Реферат по предмету "Право"


Политические права российских граждан

ПЛАН РЕФЕРАТА 1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г. 2. Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. 3. Система политических прав и свобод. 4. Политические конституционные права и свободы человека и гражданина а право на участие в управлении делами государства право на референдум б право на доступ к государственной службе в право на объединение г свобода манифестаций д свобода слова ипечати е право на петиции.


5. Значение политических прав и свобод для человека. 6. Конституционный статус личности в России в настоя- щее время. Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права . Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать


следующим образом Конституционные основные права и свободы, принадлежащие ему от рож- дения в надлежащих случаях в силу его гражданства, за- щищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личнотсти . См. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России. Юристъ,Москва,1995,с.196. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отри- цание или умаление других


общепризнаных прав и свобод че- ловека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон- ституции Р.Ф. Глава 2 Ф посвященная правам и свободам человека и гражданина , включает 48 статей с 17 по 64. Впервые научную классификацию данных правомочий осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие сферы деятельности человека .


Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148. Ее классификация включала следующие составляющие а социально-экономические пра- ва б равноправие граждан в демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука , используя классификационные основы , предложенные М.П.Каревой , выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли 1социально-экономические права и свободы граждан 2 политические права и свободы граждан 3 личные права и свободы


граждан. Наиболее подробно данная проблема исследуется Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование элементов системы конституцищнных прав и обязаннос- тей с основанием приведенной классификации. Ученый выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан- ностей 1 права и обязанности граждан в сфере социально-эконо- мической и культурной жизни 2 права и обязанности граждан в сфере государственной и общественно-политической жизни 3 права и обязанности


граждан в сфере индивидуальной свободы . Воеводин Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личностиСов. гос-во и право, 1982, N.4, с.210-258 . Однако систему основных прав и свобод характери- зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко- торых придерживается Конституция в их последователь- ном расположении . Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придер-


живается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности . В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек- ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в


Декларации прав и свобод человека и граж- данина, принятой Верховным Советом Российской Федера- ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года . В отличие от основных личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства . Это различие отражает


Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам . В соответствии с Конституцией гражданин Рос- сийской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет ст.60. Эта норма прежде всего , касается политических прав и свобод . Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем.


Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомо- чия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим избирательное право пра- во на референдум право петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входя- щих в систему политических, состоит из правомочий , представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие ин- дивида в жизни общества. Сюда относятся свобода слова и печати свобода союзов свобода собраний .


Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не участвует в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти ст. 3 Консти- туции Российской Федерации. Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так


и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления . Право на референдум включает в себя не только пра- во на участие во всенародном местном голосовании , но и право требовать выставления любого вопроса на голосо- вание, а также право требовать, чтобы результаты


обще- народного местного обсуждения по этому вопросу учи- тывались при принятии окончательного решения по дан- ному вопросуесли решение принимается не путем рефе- рендума. Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количест- ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выра- зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об- щественное значение, но и воздействовать


на деятельность государственных органов по поводу данного явления об- щественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца 17 века . Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в осуществлении правосудия ст.32 Конституции РФ. Это право является новой для российской Конституции нормой . Право на равный доступ к государственной служ- бе означает равенство исходных возможностей


и отсут- ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире су- ществует система конкурсов,тестирования,собеседований. Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года Положение о федеральной государственной службе предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурсапункт 22 , а также регулярные аттестации государственных


служащихпункт 30. Участие граждан России в отправ- лении правосудия долгое время имело форму выборов на- родных судей и народных заседателей либо участия в рабо- те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас- тоящее время в России осуществляется поэтапное введе- ние института присяжных заседателей, назначаемых пу- тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу виновен - невиновен как основы приговора суда. Важным правом , имеющим тесное отношение к учас- тию граждан в


управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, никто не может быть принужден к вступлению в какое- либо объединение или пребыванию в нем ст.30 Конститу- ции РФ. Это право дает гражданам возможность использо- вать в указанных целях различные формы совместной ор- ганизованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.


Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право на объединение имеют как российские граж- дане, так и иностранцы и лица без гражданства см. часть третью статьи 62, исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России. Право на объединение не является абсолютным пра- вом и может подвергаться определенным ограничениям.


