Реферат по предмету "Политология"


Содружество Независимых Государств: общая характеристика

Нарядус универсальными международными организациями существуют региональные, членамикоторых являются государства определенного географического района. Объектомдеятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках региональногосотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурнаяи другие сферы.
СодружествоНезависимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядомгосударств из числа бывших республик СССР. Ее учредительными документамиявляются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол ксоглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всемибывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинскаядекларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси,Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу черезгод после принятия.
ЦелямиСодружества являются: осуществление сотрудничества в политической,экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свободчеловека в соответствии с общепризнанными принципами международного права идокументами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечениимеждународного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействиегражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении вСодружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовыхотношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствамиСодружества (ст. 2 Устава СНГ).
Содружестводолжно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принциповмеждународного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принциповхельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы такжепринципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях,учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказанияподдержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основеуважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурныхценностей и культурного обмена.
Дляпонимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларациии Устава о том, что Содружество не является государством и не обладаетнаднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное наначалах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными иравноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признаетсяналичие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместнойдеятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашенияот 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свободчеловека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество вформировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского иевразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии системтранспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной имиграционной политики;, борьба с организованной преступностью; сотрудничество вобласти оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может бытьдополнен по взаимному согласию государств-членов.
Следуеттакже обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой' установлено, чтосоглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям ипринципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.
Наличиеу Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности приуважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как омеждународной межгосударственной организации, основанной на договоре,определяющем его правосубъектность и компетенцию.
СодружествоНезависимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Егоучредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов вдеятельности организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г.предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не толькосоглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава даетвозможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том илиином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право приратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III «Коллективнаябезопасность и военно-политическое сотрудничество», IV «Предотвращениеконфликтов и разрешение споров», VII «Межпарламентское сотрудничество» и ст.28, 30—33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Советаминистров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничнымивойсками. Экономического суда и Комиссии по правам человека.
Наосновании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — членыСодружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали иратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к немуот 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения,Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан иМолдова).
Государствами— членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себяобязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина иТуркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками.Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы ипринимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения кнему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможностьучастия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правахассоциированных членов.
УставомСНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружестваявляется Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представленывсе государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решатьпринципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере ихобщих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседаниядва раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного изгосударств-членов.
Советглав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительнойвласти членов СНГ в экономической, Социальной и иных сферах общих интересов(ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводитьвнеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.
Решенияобоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своейнезаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствоватьпринятию решения.
СогласноУставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советовможет создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и навременной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов,наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотренысовещания руководителей соответствующих государственных органов для решениявопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГи СГП.
Третьиморганом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД),который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляеткоординацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая ихдеятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросаммировой политики, представляющим взаимный интерес.  
Постояннодействующим исполнительным и координирующим органом Содружества являетсяКоординационно-консультативный комитет (ст. 28). Он состоит из постоянныхполномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, иКоординатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитетвырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества,способствует реализации договоренностей по конкретным направлениямэкономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.
Дляорганизационно-технического обеспечения работы всех органов Содружества приКоординационно-консультативном комитете создан Секретариат, возглавляемыйКоординатором Комитета. Местопребывание Секретариата и Комитета — Минск(Белоруссия).
УставомСНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета главгосударств. Это — Совет министров обороны, который является органом СГГ повопросам военной политики и военного строительства государств-членов.Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных ВооруженныхСил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, атакже группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мирав Содружестве.
Советкомандующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охранывнешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
Особоеположение в структуре Содружества занимает Экономический суд, задачей которогоявляется обеспечение выполнения экономических обязательств в рамкахСодружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполненииэкономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведениюсоглашениями государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положениясоглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осуществляет своюдеятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда иПоложением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от6 июля 1994 г.
Комиссияпо правам человека является консультативным органом Содружества, призваннымнаблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себягосударствами-членами в рамках Содружества. Она действует на основанииПоложения, утвержденного СГГ 24 сентября 1993 г.
УставомСНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которыемогут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве вэкономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов,например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет пожелезнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу.Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет и др.
Межпарламентскаяассамблея была создана на основании Соглашения руководителей Верховных Советов(парламентов) государств — участников СНГ от 27 марта 1992 г. В Уставе СНГ ейпосвящен раздел VII, тогда как другие органы СНГ определены в разделе VI.Однако уже в Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств — участников СодружестваНезависимых Государств от 26 мая 1995 г. Ассамблея определена какмежгосударственный орган Содружества, то есть за ней признан статус органа СНГ.
Межпарламентскаяассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемыхили назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов всоответствии с внутренними регламентами и процедурами. Главы парламентскихделегаций образуют Совет Ассамблеи, выбирающий из своего состава председателяСовета. На сессиях Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз вгод, председательствуют поочередно руководители парламентских делегаций.
Межпарламентскаяассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различныхобластях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государстви/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль всближении законодательств государств-участников путем разработки типовых(модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизациипроцедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников СНГдоговоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международныхдоговоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательнымдля достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации поприведению законодательства государств-участников в соответствие с положениямимеждународных договоров, заключенных в рамках СНГ. МестопребываниеМежпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург.
Завремя существования Содружества Независимых Государств в его рамках принятомного важных решений, подписано более 200 договоров, конвенций и соглашений.Однако деятельность организации еще недостаточно эффективна. Вместе с тем надоотметить, что определенных успехов добились в своей деятельности Экономическийсуд. Комиссия по правам человека. Предпринимаются шаги в области экономическойинтеграции (см. гл. VIII), по созданию системы коллективной безопасности (см.гл. XV).
Международные неправительственныеорганизации: понятие и роль
Международнаянеправительственная организация (МНПО) — это объединение национальныхобщественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различныхгосударств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству вполитической, экономической, культурной, научно-технической и других сферахдеятельности человека; это организация, учрежденная не на основаниимежправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческойприбыли.
Первыетакие организации стали появляться еще в XIX веке, но их численностьсущественно возросла во второй половине XX века. В настоящее время ихнасчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли ироль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствованиемеждународного права.
МНПОподдерживают связи с международными межправительственными организациями,получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статуспредоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, заисключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируютсярезолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям снеправительственными организациями». Установлены две категории консультативногостатуса: I — общий консультативный статус и II — специальный консультативныйстатус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственныхорганизаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категорияконсультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международногоавторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория Iпредоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степенисоприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО,связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Списоквключаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Советупомощь в его работе.
Наибольшийобъем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросыдля рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по нимустные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус иливключенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательныхорганов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателейна заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления,осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы,когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могутнаправлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, гдеобсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могутделать только по просьбе Генерального секретаря ООН.
Около1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития,имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций,представляющих интерес для ООН, входят в Список.
В1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях междуООН и неправительственными организациями, обновив тем самым резолюцию 1296. Вней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных,региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение ихчисла; расширение роли Комитета по неправительственным организациям,существующего при ЭКОСОС;
принятиестандартных правил участия неправительственных организаций в международныхконференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей резолюции1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос обучастии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.
Изспециализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО,которая устанавливает три категории консультативного статуса: А —консультативная и сотрудничающая:, В — информационная и консультативная и С —категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создаватьМНПО, а также оказывать им финансовую помощь.
Консультативныесвязи МНПО устанавливают также с региональными межправительственнымиорганизациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативныйстатус.
ВлияниеМНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международныхотношениях и международном праве проявляется в различных формах. Назовемнекоторые из них.
Информационная.МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам имежправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Онитакже распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.
Консультативная.МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.
Правотворческая.МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позициюгосударств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаютсяна рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПОспециально занимаются неофициальной кодификацией международного права, напримерГаагский институт международного права. Большую роль в кодификациимеждународного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста(МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.
Контрольная.Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международногоправа и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметитьдеятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнениемнорм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области правчеловека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерацияправ человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдениемеждународных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функциивыполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например МеждународныйЗеленый Крест.
Следственная.МНПО неоднократно создавали специальный следственные комиссии. Так, поинициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданыМеждународная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля наоккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, напримерМеждународная амнистия, создавали специальные следственные комиссии длярасследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.
Помнению большинства юристов, МНПО не являются субъектами международного права,но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами инормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальнымзаконодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаютсяопределенные привилегии и иммунитета.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование АТП КамАЗ с аккумуляторным участком
Реферат Поземельные отношения в средневековой Англии и их правовое урегулирование
Реферат Производственно-финансовое планирование на предприятиях автосервиса
Реферат Производственная система OPТ логистика на транспорте
Реферат Проектування проміжної станції
Реферат Проработка возможности переноса устройства приема жидких грузов на ходу
Реферат Накопительная пенсионная система Республики Казахстан
Реферат Проектирование участковой станции
Реферат Проектирование механизма подъема груза мостового крана
Реферат Проектирование АТП 3
Реферат Оборудование для эксплуатации скважин фонтанным и газлифтным способами
Реферат Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций
Реферат Правовые системы в современном обществе
Реферат Структуалістична і герменевтична естетика
Реферат Проектирование автотранспортного предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей типа 2