МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. ДАЛЯ
ОТЧЕТ ПОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Подготовил магистрантгр. МГ-2 Молчанов Д.Н.
Проверил доцент Кроль О.С.
Луганск 2011
Содержание
Введение
1. Знакомство с особенностями работыкафедры
2. Изучение опыта ведущихпреподавателей
3. Подготовка и проведение практическогозанятия
4. Педагогическая характеристика группы
Заключение
Список литературы
Введение
За последнее время было создано много новых типов высших учебныхзаведений. Однако преобразования коснулись лишь той части педагогическогопроцесса, которая включает в себя изменение технологии педагогическоговзаимодействия.
Переход к новой педагогике означает обновление всех сторонучебно-воспитательного процесса – его содержания, форм, методов, а что самоесложное – образа их мыслей, интересов и установок, их отношений друг к другу.
Объём знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срокобучения в ВУЗе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что повышать своюквалификацию, обновлять свои знания любому специалисту придётся всю жизнь. Встуденческие годы он должен освоить методику самообразования, научитсякритически мыслить и находить новые способы решения профессиональных задач.
Без научного решения вопроса о направленности, содержании и методикевоспитания и обучения студентов ВУЗов невозможно обеспечить эффективностьподготовки специалистов.
В настоящее время учебный процесс в ВУЗах стал более сложным по своимзадачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого психологическогоосмысления преподавателями закономерностей учебной деятельности, принципов иметодов обучения и воспитания, формирования личности.
Всё более очевидным становится, что без использования психологическихзнаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность студентов к успешнойпрофессиональной деятельности, обеспечить высокий педагогический уровень ихобучения и воспитания, единства теоретической и практической подготовки сучётом профиля ВУЗа и специализации выпускников.
Подготовка будущего магистраосуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы в магистратуреуниверситета, и важное место в этом занимает психолого-педагогическая практика.Она способствует воспитанию профессиональных интересов магистрантов,формированию личности будущего магистра, помогает получить первый опыт самостоятельнойпреподавательской работы, проверить на деле свои знания и способности, укрепитьинтерес к будущей профессии.
Подготовка будущего магистра осуществляется в процессе всейучебно-воспитательной работы в магистратуре университета, и важное место в этомзанимает психолого-педагогическая практика.
План прохождения практикиВиды работ Недели практики 1 2 3 4 1.Знакомство с учебными планами и работой кафедры + 2. Изучение опыта работы ведущих преподавателей кафедры + 3. Подготовка и проведение учебных занятий + + 4. Составление психолого-педагогической характеристики студенческой группы + +
1. ЗНАКОМСТВО С ОСОБЕННОСТЯМИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты» была организована в 1963году, в результате разделения кафедры «Технология машиностроения».Первым заведующим кафедры был Н. И. Могильный. К вновь образованной кафедреотошла лаборатория металлорежущих станков и кабинет с наглядными пособиями порезанию металлов, режущему инструменту и металлорежущим станкам. Туда жеперешли преподаватели, читающие дисциплины по профилю кафедры.
В 1964 году кафедра выпустила первых инженеров-механиков дневногоотделения и продолжала готовить специалистов на вечернем и заочном отделениях.Вскоре на кафедру пришли ассистентами выпускники механического факультета:С.Г.Афанасьев, В.М.Моисеев, В.П.Попов, П.М.Андросов, В.А.Плахотник, Т.П.Костина. Делалось все необходимое для организации учебного процесса на высокомуровне. В частности, было разработано около 40 методических пособий, 128учебных иллюстрационных плакатов, 26 действующих моделей и механизмов станков,приобретены комплекты различных видов режущего инструмента.
В начале 70-х годов на кафедру пришли высококвалифицированныеспециалисты-производственники: доценты Е.У.Зарубицкий, З.И.Комиссарова,В.Н.Кисилев, С.И.Стоянченко, Н.П.Гнедов, А.Н.Поляков; учебными мастерами — Г.В.Коротков, А.С. Соболева, Ю.А. Дорошенко. Затем в коллектив влилисьвыпускники института П.Ф.Григорьев, А.П.Конский; сотрудниками НИСа инженеры:Е.Л.Фрегер, И.В.Кочетов, Л.И.Чернышева. В 1971 году кафедра получила в своераспоряжение двухэтажное здание. Приобретались станки, приборы, приспособленияи инструменты. Новая лаборатория имела все необходимое для учебного процесса.
Вскоре на кафедре появились первые ЭВМ и станки с ЧПУ.
Расцвет научно-исследовательских работ на кафедре пришелся насемидесятые годы. Об этом свидетельствует факт: за пять лет 20 студентовотмечены дипломами и медалями ВДНХ СССР, в том числе студенты вечернегоотделения: Д.С.Бондаренко, Ю.А.Дорошенко, Н.С.Скудный и другие.
