Реферат по предмету "Педагогика"


Открытая школа

ВВЕДЕНИЕ
Объективноразвивающийся процесс усиления роли неформальных, неинституциональных факторов,формирующих личность, и, прежде всего, факторов открытой микросоциальной среды,не мог не отразиться и на состоянии российской педагогики. Перспективы и требованияразвития общества предполагают существенную перестройку, обновлениевоспитательно-образовательной системы в стране, обеспечение ее целостности.
Основной характеристикой современной социальной ситуациивыступает ее нестабильность. Вряд ли можно найти хоть одну сферу нашей жизни –экономика, политика, культура, образование – положение в которой бывоспринималось как устойчивое.
Проблема кризиса существовавших и незыблемых допоследнего времени социальных догм и отсутствие в настоящий момент в обществеединых и непротиворечивых ценностных представлений приводит ко многимпедагогическим сложностям, с которыми сталкивается школа. С одной стороны,нормативный кризис может привести к отказу от норм вообще. Это находит своепроявление в расширении криминальных и антигуманных форм поведения, к которымчасто приходят и дети. С другой стороны, возникновение совершенно новых форм,реставрация старых, но одинаково не традиционных для бывшего СССР ценностей истандартов поведения. Все это определяет и новые для современной отечественнойпедагогики задачи создания условий для осознанного выбора своей собственнойнормативно-ценностной системы среди множества разных социальных представлений,существующих в обществе.
Возникает большое количество социальных общностей новоготипа, в том числе и воспитательно-образовательного плана. Они построены не попривычному для социалистической эпохи «производственному принципу», с егожестким ролевым расписанием, иерархичной структурой власти и подчинения,минимальным выбором и ответственностью каждого члена группы, а непрниципиально-вариативных, гибких началах, которые предполагает способностьгруппы к самоорганизации и саморазвитию (авторские школы, разнообразныегимназии, колледжи, лицеи и т.д.). Педагогические коллективы часто не сознаюттех социально-психологических последствий, которые связаны с выходом из-подвласти администраторов (МО, РОНО и др.). А чисто организационные изменения(иногда просто смена названия) воспринимаются педагогами как серьезныесодержательные инновации, которые должны тут же дать положительный эффект безособых усилий со стороны самих преподавателей.
Изменение социально-политической ситуации  в странеповлияло на отношения рядовых граждан, их детей к значению школы в процессеразвития ребенка как личности. Большое количество детей школьного возраста непосещают образовательные учреждения, вырастая асоциальными людьми, не попадаяпод влияние социализации со стороны школы. Ограниченность деятельностисовременной школы лишь образовательной целью влечет  негативное отношениешкольников к данному институту воспитания. Не дающему возможности проявить своиталанты в не урочное время в стенах своей школы. Исследования показывают, чтодля значительной части учащихся школа, учебная деятельность побуждается и направляетсяпринуждением (как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей).Естественно, что при таком положении дел и учащиеся и педагоги принимаютучебную деятельность или воспитательный процесс и все связанное с ними какпринуждение. В этом случае можно говорить о школьниках как о «жертвах»социализации современной школы.
К сожалению, в настоящее время,  педагогов интересуеттолько успеваемость. В этих условиях коллективная деятельность не может найтиприсущих ей организационных форм, отношений.
Традиционно организация школьной жизни более всегоотвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцовповедения, социальных установок. Воспроизводство, а не создание, репродукция, ане творчество. В сегодняшней ситуации требования к современной школе меняется. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоеномировой педагогической наукой и практикой. Однако для современной российскойшколы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни вотечественной школе все еще направлена на формирование у детей крайне жесткойоднозначной социальной позиции, что связано в первую очередь с традиционными,консервативными установками многих школьных педагогов, цепко держащихся застарую систему ценностей.
Однако, критика современной системы среднего образования,как профессионалами, так и общественностью сегодня уже потеряла свою остроту,превратилась в своего рода социальную норму. Ее основное содержание,сфокусированное на характеристике школы, как монологичной, закрытой,ориентирующейся на формирование «по образцу», и следование абстрактным нормампо-прежнему остается актуальным.
 
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ОТКРЫТОЙ ШКОЛЕ.
2.1.  Школа, как один из важнейшихинститутов  социализации
Социализациячеловека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленнымифакторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа.Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одномуиз значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает тривозрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет),подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходитстановление развитие личности человека, что налагает на школу большуюответственность.
