/>/>Проблема всеобуча в развитиипослевоенного школьного образования/>/>Уход учащихся из школ и его причина
В годы ВеликойОтечественной войны, казалось бы, мирная проблема всеобуча сталарассматриваться как серьезная государственная задача огромного политического,хозяйственного и оборонного значения. Война со всей очевидностью доказала, чтов прямой зависимости от всеобуча находятся подготовка кадров для народногохозяйства, пополнение рядов армии, а в перспективе – будущее СССР. Вот почемупартия требовала довести до сознания каждого советского человека, что борьба завсеобуч – боевая политическая задача дня.
Сложность обстановкивоенного времени нарушила последовательное осуществление программы всеобуча,заставила отсрочить введение обязательного всеобщего среднего образования,намечавшееся третьим пятилетним планом и ограничиться задачей сохраненияконтингента учащихся общеобразовательной школы при осуществлении всеобщегообязательного начального обучения в сельской местности и неполного среднего – вгородах и поселках. Однако и эта задача оказалась невероятно сложной, в рядерайонов и областей часть детей не явилась на занятия даже в те школы, которыесвоевременно начали учебный год и продолжали нормально работать. [6. c. 30]
Особенность военных ипервых послевоенных лет – огромное количество неполных семей, в которых главойсемьи оказывалась женщина, что было связано с гибелью целых возрастных группмужчин. Гибель значительной части мужского населения страны во время войнысоздала для миллионов семей тяжелую, часто катастрофическую ситуацию. Появиласьмногочисленная категория семей, состоящих из вдов и матерей-одиночек. Наженщину легли двойные обязанности: материальная поддержка семьи и забота осамой семье и о воспитании детей. Хотя государство и взяло на себя, особенно вкрупных промышленных центрах, часть заботы о детях, создав сеть яслей и детскихсадов, но их было недостаточно. Зачастую молодежь шла на производство и в связис этим бросала обучение в средней школе, этот шаг был вызван крайней нуждой, вкоторой оказалось большинство семей того времени. [7, с.115]
Прекращение посещенияшколы также во многом было связано с тем, что часто не хватало денег в семье наобувь, одежду, играло значение и удаленное расположение школ, в частности всельской местности. В сельской местности школы строились в основном или за счетсамообложения колхозников, или методом «народной стройки». Кроме того, к началу1950-х годов в основном удалось восстановить разрушенные школьные здания, чтопозволило несколько разгрузить образовательные учреждения и перейти от2--3-сменного обучения к обучению в 1--2 смены. [8, с. 198]
Часто не охваченнымивсеобщим образованием оказывались дети, потерявшие родителей в результатевойны. Эта категория образовалась благодаря тому, что наблюдалась слабаяорганизация учета детей, которые были эвакуированы с оккупированных территорий вследствиемассовой гибели взрослых. При осуществлении первого послевоенного пятилетнего плана восстановленияи развития народного хозяйства встретились серьезные трудности, среди которыхследует сказать о большом перемещении населения в связи с реэвакуацией людей вродные места. Это обстоятельство, вызванное войной, требовало установлениягибкой и оперативной системы учета детей, подлежащих обязательному обучению.Выполняя огромную работу по восстановлению и расширению школьной сети ивовлечению в школу детей, возвращающихся с родителями из эвакуации илиотсеявшихся из школ во время войны, органы народного образования обращалиособенно большое внимание на полный охват обучения детей, окончивших начальныешколы. Успешное выполнение послевоенной пятилетки создало необходимые условия красширению всеобщего обязательного обучения детей и подростков.
Детские дома былипереполнены сиротами. Поэтому часть подростков оказывались в ролибеспризорников, такая ситуация вела к росту детской преступности. Во многих местах СССР нередко занятияпроводились в крестьянских избах и даже землянках. Занятия в школах велись вдве — три смены. В основном оно осуществлялось министерствами просвещенияреспублик. Кроме того, значительное число школ построили другие министерства и ведомства.Возникло массовое патриотическое движение за восстановление и строительствошкол методом народной стройки. Оно началось на Украине и охватило впоследствиивсю страну.
