Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Педагогическиеосновы обработки материалов на уроках технологии……………………………………………………………………….4
1.1. Формы и методыобучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани».......................................................................................................................4
1.2. Технология выполненияручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий..........................................................................................................9
1.3. Возрастныеособенности учащихся 7 классов........................................18
Глава 2. Разработкаметодики технологии обработки плечевого изделия при изучении раздела«Технология обработки ткани»........................................23
2.1. Краткаяхарактеристика раздела...................................................................23
2.2.Учебно-тематический план занятий……………….................................26
2.3.План-конспект урока......................................................................................28
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….39
Введение
Изменениясоциально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачиперед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль врешении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первуюочередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи,соответствующее современным требованиям общества.
Ведущую рольздесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитаниетрудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений инавыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий.Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаясяматериально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечиваютвозможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи ктруду средствами образовательной области «Технология», которая в системе общегообразования представляет главенствующую составляющую общественной практики[3].Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовкишкольников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденцийтехнико-технологического развития современного общества и мирового опытатехнологического образования.
Образовательнаяобласть «Технология» является необходимой компонентой общего образованияшкольников. Она в своем содержании выражает политехническую и функциональноприкладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся,предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практическойдеятельности знания основ наук. Овладение учащимися содержанием образовательнойобласти «Технология» обеспечивает преемственность их перехода от общего кпрофессиональному образованию, трудовой деятельности и дальнейшему непрерывномусамообразованию. Задачи же технологической подготовки школьников при такомпонимании будут решаться в том случае, когда показывается применениеестественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается тообщее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности дляпереноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальностьданной работы.
Цельисследования –разработать методику обучения школьников технологии обработке плечевого изделияна уроках в 7 классе.
Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела«Технология обработки ткани»
Предмет исследования – применение методов и приемов обученияшкольников технологии обработки плечевого изделия.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
— проанализировать существующие педагогические подходы к применениютехнологии обработки плечевого изделия;
— определить роль и место данного педагогического объекта в структуреобразовательного процесса обучения технологии;
— разработать методические материалы, позволяющие показать значимостьпроцесса технологии обработки плечевого изделия в обучении учащихся 7 классовпо программе раздела «Технология обработки ткани»;
— экспериментально проверить возможность обучения учащихся на урокахтехнологии с использованием разработанной структуры совместнойучебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– наблюдение, беседа;
– анализ работы учащихся.
Глава 1. Педагогические основы обработки материалов науроках технологии1.1.Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается каксумма технологических действий, направленных на формирование эстетических иутилитарных функций.
Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, являетсявовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделияи в выполнение творческих проектов[18].
Изготовление швейных изделий производится в определеннойпоследовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология —готовое изделие. Содержание курса определяется следующими разделами:материаловедение, работа на швейной машине, конструирование и моделирование,технология изготовления женской одежды, словарь моды.
Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениямипо данным разделам для применения в исследовательской деятельности, привыполнении творческих проектов.
С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всехвидов деятельности, побывав в течение учебного процесса в ролихудожника-модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства,демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующейпрофессиональной подготовки[11].
Главные требования к уроку технологии:
1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей припроведении занятия;
2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждойего части (изложение и закрепление теоретического материала, организацияпрактической работы учащегося и т. д.). Материал подбирается исходя изцелей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организациипрактической работы на уроке очень важен подбор объектов труда, т. е.изделий, которые изготавливают ученики, выбор швейных изделий и разработка технологическогопроцесса их обработки;
3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапаурока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровеньподготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;
4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание,распределение времени на каждый этап и т. д.;
5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всемиучащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технологияобработки ткани» является сдвоенный урок. Курс ориентирован на практику,поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементытеоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылкидля выполнения практических работ (табл. 1).
В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объемтехнических сведений для проведения практической работы. В течениепрактической части урока (50% содержания урока) они должны освоить рабочиеприемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками[6].
Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру исамостоятельность в творческой работе.
Таблица 1.
1. Структуракомбинированного урокаСодержание урока Продолжительность, мин
Организационная часть:
подготовка к занятию;
контроль посещаемости;
сообщение темы и целей урока 5
Повторение пройденного материала:
опрос по изученной ранее теме;
подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам) 5
Изложение нового учебного материала:
объяснение теоретического материала;
демонстрация образцов для выполнения работы;
запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом;
закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы 20
Выполнение практической работы:
текущий инструктаж по работе с инструментами;
выполнение практической работы по инструкционной карте 45
Подведение итогов:
мини-защита, выставление оценок;
анализ характерных ошибок и их причин 10
Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к следующему занятию 5 Итого 90
Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала,согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанноговыполнения учащимися творческих проектов.
Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить рядтеоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, оработе на швейной машине, о санитарно-гигиенических требованиях и правилахбезопасности и т. д., без знания которых выполнять работу нельзя всоответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретическогоматериала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.
Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроковявляются объяснение и рассказ.
При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении сновым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, дляпоследовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия:плакаты, чертежи, журналы мод, образцы поузловой обработки швов, деталей ишвейных узлов, коллекция готовых моделей одежды, учебники, а также зарисовки наклассной доске[13].
Рассказ используется для изложения материала по истории костюма,направлениям моды, народному русскому костюму, прикладному искусству,индивидуальному стилю и т. д. Для иллюстрации рассказа используютсяплакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы,учебники, слайды[13].
Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнениирефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.
К творческой деятельности можно отнести работу с журналами мод,самостоятельную работу по сбору информации по истории костюма, моды,художественному конструированию моделей одежды, декоративно-прикладных работ, атакже само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темамии объектами.
В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов,трудовых операций по изготовлению швейных изделий и выкроек, построениючертежей применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Всеучащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием дляорганизации фронтальной работы является наличие соответствующего материала,инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителемодновременно для них всех.
В период разработки и выполнения творческих проектов применяетсяиндивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливаютразличные виды швейных изделий: модели одежды различного назначения,декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме.
Четкое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческийпроект по технологии обработки ткани», которая дает возможность длясамостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороныучителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии сэстетическими технологическими требованиями.
Планирование — основа правильной организацииучебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическаяпоследовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждойиз них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а такжесоответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объектытруда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточныйматериал, используемый в учебном процессе[11].
Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, безчего невозможна научная организация процесса обучения. При необходимостисовместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, альбомы с образцамипоузловой обработки швейных изделий, коллекция моделей одежды для подростков,современного направления молодежной моды и т. д.
Календарно-тематический план составляется на определенное количествоучебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков в соответствии сопределенными требованиями.
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий иметодами проведения учебного процесса.
Контрольно-проверочные уроки имеют целью получение данных об уровнетехнологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими техническихзнаний, умений, навыков. Эти уроки обычно проводятся в конце каждого раздела вразличной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).
Качественно организованный, систематический контроль теоретических знанийи практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения ивоспитания, дисциплинирует.
Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебногоматериала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.1.2.Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий
Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование, и поэтомутехнология изготовления одежды также претерпевает изменения, становится болеесовременной. За основу берутся приемы быстрого шитья, в которыхисключаются некоторые подготовительные операции, как, например, проложение«силков», сметывание. Ускоряется процесс пошива изделий за счет применениябулавок и меловых линий[22].
В этом разделе даются только те ручные, машинные швы,унифицированные детали и узлы, которые обеспечивают качественное изготовлениешвейных изделий и выполнение самостоятельной работы — творческого проекта.
Предварительная проработка на образцах из ткани по инструкционным картам,данным в учебниках «Технология обработки ткани 7 класс», улучшает усвоениематериала, дает возможность для самостоятельного изготовления швейного изделия.
Учащиеся осваивают приемы быстрого шитья (без сметывания стежкамивременного назначения), и таким образом ускоряется процесс изготовленияразличных изделий. Технология изготовления одежды подобрана с учетом возрастныхособенностей учащихся, а преемственность и последовательность изложенияматериала от года к году позволяют разнообразить перечень изделии от простых додостаточно сложных, включая даже оригинальные комплекты одежды.
Каждый учитель может дать только тот необходимый объем материала поданному разделу, который позволит качественно выполнить творческую работу.Можно исключить или включить по своему усмотрению другие виды швов, деталей иузлов исходя из поставленных проектных задач, объектов выполнения.
Работа с инструкционными картами позволяет сократить время наконспектирование в рабочих тетрадях учащихся; освобождается время на выполнениепрактической работы. Урок проводится по таким этапам[17]:
— объяснение теоретического материала, показ образцов выполняемой работы,объяснение цели работы, ее необходимости в последующей деятельности,последовательности выполнения швейных операций;
— прочтение учащимися по пунктам хода выполнения практической работы сзаписью в рабочей тетради и на доске в виде графических изображений, например:
Практическая работа по выполнению стачного шва в разутюжку
Ход работы
1. Выкраивают две детали размером 15×20 мм.
2. Складывают две детали лицевыми сторонами внутрь, совмещают срезы, скалывают булавками и намечают меловую линию для машинной строчки на расстоянии 20 мм от среза.
/>
Рисунки изображают то, что учащиеся в ходе работы должны увидеть нарабочем столе.
Закрепление материала проводится при опросе учащихся у доски и повторенииматериала в соответствии с графическим конспектом хода работы.
Теоретическое объяснение материала проводится неоднократно, выясняютсязатруднения в выполнении работы, формируются навыки самостоятельности припошиве образцов.
При работе с образцами повторяются правила безопасной работы с такимиинструментами, как ножницы, игла, булавки, утюг, швейная машина. Отрабатываютсяприемы работы на швейной машине, а также приемы раскроя (направление долевойнити, припуски на швы).