Впроцессе социализации детей изучаемый нами институт воспитания должен, преждевсего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить всетри группы задач выделяемые А.В. Мудриком[1]:естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологическиезадачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое ихсодержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возрастабольшую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи,то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессежизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологическиезадачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задачсоциализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможныеметоды и приемы педагогик, социальной психологии.
Помимошколы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относятсемью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебныеорганизации. Школа обязана в процессе социализации детей активновзаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние наразвитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательныеинституты, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватноготребованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодыепоколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будутжить, и работать»[2](В.Г. Бочарова).
Каксправедливо отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная школа выполняет двойнуюроль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующеефункции воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающуювоздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельностивне учебного процесса; социально-психологическую группу, влияние которой научащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогамижизнедеятельности. Это разделение определяет возможности реализации школьникамисвоей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этихпроявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.
Процессобучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создаетвозможности для реализации учащимися активности в сферах познания,предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможностисвязаны, помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которыеиспользуют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них:фронтальные и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активностиявляются групповые формы работы, что берется на вооружение многими современнымипедагогами-новаторами. Традиционные формы обучения приводят часто к появлениюэгрессивного (избегающего) поведения к учебе и, следовательно, уменьшаетвлияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализациюдетей.
Школа,как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактовребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения иигры, частично – в других сферах жизнедеятельности.
Мерареализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кемвзаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, чтоопределенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как вгруппе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят егок минимуму.
Следовательно,школьники частично реализуют свою активность, возможность в успешном иразностороннем развитии своей личности.
Вшколе дети приобретают институционализированные жизненные опыт и знания,которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обученияоказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе, в силу своейинституциональности и традиционности,  отражающиеся негативно в неуспеваемостиориентированности на современные социально-политические изменения. Частополученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными длявзаимодействия с окружающим миром.
Школавыступает для ребенка первой и основной моделью социально мира. Именно школьныйопыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир,способы существования в границах этих законов (различные социальные роли,межличностные отношения и др.).
Исследователямивыделяется две социально-педагогические задачи школы как институтасоциализации:
-  Освоение ребятаминормативного поведения;
-  Построение своейсобственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка вобщество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи,подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной являетсяи позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своейсобственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детейусловий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненныхпозиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенокмог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.
Школа получает ребенка из среды, как развивающуюсяличность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы –часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность идеятельность школы, как основного института воспитательно-образовательнойсистемы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретномисторическом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, немогут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализасамой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержексовременного воспитательного процесс лежат в окружающей школу социальной средетребуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировке техсоциальных факторов, которые воздействуют прямо, либо непосредственно напроцесс формирования личности.
Итак, определяя место школы в процессе социализациидетей, необходимо сказать, что школа выступает как основнойобразовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личностидетей. 

1.2. Особенностиоткрытой школы.
Как отмечает в своей работе В.Г. Бочарова: «Понимание формирования личности как целостного процесса, во всей совокупности объективныхсоциальных условий, требует от педагогики, прежде всего, преодоления типичнойдля массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды(макро и микро) в воспитании человека, ведущей к фетишизации педагогическогопроцесса, педагогическому волюнтаризму, будто бы школа способна своими силамирешить главные проблемы воспитания желаемой личности»[3].
Многие ученые-педагоги в  исследованиях современного процесса социализации в российской школе пришли к выводу о создании, развитииизучаемого института воспитания, как открытой системы социализации детей.
Системный подход предполагает, в первую очередь, изучениевсех сторон развития ребенка, рассмотрение их взаимосвязей ивзаимообусловленностей.
(Система – это совокупность частей (подсистем) и ихвзаимосвязей, взаимовлияний и взаимодействий).
Применительно к школе системный подход предполагаетрассмотрение всех сторон жизнедеятельности школьника, влияние на неговоспитательного института непосредственно, прививая различные жизненнонеобходимые навыки, и опосредованно, через родителей, с которыми учителяпроводят беседы, секции, кружки по интересам и т.п.
Просвещение – система социального порядка, несуществующая изолированно, сама по себе. Развитая сеть коммуникативных связей,взаимозависимости и взаимодействия с другими социальными системами – среда и еесуществование, развитие и совершенствование. В этом отношении – среда школа –это не только внешние по отношению к ней сугубо педагогические образованиясамой системы просвещения. Это социальной явление и образование окружающей еежизни, с которыми она, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них своевлияние, изменяясь при этом сама. Одновременно изменяется условие осуществленияшколой ее воспитательно-образовательных функций; среда становится полноправнымучастником воспитательно-образовательного процесса.
Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многиефакторы микросоциальной среды, требующие большого внимания школы, ееоткрытости. Педагогические коллективы школ сегодня не могут игнорировать, неучитывать другие воспитывающие силы. Современный школьник пользуется различнымиканалами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влиянийи воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль,ответственность и функции. Его авторитет зависит не только от полноты знаний иэрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использоватьвозможности всех социальных институтов окружающей среды.
Потребность в неотложном устранении искривлений во всейсоциальной политике, в том числе и  в воспитательной, как никогда актуализируетсоциально-педагогические подходы.  «Открытость школы» к реальным социальным процессам,происходящим в стране, активизация и педагогизация взаимосвязей с другимиэлементами целостной системы, с семьей и микросредой как фактором социализацииразвития детей, создание педагогики отношений в социуме становится одним изперспективных, наиболее реальных выходов из современной кризисных ситуаций ввоспитании.  
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайнозначимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. Впроцессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему дляжизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальнымобщением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.
Но в процессе социализации лич6ность – не только объект,но и субъект деятельности (в чем заключен конфликт социализации человека).Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формированиясамой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активнотворит себя».
Под непосредственным влиянием ближайшего окруженияшкольника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций,жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневномповедении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранныйпроцесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий(науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника ивовлечение его в активную деятельность (на учебно-познавательную,общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также спобуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах,коллективах, объединениях.
Системный, открытый подход школы к социализации детейпредполагает полноценное включение в воспитательно-образовательный процессвсего арсенала средств и возможностей, которым располагает общество в целяхформирования личности, адекватной требованиям данного общества в определенноймере отражающей его развитие.
Объективно развивающийся в стране процесс усиления ролинеформальных факторов, формулирующих личность и, прежде всего, микросоциума, немог не отразиться и на состоянии современной школы. Подход к интегрированныммоделям воспитания как наиболее перспективным предполагает решениевоспитательно-образовательных задач к целостной системе социального воспитания,органической взаимосвязи школы с другими воспитательными институтами обществана основе интеграции, полноценного использования профессиональных исоциально-обусловленных функций и уникального потенциала каждоговоспитательного института общества. Деятельность каждого такого институтадолжна быть обусловлена не столько внутренней перестройкой деятельности школы,сколько ее «открытостью» к реальным социальным процессам, происходящим встране, активизацией и педагогизацией ее связей с другими элементами целостнойсистемы с социальной микросредой, как фактором личностного развития детей.
Исторические корнивзаимодействия школы и среды уходят в далекое прошлое нашей страны и отраженыеще в дореволюционной педагогике.  К.Д. Ушинский писал: «Столь же сильными, аможет гораздо сильнейшими  воспитателями являются воспитателинепреднамеренные:  природа, семья, общество, народ».
Авторы первых концепцийсоветской системы просвещения настаивали на разностороннем эстетическомобразовании, приобщении всех детей и подростков к художественному итехническому творчеству, систематическим занятиям физической культурой испортом, на разнообразии досуга. При участии Н.К. Крупской, Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого в передовом педагогическом опыте находили реальноевоплощение идеи широких связей школы с общественностью, гармоничного сочетанияобщественного и семейного воспитания, активного участия трудящихся в воспитанииподрастающего поколения.
Широкая демократизацияобщества, создание благоприятных условий для развития активности,самодеятельности и самостоятельности личности  выдвинули на первый планпроблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детскихколлективов, их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитанияв каждом человеке чувство хозяина своего района, города, общества в целом. Этов первую очередь поставило задачу обеспечения непрерывной, педагогическойорганизации воспитательного процесса с учетом специфики социальной ситуацииразвития личности и ее психологической зависимости на всех возрастных этапах(раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник,выпускник и т.д.); в разных сферах микросреды личности (семья, класс, школа,клуб, неформальная группа и т.д.); с участием всех субъектов воспитания(родители, педагоги различных профессионально-воспитательных учреждений,социальные педагоги, общественность).
В этой связи значительновырос интерес школы и других воспитательных институтов общества к микросреде,окружающей ребенка вне официальных институтов воспитания (открытой,неиституционализированной среде) и особенно – к наиболее стабильному  ее звену– семейно-бытовой микросреде с ее ближайшим окружением (социокультурной средепо месту жительства).
