Реферат по предмету "Педагогика"


Методическая деятельность учителя истории в школе

Практическиерекомендации по организации работы методического объединения учителей истории иобществознания в образовательном учреждении

Важнейшим направлением работыметодиста является оказание практической помощи образовательному учреждению в развитииобразовательной системы. Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающегопоколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединенияв школе. Кабинет истории Методического центра разработал в помощь учителям историии обществознания материалы по организации деятельности методического объединенияв образовательном учреждении.
Методическое объединениеучителей обществоведческого цикла, как, впрочем, и других образовательных областей,создается в целях обеспечения современного уровня преподавания, совершенствованияпрофессионального мастерства педагогов, повышения качества знаний обучающихся, совершенствованияучебно-воспитательного процесса в целом. Работа методического объединения в образовательномучреждении должна носить системный характер.
Как известно, системой называютцелое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы, а также элементытрех классов: субъектов, объектов, общественных отношений и связей. Отсутствие однойиз составляющей не позволяет системе функционировать и развиваться.
Система “методическое объединениеучителей обществоведческого цикла” включает в себя подсистемы, которыми в данномслучае являются основные направления деятельности методического объединения в соответствиис направлениями работы образовательного учреждения. Элементами данной системы можноназвать кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, воспитанниковшколы и их возможности и потребности, учебные предметы и особенности их структурыи содержания, традиционный урок и новые педагогические технологии, а также многоедругое. Организация работы методического объединения в образовательном учреждении,обеспечивающая связи и отношения между элементами и подсистемами, призвана, на нашвзгляд, обеспечить функционирование и развитие данной системы в целом.
Можно выделить основныеаспекты организации работы методического объединения: характеристика кадрового состава;анализ деятельности за истекший период; составление плана работы методического объединенияв соответствии с направлениями деятельности образовательного учреждения; практическаяреализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение.
Планирование деятельностиметодического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включаяпрограмму модернизации российского образования и задачи, стоящие перед конкретнымобразовательным учреждением Москвы в данный период. Планирование работы методическогообъединения целесообразно начать с всестороннего анализа деятельности. Анализ работыподразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученностии качества знаний обучающихся по результатам срезовых работ, итогов полугодия иучебного года в сравнении с предшествующим периодом; во-вторых, деятельность учителейпо совершенствованию педагогического мастерства — результативность профессиональнойдеятельности, повышение квалификации и самообразование, участие в опытно-экспериментальнойи научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора учебно-методическогокомплекса, обеспечивающего преподавание истории и обществознания в основной и старшейшколе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.Приоритетными направлениями деятельности учителей истории и обществознания являютсяпатриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание толерантности,создание условий, способствующих успешной социализации личности.
Для обеспечения современногоуровня методической работы в образовательном учреждении очень важно ознакомитьсяс нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.Методическое объединение определяет направление работы, которое конкретизирует илидополняет общешкольную педагогическую тему, намечает форму практического выходарезультата деятельности: выступление учителей на семинаре, представление опыта работыс практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции.Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к немуотноситься и грамотно оформлять в виде методических “копилок”, отчетов, публикаций.
Методическое объединениесоставляет план взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогическогомастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет наставничество,квалифицированная помощь молодым специалистам и неспециалистам. Возможна организациявыставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучшихтетрадей. В компетенцию методического объединения могут входить вопросы, связанныес составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных темпрограммы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогическогоопыта.
Направления и формы работыметодического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многомзависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала. Характеристикакадрового состава включает в себя изучение таких вопросов, как профессиональныйуровень педагога, образование, повышение квалификации, аттестация, педагогическийстаж, учебная нагрузка, ученая степень, звания, награды, индивидуальный план самообразования,результативность педагогической деятельности, участие в научно-методической и опытно-экспериментальнойработе.

Методическаяслужба в условиях развития республиканскойсистемы последипломного образования педагогов
Деятельность методическогокабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканскойсистемы последипломного образования педагогов — удовлетворять индивидуальные потребностии интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии.
Ведущие задачи УМК:
 удовлетворение актуальныхобразовательных запросов педагогов, развитие их индивидуальности;
 взращивание новых профессиональныхпотребностей, находящихся в зоне развития педагога;
 обеспечение мотивационных,научно-методических условий, для включения учителей в творческий поиск по осознанномупреобразованию собственной практики.
Решение поставленных задачосуществлялось через:
1) создание более насыщенного(в духовном плане) образовательного пространства в системе последипломного образованияпедагогов.
2) организацию личностно-ориентированногообучения педагогов на деятельностной основе.
3) изучение профессиональныхи общекультурных потребностей педагогов.
Работа велась по 4-м содержательнымблокам:
учебно-методическая;
воспитательная;
исследовательская;
социально-реабилитационная
Активными органами явилисьнаучно-методический совет УМК, улусные методические объединения учителей-предметников,Школа руководителя, Школа молодого учителя, ассоциации учителей-исследователей,социальных педагогов, экспертный совет.
Разработана и реализованамодель повышения квалификации педагогов, ориентированная на развитие мотивационно-смысловой,операциональной и рефлексивной сферы профессионализма учителя.
Обучение молодых учителей,освоение ими способов профессиональной деятельности, формирование общей культурыосуществлялось через стажировку, курсовую переподготовку, работу по проектированиюи организации учебной деятельности учащихся, участие в работе ШМО, УМО и др.
Опытные учителя взращивалиспособы профессиональной деятельности через работу в проблемных группах УМК, участиев профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, педчтениях, работув педмастерской, аттестацию, публикацию статей и др.
Осмысление системных основанийпедагогического проектирования, развитие творческих качеств учителей — «исследователей»,«экспертов», осуществлялось в процессе их участия в ОЭР, исследованиях, созданииавторских разработок, соискательской работы, учебы в аспирантуре, участия в экспертизеобразовательных программ, технологий, аттестации учащихся, учителей и образовательныхучреждений, привлечения к лекторской работе и др.
Системаметодической работы в СШ №125
Тема методической работы:«Развитие ведущих учебных умений. Воспитание образованием. Формирование положительныхповеденческих навыков».
Ожидаемые результаты в конце2008/2009 учебного года:
Повышение качества образованияшкольника, уровней его воспитанности.
