Реферат по предмету "Педагогика"


Деловая игра как метод активного обучения

Введение
Переход от централизацииотраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образомкасается и среднего специального образования.
Рыночные отношения вэкономике резко повышают требования к профессиональной подготовке ииспользованию специалистов средней квалификации. Они по новому высвечиваютработу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляюткачественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.
На сегодняшний день средниеспециальные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержаниии методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов сучащимися. Естественно при таких обстоятельствах выполнение социального заказана «качественного» специалиста не может быть «качественным». Квалифицированныйспециалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и,выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чемнепрофессионал.
Основным в обучениитакого специалиста является не овладение какой-то суммой конкретных знаний инавыков, а воспитание культуры профессионального мышления и профессиональнойинтуиции.
Но ничего не может быть«вложено» в голову ученика учителем.
Методика должна бытьпостроена так, чтобы стимулировать учащихся к активным собственным действиям,направленным на усвоение.
К сожалению, в практикепреподавания специальных предметов распространены установки на механическиеупражнения и заучивание.
Такая заформализованнаясистема за долгие годы сложила прочное представление: учеба – это обязательнотяжелый труд, рассчитанный более всего на память, зубрежку. А ведь мы самиделаем учебу трудной, отказываясь от перспективной формулы «играя, обучай»,которая является основой методики известных педагогов – новаторов.
Приблизить обучение кпрофессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающиеблагоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности,способствующие развитию познавательного интереса к предмету.
Поэтому особое вниманиеследует обратить на то, чтобы заинтересовать учащихся предметом, научитьсявыделять в предстоящей работе главное, решать любые производственные проблемы.
В дидактике в последниегоды требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое ещепрогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретяхарактер закона развития активности и самостоятельности учащихся впознавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новыхактивных методов обучения.
Одной из наиболееэффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки сконкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен какспособ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможностьмоделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участникиведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения,используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Эта форма позволяетиспользовать самую древнюю форму обучения и воспитания молодого поколенияметодом игры. Она позволяет соединить знания из предпосылки действий в самидействия. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихсяв сферу производственной деятельности, вырабатывают у них способность ккритической оценке действующего производства, к умению находить решение по егосовершенствованию и является мощным стимулом активизации самостоятельной работыучащихся по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процесседеловой игры практические навыки позволяют молодому специалисту избежатьошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Исходя из вышесказанноговидно, насколько актуальным в настоящее время является развитие использованияделовых игр в обучении.
Целью написания курсовойработы послужило изучение деловых игр, их классификации, структуры, методикиразработки и использовании в обучении учащихся.
В процессе написанияиспользовались учебные пособия, данные периодической печати, справочнаялитература и т.д.

1. Что такое деловыеигры
 
Смыслфеномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологическихсловарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социальногосодержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений,характерных для данного вида практики.
К этомуопределению необходимо добавить, что, являясь средством моделированияразнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческойактивности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методомпоиска новых способов ее (деятельности – Т.К.) выполнения», и «методомэффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактнымхарактером учебного предмета и реальным характером профессиональнойдеятельности».
Образовательнаяфункция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать вобучении предметный и социальный контексты будущей профессиональнойдеятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционнымобучением условие формирования личности специалиста.
В деловойигре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Приэтом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью ифункцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместногоусвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящееобщение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это непросто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям инавыкам сотрудничества».
В последнее время деловыеи имитационные игры находят все более широкое применение в самых разныхобластях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии,администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационныеигры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, атакже для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемыхнововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации междуспециалистами разных областей, как особый язык будущего.
При описании этого методавстречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то онаназывается деловой игрой (business game), реже — управленческой (managementgame) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило,используется термин «имитационная игра» (simulation game). Наиболеераспространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационнаяигра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросамтерминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационнаяигра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. Содной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственногоэкспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами,замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкоераспространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель тойили иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровыеметоды, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают внепосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своихролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационнаяигра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретныхситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модельупрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежитимитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиямучастников игры. Они берут на себя роли административных работников илиполитических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую илиполитическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркиваниетого факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными»играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.
Следует специальноотметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от другихактивных методов обучения, с одной стороны, и от методовсоциально-психологического тренинга — с другой. Надо признать, что в этомвопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчастакие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточноразнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаютсяобщим понятием «деловая игра». Трудность заключается как внедостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов,так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было быпроводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попыткиклассификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов какони исторически сложились в разных областях знания и практики) иликвазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше,отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры являетсяналичие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных,ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признакдостаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет линаличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответитьна этот вопрос, необходимо понять, что психологически «стоит» запонятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельностичеловека в игре. Представляется, что с психологической точки зренияимитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфическойматериальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности.Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм,организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытыемеханизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развитиятой или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению областьили проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик можетсконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель,приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе,таким образом, выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткуюсистему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры какцелого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себеигру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается«сопротивление» материала при реализации замысла и в котором поэтомувсе возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такоеубеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что играпредставляет собой царство неограниченной свободы, представленная вышеструктура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особуюситуацию не столько все возможности, сколько столкновения о жесткодетерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже«жестче», чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизничасто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически,можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решениетой или иной задачи).
 

