Реферат по предмету "Педагогика"


Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ
1.Информация об опыте
2.Технология опыта
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬОПЫТА
Библиографический список 
Информацияоб опыте
«Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, ставзрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви — ибо они могут и непонять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым.К Церкви нужно вести детей с раннего детства… Не с юности, а раньше должноначинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалосьсердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий».
прот. Зеньковский В.В.
Тема опыта: «Православная культура и её роль вразвитии личности дошкольников»
 
Условия возникновения опыта
Актуальность опыта
Детство — время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формированиянравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накоплениенравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольномвозрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизниобеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формированиеличности.
Священник-учёный В.В. Зеньковский считает, что источникомпсихического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражениюв его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало еголичности, В.В. Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно вразные периоды детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит принепременном взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культурыпроисходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил,творческого начала в ребёнке[1]. Особенностимировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмомэмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтомуформирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление ородине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано сконкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть слюбовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей егоприроде, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что егорадует. Целью духовно-нравственного образования является содействие целостномудуховно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника,обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредствомприобщения к высшим ценностям православной культуры. Работая воспитателемдетского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей бездуховно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вреднокак для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учрежденийбез четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мысовершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка — питанииего души. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста.У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение ксвоим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Первыйопыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен ввозрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнкомкризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка.Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнокначинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. Православноевоспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленнымгосударственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процессуникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского садаособую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. Управославного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги,раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мызнаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенныйБогом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым,и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале егожизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех иуныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры отрелигиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагаютприобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное,православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучениеребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры егосамосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опытачеловечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности.Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом,способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечитьбезрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной культуре,позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детейдошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельностии решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
Основная идея опыта
Дать детям знания о Православной Церкви иПравославном Храме. Способствовать активному освоению детьми православногоискусства. Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культурына основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц;
Дать представление о Православной Церкви и православномхраме, облачении священников; познакомить с некоторыми образцами православногоискусства: архитектуры и иконописи;
Приобщить детей к нравственным устоямправославной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактовцерковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцовцерковного и православного искусства. Дать детям первоначальныепредставления о Заповедях Божиих как основе жизни человека. Раскрыть основныедуховные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке.Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную иорганическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Длительность работы над опытом
Диапазоном опыта является единая средавоспитательно-образовательного процесса (беседы, игры, занятия).
Теоретическая база опыта
Уясняя сущность православной культуры, следует учитывать,прежде всего, то, что именно Православие является историеобразующим, культурообразующим,смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыгралоисключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи ичеловека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Этообстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя.Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм илиабсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостаткамиостается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитыватьэто в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного,культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание,предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу. За многиевека своего существования Православие накопило колоссальный эстетическийпотенциал — лишать современного человека возможности осваивать его, значитнесказанно его обеднять. Православная культура — это литература, включающаятысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и АндреяРублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, этоудивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это,наконец, прикладное искусство — богослужебные сосуды, оклады икон, церковныеоблачения, — традиции которого живы до сих пор. Самым актуальнымобстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что всяона, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно,эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в нашпрагматический век. Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси,несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понятьвсю духовно-нравственную сферу русского народа. Многие элементы духовностивозникли еще до принятия Христианства, а православие венчало и упрочило древнеемировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенныйхарактер.
Согласно православному миропониманию, человек долженстремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает нетолько телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрыхдел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящихзло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, ко всеобщей победеблагодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление кдобру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народноготворчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и винформационном, и нравственном отношении.
В 1993 г. впервые была разработана «Концепцияправославного дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивнуюроль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. Набазе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательнойработы с детьми дошкольного возраста.
За последние годы создан ряд авторских программ иметодических материалов, таких как:
·          Комплект нормативных, и методических материалов по организацииработы православного детского сада и дошкольного отделения православнойгимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольноговозраста «Основы христианской культуры» (Афанасьева С.) (Смоленская иКалининградская епархия);
·          «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»(автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);
·          «Православное воспитание в дошкольном учреждении исемье» (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);
·          Программа преемственности духовно-нравственного воспитания вдетском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинскимпедагогическим университетом) (Челябинская епархия);
·          Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г.Ступино Московской области).