С 1975 по 1985гг. кафедрой руководил доцент В.Н.Кисилев. В эти годы накафедру пришли доценты: Н.Е.Носиков, В.В.Аристов; учебные мастера: В.А.Кузьмин,В.М.Левченко, Р.Т.Святец, В.П.Рыжов; инженер Н.Е.Гайворонская. Защитилидиссертации и стали кандидатами наук преподаватели кафедры: П.Ф.Григорьев,В.М.Моисеев, Л.Г.Косоногова, Т.П.Костина и старший научный сотрудникЛ.Д.Мелконов. Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованиюлабораторной базы кафедры, учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательскойработе.
Кафедра «Металлорежущие станки и инструменты» восемь раз былаучастницей ВДНХ СССР. Ее разработки — станки для давильной и термофрикционнойобработки в 1987 г. демонстрировались на Международной Лейпцигской выставке иотмечены поощрительными премиями. За результаты научно-исследовательскихразработок преподаватели и сотрудники кафедры награждены 26 золотыми,серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, получено 12 дипломов«Участник ВДНХ СССР». Все эти годы преподаватели вместе со студентамистроили учебные корпуса, столовую, спортивный комплекс, библиотеку института.Талантливым организатором студенческих строительных отрядов был старшийпреподаватель А.П.Конский, отмеченный правительственными наградами.
С 1985 по 1990гг. заведующим кафедрой был доц. Г.Л.Хмеловский. Вколлектив влились молодые преподаватели: доц. О.С.Кроль, доц. Б.С.Зуй. Былиприобретены станки с ЧПУ, в учебном процессе начали применять САПР металлорежущихстанков и инструментов.
В 1988 году впервые на факультете защитили докторские диссертации истали докторами технических наук доценты: Н.И.Могильный и Е.У. Зарубицкий.
С 1990 года по июнь 2000 года кафедру возглавлял д.т.н., проф.Зарубицкий Е.У., уделяющий большое внимание студенческой молодежи и аспирантам,развитию и совершенствованию ее материальной базы, росту педагогическогомастерства преподавателей. Приобретается металлорежущее оборудование с ЧПУ,измерительная техника, персональная ЭВМ, три предметные аудитории оформляютсянаглядными пособиями, иллюстрационными планшетами.
В 1992 году специальности «Металлорежущие станки и системы» и«Инструментальное производство» были аттестованы по IV уровню.Большое внимание преподаватели уделяют учебно-методической работе. Здесьособенно активны профессор Е.У.Зарубицкий; доценты: О.С.Кроль, Т.П.Костина,В.А.Плахотник, ст. преподаватель А.П.Конский. Значительная роль отводитсякомпьютеризации учебного процесса и научных исследований. Доц. Н.И.Покинтелицаи доц. И.Г.Дейнека подготовили ряд методических указаний и программ дляиспользования элементов САПР при расчете и конструировании станков. Доц.О.С.Кроль, доц. Н.И.Покинтелица и ст. преп. А.П.Конский работают над проблемамиоптимизации процессов резания и расчета деталей станков с применением ПК. Подруководством проф. Н.И.Могильного и доц. В.Н.Моисеева велась разработка САП иСАПР для процесса ротационной вытяжки оболочковых изделий на станках с ЧПУ.
В 1991-92гг. кандидатами технических наук стали асс. Н.И.Покинтелица ис.н.с. И.Г.Дейнека (научный руководитель проф. Зарубицкий Е.У.). За успехи,достигнутые в учебной и методической работе доценту, к.т.н. В.Н.Кисилеву в 1993году присвоено ученое звание профессора. В 1994-96гг. диссертации защитил асс.В.А.Плахотник.
В конце 90-х годов пришли работать на кафедру инж. Бондарь Т.А. итехник Скляревская Л.В.
За успехи в педагогической и научной работе проф. д.т.н.Е.У.Зарубицкому присвоено звание “Почетный профессор ВУГУ”.
В 2000г. на кафедре открыта специальность «Оборудование перерабатывающихи пищевых производств».
С июля 2000 г. кафедрой руководит доц. Покинтелица Н.И.
За годы своего существования кафедра подготовила более 2450 инженеров.Ее выпускники работают преподавателями вузов, колледжей, занимают ответственныедолжности в различных отраслях машиностроения.
С 1 августа 2009 г. кафедрой руководит проф. Соколов.
Коллектив отдает много сил не только педагогической работе, но инаучной, изобретательской деятельности. За 32 года опубликовано 527 научныхстатей и тезисов докладов в различных журналах и научных сборниках; выпущено 16монографий, учебных пособий и книг в центральных издательствах, получено 46авторских свидетельств.
Результаты НИР внедрены на предприятиях Украины, России и Белоруссии, получензначительный экономический эффект. Результаты исследований постоянно внедряютсяв учебный процесс. Это вызывает большой интерес у студентов, повышает авторитетпреподавателей и имидж кафедры.
