Реферат по предмету "Политология"


Общественно-политическая мысль Беларуси

Учреждение образования
«Гродненскийгосударственный
университет имени ЯнкиКупалы»
Контрольная работа
по курсу «Политология»Гродно 2009

Общественно-политическаямысль Беларуси
 
Политология – это относительно новаядисциплина в системе социальных и гуманитарных наук. Из самого названияследует, что политология (в англоязычных странах утвердился другой термин –«политическая наука») – это наука о политике. Сам термин образован из двухгреческих слов: politike(государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Еевозникновение связывают с рубежом XIX – XX вв., когда встала на путь активноготеоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией,социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционнорассматривалась в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современнойполитологии следует искать в политических идеях и теориях предшествующихисторических эпох.
Первыепамятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. В этот периодДревнерусское государство – Киевская Русь – распадалось на удельные княжества.Русские князья-родственники, враждуя из-за наследства и политического влияния,не желали подчиняться единому центру, роль которого ранее выполнял Киев.Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжестватакже отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли неволновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения иобщественная деятельность Ефросинии Полоцкой (ок. 1120-1173) иКириллыТуровского (1130-1182).
Игуменья Ефросиния Полоцкая – в мирской жизни полоцкая княжна Прадслава– вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа.Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленныхк лику святых.
Епископ Кирилл Туровский, также причисленный церковью к ликусвятых, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Нипо объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитетуему не было равных среди современников. Не случайно Кирилла уже вскоре послесмерти называли «вторым Златоустом… воссиявшим паче всех на Руси», а егосочинения включали в сборники наряду с творениями отцов церкви. О жизнипроповедника известно лишь, что родился и вырос он в богатой семье, получилпрекрасное по тому времени образование, стал епископом в Турове, здесь жепротекала и его исключительно плодотворная творческая деятельность.Произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не толькобелорусской, но и всей восточнославянской и славянской культуры.
…Получив сан епископа, Кирилл Туровский сразу же оказался в самойгуще острой политической борьбы, избежать которой было невозможно, поскольку вто время церковные отношения теснейшим образом переплетались с политическими.
Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад вформирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеиединения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства.Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политическиесобытия во все последующие периоды отечественной истории. Однажды возникнув,она уже никогда не уходила из общественного сознания восточных славян. Когдарусские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенногославяно-русскими народами единства; когда же единство утрачивалось, онапревращалась в цель и смысл их политических устремлений. Ныне поиск новойформулы своего политического единения снова становится доминирующим компонентомобщественного сознания белорусского, русского и украинского народов.
Период Великого княжества Литовского занимает особое место в историческомразвитии народа Беларуси и, соответственно, его/>/>/> политической мысли. Именнов период Великого княжества Литовского и набирает силу процесс формированияэтнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитииродного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли,бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православномувероисповеданию.
На развитии политической мысли и всей отечественной культуры врассматриваемый период благотворно сказывался общий духовный подъем, охватившийевропейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину(ок. 1490 – не позднее 1552) – белорусского и восточнославянскогопервопечатника и просветителя; Миколу Гусовского (ок. 1470-1533) –европейски известного, поэта-гуманиста. Книги Библии, на перевод и изданиекоторых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметнымявлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэмаже М. Гусовского «Песнь о зубре» – это замечательный памятник отечественнойлитературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизнибелорусов того времени. Можно уверенно утверждать, что Микола Гусовский иФранциск Скорина заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в историидуховных исканий белорусского народа.
Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национальногопатриотизма. «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству, его стойкому имужественному народу. Гражданским долгом писателя поэт считает просвещение ипробуждение национального сознания своего народа. С возмущением пишет Гусовскийо страданиях и бесправии простых людей, о произволе и безнаказанности ихугнетателей. Будучи страстным патриотом, автор с любовью описывает роднуюприроду, охоту на зубра, ратные и трудовые дела белорусов, восславляет ихгероическое прошлое. Созданный в поэме монументальный образ зубра – это символРодины, любовь к которой была главным источником творческого вдохновения поэта.
Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил впредисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам.Аналитики справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителемБеларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права изакона. Объясняя возникновение Законов, он делил их на «неписаные» и «писаные».
Видными представителями белорусской политической мысли этогопериода были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (ок.1530-1593), Василий Тяпинский (ок. 1540-1604), Михаил Литвин (XVI в.), Л. И. Сапега (1557-1633),Петр из Гонендза (между 1526-30-1573), Якуб из Калиновки, Павелиз Визны (XVI в.), Мартин Чеховиц (1532-1613) и др. В их произведенияханализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение исущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношениеправа и закона, естественные права человека, соотношение прав и свободподданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейскойполитической мысли того времени. В целом уровень развития отечественнойполитической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальныхполитико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529,1566 и 1588 гг.