2. Деловая игра какметод исследования в психологии
Для психологическогоисследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационныхиграх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация идеятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенныйкласс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяетисследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.
Деловые игры задействуютличность участников. Наличие личностной вовлеченности участников вразыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитацийявляются ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященнойметоду деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональнаянасыщенность, эмоциональная напряженность, указывается на повышение мотивацииобучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.
Воспроизводимаядеятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности вотношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх этанеопределенность задается по-разному. В случае «жесткой» имитациипредполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В «свободных»имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности квоспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и неограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четкозадается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других — ситуации,возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут самипоставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которыеим предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровыхситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
Деловые игры представляютсобой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которыхиграющего постоянно ставят в неожиданные положения, «загружают»решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуацийявляется ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов,отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни.Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то,что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своимповедением.
Сравнивая имитационнуюигру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловыеигры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, таки с исследованием личности в естественных условиях.
Имитационная играпредоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутнуюжизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.
Игровые ситуациивоспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а какпродолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.
Можно выделить следующиеприемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании:
1) Игра выступает какмодель реальных ситуаций и событий, исход которых известен; в имитацияхпринимают участие разные группы испытуемых, подобранные на основепредварительно выявленных психологических качеств к черт; исследуется роль техили иных психологических переменных в формировании реального решения.
2) Игра используется какмодель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участиепсихологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данныхтестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретныхрешений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий вдействительности.
3) Логика самого методанаталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личностиосуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходеимитационной игры.
4) Ряд исследованийпосвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результатов данногометода с другими методами и с поведением в реальной жизни.
В других работах,наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и,таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных»тестов.
5) В последние годыпоявились работы, посвященные деловым и имитационным играм в советскойпсихология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследованияцелостной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложноорганизованнаяи многоуровневая деятельность человека.
 

3. Деловаяигра как метод активного обучения
 
3.1История деловых игр
 
Как известно,игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых сталаиспользоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близкимпредшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра.«Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как“маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служитьдля того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудностипри обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обученииофицеров».
По оценкамэкспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственнойдеятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле «первые игрыбыли ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовкиреальных управленческих решений».
Перваяделовая игра («Перестройка производства в связи с резким изменениемпроизводственной программы») была проведена в 1932 году в Ленинградскоминженерно-экономическом институте и была названа ее автором Марией МироновнойБирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали какстуденты, так и руководители предприятий.
Проводимые втридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторныхусловиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления,деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п.
Однакоистория развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогдаже была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановкитрадиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, сдругой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множествовариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот виддеятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации».
По мнениюэкспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П.Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основубольшой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласилиновую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ).Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением наличность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались вариантыразвития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применятьсякак средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.
Еще однимважным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр,была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 вЗвенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического институтаАН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль всоветском «игростроении»… С момента Звенигородкой встречи советские деловыеигры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединятьсясотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться нетолько все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возниклиимитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например,биологические, медицинские, архитектурные.
Итак, 70-егоды — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения,когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых сталшироко пропагандироваться.
1970-80 годы— время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. Вэтот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К.Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
Восьмидесятыегоды — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широкоиспользоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться вспециальной методической литературе», а, с другой стороны, ихпрофессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культурыобучения руководителей».
В периодэкономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода длярешения серьезных экономических (например, “Введение арендного подряда” напивоваренном заводе Омска, “Введение хозрасчета вконструкторско-технологических подразделениях” Центр атомного судостроения в г.Северодвинске, “Реорганизация верфи” Николаевск-на-Амуре), экологических(например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) идаже политических (например, выборы руководителя на ВАЗе) проблем.
За рубежомпервые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первыеигры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущихруководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн»,предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспеченияамериканского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя онабыла военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игреимитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США,размещенных по всему миру».
Поиск новыхформ обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэнменеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением ЭВМ.Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипоммножества деловых игр.
Насегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активноделовые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являютсяноваторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уженесколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги исправочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. СозданаМеждународная ассоциация по имитационному моделированию и играм.
 
3.2 Классификацияделовых игр
 
Насегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий иклассификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости оттого, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы целиучастников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие,аттестационные».
Принципиальнозафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекстсоциальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения,но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимоуказанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей,исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат,методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1.  «По времени проведения:
· без ограничениявремени;
· с ограничениемвремени;
· игры, проходящиев реальное время;
· игры, где времясжато.
2. Пооценке деятельности:
· балльная или инаяоценка деятельности игрока или команды;
· оценка того ктокак работал, отсутствует.
2. Поконечному результату:
· жесткие игры –заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные,открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждойигры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
3. Поконечной цели:
· обучающие –направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие –конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые –направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. Пометодологии проведения:
· луночные игры –любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит наспециально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся набланки;
· ролевые игры –каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которуюон должен исполнить в соответствии с заданием;
· групповыедискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыковгрупповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правилаведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
· имитационные –имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать вопределенных условиях («Межцеховое управление» — для обученияспециалистов ПДО, «Сбыт» — для обучения менеджеров по продажам ит.д.);
· организационно-деятельностныеигры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игрынаправлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участниковпроисходит за счет жесткого давления на личность;
· инновационныеигры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигаютинновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают моделиреальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
· ансамблевые игры(Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направленына решение конкретных проблем предприятия методом организации деловогопартнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
К сожалению,указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальнуюсетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторыхнеточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая играэто виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными ивстречаются и в других типологиях.
В качествеоснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
– степеньформализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
– наличие илиотсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях,конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях сострогим соперничеством);
– уровеньпроблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем,требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень«характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путейи средств решения поставленных вопросов»;
– степеньучастия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
–длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиесянесколько дней) и т.п.;
– характермоделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
– характеригрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
– способпередачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);
– динамикамоделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным,саморазвивающиеся);
–тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические,ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные,в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»;«игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом».
 