Отдельным разделом выделена Программа для детей старшегодошкольного возраста в содержании нового учебного курса «Православнаякультура», разработанного специалистами Курского педагогическогоУниверситета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса «Православнаякультура», созданного педагогами Ногинского района Московской области подруководством протоиерея Виктора Дорофеева. Разработано и издано«Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольноговозраста» под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примернаяпрограмма православного воспитания детей, распределенная по трем возрастнымгруппам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатсяконкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическимразделам: «Ребенок и его окружение», «Бог — Творец мира»,«Молитва — общение с Богом» и другие. Это методическое пособиенаправлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальныхособенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своегособственного пути к Нему. Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду внастоящее время стоит учебно-методический комплект А.В. Бородиной, разработчикучебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры»,автора первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати другихучебно-методических пособий. В её программе существует достаточно уникальныйсклад и религиозных, и культурологических знаний, духовных и национальныхкорней, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное,что необходимо, как мне кажется, – здесь есть любовь, любовь к Отечеству,любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своейистории, и вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле,семье, к своему храму, к своей вере – через эту призму человек смотрит надругие религии и понимает, почему тысячу лет назад наши предки сделали этотконкретный выбор[2].
Цель исследования
Познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным ив то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значениемПравославия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
Задачи:
1.        Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы поисследуемой проблеме;
2.        Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственногоразвития личности детей дошкольного возраста на основе православной культуры.
3.        Раскрыть педагогический потенциал православной культуры в современныхусловиях, ее роль в формировании и развитии общей культуры личности,экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучшихдуховно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.
Методы:
— изучение психолого-педагогическойи методической литературы по проблеме исследования;
— педагогический эксперимент;
— наблюдения;
— собеседования с педагогами, родителями.
/>1.  Технология опыта
Главным средством духовно-нравственного развития личностиребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введениеего в православную культурную традицию естественным образом проходит черезвоспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специальноотобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок,потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями наевангельские сюжеты.
У меня в группе дети 5-6 лет. Эта группа считаетсяподготовительной при изучении Курса православной культуры[3], который для детей этого возраста – не простоопределенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное сцерковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразнойдетской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темыдля рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественныхпроизведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучиваниянаизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчиненыдостижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенкадошкольного возраста. Общей и важной тенденцией этого возрастного периодаявляется закладывание и активное развитие психологических структур личностиребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает.Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формированияоснов волевого поведения. В возрасте 3–5 лет дети готовы к принятию Бога какТворца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов,деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматриваютузорчатые снежинки зимой. В 5–6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творецмира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процессапознания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройствавсего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человекеизначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваемаребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоциональноговосприятия и переживания жизненных противоречий. Курс православной культуры,ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшегообучения в старших группах. Он должен включать основные представления, накоторые необходимо будет опираться в дальнейшей работе. Вместе с тем ни в коемслучае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группекак узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзярассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство естьсамоценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый периодчеловеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольномвозрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя. Считаю,что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православнойкультуры в рамках главных православных праздников (православный литургическийгод), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мирПравославия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей иприроды. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Дляребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троицаи золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полноежизни… Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить собъяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери,и праздничное чувство ребенка — все соединяется, чтобы оживить то или другоесобытие”[4].
Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, еготворении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязатьвоедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Знакомстводетей со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изученияКниги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенкадошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботеБога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. Историческийраздел программы представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории,которые отражают в себе течение истории общечеловеческой (см. Приложение).Изучение храма будет более эффективным, если посетить его в праздники, в дниторжеств, а само посещение заранее подготовить. Важно познакомить детей сустройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведениялитературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высокихдуховно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме,передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительногохарактера. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей,заложить основы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственныебеседы. Формирование такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальнойстепени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию. Впериод 5-6-ти летнего возраста в поведении ребенка мысль еще слаба. Логическиесоставляющие весьма просты. Поэтому занятия по православной культуре должны вмаксимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведенийо православной культуре, к активному проигрыванию ребенком некоторых моментов.Само же преподавание в этот период я веду, опираясь на краткие составляющие:всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований преподносятсяв яркой образной форме. Формулирую эти мысли очень просто, с использованиемпонятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возрастатаковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этоговремени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные мною видыдеятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети вэтом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен,ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от воспитателя. Некоторыеситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках. Организация занятийв группе проходит в форме эпизодических мероприятий: слушание короткихбиблейских рассказов, проигрывание праздников. Это мы проводим в формепедагогически организованной игры-инсценировки, беседы на нравственные темы,рисования, разучивания стихов и песенок. Возможно непосредственное знакомство сособенностями церковной жизни. Для этого организовываем посещение храма,встречу со священником. Планирование работы по содержательной линии «Бог —творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и вчастности во время прогулки и общения с природой. Осенью провожу наблюдения сдетьми осенних полянок, рассматриваем деревья и кустарники, разноцветные листочки,овощи, деревья, фрукты и т. д. Наблюдаем за животными, явлениями природы(дождь, ветер). Знакомлю детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готовборщичок», «Наши уточки с утра». На прогулке с детьми организую игры: «В гостик осени идем», «Угадай, на что похож?»