В школе «открытого» типа - принципиально иная модель деятельности детского коллектива. Она аккумулирует всевозможные разновидности детско-подростковых, молодежных коллективов иобъединений в школе, микрорайоне: ученические, клубные, территориальные,любительские, общественные организации, неформальные группы, ассоциации и т.д.Ученический коллектив школы органично вписывается в это многообразиеинициативных, самодеятельных формирований. Дети, подростки, молодежь, ихколлективные объединения имеют свое представительство в руководящих муниципальныхорганах управления микрорайона (в советах социально-педагогических комплексах,парламентах, комитета общественного самоуправления и т.д.). Деятельностьученических общественных формирований не замыкается рамками школы. Онанасыщается реальными, социально-значимыми делами, связанными с организациейдосуга, труда, с общественной работой, проявлением заботы, милосердие поотношению к окружающим людям, к природе, хозяйского отношения к своему дому,микрорайону.
Принципиально меняетсяхарактер взаимосвязей школы с семьей в системе социального воспитания. Семьеотводится приоритетное место – как институту, который осуществляет первичную иглавную социализацию ребенка и располагает уникальными средствами, самымшироким диапазоном  влияния на социальное формирование и развитие личности. Несемья – помощник школы, а школа, как общество в целом, должна всемернопомогать, поддерживать семью. Главное усилия школы, направлены не на попыткуподменить влияние семьи, а на то, чтобы деятельность ее способствовалавосстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению контакта в семье,благоприятного, воспитывающего микроклимата в социуме. Отсюда – три основныхвзаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества всистеме социального воспитания:
-    Передача(организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболееблагоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретнойличности, и ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания вжелательном для общества направлении; активизации – всеми имеющимися в обществесредствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного,физического и др. направлений развития личности;
-    Созданиевоспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросредесоциально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм,ориентации ценностей, что является основой благоприятного психологическогоклимата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтнойзначимости этого окружения для личности;
-    Процессыресоциализации и социальной реабилитации предполагающие комплекс мерпреодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечениесоциальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации ивключение их в жизнь.
Деятельностьшколы, как открытой социально-педагогической системы строится на основепреемственности целенаправленной воспитательной работы с народной педагогикой,педагогической интерпретацией национальных традиций воспитания и обучениядетей. Это еще одна характерная черта современной открытой школы. Модельсистема социального воспитания складывается с учетом национально-региональныхмикросоциальных условий; на основе развития совместной деятельности взрослых идетей в социуме, включения взрослого населения  в активное общественноевоспитание. И школа призвана обеспечить в воспитании конструктивное сочетаниесистем, образующих начал со стихийно разрозненным народным педагогическимопытом.
ГЛАВА2. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
2.1. Изучениеособенностей социализации школьников г. Магнитогорска.
Чтобы не говорили современные ученые-педагоги, социологи,учителя о школе, о необходимости коренных преобразований во всей школьнойсистеме, но для полного рассмотрения данной проблемы необходимопроанализировать мнение и самих учеников о ее влиянии на развитие личности, чтои постарались в какой-то мере восполнить мы в практической части, даннойработы.
С изменениями в социально-политической ситуации в странеизменяется школа как главнейший образовательно-воспитательный институтобщества, изменяется, естественно, и отношение детей к школе. Исследователямиотмечается негативная оценка учащимися современной общеобразовательной школы,что во многом исходит от такого же отношения к ней взрослых, главным образом,родителей. Определяется и неудовлетворенность школьников полученными знаниями,умениями, навыками, их недостаточность для вступления во взрослую жизнь. Многиеребята, по сведениям социальных опросов, считают, что школа, со своимтрадиционным подходом в плане воспитания мешает индивидуальному, творческомуразвитию личности, порой губительно сказывающейся на его психике. Но кактаковой полной картины отношения учеников к современной школе (к процессусоциализации в ней) эти исследования не дают.
Нами была составлена анкета, позволяющая определитьособенности отношения школьников к основному образовательно-воспитательномуинституту, их оценку деятельности школы в процессе социализации.
В ходе исследования были опрошены ученики старших классов(9-11 класс) различных общеобразовательных школ города Магнитогорска, чтопозволило, в определенной степени, представит общую картину процессасоциализации в современной школе глазами учеников. В результате анкетированиябыло опрошено 20 ребят. По каждому вопросу определен средний результат.