Из года в год наши студенты занимают призовые места в конкурсах студенческихнаучных работ вузов Украины.
В настоящее время на кафедре работает 14 преподавателей:
2 доктора технических наук, профессора; 6 кандидатов технических наук,старший преподаватель, 2 ассистента, заведующий лабораториями, инженер 2-йкатегории и учебный мастер. Такому коллективу по плечу решать крупные научные,технические проблемы, вести подготовку высококвалифицированных специалистовтрех уровней: бакалавров, специалистов и магистров по специальностям«Металлорежущие станки и системы», «Инструментальное производство».Преподавательский коллектив, объединивший три возрастных поколения, соединяямудрость и знания старших с возможностями и энергией молодых, способенобеспечить выживание и конкурентоспособность инженерных специальностей, четкоопределять направленность учебного процесса с учетом требований рынка труда иориентации на конкретного потребителя.
Учебный план показывает план формирования образовательной программыбакалавров, специалистов, магистров ВУЗом.
Учебный план составляется для трех образовательно-квалификационныхуровней: бакалавр (первые 4-е года обучения), специалист и магистр (5-й годобучения).
Рекомендации по составлению учебного плана (только цикл бакалавра) даетминистерство в виде ОПП (общеобразовательная профессиональная подготовка).Суммарное время работы студента не должно превышать 7500 часов.
Цикл дисциплин, на получение квалификации «специалист», вырабатываетпрофилирующая кафедра, но некоторые дисциплины рекомендует министерство. Циклдисциплин на получение квалификации «магистр» вырабатывает магистратурауниверситета в соответствии с рекомендациями министерства и профилирующаякафедра, которая формирует спец. курсы.
Учебный план для образовательно-квалификационного уровня бакалаврасостоит из циклов:
1.Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
2.Цикл фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин.
3.Цикл профессионально-ориентированных дисциплин по перечню программы.
4.Цикл дисциплин свободного выбора вузом — дисциплины, которые входят вэтот цикл, выбирает профилирующая кафедра.
5.Цикл дисциплин свободного выбора студентом — формирует этот цикл вузи кафедра.
Учебный план используется:
1. Для составления расписания занятий. (Расписание занятий составляетдиспетчерская).
2. Для расчета нагрузки на каждую кафедру. (Кафедра рассчитывает, аконтролирует учебный отдел). В зависимости от нагрузки кафедры определяется ееобъем финансирования. (Распределением финансовых средств занимается ректорат сучебным отделом).
4. Для контроля качества учебного процесса. Ответственный — первыйпроректор и начальник учебного отдела.2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ВЕДУЩИХПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Я присутствовал на лекции преподавателя кафедры Металлорежущие станки иинструменты Шумаковой Т.А. Лекция по дисциплине «Станки и станочныекомплексы» читалась группе 4-го курса: ММ – 371.
Тема лекции: "Классификация станков ". Эта лекцияявляется основой для всех последующих занятий по данному разделу. Полученнаястудентами на лекции информация поможет им осознать необходимость изучения даннойдисциплины.
Материал лекции был разбит на отдельные блоки и давался постепенно впоследовательности удобной для понимания студентами. Каждый блок имел своеназвание.
В начале пары лектор дал план занятия, который раскрывал суть лекции.Затем уже стал давать материал.
Преподаватель умело пользовался доской, отображая на ней основнуюинформацию, и при этом пояснял, что отображает на доске. Лектор по ходу лекциинапоминал студентам про информацию, которая давалась раньше, что такжеспособствовало закреплению материала.
В ходе проведения лекции использовался учебные пособия, плакаты,справочники и наглядный материал.
Преподаватель смог умело раскрыть на паре тему и полностью вложилась вотведенное для данной темы время.
3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическоезанятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходилов форме лабораторной работы.
Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала потеме, составлении развернутого конспекта, который основывался на материалах методическихуказаний, учебников. Был подобран графический материал, иллюстрирующий основныеположения темы, важные для понимания всего материала в целом. Для удобстваработы материал был размножен и роздан студентам. Тема, цели и задачи занятияпредварительно согласовывались с лектором данной дисциплины.
Тема: Расчет настройки и наладка зубофрезерного станка модели 5Д32
Цель: Изучить назначение, принцип работы, кинематику, конструктивныеособенности и методику расчета настройки зубофрезерного полуавтомата мод. 5Д32на нарезание цилиндрических колес с прямым и винтовым зубьями. Получитьпрактические навыки наладки и освоить основные приемы работы на станке.
Задание:
1. Выполнить полный расчет настройки зубофрезерного станка на обработкуцилиндрического колеса с винтовым зубом согласно заданного варианта.