Таким образом, задачавведения всеобуча была актуальна еще в годы войны, особое значение онаприобрела в первые послевоенные годы, поскольку правительством и партиейставилась задача не просто восстановления народного хозяйства, но и построениемощной экономики, что невозможно без квалифицированных кадров, однако ееосуществление сталкивалось с рядом трудностей. Одной из глобальных проблемвсеобуча явился уход учащихся из школ, который был вызван в ряде случаевтрудностями военного и послевоенного времени (тяжелым материальным положениемсемей, ростом неполных семей, ростом детей-сирот), недостаточной организациейобразовательного процесса. />/>Меры по преодолению отсева
Выше уже было сказано отом, что задача всеобуча была очень сложной, однако на ее решение былизатрачены и материальные средства, но использовались и идеологические методыработы над этой проблемой.
Там,где местные органы народного образования перестроили работу в соответствии сусловиями военного времени, они добивались в осуществлении всеобучаположительных результатов.
В 1943 г.были утверждены новые инструкции об организации учета детей и приняты мерыстрогого контроля за осуществлениемвсеобщего начального обучения. Дальнейшее усовершенствование,гибкость и эффективность формыгосударственного учета детей и контроля за осуществлением всеобуча приобрели втом же, 1943 году, когда была введенаотчетность в соответствии спостановлениями правительства Союза CCP обустройстве детей, оставшихся в годы войны без родителей и об обучении работающих подростков без отрыва от производства.Все эти формы учета сохраняли свое действенное значение и втечение ряда послевоенных лет.
Во второйполовине 1941/42 учебного годадеятельность Наркомпроса РСФСР по руководствуборьбой за всеобуч приобретает более оперативный характер. Наряду с рассылкой инструкций, распоряжений, приказовоказывалась непосредственная помощь местным органам народного образования в решении практических вопросов организации всеобщегообязательного обучения детей и подростков. Так, в апреле1942 г. в г. Кирове Наркомпросс РСФСР провел межобластное совещание руководителей отделовнародного образования Северо-Востока, Урала и Сибири. В нем участвовали представители Кировской, Молотовской, Свердловской,Новосибирской и Иркутской областей. Алтайского края. Коми АССР и отдела школ Управленияжелезной дороги. Совещание обсудилоитоги работы школы в военных условиях и задачиподготовки к новому учебному году. Совещание наметило меры по реализации всеобуча (возвращение детей вшколу, предотвращение второгодничества), осуществление которых способствовало улучшению всеобщего обучения в стране. Итоги борьбы завсеобуч в первом военном учебном, а также задачи центральных и местных органовнародного образования, школ и общественности напредстоявший период получили отражение, глубокоеобоснование и необходимуюперспективу в распоряжении CHK СССР от 30 июля 1942 г. «Ововлечении в школы всех детей школьного возраста ииспользовании школьных зданий поназначению». В целях приближения школы к местужительства детей и обеспечения тем самым полного охвата ребятшкольного возраста обучением совнаркомы союзных и автономных республик разрешили создание дополнительных школ (или их филиалов)сельской местности со сниженной против обычного нормой наполняемости классов.Такого рода меры требовали, конечно, значительных дополнительных ассигнований, но зато ониобеспечивали эффективность и действенность борьбы за всеобуч, которуюсамоотверженно вели органы народного образования, школы, учительство.
Усилия партийных и советских органов в борьбе за всеобучдавали положительные результаты. Хорошо справились с задачей ликвидации отсеваучащихся некоторые ряд школ по всему СССР, в частности в Горьковской,Кировской и других областях. Забота партии и правительства об охвате обучениевсех детей и подростков, особенно тех, кто в силу причин разного рода прекратилпосещение школы, выразилась также в организации новых типовучебно-воспитательных заведений. Во время Великой Отечественной войны быласоздана школа рабочей молодежи (ШРМ) — новый тип общеобразовательной школы,предназначавшейся для продолжения образования юношами и подростками, занятымитрудом в промышленном производстве. 6 июля 1944 г. СНК СССР принял Постановление №829 «Оборганизации вечерних школ сельской молодежи», в которые принимали молодежь иподростков с 14-летнего возраста [5, с. 292–293]. Обучение в вечерних школахсельской молодежи проводилось без отрыва от сельскохозяйственных работ. Учебныйгод в вечерних школах начинался 1 ноября и заканчивался 1 мая.