Анкета.
Школа как факторсоциализации с точки зрения учеников.
Цель:  оценка отношения учащихся ксовременной школе.
Описание методики: опросник состоит из 20 характеристик,по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к егомнению.
Инструкция: «вам предлагается определить своеотношение к школе с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение выоцениваете по 6-тибальной шкале применительно к себе».
«0» — нет;
«1» — практически нет;
«2» — скорее нет, чем да;
«3» — скорее да, чем нет;
«4» — в целом да;
«5» — да.
Опросник.№ Утверждения Средний балл 1 В школу я хожу без какого-либо принуждения. 3,7 2. Если бы посещение школы было не обязательным, я все равно бы в нее ходил. 4 3 Я часто провожу в школе свое свободное время 0,9 4. Больше всего в школе я обращаюсь со сверстниками. 3,2 5. Я участвую в трудовых делах школы. 0,8 6. Я участвую в спортивных делах школы. 0,2 7. Я участвую в культурных мероприятиях, проводимых в школе. 1,6 8. Основную часть знаний я получаю в школе, а не из других источников. 4,2 9. В школе я получаю не только узкоспециальные знания по отдельным предметам, но и знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни. 2,8 10 Школа помогает решать проблемы, связанные с общением 1,7 11. Школа помогает моему умственному, интеллектуальному развитию. 4,6 12. Школа помогает моему физическому развитию 0,1 13. Школа помогает развитию и становлению моего характера. 3,3 14. Мои родители проявляют интерес к школьным делам, а не только к учебе. 2,1 15. Мои родители активно взаимодействуют со школой (ее администрацией, учителями). 16. Школа активно взаимодействует с домами культуры, детскими клубами и т.д. 0,2 17. Школа часто реагирует на изменение в обществе (изменения в ее программе, во взаимоотношениях учеников и учителей). 1,7 18. Я часто общаюсь с учителями на свободные темы. 3,2 19. Школа помогает развитию моих индивидуальных особенностей 3,4 220. Можно сказать, что школа является моим вторым домом. 0,2
 Обработка данных.
1. Отдельно покаждому вопросу подсчитывается средне арифметическое (до десятых).
2. Высчитываетсясредний показатель по всем результатам, который обозначается в процентномотношении, — деятельность, значение школы, социализация детей (100 % — приответе на все 20 вопросов «5» баллов).
Интерпретация.
В результате проведенного анкетирования средистаршеклассников показатель деятельности современной школы как основногоинститута социализации детей – 41,9 %, а средний бал – около 2,1, т.е. школареализует свои потенциальные возможности в процессе социализации школьниковменьше, чем на половину (с точки зрения самих школьников). То, что школаявляется вторым домом для ребенка воспринимается, как из ряда вон выходящийфакт. Однако следует принять во внимание  следующее: большинство из участниковопроса продолжали бы посещать школы в том случае, даже если бы это не былообязательным. Но школа в настоящее время  детьми воспринимается все-таки какучреждение, в котором они получают знания по предметам, а не комплекс знаний,умений и навыков, помогающих выступить на равных в обществе со взрослыми. Изрезультатов анкеты видно, что современная российская школа нацелена лишь насвою образовательную функцию. Она не представляет собой открытой системысоциализации. Школа практически не взаимодействует с другими образовательными,воспитательными организациями, по мнению ребят, консервативно относится кнововведениям в обществе, являя собой скорее закрытую, чем открытую системусоциализации. Следует отметить и тот факт, что школой не устанавливаетсяконтакт  с родителями учеников, которые не взаимодействуют с администрацией,учителями, школьными психологами и т.д. А это в свою очередь определяет иотношение ребят к школе, их безразличие к ее делам, исходящее из семьи.
В плане индивидуального становления личности, по опросуребят, школа помогает им не 68 %. Это позволяет говорить о том, как таковогодавления, мешающего творческому, индивидуальному развитию детей со сторонышколы не наблюдается. 
К сожалению, ушло в прошлое внимание учителей кфизическому развитию подрастающего поколения (2 %). Ученики считают, чтоспортивная жизнь умерла в школе, остались лишь неинтересные, изнурительныезанятия по физической культуре. В школе практически не проводятсяобщественно-трудовые мероприятия, т.е. не осуществляется трудовое воспитание.Обращает на себя внимание и спад культурно-массовых мероприятий школы, который,как нам кажется, исходит из отсутствия к ним интереса к ним, которое являетсяследствием отсутствия талантливых организаторов в школе.
