--PAGE_BREAK--5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;
9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.
Также можно выделить следующие основныеусловия успешного проведения дидактической игры:
1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность;
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. [3, с. 102]
2. Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра широко захватывает всю личность ребенка — умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей.
По выражению Л.С. Выгодского, «… ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
В процессе игры у детей формируются основные новообразования в физической, психической и личностной сферах. Большое значение игры имеют для формирования черт характера личности школьника. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиняться правилам игры. Это воспитывает способность преодолевать трудности, тренирует волю ребенка. Игра развивает чувство товарищества, дружбы. Игра является и первой школой воли; именно в игре проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель -запомнить. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.
В процессе игры совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. Желание первым решить задачу, поставленную в игре, вызывает мыслительную и речевую активность детей.
В игре у детей развивается произвольность психических процессов (произвольное внимание, произвольная память). Играя, дети лучше сосредотачиваются и лучше запоминают. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в игре. Игра дает большие возможности для развития воображения: ребенок представляет себе то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом созерцания.
Игра имеет значение для формирования и развития рефлексивного мышления. Рефлексия помогает осмыслить свои собственные действия, потребности и переживания, соотнести их с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра имеет значение и в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.
На начальной ступени обучения происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение. Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько будущее.
Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов. Шести — семилетние дети играют не только ради удовольствия, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме. Игра вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Игра помогает школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, кроме этого, она помогает формированию у детей качеств, необходимых для становления учебной деятельности:
1. Общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
2. Умение включаться в коллективную учебную работу;
3. Готовность слушать друг друга;
4. Желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности;
5. Осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способность самоконтроля, самооценки.
6. Раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.
Ребенок вынужден направлять свою активность не на удовлетворение своих актуальных потребностей, а на достижение намеченных учителем целей. Учебную задачу нужно сделать личность значимой, чтобы ребенок осознавал ее как свободно выбранную, принимая ее на основе «хотения». Тогда он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания. Следовательно, для успешного овладения учебным материалом необходимо учитывать и использовать своеобразное сочетание на данном этапе двух ведущих видов деятельности — игровой и учебной.
Игра и учеба — это два различных вида деятельности. Между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще
Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком много места игре, сразу называя ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным знаниям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Но дидактическая игра необходима не только для улучшения адаптации. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в ситуации учебного задания, так как в дидактической игре учебная задача — часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина [12, с. 249] подчеркивается, что внутренние законы психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте едины.
Эльконин считал дошкольный и младший школьный периоды единой эпохой детства. Он утверждал, что разрыв, существующий в системе образования (дошкольное учреждение-школа), разрушает единство между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторонами личности ребенка. Дети, поступающие в школу, находятся в противоречивой ситуации: у ведущей для дошкольников игровой деятельности есть перспективы развития, а новая ведущая деятельность — учебная — оттесняет ее. Учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам ребенка. Школьная жизнь воспринимается ими с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности часто не выступают для ребенка в качестве актуальных.
Нужно создать условия, органично сочетающие игровую и учебную деятельности, то есть организовать деятельность детей, являющуюся по форме игровой, но носящую по своей направленности учебный характер.
В противном случае, ранее предметное обучение может повлиять на общее развитие, то есть развития процессов памяти и воображения у детей будет происходить на низком уровне, могут отсутствовать познавательные интересы и желание учиться. Причины этого заключаются в том, что большая часть дня у учащихся отдана урокам, и у детей не остается времени на игры и свободную самостоятельную деятельность. Избежать появления трудностей можно за счет использования игр в обучении.
Игра является незаменимым средством всеобщего основания различных понятий в период обучения грамоте. Для ребенка важно, чтобы игра наполнилась личным смыслом, стала собственной логикой ребенка. Таким средством служит понятийная игра, для которой создаются особые понятийные персонажи. Понятийные персонажи учебных игр воплощают понятия, то есть «одеть теоретическую абстракцию вплоть до чувств». Действуя от имени такого персонажа, ребенок выполняет задание по логике понятия. Таким образом, игра может стать эмоционально-символическим входом в теоретическое мышление для многих первоклассников с игровым типом ценностей.