Формирование потребностейу учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремлении к здоровому образу жизни.
Личностный рост каждогоучащегося.
Готовность ученика к самостоятельномувыбору и принятию решения, усиления ответственности за последствия своих поступков.
Педагогические советы в2008/2009 учебном году:
Анализ итогов работы школыи планирование на новый учебный год.
Педконсилиум «Преемственностьв обучении и воспитании 1,2,3 ступени».
«Организация послеурочнойтворческой деятельности учащихся на разновозрастной основе».
Педконсилиум «Психолого-педагогическоесопровождение воспитательного процесса».
«Мотивация образовательнойдеятельности учащихся и создание условий для ее развития в условиях перехода на11-летнее обучение».
Окончание учебного года.Перевод учащихся.
Курсовая подготовка на базешколы совместно с МГИРО:
Совершенствование системыработы классного руководителя»
Структурауправления методической работы средней школы 125
МО классных руководителей
МО учителей начальных классови воспитателей ГПД
МО учителей русского языкаи литературы, белорусского языка и литературы
МО учителей математики,информатики и физики
МО учителей истории, географии,биологии, химии
МО учителей иностранногоязыка
МО учителей физической культурыи ДМП
МО учителей предметов эстетическогоцикла
РАБОТА МО ВКЛЮЧАЕТ:
Проведение заседаний методическихобъединений
Выполнение нормативных документов,исполнений решений и рекомендаций МО
Знакомство с передовым опытоми внедрение его в деятельность учителей МО
Подготовка и проведениепредметных недель
Подготовка и проведениеконференций, семинаров, круглых столов
Проведение и подготовкаучащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам
Подготовка и проведениевнеклассных мероприятий по предметам МО
Посещение учебных, факультативныхи кружковых занятий по предметам МО
Формы методической работы:
Тематические педагогическиесоветы
Методические объединения
Работа учителей над темамисамообразования
Открытые уроки, их анализ
Взаимопосещение и анализуроков. Проведение дней ДРК
Предметные недели, творческиемикрогруппы
«Круглые столы»
Педагогический мониторинг
Разработка методическихрекомендаций в помощь учителю. Оформление папок «Портфолио учителя»
Индивидуальные беседы поорганизации и проведению урока
Организация и контроль курсовойподготовки учителей
Аттестация

Положениео методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методическогообъединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива.
2. Из состава членов методическогообъединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуетсяруководитель, который утверждается на педагогическом совете.
3. Члены методического объединенияопределяют и утверждают методическую тему, над реализацией которой они будут работатьв учебном году.
4. Члены методического объединенияопределяют виды заседаний, которые проводятся 4-5 раз в год.
5. Планы работы методическихобъединений утверждает директор школы.
6. В планы работы методическихобъединений в течение учебного года могут быть внесены коррективы.
7. На заседаниях кафедрсистематически заслушиваются и обсуждаются вопросы, обеспечивающие повышение уровняобученности, воспитанности и развития учащихся, выполнения стандарта образования,учебно-тематических планов (учебных программ), рассматриваются инструктивно-методическиеписьма Министерства образования, а также обсуждаются программы повышения квалификациичленов методического объединения.
8. На заседаниях методическихобъединений рассматриваются итоги экспериментов, инноваций, нововведений, новшеств,использования новых педагогических технологий в процессе обучения школьников.
9. Членами методическихобъединений обсуждаются нетрадиционные формы, виды, приемы работы, обеспечивающиеэффективность обучения школьников основам наук, способствующие росту творческойактивности и развитию личности учащихся.
10. Членами методическихобъединений обсуждается вопрос подготовки школьникам к предметным олимпиадам и научно-практическимконференциям, проводится анализ участия школьников в названых мероприятиях.
11. Заведующие методическимиобъединениями совместно с администрацией школы проводят аттестацию учащихся, тестированиеучащихся, «срезы знаний» и анализируют их, передают эти материалы для дальнейшегообсуждения на заседаниях научно-методического Совета школы и педагогического Советашколы.
12. Методические объединенияв лице своих членов осуществляют сотрудничество друг с другом.
13. Члены методическогообъединения создают методическую «копилку»: планы-конспекты открытых уроков, тестыпо определению обучаемости и обученности учащихся, олимпиадные задания, творческиеработы учащихся.
14. В течение учебного годачлены методических объединений участвуют в подготовке и проведении следующих мероприятий:школьные предметные олимпиады и научно-практические конференции; предметные недели;методические декады учителей предметников; методическая выставка; тематические педагогическийсовет; панорамы открытых уроков.
15. Члены методическогообъединения изучают и обобщают педагогический опыт и представляют его на рассмотрениенаучно-методического Совета школы.
16. Методические объединениярассматривают и обсуждают методические разработки, статьи, рефераты, доклады членовметодического объединения и рекомендуют для публикаций в периодической печати, атакже представляют кандидатуры для участия в научно-практических конференциях педагогов,а также кандидатов на получения Грантов и премий Мингорисполкома.
17. Заседания кафедр протоколируются,а доклады и разработки пополняют методическую «копилку» школы.
18. В конце учебного годакаждый член методического объединения составляет анализ своей деятельности, по результатамкоторого анализируется деятельность всего методического объединения.
Положениео методическом кабинете СШ № 125
1. Общие Положения
1.6.Методический кабинет(далее МК) создается в образовательном учреждении по решению педагогического советаи подчиняется директору и его заместителю по научно-методической (учебной) работе.
1.7.Деятельность МК регламентируетсянормативно-правовыми документами Министерства образования, областных управленийи гор (рай) и отделов (управлений) образования, а также настоящим Положением.
1.8.МК работает по плану,скоординированному с планом работы районного (городского) МК и годовым планом работыобразовательного учреждения.
1.9.Руководитель МК назначаетсяприказом директора учреждения из числа своих заместителей, методистов или наиболееопытных членов педагогического коллектива.
1.10.При МК создается методическийсовет, состав которого утверждается на педагогическом совете.
1.11.Права и обязанностичленов МК определяются должностными инструкциями и распорядительными документамиорганов образования и директора учреждения.
2. Основные цели
2.1. Организация методическогообеспечения деятельности образовательного учреждения в проведении государственнойполитики в области образования и охраны прав несовершеннолетних.
