Оглавление
Введение. 2
1. Политический имидж как актуальный предмет исследования. 4
2. Политическое лидерство и роль имиджа в политике. 5
3. Поддержка и продвижение политического имиджа лидера. 9
Заключение. 13
Список использованных источников. 15
Введение
Свою актуальность проблематика, связанная с имиджем,приобрела в XIX веке, когда особенно активно стали развиваться демократическиеинституты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьбаправительства стала напрямую зависеть от того, как оно само и его деятельностьвоспринималось избирателями. Неспособность изменить реальность согласнопредставлениям граждан о том, какой она должна быть, либо убедить их, чтопроисходящее есть лучший вариант развития событий из всех возможных,оканчивалось, как правило, сменой правящих элит. Поэтому естественно, что проблемапостроения идеальных образов (сложившейся ситуации, правительства и прочихэлементов социальных отношений) и внедрения их в массовое сознание приобреларешающее значение.
Желание создать наиболее выигрышный имидж присутствует вкаждом из нас. Особенно актуален он в условиях рыночной экономики, когдапрезентация внешности становится средством повышения нашей значимости вколлективе и обществе.
Мы также стараемся показать себя с самой лучшей стороны,акцентируя те или иные свои характеристики. Мы интуитивно делаем это, чтоособенно проявляется в ситуации, к примеру, первого знакомства с человеком,которому мы хотим понравиться.
С имиджем люди идут на амбразуру. Избирают имидж, а неконкретные платформы или конкретных людей на избирательных участках. Имидж кристаллизуети упорядочивает все информационные потоки. Имидж как [3, c.84] идеализированнаякартинка подлежит управлению скорее и эффективнее, чем сам кандидат.
Имидж в концентрированной форме задает суть человека илиорганизации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить свои взаимоотношения сданным человеком: избирать его в депутаты, назначать на пост, отдавать ему своиголоса в качестве будущего президента.
1. Политический имидж какактуальный предмет исследования
Работа с имиджем, с этой точки зрения, это ответ нажелания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствоватьидеализациям, свойственным на этот период аудитории.
Проблема политического имиджа в настоящее времяпривлекает большое внимание исследователей и политиков, что нашло отражение вразличных публикациях об имидже политических лидеров на Западе, а в последнеевремя и в нашей стране. [2, с. 89]
На основании проведенного анализа публикаций по проблемеимиджа политических лидеров, представляется возможным, определить имидж какэмоционально окрашенный психический образ – представление, имеющий характерстереотипа, наделяющий объект путем ассоциаций дополнительными ценностями(социальными, психологическими, эстетическими и т.д.) необязательно имеющимиоснования в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальнойзначимостью для воспринимающих такой образ.
Так, в 1961 году в Лондоне вышла книга “Имидж”,принадлежащая перу американского историка и социолога Даниела Бурстина. В нейимидж рассматривался преимущественно с точки зрения его использования вкоммерческой сфере. Позже, характеризуя возросшее влияние фактора имиджа уже вполитической деятельности.
Таким образом, как самостоятельное направлениеисследование политического имиджа обусловлено демократизацией политическихпроцессов в мире, а также возникновением и широким распространениемреволюционно новых технологий в области внедрения имиджевых характеристик вмассовое сознание.
Политика и выборы в связи с “имиджем” рассматривалисьповерхностно. В связи с советской политической системой имидж нерассматривался. Долгое время политологи и социологи Республики Беларусь небаловали вниманием предвыборные кампании.
Уже позже активно начали обсуждаться такие вопросы кактипология избирателей, роль СМИ, стратегия и тактика партий, политическихобъединений на выборах. Именно организация демократических выборов инакопившийся в этой сфере опыт способствовали появлению в Республике Беларусьбольшого количества изданий, посвященных различным аспектам проведения избирательныхкампаний. Уже в конце 1999 года вышла первая книга “Время выбора”. В нейанализировались эмпирические данные и обсуждались теоретические проблемы. За 9лет появилась не только литература методического характера (как создать свой имидж,профессионально провести успешную избирательную кампанию), но и ряд работаналитического обобщающего плана. [2, с. 91]
Предпочтение отдается рассмотрению влияния имиджа наполитическую жизнь зарубежных стран.
Как свидетельствует ход событий политической истории,имидж (как идеализированный образ чего или кого-либо) не является сегодняшнимизобретением. Эта проблематика затрагивалась и в более ранние времена.
