Реферат по предмету "Педагогика"


Региональный рынок образования

/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Анализ динамики рынкаобразовательных услуг Алтайского края
2. Общаяхарактеристика предприятия
2.1 Направления деятельности институтаи специальности, которые дает институт
2.2 Особенности безопасности современного бизнеса
2.3Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литературА

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность проблемы. Российская экономика пребывает в условияхглубоких преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микроуровнях.Сердцевина процесса — адаптация всех экономических субъектов к рыночнымусловиям хозяйствования. Этот процесс затронул все отрасли народного хозяйства,в том числе и такую важную, как образование.
Возникает необходимость поиска оптимального баланса интересовпотребителей образовательных услуг и тех, кто эти услуги предлагает, разумногосочетания макроэкономических аспектов, выраженных в методах государственногорегулирования, и микроэкономических моделей управления, связанных сособенностями работы в рыночных условиях.
До недавнего времени в зарубежных и отечественных работах,посвященных экономике образования, преобладал методический уклон: проблемыметодики обучения, оптимизация режимов обучения, программ обучения.
Для этой сферы, и в первую очередь для образования, представляетсяперспективным «поменять знак» в направлении анализа, двигаясь не отметодики к преподаванию, а от конечного потребителя к производителюсоответствующих услуг.
В современных же условиях особую актуальность приобретают аспектыорганизационно-правового обеспечения, маркетинга, финансово-кредитной иинвестиционной деятельности, нового осмысления возможностейэкономико-математического моделирования с учетом изменений в хозяйственнойжизни и достижений в области компьютерных и информационных технологий.
Отмеченные предпосылки обусловили цель работы и пути еереализации.
Цели и задачи исследования. Целью работы является исследованиерегионального рынка образования.
Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующиезадачи:
1. Создать методы решения задач анализа и прогнозирования услугобразования в региональной образовательной системе, дифференцированных погруппам потребителей, учитывающих характер платежных взаимоотношений, которыебы обеспечивали надлежащий уровень качества прогнозов и были доступны длярегулярного использования.
2. Разработатьметоды анализа и мониторинга решений, принятых на основе указанных прогнозов, атакже методы стимулирования платежеспособного спроса, в том числе и с учетомитогов эксперимента по снижению тарифов, проведенного по инициативеРегиональной образовательной комиссии в Новосибирской области.
Опробовать предложенные методы на практике, обобщить полученныерезультаты и выработать предложения по тиражированию рекомендаций.
Объектом исследования является региональный рынок образования.Конкретным регионом для анализа стал образовательный рынок Барнаула иАлтайского края.
Предмет исследования — методы исследования данного рынка.
Теоретической базой исследования являются системный анализпроцессов управления, методы углубленной бизнес-диагностики и экономическогоанализа, наблюдения и сбора информации (анкетирование и интервьюирование),классификации, экспертных оценок, эконометрии и машинной имитации, а также методыактивизации обучения.

1. Анализ динамики рынкаобразовательных услуг Алтайского края
Динамику системы высшего образования в последнее десятилетиеотличают, с одной стороны, заметный рост и значительные достижения, а с другой- накопление и обострение множества проблем. Развитие альтернативных формобразования, отказ от обязательной системы распределения выпускников инедостаточное бюджетное финансирование ослабили регулирующую роль государства всфере высшего образования. Назрела объективная потребность в совершенствованиисистемы государственного управления образованием, адаптированной к изменившимся(рыночным) отношениям между производителями образовательных услуг (ОУ), ихносителями (выпускниками) и потребителями.
В условияхрыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народногохозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и сизвестной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, таки высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в даннойсфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательныеучреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам сюридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услугиотнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практикеэто означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательныепрограммы, руководствуясь собственными расчетами экономическойэффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя такимобразом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночноготипа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свойпродукт.
Анализценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынкаданного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативныхдокументах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшегообразования, автору приходилось встречать различные трактовки предмета и сторонрыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом быловыдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступаютвузы… и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов» [2]. Посути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики первогонормативного акта в области платного образования в Российской Федерации [3].
Данная точказрения, вероятно, восходит еще к теории планового хозяйства и хозяйственногорасчета. Согласно представлениям того времени вся работа системы высшегообразования производится, по сути, в кредит, а цена товара «молодой специалист»должна определяться в отрасли его потребления, например в промышленности.Поэтому промышленные предприятия должны оплачивать системе высшего образованиярасходы по подготовке молодых специалистов.
Разумеется, втаких условиях вуз должен предлагать студенту как реальному потребителю вполнекачественный и полноценный товар, а именно современную образовательнуюпрограмму и диплом о получении перспективной специальности. Для повышенияпривлекательности и актуальности своих образовательных программ вуз долженпроводить, в частности, мониторинг рынка труда, поддерживать связи спромышленностью и другими потенциальными работодателями. Здесь можетобразоваться вторичный рынок, а именно рынок служб трудоустройства и кадровыхагентств. Однако главной целью взаимодействия с предприятиями для вуза всеравно остается разработка привлекательного предложения на первичном рынке — рынке образовательных услуг.
Вдействительности развитие системы платного образования пошло по пути созданиярынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом ипредприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с однойстороны, и вузом, с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в даннойсфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводуприобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином поповоду получения последним образовательной услуги как товара. Даже в том случае,когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента поконтракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не самбудущий специалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разногорода профессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов,абитуриенты и их родители платят за образование как мечту о лучшем будущем инадежду на получение перспективной специальности.
Правильноеопределение объекта сделки (образовательной услуги как товара) позволяет найтиточку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. Ключевуюроль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая всистематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведениядо потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играетвопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные вэкономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создаютхорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегииконкретного учебного заведения [4].
Если принятьутверждение о том, что цена сделки между вузом и гражданином является рыночнымфеноменом и никак не связана с будущей полезностью специалиста в народномхозяйстве, то объективные основания для определения цены образовательной услугинадо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можноутверждать, что «если известны три фактора — график потребительского спроса,функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара»[5].
