Реферат по предмету "Педагогика"


Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Министерство образования и науки Российскойфедерации
Департамент социальнойполитики
Областное государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального образования «Мезенскийпедагогический колледж»
Кафедра педагогики,психологии и частных методикКурсовая работа
 
«Природа каксредство эстетического воспитания
дошкольников»
2009 г.

Введение
 
Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школойвоспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа.Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научитьвидеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь кобогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральнойсфер.
Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется еесовершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и внравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного,стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается нетолько многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем. [14]
Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное вприроде. Исходя из вышесказанного, целью исследования было: выявить,каковы наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с природой.Данной проблемой занимались такие педагоги как
Саморукова А.Г., Николаева Р.И., Виноградова И.Ф.,Козлова С.А. и другие.
Объект исследования:процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении сприродой.
Задачи исследования:
1). Изучить состояниепроблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2). Описатьсобственный опыт работы по данной проблеме.
3). Подобратьпрактический материал для работы (конспекты экскурсий, конспекты занятий поразвитию речи, экологическому образованию, ИЗО творчества, тексты стихов,консультации для родителей).
Методы исследования:изучение литературы, беседа, наблюдение.
База исследования:МДОУ №6 г. Орла.
 
 

1. Формирование эстетического восприятия окружающего миракак задача ознакомления дошкольников с природой
«А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые поля, а розовая
весна и золотистая осень разве
не были нашими воспитателями!»
К.Д. Ушинский
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляетсяразвитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. [21]
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшейстепени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретныхзнаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются сприродой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери,движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнегодождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для ихразвития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сборгрибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям многорадостных переживаний.
Ознакомление дошкольников с природой – это средствообразования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы,необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей кприроде и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работедетского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного,эстетического, нравственного, трудового и физического. [4]
Отсюда вытекает необходимость уделить особое вниманиевопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлениистарших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальнымиположениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможнобез определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений неслужит задаче всестороннего развития личности ребенка. [3]
1.1 Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлениидетей с природой
 
В соответствии с «Программой воспитания и обучения вдетском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляютсяобразовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны междусобой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решенияпознавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы;понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщатьдетям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде.Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станутпредпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желаниитрудиться в природе, стремлении к созиданию. [10]
Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитаниеу детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе,эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самоговоспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимымизнаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу,сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4]
1.2 Содержание и принципы организации педагогическогопроцесса
 