2. Политическое лидерство и рольимиджа в политике
“Лидерство так же старо как и человечество”.Оноуниверсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малыхорганизациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительныхорганизациях, в кампаниях и университетах. “Любое лидерство есть явлениегрупповое. Не может существовать лидера-одиночки, лидера “самого по себе”, безсвязи с последователями” Везде, где возникают группы, появляется лидерство. [5,с. 112]
Существует несколько подходов к определению политическоголидерства. Так, по мнению Ж. Блонделя, политическое лидерство – это “власть,осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членовнации к действиям”. С другой стороны, лидерство можно рассматривать какуправленческий статус, социальную позицию, связанную с принятием решений. Такаяинтерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода,предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованнойсистемы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных свыполнением управленческих функций, и дает человеку статус лидера. Инымисловами, как отмечает Дж. Даунтон, лидерство – это “положение в обществе,которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять иорганизовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов”. С точкизрения третьего подхода, лидер – это символ общности и образец политическогоповедения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимаетсяпоследователями.
Итак, политическое лидерство представляет собойпостоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц,занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории.Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, являетсятеория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальнымлидерам. [5, с. 119]
Среди черт, присущих политическому лидеру, обычноназывают острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию,незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность иготовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современныхполитических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото– ителегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие.Все это так, или иначе, связано с имиджем лидера, но это лишь часть вопроса.
Образ политического лидера, или, как его принято называтьвслед за англоязычными авторами, имидж, – “это набор определенных качеств,которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью” Как правило, понятиеимиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться наопределенную группу лиц, организацию, товар и т.д. Что лежит в основе имиджалидера? Лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни,дополняющаяся особенностями, чертами характера, внешними данными, одеждой ипрочим. Но попытки склеить имидж из разрозненных осколков, собрать мозаичнуюкартинку из прически, личностных черт, профессионального опыта и много другогообречены. Имидж, построенный таким способом, никогда не будет целостным,органичным. Он формируется как на основе реального поведения индивида, так ипод влиянием оценок и мнений других людей.
Как было сказано выше на имидж политика влияют многиефакторы: и его репутация, и внешний вид, и политическая программа, и егосоответствие ожиданиям людей. Репутация политика отражена в слухах и историяхпро него, передаваемых устно и через СМИ. В них подчеркиваются его различныечеловеческие и деловые качества, способность быть лидером и его моральныеустановки. Такие качества, как честность и порядочность, надежность исправедливость особенно важны для репутации политика. Отсутствие этих чертпагубно влияет на имидж политика.
Политическая программа – это совокупность идей ипринципов, которые политик намеревается отстаивать и претворять в жизнь вразличных сферах политики – от социальной до экономической. Как правило широкиеслои населения не знают программ даже самых известных политиков и выделяют лишьодно – два положения в лучшем случае.
Деловые качества непосредственно влияют на его имидж.Ценятся также компетентность, ум, решительность, образованность. Знание своегодела выдвигается в числе важнейших требований к политику. Не каждый политик –прирожденный лидер. Однако он должен обладать такими качествами, как смелость впринятии решения, способность убедительно и ярко выступить перед аудиторией,уметь предвидеть ситуацию. От политика ожидают заинтересованного отношения кпроблемам людей, желания им помочь. Он должен обладать искренностью идоступностью.
Автором имиджа является сам политик. Ведь вдействительности политика можно сравнивать с вершиной айсберга. За ним стоиткоманда, т.е. целая структура, в которой обычно задействовано множество людей.Именно вся эта “пирамида”, на вершине которой стоит политик, и поднимает его вконечном счете над мимолетным моментом, выводит его в плоскость истории. Успехполитика во многом зависит от подбора команды, в том числе и от подбораимиджмейкеров. Недаром говорят: короля делает свита. Но свиту подбирает самкороль, и как раз в этом проявляется талант политика. [7, с. 201]
Из сказанного выше следует, что имидж не является чем-топериферийным по отношению к деятельности политика. Можно действовать, незаботясь об имидже. Но только не в политике, поскольку восприятие того, чтополитиком делается, отношение к этому со стороны его избирателей является однимиз результатов его работы и одновременно необходимым условием, позволяющимполитику в дальнейшем делать то, что он задумал.
“Поддержание имиджа требует от политика высокойактивности, постоянного пребывания в фокусе общественного внимания, что, какправило, непросто”. Пульсирующий ритм не только соответствует природе имиджа,но эффективен с точки зрения организации кампании.
Имидж выступает в роли связующего звена между политиком иего аудиторией. Он служит отражением как интересов аудитории, так и интересовполитика и пытается совместить эти интересы, уйти от одностороннего давлениясверху, свойственному тоталитарному обществу. Демократическое общество как рази предполагает более серьезную роль населения в принятии и проведении тех илииных решений на уровне государства. То есть население получает тотинформационный и политический продукт, который более всего отвечает его интересам.
3. Поддержка и продвижениеполитического имиджа лидера
Одной из важных составляющих политической рекламы, откоторой в дальнейшем, как и от удачного текста и оформления, будет зависетьэффективность воздействия на аудиторию, является имидж политика, егоформирование, поддерживание и продвижение. [1, с. 58]
Наиболее характерные приемы, используемые в избирательныхкампаниях для повышения, продвижения рейтинга и имиджа кандидата:
1. Интервью с кандидатом или с его доверенным лицом,когда обсуждаются возможности совместных действий с неким очень популярным иуважаемым в регионе человеком. Содержание интервью определяется результатамипереговоров и реальным личным отношением указанной «статуснойперсоны» к кандидату. В зависимости от этого оно может быть разным:
— простая констатация факта переговоров;
— отрицание факта переговоров, но отрицаниенеубедительное, что сильнее подтверждает тот факт, что переговоры действительноидут;
— отрицание факта переговоров с целью формирования мненияо том, что победа кандидату обеспечена даже без поддержки такого видного ипопулярного человека.
2. Эпатаж. Публичная ссора между заранее договорившимисякандидатами (обычно не претендующими на победу в избирательной кампании) сосвещением ее в СМИ. В зависимости от целей, которые ставит себе кандидат,скандал может развиваться по разным сценариям. Если конечной целью кандидатаявляется победа на выборах, не исключено примирение вчерашних«врагов» и снятие одной из кандидатур в пользу оппонента. Этодовольно рискованный прием: не исключено, что в результате подобной акции ляжеттень на имидж кандидата. Чаще всего подобная тактика применяется для резкогоувеличения низкого рейтинга при дефиците времени на полноценную раскруткукандидата.
3. Преувеличение значимости одной из проблем региона.Искусственное создание ситуации, вокруг которой можно развернуть громкуюпропагандистскую кампанию с активным привлечением СМИ. Кандидат возглавляетдвижение «за» или «против» и на волне актуальности проблемыувеличивает свою известность.
4. Скрытая реклама кандидата через серию небольшихсообщений в СМИ на сенсационную тему. Внимание к персоне кандидата возрастаетпостепенно. Первое сообщение служит лишь наживкой, приоткрывая незначительнуючасть более интересной информации. Второе — более подробно и глубоко раскрываеттему. Третье — полновесная статья, напрямую связанная с именем кандидата, чтофактически является прямой пропагандой. В сознании избирателей закрепляетсясвязь между запомнившимся событием и именем кандидата. Подобный прием болееэффективен тогда, когда имя кандидата мало известно избирателям и в отличие отосновной темы сообщения не представляет интереса для широкой общественности.
5. Утечка информации о благоприятных перспективахкандидата или общественно значимых делах, которые кандидат планирует совершить.Здесь используется форма сообщения от третьего лица — источника, близкого ккандидату. Это создает иллюзию эксклюзивности и достоверности.
6. Размещение в газетах «независимого»социологического опроса, результаты которого свидетельствуют о высоких шансахкандидата на победу.
7. Обращение «независимого» авторитетногоэксперта с призывом голосовать за кандидата. Чем выше статус эксперта, темзначительнее эффект. Главное — убедительно объяснить мотивы, побудившие еговыступить с подобным заявлением.
8. Интервью с рядовым сотрудником (соседом и т.д.)кандидата. Возможна целая подборка подобных интервью с представителямиразличных социальных групп. Надо сказать, что их эффективность чаще всегозависит от искренности авторов.
9. Серия аналитических статей, посвященных социальнозначимым темам. Главная задача этих материалов — убедить читателей, чтопредложенный кандидатом путь решения наиболее действен. Статья обычновыстраивается по следующей схеме: описание текущей ситуации и трудностей, скоторыми сталкивается рядовой избиратель; изложение нескольких способов выходаиз сложившегося положения, что создает видимость объективного поиска наилучшегорешения.
