Деятельность социальногопедагога по профессиональному самоопределению воспитанников детского домаподросткового возраста как условие успешной социализации
Тотьма 2010
Введение
Человеческоесчастье многогранно. Суть его профессиональной грани можно выразить просто:«делай то, ради чего ты рожден». Другими словами, сделать человека счастливым –значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом, получать удовольствиеот своей профессиональной деятельности. Удачно выбранная профессия повышаетсамоуважение и позитивное представление человека о себе.
Наверное, нетболее древней проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя иновая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко. Можноуказать ряд обстоятельств, обусловивших такое положение. Во-первых, впостсоветский период появилось множество профессий и некоторые из них еще неполучили своеобразной прописки в общественном сознании (например, многие врядли смогут без основательной библиотечной подготовки сказать, чем занимаетсямерчендайзер, копирайтер или медиабайтер). Во-вторых, возросший динамизм жизнизатронул и мир профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместес тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5–15 лет, а затем либо исчезают, либоменяются до неузнаваемости. В-третьих, произошли изменения в восприятиипрофессии как сферы профессиональной деятельности: постепенно она из цели («бытьмузыкантом») превращается в средство достижения определенного образа жизни («жить,как живут музыканты»).
Основная цельпрофориентационной работы – формирование у учащихся профессиональногосамоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности изапросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существеннымтормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитанана некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный,дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются восновном словесные, декларативные методы, без предоставления возможностикаждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и визбираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией опотребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов– профориентаторов.
Для воспитанников детского дома, в силу ихпсихологических, поведенческих, личностных особенностей, профессиональноесамоопределение особенно важно. Дети психологически отчуждены от людей, и этооткрывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «намдолжны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непониманиематериальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугуболичных масштабах. В условиях жизни без родительского попечительства у детейстихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «свои»и «чужие» – мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют поотношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Если к этимособенностям добавить еще и интеллектуальные или физиологические дефекты, чтодовольно часто встречается в детских домах, то становиться ясно, чтопрофориентационная работа – одно из важнейших направлений деятельностисоциального педагога. Все выше перечисленное говорит об актуальности выбраннойтемы исследования.
Объект: профессиональноеопределение воспитанников детского дома.
Предмет: организациясоциально-педагогической деятельности по профессиональному определениювоспитанников.
Цельработы: рассмотретьдеятельность социального педагога по профессиональному определениювоспитанников детского дома.
Задачи:
1. изучитьлитературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать иханализ;
2. рассмотретьдеятельность социального педагога по профориентационой работе в детском доме;
3. определитьэффективность системы профориентационной работы;
Гипотеза: если в детском домеведется система работы по профессиональному определению, то социализация детейпроходит успешно.
Практическаязначимость:работу могут использовать социальный педагог детского дома, общеобразовательнойшколы.
1. Особенностисоциализации и развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей
1.1Понятие и сущность процесса социализации
Социализациякак процесс – это особенности социального становления личности. Социализациякак результат – это характеристика социального становления человека всоответствии с его возрастом или уровнем развития [15, с. 48].
Социальнаяпедагогика изучает социальные проблемы человека на различных этапах еговозрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии,методы, направленные на повышение действенности социального развития,воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей,а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и ихвлияние на его социальное развитие, воспитание.
Социальнаяпедагогика тесно контактирует с социологией образования, социологиейвоспитания, педагогической, социальной психологией.
Гуманизмсоциального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а незаставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности,уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступкидругого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося вкритической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том,чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путьжизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей изадатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развиватьличность. [14, с. 24].
Личность –явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию вжизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальныхявлений, общения.
Бытьличностью – это значит осуществлять свой выбор, возникающий в силу внутреннейнеобходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответперед собой и перед обществом. Быть личностью – это значит иметь активнуюжизненную позицию. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя идругих, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладетьсвоим собственным поведением. Быть личностью – это значит обладать свободойвыбора и быть ответственным за него.
Ребенокрождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но какони разовьются, зависит от природы и среды. Под влиянием среды человекизменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенокстановиться личностью. Происходит изменение его организма, психики под влияниемего окружения, семьи и сверстников. Развитие личности зависит от трех факторов:наследственности, среды и воспитания. Социальному педагогу важно в своей работеучитывать те исходные данные, которые влияют на формирование личности. [15, с. 39].
В Россииежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Попадая вдетские дома, дети, как правило, уже имеют отклонения физического ипсихического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития,нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям.Такой ребенок нервозен, старается добиться внимания и в то же время егоотторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным,любить. Без внутреннего сосредоточения формируется определенный стандартный типличности [19, с. 74]. У детей, живущих на государственном обеспечении,формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственностьи бережливость. В психическом развитии эти дети заметно отличаются отровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввидуограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения.Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты изамечания [12, с. 61].
Для ребенка,который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группысверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка,воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализациивыступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должнопроисходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли ипозиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность вэту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Очень важенпроцесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли.Такие представления у детей-сирот часто искажены. В зависимости от ихиндивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или инойроли. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья,соседи) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивойинформации, получаемой ребенком из разных источников.
Чаще всегоисточником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовойинформации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный«образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей,которые реализуют родители и те, кто с ними взаимодействует [10, с. 47].
Анализсоциального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизниповлияла семья, на 30% – средства массовой информации, на 20% повлияла школа,на 10% – улица.
Социальноесиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей,родители которых живы, но лишены родительских прав или ограничены вродительских правах. Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность ипротиворечивость этой ситуации заключается в том, что с одной стороны,пребывание в семье является для них тяжелым, часто невозможным, а с другойстороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которыеродили их. Не случайно в беседе с социальными сиротами на вопрос, какие у нихесть желания, часто можно услышать в ответ: «Пусть нас чаще отпускают кродителям».
В процессесоциализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешнодля того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся безпопечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья являетсямикрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сиротыявляются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
1.2.Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома
В КонвенцииООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка ксамостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантийсамоопределения, самореализации и самоутверждения. В статье 20 Конвенциипровозглашено, что подготовка самостоятельной жизни детей, утратившихродительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства иобщества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейногоокружения, или который в его собственных наилучших интересах не можетоставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь,предоставляемых государством».
Сейчас внашей стране количество детских домов достигло 2100 (10 лет назад 600 учреждений).Положение с детьми-сиротами явно не благополучное. Российский Детский Фонд,ссылаясь на данные Генеральной Прокуратуры РФ, дает сведения о выпускникахсиротских учреждений: 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разрядалкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% выбиваются влюди.
Сироты,привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о своем будущем, онизнают, что им некому помочь, а помочь самим себе они не могут. Дальняяперспектива им не по силам [16. с. 72].
Наибольшуюостроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из детского дома.Необходимость постинтернатной адаптации воспитанников связана с рядом причин,наиболее важными из них являются:
– значительныйрост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи сматериальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости,понижением стабильности брака;
– отсутствиесовременных научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальнойподготовки выпускников к трудностям реальной жизни;
– изменениесоциального состава сиротства;
– ухудшениефизического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видамиотклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями вобучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании итоксикомании) у значительной части воспитанников имеется задержка психическогоразвития, интеллектуальные отклонения [16, с. 38].
Дети,содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, в большинствеслучаев, покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни заих пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети,содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, онистрадают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтамсо своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитиив дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, детистановятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдаютнизкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.
Анализсведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85%таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получениисреднего или высшего образования [3, с. 38].
Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо позавершении образования – общего начального или общего среднего. Дети готовятсяк выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствииполучают следующие виды поддержки в своей независимой жизни:
1. жилище;
2. финансовое обеспечение;
3. возможность полученияпоследующего бесплатного образования и медицинского обслуживания;
4. работу;
5. психологическую и социальнуюпомощь.
Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантиюполучения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право набесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, атакже на медицинское обслуживание [17, с. 89].
Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощьв поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в регионахработодатели получают стимулк приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляютсяналоговые льготы. Тем не менее устройство на работу молодых людей, выбывших издетских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.
Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способнымипозаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке –нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Такимобразом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий кругпрограмм защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельнуюжизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются созначительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни. Большинствовыпускников не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детскогодома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходитсясталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (воспитателей, родственников). Выпускникидетских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получениемжилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять исоблюдать бюджет, отстаивать свои права. 75% выпускников не могут создать своейсемью, их дети оказываются в детском доме [21, с. 36].