Особенно важную роль на рынке ОУ играют образовательныеучреждения: являясь реальными субъектами рынка и непосредственными участникамиобразовательного процесса, они оказываются в центре всех происходящих измененийи вынуждены к ним адаптироваться. В этом смысле образовательные учреждениянаходятся в условиях, адекватных тем, в каких функционируют российские предприятия.Все большее число российских предприятий с целью обеспечения гибкого иэффективного функционирования организует свою деятельность в конкурентной средес использованием принципов маркетинга. Для субъектов образовательной сферывнедрение маркетинговой философии и использование совокупности современныхметодов управления и эффективного взаимодействия с внешней средой такжестановится актуальным.
Ролиперечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация обиздержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительскомспросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовойстратегии конкурентов важны для «тонкой настройки» [6].
Представляется,что в качестве нижнего предела цены в общем случае может выступатьсреднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственныхнормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место искрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентови, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний пределцены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара,что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработкамилиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для тогочтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разнымспециальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие позатратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы икредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в ценеобразовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.
Одной из наиболее заметных тенденций последних лет сталбеспрецедентный рост количества обучающихся в высших учебных заведениях, чтообусловлено не только изменением отношения к высшему образованию и расширениемпредложения ОУ государственными вузами, но и увеличением числанегосударственных высших учебных заведений. В последнее десятилетие оно вырослодо 334 (при 580 государственных). Правда, число обучающихся в рамкахнегосударственной системы составляет только 7%. Динамика структурных сдвигов,связанных с появлением системы негосударственных вузов, представлена в табл. 1.
Таблица 1 — Структурные сдвиги в системе высшего образованияРоссии 1996-2000 гг. 2001-2002 гг. % от общего числа 2002-2003 гг. % от общего числа Число вузов, всего 535 817 914 В т. ч. государственных негосударственных 535 573 244 70,1 29,9 580 334 63,5 36,5 Число студентов, всего, тыс. чел. 2638 2965 3598 В т.ч. в государственных в негосударственных 2638 2802 163
94,5
5,5 3347 251
93
7 Число студентов на 10000 чел. населения 178 202 247
Выборконкретной модели ценообразования зависит также от ограничений, налагаемыхдействующим в организации экономическим механизмом и системой принятия решений.По мнению Ф. Котлера, «в небольших компаниях цены устанавливаются неспециалистами по маркетингу или продавцами, а руководителями высшего уровня. Вкрупных же организациях цены, как правило, регулируют менеджеры подразделений именеджеры товарных линий. Но и здесь высшее руководство задает общие цели иустановки ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные руководителяминизовых звеньев управления» [4]. При этом значение внутрифирменных отношений впроцессе установления механизма ценообразования играет весьма значительнуюроль.
Рассмотримдалее, как особенности действующего в организации хозяйственного механизмамогут повлиять на выбор модели ценообразования на образовательные услуги.
Врассматриваемом случае одной из основных характеристик организации являетсявысокая степень децентрализации принятия решений и наличие факультетских фондовденежных средств, полученных от коммерческого набора. В этих условиях одной изважных дополнительных функций цены становится «справедливое» и экономическиэффективное распределение средств между централизованными фондами вуза ифондами отдельных подразделений.
Структурнорассматриваемая организация состоит из аппарата центрального управления(ректорат; учебный, научный, коммерческий и другие отделы; бухгалтерия;библиотека; вычислительный центр; хозяйственные службы и другие подразделениянаучно-учебно-производственной инфраструктуры вуза) и факультетов. В вопросахфинансирования из государственного бюджета для выполнения государственногозаказа (обучение на плановых местах и выполнение госбюджетных научных тем)организация является в высокой степени централизованной, с единымцентрализованным бюджетом и централизованным распределением средств междуподразделениями. Децентрализация имеет место только в вопросах коммерческогообучения.
Для тогочтобы заинтересовать подразделения (факультеты) в существенном расширениикоммерческого обучения, в 90-х годах ректораты многих вузов вуза принимаютрешения существенно расширить экономические права подразделений. Из средств,которые вузы получали за обучение студентов на коммерческих местах,подразделения стали получать отчисления. Нормативы отчислений утверждалисьучеными советами вузов. Для аккумулирования отчислений были созданы лицевыесчета подразделений. В период максимального развития самостоятельностиподразделений (в 1997-2002 годах) эти лицевые счета были связаны с банковскимсчетом вуза, так что руководители подразделений всегда имели возможностьоперативно получить наличные деньги через банкомат либо оплатить приобретениеоборудования, компьютеров, расходных материалов с помощью кредитной карточки.
Дляэффективного управления финансами организации создавались бюджеты вузов,состоящий из бюджета централизованных средств и бюджетов подразделений. Кромесредств, полученных от государственного бюджета, в состав централизованныхсредств вуза поступает часть средств от коммерческого приема. Бюджетцентрализованных средств контролируется ученым советом вуза и предназначен дляпокрытия расходов на общевузовские цели, поддержание инфраструктуры и развитиеновых перспективных направлений науки и образования. Бюджеты подразделенийконтролируются учеными советами подразделений и расходуются по следующимнаправлениям: обеспечение условий обучения коммерческих студентов, развитиеподразделений и повышение оплаты труда.
В рамкахохарактеризованной выше модели хозяйственного механизма стратегияценообразования вуза, по мнению автора, должна строиться на основе следующихтребований:
· ценына образовательные услуги должны быть дифференцированными в зависимости отспециальности, формы обучения, срока оплаты;
· расчетцены образовательной услуги должен быть связан с выделением в составе цены двухсоставляющих: минимального уровня (базовой цены) и рентной составляющей;
· наименеепопулярные у абитуриентов специальности должны быть оценены по минимальнойцене, при этом нижняя граница (базовая цена) образовательной услуги должнаобеспечивать покрытие основных расходов на ведение образовательной деятельности(иными словами, нужен расчет минимально необходимых средств на обучениекоммерческих студентов без скрытого задействования госбюджетных ресурсов);
· необходимосистематически проводить индексацию нижней границы цены образовательной услугив соответствии с ростом стоимости жизни (по официальным индексам);
· в ценеобразовательной услуги по более популярным образовательным программам должнаприсутствовать рентная составляющая, призванная изъять «потребительскийизлишек».
