--PAGE_BREAK--Глава 2. Социальная политика в Беларуси
2.1. На протяжении 2001-2004 наметилась, вследствие правильной социальной политики в Беларуси, тенденция к сокращению в составе населения удельного веса малообеспеченных семей. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума составляет в 1999году — 4,6 млн. человек или 46,8%, в 2000 году — 4 млн. человек или 41,9%, а в 2001 году – 2,9 млн. человек или 28,9% от общей численности населения. В программе социально-экономического развития на 2001-2005 годы указывается на увеличение доходов за счет экономической активности населения в сфере производственно — трудовой деятельности, повышения мотивирующей роли труда в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и стимулирующей функции заработной платы, экономически обоснованное и социально-справедливое распределение доходов между различными социальными группами и отдельными людьми. Рассмотрено эффективное государственное регулирование всех воспроизводственных процессов, также воспроизводство, в том числе рабочей силы, в органической взаимосвязи с регулированием заработной платы и распределением доходов, т.к. 68,6% населения Беларуси считают основным источником доходов – заработную плату.
2.2 Повышение уровня и качества жизни населения является главной целью государственной социальной политики. Оно основывается на усилении трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.
2.3 Этапы социальной политики:
1 этап – принятие социальной доктрины общества, определение социальных целей (долгосрочных, среднесрочных и сегодняшних). Выявление на этой основе минимальных гарантий социальной безопасности (защиты генофонда, стабилизация жизненного уровня, стимулирования социальной активности и механизмов зарабатывания на социальные нужды, мер социальной защиты «групп риска», улучшение системы пенсионного обеспечения, системы образования и профессиональной подготовки, искоренение алкоголизма и наркомании).
2 этап. В рамках каждого из указанных направлений выделяются приоритеты. Например, в области сохранения генофонда нации определяются критерии улучшения качества питания, медицинского обслуживания. На этой основе разрабатываются комплексные целевые программы, как на государственном, так и на региональном уровне, в рамках которых устанавливаются сроки решения проблем, изыскиваются необходимые ресурсы.
3 этап. Все целевые программы по всем направлениям составляются государством и общественными институтами, осуществляется их системный анализ, вновь уточняются приоритеты с учетом реально имеющихся материально-финансовых возможностей. Через юридические нормы, бюджетный процесс, налоговые и кредитные механизмы всех направлений государственной политики задаются социальные ориентиры, устанавливаются сроки, выделяются ресурсы, определяются ответственность и пути реализации уточненных программ.
2.4 Субъекты социальной политики государства: законодательные, исполнительные, судебные органы власти, формирующие цели, задачи, опираясь на созданную нормативно — правовую базу с участием всех общественных институтов, граждан, отчитываются перед обществом по временным периодам об эффективности решения социальных программ.
Поэтому социальная политика не сводится только к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В ее выработке и реализации принимают участие все гражданские институты власти, перед которыми власть отчитывается по результатам социальной деятельности. Формами такого контроля является конституционное право, референдумы, выборы, отчеты депутатов, общественное мнение, письма граждан. В выработке и реализации социальной политики участвуют не только три ветви властей: законодательная, исполнительная, судебная, но и общество.
2.5 Функции социального менеджмента дифференцируют по трем уровням:
Iуровень — государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируют населению минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, обеспеченность продуктами питания, что закрепляется в определенных правовых нормах.
IIуровень – регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход, которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своих членов, представляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение). Это делает необходимой разработку социальной политики на региональном уровне;
IIIуровень – муниципальные сообщества, органы местного самоуправления[2].
Глава 3. Современная система социальной защиты в Республике Беларусь
Современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образы отечественного и зарубежного опыта. Экономические, социально-политические перемены в обществе поставили вопрос не только в плане практического решения проблем социальной защиты населения, но и корректировки теоретических концепций, которые обобщили бы накопленный мировой опыт, высказали бы рекомендации по совершенствованию социальной работы.
В Республике Беларусь идет поиск наиболее эффективных, организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширяются пространства социальной защиты Республики Беларусь, как и в других государствах СНГ, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи и т.п.