Подчеркнем, социально-политические и правовые идеи отечественныхмыслителей рассматриваемого периода носили гуманистический характер. Однако вобщем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решенийразвивались два направления: умеренно-гуманистическое ирадикально-гуманистическое.
Представители первого, умеренно-гуманистического, направления(Ф. Скорина, М. Гусовский, А. Волан, С. Будный, В. Тяпинский, М. Литвин, Л.Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан, сознавалинеобходимость определенных общественных перемен, являлись приверженцамиактивной социальной деятельности в рамках существующих общественных институтов.Представители второго, радикально-гуманистического, направлениясоциально-политической мысли (Якуб из Калиновки, Петр из Гонендза, Павел изВизны, Мартин Чеховиц и др.) в специфической, религиозно-теологической формеотражали интересы и общественные идеалы народных низов, стремились к радикальнымсоциально-политическим переменам, считали необходимым проявлять социальнуюактивность за рамками сложившихся общественных институтов. Если в содержаниисоциально-политических и правовых идей представителей первого направленияведущей была раннебуржуазная тенденция, то у выразителей второго –народно-утопическая.
Обширен круг политических и правовых проблем, находившихся в полевнимания Андрея Волана. По каждой из них он стремился сказать новоеслово. Волану по праву принадлежит приоритетная роль среди белорусскихмыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. Как в основномего трактате «О политической и гражданской свободе», так и в другихпроизведениях центральное место занимает анализ естественных прав людей,свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человекаВолан считал стремление к свободе. Условиями же свободы, по Волану, являются:гарантированная законом запрета личных прав человека; подчинение всех безисключения государственных чиновников, в том числе и самого монарха, закону;учреждение справедливых и независимых судов; решение конфликтов между людьмисудом; подготовка квалифицированных и добросовестных юристов. В свете, таким образом,понимаемой свободы мыслитель рассматривал и оценивал самые различные стороныобщественной жизни.
Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемамдальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности,единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественномсознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, являетсяусиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующихклассов Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства какобщерусского центра идея воссоединения с русскими с середины XVI в. овладевает сознаниемвсе новых слоев православного населения, а с середины XVII в. она становитсядоминирующей в умонастроениях широких народных масс.
Выразителем идей общерусского, восточнославянского единстваявляется, к примеру, известный педагог и политический деятель АфанасийФилиппович (1597-1648). В 1638 г. он посетил Москву – с тем, чтобыпопытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных правбелорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «Историяпутешествия в Москву». Перед нами предстает картина бедственного и бесправногоположения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой. Надо заметить,что миссия Филипповича в Москве не была безрезультатной.
Его «История путешествия» была занесена в Московскиегосударственные акты и направлена царю. Самого Филипповича приветливо игостеприимно приняли в Посольской избе, тогдашнем внешнеполитическом ведомствеРоссийского государства. В Польшу же вскоре был направлен со специальнымзаданием царский посланник.
Дальнейшее обоснование и развитие идея единения русского,белорусского и украинского народов получает в произведениях педагога иобщественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI в. – нач. XVII в.), выдающегосябелорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля СимеонаПолоцкого (1629-1680), видного писателя и общественного деятеля, епископабелорусского Георгия Конисского (1717-1795). Каждый из этих мыслителейстремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы впользу защищаемой ими идеи.
Стефан Зизаний, к примеру, разработал оригинальноерелигиозно-этическое учение, которое носило в тех условиях актуальныйобщественно-политический характер. Современное ему общество мыслительрассматривает как своеобразное поле противоборства сил добра и зла. Воплощениемпервых выступают принявшие унию светские и духовные феодалы, «слуги Антихриста»,которые погрязли в роскоши и телесных удовольствиях. Воплощением вторыхявляется простой люд, «слуги Христа», которые борются против католицизма иунии. Это учение имело своей целью активизировать национально-религиозную иантифеодальную борьбу белорусского и украинского народов.
Георгий Конисский всю свою жизнь посвятил идее воссоединениябелорусского, украинского и русского народов в единое Российское государство. Всвоих исторических исследованиях он исходит из того, что русские, украинцы ибелорусы испокон веков являются братскими народами и что их объединяет нетолько общая вера, но и общая историческая судьба, общая духовная культура иобщий в своей основе язык.