2. По результатам расчетов настроить механизмы станка. Установитьчервячную модульную фрезу и заготовку в нужное для работы исходное положение,обработать заготовку, произвести контроль обработки и сделать выводы.
3. Составить отчет о проделанной работе.
Оборудование и инструменты:
Полуавтомат мод. 5Д32, набор сменных колес, червячные модульные фрезы,монтажный и мерительный инструмент, оправки для установки заготовок,микрокалькулятор.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с назначением и принципом работы станка
2. Изучить кинематику, компоновку, конструктивные особенности узлов,органы управления и наладку станка.
3. Под руководством преподавателя закрепить знания по кинематике,конструкции и наладке станка.
4. Ознакомиться с заданием и чертежом обрабатываемого колеса.
5. Зная материал изделия и диаметр фрезы, выбрать по табл.2 скоростьрезания и рассчитать частоту вращения фрезы. По табл.3 найти действительнуючастоту вращения фрезы, на которую можно настроить станок, и соответствующиеэтой частоте числа зубьев сменных колес A1 и B1. По выбраннойчастоте вращения фрезы рассчитать фактическую скорость резания.
6. Зная число зубьев изделия и число заходов фрезы, принять числазубьев сменных колес C1 и D1 гитары обкатки иделения и рассчитать числа зубьев сменных колес a, b, c, d
7. Зная материал, характер обработки и модуль обрабатываемой заготовки,выбрать по табл. 4 рекомендуемую величину подачи. По табл. 5 принять величинуподачи, на которую возможна настройка станка, и числа зубьев колес/>.
Содержание отчета:
1. Наименование, цель и задачи работы.
2. Эскизы.
3. Результаты расчета занести бланк.
4. Выводы о проведенной работе.
Общие сведения о станке:
1. Процесс нарезания зубчатых колес червячной фрезой
Зубофрезерный станок мод. 5Д32 предназначен для нарезанияцилиндрических прямозубых и косозубых зубчатых колес. Кроме того, на нем можнонарезать прямобочные и треугольные шлицы на валах, зубья звездочек цепныхпередач и т.п. Однако из-за низкой частоты вращения стола нарезание шлицев назубофрезерных станках непроизводительно. На станке нарезают зубья червячныхколес.
При обработке червячной фрезой прямозубого или косозубого колесавоспроизводится зацепление червяка и зубчатого колеса: червяк имитируетсярежущим инструментом – червячной фрезой, а зубчатое колесо – заготовкой.Червячная фреза 1 (рис. 1, а) получает главное вращательное движение резания nф,идвижение подачи Sв, а заготовка 2 – вращение nз, согласованное свращением червячной фрезы. Благодаря вращательным движениям фрезы и заготовки,режущие кромки фрезы занимают множество положений и эвольвентные профили зубьевобрабатываемого колеса образуются как огибающие положений режущих кромок фрезы(рис.1, б). Этот метод обработки зубчатых колес, называемый методом обкатки,позволяет одним инструментом обрабатывать зубчатые колеса одного и того жемодуля с разным числом зубьев.
При обработке цилиндрических прямозубых колес (рис.1, в) между осьючервячной фрезы 1 и торцовой плоскостью обрабатываемого колеса 2 устанавливаютугол φ, равный углу подъема ω винтовой линии фрезы.
При фрезеровании цилиндрических косозубых колес с углом наклона зубаβ (рис.1, г) ось фрезы устанавливают под углом φ=β±ω (со знаком«плюс» — в случае разноименных направлений винтовых канавок на фрезе изаготовке, со знаком «минус» — при одноименных).
Установка оси червячной фрезы под углом φ необходима для полученияправильного профиля зубьев нарезаемого колеса в их нормальном сечении.
Требуемыйугол наклона линии зуба β обрабатываемого колеса обеспечивается тем, чтозаготовке в процессе нарезания сообщается дополнительное вращение по отношениюк требуемому для обработки.
На рис.1, д показаны делительный цилиндр заготовки такой высоты, что нанем размещается полный виток винтовой канавки нарезаемого колеса с шагом Р, атакже развертка этой канавки. Если при нарезании прямозубого колеса за одиноборот заготовки фреза перемещается с вертикальной подачей Sв из точки А в точкуВ, то при обработке косозубого колеса она должна переместиться из А в В'. Дляэтого необходимо, чтобы дополнительно к одному обороту заготовка по начальнойокружности повернулась на ΔL. За время последующего перемещения фрезына Sв заготовка снова делает дополнительный поворот на ΔL. Из рисунка видно,что/>, />, и поэтому для образования винтовыхзубьев необходимо, чтобы за время опускания фрезерного суппорта по вертикали(вдоль оси заготовки) на шаг нарезаемой винтовой канавки заготовка совершилаодин дополнительный оборот.