В свете всего вышесказанного очевидно, что лишь незначительныйпроцент детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попеченияродителей, успешно адаптируется к самостоятельной жизни. Многие из нихстановятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого обращения,алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают втюрьму. Недостатки в социализации выпускников детского дома свидетельствуют онеобходимости объединения усилий специалистов и выстраивания общих требований ких воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужно готовить ксамостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.
1.3Значимость профессионального определения воспитанниками детского дома
Процесспрофессионального самоопределения– это действия молодого человека посамоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей иценностных ориентаций [2, с. 26]. Действия по пониманию степенисоответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии идействия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессепрофессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полногосоответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессииотносительно собственных устремлений.
Главная (идеальная) цельработы по профессиональномусамоопределению заключается в постепенном формировании внутренней готовности косознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализацииперспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А также в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находитьличностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [22, с. 14].
Выбирая измножества профессий, надо, чтобы воспитанник знал, чего он сам хочет (мотивывыбора):
- какимдолжно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
- какаязаработная плата его устроит?
- какойобраз жизни он хочет вести?
- скольковремени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?
Второеусловие выбора профессии – учет своих способностей.
И третьеусловие – важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии, какими умениями инавыками должен обладать специалист, какими психологическими качествамиобеспечивается успешность в работе [8, с. 46].
Большоевнимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь детей отнеправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины:
Во-первых,искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку,превратное представление об условиях работы, оплате труда и т.д.).
Во-вторых,искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своихспособностей, навыков, особенностей и т.д.) [20, с. 30].
Также следуетобратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения иприводящие к неправильному выбору профессии:
¨Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (закомпанию, чтобы не отстать).
¨Увлечение только внешней или какой-нибудь частной сторонойпрофессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью онсоздает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Ноза этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.
¨Отождествление школьного учебного предмета с профессией (илиплохое различение этих реальностей).
¨Устарелые представления о характере труда в сфере материальногопроизводства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
¨Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своихличных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
¨Незнание или недооценка своих физических особенностей,недостатков, существенных при выборе профессии.
¨Незнание основных действий, операций и их порядка при решении,обдумывании задачи о выборе профессии [19, с. 42].
Но помимопричин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии,воспитанники попадают в ситуации трудности выбора профессии:
- когдаосознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще чтохочет
- когдаимеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессиональногобудущего
- самоеглавное – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна иприносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все,что противодействует, плохо [9, с. 87].
Припрофориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическоесопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами иформами работы будет осуществляться деятельность [14, с. 28].
Профессиональноеопределение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чегосам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей ивозможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могутспециалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.
2. Системаработы социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанниковдетского дома на примере МОУ «Тотемский детский дом»
2.1Особенности работы по профопределению воспитанников детского дома
Исследованиепроводилось на базе МОУ «Тотемский детский дом».
Учреждениесоздано 1 августа 1999 года по решению комиссии при Главе Тотемского районногосамоуправления, где содержатся и воспитываются дети от 2 до 18 лет. Учредителемучреждения выступает Управление образования Тотемского муниципального района.Учреждение расположено в трех километрах от города Тотьма, в деревне Варницы.
Количествовоспитанников: 32 человека.
Из них:
• детей– сирот – 4 человека;
• детей,родители которых лишены родительских прав – 28 человек;
• детей,родители которых ограничены в родительских правах – 6 человек;
• детейиз неполных семей (одинокая мать) – 7 человек;
• детииз многодетных семей (3 и более детей) – 15 человек;
• детей,находящихся на полном государственном обеспечении – 32 человека;
• детей,получающих пенсию по потере кормильца – 14 человек;
• детей,получающих алименты – 11 человек;
• Детей,состоящих на учете в ПДН – 3 человека;
Состав поклассам:
Дошкольников– 5 человек (10%);
Младшиешкольники (1 – 4 классы) – 2 человека (3%);
Старшиешкольники (5 – 11 классы) – 19 человек (87%).
Состав пополовому признаку:
Мальчики – 72%;
Девочки – 28%.
Проблемыучреждения:
1. большоеколичество детей подросткового возраста;
2. количествомальчиков превышает количество девочек;
3. открытиеслужбы содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей в семьи граждан.
Основныенаправления деятельности.
ДеятельностьУчреждения направлена на реализацию основных целей воспитания и содержаниядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Созданиеблагоприятных условий, способствующих всестороннему развитию личности.