Оставляет желать лучшего и развитие культуры общения,столь необходимой в процессе социализации детей. Школа практически  не помогаетученикам в решении проблем общения. Интересно, что свободное общение сучителями по своей реализации – 64 % — одинаково с процентом общения в стенахшколы со сверстниками.
Таким образом, результаты проведенного анкетированияпозволяют говорить о том, что современная российская школа не дает необходимойсистемы знаний для целостного, разностороннего развития личности в процессесоциализации; является, скорее всего, системой закрытой, не взаимодействующей сдругими социальными институтами.   
2. В качестве примера одного извыходов из создавшейся ситуации в нынешней педагогики, нам кажется уместнымпривести проект, способствующий грамотному социальному развитию детей школьноговозраста, а также сближающий два наиболее важных в социализации детейсоциальных института – семьи и школы. 
Проектные решения обозначенных выше задач могут бытьсамые различные. Остановимся на характеристике лишь некоторых проектных идей,которые могут быть легко адаптированы к конкретной ситуации и использованы впроектной деятельности.
Проект «Хобби-центр». Задачи проекта: всестороннее развитиеподрастающего поколения путем включения в различные виды социально-культурногои художественного творчества; создание условий для самореализации личностиподростка и юноши в сфере досуга;  помощь в овладении технологиями,составляющими основу профессионального мастерства; формирование у подростков июношества потребности в личностном самосовершенствовании, саморазвитии.
Форма реализации — подростковый и юношеский клуб, имеющийстатус юридического лица.
Структурными единицами “Хобби-центра” могут быть:драматический театр; кукольная студия; школа этики и эстетики; кафе-дансинг;клуб развивающих игр; студии народного и эстрадного танца; мастерскиехудожественного, прикладного творчества и ремесел (живопись, графика, лепка,мягкая игрушка, скульптура, керамика, резьба и роспись по дереву и т.д.);компьютерный клуб.
Мероприятия по реализации проекта: разработкафункциональной модели и программы деятельности “Хобби-центра”; подготовкаучредительной документации (в том случае, если клуб будет иметь статусюридического лица);  заключение договора с администрацией района о выделениисоответствующего помещения; подбор, расстановка, подготовка специалистов иперсонала.                                                                                       
Проект «Школа мужеств». Задачи проекта: формирование умальчиков устойчивых поведенческих моделей и образцов«мужественности» (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитникотечества и т.д.); духовно-нравственное воспитание школьников на традицияхотечественной культуры; всестороннее развитие интеллектуальной, эмоциональной ифизической культуры личности.
Форма реализации: создание на базе средних школ дляшкольников среднего и старшего подросткового возраста специализированнойобразовательно-воспитательной программы.
Содержание деятельности:  изучении истории, культуры,быта, образа жизни, биографий выдающихся людей Заполярья; овладениетрадиционными для региона видами ремесел, промыслов, основами бытовой культуры;физическое развитие на базе традиционных для Российского Севера видовспортивных состязаний; художественное развитие личности на основе изучения иовладения традиционными видами художественной деятельности; проведениеспортивных соревнований, конкурсов, викторин, организация игровых программ повсем изучаемым разделам.
Мероприятия по реализации проекта: разработка программы“Школы мужества”; формирование педагогического коллектива, обеспечивающегореализацию различных разделов программы; комплектование учебных групп.                                                                                                                          
Проект: «Подростковый клуб „Штандарт“. Задачи проекта: патриотическое воспитаниедетей и подростков на традициях российского флота; формирование интереса кистории своей Родины, русского Севера; реабилитация в общественном сознанииценности служения Родине, Отечеству; формирование личности на примере героев изащитников Отечества, биографий архангелогородцев и других известных людей,составивших славу русского Севера;
Содержание деятельности клуба: поисково-исследовательскаяработа; создание на базе одной из школ музея морской археологии; овладениетехнологиями проектирования и сооружения деревянных судов; судомоделирование;изучение истории отечественных орденов; организация экскурсий, выставок.
Мероприятия по реализации проекта: формированиеинициативной группы; разработка концепции и учредительной документации;организационно-методическое обеспечение работы клуба.
2.2. Опытдеятельности зарубежных школ за рубежом
В отечественной педагогической науке в настоящее активноразрабатываются разнообразные модели школы, в том числе как открытой системы. Вэтой связи большой интерес для нас представляют модели и опыт деятельностиоткрытых школ некоторых зарубежных стран. Одной из таких моделей являетсяХолистическая школа (Германия). 
