Курсовая работа
Деловая игра в обучении
Содержание
Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников
1.1 Понятие деловая игра
1.2 История возникновения деловой игры
1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры
1.4 Признаки деловой игры
1.5 Структура деловой игры
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Журналист»
2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика в бисерном рукоделии»
Заключение
Списоклитературы
Введение
Игра — это неотъемлемая часть человеческойжизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homoludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизниотдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существуетогромное разнообразие игр — спортивные, интеллектуальные, компьютерные и др[5].
Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловыеигры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональнуюдеятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверятьразные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзясебе позволить.
Многие учителя в наше время ищут разнообразныеформы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаютсяот стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, вкоторых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случаедолжен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательногопроцесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Средиразличных активных методов, которые используются в учебной практике, хочетсявыделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительнуюдеятельность старших школьников, развивает творческие способности будущихучителей.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненныеситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода,учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительноукрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждогообучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходитболее интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников ктворческому процессу.
Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что,во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могутосваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опораличности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявлениясамостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности даеттолчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.
Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались ЛихачевБ.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.
В работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., АлапьевойВ.Г. рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методомобучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспектысодержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активногообучения – это первый шаг к любознательности.
Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, чтоделовая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения,которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения инавыки.
Идею о том, что деловая игра является средством развития не толькопрофессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления,в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать специфическиеситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.
Объектом нашего исследования являются учащиеся.
Предметом нашего исследованияявляется деловая игра как средство обучения учащихся.
Целью нашей работы является изучениеделовой игры как метода обучения.
Исходя из поставленной цели, можносформулировать следующие задачи:
1.Дать понятие деловой игры.
2.Выяснить психолого-педагогические принципыорганизации деловой игры.
3.Выявить роль деловой игры в процессе обучениястаршеклассников.
4.Определить цели использования деловой игры впроцессе обучения.
Для решения поставленных задач использованкомплекс методов исследования: теоретический (анализпсихолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические(личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа дляпризнания приоритета личности учащихся в образовательном процессе, и позволяетстроить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов испособностей; аналогия, моделирование).
Глава 1. Деловая игра как один из методовобучения старшеклассников
1.1 Понятие деловая игра
Деловая игра — форма и метод обучения, в котороймоделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональнойдеятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. Вделовой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся наимитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамикупрофессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [2].
Деловая игра — метод имитации принятия решенийруководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях,осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ вдиалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационнойнеопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)[5].
Деловые игры является педагогическим средством иактивной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность,моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогическиеситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальныедействия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят вроль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальнойдействительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянныйвысокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельнуюдеятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
Деловая игра — это средство развития профессионального творческогомышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфическиеситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.
Деловая игра является наилучшим из активныхметодов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционныхметодов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическуюдеятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать вариантырешения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, приниматьрешение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр являетсято, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условияхзначительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решенияконкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятиирешений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать вниманиеучастников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственныесвязи; развивать взаимопонимание между участниками игры [16].
Деловые игры — дело совсем не шуточное. Вот уженесколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучениясерьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества посравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх можетдать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренногосуществования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можноучить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренироватьтакие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерскиекачества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можнопроигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не толькоотдельных людей, но и команду. Учить быть командой[9].
Нужно ли это все в школе? Школе деловые игрысовершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не простообучение — получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболееуспешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности 7
характера, и личностные качества. Цельсовременной школы — человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаемделовые игры...
1.2 История возникновения деловой игры
Первая деловая игра была разработана и проведенав СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постиглаучасть ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождениепроизошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США(1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом идругие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений вусловиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время онииспользуются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, илиодин из методов активного обучения, при проведении социально-психологическихтренингов и на производстве для решения производственных, социальных ипсихологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловойигры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременнопроисходит обучение и воспитание участников.
Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителямпринимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируетсярабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальнаяпроблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц,имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличиеобщей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальныхотношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит приниматьрешения настоящим работникам[11].
1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школыявляется создание необходимых и полноценных условий для личностного развитиякаждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебномпроцессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры,является основой развития познавательной компетентности школьника. Активныепознавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательнойдеятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник впознавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания болеепрочные.
Именно форма активного обучения — это перваяискорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается отавторитарного характера обучения в пользу демократическогопоисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают:высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков,сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей.Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и болеерезультативным [3].