2. Обучениеи воспитание детей в интересах личности, общества и государства.
3. Обеспечениеохраны здоровья воспитанников.
4. Обеспечениесоциальной защиты, медико–психолого-педагогической реабилитации.
5. Созданиеусловий для трудового воспитания и образования на основе интеграции Учрежденияс социумом.
Характеристикапедагогического коллектива.
Составадминистрации:
• директордетского дома (Свиридова Н.Т.);
• заместительдиректора по учебно-воспитательной работе (Абанина О.А.);
• заместительдиректора по административно-хозяйственной части;
• главныйбухгалтер детского дома.
Ведущиеспециалисты:
• социальныйпедагог;
• педагог-психолог;
• педагогдополнительного образования;
• логопед;
• библиотекарь;
• музыкальныйруководитель;
• инструкторпо физическому воспитанию;
• врач-педиатр;
• 4медицинские сестры;
• руководителькружка;
• педагогдополнительного образования.
Количествовоспитателей – 12 человек.
Образование:
• высшее– 9 человек;
• среднееспециальное – 13 человек.
Категория:
• высшая– 8 человек;
• 1-якатегория – 11 человек;
• 2-якатегория – 3 человека.
Т.к. одной изглавных задач детского дома является создание условий для успешнойпостинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, тонемаловажное значение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому вдетском доме сложилась система работы по профопределению воспитанников.
Первый этапработы – профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанниковс различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями ихразвития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий,особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получитребенок, тем легче ему будет определиться с выбором.
Профпросвещениепроводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельскаяместность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебныезаведения города и области). Использование профессиональных игр, упражнений.Использование профессиональных проб – вся трудовая деятельность, в которойучаствуют наши дети – выпечка, шитье и т.п. При этом учитываются возрастныеособенности, особенности личности детей.
Второй этап –профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств:способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальныхтипологических особенностей, профессиональных намерений.
Диагностики:
1). Листвыбора профессии.
2).Рисуночные тесты.
3).Знакомство с выбором профессии.
4). Анкета «Опрофессии».
5). ДДО.
Заполнениекарты (индивидуально) профессионального выбора:
– болееполная, углубленная диагностика;
– использованиеуслуг ЦЗН, психолога.
Третий этап –составление индивидуального плана для каждого выпускника, по результатамдиагностики, наблюдений и бесед с учетом возрастных и личностных особенностей.Составление индивидуального плана по каждому ребенку. Желательно прописыватьтаблицей:Мероприятие Дата Ответственный
По какойпрофессии более углубленно работаем с ребенком, куда необходимо обратитьсядополнительно; какую работу еще провести.
На четвертомэтапе проводится профконсультирование специалистами: оказание помощивоспитаннику для успешного профопределения. Профконсультирование проводят какспециалисты детского дома (психолог, социальный педагог, медицинский работник),так и специалисты других учреждений социума (Тотемский центр ПМСС, центрзанятости населения, КЦСОН) в случае необходимости. Все консультации, встречи,беседы – фиксируются, прописывая цель (проблемы личностного развития, проблемыпрофессионального выбора и т.п.).
На следующемэтапе проводится профконсилиум, где дается заключение о соответствии индивидуальныхкачеств личности ребенка его профессиональному выбору, вырабатывает совместное решениепо ликвидации проблем профессионального выбора. При обсуждении проблемыучитываются физиологические, психологические особенности ребенка, а так же егожелания и возможности. Профконсилиум завершается разработкой индивидуальногоплана работы для каждого выпускника, так же составляются рекомендации.
Заключительныйэтап – реализация рекомендаций: подготовка и содействие в поступлении в учебныезаведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников. Если приреализации рекомендаций возникают проблемы, то работа по профопределениювозвращается на четвертый этап – профконсультирование специалистами.
Профессиональноепросвещение детей проводиться с 5 класса, на каждого ребенка заводитьсяиндивидуальная папка, где содержится информация о профориентационной работе сним (результаты диагностики, беседы, методы и формы работы, проводимые сребенком) и каждый год делается вывод о проделанной работе. На каждый годразрабатывается план профориентационной работы, где указаны мероприятия,которые необходимо провести для успешного профопределения (количество часов,тема, временные рамки, ответственные за мероприятие).
