Нарядус универсальными международными организациями существуют региональные, членамикоторых являются государства определенного географического района. Объектомдеятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках региональногосотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурнаяи другие сферы.
СодружествоНезависимых Государств (СНГ). Эта региональная организация была создана рядомгосударств из числа бывших республик СССР. Ее учредительными документамиявляются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря1991 г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол ксоглашению, подписанный 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всемибывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинскаядекларация от 21 декабря 1991 г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске22 января 1993 г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси,Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу черезгод после принятия.
ЦелямиСодружества являются: осуществление сотрудничества в политической,экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свободчеловека в соответствии с общепризнанными принципами международного права идокументами СБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечениимеждународного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействиегражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении вСодружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовыхотношении; мирное разрешение споров и конфликтов между государствамиСодружества (ст. 2 Устава СНГ).
Содружестводолжно проводить свою деятельность на основании общепризнанных принциповмеждународного права (в Уставе СНГ перечислены все десять принциповхельсинкского Заключительного акта). Дополнительно сформулированы такжепринципы верховенства международного права в межгосударственных отношениях,учета интересов друг друга и Содружества в целом, объединения усилий и оказанияподдержки друг другу, духовного единения народов государств-членов на основеуважения их самобытности, тесного сотрудничества в сохранении культурныхценностей и культурного обмена.
Дляпонимания правовой природы СНГ важное значение имеют положения Алма-Атинской декларациии Устава о том, что Содружество не является государством и не обладаетнаднациональными полномочиями. Это — объединение государств, основанное наначалах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными иравноправными субъектами международного права. В Уставе (ст. 4) признаетсяналичие интересов Содружества в целом и определяются сферы совместнойдеятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашенияот 8 декабря 1991 г. К ним относятся: обеспечение прав и основных свободчеловека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество вформировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского иевразийского рынков; таможенная политика; сотрудничество в развитии системтранспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной имиграционной политики;, борьба с организованной преступностью; сотрудничество вобласти оборонной политики и охраны внешних границ. Этот перечень может бытьдополнен по взаимному согласию государств-членов.
Следуеттакже обратить внимание на ст. 5 Устава, в которой' установлено, чтосоглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям ипринципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.
Наличиеу Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности приуважении суверенитета государств-членов позволяет говорить о нем как омеждународной межгосударственной организации, основанной на договоре,определяющем его правосубъектность и компетенцию.
СодружествоНезависимых Государств как международная организация имеет свою специфику. Егоучредительные акты и Устав дают возможность частичного участия его членов вдеятельности организации. Так, ст. 10 Минского соглашения от 8 декабря 1991 г.предусматривает за каждым участником право приостанавливать действие не толькосоглашения в целом, но и отдельных его статей. Статья 23 Устава даетвозможность любому члену СНГ заявить о своей незаинтересованности в том илиином вопросе. Статья 43 оставляет за государствами-учредителями право приратификации Устава делать оговорки и заявления по разделам III «Коллективнаябезопасность и военно-политическое сотрудничество», IV «Предотвращениеконфликтов и разрешение споров», VII «Межпарламентское сотрудничество» и ст.28, 30—33, касающимся Координационно-консультативного комитета, Советаминистров обороны и Главного командования ОВС, Совета командующих пограничнымивойсками. Экономического суда и Комиссии по правам человека.
Наосновании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — членыСодружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали иратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к немуот 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения,Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,Украина (подписали, но не ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан иМолдова).
Государствами— членами СНГ следует считать те государства, которые приняли на себяобязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Украина иТуркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются государствами-участниками.Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы ипринимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения кнему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможностьучастия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правахассоциированных членов.
УставомСНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружестваявляется Совет глав государств (СГГ), в котором на высшем уровне представленывсе государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решатьпринципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере ихобщих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседаниядва раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного изгосударств-членов.
Советглав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительнойвласти членов СНГ в экономической, Социальной и иных сферах общих интересов(ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводитьвнеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.
Решенияобоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своейнезаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствоватьпринятию решения.
СогласноУставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советовможет создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и навременной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов,наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того, Уставом СНГ предусмотренысовещания руководителей соответствующих государственных органов для решениявопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГи СГП.
Третьиморганом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД),который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляеткоординацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая ихдеятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросаммировой политики, представляющим взаимный интерес.
Постояннодействующим исполнительным и координирующим органом Содружества являетсяКоординационно-консультативный комитет (ст. 28). Он состоит из постоянныхполномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, иКоординатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитетвырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества,способствует реализации договоренностей по конкретным направлениямэкономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.
Дляорганизационно-технического обеспечения работы всех органов Содружества приКоординационно-консультативном комитете создан Секретариат, возглавляемыйКоординатором Комитета. Местопребывание Секретариата и Комитета — Минск(Белоруссия).
УставомСНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета главгосударств. Это — Совет министров обороны, который является органом СГГ повопросам военной политики и военного строительства государств-членов.Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных ВооруженныхСил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, атакже группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мирав Содружестве.
Советкомандующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охранывнешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
Особоеположение в структуре Содружества занимает Экономический суд, задачей которогоявляется обеспечение выполнения экономических обязательств в рамкахСодружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполненииэкономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведениюсоглашениями государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положениясоглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осуществляет своюдеятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда иПоложением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от6 июля 1994 г.