В качестве образцов лучше использовать хлопчатобумажный лоскут.Нитки подбирать по цвету ткани.
Готовые образцы проутюживают, выравнивают (подрезают ножницами) иприкрепляют в альбом ручными стежками. Клей лучше не использовать, посколькутогда невозможно видеть образцы с обратной стороны при самостоятельном пошивеизделий.
По окончании изучения данного раздела проводится зачет, для которогонеобходимо представить все выполненные образцы и ответить письменно наконтрольные вопросы.
Перечень выполняемых работ для 7 класса: цельнокроеная планка;подкройная планка; обработка воротника; втачивание воротника в горловину;обработка низа рукава замкнутой манжетой; втачивание рукава в открытую пройму;обработка сложных накладных карманов; разметка и выполнение обметочных петель.
Технология обработки швейных изделий. При обработке швейныхизделий наибольшее число работ составляют задания по соединению деталеймашинными строчками. В результате соединения двух или нескольких слоевматериала строчкой получается шов. Соединение деталей на стачивающих машинахпроисходит за счет двух переплетающихся нитей: нити иглы и нити челнока. Кромениточного способа, соединение может быть выполнено и другими способами:клеевым, сварным, заклепочным и литьевым.
Клеевое соединение образуется за счет взаимодействия клеящеговещества (клеевого порошка, клеевой нити, клеевой пленки) со склеиваемымматериалом химическим или термическим способом.
Сварное соединение образуется сваркой термопластических материаловна ультразвуковых или высокочастотных установках.
Заклепочное соединение образуется с помощью специальной фурнитурымеханическим или термическим способом.
Литьевое соединение происходит за счет термической пластификациисинтетических волокон материала.
Основным средством соединения деталей швейных изделий являются машинныениточные швы. К машинным швам предъявляются высокие промышленные ипотребительские требования.
К потребительским требованиям к швам относятся внешнее оформлениешва, ровность строчки, ширина шва, равномерность частоты стежков, плотность ихзатягивания, цельность строчки, отсутствие слабины или натянутости материала полинии шва, прочность и др.
Промышленные требования к швам определяются расходом ткани и материала нашвы (припуски на швы и подгиб), трудоемкостью выполнения.
Качество выполнения швов зависит от соблюдения технических условийвыполнения операций: ширины шва, числа строчек и расстояния между ними, частотыстежков, затягивания их в строчке, номера ниток и игл.
При пошиве изделий на швейной машине необходимо выполнять следующиеусловия:
— перед началом работы на лоскуте ткани регулировать натяжение верхней инижней нитей, чтобы с обеих сторон детали оно было одинаковым;
— перед стачиванием детали сметывать или скалывать булавками, машиннуюстрочку прокладывать по меловой линии (намеченной ранее) или рядом снаметочной строчкой на расстоянии 1 мм в сторону шва;
— детали изделия или изделие располагать с левой стороны от работающего,а припуски на швы — с правой стороны;
— начало и конец прямой машинной строчки закреплять закрепкой, используярычаг обратного хода;
— точно выдерживать припуски на швы, для этого предварительно уточнятьприпуски после примерки, отмечая мелом или мылом линии стачивания;
— стачивание деталей с разными припусками на швы выполнять со стороныменьшего припуска;
— при соединении двух деталей из тканей разной толщины снизу располагатьдеталь из толстой ткани;
— обрабатывать все срезы открытых швов;
— строчку стачивания производить по присборенной стороне детали (пристачивании детали со сборкой);
— на припусках швов, имеющих криволинейную форму (горловина, проймы,воротники), делать рассечки, не доходящие до машинной строчки на 1—2 мм;
— при обтачивании деталей (пояса, воротника, манжеты) припуски на швы вуглах подрезать таким образом, чтобы не образовывались излишки ткани.
Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Под влажно-тепловойобработкой швейных изделий понимают специальную обработку деталей или изделиявлагой, теплом и давлением с помощью специального оборудования. Приизготовлении одежды влажно-тепловая обработка составляет приблизительно 15—25%всей трудоемкости обработки изделия (в зависимости от вида изделия и ткани).Влажно-тепловая обработка может производиться в процессе обработки изделия(внутрипроцессная) и при отделке готовой продукции (окончательная).
Существуют определенные термины для обозначения влажно-тепловой обработкидеталей при изготовлении швейных изделий и глажении готовых изделий.
Температуру нагрева утюга устанавливают в соответствии с видом тканей:хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, из химических волокон. Длятканей из смешанных волокон выбирают температуру нагревания по наименеестойкому к влажно-тепловой обработке волокну. Если неизвестно, к какому видуотносится ткань, то лучше всего предварительно прогладить ее лоскут или крайодежды.
С лицевой стороны изделие обычно утюжат через проутюжильник. Этокусок белой тонкой хлопчатобумажной ткани, которая хорошо впитывает влагу ибыстро высушивается. Клеевые прокладочные ткани также приутюживают с помощьювлажного проутюжильника. Если с лицевой стороны шерстяных изделий появилисьласы, то их можно удалить, проутюжив через проутюжильник, сложенный в несколькослоев. Но лучше поднести утюг к проутюжильнику и поводить им, не нажимаяна ткань.