Большое значение для социализации личности в холистическойшколе отводится развитию общечеловеческих возможностей, которые в любойситуации создают основу для решения всех жизненных ситуаций и конфликтов.
Холистическая школа представляется открытой системой,устанавливающей связи с другими сферами жизни общества, что помогает воспитатьразносторонне развитую, эрудированную, свободную, целостную личность в процессесоциализации.
Холистическая педагогика решительно выступает противлюбого узкого и одностороннего подхода. Она видит ключ к решениюосновополагающих вопросов только  в интеграции целостного эмпирического итеоретико-аналитического подходов на основе нового понимания целостности,включающего все жизненные сферы человека.
По сути, представленная немецкими учеными холистическаямодель школы предлагает процесс социализации проводить в открытой системе.Данная модель является неким идеалом для развития современных российских школкак открытых систем социализации детей. Являясь, прежде всего, открытойсистемой, школа может приблизиться к идеалу воспитательного институтасоциализации при условии стабилизации общественной жизни.
Особого внимания в изучении деятельности «открытых школ» заслуживает Вальдорфская школа.  Вальдорфские школы действуют сегодня более чемв 100 странах.
Первая Вальдорфская школа была основана в 1919 годуРудольфом Штейнером (1861-1925) для детей рабочих и служащих табачной фабрики«Астория» в Вальдорфе по просьбе директора фабрики. Это была с самого началабессословная школа, в которой не было деления по социальному статусу научащихся народной, неполной средней школы и гимназии. Концепция Вальдорфскойшколы включала в себя детский сад и все дифференцированные отделения старшейступени обучения (собственно старшую ступень обучения, техническое направлениеи социальной работы.).
Именно поэтому Вальдорфская школа является прототипомсовременной интегрированной общей школы в Германии.
Все управление Вальдорфской школой строилось на принципесамоуправления. Был создан общественный совет, куда входили родители, учащиеся,учителя, и все, кто способствовал развитию школы. Учителя и все, работающие всовете, не были государственными служащими. Вся правовая и хозяйственнаяответственность лежала на совете. Финансирование осуществлялось за счет средствфабрики «Астория» (однако в настоящее время финансирование осуществляется  восновном за счет государства и частично за счет родителей).
Воспитательная работа ориентируется на развитие свободыдуха, чувства общности, идентификации с группой, сообществом, а затем и собществом, воспитание в духе сотрудничества.  В соответствии с учением Штейнерао ступенях развития ребенка в школе осуществлялась специфическая связь практической деятельности с  процессом обучения. Сначала все обучение ивосприятие было связано с деятельными упражнениями, физическими и телеснымипроявлениями ребенка. Постепенно к обучению подключались процессы сознания. Вдальнейшем дети много занимались трудом: шили, ткали, работали в саду и т.п. Встарших классах учащиеся проходили практику на промышленных предприятиях, всельском хозяйстве, сфере социального обслуживания. В ряде Вальдорфских школ впоследние годы среднее образование дополняется профессиональным.
 В общем, следует отметить, что на Западе отрабатываютсясоциально-педагогические механизмы управления социализацией путем созданияразличных направлений  «социальной интеграцией». В Германии воспитание ролевогоповедения индивидов дополняется теорией социализации «автономной» личности,«гуманной педагогикой», от педагогов требуется подготовить молодых людей квыполнению обязанностей граждан этой страны. Школа осуществляет массовоеформирование надежной рабочей силы, четкий и строгий контроль за процессомсоциализации. В США эта зависимость проявляется наиболее полно. Здесьосуществляется очень давняя и прочная традиция связи общины и школы. Этообъясняется тем, что  школы строятся на средства налогоплательщиков, т.е. на«общинные» деньги. Теоретическим фундаментом общинного обучения и общинных школявляется прагматизм, исходные положения которого способствуют развитиюиндивидуальных особенностей человека и укреплению связи школы с окружающейсредой. Это в  какой-то мере позволило познакомить подрастающее поколение  сразличными сферами трудовой деятельности, активизировать участие школьников всоциальной жизни общества.