Зимой воспитатели провожу наблюдения с детьми на зимнихполянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересуетнаблюдение за птицами и их кормление. Знакомлю детей с народными песнями «Ужты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали нашиножки». На прогулке провожу игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки»,«Заинька», «Вот синички — дружные сестрички».
Выводы:
Дошкольное детство — очень важный и сложный период жизни.Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте,потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузкаинформацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этомвозрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детскойдеятельности — такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок ит.д. Поэтому материал, предлагаемый нашей программой, не требует дополнительныхзанятий, а включается в различные виды детской деятельности. Мы с удивлениемобнаружили всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний инавыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизниколлектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служитнародно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркиекалендарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха,Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памятиребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, чтопозволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняяи углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разныхспособностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможностьсамовыражаться и развиваться./>3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Детям 5-6 лет трудно усвоить содержание событий, имеющихмногозначный смысл, где участвует множество людей, вступающих в различные отношениямежду собою. Поэтому занятия мы проводим по упрощенному варианту изложениясобытий библейской истории со значительными сокращениями, но в хронологическойпоследовательности. Здесь необходимо проследить цепочку сюжетов, содержащихосновные ключевые события, в которых явно просматривается благая воля Божия оспасении людей. Формирование позитивного целостного миропонимания у детей в процессеосвоения раздела программы идет по восьми линиям: «Бог – Творец мира»;знакомство детей с образами Иисуса Христа и Богородицы; молитва в жизни ребенка;главные православные праздники – основа образа жизни ребенка в детском саду;ознакомление детей дошкольного возраста с Храмом; ознакомление детей с образамии жизнью Святых людей; дни Ангела (именины) в воспитании детей; Заповеди Божии- уроки благочестия для детей дошкольного возраста. Обязательно необходимознакомить детей с примерами жизни русских святых. Излагать о них материал так,чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно. Чтобысоздавался эффект реальности событий, необходимо ощутить обстановку жизни людейтого времени. Для этого мы демонстрируем фотографии, иллюстрации, иконы,дополняя этот показ живым образным рассказом. При изучении православныхпразднеств обращаю внимание на форму проведения этих праздников, рассказываю отом, как празднуется тот или иной праздник, объясняю его нравственное,поучительное содержание. Почти каждый из них можно «инсценировать» так, чтобыдети почувствовали себя его участниками (см.Прил.). Например, на Масленицу мыразыграли сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Пузырь был обжорой, соломинка — жадиной, а лапоть – властолюбцем. Они никак не могли договориться. Сталиспрашивать детей: что можно посоветовать героям, как им помочь? Дети думали, апотом говорили: им надо попросить прощения, не объедаться, не сориться,делиться, уступать друг другу. Чем не «вводная лекция» перед Прощеным воскресеньем?В Светлую Пасху педагоги и воспитатели детского сада стремились устроить детямпраздник, чтобы дать возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры,использовали народные игры и песни, потешки и хороводы. Воспитанники детскогосада увидели интересную музыкальную сказку «Пасхальный колобок», гдевстретились со сказочными героями: колобком и лесными зверями, роли которыхисполнили дети старшей группы. Праздник закончился общей песней. Присутствующимпонравилось представление, ребята получили знания о празднике Пасхе и призывдля них: быть добрыми. На праздниках дети не только исполняют песни, сложенныена народную музыку, но и приобщаются к высокой культуре — слушают произведениярусских классиков: Чайковского, Гаврилина, Свиридова, которые обращались всвоем творчестве к теме Православия. Это очень обогащает детский опыт, расширяетспектр их эмоций. Через приобщение к отечественной духовной культуре детиузнают, что означают наши христианские имена, понимают значимость дня именин — ДняАнгела. Следуя традициям святоотеческого образования, возрождение традициипразднования именин содействует приобщению детей к восприятию и пониманию нетолько земного, но и небесного Божьего ангельского мира. Ангел-хранитель — этотот близкий образ небесного мира, который находит естественное место вформировании высшей духовно-практической сфере личности ребенка дошкольника. Поэтомумы реализуем личностно-ориентированный подход, начиная с празднования именин,которые в моей группе проводятся ежемесячно для всех детей, чьи именасоответствуют святым именам данного месяца. Так подарки, выполненные рукамидрузей по группе, получают осенние, зимние, весенние и летние именинники.