Реферат по предмету "Педагогика"


Учет индивидуальных особенностей склонностей и направленности учащихся в преподавании предметов эстетического

--PAGE_BREAK--В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учеб­никах по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребно­сти или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных устано­вок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готов­ность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, не­достаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности.Направля­ет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво до­минирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.п.
Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации;
П. М. Якобсон говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распоря­док жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон делает вывод, что следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.
 Богоявленская Д.Б. [3, С.279],  изучая творческие способности художников, одним из аспектов интеллектуальной активности выделяет направленность личности. Выводом в результате исследований в данной области стал факт, говорящий, что прослеживается тенденция: для испытуемых эвристического уровнятипична, как правило, альтруистическая направленность (70% эвристов проявили коллективистическую направленность), а для стимульно-продуктивного – личностная (80 % испытуемых этого уровня интеллектуальной активности  обнаружили личностную направленность). Автор подчеркивает, что доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности становится тормозом в познавательной деятельности и творчестве. А мотивы творчества и полезности формируют производительную (развивающую направленность).
Роберт Френкин [9, С.561], изучая мотивационные свойства психики человека, говорит о том, что исследователи давно пришли к выводу, что творчеству способствует определен­ны и стиль личностной предрасположенности. Многие попытались выявить его. Креативные люди обычно отличают­ся независимостью, нонконформиостью, пренебрегают условностями и по-своему богемны. Кроме того, у них широкий круг интересов, они более открыты новому опыту, их характеризует значительная поведенческая и когнитивная гибкость, а также большая готовность к риску. Наконец, в одном из иссле­дований было обнаружено, что они еще и более склонны к неврозу. Полученные Цукерманом подтверждения того, что люди, стремящиеся к новым ощущениям, в большей мере креативные, указывают: твор­чество помогает удовлетворить потребность в разнообразии и изменении. Оцени­вая близость поиска новизны и креативности, становится ясно, что в их основе лежат одни и те же системы.
 Таким образом, педагог учитывая в своей работе направленность ребенка, может содействовать его успеху в творческой, самовыражающей и саморазвивающей деятельности. Важно строить процесс обучения в форме сотрудничества и взаимной ответственности детей за результаты их деятельности. Для этого необходимым условием будет развитие коммуникативных умений, мотивов сотрудничества.
1.3.                     Творческие способности
Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б. [2, С.4], Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [6, С.422] и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
В искусстве, как сконцентрированном выражении творческой стороны человеческой деятельности, острее стоит и вся проблематика творчества. Именно творчество отличает художника от высококвалифицированного ремесленника [2, С.181].
Творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом становятся научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д [6, С.421].
Существуют три причины, почему люди занимаются творчеством[9, С.558]:
1.  Потребность в новой, разнообразной и сложной стимуляции. Один из спо­собов ее удовлетворить — создать или найти новое, что стимулирует наши чувства или заставляет работать интеллект (например, книги, компью­теры, фильмы). Берлайн объясняет этим творчество и стрем­ление к прекрасному.
2.  Потребность делиться своими идеями и ценностями. Переживая за судьбу детей, умирающих от голода, фотограф пробуждает в нас сочувствие, пока­зывая истощенного ребенка. Политик, желающий повлиять на взгляды лю­дей, пишет книгу, ставящую под сомнение наши представления и стимули­рующую нас к действиям.
3. Потребность в разрешении проблем. Обнаруживая у себя болезни или стал­киваясь с неудачами в бизнесе, мы ищем выход, дающий нам надежду на то, что все образуется.
Изучение особенностей детей, динамики их продвижения в личностном развитии, где показателями достижений являются личностные приобретения cстановится необходимым условием преподавания в любой образовательной области, в том числе и «Изобразительное искусство». Особую роль в данной проблеме многие авторы видят в способности ребенка к творческому подходу в своей деятельности, в умении мыслить образно, в развитости дивергентного мышления. Известный ученый-психолог Богоявленская Д.Б, изучая творческие способности в художественной среде, пришла к выводу, что творчество – это не только способность креативно мыслить (творческое мышление), и что единица анализа творчества – интеллектуальную активность. Интеллектуальная активность выражается в способности продолжать мыслительную деятельность за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективно отрицательной оценкой работы. Другими словами она объясняет: «… интеллектуальная активность – это не стимулированное извне продолжение процесса мышления». Автор предлагает три уровня интеллектуальной активности, соответствующие определенным типам творчества: стимульно-продуктивный (соответствует принятию и продуктивному решению стоящих перед человеком задач [2, С.122]. При этом в рамках уже поставленных задач люди этого типа творчества способны на смелые гипотезы и оригинальные находки); эвристический (соответствует открытию новых закономерностей эмпирическим путем. Это уровень эмпирических открытий); креативный уровень (соответствует теоретическим открытиям). Одним из условий эффективного творческого мышления, креативности автор выделяет дивергентное мышление. Необходимо отметить, что уровень творчества, как отмечает автор, напрямую не зависит от уровня интеллекта. У действительно творческих людей он, как правило чуть выше среднего, «…высокие умственные способности сами по себе еще не обеспечивают творческий уровень деятельности…И может ли высоко творческий человек быть глупым? В этих случаях есть усердие или высокие способности, или установка на необычное решение…»[3, С.11]. По этому поводу  Роберт Френкин [9, С.560] также говорит, что «Первые исследования с использованием стандартных тестов IQ выявили, что для творчества необходим определенный уровень интеллекта. Но вот выше этого уров­ня между интеллектом и креативным поведением нет никакой корреляции. В последние годы стали утверждать, что существует множе­ство видов интеллекта. Гарднер выделяет музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличиостный виды. Кроме того, он считает, что каждый из них связан со специфическим проявлением креативности, на­пример рисованием, хореографией или психологией».
Это может говорить о том, что интересы, склонности формируют способность к определенным предметным областям.
Рассматривая творческую активность в контексте деятельности, Богоявленская Д.Б. говорит о том, что престижные мотивы могут побуждать к решению уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности. Не исключено, что действие познавательных мотивов также может подкрепляться внешней мотивацией. Но престижная  мотивация становится серьезным препятствием на пути к творчеству, понимаемая как постановка новых проблем, поскольку работа мысли, преследующая только указанную цель, достигнув ее, прекращается [2, С.272].
Таким образом, можно предполагать что, у тех детей, которые любят соревновательные моменты на уроках, уровень творческих способностей может оказаться намного ниже. Здесь важно педагогу, как организатору деятельности детей на уроке, аккуратно стимулировать престижные мотивы, стараться  воспитывать и поощрять трудолюбие, усердие, желание сделать работу как можно качественнее. На мой взгляд, уместнее соревновательные и престижные мотивы использовать в теоретической части изучаемой дисциплины.
 Можно говорить о том, что в изобразительной деятельности творчество ребенка выражается в способности выходить за рамки заданного извне условия или задачи и продолжать деятельность даже по достижению положительного результата, и постановку новых, собственных целей. Это может проявляться в использовании новых форм и материалов, применении различных техник и приемов, выделение своих способов решения произведения, в постановке собственных новых целей и идей в работе.
По мнению Дебоно [9, С.572], мы можем стать креативнее:
•    научившись сопоставлять информацию или идеи;
•    научившись подавлять естественную тенденцию отвергнуть сопоставление двух вещей, потому что прошлый опыт свидетельствует об отсутствии меж­ду ними связи;
•    предоставляя себе достаточно времени.
Можно говорить о том, что творческий уровень у каждого ребенка свой и не у всех высокий. Это, конечно же, имеет место быть. Но задача любого учителя создать все условия для достижения каждым ребенком как можно более высоких результатов в учебе и личностном развитии. Поэтому актуальным становится вопрос о том, каким видит результат своей деятельности педагог, что является его целью – учить или развивать. Каков идеальный образ ученика в представлениях педагога. Видит ли он в ребенке личность способную к саморазвитию.
Проанализировав взгляды на данную проблему, считаю, что уместным будет сказать, что творческий человек, это человек, у которого есть мотив достижения и самосовершенствования, которые выражаются в деятельности согласно его склонности, направленности, интересам.