2.2.Осуществление деятельностипо совершенствованию непрерывного профессионального последипломного образованияпедагогов, оказание им методической помощи в межкурсовой период.
2.3. Осуществление взаимодействияс профессионально-педагогическими ассоциациями и научными учреждениями республики,региона, методическими службами района(города), МК других общеобразовательных учреждений,а также методическими формированиями своей школы: методическим советом, МО кафедрами,инновационными группами и т.п.
3. Основные задачи
3.1. Организация и методическоеобеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, работа сними в межкурсовой период, содействие их творческому росту, профессиональной самореализации.
3.2. Мониторинг результативностиучебно-воспитательного процесса и состояния методической работы в образовательномучреждении; изучение и обобщение педагогического опыта.
3.3. Создание системы информационно-методическойподдержки внедрения нового и обновленного содержании образования, использованиесовременных развивающих технологий и средств обучения.
3.4. Повышение мотивациик саморазвитию педагогов и его качеству.
4. Направления деятельности
4.1.Совместный с администрациейшколы педагогический анализ состояния методической работы и определение дальнейшихпутей ее совершенствования.
4.2.Работа по выявлениюобразовательных потребностей педагогов; помощь администрации в создании организационно-педагогическихусловий для реализации запросов учителей.
4.3.Осуществление прогнозированияи планирования развития методической службы образовательного учреждения.
4.4. Участие в формированииметодической сети учреждения, в организации ее работы.
4.5. Систематическая работапо информированию учителей об основных направлениях развития образования, о педагогическомопыте, инновационных процессах, разработках и внедрении современных образовательныхтехнологий и средств обучения.
4.6. Проведение на базеМК дифференцированной методической учебы учителей с учетом их запросов и возможностей.
4.7. Организация и оказаниеметодической поддержки педагогам в инновационной деятельности, в проведении опытно-экспериментальной,исследовательской работы.
4.8. Участие в экспериментальнойоценке программ, планов, методических рекомендаций, пособий, учебно-методическихкомплексов, разработанных педагогами образовательного учреждения.
4.9. Изучение, обобщениеи создание банка педагогического опыта.
4.10. Проведение совместнос библиотекой информационно — библиографической работы.
4.11. Участие в административномконтроле по изучению деятельности методических формирований.
4.12. Информационно-методическоеобеспечение аттестации педагогических кадров.
4.13. Инициирование вопросовстимулирования методической работы.
5. Материальная база и финансирование
5.1. МК финансируется извыделяемых по смете расходов средств отделом (управлением) образовании, из фондадиректора, а также спонсорских средств.
5.2. МК обеспечивается необходимымпомещением, мебелью, аудио-видеотехникой.
5.3. При МК может быть созданаавтономная библиотека методической и психолого-педагогической литературы, обеспечивающаяреализацию основных направлений деятельности данной методической структуры.
 
Положениео кабинете математики СШ № 125
1. Общие Положения
1.1.Кабинет математики создаетсяв образовательном учреждении по решению педагогического совета и подчиняется директоруи его заместителю по учебной работе.
1.2.Деятельность кабинетаматематики регламентируется нормативно-правовыми документами Министерства образованияи районного управления образования, а также настоящим Положением.
1.3.Кабинет математики работаетпо плану, скоординированному с планом работы школы.
1.4.Руководитель кабинетаматематики назначается приказом директора школы из числа наиболее опытных учителейматематики.
1.5.При кабинете математикисоздается совет кабинета, состав которого утверждается на заседании методическогообъединения.
2. Основные цели
2.1. Организация методическогообеспечения деятельности учителей математики в проведении государственной политикив области образования и охраны прав несовершеннолетних.
2.2. Осуществление деятельностипо совершенствованию непрерывного профессионального последипломного образованияучителей математики, оказание им методической помощи в межкурсовой период.
2.3. Осуществление взаимодействияс членами других методических объединений школы, участниками инновационной деятельности.
3. Основные задачи
3.1. Организация и методическоеобеспечение непрерывного повышения квалификации учителей математики, работа с нимив межкурсовой период, содействие их творческому росту, профессиональной самореализации.
3.2. Мониторинг результативностиучебного процесса на уроках математики и состояния методической работы с учителями,изучение и обобщение педагогического опыта.
3.3. Создание системы информационно-методическойподдержки внедрения нового и обновленного содержания предмета математика, использованиесовременных развивающих технологий и средств обучения.
3.4. Повышение мотивациик саморазвитию педагогов и его качеству.
4. Направления деятельности
4.1. Совместный с администрациейшколы педагогический анализ состояния методической работы с учителями математикии определение дальнейших путей ее совершенствования.
4.2. Работа по выявлениюобразовательных потребностей учителей математики; помощь администрации в созданииорганизационно-педагогических условий для реализации запросов учителей.
4.3. Осуществление прогнозированияи планирования развития методического объединения учителей математики.
4.4. Участие в формированииметодической сети учреждения, в организации ее работы.
4.5. Систематическая работапо информированию учителей математики об основных направлениях развития образования,о педагогическом опыте, инновационных процессах, разработках и внедрении современныхобразовательных технологий и средств обучения на уроках математики.
4.6. Организация и оказаниеметодической поддержки учителям математики в инновационной деятельности, в проведенииисследовательской работы.
4.7. Участие в экспериментальнойоценке программ, планов разработанных учителями математики.
4.8. Изучение, обобщениеи создание банка педагогического опыта.
4.9. Проведение совместнос библиотекой информационно — библиографической работы.
5. Материальная база и финансирование
5.1.Кабинет математики финансируетсяиз выделяемых по смете расходов средств районным управлением образования, а такжесредств попечительского совета.
5.2. Кабинет математикиобеспечивается необходимым помещением, мебелью, аудио-видеотехникой.
5.3. При кабинете математикиможет быть создана автономная библиотека методической и психолого-педагогическойлитературы, обеспечивающая реализацию основных направлений деятельности.
Методическаядеятельность педагога Орской гимназии №2
Методическая деятельностьпедагога есть деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемаяпосредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательногопроцесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательскийхарактер и направлена на приращение (создание новых) методических знаний и умений.