Эффективность использования деловой игры какразвивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, егонаправленностью на создание личностно-ориентированного педагогическогопространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формамивзаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следуетотметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенногоувеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательнойдеятельности уменьшении различных видов учительской помощи.
Для продуктивной деятельности школьника,безусловно, требуется:
1. Сформированность ряда коммуникативных умений.
2. Развитие мышления учащихся.
3. Опыт оценочной деятельности [10].
Существует несколько принципов организацииделовой игры:
-принцип имитационного моделирования конкретныхусловий. Моделирование реальных условий деятельности человека во всеммногообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методовактивного обучения;
-принцип игрового моделирования содержания иформ профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимымусловием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
-принцип совместной деятельности. В деловой игреэтот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательнуюдеятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора ихарактеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средствдеятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные видыпрофессионального взаимодействия лиц;
-принцип диалогического общения. В этом принципезаложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссияс максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческуюработу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимисяпозволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимыхпроцессов и деятельности;
-принцип двуплановости. Принцип двуплановостиотражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в«мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого родацели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
-принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса еёразвертывания в игровой деятельности [4].
Что даёт деловая игра её участникам?
-Игра дает свободу деятельности.
-Игра дает перерыв в повседневности, с ееутилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.Игра это неординарность.
-Игра дает выход в другое состояние души.Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильныхи прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребываетподросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостноймобилизацией духовных и физических сил.
-Игра дает порядок. Система правил в игреабсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качествопорядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
-Игра создает гармонию. Формирует стремление ксовершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существуетэлемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
-Игра дает увлеченность. В игре нет частичнойвыгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
-Игра дает возможность создать и сплотитьколлектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг сдругом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способностьсохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
-Игра дает элемент неопределенности, которыйвозбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
-Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповыминтересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победабыла одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальнойполнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие осамоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только«сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
-Игра дает компенсацию, нейтрализациюнедостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальностииллюзорный гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм.
-Игра дает физическое совершенствование,поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в делеигрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченнойместности, причем в доспехах и с игровым оружием.
-Игра дает возможность проявить илисовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровойатрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
-Игра дает развитие воображения, поскольку ононеобходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
-Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе,поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобысоздать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
-Игра дает возможность развить свой ум,поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
-Игра дает развитие остроумия, поскольку процесси пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций,хохм и анекдотов.
-Игра дает развитие психологическойпластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральноеискусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
-Игра дает радость общения с единомышленниками.
-Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Даетпсихологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высоксейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизнии целеустремленность в выполнении поставленной цели[17].
Деловая игра как форма деятельности в условныхситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социальногоопыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.
К социально-значимым способностям(социально-коммуникативным) относятся:
-Способность сотрудничества и взаимодействия;
-Психологическая совместимость как способность адаптациик различным темпераментам и характерам;
-Умение работать в составе малой группы;
-Умение пользоваться различными средствамикоммуникации, компьютером;
-Способность эффективно разрешать конфликты;
-Способность устанавливать долговременныегоризонтальные и вертикальные связи;
-Умение эффективно обучать в своейпрофессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебныхзанятий позволяет:
-Преодолевать традиционные подходы впреподавании дисциплин общественного блока;
-Овладеть социально-коммуникативнымиспособностями;
-Формировать чувства коллективнойответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;
-Освоить определенные умения, навыки, качества,которые не могут быть отработаны иными методами обучения[15];
Деловую игру следует выбирать для реализацииследующих педагогических задач:
-приобретение будущими специалистами какпредметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятияиндивидуальных и совместных решений;
-развитие профессионального, теоретического ипрактического мышления;
-создание познавательной мотивации как условияпоявления профессиональной мотивации[7].
Деловую игру можно проводить перед учебнымизанятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организациювсего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
В первом случае деловая игра опирается только наличный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнениекоторых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет кним дополнительный интерес.
Во втором случае деловая игра опирается назнания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре,но и приобретут качественно новую форму «существования», посколькувойдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональнойдеятельности.
Эффективность деловой игры можнопроанализировать по следующим моментам:
-Деловая игра как источник экономии учебноговремени.
-Деловая игра как форма контроля.
-Деловая игра как условие для овладениядеятельностно-коммуникативными способностями [4].
1.4 Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можнопредставить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности)руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработкеуправленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игремоделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, чтоигра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений».Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель иизменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровойкомплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решениена втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений,которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликтаинтересов.
-Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-Взаимодействие участников, исполняющих те илииные роли.
-Наличие общей игровой цели у всего игровогоколлектива.
-Коллективная выработка решений участникамиигры.