Комиссияпо правам человека является консультативным органом Содружества, призваннымнаблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себягосударствами-членами в рамках Содружества. Она действует на основанииПоложения, утвержденного СГГ 24 сентября 1993 г.
УставомСНГ предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которыемогут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве вэкономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов,например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет пожелезнодорожному транспорту, Межгосударственный совет по космосу.Электроэнергетический совет, Межгосударственный экологический совет и др.
Межпарламентскаяассамблея была создана на основании Соглашения руководителей Верховных Советов(парламентов) государств — участников СНГ от 27 марта 1992 г. В Уставе СНГ ейпосвящен раздел VII, тогда как другие органы СНГ определены в разделе VI.Однако уже в Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств — участников СодружестваНезависимых Государств от 26 мая 1995 г. Ассамблея определена какмежгосударственный орган Содружества, то есть за ней признан статус органа СНГ.
Межпарламентскаяассамблея состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемыхили назначаемых парламентами этих государств из числа своих членов всоответствии с внутренними регламентами и процедурами. Главы парламентскихделегаций образуют Совет Ассамблеи, выбирающий из своего состава председателяСовета. На сессиях Межпарламентской ассамблеи, созываемых не реже двух раз вгод, председательствуют поочередно руководители парламентских делегаций.
Межпарламентскаяассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в различныхобластях и направляет рекомендации по этим вопросам Совету глав государстви/или Совету глав правительств, другим органам СНГ. Ей отведена важная роль всближении законодательств государств-участников путем разработки типовых(модельных) законодательных актов, принятия рекомендаций по синхронизациипроцедур ратификации (утверждения) парламентами государств — участников СНГдоговоров (соглашений), заключенных в рамках СНГ, а также иных международныхдоговоров, участие в которых государств Содружества является весьма желательнымдля достижения их общих целей. Она уполномочена принимать рекомендации поприведению законодательства государств-участников в соответствие с положениямимеждународных договоров, заключенных в рамках СНГ. МестопребываниеМежпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург.
Завремя существования Содружества Независимых Государств в его рамках принятомного важных решений, подписано более 200 договоров, конвенций и соглашений.Однако деятельность организации еще недостаточно эффективна. Вместе с тем надоотметить, что определенных успехов добились в своей деятельности Экономическийсуд. Комиссия по правам человека. Предпринимаются шаги в области экономическойинтеграции (см. гл. VIII), по созданию системы коллективной безопасности (см.гл. XV).
Международные неправительственныеорганизации: понятие и роль
Международнаянеправительственная организация (МНПО) — это объединение национальныхобщественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различныхгосударств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству вполитической, экономической, культурной, научно-технической и других сферахдеятельности человека; это организация, учрежденная не на основаниимежправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческойприбыли.
Первыетакие организации стали появляться еще в XIX веке, но их численностьсущественно возросла во второй половине XX века. В настоящее время ихнасчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли ироль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствованиемеждународного права.
МНПОподдерживают связи с международными межправительственными организациями,получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статуспредоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, заисключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируютсярезолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям снеправительственными организациями». Установлены две категории консультативногостатуса: I — общий консультативный статус и II — специальный консультативныйстатус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственныхорганизаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категорияконсультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международногоавторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория Iпредоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степенисоприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО,связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Списоквключаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Советупомощь в его работе.
Наибольшийобъем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросыдля рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по нимустные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус иливключенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательныхорганов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателейна заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления,осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы,когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могутнаправлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, гдеобсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могутделать только по просьбе Генерального секретаря ООН.
Около1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития,имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций,представляющих интерес для ООН, входят в Список.
В1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях междуООН и неправительственными организациями, обновив тем самым резолюцию 1296. Вней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных,региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение ихчисла; расширение роли Комитета по неправительственным организациям,существующего при ЭКОСОС;
принятиестандартных правил участия неправительственных организаций в международныхконференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей резолюции1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос обучастии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.
Изспециализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО,которая устанавливает три категории консультативного статуса: А —консультативная и сотрудничающая:, В — информационная и консультативная и С —категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создаватьМНПО, а также оказывать им финансовую помощь.
Консультативныесвязи МНПО устанавливают также с региональными межправительственнымиорганизациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативныйстатус.
ВлияниеМНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международныхотношениях и международном праве проявляется в различных формах. Назовемнекоторые из них.
Информационная.МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам имежправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Онитакже распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.
Консультативная.МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.
Правотворческая.МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позициюгосударств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаютсяна рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПОспециально занимаются неофициальной кодификацией международного права, напримерГаагский институт международного права. Большую роль в кодификациимеждународного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста(МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.
Контрольная.Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международногоправа и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметитьдеятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнениемнорм международного гуманитарного права. Ряд МНПО, действующих в области правчеловека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерацияправ человека, Международная комиссия юристов, контролируют соблюдениемеждународных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функциивыполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например МеждународныйЗеленый Крест.
Следственная.МНПО неоднократно создавали специальный следственные комиссии. Так, поинициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданыМеждународная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля наоккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, напримерМеждународная амнистия, создавали специальные следственные комиссии длярасследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.
Помнению большинства юристов, МНПО не являются субъектами международного права,но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами инормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальнымзаконодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаютсяопределенные привилегии и иммунитета.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/