3.3 Структураделовой игры
Поскольку в литературенет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования,то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурныеэлементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят изсвоего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ееструктурные компоненты у других авторов.
Основой разработкиделовой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должныорганически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловойигры (см. табл2.2.1).
Таблица 2.2.1 Структурнаясхема целевой игры (по Айламазьяну) ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ Методическое обеспечение
Игровые цели
Педагогические цели
Роли и функции игроков
Предмет игры
Сценарий игры
Модель взаимодействия окружающих
Правила игры
Система оценивания Техническое обеспечение ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ /> /> /> /> /> />
Рассмотрим каждый элементэтой структуры.
Имитационная модельотражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назватьпрототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекстпрофессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель являетсяфактически способом описания работы участников с имитационной моделью, чтозадает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Педагогические цели
дидактические:
— закрепление системызнаний в области конструирования ДИ;
— выработка системныхумений по конструированию и методическому описанию игры;
— обмен опытом созданияДИ;
— совершенствованиенавыков принятия коллективных решений;
— развитиекоммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
— порождение творческогомышления;
— выработка установки напрактическое использование ДИ:
— воспитаниеиндивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
— преодолениепсихологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
Игровые цели
— разработка вариантовпроекта ДИ;
— демонстрацияразработчикам приемов создания игрового контекста.
Предмет игры — это предметдеятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальнойпрофессиональной деятельности.
Сценарий — это базовыйэлемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности,двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание всловесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характереи последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. Всценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основныеэтапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроковдолжны адекватно отражать «должностную картину» того фрагментапрофессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры — отражаютхарактеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипахмоделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражениетого, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощениемдействительности.
Система оценивания должнаобеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позицийнорм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствоватьразвертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняетфункции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности,обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивацииучастников деловой игры.
3.4 Методикаразработки деловой игры
Дляразработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темыи целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности;масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.
Приопределении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальныхвопросов:
1) Для чегопроводится данная деловая игра?
2) Для какойкатегории обучаемых?
3) Чему именноследует их обучать?
4) Какие результатыдолжны быть достигнуты
(Примерыучебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачицелый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общениеспециалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленностидолжностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.).
Припостановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собойруководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходяиз игровых ролей.
Очень важныммоментом является то, что в силу двуплановости игры как феномена (см.исследования, например, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) целеполаганиереализуется в реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические ивоспитательные цели, в условном — игровые. При чем «чисто игровые цели нужны несами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет ктем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужныдля создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона… Такогорода цели… выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогическихцелей» (формирования предметной и социальной компетентности специалиста).
Особенностьюделовой игры является еевозможность, как указывалось выше, целеобразования самими студентами. Такимобразом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.
В настоящее времявыделяют следующие принципы конструирования деловой игры:
В деловойигре при ее конструировании и применении реализуются следующиепсихолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделированияконкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделированиясодержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместнойдеятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принциппроблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания вигровой деятельности.
Основойразработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которыедолжны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуруделовой игры.
Имитационнаямодель отражаетвыбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипоммодели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональнойдеятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактическиописанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальныйконтекст профессиональной деятельности специалиста.
Необходимопомнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определениепроблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов сучетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкаяразработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнованияобеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.
Подготовкуигры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения производства,встречи и беседы с «коллегами» по должности, изучение действующего оборудованияи технологического процесса и их недостатков, организация работы по сбору ианализу технико-экономических данных.
Преподавательв подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться спередовым опытом отрасли, рекомендует литературу, руководит изготовлениемстендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых дляорганизационно-технического обеспечения деловой игры.
Успех игры зависитот ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических идругих. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры,следует выделить следующие:
· Правильный выбортемы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которуюставит преподаватель;
· Подборучастников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знанийучащихся, микроклимата в учебной группе;
· Построениеструктурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе,отделу, подгруппе;
· Глубокое изучениеучащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантоврешений службами, отделами, подгруппами, оформление технической итехнологической документации;
· Подготовкасценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработкеигры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты);
· Отработка каждойслужбой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив вструктурно-логическую схему игры, режиссура игры;
· Проведениеделовой игры с предварительным решением организационных и методическихмоментов;
· Разборрезультатов игры, ее оценка.
Необходимоотметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа поуглублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическимвопросам. Использование на занятиях конкретных производственных данных; урокина производстве; продуманная организация производственной практики; организацияпрактических конференций; работы кружков технического творчества; привлечениеучащихся к рационализаторской работе, проведение предметных недель, встречи спередовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа – применениевсех этих форм и методов обучения подготавливает учащихся к деловой игре.
ТЕМА ИГРЫ.При ее выборе необходимо учитывать возможности учащихся группы, их способности,уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна ипроблемна, иметь варианты решений.
СОСТАВИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель учитывает не только уровень знанийучащихся, но и психологический климат в группе, продумывает возможностьсоздания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп, служб и т.д.
Не следуетотбирать преимущественно сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всемдолжна найтись «должность», место в службе. Это имеет большое воспитательноезначение.
Иногда самимучащимся предоставляется возможность самим распределять роли. В этом случаепреподаватель тактично вносит поправки, если его не удовлетворяет качественныйсостав группы. При формировании служб, назначении оппонентов учитываютсявзаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость – это обеспечиваетвысокое качество игры, дух соревнования.
Подборучащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторскихвозможностей, личностных качеств.
РАЗРАБОТКА ИВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена и выявлены еедискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную «наметку»служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраиваетструктурно – логическую схему. В ней определены порядок выполнения работ навсех этапах, источники (отделы службы) для сбора информации, произведенасистематизация работы учащихся над своими заданиями.
Благодаряблок-схеме легче наладить четкую работу служб и контроль за ними. Учащиесязнают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.
Заданиястоятся таким образом:
· Выдача перечнявопросов для всех служб, участвующих в игре;
· Сбор материаловслужбами по действующему процессу с выявлением недостатков;
· Изучение вопросапо литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данномувопросу;
· Анализпредлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическимобоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема, разработаны задания, оформлены службы,подгруппы, оппоненты, должности, наступает рабочий период.
При подборе иобработке материалов по действующему производственному процессу руководительставит задачу выверить основные данные производства.
Когдаучащиеся полностью овладеют действующим процессом, необходимо направить их усилиена более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по интересующемувопросу.
СЦЕНАРИЙИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но какой бы она не была поформе, необходимо выступление должностных лиц, их оппонентов подать такимобразом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.
Преподавательраспределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматриваетвозможность контрвопросов, их место в игре. Следует помнить, что сильноерешение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит,и дискуссия может закончиться.
ОТРАБОТКА ИГРЫ.Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основноеназначение занятий по отработке игры – знакомство с ее ходом, опробованиевыступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.
Проведениеигры предусматривается в учебном кабинете. Столы, за которыми располагаютсяслужбы, руководитель игры обеспечивает счетной техникой, справочниками и т.д.
Столыобозначаются соответствующими табличками с названием служб.
В качествеведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.
На расчетномэтапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленныеперед каждым по данной должности, и принимают свое основательное решение. Дляэтого они проводят необходимые расчеты, используя нужные нормативы, анализируютлитературные источники, оформляют итоги работы.
Назаключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной формезащищает свои решения перед другими. При этом преподаватель должен четкооценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решенийи ответов оппонентов, а также другие показатели.
Каждыйучащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявитьорганизаторские способности, умение находить альтернативные решенияпроизводственно – хозяйственных задач.
В заключенииарбитры с участием преподавателя подводят итоги игры: анализируется активностьработы отдельных участников, качество составленной документации, правильностьвыполнения расчетов. По сумме набранных баллов определяется победитель деловойигры.
Оценкаучастников деловой игры может проводиться по критериям:Показатели Число баллов
Качество выполнения задания, отчета, доклада
Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность
Четкость и аргументированность ответов оппонентов
Эрудиция специалиста, способность ориентироваться в реальной производственной ситуации
Выступление в качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений
Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений
Четкость, полнота и качество заполнения документации
Штрафные баллы за нарушение дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус)
0…10
0…10
0…10
0…10
0…10
0…10
0…10
0…10
3.5 Преимуществаделовых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловойигры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит вследующем:
1) «В игре воссоздаются основныезакономерности движения профессиональной деятельности и профессиональногомышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместнымиусилиями участников учебных ситуаций».
Иными словами, «процесс обучениямаксимально приближен к реальной практической деятельности руководителей испециалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделейреальных социально-экономических отношений».
2) «Метод деловых игр представляетсобой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализациитеоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что втрадиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учетаего готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловойигре приобретает статус метода… Происходит не механическое накоплениеинформации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческойреальности».
Указанные выше и многие иныеособенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению страдиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурсделовых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный дляформирования личности специалиста предметный и социальный контекст.Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
– Игра позволяет радикально сократитьвремя накопления профессионального опыта;
– Игра дает возможностьэкспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленныхпроблем и т.д.
– В деловой игре «знания усваиваютсяне про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном дляучастника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамикеразвития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональнойситуации»;
– Игра позволяет формировать «убудущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности вее динамике»;
– Деловая игра позволяет приобрестисоциальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)
 