В гимназии № 2 г. Орсканаучно-методической деятельностью (НМД) в течение последних 9 лет была занята большаячасть педагогического коллектива. В настоящее время уже четвертый год ведется работапо коллективной теме «Технологии развития мышления учащихся гимназии» (прошла госрегистрациюво Всероссийском научно-техническом информационном центре), в рамках которой каждыйучитель – исследователь имеет индивидуальную тему для постановки педагогическогоэксперимента. В текущем учебном году в работе над темой участвует 50 человек, т.е.86% общего числа учителей.
Опыт показывает, что участиев НМД благотворно влияет на развитие учителя как личности и профессионала. Занимаясьисследованиями, учитель интенсивно повышает свой теоретический уровень путем систематическогоизучения философской, педагогической психологической, методической и специальнойлитературы, участия в разного рода семинарах, научно-практических конференциях ит.д.; овладевает методами научного исследования, включая методику педагогическогоэксперимента; приобретает умение объективно анализировать процесс своей деятельностии оценивать ее результаты, предъявлять материалы исследования в форме научного отчета,доклада, статьи, методических рекомендаций. В конечном счете все сводится к тому,что существенно возрастает творческий потенциал учителя и совершенствуется его педагогическоемастерство.
Работая над конкретной проблемой,учитель-исследователь разрабатывает необходимый диагностический инструментарий длязамера отслеживаемых качеств учащихся; подбирает и разрабатывает задания развивающегохарактера; стремится экспериментально подтвердить выдвинутую в начале исследованиягипотезу.
Одной из составляющих профессиональногоразвития учителя выступает понятие «творческий потенциал», который характеризуетсянесколькими признаками: способностью педагога конструировать образовательный процесстаким образом, чтобы он влиял на развитие творческой личности ученика, а деятельностьучащихся организовывать в соответствии с их склонностями, стараясь максимально раскрытьих личностные качества; способностью развивать гибкость, нестандартность мышленияшкольников; стремлением приобщать учеников к самостоятельному поиску проблем и путейих решения (В.Г.Рындак).
Умение организовывать педагогическоеисследование, эксперимент, обобщать и предъявлять результаты своей деятельностиявляется неотъемлемой частью развития творческого потенциала педагога – исследователя.
Педагоги – исследователипериодически проводят открытые уроки как для коллег по гимназии, так и для учителейдругих школ города. На уроках демонстрируются инновационные технологии развитиямышления школьников, которые апробируются учителями на практике. Уроки посещаютсяи анализируются руководителями гимназии как в рамках реального учебного процесса,так и на открытых мероприятиях разных рангов. Для этого подобраны и составлены методикианализа уроков с целью выявления содержания и способов деятельности учителя и учащихсяпо развитию мышления детей и оказания методической помощи педагогам. Систематическиподводить итоги работы позволяет предложенная нами система оценки научно-методическойдеятельности, цель которой заключается в определении влияния НМД учителя на повышениекачества обучения, воспитания и развития обучаемых, а также на возрастание уровняпрофессионального развития самого педагога. Система включает в себя определениерезультативности участия учителей в НМД и критериев оценки их научно-методическойдеятельности. Нами выделено четыре уровня: оптимальный, допустимый, критический,недопустимый, а также предложены критерии, в качестве которых выступает реализацияучителем определенных видов деятельности, оцениваемая в баллах в зависимости отсложности, количественных и качественных показателей выполнения работы, конечногорезультата (продвижения учащихся, их достижений). По сумме баллов определяются уровни:оптимальный – от 100 до 81 балла, допустимый – от 80 до 51, критический – от 50до 26, недопустимый – 25 баллов и ниже. Ранжирование видов деятельности и определениеколичества баллов определяется учебным заведением.
К учитываемым видам НМДучителя относятся:
1) проведение опытно-экспериментальнойработы, которая предусматривает наличие программы исследования; авторской или скорректированнойв соответствии с темой исследования учебной программы; программ спецкурсов, спецсеминаров,спецпратикумов, факультативов, если таковые проводятся; пакетов диагностическихматериалов и методик проведения мониторинга; фиксации результатов достижений учащихся,полученных в процессе формирующего эксперимента;
2) выступления с докладамии сообщениями на городских, зональных и областных научно-практических конференцияхи семинарах;
3) публикации (статьи, тезисыдокладов, методические рекомендации);
4) представление ежегодногоотчета о научно-методической работе;
5) активное участие в педагогическихсоветах и заседаниях кафедр (доклады, отчеты, выступления, предложения и т.д.);
6) проведение открытых уроковдля учителей школы и города с демонстрацией инновационных технологий.
Сведения о проделанной работезаносятся в специальную карту. Коррекция, т.е. внесение изменений, направленныхна исправление недостатков и улучшение НМД учителя, в случае необходимости осуществляетсяна основе промежуточных и годового анализов достижений школьников и показателейучастия педагогов в научно-методической работе. На основе системы НМД был сделаночередной анализ деятельности учителей — исследователей за прошлый учебный год.Количество баллов за каждое направление деятельности суммировалось, и был подведенитог, в соответствии с которым определились уровни: на оптимальном уровне находятся27% педагогов, 69% находятся на допустимом уровне, критический уровень продемонстрировали4%, недопустимый уровень отсутствует.
Одним из признаков творческогопотенциала учителя выступает способность к рефлексии. Педагогическая рефлексия естьосмысление собственных действий учителем или учительским коллективом в процессеучебно-воспитательной деятельности путем самонаблюдения, самопознания, самоанализаи критической самооценки. Учитель глубоко осмысливает, тщательно анализирует своидействия по отношению к учащимся, оценивает их соответствие педагогическим и психологическимустановкам, сопоставляет применяемые им технологии с реальными успехами школьников,ищет и находит причины недостатков и подходы к их преодолению. В процессе рефлексииучитель анализирует содержание образования, применяемые им методы, формы, средства,определяет степень своей способности к инновационной деятельности, к педагогическомуисследованию. Развитие педагогической рефлексии происходит постепенно, по мере накопленияопыта. Медленные количественные изменения приводят к качественному скачку, расширяютсяпедагогические горизонты, выявляются новые перспективы, совершенствуется качествотруда учителя, возрастает успешность обучения, воспитания и развития школьников.