/>
Рис. 1. Схемы нарезания цилиндрических зубчатых колес червячной фрезой
2. Техническая характеристика станка
Пределы модулей зубчатых колес, мм
по стали ……………………………………………………………2–6
по чугуну ………………………………………………………….2–8
Наибольший диаметр нарезаемых колес, мм ………………….800
Наибольшая ширина обработки, мм …………………………...275
Набольший диаметр фрезы, мм ………………………………...120
Угол поворота суппорта фрезы, град ………………………….±60
Пределы частот вращения шпинделя, мин–1 ……………….…47,5-192
Пределы вертикальных подач, мм/об ………………………..0,5-3
Пределы радиальных подач, мм/об …………………………..0,1-1
Мощность главного электродвигателя, кВт ……………………2,8
Масса станка, кг .……………………………………………….3650
3. Основные узлы станка и органы управления (рис.2).
1–станина; 2–стол; 3–стойка; 4–поддерживающий кронштейн; 5–поперечина;6–фрезерный суппорт; 7–протяжной суппорт; 8–подвижная стойка; 9–гитарыдифференциала и подач; 10–гитара деления и обкатки.
А–рукоятка включения и выключения рабочих подач; Б-рукоятка включенияподачи при работе с протяжным суппортом; В–кнопочная станция; Г-рукоятка включениявертикальной подачи фрезерного суппорта; Д–квадрат для ручного вертикальногоперемещения подвижной стойки; Е–квадрат для ручного горизонтального перемещенияподвижной стойки; Ж-рукоятка включения радиальной подачиподвижной стойки.
/>
Рис. 2. Общий вид зубофрезерногополуавтомата модели 5Д32
металлорежущий педагогический зубофрезерныйстуденческий
4. Принцип работы
Станок работает пополуавтоматическому циклу методом обкатки. Червячная фреза соответствующегомодуля и диаметра закрепляется на оправке в шпинделе фрезерного суппорта 6(рис. 2).
Заготовка или комплект одновременнообрабатываемых заготовок устанавливается на оправке в шпинделе стола, а прибольших размерах – непосредственно на столе 2. Червячной фрезе и заготовкепринудительно сообщают вращательные движения с такими угловыми скоростями,которые они имели бы, находясь в действительном зацеплении.
Нарезание цилиндрических колеспроизводится с вертикальной подачей суппорта 6. Для обеспечения возможностифрезерования колес попутным методом на станке предусмотрено нагрузочноегидравлическое устройство, которое состоит из неподвижного штока с поршнем ицилиндра, связанного с салазками фрезерного суппорта (рис. 3). При фрезерованиипопутным способом масло подводится в верхнюю полость цилиндра противовеса иподжимает противовес вместе с фрезерным суппортом вверх, устраняя возможностьпроизвольного перемещения фрезерной бабки под действием усилия в пределахзазора между резьбой винта вертикальной подачи и маточной гайки.
Методика измерений:
При нарезании прямозубогоцилиндрического колеса используются три формообразующих движения:
1) главное движение(вращение шпинделя фрезерного суппорта с червячной фрезой); вертикальная подача(вертикальное перемещение фрезы);
2) движение обкаткии деления (непрерывное, взаимосвязанное вращение стола с заготовкой);
3) движение обкаткии деления (непрерывное, взаимосвязанное вращение стола с заготовкой).
При нарезании косозубогоцилиндрического колеса, кроме трех вышеперечисленных движений, используется ещёодно — дополнительное вращение заготовки(цепь дифференциала).
Настройка главного движения
Кинематическая цепь главного движения является внешней цепью иобеспечивает вращение фрезы с заданной скоростью резания. Фреза получаетвращение от электродвигателя мощностью 2,8 кВт с частотой вращения 1420 мин-1.Для обеспечения равномерности вращения фрезы на валу ХII установлен маховик(рис. 3).
Уравнение кинематического баланса имеет вид
/>.
Подборчисел зубьев сменных колес производится по формуле настройки цепи главногодвижения
/>,
при этом А1 + В1 =60 (табл. 3).
Частота вращения фрезы
/>,
где V–скорость резания, м/мин (табл.2); Dф–наружный диаметрфрезы, мм.
/> />
Рис. 3.Кинематическая схема зубофрезерного станка мод. 5Д32Таблица Скорость резания при фрезеровании зубьев*Обрабатываемый материал V, м/мин Сталь 25 (твердость до НВ 180) 31,8 Сталь 40Х (твердость до 180) 30 Сталь20Х, 12ХН3А (твердость до НВ 215) 22,2 Чугун серый и бронза (твердость до НВ 160…180) 24,6 Бронза и латунь (твердость до НВ 150) 40,2
*Приведенныев таблице значения скорости резания даны для чернового нарезания зубьев приработе фрезами из быстрорежущей стали Р18 или Р9. Для чистовых проходов этизначения следует умножать на коэффициент 1,25.