4. Методологические трудности и зоныриска при конструировании деловых игр
Большинство исследователей иразработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании ипроектировании деловых игр:
– отсутствие общепринятой (или хотябы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
– некритическое заимствованиетехнологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
– методологические трудности в оценкеэффективности разных видов деловых игр;
– трудности воспроизведения итиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний
– опережение эмпирическимиразработками деловых игр их теоретических описаний.
Отдельно можно выделить исоциально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваныдвуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают«конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит,если:
а) личностные отношения вне игрыпереносятся в игру;
б) конфликт, возникший в рамкахигровых ролей, затрагивает отношения и вне игры;
в) кто-либо из участников игры«использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своихвнутренних, глубоко личностных проблем.
Отрефлексированные выше трудности,позволили исследователям сформулировать следующие практические советыпреподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:
1. Деловые игры достаточно трудоемкаяи ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в техслучаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичьпоставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смыслиспользовать в тех случаях, когда важны:
– получение целостного опытавыполнения будущей профессиональной деятельности;
– систематизация в целостную системууже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;
– получение опыта социальныхотношений;
– формирование профессиональноготворческого мышления.
2. Внедрение в учебный процесс хотябы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемойпреподавателем методики обучения.
В деловой игре нельзя играть в то, очем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Этоозначает, что компетентностное участие обучающихся в игре требуетзаблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учитьдискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
3. Важно избежать крайностиредуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, казартной игре.
4. Преподаватель наиболее активен наэтапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньшевмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаковсаморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
5. Деловая игра требует измененияотношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главнымстановится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точкизрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачиваюттаковой свой статус.
6. Оптимальная продолжительностьделовой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяеткомпромиссно вписываться в существующую образовательную систему.