В этом направлении используетсяразработанная нами анонимная анкета по субъективной оценке уровня готовности учителейк участию в НМД. В нее входит определенный перечень функций учителя-исследователя,вопрос «Готовы ли вы к выполнению перечисленных функций учителя – исследователя?»и варианты ответов типа: да всегда, да иногда, нет, затрудняюсь ответить. В анкетепредставлены следующие функции учителя – исследователя:
выявление противоречий вобразовательном процессе для постановки проблемы и определения темы исследования;
теоретический анализ литературныхисточников;
обоснование актуальностиисследования;
выявление объекта и предметаисследования;
определение цели и задачисследования;
формулирование гипотезыисследования;
реализация методики исследования;
подбор (разработка) критериевоценки знаний и умений, личностных характеристик учащихся;
подбор и разработка диагностическихматериалов;
проведение мониторинга висследовании;
применение методов исследования(эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок,методы математической обработки материалов и т.д.);
теоретический анализа полученныхрезультатов;
предъявление результатовисследования в форме научного отчета, доклада, статьи;
подготовка методическихрекомендаций для внедрения результатов исследования в практику.
Анкетирование проводилосьне только среди педагогов гимназии (32 человека), но и среди учителей других школгорода (42 человека). Анализ результатов самооценки показал, что учителя, которыенепосредственно не занимаются опытно-экспериментальной работой, намного слабее ориентируютсяв выше означенных функциях исследователя. Наблюдается преимущество первых передвторыми, причем разница составляет от 8 до 56%.
Подобное анкетирование вгимназии проводится на протяжении нескольких лет, что позволяет систематически отслеживатьдинамику развития специфических умений учителей-исследователей и своевременно вноситькоррекцию в их деятельность.
Для учителей – исследователейпроводятся индивидуальные консультации по характеру затруднений в их НМД, по формеи содержанию предъявления результатов, по подготовке к открытым урокам и т.д.
В процессе проведения поисково-констатирующегоэксперимента педагогам оказывается помощь в выборе индивидуальной темы исследования,в выявлении противоречий, обусловивших выбор именно этой темы, в подборе литературыв соответствии с темой. Важно четко определить и грамотно сформулировать такие составляющиепрограммы исследования как актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза,методологические основы, методы, этапы исследования. Индивидуальная и групповаяработа с учителями ведется при подборе и разработке диагностических материалов,критериев оценки достижений учащихся.
В рамках формирующего экспериментаосуществляется подбор и разработка н заданий и упражнений, которые, исходя из выдвинутойгипотезы, должны положительно повлиять на развитие школьников. Задания подбираютсяразноплановые и разноуровневые. На стадии формирующего эксперимента учитель реализуетту технологию развития мышления, которая была заявлена в теме. Задача консультанта– помочь сформулировать составляющие этой технологии, понять специфику ее апробациив учебном процессе.
Контрольный экспериментпредполагает обобщение результатов работы, проводимой учителем в течение несколькихлет в рамках темы исследования. Здесь педагоги нуждаются в помощи по следующим направлениям:количественный и качественный анализ результатов; оформление итогового научногоотчета; разработка методических рекомендаций по реализации предлагаемых технологий.
Организаторами НМД учителей,их помощниками и консультантами являются руководители гимназии и ее предметных методическихобъединений. Научное руководство и консультативная помощь осуществляется ученымиОрского гуманитарно-технологического института доцентом Т.И.Уткиной и профессоромВ.И.Земцовой.
Ежегодно в гимназии проводитсянаучно-практическая конференция в рамках темы исследования. На конференции традиционнопредставляются вниманию учителей и гостей уроки, на которых педагоги показываютапробируемые ими технологии по развитию мышления учащихся. На заседаниях секцийпод руководством научных руководителей заслушиваются доклады учителей – исследователейо результатах проделанной работы на очередном этапе эксперимента. Педагоги представляютразработанные ими диагностические пакеты, предлагают учебные материалы, делятсяопытом внедрения апробируемых технологий, демонстрируют итоги мониторинга.
В гимназии разработаны иприняты программы «Учитель» и «Адаптация учителя к исследовательской деятельности».К задачам первой из них относятся: постоянный рост профессионального уровня учителейи их педагогической культуры; создание благоприятных условий для творческой деятельности,самореализации и самосовершенствования; стимулирование научно-методической деятельности;управление процессом профессионального мастерства учительских кадров. В программепредставлены критерии успешности работы педагога: это устойчивые положительные результатыобучения, воспитания и развития детей, грамотное осуществление НМД, предъявлениепромежуточных и конечных результатов работы по индивидуальной теме исследования,защита квалификационной категории. В другой программе предложена функциональнаямодель адаптации учителя к исследовательской деятельности и система управления даннымпроцессом.
Выполнение исследовательскойработы учителями существенно влияет на рост их профессионализма. Об этом свидетельствуетсистематическое увеличение количества учителей, получивших более высокие квалификационныекатегории. Так, число учителей высшей категории за последние четыре года увеличилосьс 5 до 22%, первой – с 27 до 49%, второй категории – с 10 до 16%.
За последние 3 года педагогами,ведущими исследовательскую работу было опубликовано 45 работ ( статьи, тезисы докладов)в рамках городских, областных, всероссийских конференций, а также в научно-методическомжурнале «Вуз и школа».
Таким образом, можно сделатьвывод, что научно-методическая деятельность представляет оптимальную возможностьдля профессионального развития педагога любого образовательного учреждения. Участиепедагога в научно-методической деятельности — прекрасная форма его самореализации,развития его творческого потенциала.
Обеспечениестановления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методическойдеятельности
 
Как определить, нуждаетсяли учитель в методической помощи?
Актуальным сегодня являетсяисследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантовпедагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решаетуспех дела в обучении. Соотнесение результатов такого исследования с научно-педагогическимидостижениями, относящимися к обучению учащихся, может помочь определить, соответствуетли методическая подготовка учителя этим достижениям; если нет, то какие измененияв ее содержание следует внести; как отразятся эти изменения на методическую деятельностьучителя и развитие его личности; и если внесенные изменения в методическую подготовкуучителя не ведут к существенным изменениям практики, то каковы причины такого положения.
В каком направлении следуетсовершенствовать методическую деятельность учителя?
В теории методической подготовкиучителя обозначилось новое направление, изменяющее цель методической подготовкис освоения учителем конкретного учебного предмета и методики его изложения на соотнесениеучителем своих методических действий с их влиянием на учащегося.