2.                      Учет индивидуальных особенностей при преподавании предмета эстетического цикла – «Изобразительное искусство»
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание спо­собности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в созда­нии прекрасного в искусстве и жизни [16, С.270]. Автор выделяет компоненты эстетического воспитания и культуры человека:
1.                 внешний — это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания;
2.                  внутреннюю — творчески преобразующую деятельность ребенка;
3.                  знания, на основе которых формируются эстетические представ­ления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кру­гозор личности;
4.                  эстетический вкус, позво­ляющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоя­щую красоту от ложной.
Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целе­устремленно воспитывать.Л.С.Выготский [5, С.21] в своем определяет эстетику как  психологию эстетического наслаждения и художественного творчества. Так же он цитирует Фолькельта: «Эстетический объект приобретает свой специфический эстетический характер лишь через восприятие, чувство и фантазию воспринимающего субъекта».
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок уча­щихся.
 
 Американский психолог Дж. Смит [14, С.201] выпустил книгу по творческому воспитанию детей, где описывает условия, способствующие творческому развитию детей:
1.                 Физические (Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними);
2.                 Социально-эмоциональные (создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослого);
3.                 Психологические (формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми их творческих начинаний);
4.                 Интеллектуальные (решение творческих задач).
Педагог по «Изобразительному искусству», постоянно сталкивается с проблемой как оценить работу ученика на уроке. Ведь важно учесть при оценивании и уровень художественных способностей, мотивацию, рост и развитие личности ребенка. Вот что говорит по этому поводу В.Н. Андреев[1, С.115]Проблема оценивания учителем ИЗО художественно-творческих достижений учащихся связана: с вариативностью программ, имеющих различные взгляды на изобразительную деятельность ребенка, их принципиальными подходами к художественному творчеству. Одни программы при оценивании детского рисунка исходят  из основ изобразительной грамоты, другие из авторской позиции ребенка по отношению к окружающему миру; с походом к оцениванию только созидательной деятельности детей через конечный продукт – рисунок, без учета их познавательной деятельности на уроке – включенности в процесс приобщения к искусству.
Автор выделяет необходимость переосмысления системы оценивания.
[1, С.116]Считаем принципиально необходимым в основе целеполагания уроков ИЗО иметь ввиду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внима­ние будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художествен­но-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием — детский рисунок, через который прочитывается уровень имею­щихся приращений.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.