Если хлопчатобумажная или льняная ткань оказалась подпаленной, то в этомслучае можно протереть пятно разрезанной головкой лука и промыть раствороммоющего средства.
При шитье детали и участки швейных изделий утюжат по мере их обработки.Влажно-тепловую обработку швов, деталей, узлов производят после каждой машиннойоперации, так как машинная строчка немного стягивает ткань в швах. Швы вначалеприутюживают, а затем заутюживают или разутюживают. Сметанные изделия дляпримерки проутюживают слегка, чтобы не оставались четкие сгибы припусков нашвы. Стежки временного назначения, меловые линии, булавки перед утюжкойубирают. Чтобы швы не отпечатывались на лицевой стороне, под припускиподкладывают полоски бумаги или осторожно проутюживают ткань под швами,приподнимая срезы припусков.
Утюг ведут справа налево по направлению долевой нити ткани, которую ни вкоем случае нельзя тянуть или растягивать. Крупные детали утюжат в направленииот широкой части к узкой. Воротники, карманы, манжеты, лацканы проутюживают доих соединения вплотную с изделием.
Разутюживать или заутюживать припуски закругленных рельефных швовнеобходимо с помощью гладильной подушки или закругленного края гладильнойдоски.
Глажение готовых изделий производится в определенном порядке. Чаще всегомнутся брюки, на которых при сидении появляются замины. Брюки обязательнопроутюживают через влажный проутюжильник. При утюжке сначала гладят каждуюштанину отдельно, предварительно складывая ее таким образом, чтобы боковой шовлежал над шаговым на всем протяжении от низа брюк до среднего шва(рис. 12). Проутюживают брюки вначале со стороны шаговых (внутренних)швов, а затем со стороны боковых швов, следя за тем, чтобы другая штанина неизмялась. Затем проутюживают вместе обе штанины, отглаживая «стрелки»,т. е. сгибы брюк.
После стирки брюки вначале проутюживают с изнаночной стороны,разутюживают швы, утюжат карманы, подкладку, а затем выворачивают на лицевуюсторону и утюжат в описанной выше последовательности. У джинсов сгибы неутюжат.
Инструкционная карта. Технология выполнения влажно-тепловой обработки рубашки.
Инструменты и оборудование: утюг сувлажнителем, гладильная доска.
Последовательность работы:
1. Разложить рубашку на столе. Начатьутюжить с манжет (сначала с изнанки, проникая острым носом утюганепосредственно в рукав).
2. Продолжать утюжить с лицевой стороныманжеты, придерживая и натягивая края левой рукой так, чтобы мелкие складочки уманжеты получились плоскими.
3. Проутюжить один рукав, сложив его пошву. То же самое выполнить с другим рукавом, а затем проутюжить так, чтобыудалить сгибы рукава.
4. Разложить воротник параллельно краюстола, проутюжить его с нижней, а затем с верхней стороны. Не забыватьнатягивать края левой рукой и нажимать на кнопку увлажнителя на утюге. Еслислучайно образуется несколько «морщин», увлажнить их и снова проутюжить.
5. Разложить рубашку на столе такимобразом, чтобы воротник лег слева от работающего, и проутюжить спинку.
6. Каждую деталь полочек проутюжитьотдельно: разложив их параллельно краю доски и все время потягивая швы левойрукой, прогладить вокруг пуговиц. Проутюжив таким образом, всю переднюю частьрубашки, еще раз прогладить все швы.
7. Застегнуть пуговицы на воротнике, ксередине и последнюю внизу. Перевернуть рубашку и аккуратно разложить ееспинкой вверх. Сложить с обеих сторон часть переда с рукавом.
8. Сложить рукава
9. Подогнуть часть нижнего края рубашки на5—6 см и сложить рубашку вдвое.
9. Подогнуть часть нижнего края рубашки на5—6 см и сложить рубашку вдвое.
10. Повернуть сложенную рубашку переднейстороной вверх и еще раз легко, слегка касаясь ткани, прогладить утюгомгорловину, воротник, переднюю часть.
1.3. Возрастные особенности учащихся 7 классов
Подростковый возраст — это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствуетвозрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течениеэтого периода происходит своеобразный переход (от детского к взросломусостоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток — полуребенок иполувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход квзрослости пронизывает все стороны развития подростка: и егоанатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и всевиды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезноизменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройкепсихики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфереподростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в ихуправлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении ивспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля,резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств.Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться,хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростковприобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бываютпротиворечивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользуположительных, общественно значимых чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности.И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие,становление его как гражданина. Существенные изменения происходят вэмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой итрудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в ихпроявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя,слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметносовершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школепредметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют иразвивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственнымвозможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностямличности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка –нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменениесоотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользупоследнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, асохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуремышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию,раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтомупри однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозитсявычисление абстрактных существенных признаков объекта.