Даннаястратегия ценообразования в максимальной степени приспособлена для условийдецентрализованной учебной организации. Для подразделений с наименьшим уровнемрыночного спроса цена устанавливается на уровне базовой цены, обеспечивающемминимальную рентабельность. Тем самым организация страхует себя от нецелевогоиспользования госбюджетных средств и устанавливает для этих подразделенийзадания, нацеливающие их на активную работу на образовательном рынке.
Какопределить исходную величину базовой цены? В основу расчетов эффективнее всегоположить принцип, гласящий, что любое подразделение на обучение коммерческогостудента должно получать средств не меньше, чем «положено на бюджетногостудента». Конечно, речь может идти только о текущих расходах, капитальныезатраты и дорогостоящее оборудование здесь не учитываются.
Приведемусловный пример расчета базовой цены. Пусть норматив годовой нагрузкипреподавателя составляет в вузе 600 часов в год, тогда при соотношении«преподаватель — студент» 1:8 для обучения одного студента в среднем необходимозатратить 75 часов в год, что при средней оплате 150 руб. в час составит 11250руб. в год. С учетом расходов на учебно-вспомогательный персонал расходысоставят примерно 14250 руб. в год, а с начислениями на зарплату — около 19000руб. в год. Считая, что централизованные общевузовские расходы по зарплатедобавляют обычно 30 процентов к общей сумме расходов по подразделениям, получимоценку зарплатной части базовой цены в размере 24700 руб. в год.
Далеенеобходимо оценить все прочие расходы на обеспечение учебного процесса. Вкачестве первого приближения можно принять оценку 100 процентов от расходов назарплату. Конечно, это очень грубое приближение, и эту величину можнокорректировать. Надо думать, что со временем расходы на зарплату должныстановиться все более весомыми в общей смете расходов вуза. Тем не менее еслипринять данную оценку всех прочих расходов вуза за отправную точку, то вкачестве базовой цены в нашем условном примере мы получим 27700 руб. в год, или13850 руб. в семестр.
Проиллюстрированнаявыше методика расчета весьма технологична. Если правительством будет проведенаиндексация оплаты труда, скажем, на 30 процентов, то базовую цену можно будетмгновенно пересчитать и получить — при прочих равных условиях — 31 000 руб. всеместр. Если министерством будет пересмотрено рекомендуемое соотношение«преподаватель — студент» до 1:10, то вместо 27700 руб. мы получим базовую цену24 500 руб. в семестр.
Будет лирассчитанная на «кончике пера» величина базовой цены представительной с точкизрения регионального рынка? Здесь необходимы полевые исследования и, преждевсего сведения об уровне цен конкурентов, их ценовых стратегиях, а также обуровне цен на сопоставимых рынках (в сопредельных регионах).
Количественнаяоценка базовой цены, обеспечивающая минимальную рентабельность, даеторганизации хороший внутренний ориентир. Например, с точки зрения определениясоотношения между расходами по зарплате основных (учебных) подразделений ицентрализованного аппарата управления. Если в расчет базовой цены заложеннорматив соотношения зарплаты основных подразделений и централизованногоаппарата управления (включая библиотеку, ВЦ и иные инфраструктурныеподразделения) на уровне 70:30, то этот же норматив должен, по идее,выдерживаться и в целом по вузу.
Установивнижнюю границу цены на образовательные услуги вуза, можно перейти кустановлению цен на конкретные специальности с учетом рентной составляющей.Здесь возможно проведение специальных маркетинговых исследований,предполагающих выявление более или менее точного вида функции спросаабитуриентов в динамике. В идеале сегментация рынка может проводиться не толькопо специальностям и формам обучения, но и по подпрограммам с установкойиндивидуальных цен для всех категорий потребителей.
На практикево многих государственных университетах были реализованы иные подходы, аименно: ректоратом был экспертно оценен и предложен подразделениямпервоначальный уровень цен (на основе «ощущаемой ценности»), а затемподразделениям было предложено самим определять желаемый уровень цен икорректировать его в динамике. В результате была создана базовая шкала цен наспециальности вуза с нижней, «минимальной» границей на специальностиестественно-научных факультетов и верхней границей на специальностиюридического и экономического профилей. При этом фактически установленная ценадля гуманитарных специальностей превысила базовую цену в 2 и более раз. Такимобразом, некоторые факультеты стали «рентополучателями».
Ученымисоветами вузов были приняты общее решения о распределении «ренты» сначала впропорции 80:20 в пользу централизованных средств, затем пропорцияскорректирована до 70:30. Тем самым общая доля отчислений от коммерческогоприема на гуманитарных факультетах оказалась в интервале от 40 до 60 процентовот общей суммы поступлений. В результате факультеты, насчитывающие свыше тысячикоммерческих студентов, превратились в крупных держателей средств. Вузупришлось разрабатывать внутренний нормативный механизм, регулирующийрасходование средств подразделениями.
В процессеиспользования рассмотренной модели ценообразования выяснилось, что подразделениясклонны в основном следовать стратегии осторожного повышения цены, избегаярезких скачков. Кроме опасений потерять абитуриентов, подразделения обнаружилив данном поведении достаточно простую логику: если распределение «рентной»составляющей производится не в их пользу, то какой смысл в повышении цены?
Дляпреодоления сопротивления основных зарабатывающих подразделений в отношенииповышения цен ученому совету вуза можно следовать стратегии повышения базовойцены, мотивируя это либо инфляционными процессами, либо необходимостьюкапитального строительства и соответствующего пересмотра методики расчета иувеличения удельного веса собственных расходов на капитальное строительство иприобретение оборудования. Однако данное предложение оказывается невыгодным менеевостребованным факультетам, для которых любое повышение цены напрямую связано спотерей абитуриентов. Таким образом, вопросы ценообразования, напрямуюсвязанные с финансовым благополучием подразделений, требуют также созданияпроцедур согласования и коллективного принятия решений.
Кромеприведенной выше модели ценообразования на образовательные услуги существуют идругие модели расчета цен на данный вид услуг. Приведем альтернативную модельрасчета цен на образовательные услуги.
