Детский садкак институт социализации
Содержание
Введение
Глава 1. Задачи воспитания детейдошкольного возраста
Глава 2. Игра как средство воспитания дошкольников
Глава 3. Взаимодействие семьи идошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребёнка
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из сложных иключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности,её развития. Формирования и социализации. Данная проблема имеет различныеаспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией,анатомией, психологией и др.
Педагогика изучает ивыявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализацииличности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано спсихическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными(нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление ирасширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь насвет существом почти исключительно биологическим, в процессе развитияпревращается в существо социальное, в личность как субъект отношений иобщественной деятельности. Среда является определяющим фактором формированияличности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируетсяименно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми онобщается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится напротяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так ицеленаправленного взаимодействия человека со средой.
Воспитание призванокорректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляетсясознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущихна личность влияний и создаёт условия для ускорения социализации. В сущности,воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесссоциокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. Авоспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитиеличности, является функцией одного из агентов социализации — образовательногоучреждения.
Данная работа посвященадошкольным образовательным учреждениям, как институту социализации. Целькурсовой работы выяснить особенности развития личности в детском саду. Длядостижения этой цели мы рассмотрим сущность и задачи процесса воспитания, атакже такой компонент воспитания дошкольников, как игра. Так как процесссоциализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболеезначимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
Также мы исследуем вопроснеобходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй. Данный аспектпроблемы социализации дошкольников мы считаем особенно актуальным. В настоящеевремя в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со сторонывсех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами,развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурныхотношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании исоциализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец,стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья иесть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилиянаправлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания всемьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствованиевоспитательного потенциала семьи.
Глава 1.Задачи воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание — этовыработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитиечеловеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического,умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Однакосоотношения между этими сторонами развития в дошкольной педагогике несколько иные,чем в педагогике школьного возраста: физическое воспитание детей до 7 летвыступает на первый план, а умственное воспитание, хотя и играет важную роль,не может занимать такое место, как в школе. В дошкольном возрасте закладываютсяосновы характера человека, но детям еще недоступна система понятий, идей,лежащих в основе нравственного воспитания. Привитие трудолюбия рассматриваетсякак метод воспитательного воздействия: развитие самостоятельности, радостныйтруд по уходу за растениями, животными, помощь старшим, самообслуживание.Большое значение в этом возрасте придается эстетическому воспитанию,формированию художественного вкуса. Все 5 видов воспитания проводятся восновном в форме игры, интересных специальных занятий с детьми в соответствии свозрастными особенностями.
Физическое, умственное,нравственное, трудовое и эстетическое воспитание осуществляются параллельно.Все эти линии развития настолько связаны между собой, что проводимоеспециальное занятие не может отвечать задачам только, например, умственного илинравственного воспитания. Проводя с дошкольниками праздник 1 Мая, мы говорим имо дружбе народов — нравственное воспитание, о весне и цветах — эстетическоевоспитание, дети читают стихи — умственное воспитание, с ними проводитсяподвижная игра — физическое воспитание.
Воспитание детей ведетсяна основе научных методов и принципов: последовательно — от легкого к трудному,от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.В дошкольной педагогике используют определенные методы: наблюдение,естественный педагогический эксперимент, изучение дневников родителей ивоспитателей по наблюдению за детьми, беседы с детьми и их родителями, изучениепроизведений детского творчества, а также различные виды контроля за физическими нервно-психическим развитием ребенка.
Физическое воспитание —это целостная система, в которой сочетаются охрана и укрепление здоровья,совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическоеразвитие. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование удетей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса кразличным доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительныхнравственно-волевых черт личности.
Для осуществления задачфизического воспитания детей необходимы следующие условия: />соответствующая культурная обстановка (условия жизниребенка);
— соблюдениегигиенических правил;
— регулярное, достаточноеи полноценное питание;
— устойчивый правильныйрежим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка, его активнойдеятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
При выполнении этихусловий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной ивоспитательной работы в семье и в детских учреждениях.
Умственное воспитание —это формирование у детей представлений о простейших явлениях природы иобщественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания,воображения, мышления, речи, игры. Умственное воспитание не сводится только красширению объема приобретаемых детьми знаний, но также развиваетлюбознательность и умственные способности, формирует простейшие способыумственной деятельности и вырабатывает волевые реакции и поведение ребенка.