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательныйматериал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всегопередать его содержание.
«Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендуетпроводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяетпедагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определеннойпоследовательности, соответствующей естественной смене времен года, а такжепомогает осмыслению детьми самого понятия «времен года».
Красота и многообразие природы во всякое время года,изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональноесостояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать,рассказывать.
Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад,снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенноподходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почемусегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятныеусловия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научитьсязамечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшиесвязи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточносистематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которыеконкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются иусложняются. [10]
В средней группе – детидолжны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделятьнекоторые признаками сезона. [13] Например: характерные явления осенней погоды(похолодание, дождь, ветер), листопад; различать и называть некоторые осенниецветы (золотой шар, георгины, ноготки), листья знакомых деревьев (клен, дуб,береза и др.), овощи и фрукты; выделять их характерные особенности, устанавливатьсвязь между внешними признаками овощей, фруктов и степенью их зрелости. [13]Между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизниживотных от сезона, необходимости создания определенных условий для ростарастений.
В старшей группе –дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаковсезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года;устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром,трудом и бытом людей.
В подготовительной группе – ребята могут уже объяснить некоторые причинные,последовательные и временные связи: сравнивать не только резко отличающиеся, нои сначала похожие «смежные» сезоны, находя «отличительные», схожие и общиепризнаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы ит.д.
Воспитатель подводит детей к пониманию периодичностивремени года, учит их отличать особенности его начала, середины и конца. [13]
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому чтоона своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все егочувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц илистрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А всеновое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми онобращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут лиу него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит отвзрослого. [14]
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир,но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель,который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, детизахотят узнать еще больше. «Программа воспитания и обучения в детском саду»предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная смладшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого больше возможности.На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся счем-то новым.
Прогулки с детьми будут радостными, интересными,познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель даст не толькоопределенные знания, но и научит детей любить и беречь природу, родные места,свою родину. [21]
Природа как одно из важнейших средств воспитания. Убеждениячеловека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящихперед педагогами – воспитать любовь к родине, значит, и бережное отношение к роднойприроде. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами,показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахомцветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. [11]
Ребенок должен получить первоначальные знания о природе,отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у негоматериалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть наприроду, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость.«Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения,оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя,ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научитьребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известныйрусский педагог К.Д. Ушинский.
Общение с природой воспитывает у ребенка чувствопрекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба призакате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, просторомполей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красотеи глубине, познает окружающий мир. [14]
Восприятие природы помогает развить такие качества, какэмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всемуживому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорятьгнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине,особое внимание уделяется в детском саду.
Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. Всвязи с этим повышаются требования и к работе педагогов, В том числе поознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры ипедагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания вобласти биологии, физиологии животных, а так же уметь показывать детям, какправильно сажать растения, ухаживать за растениями и животными, птицами,рыбами, в уголке природы, как работать в цветнике и огороде.
Основное средство познания природы – набдюдение.[11] Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие,мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемогоявления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает вкомплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать,развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. [10]
У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к.он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагогможет воспитать у детей многие положительные качества личности. Есливоспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходесолнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьетсяхудожественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремитьсяк созданию красоты своими руками.
Показывая коллективный труд людей в огороде, наполе, на животноводческих фермах, педагог обращает внимание детей на то, скаким старанием и любовью трудятся взрослые, тем самым воспитывая чувствоуважения к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природурационально, с целью ее охраны и улучшения. [11]
Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходилопри высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы напоставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес ибережное отношение к природе.
В детском саду дошкольников знакомят с предметами иявлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной,звездами); с небесными явлениями (восходом и заходом солнца,луны, сменой фаз луны, место нахождения солнца утром, в полдень, вечером вразное время года); с водой – изменением ее состояния (замерзание,плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней); с твердымителами (песок, глина, камни), их свойствами; с воздухом, егодвижением и силой ветра; с электрическими и световыми явлениями (гроза,гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос); с растениямисвоего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья,кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой,цветом, изменением в процессе роста и по временам года, охраной растений; сживотными домашними и дикими, распространенными в данной местности (внешнийвид, строение отдельных органов, место обитания, изменение их жизни в разноевремя года, забота о животных и их охрана); с трудом по выращиваниюрастений и уходу за животными.
Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде ихобитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и т.д.),с тем чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений иживотных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изученияявления природы.
Детей учат подмечать последовательность наступленияявлений в природе (сезонные изменения, изменение растений и животных в процессероста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений иуходу за животными.
Учитывая возрастные особенности детей, программаознакомления с природой дана концентрически: с одним и тем же предметомили явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно,но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с темобобщаются.
Ознакомление дошкольников с природой осуществляется в такойпоследовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи повременам года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен покварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделенынаиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такоерасположение материала обеспечивает чувственное восприятие проходящих в природеизменений и установление связи между отдельными явлениями, а так же повторностьв наблюдении их.
Огромное значение в формировании представлений и понятийимеет слово. Обогащение словаря детей и овладение родным языком совершаются внеразрывной связи с чувственным познанием природы. Поэтому во всех группахматериал по ознакомлению с природой и развитию речи объединен.
В «Программе воспитания в детском саду» материалознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществлениеего проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детейпо выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь междупрограммным содержанием ознакомления детей с природой на занятиях и в быту.Так, например, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, вовремя игр и труда по уходу за растениями и животными уточняются, обобщаются исистематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные назанятиях, дети применяют в повседневной деятельности – в игре, труде,наблюдениях. [4]
Общая цель планирования– это реализация «Программы воспитания в детском саду». Поэтому каждый отрезоквремени должен планироваться исходя из предыдущих итогов и учитывая задачипоследующей работы.
Ознакомление с природой является частью единогопедагогического процесса. Планирование этой работы предусматривает отборконкретного содержания формируемых знаний о природе, умений и навыков,воспитание бережного, заботливого отношения к природе, формированиеэстетического воспитания, эстетических чувств.
Планирование природоведческой работы включает созданиесоответствующих материальных условий – уголка природы, цветника, огорода,обеспечение оборудование для труда и игр в природе, технических средствобучения и т.д.