Основнымиисходными материалами для расчета выступают:
· учебныйплан образовательной программы;
· нормывремени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательскогосостава (ППС) — количества академических часов, отводимых на индивидуальныеконсультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;
· ставкипочасовой оплаты труда ППС.
Предлагаемыйметод предусматривает использование в качестве базы фонда оплаты труда ППС,т.е. остальные статьи калькуляции находятся путем умножения величины этогофонда на некоторые коэффициенты.
Первоначальноустанавливается планируемое количество обучаемых в группе УУи средняя почасоваяоплата труда ППС (С). Затем на основе учебного плана даннойобразовательной программы определяется общий объем (V) учебной работы вакадемических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группойили потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так ииндивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты,экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работыпропорционально количеству обучаемых (N).
Посленахождения фонда оплаты труда ППС с помощью соответствующих коэффициентов dyи dарассчитываются фонды оплаты трудаучебно-вспомогательного персонала (УВП), административно-управленческого (АУП)и прочего персонала. Найденные значения Фу и Фа включаюткак заработную плату, так и все виды поощрительных и премиальных выплат.Значения коэффициентов dyи dаустанавливаютсявузом самостоятельно; в качестве ориентира могут выступать рекомендации поформированию базы оплаты труда при бюджетном финансировании.
Коэффициент kH,определяющий размер начислений на оплату труда, устанавливается действующимзаконодательством и составляет в настоящее время kH= 0,356.
Планированиепрямых затрат на реализацию данной образовательной программы Зв изатрат на содержание вуза 3п осуществляется путем установлениязначений и соотвествующих коэффициентов knи kRи зависит от характера и содержания образовательной программы, структуры исостояния основных фондов образовательного учреждения.

В составзатрат Зп следует включить:
· затратына содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов,непосредственно используемых в учебном процессе по данной образовательнойпрограмме;
· затратына приобретение (обновление) учебного оборудования, необходимого дляиспользования в учебном процессе по данной образовательной программе;
· текущиеучебные расходы;
· канцелярскиеи прочие расходы.
Затраты насодержание вуза Зв предусматривают:
· расходына содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений,лабораторного оборудования, парка вычислительной техники ителекоммуникационного оборудования, автотранспорта и пр.);
· затратына издание учебно-методических и научных работ;
· расходына подготовку и повышение квалификации ППС;
· затратына поддержание имиджа учебного заведения;
· расходына социальные нужды;
· прочиерасходы.
Очевидно, чтообразовательные программы одного уровня могут существенно различаться посебестоимости. Например, реализация программы высшего профессиональногообразования по специальности «Лечебное дело» существенно дорожереализации соответствующих экономических образовательных программ из-занеобходимости использования при подготовке врачей лабораторного оборудования,клинической базы, фармацевтических препаратов. Если в такой ситуации применитьнорматив I рентабельности к полной себестоимости ОУ, то цена на медицинскуюспециальность будет существенно выше, что, во-первых, нежелательно в рамкаходного вуза, а во-вторых, существенно повлияет на спрос.
Нампредставляется весьма удачным изложенное в [7] предложение устанавливатьнорматив рентабельности р относительно не полной себестоимости, а фондазаработной платы ППС.
Проиллюстрируемрассмотренную процедуру затратного ценообразования на примере расчета ценыпервого года обучения по программе второго высшего профессиональногообразования специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»(2002/1 2003 учебный год).
Исходныеданные:
· численностьконтингента обучаемых — 50 человек;
· средняяставка почасовой оплаты труда — 110 руб./час;
· общийобъем часов учебной работы — 1400 (400 часов аудиторных занятий и 1000 часовиндивидуальной работы).
Результатырасчета цены приведены в таблице.
Одновременнопроведен сбор информации о ценах на аналогичную образовательную программу ввузах соседних регионов (Пензенская область, Республика Чувашия, РеспубликаМордовия, Самарская область). Оказалось, что цены колеблются в пределах от 10до 18 тысяч рублей.
Методфокус-группа позволяет дать оценку «ощущаемой ценности» даннойобразовательной программы с точки зрения потенциального потребителя. Фокус — группа размером 7 человек формировалась из представителей крупных корпоративныхпотребителей областного департамента Федеральной государственной службызанятости населения, специалистов кадровых агентств. В качестве модераторавыступал специалист по маркетингу в сфере образования.
Средиосновных результатов фокус-группы следует выделить следующие:
· существованиеустойчивого спроса на данную образовательную программу;
· наличиесущественной ценовой эластичности спроса;
· престижностьдиплома классического университета в регионе;
· готовностькрупных предприятий-работодателей оплачивать обучение по данной программе своихсотрудников.
На основесопоставительного анализа результатов, полученных различными способами, цена наданную образовательную программу в 2002/2003 учебном году была установлена науровне 13 000 рублей. Рассчитаем точку безубыточности образовательной программыпри указанной цене (таблица 2).
Таблица 2 — Расчетцены обучения одного слушателя затратным методомНаименование статьи расходов Коэффициент Расчет затрат Затраты, руб. Заработная плата ППС 110 х 1400 154000 Оплата труда УВП
dy = 0,15 154000x0,15 23 100 Оплата труда АУП и прочего персонала
da = 0,10 154000x0,10 15400 Общий фонд оплаты труда с начислениями
Кн = 0,356 (154000 + 23 100+ 15 400) х 1,356 261 030 Прямые затраты на реализацию образовательной программы
Кп = 0,60 154000x0,60 92400 Затраты на содержание вуза
Ке= 0,55 154000x0,55 84700 Всего затрат 261 030 + 92 400 + 84 700 438 130 Себестоимость обучения одного слушателя 438 130/50 8763 Цена обучения Р = 0,55 8763 + 0, 50 х 154000/50 10303
Так какединая расчетная база — фонд оплаты труда ППС — складывается из двухсоставляющих: постоянной (оплата аудиторных занятий) и переменной (оплатаиндивидуальной работы со слушателями), то и общие затраты 30нареализацию данной образовательной программы имеют постоянную и переменнуюкомпоненты, пропорциональные соответствующему объему часов, т.е.