Для обеспечения соответствияметодической деятельности учителя современным требованиям необходимо методическуюподготовку связать с личностно ориентированным обучением на различных этапах непрерывногообразования и обеспечить ее преемственность, поскольку, во-первых, каждый учительдолжен стать субъектом собственного развития, что возможно только в условиях личностноориентированного обучения как будущих, так и действующих учителей; во-вторых, потребностьу учителя в совершенствовании методической деятельности стимулируется учащимисяпри осуществлении личностно ориентированного обучения в школе.
Как обеспечить непрерывноестановление учителя как субъекта собственного развития?
Обеспечение непрерывногостановления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методическойдеятельности возможно при следующих условиях:
— личностно ориентированноеобучение на всех этапах непрерывного образования и нацеленность учителя на его реализациюв педагогическом процессе;
— наличие единого для всехэтапов непрерывного образования личностно ориентированного содержания методическойподготовки учителя;
— личностно ориентированнаяорганизация выполнения студентом (учителем) методических заданий;
— обеспечение посредствомсодержания и организации работы с ним формирования методической компетентности иоткрытой познавательной позиции учителя, овладения учителем техникой ведения диалогас учащимися.
Изменение содержания методическойподготовки учителя в условиях непрерывного образования необходимо осуществить вследующих в четырех направлениях:
— ориентация содержанияна субъектный опыт учащихся и учителя;
выделение в содержании базовогоматериала и связующих элементов для обеспечения методического роста учителя;
— включение в содержаниеописания процедур реализации методической деятельности учителя при осуществленииличностно ориентированного обучения;
— включение в содержаниесистемы учебно-методических заданий, способствующих становлению учителя как субъектасобственного развития.
Содержание методическойподготовки является личностно значимым для студентов (учителей), если оно:
— отражает существенно значимоедля методической деятельности учителя;
помогает решать конкретныепрофессиональные задачи;
— учитывает методическиепроблемы и трудности, с которыми столкнулись реальные студенты (учителя);
— информирует о методическихнаходках;
— учитывает познавательныестили обучающихся;
— способствует методическомусамосовершенствованию.
Единое для всех этапов непрерывногообразования учителя личностно ориентированное содержание методической подготовкисодержит учебно-методические материалы следующих видов:
— ориентирующие учебно-методическиематериалы;
— примеры (образцы) методическихразработок;
— учебно-методические материалыдля самоконтроля;
— целевые учебно-методическиетексты;
— видеоуроки;
— стенограммы уроков;
— методические задания.
Ориентирующие учебно-методическиематериалы – это тексты, связанные с описанием технологий конструирования методическойдеятельности учителя. Без наличия примеров (образцов) методических разработок затрудненауспешность подготовки учителя, поскольку теоретические вопросы могут остаться оторваннымиот практики. К учебно-методические материалам для самоконтроля учителя относятсятексты, в которых указаны типичные методические ошибки учителя в реализации базовыхметодик обучения, контролирующие методические программы для работы учителя с компьютероми методические тесты, позволяющие проверить собственные методические разработки.Если же тексты-образцы предварить заданием по разработке соответствующих методик,то тогда они становятся материалами для самопроверки. Для достижения целей непрерывногообразования важно, чтобы студенты (учителя) включались в процесс собственного профессиональногороста, поэтому необходимо знакомить их с целевыми назначениями различных этаповметодической подготовки, что осуществляется с помощью целевых учебно-методическихтекстов. Важную роль в методической подготовке студента (учителя) имеют видеоматериалы– видеозаписи реальных уроков. Кроме реальных уроков, их видеозаписей в методическойподготовке учителя важны стенограммы уроков. Такие материалы дают возможность анализироватькаждое слово и действие учителя, выделять то, что предотвращает возможные проблемыучащихся, корректировать методическую деятельность учителя. Наиболее значимыми средивсех учебно-методических материалов являются методические задания.
Личностно ориентированнаяорганизация деятельности студентов (учителей) по выполнению методических заданийпредполагает обеспечение следующих условий:
— принятие личностью заданий,осознание их целей, значимости, способов выполнения;
— переживание успеха, радостиот творчества, от общения;
— возможность разрешенияиндивидуальных проблем;
— соответствие организациидеятельности личным познавательным стилям;
— актуализация и обогащениесобственного опыта.
Реализации перечисленныхусловий способствуют приемы личностно ориентированной организации занятий: затребованнойпомощи, фиксации всех предложенных вариантов решения с последующим анализом, заметокна полях, анализ выполнения предложенных заданий с позиций прошлого опыта, целесообразности,пояснения сути заданий, последующего самоанализа, предварительного самоанализа,личных итогов, выбора заданий, выбора формы предъявления заданий, опорного конспекта,теоретической цепочки, полного ответа, переписки с преподавателем (учителем), отложеннойпомощи, общих подходов, использования личного опыта, повторения образца рассуждений,рассуждений вслух, «мы – учителя», открытой контрольной и др.
Главные ценности научно-методическойработы учителя инновационного образовательного учреждения определяются как подготовкаучителя как субъекта профессиональной деятельности к самореализации, самоактуализациии самоорганизации.
Повышение качества научно-методическойработы учителя это не только процесс накопления знаний, но и прежде всего, процессуглубленного проникновения в сущность новых технологий, направленных на повышениекачества обучения.
По выборочным статистическимданным на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены педагогического коллективапо степени мотивации к переходу в новое качество и инновациям распределяются следующимобразом:
лидеры – 1–3 %;
позитивисты – 50–59 %;
нейтралисты – 30%;
негативисты – 10–20 %.
Поэтому задача современногоруководителя образовательного учреждения – перевести педагогов из группы негативистови нейтралистов в зону повышенной мотивации. Ведь если учитель осознает совою миссию,– начинается самоопределение, самовыражение, самореализация и саморазвитие.
В МОУ “Лицей № 1” было разработаноПоложение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей МОУ, в основекоторого были использованы критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамкахПриоритетного национального проекта “Образование”.
Общие положение:
1. Кадровое обеспечениеучебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления лицеем.
2. Процесс оценивания результатов,труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.
Цель деятельности: стимулироватьучителей к самостоятельному осмысливанию и решению своих профессиональных проблем.