Этимучащимся предоставлялся ряд льгот: бесплатное обучение во всех классах,дополнительные отпуска на время экзаменов в выпускных классах с сохранениемзаработной платы по месту работы. Создание школэтого типа имело огромное значение и полностью оправдало себя. Десятки тысяч подростков, вынужденно прервавших учебу и самоотверженно трудившихся во имя победы, получиливозможность закончить общеобразовательную школу.
Буквально в первые мирныедни, 21 июня 1945 г., СНК СССР было издано специальное распоряжение “Обустановлении для лиц, работающих на производстве и обучающихся в школах рабочеймолодежи, дополнительных отпусков на период выпускных экзаменов (в VII и Хклассах). Позже были приняты различные постановления для развития системы школдля рабочей молодежи. Так, к концу первой послевоенной пятилетки число такихшкол составило 20, 5 тыс., в которых обучалось почти 1,5 млн. человек. К концу50-х годов число учащихся в этих школах достигло 1,8 млн. человек. Школы рабочеймолодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрываот производства. Учащиеся школ рабочей и сельской молодежи получали тот жеобъем общеобразовательных знаний, что и в обычныхшколах. К числу общеобразовательных школ, созданных во время войны, относились также суворовские и нахимовскиевоенные училища.
ПоГорьковской области в 1948–1949 учебном году отсев учащихся изобщеобразовательных школ составил 22056 человек, то в 1950–1951 учебном году –13219 человек. Впослевоенный период, в условиях восстановления экономики, народное образованиев городе получает дальнейшее развитие. Это были годы огромного напряжения сил,колоссальной работы учительства, общественности, руководства города побыстрейшему налаживанию нормальной школьной жизни. Многое надо быловосстановить, многое создать заново. Война помешала осуществить в странепереход к обязательному семилетнему и среднему всеобучу. Школьная сеть вГорьком из-за трудностей военного времени претерпела изменения, к 1946 годуколичество средних школ сократилось по сравнению с тем, что было в 1940 году.Отчет ГОРОНО за 1945/46 учебный год свидетельствовал: “На 1 октября 1945 г. вгороде 13 школ: две средние (№ 1 и 2), семь семилетних (№ 3, 4, 5, 9,11,12,24), две начальные (№ 6 и 7), две школы рабочей молодежи. В них учатся 4648человек, работают 177 учителей, по образованию: с высшим — 35, незаконченнымвысшим — 56, специальным средним — 70, общим средним — 12, начальным — 4. Школыпереполнены, нет наглядных пособий, 80 детей не посещают занятий в основномиз-за тяжелого материального положения” [1]. Постепенно в городе налаживаласьмирная жизнь. В конце 40-х-годов Наркомпрос РСФСР принимает ряд нормативныхдокументов, регламентирующих учебный процесс в послевоенной школе, в частности:“Положение о золотой и серебряной медали” (от 30.05.45 г.), “Об отмене военнойподготовки в школах” (от 30.08.46 г.), “О преподавании логики и психологии ввыпускных классах школ” (от 4.12.46 г.) Ставится задача введения всеобщегообязательного обучения молодежи. Начинается бурное жилищное строительство,возникает потребность в новых школьных зданиях и детских дошкольныхучреждениях. Городское учительское совещание в январе 1950 года констатировало:“… все школьные здания отремонтированы, электрифицированы, в большинстве школпроведено радио. Из 240 учителей лишь трое не соответствуют образованию… [2].
Особенности системы школрабочей и сельской молодежи заключалась в том, чтобы она смогла получитьсоответствующее образование без отрыва от производства. Но эти школы, зачастую,не имели своей материальной базы. Тем не менее, это система доказала своюэффективность. Тысячи молодых людей получили в них образование, чемуспособствовали адаптационные качества ШРМ и ШСМ (социально однородная среда исравнительно однородный возрастной состав). Статусные позиции ШРМ и ШСМ былинеоднородны. Учащиеся ШРМ имели бóльшие возможности для учебы икарьерного роста.