-Многоальтернативность решений.
-Наличие системы индивидуального или групповогооценивания деятельности участников игры[5].
1.5 Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общейструктуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом являетсяимитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. Вкачестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность,совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешнимокружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемноесодержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являютсяучастники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. Приэтом и модель,и действующие лица находятся в игровой среде, представляющейпрофессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельностиспециалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативноговоздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния иосуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе ихвзаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игроваядеятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической модельюигры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действияигротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].
Глава 2. Методические рекомендации к проведениюделовой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогическихтехнологий тем, что игра:
-хорошо известная, привычная и любимая формадеятельности для человека любого возраста.
-одно из наиболее эффективных средствактивизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счетсодержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у нихвысокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легчепреодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
-мотивационна по своей природе. По отношению кпознавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу,настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
-позволяет решать вопросы передачи знаний,навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участникамизаконов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательноевоздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
-многофункциональна, её влияние на человеканевозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможныевоздействия актуализируются одновременно.
-преимущественно коллективная, групповая формадеятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качествесоперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и онсам (преодоление себя, своего результата).
-нивелирует значение конечного результата. Вигре участника устраивает любой приз: материальный, моральный(поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический(самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельностирезультат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успехгруппы, команды как собственный.
-в обучении отличается наличием четкопоставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2].
Таким образом, деловая игра должна включать всебя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективнымметодом обучения.
В настоящее время деловую игру можнорассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и какимитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решениепрактических задач.
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспектцеленаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которыеопределяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системойправил.
4. В деловой игре преобразуютсяпространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит изследующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического,блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].
Методика проведения деловых игр включаетследующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство дляведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатовигры[3].
2.2 Деловая игра «Журналист»
Игровая задача:
Впервые встретившись, посетив несколько новыхдля них мест города, ребята должны были за один день сделать газету.Самостоятельно — от момента первого впечатления до редакторской работы надоригинал-макетом — и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общимиусилиями мы справились — ребята расходились по домам уставшие и довольные, со«свежеотпечатанной» газетой в руках.
Ход игры:
Участники побывали в качествежурналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр,институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этихпосещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.
Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанреавторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами напресс-конференции.
В результате участники игры в ходе продуктивноговзаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» спрофессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родногогорода; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роликорреспондента, корректора, редактора, аналитика...
2.3 Деловая игра: Создание журнала «Экономика вбисерном рукоделии»
Тема: Экономика в бисерном рукоделии(урок труда)
Цель: обобщить знания старшеклассницпо различным темам бисероплетения с точки зрения экономного расходованиясредств и материалов в бисерном рукоделии.
Задачи: проверить знания старшеклассницпо темам бисерного рукоделия -выбор экономически эффективных техник в изделии,выбор экономных материалов, экономический расчет стоимости бисерного изделия,экономическая реклама бисерного изделия, создать условия для спокойной иинтересной работы в ходе деловой игры.
Оборудование и реквизит: пакетыбисера по 5 гр — чешского и тайванского, фотографии двух бисерных изделий,напечатанные на компьютере, таблица с расчетом стоимости бисерного изделия,мобильный телефон, 2 салфетки для подсчета рассыпанного бисера, иглы длясортировки бисера, писчая бумага; бейджики для участников, ручки, карандаши.
Музыкальное оформление:записи с мелодиями классического репертуара
Место проведения: учебный кабинеттруда.
Участники: школьницы, обучающиесябисероплетению, родители, творческие студии отдела ДЛИ, педагогидополнительного образования.
Литература: Ляукина М.В. Бисер. — М.: АСТ-ПРЕСС. 1998.-(«Основы художественного ремесла»); «Бисер. Кружева.Вязание крючком»/Сост. М.Ивахнова- М.Юлимп; Смоленск: Русич 2000; Детскийэкономический словарь или Маленькие рассказы не очень маленьким детям обэкономике (сост. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова, науч. Ред. Т.Д. Попова. — 2-еизд. -М.: Просвещение, учебная литература, 1977)
План подготовки:подготовить пакетики бисера по 5 гр — чешского и тайванского (эмиратского)производства; иглы для сортировки бисера; приготовить салфетки для подсчетабисеринок из разных пакетов; напечатать на компьютере лист с двумя фотографиямибисерных изделий; приготовить мобильный телефон; начертить 2 таблицы спримерным расчетом стоимости бисерного изделия; изготовить: браслеты «Голубыеягодки», «Белоснежка», серьги «Елочка»; подготовить бейджики с должностямисотрудников: экономист-технолог, редактор, менеджер по рекламе, экономист поценовой политике; эксперт по бисерным материалам; раздать слова ролей детям.