ТаблицаЧисла зубьев сменных колес А1 и В1 в зависимости от nф
nф, мин-1 47 63,7 78,6 96,3 125,7 154 192
А1 18 22 25 28 32 35 38
В1 42 48 35 32 28 25 22
Настройка вертикальной подачи
Кинематическая цепь вертикальных подач является внутренней цепью иобеспечивает поступательное перемещение фрезерного суппорта вдоль оси заготовкис заданной скоростью подачи.
Уравнение кинематического баланса цепи вертикальных подач имеет вид
/>.
Подбор сменных колес гитары подач производится по формуле
/>
Рекомендуемые величины вертикальныхподач для нарезания цилиндрических зубчатых колес червячными фрезами избыстрорежущей стали приведены в табл. 4.Таблица Величины вертикальных подач*Обрабатываемый материал Характер обработки Модуль зуба m, мм Числа зубьев нарезаемого колеса 25 40 70 120 Подача на 1 оборот заготовки (стола), мм 1 2 3 4 5 6 7 Стали 45 и 40Х (твед. до НВ240) Чист. 1,5–2 0,4–0,6 0,5–0,8 0,6–0,9 0,6–0,9 ³2,5 0,6–0,9 0,8–1,0 1,0–1,2 1,0–1,2 Черн. 2,5–4 3,0–4,0 3,0–4,0 3,0–4,0 3,0–4,0 4,5 2,7–3,5 2,9–3,5 3,0–3,5 3,0–3,5 5 2,2–3,0 2,3–3,2 2,5–3,5 2,5–3,5 6 1,5–2,5 1,7–2,7 1,8–3,2 1,9–3,5 7 1,1–1,2 1,2–2,4 1,3–2,5 1,4–2,5 8 0,7–1,2 0,8–1,4 0,9–1,5 1,0–1,6 Стали 20Х и 12ХН3А (твед. до НВ220) Чист. 1,5–2 0,3–0,5 0,5–0,8 0,6–0,9 0,6–0,9 ³2,5 0,6 0,8–1,0 0,8–1,2 0,8–1,2 Черн. 3–3,5 3,0–4,0 3,0–4,0 3,0–4,0 3,0–4,0 4–4,5 2,2–3,5 2,3–3,5 2,5–3,5 2,5–3,5 5 1,8–2,6 1,8–2,6 2,0–3,0 2,1–3,2 6 1,2–2,2 1,3–2,4 1,4–2,6 1,5–2,8 7 0,8–1,8 0,9–1,9 1,0–2,0 1,0–2,0 8 0,6–1,0 0,7–1,1 0,8–1,2 0,8–1,2 Серый чугун (тверд. до НВ220) Чист. 1,5–2,5 0,6–1,0 1,0–1,2 1,0–1,2 1,0–1,2 ³3,0 0,8–1,2 1,2–1,4 1,4–1,8 1,4–2,0 Черн. 3,5–4,5 3,2–4,5 3,2–4,5 3,2–4,5 3,2–4,5 5 2,9–4,0 3,0–4,0 3,2–4,0 3,2–4,0 6 2,0–3,6 2,1–3,8 2,3–4,0 2,5–4,0 7 1,5–2,8 1,6–3,0 1,7–3,2 1,7–3,2 8 1,0–2,0 1,1–2,0 1,2–2,2 1,3–2,4
*Для обработкиколес с винтовым зубом значения указанных подач следует умножить на величинукосинуса угла наклона зуба b.
Станок можно настроить на 10вертикальных подач, величины которых и соответствующие числа зубьев сменныхколес гитары подач приведены в табл. 5
Таблица Числа зубьев колес гитарывертикальных подач
Sв, мм/об.ст
а1
b1
c1
d1
Sв, мм/об.ст
a1
b1
c1
d1 0,25 20 80 24 79 1,5 35 50 45 70 20 79 23 75 40 50 45 80 0,5 20 75 45 80 1,75 35 40 30 50 30 60 24 80 35 60 45 50 0,75 45 50 20 80 2 30 - - 50 24 40 30 80 33 - - 55 1 20 40 30 50 2,5 30 - - 40 30 60 45 75 60 40 35 70 1,25 30 - - 80 3 60 40 30 50 35 70 60 80 45 - - 50
Настройка цепи обкатки и деления
Кинематическая цепь обкатки являетсявнутренней цепью и обеспечивает согласованное вращение фрезы nф и заготовки nз, воспроизводящихчервячное зацепление.
Уравнение кинематического баланса цепи обкатки
/>,
где iдиф =1, так как муфта 27 на валу дифференциала зацеплена скулачками поводка сателлитов, и поводок сателлитов вращается вместе с валомдифференциала.
Учитывая условие обкатки
nз/nф =K/z,
получим формулы настройки цепи обкатки и деления:
если z>161, то C1/D1=24/48 и a×c/b×d=48K/z;
если z£161, то C1/D1=36/36 и a×c/b×d=24K/z;
где K – число заходов фрезы; z – число зубьев нарезаемогоколеса.