Термин общинная школа применяется не ко всем школам.Общеобразовательная государственная школа, ведущая работу по укреплениюконтактов с местным населением, называется общинной в том случае,  если онапредоставляет населению общины свое здание, оборудование, наглядные пособия дляпроведения занятий во второй половине дня. Такие школы, утверждает американскийсоциолог Л. Деккер «должны быть открыты с утра до позднего вечера в течениевсего учебного года, они становятся центрами, куда могут прийти местные жители– взрослые вместе с детьми, чтобы учиться и отдыхать» 
Следует отметить, что с самого начала развитие общиннойшколы шло неоднозначными путями.
В одной первых программ, разработанной англичанином ГенриМоррисоном в 1924 г., был представлен многофункциональный общинный центр, скоторым интегрировались школа, учреждения системы образования взрослых и сферадосуга. Школа в «модели Моррисона» занимала ключевое положение. Это было однонаправления развития общинной школы.
В другом направлении, получившем развитие на волнесоциальных движений конца 60-х годов, внимание концентрировалось на наиболееострых проблемах социального неравенства в больших городах. Общинное воспитаниерассматривалось, как путь для самореализации и выражения интересов длясоциально-защищенных и    преследовало цель – добиться социальных изменений вусловиях развития общины. Наиболее известным представителем данного направлениябыл Эрик Мидвинтер.
В настоящее время, в частности в Англии, позиции обеихнаправлений сблизились. Поборники первой модели сегодня уже видят основнуюзадачу воспитателя общинной школы в том, чтоб быть «агентом социальныхизменений». И большинство английских специалистов отдают предпочтениеинтегрированным общинным центрам (построенным по специальным проектам) какнаиболее эффективным. К числу важнейших признаков общинной школы они относят:
-  Взаимную поддержкуотношений между общиной и школой;
-  Учебный план ипрограммы, ориентированные на учет интересов школы;
-  Перманентноеобразование;
-  Вовлечение общиныв принятие решений и управлении школой;
-  Развитие общины.
Одной из программ открытого обучения в США является программа «Трудовой корпус», которая предназначается для того, чтобы «датьмолодым людям навыки практической работы и основы образования». Трудовыекорпуса объединяли различные виды лагерей для юношей и девушек. Первоначальноучастники программы занимались охраной природы и устройством мест отдыха.Позднее, убедившись, что подростков мало интересуют эти проблемы, организаторыперестроили обучение, сделав его целью приобретение различных специальностей.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного анализа состояние современнойроссийской школы как фактора социализации детей следует сделать вывод о полномнесоответствии его представлению о школе как об открытой системе социализации.
В настоящее время в отечественной системе образования досих пор преобладает традиционная модель школьного воспитания, сковывающаяразностороннее развитие личности ребенка, манипулятивная,  базирующаяся насубъект-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка. Никакие отдельныеприемы и техника, внедряемые учителем в воспитательно-образовательный процесс,не могут принести устойчивого личностного роста, если они не включены впедагогическую деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личностиучащегося. Поэтому необходимо проектировать и проводить системупсихолого-педагогических мероприятий, которая обеспечивала бы личностноеразвитие. При этом следует привлекать самих учащихся на всех этапах такогопроектирования и реализации, соединяя элементы воспитания и самовоспитания.
Для решения данной проблемы следует привлекать не тольконаработанный педагогический опыт, приобретенный в процессе деятельности какроссийских, так и зарубежных школ, разрабатывающих данный аспект в воспитаниидетей,  но опыт, наработанный всем человечеством на протяжении всего процессаразвития человечеств. Ведь грамотное воспитание детей зависти не только и нестолько от школы, но, в большей степени, от родителей ребенка. Поэтому следуетинтегрировать семейное и школьное воспитание в процессе социализации личностиребенка. Очень поучительным в этом плане представляется опыт, накопленныйоткрытыми школами, работающими за рубежом, в частности, общинной школы, вкоторой школа о община (общество) очень активно взаимодействуют.
Кроме того, целесообразным представляется развитиевнешкольных досуговых организаций, способствующих социализации личностиребенка. Так, в недавнем прошлом, в нашем городе практически при каждой школедействовал детский клуб, в котором проводилось большое количество воспитательныхмероприятий, как в рамках школьного воспитания, так и в обще развивающемаспекте. Данный опыт, представляющийся очень важным в воспитании личности, вданное время, к сожалению утрачивается.
Т.о. можно сделать вывод, о том, что для полноценного воспитанияличности ребенка требуется интеграция школьного, общественного и родительскогоопыта. Школа сама по себе не в состоянии тянуть эту лямку, т.к. помимовоспитательных  должна решать еще и образовательные проблемы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.