ЦельюШРМ было дать рабочей молодежи необходимое общее образование без отрыва отпроизводства. С первых шагов ШРМ столкнулись с серьезными трудностями. Фактическоеотсутствие собственной материальной базы, за что ШРМ прозвали «пасынкамисистемы народного образования», нехватка опытных учителей (до 50% из них былосовместителями), низкий уровень подготовки учащихся и их систематическаязадержка на сверхурочных работах существенно затрудняли деятельность ШРМ. Приэтом зарплата учителя ШРМ была на 15% ниже, чем у учителей детских школ.Многочисленные проблемы способствовали отсеву учащихся из ШРМ в течениеучебного года. По школам Горьковской и Кировской областей он достигал в среднем30%. Тем не менее, работая в крайне неблагоприятных условиях ШРМ доказали своюэффективность и востребованность. За 1946–1951г.г. из ШРМ по Горьковскойобласти было выпущено с семилетним образованием 4700 чел., с законченным средним– 1500. Увеличился приток молодежи в ШРМ. В 1952–1953 учебном году вГорьковской области было принято 1067 чел. сверх плана. Не в последнюю очередьпопулярность ШРМ среди молодежи была связана с тем, что за обучение в старшихклассах этих школ не взималась плата как в детских школах. Кроме того,окончание ШРМ открывало перед молодым рабочим путь для продолжения обучения втехникумах и вузах.
ШСМсоздавались с той же целью, что и ШРМ с той лишь разницей, что давали общееобразование сельской молодежи. Как правило, ШСМ создавались в виде отдельныхклассов при детских школах. Они не пользовались популярностью среди сельскоймолодежи. Прежде всего, это было связано с малым сроком обучения в ШСМ.Официально учебный год длился с ноября по май, однако часть школ работала ещеменьшее время. Так, в 1949–1950 учебном году 45% ШСМ Горьковской и Кировскойобластей работали 100–125 дней. Кроме того, сельская молодежь, лишеннаяпаспортов и, соответственно свободы, не имела возможности продолжать своеобразование. Более интенсивно государством использовался сверхурочный трудсельской молодежи, что приводило к большим перерывам в занятиях, а иногда и кмассовому закрытию школ. Только в 1949–1950 учебном году в Горьковской областибыло закрыто 3 семилетних школы и 9 самостоятельных классов. [9, с. 105]
Одной из формвсеобуча стало открытие суворовского и нахимовского военных училищ. Военныеучилища были закрытыми учебно-воспитательными заведениями для мальчиков. Они давали общее среднее образование и начальную военную подготовку.Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении.Преимущества в приеме предоставлялись сыновьям советских воинов и партизан, погибших в борьбе с врагом. Выпускники этихучилищ готовились к пополнению офицерского состава Советской Армии послеокончания специальных военных учебных заведений, в которыеони принимались без вступительных экзаменов.