Сменные зубчатые колеса a, b, c, d подбирают из прилагаемого к станку набора,который состоит из 43 колес со следующими числами зубьев: 20, 20, 23, 24, 25,25, 30, 33, 34, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 47, 48, 50, 53, 55, 57, 58, 59, 60, 61,62, 65, 67, 70, 71, 73, 75, 79, 80, 83, 85, 89, 90, 92, 95, 97, 98, 100.
Величина передаточного отношения сменных колес рассчитывается сабсолютной точностью, округления чисел не допускается.
Из этого же набора устанавливаются сменные колеса в гитары подач идифференциала.
Настройка дополнительного вращения заготовки
При нарезании косозубых зубчатых колес заготовка, помимо основноговращения, получаемого от фрезы по цепи обкатки и деления, получает такжедополнительное вращение. Посредством дифференциала настроенное на станкедополнительное вращение складывается с основным или вычитается на него.
Уравнение кинематического баланса цепи дифференциала имеет вид
/>,
где Р – шаг винтовой линии нарезаемого колеса, мм; tx.в.=10 – шаг ходовоговинта вертикальной подачи, мм; iдиф =2 – передаточное отношениедифференциала; /> - передаточныеотношение гитар цепи обкатки и деления (выбираются в соответствии с указаниямип. 5.3)
Направление дополнительного вращения(+ или -) выбирается в зависимости отнаправления винтовых линий фрезы и обрабатываемой заготовки. Если винтовыелинии фрезы и заготовки одноименны (обе правые или обе левые), настраиваетсяопережение (+), если разноименны – отставание (-). Направление дополнительного вращения зависти от расположениясменных колес в гитаре дифференциала.
Расчет чисел зубьев сменных колес гитары дифференциала производят поформуле
/>,
где /> - угол наклона винтовойлинии зуба заготовки, град; m=mn – нормальныймодуль фрезеруемого зуба, мм; K – число заходов червячной фрезы.
Величины передаточного отношения сменных колес гитары дифференциаларассчитываются с точностью до 5…6 знака.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Педагогическая практика проходила на механическом факультете, на кафедре«Металлорежущие станки и инструменты», в группе ММ-371, четвертый курс,специальность – «Металлорежущие станки и системы».
В ходе педагогической практики была проведена работа в качестве дублеракуратора студенческой группы и составлена ее психолого-педагогический портрет,для подбора наиболее оптимального подхода к студенческой группе и киндивидуальности.
Студенческая группа ММ-371 состоит из 13 человек, (12 чел. – юноши иодна девушка (см. табл. 1)). Староста группы и его заместитель, назначалиськуратором.
Таблица1№ Фамилия Пол Примечание 1 Баклан П.М. М 2 Баранов О.А. М 3 Бурлаков Э.И. М староста 4 Вохминцев О.О. М 5 Коломецкий Т.О. М 6 Куркула В.С. М 7 Лозовой О.В. М 8 Манукян А.А. М 9 Мирко С.В. М 10 Пискун В.Ю. М 11 Чалий А.Ю. М 12 Чалий О.Ю. М 13 Чернышова Г.Э. Ж
Успеваемость группы в целом средняя, все члены группы имеют примерноодинаковые отметки. Большие надежды подает студент Бурлаков Э.И., по основноймассе предметов имеет оценку 12 баллов. Студенты Чалий А.Ю., Чалий О.Ю. и ЧернышоваГ.Э. имеют оценки 10-9 по основной массе предметов, Баклан П.М., Баранов О.А.,Куркула В.С., Манукян А.А., Мирко С.В., Пискун В.Ю. учатся на 7, 8, 9. ВохминцевО.О., Коломецкий Т.О., Лозовой О.В. испытывает некоторые затруднения вовладении знаниями, но упорство и желание добиться лучших результатов позволяютдержаться на уровне оценки 6-7 баллов. Сессии студентами сдаются вустановленные сроки, задолженностей по выполнению контрольных, самостоятельных,лабораторных, и курсовых работ не имеется. Отношение к учебе положительное, всестуденты нацелены на получение качественных и глубоких знаний по специальности.Заинтересованность профилирующими предметами выше, чем общеобразовательными, новсе студенты владеют достаточными знаниями не только в области техники, но и вкультуре, искусстве, истории. Новая информация воспринимается студентамиохотно. Отношение к будущей профессии позитивно, каждый студент говорит о том,что выбор специальности был сделан осознанно и обдуманно, каждый видит перспективув дальнейшем трудоустройстве и карьерном росте.
Явных нарушителей порядка в группе нет.