Каждому ребенку особенно интересно, как происходил выбор его имени. Знание, чтоты наречен именем определенного святого, задает конструктивную направленностьразвития личности, определяет свое назначение даже в столь небольшом возрасте.О назначении человека, о воле Божией о человеке, дети задумываются и рассуждаютна занятиях, посвященных творению мира и человека Богом. В каждом ребенкеначинает жить вера в то, что тот святой, имя которого он носит, является его небеснымпокровителем и заступником на всю жизнь. Дети очень внимательны, слушаярассказы о житиях святых и стараясь узнать о них как можно больше. Прежде всего,они стараются запомнить день его памяти. В этот день у ребенка радостныйпраздник — именины. В разных ситуациях на занятиях или вне их я стараюсьсерьезно и ответственно говорить с детьми о Начале всех начал – Боге Творце,учу обращаться за помощью к Тому, Кто может дать все, при том, что это послужитна благо. Краткие беседы, замечания, выдержки из Священного Писания, житийсвятых, сказанные применительно к определенному явлению, предмету, совмещениезнания о Божественном с опытом его применения делает это знание, а такжеусвоение любого преподаваемого материала качественным. При этом поражаетспособность ребенка 5–6 лет адекватно и с радостью воспринимать сообщения ожизни в Духе Святом. Иногда одного занятия, в структуру которого включены такиесообщения, бывает достаточно, чтобы дети стали умнее, духовнее,интеллектуальнее. Один из примеров. На занятии по развитию речи рассматривалиосенний листик. Посмотрели его на свет, различив все прожилки, красоту их линийи порядок размещения. Узнали об их значении для листика и всего дерева. Нарисовалиточно такой же листик, бережно выводя прожилки-«сосудики». При этомдетям сообщается, что так все красиво и премудро создал Господь, и каждыйлистик – Его творение. Удивительно и непостижимо, но и на других занятиях детилегко переносят полученные знания на другие предметы и явления. Дети, еслилюбят педагога, стараются делать, а особенно говорить так, как он их учит.Чтобы нравственно-религиозные беседы не стали для них лишь пищей для ума, чтобыони не применяли эти знания лишь на словах, не стали фарисеями, книжниками илицемерами, нужно быть внимательным и осмотрительным при произнесении слов оБоге. И обязательно проверять, как знания действуют в жизни ребенка. Занимаясьс детьми по такой системе, я столкнулась с такой проблемой как перегрузка детей.Они быстро уставали, первоначальный интерес угасал. Занять их можно было толькоминут на 5–10, а затем внимание ускользало, дети уже откровенно выражали своенедовольство затянувшейся беседой. С одной стороны, стояла очевидная проблема,с другой – было страшно отступить от «буквы». «Как же, – думала я, – ведь этоСвященное Писание и Предание. Стиль книг, которые я читаю, очень высок. Здесьсовершенно неуместно какое-либо движение, что-либо нарушающее общуювозвышенность».
Дальше был этап, который можно охарактеризовать так: рассказ+ рисование (лепка). Этот этап был уже более продуктивным. Чутье и некоторый накопившийсяопыт подсказывали: необходимо подключить различные развивающие задачи,создавать занятия впечатления, задействовать эмоциональную сферу. Надо сказать,в этом плане очень помогли коллеги, открытые занятия которых я посещала. Долгийпуть исканий своего подхода к преподнесению православной культуры дошкольникамвывел, в конце концов, к основам общей методики и педагогики, их принципам.Ведь, в сущности, методический инструментарий, которым мы, педагоги,пользуемся, есть своего рода язык для прочтения и усвоения ребенком необходимыхзнаний. Очень важно, чтобы этот язык был понятен детям, не звучал для них какиностранный. Поэтому необходимо приспосабливаться к детям, их мировосприятию, ане наоборот – приспосабливать детей к предмету (а на самом деле, к самому себе,к нежеланию искать новые пути, к отрицанию светских форм обучения, которые прицелесообразном применении могли бы оказать существенную помощь педагогу).
/>Библиографический список
1. Бородина А.В. Основы православнойкультуры: Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучениядетей дошкольного возраста. – М.: Издательство Основы православной культуры,2005.
2. Бородина А.В.Культура итворчество в детском саду.Программа воспитания и образования детейдошкольного возраста. – Изд. 2-е – М., 2007.
3. Бородина А.В. Основы православнойкультуры: Рождество Пресвятой Богородицы.Для детей дошкольного возраста.– Изд. 2-е. – М., 2008.
4. Бородина А.В. Основы православнойкультуры: Рождество Христово. Для детей дошкольного возраста. – Изд.2-е.– М., 2008.
5. Бородина А.В. Основы православнойкультуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч.Часть 1. — М., 2007.
6. Бородина А.В. Основы православнойкультуры. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста в 2-х ч.Часть 2. -М., 2008.