Такимобразом, советская общеобразовательная школа послевоенных лет представляласобой динамично развивающийся социальный институт, которая не только добиласьвосстановления довоенного потенциала, но и превзошла этот уровень. Горьковскаяобласть располагала мощным промышленным потенциалом, обладала высокойплотностью населения. Следствием этого была более высокая материальнаяобеспеченность горьковских школ, однако остро стоял вопрос об отсутствии зданийдля школ и проблемы с обеспечением горячими завтраками учащихся. В целом поГорьковской области наблюдалось сокращение отсева молодежи из школ благодаряряду мероприятий, в частности открытию ШРМ и ШСМ, несмотря на рядсуществовавших проблем./>/>Переход на обязательное семилетнееобучение в 1949 году
Как выше было показано,одной из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования былоосуществление всеобщего обучения детей во всей стране. Государственный планразвития народного хозяйства на 1946-1950 гг. предусматривал доведение числаначальных, семилетних и средних школ до 193 тыс., а количества учащихся – до31,8 млн. человек с тем, чтобы обеспечивать всеобщее обучение детей ссемилетнего возраста, как в городе, так и в деревне. [10, с.112]
В Постановлении СоветаМинистров РСФСР от 26 января 1949 г. говорится о повсеместном вовлечении вшколу всех детей и подростков, не имеющих законченного начального образования,о полном охвате в городах и рабочих поселках детей и подростков семилетнейшколой и дальнейшее увеличение числа учащихся, заканчивающих среднюю школу; всельской местности перевод в Vклассы всех детей, оканчивающих начальную школу, и увеличение числа учащихся,обучающихся в семилетней и средней школе… [3]
В области образованияпроисходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоеннойпятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два споловиной раза по сравнению с 1940 г. За 10послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебныхзаведений на 5 млн. мест. Организация народного образования в первыепослевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хваталошкольных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острыйнедостаток учителей. [11,с.200].
Страна приступила креализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети школ-семилеток,созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организацияподвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали отшколы, и др.). Органы народного образования союзных и автономных республикобращали большое внимание на вовлечение девочек в семилетние школы.Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полнойсредней школы, окончивших семилетку. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952)о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличениюстроительства школ в городах и на селе на 70% по сравнению с предыдущейпятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшегорасширения сети средних школ. В 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свышеодной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся.
Закон «Об укреплениисвязи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования вСССР» (1958 г.) реорганизовал семилетнюю школу в восьмилетнюю трудовую политехническуюшколу. [11, с. 302].
ВРезолюции XIX съезда ВКП(б) от 10 октября 1952г.указано о том, что необходимо завершить к концу пятилетки переход отсемилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) встолицах республик городах республиканского подчинения, в областях, краевых икрупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществленияв следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальныхгородах и сельских местностях. В целях дальнейшего повышения социалистическоговоспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся,заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступитьк осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятиядля перехода ко всеобщему политехническому обучению. [4, с. 362]. Много внимания в послевоенные годыуделялось образованию взрослых. В 50-е годы значительно возросло количествоучащихся старших классов средней школы. Если в 1950/51 учебном году в VIII—Хклассах училось 2 млн. человек, а уже в 1955/56 учебном году их стало 6 млн.человек. В целом к концу 50-х годов общее количество учащихся несколькоуменьшилось, в связи с тем, что к этому времени уже закончили школу лица(переростки), которые не имели в военные годы возможности получить образование.
Во второй половине 50-хгодов, после XX съезда КПСС (1956 г.), в соответствии с его решениями, былисозданы учебные заведения нового типа (школы-интернаты), в которые принималисьдети одиноких матерей, инвалидов труда и войны, а также дети, для воспитаниякоторых в семье отсутствовали необходимые условия. Рост числа интернатовобусловливался также и тем, что появление средних школ в сельской местностиприводило к необходимости организации пришкольных интернатов из-за удаленностижилья учащихся от школ, в которых они учились. В послевоенный период многовнимания уделялось проблеме укрепления связи школы с жизнью, в частностиполитехническому обучению в школе. Так, в школах РСФСР с 1954/55 учебного годав учебный план были введены следующие предметы: в I—IV классах—труд, в V—VIIклассах—практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, вVIII—Х классах — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскомухозяйству. [12, с.90]