Умственное развитие — этоколичественные и качественные изменения, происходящие в мыслительнойдеятельности ребенка. Развитие это протекает на основе опыта, приобретаемогоребенком, и под влиянием воспитательных воздействий.
Ежедневная умственнаянагрузка необходима для развития и укрепления здоровья ребенка, так как она способствуетстремлению детей к творческой деятельности. Стремление к поискуцеленаправленной деятельности, как известно, проявляется в самом раннемдетстве.
Для правильногоумственного развития детей необходимо:
— наличие соответствующихигрушек и пособий для проведения специальных занятий и самостоятельной игры;
— положительное общениедетей со взрослыми и между собой;
— своевременное развитиеу детей органов чувств, ощущений, восприятий, представлений, т. е. формированиесенсорной культуры;
— развитие речи, умениеслушать и пересказывать;
— развитие игры и другихвидов деятельности детей.
Умственное воспитаниеосуществляется путем обучения детей на занятиях и в жизни (в играх, труде и т.д.). Большое значение имеет своевременное развитие устной речи: пополнениезапаса слов, обучение правильному произношению, грамматическому строю и т. д.Для развития внимания, памяти и других познавательных процессов личностинеобходимо разнообразить жизнь ребенка ежедневно и особенно в праздничные дни,проводя с ними занятия и игры. А. М. Горький говорил, что игра является путем кпознанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить. То же можносказать и о других видах деятельности, в процессе которых происходит развитиедетей.
Нравственное воспитание —это формирование положительных черт характера человеческой личности, которые,определяют моральный облик советского человека.
Ребенок с первых днейжизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего ивозникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо ичто плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Такимобразом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения,которые нередко имеют еще весьма наивный характер. Для правильного нравственноговоспитания необходимо:
— установление правильныхвзаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми;
— четкое выполнениережима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;
— привитие любви к роднойприроде (это является основой воспитания патриотизма), к окружающим людям, кгороду или селу, где ребенок находится, к дому, где он живет, и т. д.;
— воспитаниеорганизованности и культуры поведения ребенка.
С самого раннего детстваследует развивать у детей умение доводить начатое дело до конца (например, всекольца надеть на стержень пирамидки), преодолевать встречающиеся затруднения(например, сделать некоторое усилие, чтобы перешагнуть канавку; немногоподождать, когда дадут желаемую игрушку), спокойно относиться к неудачам инебольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся). Необходимовоспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что лежит воснове характера человека.
Трудовое воспитаниеявляется частью нравственного воспитания. В связи с тем, что труд взрослогочеловека является его основной деятельностью, этот вид развития личностиследует рассматривать как составную часть воспитания подрастающего поколения.Уже в дошкольном возрасте формируются такие качества ребенка, как трудолюбие,целенаправленность, организованность, умение преодолевать трудности, а такжевоспитываются аккуратность и вкус к хорошо выполненной работе.
Основная задача — этовоспитать активного полезного человека для нашего общества. Для этогонеобходимо:
— наличие пособий дляактивизации трудовой деятельности;
— показ, пояснение иупражнение в действиях;
— спокойная деловаяобстановка, учитывающая возможности ребенка;
— развитиесамостоятельности у детей;
— поощрение желанияпомогать старшим и своим товарищам;
— постоянство требованийк последовательности выполнения, к качеству трудовых действий и результату;
— развитие творчества вформировании трудовых навыков.
Систематическое участие втрудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверенность всвоих силах, формирует стремление преодолевать посильные трудности и получатьудовлетворение от проделанной работы.
Эстетическое воспитание —это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству,формирование творческой активности личности. Оно обеспечивает всестороннееразвитие гармоничной личности, являясь частью гуманистического воспитания.Ранний возраст является подготовительным этапом к эстетическому освоениюокружающего мира. Ребенок радостно реагирует пока только на отдельные наиболееяркие игрушки, предметы, на ритмические движения, музыкальные звуки. Позжевосприятие красивого, приятного, произведений искусства совершенствуется.Используя разные виды искусства, воспитатель формирует у ребенкавосприимчивость ко всему доброму и красивому, обогащает его духовный мир.Осуществляется это благодаря следующим условиям:
— эстетика окружающейсреды (здание детского учреждения, групповая комната, игрушки, одежда ребенка иокружающих его людей, домашняя обстановка и др.);
— оснащениепедагогического процесса необходимыми для эстетического развития детейпособиями, материалами, музыкальными инструментами;
— приобщение ребенка кистинной красоте природы, живописи, музыке, что ляжет в основу формированияэстетического вкуса и эстетических чувств, восприятий, суждений;
— создать условия дляактивной деятельности детей;
— учет индивидуальныхспособностей детей к творчеству;
Эстетическое воспитаниедолжно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствамиизобразительного, музыкального искусства, через литературу и народноетворчество и т. д.