Группа принимает активное участие в общественной жизни университета:выпускает стенгазеты, участвует в спортивных соревнованиях, КВН. Староста ксвоим обязанностям относятся с ответственностью, выполняют все необходимыепоручения и задания учебной части и профессорско-преподавательского состава,строго следят за посещаемостью и успеваемостью группы.
По рассказам ребят, до поступления в университет они не были знакомыдруг с другом. Однако быстро были налажены межличностные контакты и установленыдоверительные дружеские отношения. На данный момент группа является сплоченным,сильным коллективом. Студенты общаются не только в стенах ВУЗа, но и за ихпределами: совершают совместные поездки, экскурсии, походы в кино, на концерты.Каждый член группы всегда готов прийти на помощь товарищу, поддержать в сложнойситуации.
В ходе социометрического исследования студентам группы был предложенследующий вопрос: «Кого из членов группы Вы бы хотели видеть в составевновь организованной?»
Полученные ответы были занесены в социометрическую матрицу (см. табл. 1).
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующиеобозначения:
ВС–количество выборов, сделанных данным человеком;
ОС–количество отклонений, сделанных данным человеком;
ВП–сумма выборов, полученных данным человеком;
ОП–сумма отклонений, полученных данным человеком;
Выбор человека- «+»;
Отклонение человека – «-»;
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положенияего в системе личностных отношений, измеряет его социальный статус. Люди,которые получили наибольшее количество выборов, пользуются наибольшейпопулярностью, симпатией, их называют «звездами». Если человек получает среднеечисло выборов, то он попадает в разряд «предпочитаемых», если меньше среднеговыборов, то в категорию, если не получает ни одного выбора – то в категорию«отвергаемых».
Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталяхпредставить картины взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения болеенаглядного их описания прибегают к социограммам (см. рис.2). Теперь можносделать вывод, что все испытуемые изученной группы, получившие 9 и болеевыборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», аиспытуемые, не получившие менее 3, имеют низкий статус.
Итак лидеры группы: Баклан П.М., Коломецкий Т.О., Чалий А.Ю., Чалий О.Ю.Явно «отвергаемых» в группе ММ-371 нет.
Следует отметить большое количество студентов попали в интервал от 3 до9 выборов, что свидетельствует о довольно большой сплоченности группы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ВС ОС 1 + - + + - + - - + + + - 7 5 2 + - - + + + - + - + - + 7 5 3 + + + + - - + - + - + - 7 5 4 + - + + - + - - + + + - 7 5 5 + + + + + + - - - + + - 8 4 6 + + - + - - + + - + - - 6 6 7 + - + + + + - - - + + + 8 4 8 + - + - + + - - + + + - 7 5 9 - - + + - + - + + - + - 6 6 10 + + - - + - + - + + + + 6 6 11 + + - + + - - + + - - + 7 5 12 - - + - + + + - - + + + 7 5 13 - + + + - + - + - + - + 7 5 ВП 9 7 7 8 9 7 6 5 4 7 9 9 5 ОП 3 5 5 4 3 5 6 7 8 5 3 3 7
Рис.2. Социодиограмма группы ММ-371.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения педагогической практикой я выполнил все пунктыпедагогической практике, сформированные во введении.
При знакомстве с работой кафедры и при подготовке к паре мне понравилосьотношение преподавателей ко мне. Они всегда старались прийти на помощь, датьответ на поставленный мной вопрос. Приятно обрадовало то обстоятельство, чтоконспект на пары официально не требуется, но при подготовке новых курсов каждыйпреподаватель его написал для себя. Так как с ним работать на первых порахлегче, но дальше он начинает мешать, так как курсы постоянно требуютобновления, и хороший конспект превращается у преподавателя в наборпочерканных, переклеенных листков. Это наводит на мысль о переходе с бумажногодело оборота в электронный.
При проведении учебных занятий понравилось отношение студентов ко мне,даже на старших курсах было деловые взаимоотношения на парах. С непривычкисложно было вначале всю пару, что-то рассказывать, после стало получатьсялучше.
Я считаю, что пройденная мной практика является не просто нужной, нообязательной для дальнейшей деятельности.
/>/>/>СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическиеуказания к лабораторным работам по исследованию конструкции инструмента дляобработки отверстий/ Сост. Н.Е. Носик.- Луганск: ЛМСИ, 1990.
Общаяпсихология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ под ред. А.В. Петровского. ‑3-е изд., перераб. и доп. ‑ М. Просвещение, 1986. ‑ 464с.
Рабочаякнига практического психолога М, 1996г. науч. редактор А.А. Деркач.
Родин.П.Р.Металлорежущие инструменты: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд. перераб. и доп. –К.Вища шк. Головное изд-во, 1986.
СтоляренкоЛ.Д. «Основы психологии» Ростов-на-Дону издательство«Феникс», 1996г.
ФридманЛ.М., Пушкина Т.А, Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученическихколлективов. — М. «Просвещение», 1988.