Кабинетистории. Санитарно-гигиенические требования
2.11.1.1. Естественное иискусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95.«Естественное и искусственное освещение».
2.11.1.2. Ориентация оконучебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
2.11.1.3. В помещении должнобыть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещениякабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которогодолжна быть не менее 2,2 м от пола.
2.11.1.4. Запрещается загромождениесветовых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами.Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствамитипа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
2.11.1.5. Для искусственногоосвещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40,ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены вдоль лабораториив два ряда (параллельно окнам). Необходимо предусматривать раздельное (по рядам)включение светильников.
Классная доска должна освещатьсядвумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125)(«кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доскина 0, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.11.1.6. Наименьший уровеньосвещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещениидолжен быть не менее 300 лк, на классной доске — 500 лк.
2.11.1.7. Окраска помещения,в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабойнасыщенности; Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого,серого, зеленого цветов), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов).Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий,лиловый, черный, красный, малиновый).
2.11.1.8. Полы должны бытьбез щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.
2.11.1.9. Стены кабинетадолжны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашиваютв белый цвет.
Коэффициент светового отражениястен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
2.11.1.10. Лаборатория илаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляциейс таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 55.
2.11.1.11. Естественнаявентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадьне менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги ифорточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
2.11.1.12. Электроснабжениекабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
2.11.2. Требования к комплектумебели
2.11.2.1. Кабинет историидолжен иметь комплект специализированной мебели для:
— организации рабочего местаучителя;
— организации рабочих местобучающихся;
— рационального размещенияи хранения средств обучения;
— организации использованияаппаратуры.
2.11.2.2. Мебель для организациирабочего места учителя включает стол для учителя с местом для графопроектора (столс углублением или специализированная тумба), стул и классную доску.
2.1.2.3. Мебель для организациирабочих мест обучающихся включает двухместные ученические столы разных ростовыхгрупп (М N4,5,6)с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
2.1.2.5. Мебель для размещенияи хранения учебного оборудования включает комбинированный шкаф состоящий из следующихсекций (ГОСТ 18666-95):
— нижняя (с цоколем) с глухимидверками — 2-6 шт.;
— верхняя (устанавливаетсяна нижнюю) с остекленными дверками — 2-6 шт.;
— верхняя (устанавливаетсяна остекленную) с глухими дверками — 2-6 шт.
2.11.2.5. Для хранения карт,картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечитьсвободный доступ к пособиям.
2.11.2.6. Для хранения иустановки в рабочем положении проекционной и звукотехнической аппаратуры следуетиспользовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.
2.11.3. Требования к оснащениюкабинета аппаратурой и приспособлениями
2.11.3.1. В кабинете рекомендуетсяиметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, диапроектор,магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.
2.11.3.2. Для подключенияпроекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должнопредусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у классной доски, другая- на противоположной от доски стене лаборатории, третья — на стене, противоположнойокнам.
2.11.3.3. Для проекции транспарантов,опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.
2.11.3.4. В кабинете необходимопредусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяютсяследующие зоны:
— у задней стены (диапроекторс длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
— в середине кабинета (диапроекторс короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрациидиапозитивов, эпипроектор);
— в зоне рабочего местаучителя(графопроектор, телевизор, видеомагнитофон) .
2.11.3.5. При демонстрациидиафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первыхстолов обучающихся должно быть не менее 2,7м, а до последних столов — не более 8,6м.
Высота нижнего края экрананад полом 1,2-1,5 м.
Оптимальная зона просмотрателепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора.Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.
2.11.4. Требования к помещениямкабинета
2.11.4.1. Площадь кабинетадолжна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятныеусловия создаются в помещениях размером 60 м2. Если позволяют условия, то для кабинетарекомендуется оборудовать лаборантскую комнату размером 18 кв.м.
2.11.4.2. Площадь кабинетадолжна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Ученические столы рекомендуетсяустанавливать как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановкастолов.
Расстояние между столамив ряду -0,6м, между рядами столов — не менее 0,6 м, между рядами столов и продольнымистенами — О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшаяудаленность последнего места обучающихся от классной доски -8,6м.
2.11.4.3. На передней стенекабинета должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочныетаблицы).
2.11.4.4. Вдоль задней стеныдолжен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования(8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади классного помещения).
2.11.4.5. Боковая стена(противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.
2.11.4.6. Рекомендуетсятиповая планировка кабинета: на передней стене справа от входной двери — доска,слева — ряды рабочих мест обучающихся.
2.11.5. Оснащение кабинетаучебным оборудованием.
2.11.5.1. Организация кабинетаистории предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования всоответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по истории дляобщеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерстваобразования Российской Федерации.
2.11.5.2. В кабинете следуетиметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованыв соответствии с действующими учебниками и программами: карты, картины, таблицы,альбомы, раздаточный материал; диапозитивы и диафильмы, транспаранты, звуковые пособия( магнитофонные записи, лазерные диски); видеозаписи, компьютерные программы.
2.11.5.3. В кабинете долженбыть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборникивопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методическиеруководства; литературу справочного характера — словари (исторический, политический,философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории,научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистическиесборники, журнал «История в школе».
2.11.5.4. В кабинете должныбыть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся,тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
2.11.5.5. В кабинете должнабыть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования,мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.
2.11.6. Организация рабочихмест учителя и обучающихся
2.11.6.1. Рабочее местоучителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями ГОСТ 18313-93,в котором предусмотрено отделение для магнитофона и проигрывателя или музыкальногоцентра. Благодаря откидным верхней крышке и передней стенке это отделение можетслужить как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола долженбыть расположен специальный ящик с укладками для различного вида звукозаписей. Настоле должен быть смонтирован пульт управления, что позволит учителю со своего местауправлять аппаратурой в кабинете
2.11.6.2. Рядом со столомучителя следует иметь подставку для графопроектора.