Физическое, умственное,нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется в соответствии сопределенными принципами дошкольной педагогики: активностью и интересом,сознательностью, наглядностью, последовательностью и систематичностью,индивидуальным подходом к детям.
Активность являетсяестественной потребностью ребенка, но ее надо умело направлять, поощрять ксамостоятельной деятельности, развивая интерес к тому, что он делает, неподавляя инициативы.
Весьма внимательного иосторожного подхода требует воспитание сознательности. Следует считаться свозможностями ребенка, так как многое он воспринимает на веру, полагается наавторитет взрослых, обладает большой внушаемостью и стремлением подражать. Поэтомунельзя подменять сознание ребенка слепым подчинением авторитету взрослого иливыработкой автоматической привычки. Действия должны быть осознанными иразумными.
Немаловажное значение вработе с детьми имеет принцип наглядности, вытекающий из особенностей детскоговосприятия и мышления. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что еслиребенка учить запоминать неизвестные ему слова, не показывая предметы иликартинки, то он долго и напрасно будет мучиться над ними, но, связав скартинками даже 20 таких слов, ребенок усваивает их на лету.
Принцип систематичности ипоследовательности получил свое отражение во всей работе детских учреждений: ворганизации режима, проведении специальных занятий и т. д.
Неповторимость каждойчеловеческой личности обязывает воспитателей учитывать индивидуальныеособенности детей. Воспитывая коллектив, надо рассматривать детей не как суммуоднородных единиц, а как совокупность индивидуальностей, взаимно дополняющихдруг друга.Глава2. Игра как средство воспитания дошкольников
Ведущий вид деятельностидошкольника — это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируютсяосновные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьномувозрасту.
Игра — это работа детей.В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными имоторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает емуощущение господства над тем, что его окружает.
Будучи увлекательнымзанятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством ихвоспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается ворганизуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игрыв значительной степени происходит именно при использовании ее как средствавоспитания.
Руководствуясьтребованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает ипланирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх,четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила,предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая еесвоеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру впедагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильностьотражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность итворческий характер игровых действий; подчинение правилам и способностьруководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всехиграющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой,воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства,волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного,эстетического и физического воспитания.
В процессе игрыуточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игрету или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровыедействия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях,взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в ихпополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей.Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры,помогает играющим найти взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра нетолько закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и являетсясвоеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которойони под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Организуя игру, руководяею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждогоребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостьюсогласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам,которые устанавливаются в игре.
Чтобы использоватьположительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр,нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активноестремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель черезигру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает ихоценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует ихотношение к тому, что отображается в игре.
Качество дошкольноговоспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системыразвивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействиявзрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и ихвозрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и спецификутого вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.
Говоря об игровомвзаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду, преждевсего, их совместную игру, далее занятия, труд.
Именно в игреустанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь кличностно-ориентированному взаимодействию с ребенком. Это педагогическийпрофессионализм.
Детская игра включает всебя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетнойигры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяютребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия,ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Игры с правиламисущественно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность — гдеопределены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).
Дополняя друг друга, обавида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое труднозаменить другими формами активности.
Благополучие и развитиедетей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с нимиработают.
Современные формыорганизации среды в ряде детских садов предусматривают оборудование помещениядошкольного учреждения и участка для разнообразных форм педагогической работы сдетьми и реализации разных видов активности детей в играх.
Исходя из позицийличностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается какпедагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участиивзрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения,несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру отузкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих порявляется стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных учреждений иадминистрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе,наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).
Ограничение игры частодидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношениявоспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания.Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игрне удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденнымвзаимодействием взрослого с детьми.
В практике педагогов ДОУотмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующееучебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постояннойэкспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуютвзаимодействию в игре.
К нежелательнымстереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр снеизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др.,которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлениюсамостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространствдолжно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией,полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условиедля созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальныхособенностей и способностей детей.
Для того, чтобы детиовладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны игратьвместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающимобновлению работы детского сада: установка педагогов на обучающие занятия какприоритетную форму работы с детьми; недостаток содержания, адекватного запросамсовременных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденнуюдеятельность в игре; жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детямиграть; недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжетаигр.