План проведения занятия:
I. Вступительное слово педагога с представлением экспертногосовета и распределением ролей деловой игры «Экономика в бисерном рукоделии»
ІІ. Основная часть
1. Страница первая «Наименьшие затраты» (экономическиэффективное изделие по техникам бисерного рукоделия)
2. Страница вторая «Экономный бисер» (выбор экономныхматериалов)
3. Страница третья «Стоимость бисерногоукрашения» (расчет стоимости бисерного изделия)
4. Страница четвертая «Бисерная реклама» (лучшаяэкономическая реклама)
III. Заключительное слово редактора (педагога)
Содержание мероприятия:
Вступительное слово педагога.
Педагог:
В последнее время такой вопрос как экономика,прочно входит в нашу жизнь, требует экономного подхода ко всему. Слово«экономика» происходит от греческого слова, которое переводится на русский языктак — искусство ведения домашнего хозяйства. В наше время чаще употребляется вболее широком смысле, означает хозяйство той или иной страны, отрасли. Знанияоб экономике позволяют успешно вести хозяйство, наилучшим образом организоватьдело, получить выгоду. Сегодня каждому из вас, ребята, предстоит примерить насебя роли сотрудников редколлегии журнала «Бисеринки», в котором мы попытаемсяосветить экономические вопросы в бисерном рукоделии. Рита станетэкономистом-технологом, Сабина — менеджером по рекламе, экономистом по ценовой политикестанет Ксения, а экспертом по материалам — Юля. А я с вашего позволения стануредактором.
Редактор раздает бейджики
Редактор:
Приступаю к своим обязанностям.
Итак. Начинаем заседание редколлегии журнала «Бисеринки», все страницыэтого журнала мы посветим экономическим вопросам в бисерном рукоделии- как с наименьшими затратами изготовить изделие, потратив на него немногоматериала, как рассчитать стоимость бисерного изделия, и, конечно, не обойдемсябез рекламы. Задача понятна?
II. Основная часть
1. Страница первая «Наименьшие затраты»(экономически эффективное изделие по техникам бисерного рукоделия)
Редактор:
Мы получаем огромное количество писем, нопришедшие по факсу две фотографии бисерных изделий и вопрос к ним задели меняза живое своей поставленной проблемой: какое из двух изделий наиболееэкономически эффективное: по количеству материала, по времени и технологииизготовления.
Задание экономисту-технологу: Провести анализдвух изделий по фотографиям и определить, какое из них можно считать болееэкономически эффективным.
Редактор дает листок с напечатанными накомпьютере фотографиями -изделие «Зима» (техника гобеленового плетения по однойбисеринке и наложение независимых подвесок) и изделие «Листики» (техники косоймозаики, низание цепочки в крестик)
Редактор:
Даю подсказку: термин экономики — экономическаяэффективность -достижение наибольших результатов при наименьших затратах.Разбирать эти изделия нужно по таким параметрам: по количеству используемыхматериалов, по трудоемкости бисерных техник и технологий, по количествузатраченного времени на изготовление изделий. Другими словами, как изготовитьизделие дешево и быстро. Сейчас экономист-технолог даст нам четкуюхарактеристику каждому изделию.
Примерный ответ:
По количеству бисера изделия приблизительно одинаковые. Еслирассматривать эти украшения, то оба выполнены в двух техниках: первое — втехнике гобеленового плетения и низания независимых подвесок; второе –плетениемв крестик и косое (диагональное) мозаичное. По технологии изготовления изделие«Листики» более трудоемкое, времени на него затрачено больше, потому что каждыйлистик выплетается отдельно, а затем, после изготовления цепочки в крестик, ещеи присоединяется к основе. А в изделии «Зима» на цепочку гобеленового плетенияналожены ряды независимых подвесок, набранных по картинке ткачества в крестик.Поэтому оно более экономично. Хотя и более простое изделие, выполненное самымипростыми техниками, может быть красивее самого сложного.
Редактор:
Вы верно выбрали более экономически эффективноеизделие. И то и другое изделие сложное, в каждом из них использованы по 2техники бисерного рукоделия, но «Зима» проще в изготовлении, потому чтоиспользуется готовая схема, и подвески выполняются по ней, а в изделии«Листики» — плетение более сложное, и требует фантазии и умения тщательноприкреплять каждый отдельно изготовленный элемент в единое изделие. Ну что же,мы видим, что экономнее и эффективнее обойдется изделие, выполненное сиспользованием подвесок. Я предлагаю включить это резюме в журнал и думаю, чтооно заинтересует читателей.