Современные концептуально-теоретические походы к проблемам содержания социальной защиты населения обуславливают соответствующие перемены в ее организации, управлении и прежде всего, в обеспечении системного подхода. Исходным здесь является понимание того, что система современной социальной защиты включает: социальную защиту процесса формирования и развития личности (начиная естественно с молодежи); социальную защиту среды формирования и развития личности; социальную защиту прав человека, и, в первую очередь, молодого человека; целевую социальную защиту, перспективную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно действий социальных структур на разных уровнях. Организация деятельности социальных служб играет исключительно важную роль в повышении эффективности социальной работы.
Социальной работе, как и другим отраслям знаний и деятельности человека, присущи определенные закономерности и принципы. Закономерности, как наиболее существенные, устойчивые связи, от познаний которых зависит результативность социальной работы, существуют объективно, проявляются в комплексе. В качестве основной закономерности выделяют взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Становление социальной работы как профессии, усиление социальной направленности хозяйственной деятельности в Беларуси, совершенствование форм социальной защиты и др. подтверждает наличие и плодотворность этой закономерности. Столь же важной закономерностью следует считать взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.
В Республике Беларусь социальное законодательство к настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, развивающихся в духе международных правовых актов по правам человека и обеспечивающих защиту граждан в ситуациях, относящихся к категории социального риска. Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях[3].
Глава 4. Направления социальной политики
4.1 Волковыске при малом предприятии «Прио» открыт магазин, где можно купить по более низким ценам одежду и обувь. В 1994 году по спискам горсобеса здесь было реализовано 300 пар дешевой обуви. За средства отдела ежеквартально 200 малообеспеченных инвалидов и пенсионеров получают продуктовые пакеты; также в ноябре 1994 года в Минске был открыт магазин по низким ценам «Суполка», за первый год работы там было обслужено 3,5 тысячи человек. В Партизанском районе столицы функционирует центр «Добразычлівасть», сотрудники которого доставляют на дом пособия и пенсии, оказывают юридическую помощь.
В г. Пинске совместно с данным обществом открыт «Дом милосердия», который может обслуживать до 17 инвалидов (все они тяжело больные люди, которые не могут обходиться без посторонней помощи).При нем действует магазин «Милосердие», который собирает бывшие в употреблении вещи и раздает их нуждающимся инвалидам и пенсионерам. Из года в год количество данных учреждений растет, и в 2000 году в Республике Беларусь насчитывалось 46 салонов «Милосердия». В Брестской области через эти салоны получили одежду, обувь, продовольственные наборы более 12 тысяч нуждающихся, а в Витебской области 14 тысяч.
В Гродненской области была введена практика закрепления инвалидов и престарелых за предприятиями и организациями, которые им постоянно оказывают разнообразную помощь: материальную, продуктами питания, одеждой. Например, в 1994 году такая помощь была оказана 298 человекам. Данный вид помощи переняли и в соседних районах, и к 2000 году таких предприятий насчитывалось 700 только в Витебской области.
Несмотря на экономический кризис, государство выделяло квартиры для инвалидов. Так, 1992 году инвалиды получили ордера на 328 квартир. Число это увеличивается в среднем на 2,3%, и в 1997 году квартиры предоставлены уже 911 людям. Однако в очереди на получение еще стоит 1828 инвалидов. Государственные органы социальной защиты помогают людям в ремонте домов и квартир. В 1992 году за счет местного бюджета в Гродненской области было отремонтировано 83 дома, а в1993 году их число по республике составило 274. Заботится государство и о поддержании здоровья инвалидов. Поэтому в 1998 году путевки на отдых получили 28 тысяч инвалидов и пенсионеров. Но количество их зависит от финансирования из госбюджета. В 2000 году инвалидами и пенсионерами получены 27644 путевки для отдыха и лечения, что на 16% меньше, чем в 1998 году.