Зо = 125180 + 6259n, где n — количество слушателей.
Тогда точкабезубыточности пoнаходится из соотношения:
125 180 +6259n = 13 000n, т.е. no = 19.
Данныйалгоритм может быть использован как государственными, так и негосударственнымивузами, а также другими хозяйствующими субъектами, реализующими свои ОУ.
Эти тенденции в динамике образовательных услуг характерны и длярынка высшего образования Алтайского края (табл.2). Сравнение данных табл. 1 и2 свидетельствует, что доля негосударственных вузов в регионе выше, чем в среднем по стране (в 1999 году она составила 40%, а в стране — 36,5%), доля жестудентов существенно ниже (3%). Количество студентов на 10000 жителей областипостоянно растет (с 202 в 1995 году до 234 в 1999).
Таблица 3 — Структурные сдвиги в системе высшего образованияАлтайского края 2000/01 г. 2001/02 г. 2002/03 г. 2003/04 г. 2004/2005 г. % % % % % Число высших учебных заведений, всего 15 100 19 100 21 100 24 100 30 100 Численность студентов в вузах области, тыс. чел. 50,93 100 52,14 100 54,5 100 59,81 100 - - В том числе: государственные вузы 10 66,7 11 57,9 11 61 12 60 13 62 В них студентов, чыс.чел. 50,4 98,9 51,2 98,2 53,5 98 58,1 97 - - Негосударственные вузы 5 33,3 8 42,1 7 59 8 40 8 58 В них студентов, чыс.чел. 0,537 1,1 0,941 1,8 1,06 2 1,716 3 - -
В подавляющем большинстве студенты негосударственных вузовобучаются юридическим и экономическим наукам. Только по направлениям«экономика» и «менеджмент» в 2002 г. обучались 44% студентов негосударственных вузовобласти. Эти направления пользуются особой популярностью и поэтому, помимообучения по государственному заказу, государственные вузы также открылиподготовку таких специалистов на договорной основе. Конкуренция государственныхи негосударственных вузов на рынке ажиотажно-конъюнктурных специальностейстановится все более жесткой, однако спрос на образование (в том числеэкономическое) имеет значительные перспективы развития. На подходе новая волнаспроса на специалистов сфер производства и услуг. По самым скромным подсчетам,для нормального функционирования российского рынка требуется не менее полуторамиллионов предприятий малого и среднего бизнеса, а это миллионы менеджеров,финансистов, бухгалтеров, других специалистов в сфере бизнеса.
Конкуренция (и новые возможности платного образования) сказываютсяи на развитии высших учебных заведений. В ряде работ, посвященных спецификеобразования в негосударственных вузах, указывалось на несовершенствообразовательного процесса, неразвитость учебной базы, отсутствие библиотек,собственных помещений и общежитий.
Однако было бы неправильно не замечать новые тенденции внегосударственном образовательном секторе: из общей массы начинают выделятьсявузы, успешно функционирующие на рынке ОУ. Сравнительный анализ качестваобразования по основным параметрам (качество преподавания, оснащенностьучебно-методическими материалами, помещениями, компьютерами и др.) показываетрост благосостояния негосударственных вузов и улучшение качества преподавания.
Увеличение спроса на ОУ в области экономического образования впоследнее десятилетие, как уже отмечалось, объясняется спецификой изменений вроссийской экономике. К сожалению, вузы не владеют достаточными знаниями ореальных потребностях и не используют маркетинговые технологии для оценки иуправления спросом на ОУ.

Таблица 4 — Основные причины выбора абитуриентами эконом.специальностиПричины выбора профессии Количество ответов, % 1. Возможность иметь стабильный и хороший заработок 27 2. Необходимость профессии людям и обществу 21 3. Престижность профессии 15 4. Развитие интеллекта 9 5. Считаю экономику своим призванием 7 6. Есть опыт работы по данной специальности 5 7. Мне нужен диплом экономиста 5 8. Семейная традиция 4 9. Есть возможность заниматься наукой 3 10. Легкость поступления и обучения 2 11. Другое 2 ИТОГО: 100
Исследования, проведенные среди абитуриентов двух государственных(Алтайскийгосударственный университет, Барнаульский филиал ВсероссийскогоЗаочно финансового Института) и двух негосударственных (Алтайский филиалМосковского современной гуманитарной академии, Алтайский филиалСанкт-Петербурского института прдеринимательства) вузов в 2005 году, позволилисформировать представление о структуре мотивации выбора экономическихспециальностей (см. табл. 3).
Как правило, выбор вуза почти в половине случаев (46%) был сделанабитуриентами в течение последнего года обучения в школе, уже на рубежепоступления, другая половина школьников осуществила выбор за несколько лет доокончания школы.
Факторами, решившими для абитуриентов вопрос о выборе вуза,оказались: «хорошее качество образования» — 38% и «престижность вуза» — 30%.Стоимость же обучения является далеко не самой значимой. Данные об отношенииабитуриентов к платному образованию демонстрируют, что более половины (54%)согласны платить за обучение, Сравнивая текущие данные с данными опросов 1997года, можно отметить повышение лояльности абитуриентов к платному образованию.
Полученные результаты тем более интересны, что, по мнению рядаэкспертов, для вузов Воронежской области наиболее значимым при формированииконкурентной стратегии являлась стоимость обучения (ценовой фактор).
С целью выявления реального влияния ценовых изменений на спрос нарынке платного экономического образования было предпринято широкомасштабноеобследование экономических факультетов и вузов Алтайского края и собраны данныеоб изменениях спроса на образование и цены на него в 1995-2000 годах*.
В число обследованных государственных вузов вошли:
1.  Алтайский государственныйуниверситет (ВГУ).
2.  Алтайский филиал (ВФ)Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).
3.  Барнаульскийгосударствненный юридический институт
4.АФ Московского государственного психолого-социального института(МПСИ).
5.Алтайский государственный политехнический университет
6.Алтайский государственный медицинский университет
7.Алтайский сельскохозяйственный университет
8. Барнаульскийгосударственный педагогический университет (БГПУ )
Негосударственные вузы были представлены:
1.  Алтайской академиейэкономики и права (ААЭиП).