10. Эксплуатация неполной осведомленности избирателей офактическом содержании обсуждаемой темы — жонглирование цифрами. Без знаниятого, как обстояли дела раньше, трудно объективно оценить, что означаютпредлагаемые цифры: действительный успех или банальный застой? Любым среднимпоказателям можно придать значение «больших достижений».
11. Вопросы от «незаинтересованного» слушателя- характерный прием для радио- и телеинтервью. Вопросы подобраны и построенытаким образом, что позволяют осветить наиболее выгодные для кандидата темы, апредварительная подготовка дает возможность эффектно и грамотно выстроитьответы, раскрыть наиболее привлекательные стороны кандидата как личности.
12. Распространение негативной информации о своемкандидате. Структура сообщения такова, что очевиден сомнительный характер этой информации.Она исходит от человека неприятного и не вызывающего доверия аудитории. Еслиакция грамотно выстроена, то ответной реакцией будут отторжение негативнойинформации и создание вокруг кандидата своеобразного защитного поля.
13. Дополнительные способы повышения уровня«достоверности» информации:
— публикация в центральной прессе и последующаяперепечатка текста в региональных СМИ со ссылкой на столичный источник.Практика показывает, что жители регионов больше склонны доверять именностоличной прессе, когда речь идет о злободневных проблемах региона, справедливополагая, что влияние местной политической элиты на центральные СМИ невелико;
— сообщения о незначительных трудностях, мелкихнедостатках кандидата, несущие вспомогательную нагрузку. Их цель — приданиедостоверности главной информации. Эффект правдоподобия создается не толькоблагодаря упоминанию отдельных, хорошо известных фактов, но и в большей степениблагодаря критике в адрес кандидата. Основной критический материал касаетсянедостатков, которые проще всего представить как слабости, свойственные всемлюдям. Это позволяет сделать образ кандидата более живым и отчетливым, сближаетего с потенциальными избирателями.
Заключение
В заключение можно сделать выводы.
Стратегический образ, построенный для кандидата визбирательной компании, может теоретически быть не связанным с реальнойкартиной личности политика. Всё это необходимо для привлечения большеговнимания к персоне и последующего влияния на решения при голосовании в пользуданного политика. Именно поэтому имидж политика и выстраивается таким образом,чтобы люди увидели в нём всемогущую силу. [4, с. 18]
Как бы то странно не прозвучало, положительного образа недостаточно, если сказать с уточнением, то не совсем достаточно собственногоположительного образа для победы на выборах, для того, чтобы за политиком пошлилюди. Ещё одна желательная составляющая успешной избирательной компании — негативный стратегический образ кандидата оппонента.
Избиратель должен иметь представление не только о том, закого ему надо голосовать, но и о тех, за кого ему не стоит голосовать.Разумеется, подобные представления о кандидате-оппоненте, выявление негативныхсторон просто необходимо для более удачной компании собственного представителя.
Целенаправленное формирование политического имиджа — трудоемкий процесс, который под силу уже не одиночкам, а специализированнымагентствам. Сейчас без помощи подобных специалистов не обходится ни одинуважающий себя политик .
Если одни в своей деятельности опираются на внешний имиджполитика, наличие четкой и поддающейся корректировке для доступностибольшинству электората политической программы, то другие — на созданиевнутреннего имиджа, стиля, класса, нестандартности и привлекательности внешнегооблика.
Таким образом, необходимо постоянно придерживатьсяопределённых рамок, которые помогут, как создать удачный положительный образсвоего кандидата, так и выгодно, а главное достойно выделиться на фоне других.
Список использованных источников
1. Бочкова Е.А., Механизмы PR-технологий в имиджесовременного политика //«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13822,25.09.2006
2. Гуревич П.С. Имиджелогия, — СПб.: Питер, 2004. — 202с.
3. Жировских О.А. Имидж и его составляющие, — Мн.: Веды,- 2007. — 654с.
4. Комаровский В.С. Связи с общественностью в политике игосударственном управлении. — М., РАГС, 2001. -520 с.
5. Мечин В.С. Политический имидж, — СПб.: Питер, 2002. — 242с.
6. Монахов Г. Имидж//Дело — №28 — 2006
7. Титова Е.В. Имидж политического лидера, — Ростов-на-Дону, 2006. — 386с.