Главной проблемой для инвалидов является обеспеченность техническими средствами передвижения. Белорусский протезно–ортопедический восстановительный центр обеспечил протезами верхних и нижних конечностей 11417 человек, изделиями лечебного протезирования – 26629 человек, ортопедической обувью – 45729 человек. Инвалидам в 1998 году выдана 3131 индивидуальная коляска, что на 437 больше, чем в 1997 году Белорусским протезно–ортопедическим центром поставлено на 6 штук больше инвалидных кресел, чем в 1998 году. Однако нестабильность экономической ситуации влияет на социальную политику. Из-за сокращения финансирования из государственного бюджета (оно было сокращено на 50%) в 2000 году протезным центром недопоставлено управлениям социальной защиты 330 колясок. На сегодняшний момент трудноразрешима проблема с бесплатной выдачей автомобилей «Ока» и «Таврия», поскольку они поступают в нашу страну из России. Так, в 1995 году в очереди на получение автомобиля находилось 9,1 тысячи человек. В 1999 году инвалидам выдано 542 автомобиля с ручным управлением, а в очереди осталось еще 8 тысяч 436 человек… В 2000 году белорусский протезный центр получил лицензию Министерства здравоохранения на проведение медицинской практики по 25 видам деятельности. Ежегодно медицинские службы оказывают протезно-ортопедическую помощь 80 тысячам инвалидов, и число их возрастает на 0,8%.
Важнейшей задачей в области защиты прав инвалидов является их трудоустройство. Строительство и ввод в действие новых государственных спец- предприятий для инвалидов в 1988-1992 годах практически были прекращены. На 80% предприятий был ликвидирован надомный труд, уволены инвалиды. В новых экономических условиях вопросы профессиональной реабилитации инвалидов становятся более значимыми. В 1994 году в г.Сморглни образовано малое предприятие «Латона», в котором 52% работающих составляют инвалиды, выполняющие работу на дому. На данный период по линии БелОИ зарегистрировано 9 предприятий для инвалидов, из них 5 в Гродно, но фактически работают только 2. Успешно реализуется программа занятости инвалидов в г. Минске. В течение 1994 года из 90 зарегистрированных инвалидов, желающих работать, трудоустроено семьдесят человек. В 1997 году Германия оказала помощь в переподготовке инвалидов. Экспериментальный центр подготовил 23 человека по специальности «Коммерческая деятельность». Таким образом, в 1990-е годы в Республике Беларусь наблюдалось формирование нормативно-правовых актов для укрепления материального и морального положения инвалидов. В процессе усовершенствования системы социального обеспечения сложилась новая структура оказания помощи. Несмотря на кризисные явления и нестабильность в экономике, государство создавало условия для жизнедеятельности инвалидов.[4]
Трудовая неделя для инвалидов 1 и 2 группы составляет не более 35 часов, а продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 7 часов. В время к работе инвалиды привлекаются только с их согласия. Основной их отпуск 30 календарных дней. Оказывается социальная помощь инвалидам в виде денежных выплат, обеспечения техническими и иными средствами социальной реабилитации. Государственная политика Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации выражается в создании правовых, экономических, социальных условий для охраны здоровья и удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных услуг. Принята «Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001-2005г.г., «Дети-инвалиды», «Кардиология».
4.2. Защита прав женщин в Республики Беларусь осуществляется законодательством. Оно регулирует любую сферу общественной жизни (трудовую, семейную, политическую) содержит соответствующие нормы (статьи), регламентирующие положение женщин. Большая часть правовых норм, связанных с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом Кодексе Республики Беларусь. Это запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные нормы. Запрещается привлечение женщин к работе в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники, в выходные дни, направление в командировку беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет. Женщины, имеющие детей в возрасте с 3 до 14 лет, (детей – инвалидов до 18 лет) могут привлекаться к вышеперечисленным работам только с их согласия. Беременным снижается норма выработки, они переводятся на более легкую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе. Женщинам, имеющим детей до 1,5 лет, предоставляются, помимо общего перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка. Они включаются в общее время и оплачиваются по среднему заработку. Кроме этого наниматель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, или осуществляющей уход за больным членом семьи. Матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день. Матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет, одинокой матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.
Работающим женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (а в случае осложненных родов или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка, но не менее двух минимальных заработных плат. В целом в стране ведется большая разноплановая работа по улучшению положения женщин. Планируется разработка проекта Закона о гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
4.3. Особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года « О пенсионном обеспечении». Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает права граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:
а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
б) право на социальные пенсии, которые предназначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного возраста; инвалидам, в том числе с детства; детям в случае потери кормильца и др.) По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.