Идеи, разрабатывавшиеся отечественными политическими мыслителями впериод Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовалипониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные вданных условиях социально-политические идеалы нашли затем свое выражение вдвижении православного населения против гнета польских феодалов, за реализациюсвоих экономических, политических, культурных и религиозных прав, завоссоединение Беларуси и Украины с Россией.
Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретаетпреимущественно революционно-демократическую направленность. Этоидейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности,где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самогоначала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальныхокраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализациикультурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесьнародов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей вБеларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие вэто время в западноевропейских странах. Генератором демократическихсоциально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.
Особенно явственно революционно-демократическое содержаниеполитических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второйполовины XIX в. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практическихпроблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос.Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условийего разрешение – раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всейземли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собранияхземлячеств и революционных кружков белорусской молодежи были также проблемы,связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусскийнациональный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами вобщей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центромвсей общественно-политической жизни в западных областях России стала подготовкаи проведение восстания, направленного на решение указанных проблем.
Для развития революционно-демократических политических идей истановления национального движения в Беларуси огромное значение имеладеятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864).Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовскогокрестьянства. Еще будучи студентом Пе/>/>/>/>тербургскогоуниверситета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав,Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он былодним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, в 1862-1863гг. издавал нелегально газету «Мужыцкая праўда», а затем принялактивное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. Послепоражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.
Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовалаего демократическим социально-политическим взглядам. Фактически он выступилвыразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянскойреволюции. Его социальный идеал есть не что иное, как крестьянский социализм.Он считал, что возникшее в прошлые времена крепостное право является вопиющейнесправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им всей земельнойсобственности. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется видейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землюи волю. Только крестьянская революция, по его мнению, может привести к тому, «чтобыникогда никакой никому мужики барщины не служили и никакого в казну оброка неплатили, чтоб навеки веков народ наш был свободным и счастливым».
Важнейшие положения политической программы Калиновского –освобождение от власти Московского царя и создание демократическогогосударства. Он писал, что «нам не манифестов, а свободы нужно – и свободы нетакой, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собойсделаем».Излагая свои представления об идеале государственного устройства,Калиновский сформулировал знаменитый девиз: «Не народ зроблен для урада, аурад для народа». Отношения между правительством и народом он уподобляетотношениям между старательным слугой и его хозяином: «Как хороший слуга смотритза добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительстводолжно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народулучше».
До самой смерти Калиновский был предан делу освобождениякрестьянства, утверждения социальной справедливости. Перед казнью он заявилследователям, что умрет спокойно, если будет знать, что земля отдана народу. Острастной приверженности революционера идеалу социального равенствасвидетельствует следующий эпизод. Когда во время оглашения приговора егоназвали дворянином, Калиновский воскликнул: «У нас нет дворян, все равны!»
Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивыхустремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900)и Адам Гуринович (1869-1894). Их деятельность – особенно это относится ктворчеству Богушевича – способствовала оформлению в общественном сознании идеисамобытности Беларуси и ее народа.
Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальныепотребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократическойтрадиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная подпсевдонимом Тетка, Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (1882-1942),Якуб Колас (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формированиинационального самосо/>/>/>/>/>знания белорусов, в ихконсолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша шва».Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другиминародами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованныена ее страницах произведения стали идейной основой белорусского национальногодвижения.
Пожалуй, с наибольшей полнотой и ясностью идею человеческого инационального достоинства белорусов смог выразить и утвердить в общественномсознании Янка Купала. В его дореволюционном творчестве главное место занимаютпроблемы, связанные с признанием самого факта существования белорусскогонарода, его права на национальное самоопределение, на самостоятельноеисторическое развитие, на собственную государственность. Практически каждое егопроизведение этого периода (как, впрочем, и последующих) наполнено глубокимсоциальным содержанием, направлено на выражение и защиту интересов трудовогонарода, на пробуждение в нем революционной активности.
С большой художественной силой показаны также свободолюбивыеустремления белорусского народа, несовместимость его интересов сэксплуататорскими слоями самодержавно-помещичьего общества в произведенияхЯкуба Коласа…
Революционно-демократическая традиция была преобладающим, но неединственным направлением политической мысли Беларуси в XIX – начале XX в. Ей противостоялоглавным образом идейно-политическое течение, получившее название западноруссизма.Впервые оно обозначилось в эпоху царствования Николая I, однако как идейноенаправление окончательно оформилось после восстания 1863 г. В ходе эволюциизападный руссизм, имея в целом устойчивую систему взглядов, приобрел несколькооттенков и разновидностей, вобрал в себя значительное число сторонников. Срединаиболее видных западноруссистов в разное время были Иосиф Семашко (1799-1868),Ксенофонт Товорский (ок. 1811-1871), Михаил Коялович (1828-1891),Лукьян Солоневич (1868) и др.