Эмоциональный комфортребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и отвзаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношениесверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколькосвободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместнуюигру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровыедействия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиковбытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе.Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще оченькратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять другдругу игровые замыслы, согласовывать друг с другом — задача сложная даже длястарших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместнаясамостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах(3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства,где дети могут играть, не мешая друг другу.
Пока в дошкольныхучреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то,что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладенияусложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы.
Воспитатели не владеютнавыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечаетсястихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер.Отсутствие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия сдетьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогикисотрудничества.
Если педагогу удаетсяконтролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлятьвнимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушиватькаждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия вигре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления еготворческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствуетпрофессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера привзаимодействии с детьми в игре.
Так, выяснилось, чтоосновная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня — обучающиезанятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаютсявозможности общения и взаимодействия друг с другом.
Много времени и энергиивоспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не являетсяпродуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации,действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитиюигровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что послепроведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основнаядневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).
Как видно, установкатолько на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользудругих форм работы, а именно игровой деятельности детей.
Может ли воспитатель, таквыстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровойдеятельности?
К тому же имея дело сбольшой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются вДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочитьповедение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость.А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей втечение дня.
По характеру поведениявзрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличиипризнаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своемвоспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместнуюнепринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимымидля этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватнымзапросам детей.
Рекомендации педагогамДОУ по организации игровой деятельности:
— создание гибкого режимадня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальныхособенностей развития;
— переориентированиепедагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, напродуктивные; создание условий развивающей среды (по интересам детей);
— пониманиепедагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самыхлучших профессиональных качеств воспитателя;
— использование игровыхприемов в процессе обучения;
— признание в ДОУприоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую,созидательную, познавательную активность дошкольника.
Игра возникает врезультате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослыеспособствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новойинформации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, гдеребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколенияв поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходесоциально-исторического развития человечества игра приобретает все большеезначение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытомвзаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способыпрактической и умственной деятельности, выработанные многовековой историейчеловечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит отвпечатлений, складывающейся системы ценностей.
Игровая деятельность, какдоказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретаетсяребенком и задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомить собщественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку,предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять условныедействия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.). Усваивая вобщении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способыи переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становитсяформой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающийэффект.
Таким образом, играявляется средством всестороннего воспитания и развития детей.
Глава 3. Взаимодействиясемьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации ребенка
Многочисленные исследованияв области педагогики показали: дети способны адаптироваться в коллективе(детский сад, начальная школа), если создать необходимые условия, как длясамого ребенка, так и для его семьи.
Социальный опыт ребенка — это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которойон воспитывается.
Семья имеет приоритет какосновной источник социализации и обладает огромными возможностями вформировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
На социализирующую,воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:
— социальное положение;
— материальное положение;
— род занятий родителей;
— образование родителей;
— эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение иценности.
Оптимальное развитиекаждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности вусловиях специально организованной среды образовательного учреждения, гдеребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи иобразовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, необходимыйкомпонент его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательногоучреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитанияспецифичны, и ни одна проблема не может быть успешно решена образовательнымучреждением без сотрудничества с семьей.
Педагогическая поддержкаиндивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогическогопросвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровеньпедагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее ихпедагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиесязнания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-занедостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания иобучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемыеслушателями из разных источников, не помогают им по следующим причинам: онислишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Работа сродителями должна проводиться с учетом исследований, проведенных в последниегоды по проблемам семьи.
Однако, часто бывает так,что даже обладая педагогическими знаниями, родители не умеют ими пользоваться.Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребованных в деле воспитания,необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Подвысоким уровнем подготовленности родителей подразумевается совокупностьпедагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, сприменением элементов «педагогической рефлексии». «Педагогическаярефлексия» — это умение родителей анализировать собственную воспитательнуюдеятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогическихошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методоввоздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Этазадача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинаетвырабатываться родительская позиция. От умения самокритично оценить себя каквоспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка,посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношенияродителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.
Ведущим факторами вформировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ееуклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки исистема ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и сокружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культурародителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семьесоответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.
Задача образовательногоучреждения — определение путей продуктивного взаимодействия с родителями,расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи впонимании своеобразия развития личности ребенка.