7. Новиков А. — Азбука православноговоспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ.: Санин, 2004.
8. Основыправославной культуры (с дет.сада до окончания школы) Программафакультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощьучителям, участвующим в педагогическом эксперименте) — Курск.: КГПУ, 1997.
9. Афанасьева С.Ю. Православнаякультура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительногообразования.// «Православное Образование» №4 август 2004 года.
10. Гладких Л.П. Развитиевнутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика.Психология. Вып. 4(11). – 2008.- С.97-109.
11. Библия для малышей. — М., 1990.
12. Священная История в рассказахдля детей. Сост. С. Куломзина. — М., 1998.
13. За что мы любим Бога. Евангелиедля маленьких детей. — М., 1990.
/>Приложение
Выдержки из сценария праздникаСлавянской письменности и культуры
 
Зал украшен иконами святых Кирилла иМефодия, учителей славянской письменности. Ведущая говорит о том, что детисобрались сегодня на праздник в светлые пасхальные дни и начинать его будем спасхального тропаря. Все встают и поют:
Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав!
 
Ведущая. 24 мая мы с благодарностьювспоминаем и прославляем наших учителей — святых равноапостольных Кирилла иМеофдия. Они родились в городе Солуни в Македонии. Патриарх и императорпопросили братьев пойти на проповедь Евангелия в славянские страны. Славяне неимели своей азбуки. Они не понимали Евангелия, которое было написано нагреческом языке. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, перевели Евангелиеи другие книги на славянский язык, на котором до сих пор читают их русские,сербы, болгары и другие православные славяне. Братья отправились в свой самыйтрудный и опасный путь — учить и просвещать славян светом Христовой веры. До конца дней своих, подобно апостолам, ходили они по миру,проповедуя Евангелие. Благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы принялихристианскую нравственность, узнали православные праздники, обычаи.Церковнославянский язык и сейчас мы слышим в церкви. Давайте сегодня с вамивспомним, а какие же мы знаем праздники. В течение года их было много, и всеони такие разные, но все без исключения учат добру, вере, надежде и любви.
Помните, какой замечательный ирадостный праздник Рождество Христово, когда Вифлеемская звезда возвестила орождении Иисуса Христа.
Ведущая обращает внимание детей навозвышенные и торжественные слова этой молитвы и объясняет, что все молитвычитаются на церковнославянском языке, с которыми люди обращаются к Богу. Народобъединяет язык и письменность. Святые Кирилл и Мефодий принесли на Русь письменность,перевели Евангелие и дали нашему народу богодуховный язык, который жив идоныне. Дети читают стихи.
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви славянской святые отцы.
Слава вам, правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы.
 
Ведущая вспоминает, как много праздниковотмечали дети (дети «подсказывают» ей, тут же вспоминая Рождество).
Ведущая говорит о рождественской елке,колядках, просит детей вспомнить одну из них. Дети читают стихи о Рождестве:
Рождество Христово! На душе светло!
Праздника святого солнышко взошло!
Небеса так ясны, белый день в ночи.
То Младенцу в ясли шлет звезда лучи!
Стало плотью Слово ради наших бед.
Рождество Христово — вечной жизнисвет!
Русские люди любили и защищали своюземлю. Русская земля славилась своими защитниками: богатырями (дети вспоминаютИлью Муромца) благоверными князьями (вспоминают князя Александра Невского,Дмитрия Донского), великими полководцами (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков).Наши мальчики учатся на примере великих предков и обязательно вырастутсильными, смелыми и верными защитниками нашей Родины (дети читают стихи обармии, солдате).
Сияет солнце в День Победы и будет нам всегда светить,
В боях жестоких наши деды врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем и льются песни там и тут,
А в небе городов-героев сверкаетпраздничный салют.
Дети исполняют песню «Еслихочешь быть военным».
 
Ведущая. Даже в самые суровые военные годынаходилось место и боевой, веселой песне, и шутке, и пляске. Давайте спляшем, ивсе смогут увидеть, что и в пляске наши мальчики настоящие кавалеры. (Детитанцуют.) Ведущая. Помните веселый праздник, когда мы зиму провожали,весну встречали (дети вспоминают Масленицу), заканчивалась Масленица Прощенымвоскресеньем и начинался Великий пост: время размышлений, тишины. (Дети читаютдуховные стихи.)
Вхожу я тихо с мамой в храм, нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит сам, как я его люблю.
В сиянье Царские врата!
Поставлю я свечу. И перед образомХриста прощенье попрошу.
И кажется, что рядом Он, и происходит чудо…
Я в этом храме был крещен, здесь и венчатьсябуду!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.