Пенсии бывают различными: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, персональные пенсии. По возрасту пенсии назначаются мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет. В ряде случаев пенсии по возрасту назначаются на льготных условиях, предусматривающих снижение возраста на 5 лет или снижение возраста и стажа на 5 лет. Пенсии по инвалидности назначаются в случае постоянной или длительной потери трудоспособности, наступившей вследствие увечья, профессионального или общего заболевания. При этом пенсии не зависят от возраста и стажа работы. Размер пенсии учитывается от группы (1,2,3) инвалидности, причины инвалидности, характера работы до инвалидности и заработка. Пенсии по потере кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи, состоящим на иждивении кормильца, детям до совершеннолетия, супруге, матери пожизненно. Для работников ряда профессий (артист балета, работникам гражданской авиации) устанавливаются пенсии за выслугу лет, независимо от возраста и состояния трудоспособности, по наличию определенного стажа работы на должностях, на которые распространено действие положения о назначении этих пенсий. Персональные пенсии назначаются по ходатайствам организаций лицам, имеющим особые заслуги перед государством в области науки, культуры, техники, в области государственной и общественной деятельности.
Выплачиваются государством пособия по временной нетрудоспособности при болезни, травме.
Согласно Указу Президента пенсионерам предоставляются оздоровительные путевки в санатории бесплатно.
4.4. Молодежь – это особая социально — демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, проживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством. Это наиболее грамотная часть общества, она больше предрасположена, решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Но она же и самая экономически незащищенная, ощущает на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества. Социальные проблемы молодежи: падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желание продолжать его, приобретать профессию. Все слои молодежи осуществляют на себе падение материальной обеспеченности, снижение количества и качества потребляемой продукции питания. Так 32,1% студентов считают себя бедными, 4,6% нищими, 49,5% среднего достатка. Острой остается жилищная проблема: каждый пятый человек живет в общежитии и лишь 1/5 часть имеет собственное жилье. Усугубляет проблемы безработица. На конец 2000 года — 53,9% безработной молодежи, хотя общая безработица сократилась с 182,5 тысяч человек в начале 1997 года до 95,5 тысяч человек на конец 2000 года. Безработными оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, ВУЗов. Развивается интерес к «легким» заработкам путем незаконных махинаций, что увеличивает преступность. Снижается уровень общей культуры. Отсюда рост внебрачных родов несовершеннолетних… Разноплановость и острота молодежных проблем в условиях модернизации общества потребовала существенной корректировки государстенной молодежной политики, которая разрабатывается и осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь». Эта политика охватывает разнообразные проблемы жизнедеятельности молодежи: формирование высокой социально-нравственной зрелости, гражданственности, разработку механизма правовой защиты молодежи (трудовые права, защита от безработицы, обеспечение условий профориентации и трудоустройства); обеспечение социальной защиты в области жилищно-бытового обеспечения; создание условий для образования молодых семей, развитие всех видов творчества (технического, экономического, предпринимательского).
Разработана в Республике Беларусь и реализуется комплексная программа «Молодежь Беларуси», программы « Молодежь» во всех областях Беларуси. В 1997 году создана республиканская служба занятости молодежи (РСЗМ). Цель ее – подготовка учащихся и студентов к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшение ее материального положения. Разрабатываются и реализуются республиканские программы по созданию рабочих мест для молодежи, по переобучению безработных и предоставлению им вакантных мест.
В республике зарегистрировано и действует более 70 молодежных и детских обществ, объединений, организаций, фондов: спортивные, экологические, туристические, студенческие. Наиболее массовые из них.
Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), образующийся от слияния в октябре 2002 года Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского союза молодежи. Ориентация обоих – нравственно патриотическое трудовое воспитание молодежи. Решаются вопросы трудоустройства, организуются стройотряды, спортивные акции, создаются клубы по интересам. Создана Белорусская пионерская организация, Ассоциация международных молодежных обменов туризма, Союз скаутов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, фонд социальной защиты детей и подростков «Мы — детям», Ассоциация студентов вузов.
4.5. Катастрофа на ЧАЭС сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественных новообразований легких, щитовидной железы, мочевого пузыря, молочной железы. Страдают и дети.
Для преодоления разноплановых последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств, в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуются программы: «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС, «Дети Чернобыля»[5].
4.6. Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991г. N828-XII«О занятости населения Республики Беларусь» определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики.
Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
— обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
- обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
- участие профессиональных союзов, ассоциаций, предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле о выполнении мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республики Беларусь.
