом возрасте», помогающая сформировать базовые представленияоб этом явлении и освоить методики для самопознания, саморазвития исамосовершенствования.

Библиографическийсписок
 
1.   Райгородский Д.Я. Ребенок и семья.Самара: БАХРАХ-М, 2002. 736с.
2.   Федосенко Е.В. Психологическоесопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: РЕЧЬ,2004. 256с.
3.   Фернхем А., Хейвен П. Личность исоциальное поведение. СПб.: ПИТЕР, 2001. 319с.
4.   Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ,2006. 539с.
5.     Бойко О.В.Гендерные аспекты психологического здоровья // Вопросы психологии, 2005, №1.С.110-115.
6.     Васильева О.С.,Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки.М.: Академия, 2001. 352с.
7.     Гришанова З.И.,Левченко Е.В. К вопросу о диагностике психического здоровья личности //Прикладная психология, 2002, №2. С.90-96.
8.     Дмитриева Т.Б.,Положий Б.С. Психическое здоровье россиян // Человек, 2002, №6. С.21-31.
9.     Дубровина И.В.Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 1991. 296с.
10.    Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессияу детей и подростков. М.: ВЛАДОС, 1999. 214с.
11.     Карандашев В.Н. Методикапреподавания психологи. СПб.: ПИТЕР, 2007. 250с.
12.    Кон И.С. Дружба. СПб.: ПИТЕР, 2006.457с.
13.    Кон И.С. Ребенок и общество. СПб.:ПИТЕР, 2006. 236с.
14.     Кузнецов О.Н., Лебедев В.И.Достоевский о тайнах психического здоровья. М.: Изд-во Российского открытогоун-та, 1994. 168с.
15.     Леви В.Л. Разговор в письмах. М.:Советская Россия, 1982. 272с.
16.     Личко А.Е. Психопатии и акцентуациихарактера у подростков. Л., 1983. 134с.
17.     Пахальян В.Э. Психопрофилактика ибезопасность психического здоровья детей // Прикладная психология, 2002, №5-6.С.83-95.
18.     Преображенская Н.А. Потенциал вашейличности. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 320с.
19.     Прихожан А.М. Тревожность у детей иподростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: АСТ, 2000. 198с.
20.     Психические состояния: хрестоматия /сост. Л.В. Куликов. СПб.: РЕЧЬ, 2001. 458с.
21.    Психоанализ и культура: Избранныетруды К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юрист, 1995. 623с.
22.     Резер Т.М. Абитуриент-2001.Физическое и психологическое здоровье // СОЦИС, 2001, №11. 118-122.
23.     Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.Мозг. Обучение. Здоровье: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 239с.
24.     Семке В.Я. Умейте властвовать собой,или беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск: Наука, 1991. 237с.
25.     Синицкий В.Н. Депрессивныесостояния. Киев: 1986. 153с.
26.     Современный психологический словарь/ ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 490с.
27.     Хрестоматия по возрастнойпсихологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Международная педагогическая Академия, 1994. 256с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет по производственной преддипломной практике в ЗАО Фирма Чистая Вода
Реферат Маркетингова концепція та життєвий цикл товару
Реферат Напрямок впливу важливих органів самоврядування на розвиток закладів культури в регіонах
Реферат Отвечает ли ваше предприятие требованиям производства мирового класса
Реферат Маркетинговая деятельность студии "Никола-фильм"
Реферат Основы учения о биосфере
Реферат Идёт строительство общемировой системы зла
Реферат Маркетингова товарна політика
Реферат Корпоративная культура организации
Реферат Маркетинговая среда фирмы. Факторы микро и макросреды
Реферат Формирование графических навыков у дошкольников
Реферат Маркетинговое исследование рынка кинопродукции
Реферат Маркетинговая политика распределения
Реферат Маркетинговая концепция библиотеки
Реферат Маркетинговая информация