2. Страница вторая «Экономны и бисер» (выборэкономных материалов).
Звучит сигнал мобильного телефона. Редактор,извиняясь, берет телефон и читает смс.
Редактор:
Извините. О, замечательный вопрос задают. И как разпо нашей теме: «Какой бисер — чешский или тайваньский — экономичней дляизготовления бисерного изделия?»
Задание эксперту по материалам: исследоватьбисер производства разных стран и ответить на вопрос, какой бисер — чешский илитайваньский -экономичней?
Сейчас эксперт по материалам проведет экспертизу.
Дети проводят экспертизу по калибровке бисера
Эксперт по материалам говорит и показывает:
Мы проводим экспертизу — калибруем бисер по 5 граммов чешского и тайваньского производства. Калибровка бисера — это выбор бисера одного размера ихорошего качества — без сколов, заплывов отверстий, без бисеринок нестандартнойформы.
Технология проведения экспертизы с бисером
Рассыпают на ткань (салфетку) понемногу бисер изразных пакетиков, иглами начинают калибровать его, считают количествоотбракованного бисера чешского производства и количество отбракованного бисератайванского производства. И сравнивают полученные результаты — бракованныхбисеринок тайванского производства намного больше, чем чешского.
Эксперт по материалам:
Я думаю, вам, коллеги, очевиден результатэксперимента. Бисер чешского производства более качественный, практически безбрака, на 5 грамм — только 5 бисеринок плохих, а в тайваньском очень многоотсева некачественных бисеринок — на 5 грамм — 20 штук. Поэтому чешский бисер можно считать самым экономичным. Ведь его весь можно использовать в плетении, нетеряется время на калибровку, приятно с ним работать, да и вид изделиявыигрывает по сравнению с использованием тайваньского бисера. И, хотя постоимости чешский дороже, все равно готовое изделие можно реализовать дороже,чем изготовленное из тайваньского. Недаром говорят: «Скупой платит дважды».Поэтому лучше брать хороший бисер подороже, чем много, но плохого качества.
Редактор:
Подведем итог. Вы провели экспертизу бисера — чешского и тайваньскогопроизводства. Нужно было ответить на вопрос, какой бисер экономичней. Еслиучесть, что количество отбракованных бисеринок чешского производства в 4 разаменьше, чем тайваньского, то следует, что чешский бисер экономичней.
Совет бисеринкам использовать чешский бисер дляплетения поместим на страницы журнала
3. Страница третья «Стоимость бисерногоизделия». (Расчет стоимости бисерного изделия)
Редактор:
А еще я думаю, нашим читателям полезно знать,как рассчитать стоимость бисерного изделия. Стоимость — мера, с помощью которойопределяется значимость каждого товара или его полезность. Стоимость — этоценность вещи. А цена — денежное выражение стоимости товара. А то многовопросов возникает при реализации своих работ. Сейчас экономист по ценовойполитике пояснит, из чего складывается стоимость изделия, что влияет на нее.
Экономист по ценовой политике:
Спасибо. Первый расчет стоимости изделия(примерный), можно сделать еще на стадии проекта, имея перед собой макетизделия или его схему. Нужно знать количество каждого используемого материала(бисера, бусин, ниток и прочего) и стоимость единицы этого материала. Составляемтакую таблицу:Наименование материала Цена за 1 шт, г. Расход Всего
В таком расчете мы не учитываем расход на теплои электроэнергию. Трудозатраты бисерщицы также тяжело подсчитать: эта цифравсегда условна и зависит от мастерства рукодельницы. В результате получаемитоговую сумму, которая считается все-таки приблизительной. Более точно можновсе просчитать по окончанию работы. Экономить можно в процессе работы, еслиболее точно рассчитать длину нитки, купить качественный бисер и декорироватьизделие самодельной застежкой. Если используете некачественный материал,изделие будет дешевым, и можно проиграть в красоте.
Редактор:
Доходчиво вы объяснили. Теперь попробуем эти знания применить дляподсчета стоимости изделия.