Заключение
 
В дидактике в последниегоды требование активного усвоения знаний учащимися, выдвинутое ещепрогрессивными дидактами прошлого, получило научное обоснование, приобретяхарактер закона развития активности и самостоятельности учащихся впознавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и новыхактивных методов обучения.
Одной из наиболееэффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки сконкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен какспособ проверки знаний и умений применять их на практике.
Игры дают возможностьмоделировать типичные производственные ситуации, в ходе которых ее участникиведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные решения,используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Образовательнаяфункция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать вобучении предметный и социальный контексты будущей профессиональнойдеятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционнымобучением условия формирования личности специалиста.
Широко распространенные внастоящее время деловые игры оказываются неудовлетворительными именно с точкизрения целей и задач профессионального обучения. В общем виде каждая деловаяигра предполагает две основных образующих своей организации: а) модельимитируемого процесса, которая отражает зависимость изменений в среде илиобъекте, происходящих под влиянием тех или иных действий или решений участниковигры; б) систему предлагаемых игроку решений и действий, вызывающих изменения всреде, результаты которых определяются по модели. Принципы построения модели изаконы имитируемых процессов остаются скрытыми от играющих. Исходя изимеющегося профессионального опыта, игроки принимают решения в виде обратнойсвязи получают результаты своих действий. Следовательно, играющие могут вусловиях конкуренции или кооперации с другими участниками анализировать иоценивать свои действия только по результатам. За счет имитации в игреособенностей профессиональной сферы деятельности или ее частных ситуацииучастники имеют возможность сравнивать и критически оценивать эффективность ужеимеющихся у них способов деятельности, но н больше. При этом содержаниедеятельности и ее способы остаются скрытыми для рефлексивного анализа.Фактически в традиционных деловых играх расширяется ранее сформированнаяпрофессиональная ориентировка, но не создаются условия для овладения новымиспособами деятельности. Отсутствие условий для осуществления рефлексивногосознательного отношения к собственным действиям определяется тем, что в такихформах организации игрового обучения не делается специального акцента нанеобходимости возникновения у учащихся игрового отношения к игровойдеятельности. Более того, в деловых играх, как замечает Артур Л. Робертс,возникновение рефлексивного игрового отношения к самому сюжету или попыткираскрыть закон имитационной модели рассматриваются как отрицательный момент.Говорится, что при этом игра идет ради самой игры, а достижение выигрыша — радивыигрыша. Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения.Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцироватьвозникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре целиобучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровуюдеятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.
Вместе с тем следуетотметить, что современные деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки даютобучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии,обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координаторомигры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательскиотносятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколькоорганизованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меруэффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательскогоотношения к действительной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы
1. А.Я. Психология. Психологический словарь
2. Айламазьян А.М. «Актуальныеметоды воспитания и обучения: деловая игра», уч. пособ. д. студ., МГУ-89.
3. Активные методыобучения и контроля знаний учащихся по предмету «Бухгалтерский учет»,Минск,1993 г.
4. Активные формы иметоды обучения, Минск,1993 г.
5. Атаманова Р.И.,Толстой Л.Н. Деловаяигра: сущность, методика конструирования и проведения
6. Вербитский А.А.,Борисова Н.В. «Методологические рекомендации по проведению деловыхигр», М.,90.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе:контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с
8. Габрусевич С.А.,Зорин Г.А. От деловойигры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.:Университетское, 1989.— 125 с.
9. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. — М.:Знание, 1989.— 208 с.
10.  Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическоесопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.—Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.
11.  Ежова Л.В. Постановка и решение управленческихзадач на промышленных предприятиях методом деловых игр
12.  Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышенииквалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации ипереподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.— 96 с.
13.  Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.—Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.— 272 с.
14.  Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обученияхозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 1989.— 175 с.
15.  Крюков М.М., Крюкова Л.И. «Принципыотражения экономической действительности в деловых играх», М.,88.
16.  Кухарев Н.В., Решетько В.С.Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: В 3ч. Ч. 2Диагностика педагогического творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя ивыхаванне»,1996. – 96 с.
17.  Кухарев Н.В., Решетько В.С.Стимулирование педагогического творчества. – Мн.: Ред. Жур. «Адукацыя ивыхаванне»,1997.- 144 с.
18.  Научное издание. Педагогика высшей исредней специальной школы. Межведомственный сборник, выпуск2. Минск«Университетское»,1988 г.
19.  Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организацияи проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
20.  Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.
21.  Смолкин А.М. Методы активного обучения:Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.
22.  Третьяков В. «Деловая игра каксредство творения образа», Almamater №3 — 91.
23.  Управление персоналом. Словарь-справочник
24.  Характеристика и значение деловых игрв медицине
25.  Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр:Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк.,1991.— 320 с.