Значение конкретно — образных компонентов мышления сказывается и в то,что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатленийоказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). Врезультате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иногопонятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадрыучебного кинофильма.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подростокприобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию(наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым,последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, чтолежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения квоспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностьюсвоего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будетслучайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память ивнимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовыватьи контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память ивнимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых иуправляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминаниисловесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известнойпротиворечивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируетсяустойчивое, произвольное внимание. С другой — обилие впечатлений, переживаний,бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивостивнимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одномуроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно неотвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитиимыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет вподростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержаниеи логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуютопоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы иобобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются,обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительнойдеятельности (в частности, развивается способность к конкретизации,иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах ипредставлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенногоперехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) кпреобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания,проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательскойдеятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают егопотребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всестороннеразвитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что толькообразованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества.Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенныйэмоциональный тонус и определяют их отношение к учению Если же подросток невидит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативныеубеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеетосознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебнымипредметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательныеэмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуацияуспеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтрольдеятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, азатем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательноконтролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевомразвитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновениеммышления и речи.
В учении формируется общие интеллектуальные способности, особеннопонятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий,совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующегоразвития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практическинеобходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся,включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться ихрасположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идетактивный процесс становление тех практических умений и навыков, которые вбудущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Глава 2. Разработка методики технологии обработкиплечевого изделия при изучении раздела «Технология обработки ткани»
2.1. Краткая характеристика раздела
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани ипищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическимвопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействииприроды, общества и человека, об экологических проблемах и способах ихразрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человекана окружающую среду и здоровье.
Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками приизучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы приконструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятияхпо конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоватьсячертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской идетской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями.
Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практическиеработы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельныхтехнологических операций. Как показывает многолетняя практика, введение тренировочныхопераций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий.
Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правилсанитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами.Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в начале изучения каждойновой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во времявыполнения практических работ.
Учащиеся должны знать:
— виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные,гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правилаизмерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежаосновы ночной сорочки и трусов, особенности моделирования плечевых изделий наоснове чертежа ночной сорочки, способы моделирования купальников;
— назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графическиеобозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытымисрезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочноготесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловиныподкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и соединения ее сизделием, обработки застежки планкой, притачивания кулиски;
— экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, ссимметричными и асимметричными полосами, технологическую последовательностьраскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявление иисправление дефектов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки, требованияк качеству готового изделия;
правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины дляремонта швейных изделий, способы поднятия петель на трикотажных изделиях,
— единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера.
Учащиеся должны уметь:
— применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин читатькинематические схемы;
— разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейноймашины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
— работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записыватьмерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника;
— выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной сзакрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами,окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачкой,кружевом, тесьмой, обрабатывать ластовицу и соединять ее с изделием,обрабатывать застежку планкой, притачивать кулиску;
— выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными иасимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезырукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой, обрабатыватькрай купальника под резинку, проводить примерку и исправлять дефекты оцениватькачество готового изделия;
— выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной машины, подниматьпетли на трикотажных изделиях.
2.2. Учебно-тематический план занятий№ урока. Тема урока. Теоретические сведения. Практическая работа. Объект труда. Методы, материал, оборудование. Форма организации познавательной деятельности.
1.
2.
3.
4.
5.
Раскрой плечевого изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.
Подготовка изделия к первой примерке. Проведение первой примерки и устранение дефектов.
Обработка изделия после первой примерки.
Обработка выреза горловины обтачками (подкройной и косой). Обработка низа изделия.
Выполнение отделочных работ. Демонстрация изделий и контроль качества работ.
Способы расположения деталей выкройки на ткани. Способы переноса линий кроя на детали кроя.
Приемы соединения плечевых срезов. Последовательность соединения деталей. Инструкция по проведению первой примерки. Правила проведения первой примерки. Устранение дефектов после примерки.
Последовательность обработки плечевых и боковых швов.
Способы обработки горловины. Способы обработки низа изделия.
ВТО изделия. Требования к качеству готового изделия.
Подготовка ткани к раскрою. Выполнение раскроя изделия (сорочки).
Проведение первой примерки. Обработка изделия после первой примерки.
Обработка изделия после первой примерки.
Обработка горловины с отрезным подбортом и обтачкой. Обработка низа изделия
Окончательная обработка изделия.
Детали выкройки швейного изделия (сорочки).
Швейное изделие (сорочка).
Крой подготовленный к обработке (сметанное изделие)
Швейное изделие (сорочка).
Швейное изделие (сорочка).
Объяснение, демонстрация, практическая работа. Ткань, иглы, булавки, ножницы, сантиметровая лента, детали выкройки.