Содержательные линииразвития семьи:
— формированиепознавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогическойдеятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
— развитие умственныхспособностей, творческого мышления;
— воспитание чувствауважения к ребенку со стороны родителей;
— воспитание социальнойадаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
— формирование в ребенкеи в семье осознания ценности здорового образа жизни;
— формированиеэстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств всемье;
— социально-нравственноевоспитание детей в семье.
Основные принципы:
1. Принцип общегоразвития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.
2.Принцип непрерывногоразвития каждого ребенка.
Общее развитие включает всебя
— эмоциональное инравственное развитие;
— эстетическое развитие;
— физическое развитие;
Принцип общего развитияпредполагает обеспечение максимально широких возможностей для разностороннегоразвития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с ребенкомв соответствии с уровнем развития и ясно намеченных путей продвижения.
Принцип непрерывногоразвития ребенка.
Непрерывное развитиеребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных ссотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источникамиинформации. Проведение принципа в жизнь предполагает сформированное желаниекаждого ребенка выбирать интересующее его отношения, использование всевозможныхисточников информации. Реализация этого принципа позволяет сформироватьважнейшее умение: умение находить себя в коллективе, отбирать полезные инеобходимые знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях.
Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируетсяздоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяетвзрослую жизнь человека.
Успешному решению задачпо воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:
1. Сближение и тесноевзаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов,представителей социальных структур)
2 Выработка единыхподходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постояннаяинформированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системевоспитания детей
4. Включение родителей вобщее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей егоразвития и состояния здоровья.
Основные ориентиры:
Терпение — быстрыхрезультатов в деятельности ждать нельзя.
Специализация — каждоеучреждение образования, каждый уровень образовательной системы должензаниматься своим делом, решением своих задач соответствующих своему потенциалу.Ни одна структура не в состоянии решить все задачи самостоятельно, а толькосовместно.
Координация — надостремиться к совместной деятельности с педагогическими и социальными партнерамиобразовательных учреждений. Эта деятельность должна быть направлена на решениезадач, одинаково важных для всех партнеров.
Анализ — бесполезноулучшать что-то, не опираясь на результаты анализа, посколькусоциально-педагогическая ситуация может постоянно меняться. Всем решениямдолжна предшествовать работа аналитиков.
Многочисленныеисследования оказывают, что формирование личности в значительной мерепроисходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений всемье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения междучленами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяетвоспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторамицеленаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типомсложившихся в семье отношений между ее членами.
В настоящее время идетпоиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованияхученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы ксотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходовсостоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развитияличности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждогочлена сообщества, его прав и обязанностей.
Сегодня современнымродителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогикеведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания.Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены наповышение уровня педагогической культуры родителей
Роль семьи в становленииличности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты.Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейныхсвязей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладываетдолгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
В данном контекстеобразовательное учреждение не может переложить всю ответственность завоспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детейявляется серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, кнему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход изсложившейся ситуации — организация систематической социокультурной ипсихолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поискновых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и формвзаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьивсегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И упедагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев былисформированы искаженные установки на сам процесс продуктивногоинтеракционирования. По сложившейся традиции считалось, что педагог обязанруководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования своемувоспитаннику и его родителям от имени общества.
Сегодняшняядействительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данныхпозиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры врамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон,взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность изаинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества
Заключение
Ранний возраст являетсянаиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболеефундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этотпериод складываются такие ключевые качества как познавательная активность,доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям,творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, этикачества и способности не возникают автоматически, как результатфизиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий состороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности сребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги(сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость иповышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей ипр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций вдошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требуетзначительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Целивоспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннемобучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального ифизического развития, формировании у детей социальных контактов и способности ксовместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
Полноценное развитиеребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированнойпсихолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающихсоответствующей квалификацией.
Таким образом, системавоспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должнабыть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детейв период раннего возраста.
Списоклитературы
1. Алямовская В. Г.Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.
2. Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
3. Вавилова Н. Д.Ребёнок поступает в детский сад. – М., 1983.
4. Волкова-ГаспароваЕ. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями //Дошкольное воспитание. – 1999 — № 3.
5. Воспитание детейраннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996
6. Галанов А.С.Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. –2006.
7. Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.
8. Дневниквоспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
9. Занятия поразвитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.:Совершенство, 2001. –368с.
10. Калинина Р.,Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. –1998 — № 4.
11. Кононова И.М.Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004.
12. Павлова Л.Н.Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста.Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.
13. Печора К.Л.Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннеговозраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. –2000.
14. Развитие иобучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост.Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
15. Социальнаяадаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.