Приложение
 
Сценарий урока-аукциона
 
Тема урока: Итоговые занятия потеории бухгалтерского учета.
Цель урока: Обобщение знаний по курсу«Теория бухгалтерского учета», содействие экономическому мышлению учащихся,обучение их культуре дискуссий.
Метод обучения: Урок-аукцион
Оборудование урока: Гонг, деревянныймолоток, секундомер, таблица результатов аукциона, лоты, счетная техника.
Ход урока:
1 Оргмомент
2. Объявление темы и постановка целейурока.
3. Урок – аукцион в форме заседанияакционерных обществ.
Урок-аукцион позволяет обобщить иповторить материал в конце учебного года. На таком уроке происходит то, чтоСухомлинский назвал «эмоциональным пробуждением разума».
На нашем уроке «товаром» будут знанияучащихся. Покупающие эти знания называются «купцами». Задание называется «лот».Ведущий аукциона – преподаватель.
Учащиеся готовятся к уроку за 2недели. Из числа хорошо успевающих учащихся назначаются 3-4 «купца» и один«банкир». «Купцы» под руководством преподавателя готовят «лоты» и оцениваютответы учащихся, поэтому они должны быть хорошо подготовлены к выполнению своихобязанностей. «Банкиры» готовят аудиторию и сводную таблицу результатоваукциона, которая помогает преподавателю провести анализ усвоения материала.
При подготовке к уроку-аукционуведущему и «купцам» необходимо учесть следующее:
1. Обязательно налисте ватмана должна изготавливаться общая карточка «лота» для всеобщегообозрения. Она вывешивается у доски на штативе. Это позволяет поддерживатьвысокую активность и интерес учащихся на протяжении всего урока, а членам«акционерных обществ» — следить за правильностью ответов соседей, вноситьпоправки, дополнения и набирать поощрительные баллы.
2. Вопросы покаждому «лоту» должны быть одинаковы для всех «акционерных обществ», а задания– разные.
3. Количество балловза «лот» должно быть равно количеству вопросов, чтобы «купец» мог оценить ответ«акционерного общества» по каждому вопросу. Общая оценка за «лот», такимобразом, складывается из суммы баллов, полученных обществом за каждый вопрос«лота». Это облегчает «купцу» подсчет результатов конкурса и сокращает времяоценки.
Остальные учащиеся разбираются по 5-7человек на 4 «акционерных общества», в каждом из которых выбирается«президент». «Президентом» выдается перечень вопросов для повторения,рекомендуемая литература. Они организуют повторение материала своих«акционерных обществ» и подготовку их эмблемы и девиза.
В аудитории соответствующим образомрасставляются столы.
В начале урока ведущий объявляет оботкрытии аукциона, представляет «купцов», «банкира», «президентов»,«акционерные общества».
При проведении урока – аукционаведущему необходимо иметь очередность ответов «акционерных обществ» и следитьза тем, чтобы каждый член «акционерного общества» давал ответ только на один из«лотов», т.е. не торговать «за других».
Затем поочередно «акционерныеобщества» представляют свои эмблемы. Этот конкурс оценивают все «купцы».Максимальная оценка 2 балла. «Банкир» подсчитывает баллы по каждомуакционерному обществу и заносит в таблицу результатов аукциона.
После этого ведущий поочередно даетслово «купцам» для предоставления «лотов» (заданий).
ЛОТ 1. История возникновения учета.
Бухгалтер, осознающий свою высокуюмиссию, с полным правом может отнести к себе простые и мужественные словадревних армянских переписчиков «Рука моя уйдет, но письмена останутся».
По сохраненным историческим учетнымдокументам видно, какое высокое положение занимали в древности бухгалтера и ихдело. Учет называли тайной богов и посвящали в нее. Истоки шли из полеолита,когда все более смелым взглядом человек охватывал небосвод и окружающий егоудивительный мир. А это был мир не только природы, но и экономики. Чтобыуправлять ею, изобрели «науку чисел» и письменность.
Древняя бухгалтерия – одно изудивительных творений цивилизации. Это – книга, отдаленная от нас тьмой веков.Давайте полистаем некоторые страницы этой книги.
Всем «акционерным обществам»предлагается 9 вопросов. Время на обсуждение 1 мин, максимальное количествобаллов – 2. «Лот» готовит и представляет первый «купец».
Анаграмма.
Участникам аукциона пришла анаграмма.Вам предлагается расшифровать ее и помнить, что в ней заложен ключ к победе.Тот, кто первый прочтет ее, получает 2 балла и, будем надеяться, становитсяобладателем победы. Время – 1 минута.
ЛОТ 2. Проверка «акционерных обществ»на «платежеспособность».
Лот представляет собой 10 вопросов,на которые нужно дать односложные ответы – «да» или «нет». Второй «купец»медленно и внятно читает вопросы лота, члены «акционерных обществ» при ответе«да» поднимают руки, при ответе «нет» не поднимают.
Учет количества поднятых рук покаждому вопросу ведет в заранее подготовленных вторым «купцом» карточках«президенты» «акционерных обществ», но не в своем обществе, а в соседнем (передначалом этого конкурса «президенты» подходят к соседям). Подсчет количестваправильных ответов по собранным у «президентов» карточкам осуществляет второй«купец» и сведения передает «банкиру».
ЛОТ 3. Расшифровка криптограмм.
Готовит и представляет третий«купец». Максимальная оценка – 1 балл за каждый правильный ответ, поощрение – 2балла за полностью отгаданную криптограмму. Каждое «акционерное общество втечение 5 мин. Должно расшифровать криптограмму, написать расшифрованные слована листке бумаги и сдать «купцу». За каждую сэкономленную минуту добавляется 1балл.
ЛОТ 4. Проверка знаний материала поосновам бухгалтерского учета.
Каждому «президенту» «акционерныхобществ» ведущий задает вопросы по теории бухгалтерского учета в течении 1 мин.Оценивается «лот» по 1 баллу за каждый правильный ответ.
ЛОТ 5. Расшифровка ребуса.
Представляет первый «купец». Каждое«акционерное обществ» в течение 15 мин. Должно расшифровать ребус, написатьсодержание хозяйственных операций по 5-балльной системе. За каждуюсэкономленную минуту добавляется один балл.
ЛОТ 6. «Черный ящик»
Средство для эмоциональной разрядки исмены вида деятельности представляет из себя «черный ящик». «Акционернымобществам» необходимо по описанию, сделанному «банкиром» определить, чтонаходится в «черном ящике».
Время на обсуждение – 1 минута.
Максимальная оценка – 2 балла.
За каждую сэкономленную минуту – 1балл.
ЛОТ 7. Индивидуальные задания.
Готовит и представляет второй«купец». Каждому члену «акционерных обществ» предлагается составить 10корреспонденций счетов без указания суммы.
Время-10 минут.
Максимальная оценка – 10 баллов, т.е.по 1 баллу за каждый правильный ответ.
ЛОТ 8. Расшифровка головоломки.
Каждое «акционерное общество» втечение 15 минут должно расшифровать головоломку. Оценка – 5 баллов. Готовит ипредставляет третий «купец».
Ведущий объявляет, что все товарыпроданы, аукцион закрывается. «Банкир» заканчивает подсчет баллов и объявляетрезультаты аукциона.
Подведение итогов урока-аукциона
Ведущий подводит итоги: за активноеучастие в подготовке и проведении аукциона выставляются соответствующиеотметки, причем учащиеся могут исправить ее на более высокую. При этом следуетучитывать результаты индивидуального «лота» и правильные ответы по каждомучлену «акционерных обществ».
ЛОТ 1.
1.  Ключевое слово пришло к нам изнемецкого языка вместе с реформами Петра 1. По-русски оно означает «Книговод».Что это за слово?
Бухгалтер.
2.  Если Сомс кому-нибудь верил, так этобухгалтерам. «Неподкупные люди» — читаем мы в романе «Сага о Форсайтах». Ктоавтор романа?
Голсуорси.
3.  Великий французский писатель(1802-1885 гг.) после свадьбы подарил своей жене конторскую книгу, в которойона должна была отмечать семейные траты. Кто этот писатель?
Виктор Гюго
4.  Фамилия актера, замечательносыгравшего роль бухгалтера в кинофильме «белорусский вокзал»?
Папанов
5.  Английский писатель (1660-1731 гг.),политический деятель, автор известного приключенческого романа, в котором онвосславил труд и волю к жизни, часто использовал структуру бухгалтерского счетадля характеристики положительных и отрицательных сторон персонажа. Укажитефамилию писателя.
Даниэль Дефо
6.  «… В журнале встречаются 2 выражения– одно «на», другое «от», и каждое из них имеет свое особое значение: «на»обозначает всегда должника (дебитора), «от» — всегда верителя (кредитора).Нельзя внести в журнал ни одной статьи, которая впоследствии переносится вГлавную книгу, не снабдив ее предварительно обоими терминами…» Какой метод бух.Учета описан? Кто автор? Где был описан этот метод?
«Двойственное отражение» Луки Пачоли«трактат о счетах и записях».
7.  Кто был первым бухгалтером, назначеннымимператором священной римской империи Максимилианом?
Христофер Штехер
8.  Дориан Грей на протяжении многих летоставался юным и прекрасным, хотя вел разгульную преступную жизнь, а старилсялишь его портрет. (Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея). К каким хозяйственнымсредствам относится это описание?