Объяснение, демонстрация, практическая работа. Швейное изделие, подготовленное к примерке, булавки, иглы, нитки, ножницы.
Объяснение, демонстрация, практическая работа. Крой подготовленный к обработке (сметанное изделиеиетанное издеенный к обработке ()римерке, булавки, швейные машины, уоюг, ______________________________________________________), швейные машины, утюг, гладильная доска, ножницы, нитки, булавки.
Объяснение, демонстрация, практическая работа. Швейные машины, ткань, иглы, нитки, утюг, гладильная доска, ножницы, булавки.
Объяснение, демонстрация, практическая работа. Утюг, гладильная доска, ножницы, распарыватель изделия, фурнитура.
Индивидуальная, фронтальная.
Индивидуальная, фронтальная.
Индивидуальная, фронтальная.
Индивидуальная, фронтальная.
Индивидуальная, фронтальная.
2.3. План-конспект урока
Урок в форме деловой игры «Построение чертежа плечевого изделияна индивидуальную фигуру»
Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование иобработка плечевых изделий”.
2. Научить строить чертеж плечевого изделия на индивидуальную фигуру в М1:1, пользуясь инструкционной картой, чертежом в М 1:4, эскизом.
3. Развивать у детей навыки самоорганизации, самоконтроля ивзаимоконтроля.
Оборудование:
— таблица № 1 “Творческий проект — халат”;
— таблица № 2 “Технологическая последовательность изготовления халата”;
— таблица № 3 “Построение чертежа плечевого изделия в М 1:1”;
— таблица № 4 “Последовательность подготовки чертежа халата к раскрою”;
— бумага для чертежей;
— рабочие тетради;
— сантиметровые ленты;
— эскизы учащихся;
— фломастеры, ножницы, линейки, ткань.
Подготовка доски и кабинета:
— доска – табло;
— на доске таблицы №1 и №2;
— на стенде №1 эскизы детей;
— на стенде №2 ткани для проектируемых изделий.
Подготовка детей:
на уроке дети работают по следующим ролям:
— художник – модельер;
— гл. конструктор;
— гл. инженер;
— технолог;
— экономист;
— эколог;
— начальник смены;
— инженер по ТБ
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вводная часть
Сегодня у нас не традиционный урок, а урок в форме деловой игры. Этотурок дает не только знания, но и, поможет кому – то выбрать в дальнейшем свойжизненный путь.
Быстро пробегут школьные годы и перед вами встанет вопрос “Кем быть?”.Хочу сказать, прежде всего, вы должны быть хорошими профессионалами в своемделе. У профессионала должен быть творческий склад ума; он должен быстрореагировать на любую создавшуюся ситуацию, уметь строить последующие действия.А теперь давайте представим: я – не учитель, а вы не ученики. Я – директорфирмы, а вы специалисты этой фирмы.
Кроме того, у нас есть табло, на котором будет высвечиваться рейтинг каждогоиз вас.
3. Обобщение, закрепление пройденных тем.
В связи с увеличением объемов производства на нашей фирме возниклапотребность освоения нового, нужного потребителю объекта труда, который япредставляю в виде творческого проекта “Халат”.
Проект нового изделия я разделила на 3 этапа:
— организационно-подготовительный;
— технологический;
— заключительный.
В данный момент меня интересует организационно – подготовительный итехнологический этап (работа на доске с таблицей №1)
/>
На прошлом художественном совете я дала поручение ведущим специалистампровести анализ данного проекта.
Над историческим исследованием, направления моды, выбором моделей итканей, над стилем и силуэтом нового проекта работают художник – модельер и гл.конструктор.
Предоставляю слово художнику – модельеру предприятия.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли художника — модельера)
Слово главному конструктору.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли гл. конструктора)
Конструкция халата должна предусматривать минимум швов. Возможноприменение конструктивной кокетки и функциональных карманов. Именно здесьиспользуются отделочные элементы. Оформление домашней одежды может решатьсяразнообразными декоративными приемами. Рукава не должны сковывать движений. Дляэтого будет хороша конструкция рубашечного покроя с цельнокроеным рукавом.Нашими модельерами уже подобрали соответствующие образцы тканей и моделей,необходимых для изготовления домашнего халата (показывает на стенде №1 и №2).
Над выбором оборудования и инструментов работает главный инженер
(Выступает ребенок в роли гл. инженера)
Моим отделом проведена ревизия универсальных швейных машин и специальныхмашин для обметывания срезов, изготовления петель и пришивания пуговиц.
Приобретены дополнительные приспособления для обработки низа изделия иокантовки деталей изделия косой полоской.
Организация рабочих мест поручена главному технологу предприятия
(Ребенок в роли гл. технолога)
Нами переоборудован существующий нерентабельный цех в цех по производствунового изделия. Проводится переквалификация работников предприятия на работу вновых условиях труда.