Если представители первого, революционно-демократического, теченияполитической мысли в целом выступали с национально-белорусских позиций,рассматривали Беларусь как самобытную страну, в той или иной мере отстаиваливозможность ее независимого от Польши и России развития, то сторонникизападнорусской традиции считали, что Беларусь не является отдельной страной ичто, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политическиразвиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, еекультурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всяческистремились обосновать, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связанас целым – единой великой Россией – и что белорусы, как одно из славянскихплемен, органично входят в состав русского народа. В сфере практическойдеятельности западноруссизм сводился главным образом к борьбе с польским иополяченным экономическим и культурным элементом, к противодействию его влиянияна Беларуси. Указанные два подхода к пониманию Беларуси и ее народа – национально-белорусскийи западнорусский – оказывали и пока еще продолжают оказывать своевоздействие на развитие политических идей и ход реальных политических процессовв нашей стране.
Это их влияние стало особенно ощутимым в период после февральскойреволюции 1917 г., когда уже в Беларуси, как и в России, сложился широкийспектр идейно-политических течений: революционно-демократическое,буржуазно-либеральное и монархическо-консервативное. Наиболее мощным из нихоказалось революционно-демократическое движение, представленное рядомполитических партий. Общими положениями их политических программ являлись/>/>/>/> требования ликвидациисамодержавия, установления демократической республики, упразднения помещичьегоземлепользования, права наций на самоопределение, социалистического развитиястраны. Представители буржуазно-либерального течения, которое в Беларуси небыло организационно оформлено, выступали за установление в Россииконституционной монархии. Сторонники монархическо-консервативного течения,которые также не были оформлены партийной структурой, отстаивали самодержавныйстрой, а в подходе к Беларуси выступали с откровенно западнорусских позиций.
С падением самодержавия и распадом Российской империи на первоеместо в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становлениебелорусской национальной государственности. Оно привело к жесткому идейномупротивостоянию вчерашних единомышленников и союзников по политической борьбе,Составлявших революционно-демократическое течение. Размежевание произошло повопросу о форме национального самоопределения белорусского народа, о характеребудущего национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новойсистеме международных отношений.
Одна часть революционных сил, главным образом в лице партииБелорусская социалистическая громада, заняла национально-демократическиепозиции. Она стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов вформе образования ими своего независимого демократического государства.Активными проводниками этой политической линии были такие деятели БСГ, как А.И.Луцкевич, И.И. Луцкевич, В.Ю. Ластовский, А.И. Цвикевич, А.В. Прушинский (АлесьГарун), И.Я. Воронко, А.А. Смолич и др. В результате их усилий 25 марта 1918 г.в условиях оккупации белорусских земель немецкими войсками была провозглашена БелорусскаяНародная Республика. И хотя БНР не нашла поддержки со стороны широкихнародных масс и не получила международно-правового признания, ее провозглашениеобъективно явилось одним из факторов последующего становления белорусскойгосударственности.
Другая часть революционных сил, представленная преимущественно ихбольшевистским крылом, поначалу не имела достаточно ясного представления оформе будущей государственности белорусского народа, В то время в теоретическихпостроениях большевиков господствовала мысль о том, что победа мировойреволюции положит начало отмиранию государств, образование же национальногогосударства рассматривалось ими, скорее всего как преграда на этом пути. Однакопотребности экономического развития и военной безопасности вскоре вынудилибольшевиков вплотную заняться национально-государственным устройством страны. Витоге была сформулирована идея образования федерации равноправных советскихнациональных республик. Практическое ее осуществление в Беларуси возглавляли Д.Ф. Жилунович (Тишка Гартный), О.Л. Дыло, В.С. Фальский, А.Г. Червяков, Д.С.Чернушевич, Ф.Г. Шантырь и другие деятели большевистской партии. После изгнанияиз Беларуси германских войск 1 января 1919 г. была провозглашена БелорусскаяСоветская Социалистическая Республика. В 1922 г. она вошла в состав СССР.
Образование Белорусской ССР и ее развитие в союзе с другиминародами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным,закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознаниябелорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретениястоль необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственнойжизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинствополитических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользусвоего народа.
Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союзасоставило особую страницу в истории идейно-политических исканий белорусскогонарода. Его стремление к более совершенной форме своего общественного игосударственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другиминародами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов кидее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета/>/> БССР. Позже было принято и новое названиегосударства – Республика Беларусь. Ныне Беларусь – суверенное государство,полноправный член международного сообщества. Таков на сегодняшний день итогмноговековых исканий белорусского народа формулы своего политического бытия.
Сегодня уже нельзя не признать, что спор между сторонникамикаждого из двух подходов в воззрениях на Беларусь и ее народ – национально-белорусскогои западнорусского – уже разрешен самой историей и разрешен поистинедиалектически. С одной стороны, белорусы сформировались в качестве самобытногонарода, способного к самостоятельной государственной жизни, с другой – они составляютнаряду с русскими и украинцами одну из трех славяно-русских этнических ветвей.Говоря словами Л.Н. Гумилева, каждый из этих народов – и белорусы, ивеликороссы, и украинцы – есть особый этнос в составе славяно-русского супер этноса.
Полноценное развитие каждого из них предполагает также наличие тойили иной общей для всех их государственной формы. И именно поэтому бесплоднымибыли и будут попытки противопоставить эти три народа или, наоборот, стеретьвсякие различия между ними.
Между тем отголоски указанного спора слышны еще и поныне. Они даюто себе знать в ходе сегодняшних дискуссий о дальнейшем историческом путибелорусского народа, развитии государственности Беларуси, ее внутренней ивнешней политике. Наиболее горячие приверженцы национальной самобытностиБеларуси настаивают на свертывании ее отношений с Россией, пытаются возбуждатьрусофобские чувства среди белорусов. Другая же часть граждан республики, причембольшая часть белорусского народа, считает, что Беларусь и далее должнасостоять с Россией в тесном экономическом, политическом и оборонном союзе,развивать с ней культурные связи, узы дружбы и братства.
Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживаниявсесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всемисвоими соседями.
С начала 90-х годов открылся новый этап развития государственностиБеларуси и, соответственно, отечественной политической мысли. Его особенностьюявляются уяснение места и роли нашего государства в мировом сообществе, поискновой формулы единения белорусов с братскими славянскими народами, прежде всегос русским и украинским, обоснование путей упрочения государственногосуверенитета республики, становления демократического общественного устройствана основе познания специфики социально-экономических, политических иисторических условий жизни народа, освоения и творческого использованиядостижений как отечественной, так и мировой политической мысли.

Заключение
Такимобразом, в данной контрольной работе я попыталась рассмотретьобщественно-политическую мысль Беларуси.
Политическаямысль соответствует основным этапам истории развития белорусского этноса и егогосударственности. К своему нынешнему политическому бытию белорусы шли оченьсложной дорогой. Их идейно-политические искания, содержание которыхпредопределялось существенными аспектами исторического прошлого народа,получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественнымимыслителями в различные эпохи.
Следуетотметить, что создание более или менее цельной истории политической мыслиБеларуси пока еще остается насущной научно-исследовательской задачей. Разныепериоды в развитии отечественной социально-политической мысли изучены не водинаковой мере. Внимание ученых чаще всего привлекало к себе идейное наследиемыслителей периода Великого княжества Литовского. Наряду с этим исследователи нередковстречаются с трудностями при отборе отече/>/>/>/>ственных персоналий,поскольку имя одного и того же мыслителя как своего оспаривают зачастуюбелорусы и литовцы, русские и поляки.

Литература
 
1.  Аргучинцев Г.К. Историягосударства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс длястудентов специальности «Правоведение» Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002
2.  Астаповский В.Е. Историябелорусской государственности. Мн., 2002
3.  Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыядзяржавы i права Беларусi. Мн., 2005
4.  Гісторыя Беларусі / Падрэд. А.Г. Каханоўскага і інш. Мн.: “Экаперспектыва”, 1997
5.  Гісторыя дзяржавыі права Беларусі у дакументах і матэрыялах / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо. Мн.,1998
6.  Ковкель И.И., ЯрмусикЭ.С. История Беларуси. С древнейших времен до нашего времени. Мн.: “Аверсэв”,2002
7.  Кузнецов И.Н. ШелкоплясВ.А. История государства и права Беларуси Мн.: “Дикта”, 1999
8.  Новік Я.К,Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. Мн., 2000
9.  Саверчанка I, Санько З. 100пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі. Мн.: “Навука і тэхніка”, 1994
10.     Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. Мн.,1992


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.