В 50-е гг. своедальнейшее развитие получила система заочного обучения. После окончания вечерней школысельской молодежи выпускники имели право продолжить свое образование всреднеспециальных, среднетехнических или высших учебных заведениях. Многиездания сельских школ находились в аварийном состоянии и заниматься в них былопросто опасно. Поэтому районные отделы народного образования неоднократнообращались с ходатайством перед облоно и облисполкомом о выделении средств наремонт и строительство новых зданий школ. Это была, пожалуй, самаятрудноразрешимая проблема, так как ее решение требовало огромных материальныхзатрат. Несмотря на трудности, связанные с послевоенным восстановлением иразвитием сельского хозяйства, в 50-е гг. развернулось активное школьноестроительство, в том числе и на селе. Основная часть сельских школ, вступившихв строй в 50–60-е г., была построена на средства колхозов и совхозов. За годывойны экономическое состояние колхозов и совхозов значительно ухудшилось, нокрестьяне прекрасно понимали, что государство еще не в состоянии обеспечитьфинансирование строительства школ в необходимом объеме. Председатели колхозовна общих собраниях и сходах убеждали односельчан в необходимости помощи школам,так как речь по большому счету шла о будущем сел и деревень, о подрастающемпоколении. Сознательная инициатива руководителей хозяйств выразилась взначительной материальной помощи школам. В 1949 г. колхозы и совхозы Горьковскойобласти выделили 17,9 млн. руб. на строительство и ремонт школьных помещений, в1950 г. – 21,4 млн. руб., в 1951 г. – 27,9 млн. руб.[5, с.112]
Стремясь создать лучшиеусловия для обучения детей, крестьяне поддерживали инициативу правленияколхозов и совхозов, во время субботников и воскресников порою все селотрудилось на строительстве школы. С целью оказания материальной поддержкиколхозам и совхозам в деле школьного строительства Совет Министров СССР вапреле 1958 г. принял Постановление «Об оказании колхозами совхозам помощи вшкольном строительстве» [13, c. 412–413], в соответствии с которым колхозам исовхозам выделялись целевые кредиты, а также оказывалась помощь в приобретениистроительных материалов и школьного оборудования. Все оборудование иучебно-методическое обеспечение передавалось вновь создаваемым крупным школам,где, таким образом, были созданы лучшие условия для обучения детей. Фактическипроизошла ликвидация малокомплектных сельских школ, не имевших ни прочнойматериальной базы, ни достаточного кадрового обеспечения.
До войны вечерние изаочные школы работали по учебным планам, программам и учебникамобщеобразовательной школы, что, естественно, создавало дополнительныетрудности. В вечерних школах был короче учебный год, меньшее число учебныхчасов в неделю, учащиеся имели мало свободного времени. Объем школьных знаний былориентирован на детский возраст и сдерживал развитие интереса к учению увзрослых людей. Начались поиски новых путей обучения с учетом условий работывечерних школ, возраста и жизненного опыта учащихся.
Приток в производственнуюсферу профессионально подготовленных специалистов способствовал подъемупроизводства на более высокую технологическую основу и увеличениюпроизводительности труда, что было крайне необходимо в условиях мобилизациивсех ресурсов страны.
/>/>Перечень источников и литературы
1. Центральный архивНижегородской области (ЦАНО) Горьковское ГОРОНО ф.2529, оп.1, л. 5
2. ЦАНО ГорьковскоеГОРОНО ф.2529, оп.1, л.8
3. ЦГА Тувинской АССР, ф. 264, оп.1,ед. хр. 160, л.114, 115
4. «КПСС в резолюциях и решенияхсъездов, конференций, пленумов ЦК» т.6 М.: Политиздат, 1971, с
5.Очерки истории школы ипедагогики 1941-1961 гг. М., 1988
6. ЧерникС.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Педагогика, 1975. –120с
7. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политикаи повседневность. 1945-1953 гг. М.,2000. С. 115.
8. Крестьянство в годы упрочнения иразвития социалистического общества, 1945 — конец 50-х годов.М.,1988. С. 198
9. Смирницкий Александр Евгеньевич Развитие советскойобщеобразовательной школы в Горьковской и Кировской областях (1946-1952 гг.):сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидатаисторических наук. Нижний Новгород 2006 г., 216с.
10.Паначин Ф.Г.Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современноесостояние. М., 1975
11. Курс советской истории. 1941-199гг.: Учебное пособие/ А.К.Соколов,Тяжельникова В.С. М.,1999. С.200. 79. История СССР с древнейших времен до нашихдней. Т.11. Советский Cоюзна пути к развитому социализму.- М., 1980. С. 302.
12. История педагогики под ред. Шабаевой. М. Просвещение.1981
13. Народное образование в СССР.Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917–1973 гг. – М., 1974.