А будет ли новое изделие рентабельно? Расчет себестоимости нового изделияя поручила главному экономисту
(Ребенок в роли главного экономиста)
Я провела анализ себестоимости данного изделия (на 1 ед.)
— стоимость ткани – 50руб.;
— стоимость фурнитуры – 20руб.;
— стоимость электроэнергии – 15руб.;
— отчисления на износ оборудования – 10руб.;
— отчисления на экологию – 10руб.;
— оплата труда – 25руб.;
— отчисления на налоги и в пенсионный фонд – 13руб.
Итого: 143руб.
После исследования рынка, я пришла к выводу: единицу нового изделия можнореализовать не дешевле 180руб.
Итак: прибыль с каждой ед. 37руб. Отсюда можно сделать вывод:изготовление данного изделия будет рентабельно. (Расчет дан условный).
Разработка мероприятий по сохранению окружающей среды поручена экологупредприятия.
(Ребенок в роли эколога)
Мною составлен план мероприятий по сбережению сырья и материалов, а такжепо раздельной утилизации отходов производства
(Ребенок в роли начальника смены определенными знаками на табло отмечаетответы специалистов)
Теперь меня интересует подготовка второго, технологического этапа.
Главному технологу предприятия поручена разработка технологическойпоследовательности изготовления нового изделия.
(Ребенок в роли главного технолога работает у доски, пользуясь таблицей№2)
/>
Отделом главного технолога разработана технологическая последовательностьизготовления халата. Модельером уже отобраны оптимальные модели и подобраныобразцы тканей (показывает стенд №1 и №2).
На предприятии по изготовлению халатов на индивидуальные фигуры мастера приступилик приему заказов и снятию мерок. Сегодня мы приступаем к построению чертежей иизготовлению выкроек (лекал) на индивидуальные фигуры.
4. Вопросно-ответная беседа
На предприятии по изготовлению изделий на индивидуальную фигуру работаютмолодые специалисты, поэтому прошу гл. конструктора проверить готовностьподчиненных к работе в новых условиях
(Опрос главного конструктора)
Какие виды женских фигур вы знаете?
Какие мерки, и в какой, последовательности снимают с индивидуальнойфигуры?
Что еще, кроме мерок, используют для построения чертежа халата?
Что такое прибавка на свободное облегание?
Какие прибавки необходимы для построения данного чертежа?
Как рассчитать ширину изделия для построения чертежа халата?
Как рассчитать длину изделия?
Как рассчитать ширину горловины?
Как рассчитать глубину горловины спинки?
Как рассчитать глубину горловины переда?
Как рассчитать глубину горловины проймы?
Как найти место расположения линии талии?
(Ребенок в роли начальника смены отмечает ответы на табло)
5. Анализ самостоятельной работы
Вопросно-ответная беседа показала, что молодые специалисты готовы кпредстоящей работе.
Главного конструктора прошу, пользуясь схемами, провести анализпостроения чертежа халата в М 1:1. анализ данного чертежа будет соответствоватьанализу чертежа в М 1:4
(Ребенок в роли главного конструктора работает у доски, пользуясьтаблицами №3 и №4)
/>/>
Построение чертежа халата и подготовку выкроек к раскрою проводим в триэтапа.
I этап. Построить: 1. Сетку халата
2. Горловины спинки и переда
3. Рукав
4. Линию низа
5. Линию бока
6. Линию талии
II этап. Провести самопроверку и взаимопроверку участков построенияВВ1 и В1 Г
III этап. Указать:
1. Припуски на швы
2. Сгиб ткани
3. Долевую нить
4. Название линий
Нанести фасонные линии в соответствии с выбранным эскизом.
6. Подготовка к самостоятельной работе
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, прошу инженера по ТБсообщить о мерах по соблюдению условий ТБ и культуре труда на предприятии.
(Ребенок в роли инженера по ТБ)
Мною разработан план мероприятий по соблюдению техники безопасности привыполнении ручных, машинных и влажно – тепловых работ.
Продуманы действия по сохранению здоровья работников и культуре труда напредприятии:
— производственная гимнастика на рабочих местах;
— автоматизированное проветривание цехов;
— установка дополнительных кондиционеров;
— установка на рабочих местах музыкальных точек с наушниками;
— создание дополнительной комнаты для приема пищи;
— создание комнаты отдыха;
— озеленение цехов и салонов.
В данный момент необходимо соблюдать правила ТБ с колющими и режущимиинструментами, поэтому, перед началом работы прошу подойти к стенду по ТБ,ознакомиться с инструкцией и расписаться.
Начальнику смены необходимо проверить подготовку рабочих мест иинструментов, а затем доложить главному конструктору о готовности к работе.
(Ребенок в роли начальника смены передает подготовленную бумагу длячертежей на рабочие места, затем поочередно передаются сантиметровые ленты илинейки, после этого он докладывает конструктору о готовности к работе)
(Ребенок в роли главного конструктора напоминает всем о необходимостипроводить все измерения на чертеже только сантиметровой лентой, т.к. фигурыизмерялись сантиметровой лентой)
7. Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. На данном этапе работыкаждый ребенок играет роль рядового конструктора и выполняет чертеж наиндивидуальную фигуру по собственному эскизу, пользуясь инструкционной картой ичертежом в М 1:4.
