Содержание.
Введение………………………………………………………………...…стр. 2
Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности…стр. 5
1.1. Сущность и природа нравственности……………………………… стр. 5
1.2. Формирование нравственных качеств личности………..………….стр. 8
1.3.Общее понятие о формах нравственного воспитания…………..…стр. 10
Глава 2.Виды внеклассныхвоспитательных мероприятий направленных на развитие нравственных качеств вличности……………………… стр. 13
2.1.Виды внеклассныхмероприятий……………………………..…… стр. 13
2.2.Эстетическое воспитание как метод повышение нравственных качествличности……………………………………………………….стр. 21
Заключение………………………………………………………..……стр. 27
Список используемой литературы………………………………..…… стр. 29
Введение.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности.
1.1 Сущность и природа нравственности.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
1.2. Формирование нравственности учащихся.
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно- административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).
1.3.Общее понятие о формах нравственного воспитания.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного
процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от ее направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). Эти методы наиболее эффективны в наше время в процессе нравственного воспитания.
Глава 2.Виды внеклассныхвоспитательных мероприятий
направленных на развитиенравственных качеств в личности.
2.1.Виды внеклассныхмероприятий.
Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как ужеотмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранееопределенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду собязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и другихучебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которыеносят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять ихразнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольныхучебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указываетна то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что вних по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, чтоони проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле кформам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научныеобщества, олимпиады, конкурсы и др.
Творческаядеятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки,творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческихмастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческойдеятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции,защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные,театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных формиспользуются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьныеклубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основнымсистемообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах являетсянаправляемое и развиваемое педагогом детское творчество.
Среди ведущих форм, способствующихразвитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативныезанятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубинойсодержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно натворческое, продуктивное усвоение.
Организационная структура кружков, творческихобъединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие длявсех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относитсяподразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую итворческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и каккомплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическомзанятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие ихпредварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой,справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, напроизводстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащаетшкольников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободноеобщение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткимидискуссиями, выражением индивидуальных мнений.
Критико-аналитический структурный элементстановится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведенийискусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а такжекритической оценке творческо-практической деятельности самих учащихся.Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие покритическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии,посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико-аналитическомуобсуждению. На факультативах по кино и театру критико-аналитический разбортолько что воспринятого произведения искусства является главной целью исредством формирования культуры восприятия, воспитания подлинногохудожественного вкуса.
Важнейшимэлементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Онислужат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональныхумений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории ианализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач,обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.
Предметные кружки и научные общества. Содержание занятийкружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебнойпрограммы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью итворческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки икультуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров,посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию техническогомоделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч сисследователями и т. д.
В последнее время получило распространениесоздание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работукружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуютконкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многихшколах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью иобязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету.Многие учителя теперь такой работы не ведут.
Предметные кружки, секции, студии позволяютсочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятияхучащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творческисовершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значениекружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусстваи физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место:примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннегоразвития личности они заслуживают продолжительного систематического освоениядетьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа поискусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий.Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главнымобразом на практические работы. Основная часть времени отводится нагимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменнойречью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формывнеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного,дифференцированного, профильного обучения школьников.
Сопутствующими формами обучения творчествуявляются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции,выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчествуписателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклюставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства,активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессеподготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением ипродумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основныхпроблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагогсосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в областитруда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов.Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, ккоторой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставкахвыступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют наместе обмен опытом творческой деятельности.
Массовыепраздники какформа учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячниковповышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру илитворчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра,музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время такихпраздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются списателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.
Экскурсии — форма организации обучения, котораяпозволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений ипроцессов в естественных условиях.
Экскурсия в дидактическом плане может бытьиспользована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ полученияновой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Наэкскурсии применяются все методы обучения.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всехклассов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значениедля объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения изнакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении науко природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширениюкругозора и повышению уровня нравственности учащихся.
В начальнойшколе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классовусваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи иявления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность иположительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане ониспособствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащаютзрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать,видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системевзаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление,память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальнуюкультуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Олимпиады, конкурсы, объединения детей поинтересам.Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся иразвития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии,русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническоммоделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады,конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формывнеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшиешкольники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков вразличных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческомхарактере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.
Например, в 825-й школе г. Москвы проводилисьтематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либоюбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется взаочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц ирассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участникиизучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта,природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.
Тематическийвечер к юбилею Ломоносова — это экскурсии для младших классов; «Что? Где?Когда?» — для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию«Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой — выставки, отчеты,и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводитсядидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой — знанияучащихся в какой-либо области науки.
Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, техническихконструкций, олимпиады по математике, физике, химии — действенная формаразвития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований.Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходитпублично в торжественной обстановке.
Большой материал для учебного процесса даютспециальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сборуфольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных,военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки,вопросам развития производительных сил.
Внеурочныеформы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободноизбранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательнойдеятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческиесилы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию,жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применениемна практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловыечерты характера.