2.2 Путиформирования самоопределения и самовоспитания воспитанников детского дома
Социальное самоопределение ребенка зависитот реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечениевключенности детей-сирот в реальные отношения, т.е. возникновение у нихличностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный исубъективный компоненты (деятельность личности и отношения личности к даннойдеятельности). Воспитанники, включаясь в реальные отношения, ориентируются насвое идеальное представление об этих отношениях. Вторым условием являетсясамореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условиепредполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя вотношениях с окружающими. При этом важно: осознание цели и значениедеятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего«Я»; наличие ясных и четких перспектив (ближних и дальних) в той деятельности,в которую ребенок включается. Система работы по обеспечению социальнойзащищенности ребенка включает в себя не только социальную защиту, но иподготовку детей к самозащите. Сформировать у ребенка способность самозащиты –значит защитить его.
Подготовить ребенка к самозащите – этозначит сформировать комплекс качеств, свойств личности, позволяющих человекууспешно преодолевать трудности социализации. Самозащита – это успешное условиеадаптации личности. Самозащита личности – это понятие комплексное. Можновыделить в работе несколько видов самозащиты, которые тесно связаны друг сдругом.
1) Юридическая – самозащита личности всоответствии с основами права, принятыми в обществе.
2) Материальная – самозащита с использованиемденег или каких-либо других материальных предметов.
3) Профопределение. Работа попрофопределению занимает важное место в жизненном и профессиональномсамоопределении.
Необходимость сформировать у воспитанниковкомплекса качеств, благодаря которым человек совершает осознанный выбор иадаптируется в новой ситуации, способен решать возникающие проблемы в любомвозрасте и в любой важной ситуации. К таким качествам можно отнестиавтономность, информированность, умение принимать решения, умение планировать,положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принятьрешение. Для решения этих проблем особое значение имеет работа попрофопределению воспитанников и их дальнейшему трудоустройству, котораявключает в себя:
– сбор информации по профориентации
– оформление папок по профопределению
– оформление карт индивидуальногопрофопределения старших воспитанников
– собрания, экскурсии, беседы спредставителями разных профессий
– сбор информации в центре занятостинаселения
– мероприятия ….
– проведение профконсилиума…. (ПМПК)
ПМПК – это комплексная диагностика иопределение действий субъектов, заинтересованных в успешном профопределении,обучении и полноценном воспитании детей.
Профконсилиум проводиться 4 раза в год.Организатором является социальный педагог. На профконсилиуме присутствуютпедагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, воспитателидетского дома. Специалисты в период между проводимыми консилиумами проводятдиагностику психологических, физиологических, личностных особенностей,профориентационной направленности воспитанника. На консилиуме импредоставляется слово проговорить результаты диагностики и высказатьпрофессиональное мнение по поводу той профессии, по которой в силу своихвозможностей может пойти учиться выпускник. После выступления всех специалистовделается общий вывод. Затем по одному приглашаются воспитанники, выпускникидетского дома и с ними проводиться беседа, где воспитанник говорит о своихжеланиях и интересах. На основе всех критериев делается общий вывод, исоставляются рекомендации дальнейшей профориентационной работы с ним, такженазначаются ответственные.
2.3 Анализ занятости выпускников детского дома
Проанализировав сведения о занятости выпускников детского дома мыполучили следующие данные. Из 39 выпускников 37 человек продолжили обучение: изних 4 человека обучаются (обучались) в высших учебных заведениях, в СУЗах – 3человека, в ПТУ – 30 человек, обучаются на курсах – 2 человека, 15 человекработают, 5 – служат в армии, не работают и не учатся – 9 человек. Извыпускников 16 человек создали свои семьи, 5 из них зарегистрировали брак. Из 39 выпускниковдетского дома:
/>
Из 37выпускников Тотемского детского дома, продолживших обучение:
/>
Из 16 человексоздавших свои семьи:
/>
Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердиласьчастично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределениювоспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокийуровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего ивысшего профессионального образования. Это свидетельствует об ихадаптированности к иным, новым условиям социальной среды, отличных от детскогодома и как следствие успешной социализации в обществе.
Данная система по профопределению является успешной, но все женеобходима дальнейшая работа по ее дополнению и совершенствованию. На нашвзгляд, в условиях МОУ «Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсоввозможно создание программы по профопределению воспитанников на достаточнодлительный период, например, сроком на 3–5 лет.