Основные средства.
9.  Первый отчетный прибор, появившийся вЕгипте?
Аббак
Анаграмма
Шваа
Домакан
Натойдсо
Выдепо
(Ваша команда достойна победы).
ЛОТ 2.
1. Может линачальное и конечное сальдо у активных счетов быть по кредиту?
2. Масса товара безупаковки – нетто?
3. Является ли«отчет о движении скота и птицы на ферме» сводным документом?
4. счет 62 –активный?
5. Относится лиздание коровника к средствам труда?
6. Двойственноеотражение на счетах – один из элементов метода бухгалтерского учета?
7. Основнымрегистром синтетического учета является Главная книга?
8. Стоимостнаяграница между МБП и основными средствами – 5 БВ?
9. Строительныематериалы учитываются на счете 07?
10. Израсходованосено на корм молодняку КРС, корреспонденция счетов Дт 10 Кт 11?
ЛОТ 3 Криптограмма.
1. Одно из качеств,которым должен обладать бухгалтер.
2. Сведения,отраженные в бухгалтерских документах.
3. денежныесредства, выдаваемые в счет предстоящих платежей.
4. Фонд, который создаетсяв результате отчислений от прибыли.
5. Остаток по счетубух. Учета хозяйственных средств или источников их образования.
6. Предприятие илилицо, средства которого временно находятся в данном предприятии.
7. Целенаправленноевоздействие на потребителя с помощью средств информации для продвижения товаровна рынке сбыта.
8. Системаэкономических отношений по поводу купли – продажи товаров, где формируетсяспрос, предложение, и счета на них.
9. Согласие наоплату расчетных или товарных документов.
10. Разница междувыручкой за реализованную продукцию и полной ее себестоимостью.
11. Цена, по которойтовары продаются населению.
12. Юридическое лицо,совладелец крупного предприятия.
13. отдельное лицо,группа лиц, фирма или предприятие, имеющее цель ту же, что и им подобные, нособственный интерес в ее достижении.
14. Письменноеделовое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцубесспорное право по истечении срок требовать с должника уплаты обозначеннойденежной ссуды.
ЛОТ 4. Вопросы президентамакционерных обществ.
1. Счет 76 бываетактивным?
2. К какому видузадолженности относится задолженность колхоза поставщикам?
3. Можно ли балансназвать двухсторонней таблицей?
4. Имеется ли сальдона конец по счету 26?
5. Где в балансеотражается сумма прибыли?
6. Как называетсясчет 91?
7. Применяются ли унас простые записи на счетах?
8. Составитькорреспонденцию счетов. Удержана из оплаты сумма подоходного налога.
9. Назовите методыкорректировки плановой себестоимости до фактической.
10. Как выводитсяконечное сальдо по счету 66?
11. В каком регистрематериально ответственное лицо в конце месяца отразит движение удобрений замесяц?
12. Как оцениваетсяпадеж поросят в хозяйстве?
13. Что такоеоблигация?
14. Укажите типбаланса: выданы деньги из кассы под отчет.
15. Что обозначаеткривая Бернулли в гербе людей учетной профессии?
16. Укажите шифрсчета «Вложения во внеоборотные активы».
17. Почему счетаназываются активными?
18. Что такоекредиторская задолженность?
19. Как называетсясчет 92?
20. Какие измерителиприменяют в учете?
21. К какойклассификационной группе документов относится доверенность?
22. Укажитеклассификационную группу счета 10?
23. Что такоеостаточная стоимость?
24. Составитькорреспонденцию счетов: израсходованы запасные части на ремонт трактора в РММ?
25. Что такое сальдов бухгалтерском учете?
26. Что учитываетсяпо кредиту 20-1?
27. По каким ценам вхозяйстве ведется учет запасных частей?
28. Применяют ли натуральныеизмерители для учета материальных ценностей на складе?
29. Незавершенноепроизводство в растениеводстве относится к оборотным средствам?
30. В каком документеотражают результаты инвентаризации?
31. Составляют лимесячные балансы с/х. предприятии, в каких случаях?
32. Какие счетаотносятся к сопоставляющим?
33. Как перевести набелорусский язык «ценные бумаги»?
34. Укажите шифрсчета «Готовая продукция».
35. Составитькорреспонденцию счетов: израсходованы корма на корм коровам.
36. В каком документеотразится сумма командировочных расходов?
37. Готовая продукция– источник или средства?
38. Что такоедокументация?
39. Как называетсясчет 80?
40. Что учитываетсяпо дебету счета 20-1?
41. Как называетсяитог бухгалтерского баланса?
42. Сколько разделовимеет бухгалтерский баланс?
43. В какой частибаланса отражаются источники заемных средств?
44. Что такоедебиторская задолженность?
45. Главная книга –регистр аналитического учета?
46. Назовитерасчетные активные счета.
47. Что такое акции?
48. Годовые отчетыхранятся в хозяйстве постоянно или нет?
49. Что отражается посчету 50?
50. Что называетсястатьей баланса?
51. Укажите шифрсчета «расходы на реализацию».
52. Что обозначает 4тип изменения баланса?
53. Укажитеклассификационную группу счета 02?
54. укажите типизменения баланса: на посев списаны семена озимой ржи.
55. Для чего нужнызабалансовые счета?
56. В каком случаесальдо по счету 51 равно 0?
57. Как определитькалькуляционную разницу?
58. Что такое двойнаязапись?
59. К какимисточникам относятся долгосрочные кредиты банка?
60. Указатьклассификационную группу счета 90?
61. Что указывается покредиту счета 20-2.
62. Какой признакположен в основу строения Главной книги?
63. Куда записываетсяначальное сальдо по счету 43?
64. По какомудокументу в хозяйство поступает топливо?
65. Как рассчитатьпроцент отклонения от учетных цен?
66. Что относится кнематериальным активам?
67. В каком размерепроизводят отчисления на оплату труда органам социального страхования?
68. Укажитеклассификационную группу документа «расходный кассовый ордер».
69. Какие средстваназываются основными?
70. Укажите шифрсчета «Отклонения в стоимости материалов».
71. На какой счетотражают ядохимикаты?
ЛОТ 6 «Черный ящик».
1. В ящике лежит то,на что в германии смотрели с завистью и почтительно называли «русская счетнаямашина».
Счеты.
2. Прошу внимательновглядеться в этот таинственный ящик. Вгляделись? Теперь вопрос.
В ящике лежит то, что было изобретенов первой половине 20 века, получило широкое распространение в наше время, безчего не может обойтись ни один бухгалтер, про что нельзя с уверенностьюсказать, что оно доживет до 21 века. Что в ящике.
Шариковая ручка.
ЛОТ 7. Индивидуальные задания.
Задание 1.
1. Переведены телкистарше 2-х лет в основное стадо.
2. Начисленаамортизация по зерноскладу.
3. Списаны семена напосев озимой пшеницы.
4. Начислена оплататруда ветврачу.
5. Оприходованомолоко, полученное от надоя.
6. Распределеныобщепроизводственные расходы на производство картофеля.
7. На ремонткоровника списывается шифер.
8. Из оплаты трудапроизведены удержания за товары, купленные в кредит.
9. Израсходованызапасные части на ремонт трактора в РМ.
10. Приобретеныканцелярские принадлежности за наличный расчет.
Задание 2.
1. Списаны услугиавтотранспорта на доставку молока для реализации на молокозавод.
2. Начислена оплататруда главному бухгалтеру.
3. Получена в кассуссуда для работников предприятия.
4. Оприходованприплод поросят.
5. Начислено пособиепо временной нетрудоспособности.
6. Произведеноудержание подоходного налога в бюджет из оплат труда.
7. Выданы из кассыденьги агроному под отчет на командировочные расходы.
8. Списано дизельноетопливо на работу тракторов в полеводстве.
9. Приходуетсякупленный у населения молодняк животных.
10. С расчетногосчета выставлен аккредитив.
Задание 3.
1. Выдана из кассыоплата труда рабочим растениеводства.
2. С расчетного счетаперечислена задолженность в бюджет.
3. Оприходованооборудование, требующее монтажа от поставщиков.
4. Внесеныминеральные удобрения под озимые культуры.
5. Получена в кассунеиспользованная подотчетная сумма.
6. Начислена выручкарайзаготконторой за реализованный картофель.
7. Начислена оплататруда бригадиру полеводческой бригады.
8. Оприходованприплод КРС.
9. Скормлено сенорабочим лошадям.
10. Передана на забойтелочка.
Задание 4.
1. Списанымедикаменты, израсходованные на лечение рабочих лошадей.
2. Получена отсельхозхимии аммиачная селитра.
3. От распиловкилеса в промышленном производстве получены доски.
4. Начисленаамортизация по грузовым автомобилям.
5. Приходуетсяприрост живой массы.
6. Израсходованыдрова на отопление клуба.
7. Внесена в кассуквартплата.
8. С расчетногосчета перечислено Агропромснабу за купленный трактор.
9. Списано зданиекоровника в результате физического износа.
10. На строительствожилого дома списан цемент.
Задание 5.
1. Зачислена выручкаот мясокомбината на расчетный счет.
2. Начислена оплататруда рабочим по ликвидации коровника.
3. Начислена оплататруда трактористам за посев озимых зерновых.
4. Купленоброкерское место.
5. Начисленаквартплата.
6. Оприходован мед.
7. Начисленаамортизация по зданию конторы.
8. Переданы МБП сосклада в эксплуатацию.
9. Вывезен навоз наполя для подкормки озимых культур.
10. От леспромхозаполучен строительный лес.