2.  АФ Современнойгуманитарной академии (СГА).
Покажем динамику цен на экономическое образование в некоторыхВУЗах края за последние годы (таблица 5).

Таблица 5 — Динамика цен на экономическое образование в некоторыхВУЗах края (тыс. руб.)Вуз/год 2004 2005 2006 2007 О З О З О З О З СПб Академия пр-ва 23 16 26 19 29 22 32 25 Моск. Академияя Предпринимательства 16 9,5 19 11 22 12,5 24 14 АГСУ 17 13 23 14,5 28 16 34 18 ААЭиП 26,2 16 34,5 18 39 20 43 22 Алт инт торг и прдпр. 12 14 16 18 АФ Красноярского торг-экон. института 9 10,5 12 Сиб. АК госслужбы 22 16,2 27 18,4 32 20,6 38 22,8 Академия упр-я и эк-ки 23 16 26 19 29 22 25,2 17,4 АФ Моск институт права 32 10 34,5 12 37 13,5 40 15 ААЭиП 27 16 35 17,5 40 20 48 24 АЭЮ. 18 10 21 11,5 23,5 13,3 26,9 15,9 БЮИ 35 18 40 20 44 22 48 24 АГУ 28 16 32 19 35 22 38 24 СГА 22,2 16 22, 8 16,5 23,4 17,0 25 17,5
На начало 2000 года можно было говорить об относительносложившейся рыночной конъюнктуре экономического образования, произошлаотносительная стабилизация как спроса, так и цены (темпы ее снижениясокращаются). При исследовании основных тенденций ценовых изменений на рынкевыделяются две основные группы вузов. Первая группа характеризуется ростом ценына ЭОУ в период с 1995 по 1997 годы, затем следовало снижение цены ипоследующая стабилизация.
В этой группе вузов цены растут незначительно на 1500 — 2000 ( от14 до 20000 рублей за год обучения. Это может быть связано с наступлениемопределенной сбалансированности цены и спроса для конкретного вуза, нахождениемим собственной ниши на рынке ЭОУ.
Для другой группы вузов характерна тенденция к более значительномуросту цен в течение всего рассматриваемого периода
Такой рост цен мог быть вызван различными факторами. К примеру,для ААЭиП причиной значительного роста цены явилось расширение материальнойбазы и в связи с этим роста популярности обучения в этом вузе, следствием чегостало повышение спроса. Причиной же повышения цены для АПГТУ явился интерес квозможностиполучения инженерного образования, которойе на современном рынке становится всеболее востребованным. Рост цены на обучение в АГУ вызван постоянным интересом кклассическому образованию, надежностью обучения и высокой котировкой дипломаВУЗа на рынке труда края.
Совокупное рассмотрение динамики спроса и цены по различным вузам,ведущим подготовку по экономическим специальностям, позволило также выявить длянекоторых вузов элементы действия закона спроса, при котором снижение ценывызывает его рост.
Так, для АФ Лен. Обл. Ун-та им. Пушкина достаточно четкопрослеживается обратная зависимость: относительный рост цены вызывает падениеспроса и наоборот. Вдругих вузах данные зависимости могут бытьпрослежены лишь на определенных временных промежутках. Так, для АФ СГА с 2001года существует обратно пропорциональная зависимость междуизменением цены и динамикой спроса, ценовая эластичность спроса постепенноснижается (от 1,06 в 2003 до 0,99 в 2005 году).
Если для АФ МАП обратно пропорциональная зависимость между ценой испросом сформировалась на протяжении последних включенных в анализлет, то для АФ МАЭиИ она существовала в 2000-2003 годах, а в 2004-2006 годахросту цен сопутствовал рост спроса на ЭОУ.
Таким образом, в 9 из 13 рассмотренных вузов отсутствует устойчиваясвязь между исследуемыми параметрами (цена и спрос), а в остальных онахарактерна лишь для небольших временных промежутков. В процессе формированиярынка высшего экономического образования менялся не только спрос, но и егоэластичность. Ценовые изменения, если и вызывали изменение спроса на ЭОУ, тоданная зависимость формировалась под влиянием большого количества других(неценовых) факторов.
Согласно проведенным опросам спрос на юридическое образование наплатной основе несколько упал. Очевидно, можно говорить о некоторойстабилизации процесса роста платежеспособного спроса абитуриентов. Снижениеспроса в 2005 году по сравнению с 2004 годом (см. таб. 4) произошло за счетнескольких вузов (Института труда и права, АФ Ленинградского областного ун-таим. Пушкина, Экономико-Юридического института, Академия управления иэкономики), спрос на обучение в которых несколько упал
Анализ ценовых изменений на рынке ЮОУ выполнен с приведением их куровню 1999 года (корректировка произведена с учетом индекса потребительскихцен). За период с 1998 по 2007 гг. произошли существенные колебания среднейцены: до 2003 года имел место существенный ее рост, что, очевидно, было связанос увеличением спроса абитуриентов на юридическое образование и неадекватным емуростом предложения со стороны вузов (темп роста средней цены 2003 г. всравнении с 2000 составил 118,4%), кризис 1998 года и связанное с нимуменьшение платежеспособного спроса предопределили снижение средней цены в 1998- 2000 годах (темп роста составил (табл. 6)
Таблица 6 — Динамика изменения средней цены на рынкеэкономического образования Алтайского края областиПоказатели Ед. измерен. 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. Средняя приведенная цена по рынку Р. 12648 14388 14977 9603 8512 8288 Темп роста по отношен, к предыдущему году % 100 113,8 104 64 88,6 97,4
Общая характеристика изменения спроса на рынке не учитываетспецифики изменений в каждом конкретном вузе. В большинстве случаев вывестичеткую тенденцию к росту или падению спроса в том или ином вузе не удалось,однако можно выделить ряд вузов (группа А), в которых наблюдается определеннаястабильность роста спроса на ОУ. Исследования показали также, что происходитрост популярности обучения экономическим специальностям в негосударственных вузах(очевидно, в связи с легкостью поступления и возможностью получения дипломагосударственного образца).