Заключение
В процессесоциализации человек становиться личностью. Важно, что бы он протекал успешнодля того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся безпопечения родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья являетсямикрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сиротыявляются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
Анализсоциального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизниповлияла семья, на 30% – средства массовой информации, на 20% повлияла школа,на 10% – улица.
Дети,содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и, вбольшинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными ксамостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследованиясвидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохоразвиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания имотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание вэмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствиимешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудомустанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию ксовершению правонарушений.
Лишь незначительный процент детей, выбывших из учреждений длядетей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется ксамостоятельной жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств,эксплуатации и жестокого обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятсяна путь преступлений и попадают в тюрьму.
Недостатки в социализации выпускников детского домасвидетельствуют о необходимости объединения усилий специалистов и выстраиванияобщих требований к их воспитанию в детском доме. Каждого воспитанника нужноготовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста.
Процесс профессионального самоопределения– это действиямолодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственныхспособностей и ценностных ориентаций.
Главная (идеальная) цельработы попрофессиональному самоопределению заключается в постепенном формированиивнутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировкеи реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного иличностного).
Профессиональноеопределение, прежде всего, важно для самого ребенка, важно, чтобы он знал, чегосам хочет, какую профессию он выберет и сможет ли, ввиду своих особенностей ивозможностей, ее освоить. И из-за отсутствия родителей помочь ему в этом могутспециалисты, которые с ним занимаются и хотят ему помочь.
Припрофориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическоесопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими методами иформами работы будет осуществляться деятельность.
Т.к. одной изглавных задач детского дома является создание условий для успешнойпостинтернатной адаптации, а в дальнейшем и социализации воспитанников, то немаловажноезначение имеет и профессиональное самоопределение детей, поэтому в детском домесложилась система работы по профопределению воспитанников.
Проанализировав данные можно сказать, что гипотеза подтвердиласьчастично. Сложившаяся в детском доме система работы по профопределениювоспитанников является достаточно эффективной, так как показывает высокийуровень поступления и успешного обучения воспитанников в учреждениях среднего ивысшего профессионального образования. Это свидетельствует об их адаптированностик иным, новым условиям социальной среды, отличных от детского дома и какследствие успешной социализации в обществе.
Даннаясистема по профопределению является успешной, но все же необходима дальнейшаяработа по ее дополнению и совершенствованию. На наш взгляд, в условиях МОУ«Тотемский детский дом» при наличии достаточных ресурсов возможно созданиепрограммы по профопределению воспитанников на достаточно длительный период,например, сроком на 3–5 лет.
Списоклитературы
1) Аркадьев А.А., Тестыпо профориентации для учащихся. Минск: Соврем. шк., – 2008.
2) Балахин В.И., Заяц В.П. Основытеории и практики профориентации. Л.: ЛГПИ, 1990 г.
3) Борисова Е.М. Индивидуальностьи профессия. М – 1991 г.
4) Василькова Т.М. Социальнаяпедагогика. М – 2000.
5) Захаров Н.Н. Профессиональнаяориентация школьников. М.: Просвещение – 1988.
6) Каганов А.Б. Выбираюпрофессию: Кн. для учащихся. М – 1986.
7) Климов Е.А. Каквыбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение – 1990.
8) Климов Е.А. Каквыбирать профессию. Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение – 1990. 2-еиздание.
9) Климов Е.А. Психологияпрофессионального самоопределения. Ростов-на-Дону – 1996.
10) Кон И.С. Ребеноки общество. М – 1988.
11) Кухарчук А.М. Профессиональноесамоопределение учащихся. М – 1998.
12) Лиханов А.А. Детибез родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.
13) Митина Л.М., Брендакова Л.В. Психологическоесопровождение выбора профессии. М – 2003., 2-е издание.
14) Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. М – 1997.
15) Мудрик А.В. Социализация.М. – 1991.
16) Павлютенков Е.М. Профессиональнаяориентация учащихся. М – 1983.
17) Пенкрат Л.В. Мотивывыбора профессии: Кн. для учителя. М – 1986.
18) Переведенцев В.И. Человеквыбирает профессию. М – 1980.
19) Прихожан А.М. Детибез семьи. М – 1990.
20) Чистякова С.Н. Основыпрофессиональной ориентации школьников. М – 1983.