Задание 6.
1. Списан уголь наотопление детского сада.
2. Получены отурожая семена льна.
3. Списан износ по основнымсредствам.
4. Оприходуетсяприплод рабочего скота.
5. Поступилаквартплата от рабочих в кассу хозяйства.
6. Начислена выручказа реализованное молоко.
7. Реализованы овощирайзаготконторе.
8. Установленанедостача комбикорма.
9. Погибли животныеот пожара.
10. Начислено пособиепо временной нетрудоспособности.
Задание 7.
1. Начислена оплататруда строительной бригаде по строительству зерносклада.
2. Оприходованы отурожая пастбищные корма.
3. Поступила в кассуплата от родителей за содержание детей в детском саду.
4. Оприходованприрост живой массы.
5. Удержаны изоплаты труда профсоюзные взносы.
6. Реализованырабочим хозяйства резиновые сапоги.
7. Поступила в кассувыручка за реализованное населению молоко.
8. Списанаамортизация по основным средствам.
9. Оприходованыяблоки от урожая.
10. На расчетный счетхозяйства поступила выручка от райзаготконторы за реализованные яблоки.
ЛОТ 8.
Задание 1. Составить корреспонденциюсчетов последовательную, состоящую только из активных счетов.
Задание 2. Составить корреспонденциюсчетов по сч. 20-1 (обратить внимание на взаимосвязь).
Задание 3. Составить корреспонденциюсчетов, не вошедшую в задание №1.
деловой играриск конструирование
Таблица результатов аукциона Акционерные общества (количество баллов) №1 №2 №3 №4
Презентация
ЛОТ1
ЛОТ2
ЛОТ3
ЛОТ4
ЛОТ5
ЛОТ6
ЛОТ7
ЛОТ8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :