--PAGE_BREAK--
Главная цель художественногообразования — формулирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
На занятиях по изобразительной деятельности дети овладевают знаниями элементарных основ реалистического рисунка:
— формируются навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
— знакомятся с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.
Ребята овладевают различными техниками и приёмами рисования, открывают для себя разнообразный и увлекательный мир изобразительного искусства. Система занятий по художественному образованию детей включает очень важные моменты: развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
Занятия по изобразительной деятельности вызывают у детей большой интерес и желание творчески выражать свой внутренний мир.
Дети учатся ориентироваться в величине, форме, цвете окружающего их такого огромного, разнообразного окружающего их мира и передавать своё восприятие через рисунки, поделки из природного материала, художественные композиции.
Мы привыкли, что рисование – это обычные темы: «цветок», «солнышко», «мишка» и так далее. Всегда умиляемся, когда у малыша получается тот или иной образ, который нам привычен, знаком и не вызывает вопросов что изображено. Но! Дети видят мир по-своему, так как нет ещё жизненного опыта, и этот опыт им надо приобрести.
Техники изображения бывают разные: монотипия, кляксография, граттаж, печатание, водяная печать, изонить, рисование пальчиками, оттиск и другие. Ребёнок в три года может освоить эти техники. Это даёт. Во — первых, интерес к изобразительной деятельности, во-вторых, знакомство с разными техниками изображения на бумаге, а значит, и с множеством материалов по рисованию.
Граттаж, например, выполняется с воском или парафином, гуашью и мылом. Это длительная по времени работа с рисунком, так как выполняется послойно. То есть, сначала один слой – наносится пятно из цвета или несколько цветов, которые нравятся ребёнку, затем «прячут» цвет, натирая лист воском, парафином. Третий слой – с помощью мыла замазывается всё тёмным цветом и, наконец-то, делается изображение, но процарапыванием рисунка пером или спицей. Вы думаете, ребёнку будет скучно? Отнюдь! В кляксографии дуют, или «катают» тушь, акварель, гуашь. На лист бумаги, например, капают тушь. Ребёнку дают трубочку и показывают, как надо дуть, чтобы тушь растекалась по листку. Есть и другой способ – «катать» тушь, аккуратно поднимая и опуская бумагу. Получаются удивительные изображения!
Можно пофантазировать: что это? а может быть выйдет уже готовый образ? Водяная печать – это совсем волшебство. Только представьте: нет рисунка, окунули в воду, и рисунок проявился… Ваше чадо, как истинный художник, постепенно, шаг за шагом освоит техники изобразительной деятельности. И тогда, уже, имея навыки нетрадиционного рисования, будет пробовать то самое «солнышко», но через граттаж или кляксографию, монотипию. Представляете, какое разное изображение солнца, мишки, цветка! Рисунок, играя с красками или графическим материалом!
У ребенка развивается воображение, цветовидение (понимание как сочетаются цвета друг с другом), мелкая моторика (пальчики), рука готовится к письму. Понимая, в какой технике выполнен рисунок, ребёнку будет интересно на выставке рассматривать картины или иллюстрации в книге! В школе начнёт рисовать на весь альбомный лист, не испытывая страха перед пространством листа. Навыки владения кистью пригодятся на всю жизнь – это не только в письме, но и сосредоточенность, аккуратность, волевые качества. И не обязательно, чтобы Ваш малыш стал художником. Пусть будет художником по жизни — гибким, способным быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение, творчески решать вопросы. Этому поспособствуют изотехники! [8, с. 19].
1.2.
Внедрение мультимедийных презентаций в процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Наверное, невозможносебе представить современное развитие общества и производства без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр. Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша! Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии. Возможности в обучении дошколят, которые таят в себе мультимедийные презентации. В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве — учат самостоятельно приобретать новые знания. «Презентация — это — обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» [6, с. 158].
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.
Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.
Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
3. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
4. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно!
Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Файлы презентаций можно смотреть с помощью программ. Для просмотра файлов-перезентаций (*.ppt) необходима программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office.
Дошкольный образовательный стандарт — это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги? Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.
Качественные мультимедийные презентации можно найти в интернете.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Поисковые системы сети Интернет предоставляют родителям возможность найти и отобрать практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения. Важно, чтобы электронные учебные пособия были предназначены специально для детей дошкольного возраста.