Закон «О занятости населения Республики Беларусь» предусматривает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения:
1.Государство путем создания дополнительных рабочих мест, в том числе специализированных, специализированных предприятий, организацией обучения по специальным программам и другими мерами обеспечивает дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей — инвалидов, молодежи до 18 лет, инвалидам, гражданам, выехавшим из зон радиоактивного загрязнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лицам предпенсионного возраста, воинам интернационалистам, уволенным в запас в связи с окончанием срочной службы или с сокращением военнослужащим, лицам, освобожденным с учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда.
2.Местные Советы депутатов в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан.
3.Местные Советы депутатов за счет собственных средств могут предоставить дополнительные гарантии гражданам, занятым на предприятиях, подлежащих ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь:
- бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию;
- возможность в участии в оплачиваемых общественных работах;
- в получении бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
- судебную защиту правовых и других прав граждан в сфере занятости;
- предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам – выпускникам государственных учебных заведений; свободу выбора рода занятий и работы; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность.[6]
Глава 5. Система социальной защиты в Республике Беларусь
Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты, а так же координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления в системе Министерства в соответствии с основными направлениями его деятельности четко просматриваются соответствующие структуры областного, городского, районного уровней, обеспечивающие осуществление социальной политики государства. Министерство руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь и Положением о Министерстве труда и социальной защиты, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает их уставы, принимает решение об их создании, реорганизации или прекращения их деятельности, осуществляет методическое руководство, обобщает лучший опыт, контролирует деятельность, информирует население по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает положения, заявления, жалобы граждан, ведет их прием.
В области труда – решает проблемы мотивации и эффективности труда, совершенствования условий и охраны труда, тарифного регулирования зарплаты, предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний, заключения коллективных договоров. Министерство участвует в разработке государственной политики в области профессиональной ориентации населения и профессионального образования, проектов нормативных правовых актов и методических документов по проведению аттестации, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В области занятости – координирует разработку и осуществляет меры по улучшению демографической ситуации, подготовке прогнозных расчетов численности населения, анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, занятости населения, трудоустройство населения, их переподготовку. Министерство является распределителем средств государственного фонда содействия занятости, контролирует целевое его использование. Осуществляет объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов, программ по защите
детства, государственной молодежной политики, меры по борьбе с пьянством, алкоголизмом, хулиганством[7].
5.1. С тех пор как наша страна ввела институт президентства, на всех этапах ее нелегкого суверенного пути к главной цели – построению сильного, процветающего общества – первостепенной заботой государста была и остается социальная политика.
В условиях перехода Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике нет задачи важнее, чем сделать эту политику как можно более эффективной, проводимой в интересах всего общества, поддерживаемой большинством населения А.Г.Лукашенко не раз подчеркивал: власть в Беларуси — для народа, и так будет всегда.
Своеобразным индикатором, который позволяет сегодня судить о социальной эффективности реформ, является уровень и качество жизни населения. Начиная с 1996 года в стране сохраняются позитивные тенденции в развитии экономики, что выражается, прежде всего в ежегодном приросте внутреннего валового продукта, в увеличении открытости национальной экономики для внешней торговли. Это позволило повысить денежные доходы населения. Одним из главных факторов, влияющих на их рост, является оплата труда. Политика в этой ключевой области направлена на поддержание экономической заинтересованности и созидательной активности населения. О том, как идут дела в СНГ, видно из таблицы, в которую в начале этого года опубликовал популярный московский еженедельник «Аргументы и факты»:
Страна
Средняя
зарплата
(руб.)
Минимальная
Пенсия
(руб.)
Рост доходов
Населения
(% за год)
Вклады в банке
(на одного чел., руб.)
Азербайджан
2841
617
118,7
1164
Армения
2226
156
119,2
1000
Беларусь
5232
1377
136,9
4249
Грузия
---
243
---
---
Казахстан
5738
1189
---
5122
Киргизия
154
164
110,7
312
Молдова
2319
342
---
2079
Россия
6980
660
122,2
12300
Таджикистан
587
69
129,9
94
Туркмения
650
---
---
---
Узбекистан
312
403
---
---
Украина
3339
510
119,7
4405
продолжение
--PAGE_BREAK--