Но нельзя ни перенасыщать учебную деятельность играми, ни ограничивать их применение, то есть включение игр должно быть разумным и целенаправленным. Для игры не важен результат, важен сам процесс.
Таким образом, нельзя недооценивать значение игры, но лишь очень осторожный подход к использованию игр будет способствовать всем необходимым условиям для развития каждого ребенка.
Итак, в жизни ребенка учение занимает определяющее место. Одну из ведущих ролей в учебной деятельности играет дидактическая игра.
3. Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям
Интерес — потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане.
[16, с. 191] В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Следовательно, важная задача педагога — сделать так, чтобы интерес к обучению грамоте стал потребностью. А интерес станет потребностью в случае, если он будет расширен и углублен, станет действительным.
Роль интересов в психологических процессах исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной темы, но нужно наоборот, создать мотив, затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет — это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Интерес — это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр.
Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию. В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным.
Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина выделяет несколько уровней (Щукина Г.И., 1992): [17, с. 157]
— непосредственный интерес к фактам, значительным явлениям, которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень познавательного интереса;
— интерес к познанию существенных свойств предметов и явления, составляющих более широкую и часть невидимую их внутреннюю суть. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности;
— интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Следовательно, задача педагога
— стремиться к тому, чтобы познавательный интерес в своем развитии достиг третьего, высшего уровня.
Любознательность и наблюдательность лежат в основе интереса, следовательно, учителю необходимо накапливать и использовать материал, способный привлечь внимание каждого ребенка, ведь то, что запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Ребенок не должен терять веры в свои силы и чувства, что у него что-то не получается, то есть учиться он должен с увлечением.
Наиболее эффективным средством поддержки интереса к знаниям является игровая деятельность. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные.
Игровая задача постепенно может трансформироваться в учебную, интерес учеников к познавательному содержанию игры начинает преобладать над интересом к ней самой.
Накопленные знания систематизируются, происходит перестройка деятельности школьников, теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развивались в ходе игры. Дидактические игры создают условия для усвоения детьми знания и способствуют развитию познавательных интересов.
Также игры и занимательные упражнения создают положительную эмоциональную обстановку, обостряют мыслительные процессы, заставляют детей пристальнее вслушиваться и вглядываться в изучаемые языковые факты, угадывать, сравнивать и вычленять необходимое, искать выход из необычного положения.
Таким образом, использование дидактических игр является важным методом стимулирования интереса к изучению у учащихся.
4. Методика проведения дидактических игр
Организовать и провести дидактическую игру — задача, достаточно сложная для педагога. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой проведения дидактических игр.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
Далее необходимо определиться с количеством играющих. По возможности, надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок.
Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Требуется четко спланировать временной параметр игры, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
При проведении игры необходимо учитывать: [1, с. 24]
1. Место игры на уроке. Игра может быть на любом этапе урока. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.
Спокойные игры возможны на любом этапе урока. Оживленные игры целесообразно проводить в конце, так как во время таких игр дети быстро возбуждаются. Начиная игру, учитель должен ясно осознавать, какие знания детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие навыки и умения развивать. Большое значение имеет серьезное отношение к игровой деятельности ребенка, необходимо подчеркивать значимость, необходимость, важность того, что он делает. Необходимо, чтобы учитель, начиная игру, настраивал детей на выполнение заданий, условий игры. Объявлять об игре надо кратко: «Сейчас мы проведем игру...», а приглашение, высказанное в виде «Кто хочет ответить...», «Давайте поиграем», не создают у школьников нужного настроения.
2. Выбор игры. Он определяется целями урока. Дидактическая игра должна быть доступна для учащихся данного возраста. Очень простое задание воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата, непосильное убивает интерес к игре. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка.
продолжение
--PAGE_BREAK--