Ограничения на пользование правом на объединение уста- навливаются Конституцией и федеральными законами. На- пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель- ные ограничения права на обьединения могут устанавлива- ться в условиях чрезвычайного положения. Одной из политических свобод, входящих в правовой статус советского гражданина, является конституцион- ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон- страций.


Что понимается под этими терминами Еще в начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал, что, право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди- видуальную свободу слова Дайси А.В. Основы государственного права Англии М 1907 с.308 Свобода манифестаций как важный элемент правово- го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан-


ное с другими правами, свободами и обязанностями граж- дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласова- ния и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных воп- росов повседневной жизни.Ю.А.Дмитриев Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри- рует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-


догматического подхода к обьективно-реалис- тическому. Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу- ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли- вали каких-либо ограничений на способы реализации назван- ной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом.


Если же и происходило нарушение традиции, винов- ного ждала суровая кара. Когда же в условиях перестрой- ки манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас- тей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон- страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум.


Поскольку подобные акты закрепили разрешитель- ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз- никло противоречие между нормой Конституции и поло- жениями указанных актов. 25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ О поряд- ке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования . В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений


Декла- рации прав и свобод человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво- бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания рассовой,


национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Этот Указ определил, что до принятия соответ- ствующего российского закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в части, не про- тиворечащей указанной Декларации. Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти- рует проведение следующих видов публичных мероприятий собрания - совместного присутствия граждан в зара- нее определенном месте и в заранее определенное


время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов митинга - формы организованного выражения общес- твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова- ний и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время демонстрации - формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршру- ту пикетирования


- формы публичного выражения кол- лективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран- спорантов и иных средств наглядной агитации. В основе механизма правового регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей


Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста- тье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распрост- ронять информацию. Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу- ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года О средствах массовой информации. Вместе с тем в Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления


свободой массовой информации. Собственно свобода печати Конституцией не урегу- лирована. Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина- ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв- ляется частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна- родно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе спосо- бов выражения мнения указывает


использование печати как самостоятельное правомочие граждан. Права человека. Сборник международных документов. М 1986. с.56. Рассмотрим право на петиции. Это право на участие также не лучшим образом урегулировано действующим за- конодательством . Достаточно отметить, что Консти- туция РФ даже не употребляет термин петиции, заме- няя его громоздким определением личные и


коллективные обращения в государственные органы и к должностным ли- цамст.33. Что же касается текущего законодатель- ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар- та 1980г. О порядке рассмотрения предложений, заявле- ний, жалоб граждан . Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.


При этом, кроме месячного срока для рассмотрения обращений и установления запрета на рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль- ных положений он не содержит. Стоит отметить, что в России действует доста- точно демократичный Закон Об обжаловании в суд дейст- вий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного


Совета РФ,1993,номер19,ст.685. Однако им регулируется только судебный порядок рассмо- трения петиций, и проблема остается не решенной. Таким образом, политические права и свободы граж- дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возмож- ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятель- ность государства и его органов, иных субьектов полити- ческой системы, то есть политическую область обществе- нных отношений,


так и участвовать в социальной жизни общества. Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общес- тва. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма , строит правовое государство. Многое сделано в сфере политичес- ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, дея- тельности общественных организаций.


Однако в целом кон- ституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове- ка, несомненно, отражает переходный характер современ- ного этапа развития российского общества.Но списывать слабости и недостатки только на это было бы неверно . Свою негативную роль играют другие факторы все еще не- преодоленное неуважение к правам и свободам


человека, от- сутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страда- ющего от декларативности, а также от слабости соот- ветствующих государственных структур. Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в облас- ти прав человека. Это скоординированный план государс- твенных усилий, осуществляемых на основе


Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог- рессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский Гражданин и власть , Москва, 1994 ,стр.


19-42. 2. Конституция Российской Федерации. Коммента- рий. Москва, Юридич. литература,1994. 3. Ю.А.Дмитриев Свобода манифестаций в СССР Москва , Независимое издат. Манускрипт,1991, стр. 24-41. 4. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России, Москва,Юристъ,1995,стр.203-214.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.