Перед завершением I этапа необходимо приостановить работу и напомнить оII этапе, где проверяются участники ВВ1 и В1Г, от которых зависит правильностьпостроения всего чертежа.
На III этапе детям рекомендуется сверить подготовку выкройки к раскрою стаблицей №4, которая находиться на доске.
Ребенок в роли главного конструктора по мере завершения работы, принимаетчертежи и размещает их на классной доске вместе с соответствующими эскизами.
Ребенок в роли начальника смены отмечает на табло фамилии детей,выполнивших чертежи.
К концу урока на доске должны быть размещены выкройки с соответствующимиэскизами всех учащихся.
8. Подведение итогов, оценка работы.
Наш урок в форме деловой игры подходит к концу. Как сказано в известнойпоговорке “Конец – всему делу венец”. Наш урок является венцом раздела“Проектирование и изготовление плечевых изделий”. Это урок повторение изакрепления знаний и умений по данному разделу.
Что, из ранее полученных знаний, вы повторили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
Оценку вашей работы на уроке высветило табло, за которым внимательноследил начальник смены.
Заключение
Технология в современном смысле становится довольно универсальнымпонятием, означающим сферу всякой деятельности человека, совокупность знаний,обслуживающих эту деятельность и соответствующую технику. Ее можноохарактеризовать как рациональный способ деятельности человека, осуществляемыйна основе систематического применения теоретического знания. Выступая особойформой научно-практических знаний об эффективных методах преобразованиякаких-либо природных и социальных объектов и знаний о самой деятельности,технология обеспечивает достижение определенных целей. В отличие от обычныхнаучных знаний, как знаний «что», технологические знания есть знанияи «как» (В.Н.Князев).
В структуре современного научного знания теоретическое технологическоезнание выделяется из системы технических наук, превращая технологические наукив самостоятельные, имеющие свой предмет изучения. Технологическое знаниестановится специфической сферой научно-теоретического знания, аналогичнойестествознанию. В системе единого научного знания технологические науки занимаютпромежуточное положение между естественными и общественными науками. При этоместественные науки определяют границы возможного в технологии, а общественные — обосновывают границы целесообразного.
В данной курсовой работе автором проведено исследование технологииобработки плечевого изделия. Составлен тематический план занятий, выявленоместо процесса в курсе «Технология обработки ткани», определены формы и методыобучения школьников технологии обработки плечевого изделия, подготовленплан-конспект урока по курсу.
Список литературы
1. Адаменко А.С. Творческаятехническая деятельность детей и подростков М., 2003г. — с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организациятехнического творчества учащихся М. 2004 г., — с. 23-38.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г. — с. 33-37.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г. — с. 44.
5. Бузов Б. А. и др.Материаловедение швейного производства. – М, 2004г. – с. 22.25.
6. Волков И.П. Приобщение ктворчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.
7. Гущина К. Г., Беляева С. А.Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды. — М,2004г. – с. 96.
8. Губенков. С. Ю. Новая организациявнеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г. — с. 16-22.
9. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г. — с. 12-15.
10. Зак И. С., Горохов И. К.Справочник по швейному оборудованию. — М, 2003г. – с. 81.
11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г. — с. 18-22.
12. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г. — с.33.
13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г. — с. 122.
14. Кокеткин П. П. и др.Промышленная технология одежды. Справочник. М, 2004г. – с. 84.
15. Комский Д.М. Основы теориитворчества. Екатеринбург, 2003 г. — с. 28-45.
16. Крутецкий В.А. Психология — М., 2004 г.- с. 11-28.
17. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование//Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы IIIрегиональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г. — с.119-120.
18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004г. — с.66.
19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории — М, 2002г. — с.37-40.
20. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. –М, 2002г. — с.98-104.
21. Онищук В.А. Урок в современной школе — М, 2002г. — с. 58-60.
22. Першина Л. Ф., Петрова С. В.Технология швейного производства. — М, 2004г. – с. 16-18.
23. Пожидаев Н. Н. и др.Материалы для одежды. — М, 2005г. – с. 113.
24. Рыбакова Т.В. Метод проектовкак основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогическиеинновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональнойнаучно-практической конференции. — Ульяновск: ИПКПРО, 2004г. — с. 69-70.
25. Савостицкий А. В., Меликов Е.Х. Технология швейных изделий. — М, 2003г. – с. 111.
26. Скакун В.А. Методикапроизводственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002г. —
с. 22-27.
23. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы — М, 2003г. — с. 17-24.
24. Сухарев М.И. Материаловедение. – М, 2003 г.
25. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподаваниитехнологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: ТезисыIII региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г. — с.118.
26. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М. 2001г. — с.122-127.