В остальных вузах (группа Б) определенные тенденции в измененииспроса на экономическое образование отсутствуют.
На начало 2005 года можно было говорить об сложившейся рыночнойконъюнктуре юридического образования, произошла относительная стабилизация какспроса и цены. При анализе основных тенденций ценовых изменений на рынкевыделяются две основные группы вузов. Первая группа характеризуется ростом ценына ЮОУ в период с 1995 по 1997 годы, затем следовал очень незначительный еерост, почти стабилизация с учетом уровня инфляции.
В этой группе вузов цены растут незначительно на 1500 — 2000 ( от15000 до 19000 рублей за год обучения. Это может быть связано с наступлениемопределенной сбалансированности цены и спроса для данного вуза, нахождением имсобственной ниши на рынке юридических образовательных услуг..
Для другой группы вузов характерен более значительный рост цен втечение всего рассматриваемого периода
Такой рост цен вызван различными факторами. К примеру, для ААЭиПпричиной значительного роста цены явилось расширение материальной базы и всвязи с этим роста популярности обучения в этом вузе, следствием чего сталоповышение спроса. Рост цены на обучение в АГУ вызван надежностью обучения,постоянным интересом к классическому образованию, высокой котировкой дипломаВУЗа на краевом рынке труда .
Как известно, цена является одним из главных факторовконкурентоспособности на любом рынке. Ценовая политика большинства алтайскихвузов основывается на учете этой зависимости. Исследование рынка ЭОУ Алтайскогокрая приводит, однако, к выводу об отсутствии тесной зависимости между ценовымиизменениями и динамикой спроса.
Полученные результаты позволяют рекомендовать вузам использоватьмаркетинговый инструментарий для мониторинга динамики спроса и цены на рынке, арезультаты исследований рынка высшего образования — для корректировки своеймаркетинговой политики. Особое внимание рекомендуется обратить на факторы неценовойконкуренции. Одними их главных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами,оказываются престижность,имидж вуза и формированию имиджа вуза на рынкеобразовательных услуг.

2. Общая характеристика предприятия
«Институтбезопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечениябезопасности бизнеса в условиях рыночной экономики, противодействия криминалу инедобросовестной конкуренции.
Основныевиды деятельности Института:
1. Информационно-аналитическое обеспечениеи консультационная поддержка предпринимательской деятельности.
2. Подготовка и повышение квалификациипредпринимателей и специалистов в области обеспечения безопасности бизнеса.
3. Разработка концепций безопасности ипостроение систем безопасности промышленных и коммерческих предприятийразличных форм собственности.
Приоритетнымнаправлением деятельности Института является предоставление предпринимателям,менеджерам по безопасности предприятий достоверной информации, способствующейминимизации рисков при ведении бизнеса.
Помимоинформации, заинтересованное лицо получает квалифицированную консультацию иреальное содействие в вопросах защиты своих законных прав. Предоставлениеоперативных, качественных услуг осуществляется с привлечением опытныхэкспертов.
Не менееважным фактором для успешного ведения предпринимательской деятельности являетсяуровень информированности руководителя и сотрудников фирмы об эффективныхсредствах и методах обеспечения безопасности своего бизнеса.
ВИнституте безопасности предпринимательства слушатели имеют возможность получитьуникальные знания и практические навыки в соответствии выбранной специальности.
Качествообразовательного процесса обеспечивают специалисты, имеющие богатый опытпедагогической и практической деятельности.
«Институтбезопасности предпринимательства. Алтайский край» является членом Алтайскойторгово-промышленной палаты, поддерживает дружеские и деловые отношения сорганами власти, правоохранительными Органами, Деловыми кругами Алтая,негосударственными структурами безопасности, информационно-аналитическими иучебными центрами, общественными организациями в различных регионах РоссийскойФедерации и странах СНГ.
Институтбезопасности предпринимательства принимает активное участие в формированиицивилизованных отношений в бизнесе, развитии рынка услуг в сфере обеспечениябезопасности предпринимательской деятельности.
Принципыпостроения деловых отношений с заинтересованными в сотрудничестве лицами, наоснованыпрофессионализме, порядочности, соблюдении норм этики и закона.
 
2.1 Направлениядеятельности института и специальности, которые дает институт
образовательный услуга безопасность предпринимательства институт
«Институтбезопасности предпринимательства Алтайский край» — единственная за Ураломнегосударственная структура, осуществляющая подготовку сертифицированныхспециалистов в области безопасности бизнеса.
Обучениеосуществляется на базе негосударственного образовательного учреждения «Центрподготовки специалистов в области безопасности предпринимательства», в составкоторого входят три факультета:
1. Факультет комплексной безопасностибизнеса.
Специальности:
• Менеджмент безопасности бизнеса
• Управление службой безопасностипредприятия
• Секретарь-референт со знанием основбезопасности бизнеса
2. Факультет частной охранной идетективной деятельности.
Специальности:
• Руководитель частного охранногопредприятия (службы охраны)
• Охранник
• Боец группы быстрого реагирования
• Частный детектив
4. Факультет безопасности семьи и личности.
Специальности:
• Инструктор-консультант по вопросамбезопасности семьи и личности
• Гувернант со знанием основбезопасного сопровождения детей
Качествообразовательного процесса обеспечивается высококвалифицированнымпреподавательским составом, имеющим богатый опыт педагогической и практическойдеятельности. Это специалисты-практики в области юриспруденции, психологии,охранной деятельности, криминалистики, деловой разведки, информационныхтехнологий и защиты информации, управления предпринимательскими рисками,технических средств безопасности, боевой подготовки.
Образование,полученное в Институте, является дополнительным. По окончании обучения слушателиполучают дипломы, свидетельства, сертификаты.
Участникамлокальных вооруженных конфликтов, военнослужащим, уволенным в запас в связи ссокращением Вооруженных рил, а также имеющим ранения и награды за боевыезаслуги, предоставляются скидки в оплате за обучение от 10 до 20%.
Длязачисления в учебную группу необходимо написать заявление, заполнить анкетуслушателя, представить документ, удостоверяющий личность, документ обобразовании.