2.11.6.3. Для кабинета рекомендуетсяиспользовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основногощита и двух откидных. Размер основного щита — 1500 х 1000 мм, откидных щитов — 750х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
2.11.6.4. Рабочие местаобучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и стульями разных ростовыхгрупп. Допускаются одноместные столы. У столов может быть горизонтальная крышка;для портфелей и ранцев в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (одиниз вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93). Рекомендуетсяиспользовать стул ученический консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93с цветовой маркировкой ростовой группы:
2.11.7. Требования к размещениюи хранению оборудования
2.11.7.1. При размещениии хранении учебного оборудования должно быть обеспечено:
— соблюдение правил хранения;
— сохранность средств обучения;
— постоянное место, закрепленноеза данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Местоэто должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение;
— возможность быстрого проведенияучета пособий к контроля за их состоянием.2.11.7.2. В шкафных секциях должны бытьразмещены библиотека кабинета, атласы, контурные карты, альбомы, ученические работы,различные картотеки, раздаточный и краеведческий материал, объемные пособия. Здесьже хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи,магнитные записи, граммзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафаследует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить картохранилище.
2.11.7.3. Картины и таблицы,которые по габаритам не умещаются в ящиках под доской хранят в ящиках-табличниках,установленных отдельно по боковой стене под экспозиционными щитами.
Таблицы размещают по классами темам с указанием списка и номера таблицы.
2.11.7.4. Для хранения проекционнойаппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствиитакой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полкив них на нужной высоте.
Для использования на урокеаппаратуру размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.
Графопроектор во избежаниепаралакса (искажения изображения) также устанавливают на передвижной тележке.
2.11.8. Требования к оформлениюинтерьера кабинета
2.11.8.1. В кабинете следуетэкспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков.Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружатьинтерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимыи видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.
2.11.8.2. Важнейшим элементоминтерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должнабыть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствамидля демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт, картин, рисунков, фотографийи др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен,в нерабочем — свернут. Для демонстрации карт, картин и таблиц должны служить специальныеролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с класснойдоской следует разместить телевизор.
2.11.8.3. Постоянную экспозициюсоставляют таблицы и карты, используемые почти на каждом уроке, а также портретыученых-историков.
2.11.8.4. К сменной экспозицииотносятся конструктивные материалы. Экспозиционные стенды следует располагать набоковой стене.
2.11.8.5. Экспозиция материаловможет быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования востекленных секциях комбинированных шкафов.
Общиетребования к учебному кабинету
Учебный кабинет – это учебноепомещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебельюи техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативнаяи внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.
Учитель – полноправный хозяинкабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусыи склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. От негов первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения стане т приобретатьшкола или родительский комитет. При этом деятельность учителей по оснащению однотипныхкабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие ихвзглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иноймомент учебного процесса.
Большинство кабинетов нельзясоздать за короткое время. Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуетсяв течение нескольких лет.
Однако оборудование учебногокабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета – при всём разнообразиивкусов учителей – должно отвечать определённым требованиям.
Общие требования к учебномукабинету:
1. Наличие нормативной школьнойдокументации на открытие и функционирование учебного кабинета:
— приказа об открытии учебногокабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательнойпрограммы по профилю кабинета,
— приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональных обязанностях,
— паспорта кабинета, оформленногос указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, техническихсредств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалови др.
— инвентарной ведомостина имеющееся оборудование и инвентарь,
— правил пользования учебнымкабинетом учащимися,
— акта приёмки учебногокабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию,
— протокол решения методобъединенияучителей истории о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализацииобразовательной программы на конкретный учебный год,(тематическое планирование,дидактические материалы, опорные конспекты, карты, схемы, слайды, таблицы, памяткидля учащихся (см. Приложения),
— плана работы учебногокабинета на учебный год и перспективу,
— журнала регистрации повыполнению плана работы на учебный год,
— аналитические материалыо выполнении образовательной программы в текущем учебном году,
— самоанализа работы кабинетаучителем,
— планируемых мер по устранениювыявленных недостатков в работе кабинета.
2. Соблюдение техники безопасностии санитарно – гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Соблюдение эстетическихтребований к оформлению учебного кабинета:
— оптимальная целесообразностьорганизации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, идр.),
— наличие постоянных и сменныхучебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др.
Требования к учебно–методическомуобеспечению кабинета:
1. Укомплентованность кабинетаучебным оборудованием, учебно–методическим комплексом, комплектом средств обучения,необходимых для выполнения образовательной программы.
2. Соответствие учебно-методическогокомплекса и средств обучения требованиям стандарта образования.
3. Наличие комплекта дидактическихматериалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материаловдля диагностики качества обучения и образовательного процесса.
4. Укомплектованнсть средствамиобучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образованияв рамках функционирования кабинета.
Обеспеченность условий дляуспешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебногокабинета.
1. Обеспеченность учебниками,дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательнойпрограммой школы.
2. Открытое и наглядноепредъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требованийк уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
3. Открытое и наглядноепредъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательногостандарта.
4. Обеспеченность учащихсякомплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.пр. для диагностикивыполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
5. Стендовый материал учебногокабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов,анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов,выполнения учащимися творческих заданий и др.
6. Стендовый материал учебногокабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, повыполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнениюдомашней работы, по подготовке к различным формам учебно – познавательной деятельности(практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование,экзамен и др.)
7. Экран результативностивыполнения учащимися образовательного стандарта.
8. Расписание работы учебногокабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительногообразования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультациии др.
9. Образцы индивидуальныхучебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения.
Требования к планированиюи организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешноговыполнения образовательной программы школы.
1. Безусловное выполнениеучителями и учащимися требований образовательного стандарта.
2. Внедрение методики развивающегообучения.
3. Дифференциация обучения.
4. Гуманитаризация обучения.
Требования к кабинету историии обществознания.
Оборудование кабинета историив школе состоит из трёх основных частей:
специальноймебели и приспособлений,
техническойаппаратуры,
учебныхпособий.
В кабинете должны быть представлены:
настенныеисторические карты,
демонстрационныекартины и таблицы,
раздаточныенаглядные пособия,
аппликации,
модели,
макеты.
Кабинет должен иметь:
диатеку,
фонотеку,
видеофильмы,
мультимедиапособия.
Современные кабинеты историиимеют и свою библиотеку. Наличие исторической библиотеки помогает организовать внеклассноечтение по истории.
Особая часть кабинета –дидактические раздаточные материалы:
карточкидля получения конструктивных ответов,
карточки– тесты,
демонстрационныекарточки,
программированныематериалы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.