Задание: подсчитать стоимость потребныхматериалов по таблице для браслета «Голубые ягодки». По таблице, даннойэкономистом по ценовой политике, все остальные подсчитывают стоимость браслета«Голубые ягодки».Наименование материала Цена Расход Всего, р Бисер №11 ВрзаЮг Зг 2,4 Бусины №8 ВрзаЮг Зг 2,4 Нитка 50К ЗОкоп за 1м 1,20м 0,36 Игла №12 1,5р за 1 шт 1 шт 1,5 Итого: 6,66
Редактор:
На четвертой странице помещаем в помощь нашиммастерицам таблицу стоимости потребных материалов и, как пример,приблизительный расчет стоимости бисерного изделия — браслета «Голубые ягодки».Данная таблица не учитывает трудозатрат бисеринка, а также затрат на электро- итеплоэнергию. Расчеты по этим категориям мы проведем в следующий раз
4. Страница четвертая «Бисерная реклама» (лучшаяэкономическая реклама)
Редактор:
Без рекламы никуда не деться в наше время. Напоминаю, что слово«реклама» заимствовано из французского и латинского языков и означает«выкрикиваю». Это целенаправленное распространение сведений (информации)потребительских свойств товаров или услугах с целью их продажи. Этонеобходимость оповещения окружающих людей о роде деятельности, которой занятвладелец мастерской, лавки, а также о производимых и предлагаемых к продажетоваров. В современном мире трудно найти предмет или вид деятельности, которыйбы не рекламировался. Без рекламы никуда не деться в наше время.
Задание менеджеру по рекламе: необходимопрорекламировать изделие. Проверим ваше умение проанализировать каждое изделиес экономической точки зрения и убедить покупателя в необходимости егоприобретения. Это -серьги «Елочка», и для гостей — браслет «Белоснежка». Даювам на рекламу одну минуту
Редактор раздает сотрудников журнала и гостям побисерному изделию
~ Примерная реклама гостей:
Бисерное изделие — браслет «Белоснежка» — красивоукрашает руку обладателя. Бело-голубое сияние стекляруса и бисера, переходыбликов завораживают глаз, заставляют остановиться, замереть от восхищения.Изделие «Белоснежка» — неповторимо, изящно, это модное недорогое украшение,которое вам необходимо купить для своей подруги, сестры, девушки.
~ Примерная реклама детей:
Бисерные серьги «Елочка» — изысканное украшениедля любой девушки. Блеск и мерцание парчового бисера при ходьбе завораживаютвзгляды зрителя, приковывают внимание. Серьги «Елочка» необходимо приобрестикаждому, кто ценит современную моду. Изделия, сделанные вручную, сейчас высокоценятся и востребованы. Второй такой пары вы не встретите нигде. Это изделиеэксклюзивно.
Серьги «Елочка» нужны всем,
Кто любит блеск, веселье.
Очень радуют они, поднимают настроение.
Купишь их, и все невзгоды отойдут на заднийплан.
Действуй быстро — эксклюзивный,
Единичный наш товар!!!
III. Заключительное слово редактора
Редактор:
Замечательно. Вот и готова четвертая, заключительная страница. Хорошо потрудилсянаш менеджер по рекламе. Эти рекламные слоганы обязательно попадут нажурнальную страницу. Теперь подведем итог. Сегодня мы с вами разобрали основныеэкономические понятия — экономика, стоимость, цена, экономическаяэффективность, реклама. Каждый из вас сыграл свою роль, будь то роль экспертапо бисерным материалам, Экономистом по ценовой политике, менеджера по рекламе,экономиста-технолога.
Наш журнал составлен из таких страниц — экономическая эффективность бисерных техник в изделиях, следующая — выборэкономных материалов, затем -расчет стоимости потребных материалов длябисерного изделия, и на четвертой — конкурс на лучшую экономическую рекламу.
Я думаю, что все страницы журнала «Бисеринки» под кодовым названием«Экономика в бисерном рукоделии» практически готовы, и, надеюсь, что журналбудет очень интересен нашим читателям. Желаю всем плодотворной работы.
Заключение
Таким образом, деловые игры, несмотря на практическую значимость,приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связис теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработкуединственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большогоколичества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемыхрешений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.
Список литературы
1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловаяигра.- М.: Владос-пресс, 2000.
2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организацииучебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход:Метод. Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.— 207 с
5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. № 6.
6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. — М., 1990.
7. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов иметодобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителядиректора школы по воспитательной работе.-2005.-Ы 5. — С. 65-71.
8. Лихачев Б. Педагогика. — М., 2000.
9. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра «Методическоепутешествие» /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. — С.43-48.
10.Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии иобучении ребёнка.-М., 1996.
11. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение:Учебник.-М.: Профиздат, 1991. — 156 с.
12. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. — М…2000.
13. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы(вариант для девочек). — М., 2000.
14. Примерные программы основного общего образования. — М., 2000
15. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998.
16. ХруцкийЕ.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб, заведений.- М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.