К внеурочным формам обучения предъявляется ряднаучно обоснованных требований:
— они должны быть глубоко научно содержательными,идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению,творчеству и физическому развитию детской личности;
— в их использовании необходимо сочетаниеобязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательностьявляется исходным моментом и условием постепенного включения детей вдеятельность как необходимость;
— введение игры, романтики, независимо отвозраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные иразвлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищескогосостязания, сравнения и взаимопомощи;
— осуществление развития творческих способностейи дарований, содействие становлению творческой личности ребенка ииндивидуальности;
— обеспечение нравственного воспитания,оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненногосамолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти какследствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, втехническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальномтворчестве.
2.2.Эстетическоевоспитание как метод повышение нравственных качеств личности.
Роль эстетического воспитания в развитииличности. Рольэстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формированиитрудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементахэстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности,говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому изних философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везутачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и всоответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительновелико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты иэстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всеговыполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитиюсознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал,что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания ипознание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами,силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорятони об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными,доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилосьвследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения спомощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя нафантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, чтоискусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чемнаука.
Большую роль играет искусство и эстетическоевоспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыкаспособна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку онаобладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитаниямолодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называлэстетику этикой будущего.
Многие наши воины в годы Великой Отечественнойвойны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественныепроизведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигомНиколая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя НиколаяБирюкова — автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке ВеликойОтечественной войны Лизе Чайкиной, — который около 30 лет пролежал пораженныйжестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерствомхудожественного слова, чтобы остаться в строю. Такой же страдальческий, нопочетный путь прошел белорусский писатель Виссарион Горбук, который послетяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность кпередвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненномстрою, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.
Искусство, вособенности литература, является могучим средством духовного возвышения-человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче изначительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нети не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодарячтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферычеловеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большаячасть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуручеловека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по«законам красоты».
Однако влияние искусства на воспитание человека вопределяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Ввосточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душеараба». Без знания законов художественного отражения действительности, безпонимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ниглубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку,который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетическиобразован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимознать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которыхкомпозитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мыслии эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства такжетребует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересныйрассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техникавыразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать насоставление слов из произносимых звуков, и не будет испытывать иххудожественно-эстетического влияния. Задача школы — обеспечить необходимуюэстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделатьего действенным средством познания окружающей действительности, развитиямышления и нравственного совершенства.
Сущностьэстетического воспитания и его содержание. Понятие эстетическое воспитания органическисвязано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетикапроисходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение,чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процессформирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связанос искусством, с художественным отражением действительности в сознании ичувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизнии творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит ворганизации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся,направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия иправильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработкуэстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков идарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляетсяс помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщениеучащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке,изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программушкольного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства имузыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познаниепрекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетическоговоспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какиеже стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетическиепотребности в области искусства, в постижении художественных ценностейобщества.
Важнейшим элементом содержания эстетическоговоспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Этивосприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности,необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видахискусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитанияявляется овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умениемвыражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражениядействительности. С этим связано формирование у учащихся представлений ипонятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрахискусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическуюнаправленность искусства.
Большое место в содержании эстетическоговоспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного свосприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствоватькрасоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественнуювзыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетическоговоспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитиеих склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству илитературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка естьразнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходиморазвивать и использовать в целях воспитания.
Наконец,эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданскойосновы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядови убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическоевоспитание?
Использованиеэстетического воспитания в целях формирования нравственных качеств личности. При изучении произведенийискусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственнойнаправленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Дляэтого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинноепроизведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческогосозидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, косуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьбасо всеми искажениями в жизни общества, развитие
духовной красоты человека-творца — такова идейнаянаправленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему приизучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внимание к тем строкампроизведения, которые наполнены пафосом патриотизма и горячей любви к родине:
Москва! Как много в этомзвуке
Для сердца русскогослилось!
Как много в немотозвалось!
Непревзойденное мужество, храбрость и отвагурусских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданностьсвоему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении«Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат ксражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины.Беседуя с солдатами, полковник призывает их:
Ребята! Не Москва ль занами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали
И умереть мы обещали,
И клятву верностисдержали
Мы в бородинский бой
Особенно важно показать красоту мужественныхпатриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости ипреданности своему гражданскому долгу.
Для раскрытиянравственного содержания искусства широко используются различные формывнеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественныевечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали инравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве»и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную иэмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства,воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано этовлияние? Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя всостояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительногогероя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния,стремление следовать его действиям и поступкам.
Заключение.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому в данной работе рассматриваются проблемы нравственного воспитания школьников.
Также в данной работе были рассмотрены внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым, повышая уровень нравственного воспитания.
Педагогический смысл работыпо нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать емупродвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, гдетребуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешностьданного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависитот грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональномотклике детей.
Целью нравственноговоспитания является формирование целостной, совершенной личности в еегуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. Выработку пониманияжизненной важности морали;
2. Установку на выработкунравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимуловдальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральнойстойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазнусамооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь клюдям.
Средствами нравственноговоспитания являются:
1.Моральное убеждение какосновное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждениекак форма морального осуждения.
Моральное воспитаниеосуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной(профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, ккоторому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогическоговоздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияниемногие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типыобщения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вкладв формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка,сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Списокиспользуемой литературы.
1. КаджаспироваГ.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2007, -528с.
2. Подласный И.П.Педагогика – М.: Владос, 2005, -574 с.
3. СкалеренкоА.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
4. Харламов И.Ф.Педагогика – М.: Гардарики, 2000, -519 с.
5. Лихачев Б.Т.Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
6. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
7. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
8. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.