«Хорошая презентация — это когда ставишь ребенку слайды и он поглощен процессом просмотра, когда мне не приходится листать самой слайды и объяснять что? где? когда? и почему? Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, уверена, что он с пользой провел это время!» [9, с. 36].
Существует ряд сайтов, где выкладываются качественные, профессионально выполненные детские презентации, создана Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей. Большинство презентаций были выполнены мамами для собственных детей. Некоторые творческие натуры, увлекаясь процессом создания мультимедийной презентации, превращают его в хобби не только для себя, но и для своего ребенка. Проходит время и юный автор появляется на страницах сайта уже со своими работами.
Обучающие игры – презентации. Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft Power Point.
— Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
— Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
— Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
— В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
— Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
— Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
— Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.
Здоровьесбережение детей при работе с компьютером. Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени — 10-15 минут.
Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 50 — 60% времени бодрствования! Помните об этом!
В заключение отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям — осознанное желание научиться хорошо, рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу. Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми. Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие — медлительны, вялы. В средней группе, возможно, повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе. Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада. Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе. У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна — дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя. Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала [12, c. 27].
Глава 2. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства
2.1. Выявление уровня эстетической воспитанности старших дошкольников
Исследование проводилось на базе МДОУ № 32 города Соликамска. В нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 12 человек. В данной подготовительной группе дети проявляют интерес и активность к занятиям по изобразительному искусству. Они предпочитают рисовать карандашом и красками, но навыки работы в нетрадиционных техниках рисования отсутствуют.
Исследование было проведено в виде занятия по рисованию с использованием мультимедийных технологий — презентация «Узоры на крыльях». (Приложение 1)
Тема занятия:«Узоры на крыльях».
Цель занятия:
выявление уровня художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства.
В начале занятия была проведена беседа о бабочках, показана презентация, на которых изображены различные бабочки, было рассказано как из личинка рождается бабочка. В ходе беседы выяснилось знание детьми основ цветоведения, их способность к цветовосприятию.
После беседы дети перешли к самостоятельной деятельности. На заготовке (крылья бабочки) выполненной из белой бумаги они выполнили набросок рисунка (узоры) простым карандашом на заданную тему. Затем раскрасили рисунок акварелью. Для достижения более успешного результата работы использовались такие средства, как указания, напоминание, поощрение.
Для подведения итогов работы была устроена выставка, которую могли оценить не только дети, но и родители. Данная выставка помогла проанализировать уровень художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительного искусства.
Выставка детских рисунков на тему «Узоры на крыльях» показала, что большая часть детей справилась с работой, несмотря на сложность выполнения различных узоров. В ходе занятия каждый ребенок стремился создать свой художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не у всех была достигнута в связи с тем, что некоторые дети не умеют правильно наносить фон. Поэтому рисунки у них получились небрежными. Итог исследования подведен в виде таблицы.
№
Имя
ребенка
Увлечен.
темой и
техникой
Способн.
созд. худ.
образ
Способн.
к цвето-
воспр.
Способн.
рацион.
применять
техники
Владение
техникой
изображен.
Знание
основ
цветовед.
1.
Дарина Т.
3
2
2
2
2
2
2.
Толя З.
1
1
1
1
2
1
3.
Лера Б.
2
1
2
2
2
1
4.
Степа Н.
3
2
2
2
2
2
5.
Лера А.
2
1
2
2
2
1
6.
Яша Ш.
3
1
3
3
3
1
7.
Саша С.
3
2
2
2
2
2
8
Карина М.
2
1
2
2
2
1
9.
Даша М.
3
1
2
2
2
2
10.
Тимоша Б.
3
2
3
3
3
1
11.
Вадик Ю.
2
1
3
3
3
1
12.
Дима С.
3
3
3
3
2
2
Условные обозначения:
1 — низкий уровень;
2 — средний уровень;
3 — высокий уровень
По данной таблице видно, что увлеченность темой и использованием мультимедийных технологий у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ отсутствует у половины группы, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением таких, как у Яши Ш., Тимоши Б., Вадика Ю., Димы С., у которых наиболее высокий уровень развития способностей.
Положительным в занятии было то, что большая часть детей была заинтересована предложенной темой и справилась с поставленной целью.
Отрицательным в занятии было недостаточность внимания детей при объяснении и показе, а также невысокий уровень развития художественно-творческих способностей детей.
По итогам нашего занятия можно сделать вывод, что старшие дошкольники заинтересовались нетрадиционной техникой рисования использование мультимедийных технологий, развивающей творческие способности ребенка. продолжение
--PAGE_BREAK--