Образовательнаядеятельность осуществляется на основании лицензии Комитета администрацииАлтайского края по образованию серии А №115596 от 14.10.2003 года.
 
2.2 Особенности безопасности современного бизнеса
Таксложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечениябезопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторыедумают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будетсделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за годыработы в правоохранительных органах, представляют большую ценность дляобеспечения безопасности бизнес-структур. Однако, практика показывает, что длявсесторонней зашиты бизнеса этого явно недостаточно. В связи с этим все остреестоит вопрос подготовки и переподготовки кадров для нужд обеспечения безопасностипредприятий.
Болеетого, во многих организациях решение подобных задач возложено на сотрудников,которые не имеют ясного представления о том, как грамотно организовать системубезопасности фирмы, и действуют скорее по наитию, методом проб и ошибок, нежелипридерживаясь определённых правил и технологий. В результате, нашипредприниматели ежедневно страдают от противоправных действий со стороныкриминала, недобросовестных сотрудников, конкурентов, коррумпированныхчиновников.
Свысокой степенью уверенности можно утверждать, что это будет продолжаться дотех пор, пока руководители предпринимательских структур не начнут ответственноподходить к решению проблем обеспечения безопасности своей деятельности.Финансовая сторона этого вопроса, безусловно, для многих будет являтьсяопределяющей при выборе средств и способов защиты. Однако, не менее важнымфактором, влияющим на надёжность системы безопасности, является уровеньпрофессиональной подготовки сотрудников, отвечающих за обеспечение безопасностиВашего бизнеса, как рядового, так и руководящего состава.
Внастоящее время консалтинг используется в самых различных сферах — в областиюридического сопровождения и финансового аудита, в работе с персоналом и вмаркетинговых разработках. С некоторьрс пор, еще одним востребованным видомуправленческого консультирования стал консалтинг по вопросам безопасностипредпринимательской деятельности.
Услугамиконсультантов по безопасности пользуются не только начинающие бизнесмены, но ипредприниматели, прошедшие через огонь, воду и медные трубы рыночных отношений.Даже имея собственную службу безопасности, опытные руководители обращаются запомощью к независимым консультантам, которые непредвзято оценивают возникшуюпроблему, и помогают разобраться в вопросах обеспечения безопасности той илииной организации.
«Институтбезопасности предпринимательства. Алтайский край» работает на рынке консалтингапо безопасности с 1999 года. Консультирование осуществляется квалифицированнымиспециалистами, имеющими богатый опыт работы в органах госбезопасности, а такжев области обеспечения безопасности коммерческих и промышленных структур.
2.3 Консультационные услуги Института безопасностипредпринимательства
Консультационныеуслуги Института безопасности предпринимательства представлены следующиминаправлениями:
1.Информационно — аналитическое сопровождение предпринимательской деятельности ввопросах обеспечения безопасности.
2.Организация систем безопасности коммерческих и промышленных предприятий.
Наши экспертывладеют оперативной экономической и политической обстановкой не только вАлтайском крае. Дружеские и деловые отношения с информационно-аналитическимицентрами, негосударственными структурами безопасности, органами правопорядка вразличных регионах страны позволяют нам проводить работу по защите интересовпредпринимателя на всей территории России, а при необходимости и за еепределами.
Оченьчасто для руководителей фирм, компаний, предприятий определяющим фактором ввыборе консультанта по решению проблем в области безопасности является егорепутация. Наряду с компетентностью экспертов Института безопасностипредпринимательства, оперативностью и достоверностью предоставляемойинформации, заказы выполняются с абсолютным соблюдением конфиденциальности, нормэтики и закона.
Честьмундира — главное на рынке безопасности!
• комплексное сопровождениепредпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности иуправления рисками;
• комплексное исследование (аудит)системы безопасности хозяйствующего субъекта;
• выявление и оценкапредпринимательских рисков (социально-политических, организационных,управленческих, финансовых, кадровых, конкурентной среды);
• подготовка рекомендаций понейтрализации выявленных рисков;
• разработка концепции безопасностипредприятия;
• проведение мероприятий попротиводействию недобросовестной конкуренции (промышленному шпионажу);
• разработка, внедрение и модернизациясистем информационной безопасности хозяйствующих субъектов;
• разработка конкретных планов действийна случай возникновения кризисной ситуации;
• правовое, организационное и иноесодействие в организации служб безопасности и служб охраны предприятий;
• подбор и проверка кандидатов наработу в. службы безопасности, частные охранные предприятия;
• разработка внутрифирменных документовпо вопросам безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В условияхрыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народногохозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и сизвестной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, таки высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в даннойсфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательныеучреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам сюридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услугиотнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практикеэто означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательныепрограммы, руководствуясь собственными расчетами экономическойэффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя такимобразом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночноготипа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свойпродукт.
Развитиесистемы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услугне на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е.между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом, с другойстороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальностипроисходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодогоспециалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу полученияпоследним образовательной услуги как товара. Даже в том случае, когдапредприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту,реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущийспециалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разного родапрофессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов, абитуриентыи их родители платят за образование как мечту о лучшем будущем и надежду наполучение перспективной специальности.

Использованная литература
 
1. ЗаконРФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ).
2. Алтайскийкрай в 2006 году: Статистический сборник. — Барнаул, 2007.- 204 с.
3. БорисовИ.И., Запрягаев С.А. Тенденции развития высшего образования в XXI веке // Вестник МГУ, №1.-Москва, 2000.- с. 12-15.
4. БраверманА.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология ипрактика. — М.: Экономика, 1997.
5. ПостановлениеСовета Министров РФ от 8 февраля 1986 г. № 86 «О мерах по развитию договорныхотношений в подготовке специалистов с высшим и средним специальнымобразованием».
6. КотлерФ., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 1998.
7. КотлерФ. Маркетинг, менеджмент. — СПб: Питер ком, 1998.
8. СмирноваЮ.В., Щепина И.Н., Эйтингтон В.Н. Конъюнктура рынка экономического образования/ Вестник образования, 2007, № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.