В плане предусматривается разнообразие форм работы. Ихнеобходимость определяется многообразием самих объектов и явлений природы.Планируются занятия, экскурсии, фронтальные наблюдения и труд, а так жеиндивидуальные наблюдения, трудовые поручения в уголке природы, в огороде,цветнике, игры всей группой и небольшими подгруппами. Планирование работы вразнообразных формах поможет воспитателю наиболее полно решить задачивоспитания детей. [10]
1.4 Методы и приемы эстетического воспитания приознакомлении с природой
В педагогике принято определять метод как способ совместнойдеятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенноговоспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков иумений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычекповедения. [10]
Руководя познанием природы и приобретением детьми различныхнавыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечиваютнепосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. Ктаким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этимшироко применяются методы основанные на слове воспитателя – рассказ, чтениехудожественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральныхобъектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе,соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтениемхудожественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель используетмножество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании снаблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводитэлементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те жеприемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяетсяво время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так жеиспользуются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучениитрудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методови приемов характеризуют мастерство воспитателя.
Выбор методов и приемов, определяется содержанием программыи зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объектанаблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [3]
Занятия по ознакомлениюдошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, сучетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях подруководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детейгруппы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе ипоследовательности развиваются их основные познавательные процессы испособности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребятнакапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить исистематизировать его.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами.Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На однихзанятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель используетнаблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ,показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляютсязнания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детейв природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизациязнаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей исредней – 2 занятия в месяц, в старшей – по 1 занятию каждую неделю. Начиная сосредней группы организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группахпроводятся целевые прогулки. [10]
Экскурсия – значениесостоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке ирассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Детинуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детейразвиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Можно организовать экскурсию в парк, сквер, ближайший лес ит.д. В городских условиях природа отдыха связана с системой зеленых насаждений.
Уже первые наблюдения детей дают им представления осезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняетсяжизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [8]
Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает теместа, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, что можно показать, что надовзять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такоекороткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждаетинтерес к намеченной экскурсии.
Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этогонадо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пениюптиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать,чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсииявляется плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможнособрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми(несколько цветков, веточек и др.). [3]
Прогулки – здесьвоспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления окоторых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега,набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организоватьразнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом,листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природныеявления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках детииспытывают удовольствие от общения с природой.
Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надозаранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формыорганизации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Большую работу во время прогулки можно провести в цветникеи огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. [10]
Работа на земельном участке. Эта работа сочетается с наблюдениеми способствует накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованиютрудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы,отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают кбережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками,приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем исамостоятельно. [3]
1.5 Отражение детьми знаний и впечатлений о природе втворческой деятельности
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как наоснове непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства спроизведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые,неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическоевоспитание дошкольников, Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку черезискусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально – творческоенастроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия.
Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением впоэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Онвоспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказываяпредпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Лирика природы, повыражению В.И. Лейсбона развивает в детях «эстетическую зоркость».Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольникуосмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений врисунке.
Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого кругаассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний оприроде, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслиматворческая деятельность.
Поэтические произведения о природе являются наиболееэффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка кизображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность,обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению вних моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции способствуютотображению этих качеств и в детских пейзажных рисунках.
Влияние выразительной стороны поэтического образа надетский рисунок проявляется в педагогике ребенком своего эмоциональногоотношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качестваизображения.
Дети могут создавать творческие рисунки и только на основенаблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работупо развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образыприроды обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая идополняя его характерными деталями.
Этот творческий процесс у детей протекает по-разному.Например, четырех – пятилетние дети рисуют, исходя из личного опытанепосредственного восприятия природы, но тема их рисунков определенапоэтическим изображением произведения. По мере повышения уровня восприятияхудожественного описания природы дошкольник начинает изображать картину ужесогласно трактовке произведения, и при этом он может точно следовать егоописанию. Дети шести лет стараются в рисунках по поэтическому произведению какможно теснее передать его содержание. Определенный запас поэтических образныхпредставлений дает им возможность включать их в один рисунок, дополняя егообразами, сложившимися во время наблюдений. При этом логическая связь междуобразами в рисунках не нарушается. Ребенок воспринимает целую ситуацию впроизведении, в котором раскрываются не только пространственные, но илогические взаимосвязи, т.е. более глубокие зависимости: причинные, целевые,временные. [13]
Своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: ввиде фриза (одной линии), широкой полоски зелени; могут изобразить линиюгоризонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места. Располагая отдельные образыприроды рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Главный образвыделяется размерами (большими или маленькими), цветом.
Передача пространства в рисунке наиболее трудная задача длядошкольников, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связимежду предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоитьопределенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствоватьцентр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служитпоказателем развития его творчества в рисунке о природе.
Иногда ребята могут дополнять картину о растительном миреизображением животных или птиц. Дети живо передают состояние природы, времядня, года. Е.А. Флерина дала определение этому процессу: «детскоеизобразительное творчество мы понимаем как создательное отражение ребенкомокружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании отражения,которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений,полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». [12]
По рисункам можно судить о том, что особо привлекловнимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знанияо природе. [9]
Умело, руководя процессом развития детского художественноготворчества, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая егоумственную и духовно – эмоциональную сферу, педагог может добиться высокихрезультатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. [12]

2. Практическая (из опыта работы)
Практическаячасть работы предполагала описание собственного опыта работы по даннойпроблеме, а также подбор практического материала.
В детскомсаду №6 г. Орла ознакомление детей с природой осуществлялось как назанятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. В старшейгруппе занятия по ознакомлению с природой проводятся ежедневно. Особое местозанимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знания у детей.Экскурсии в лес, парк, сквер могут показать детям, что происходит в природе.Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает и в действии, поэтому стараемсяпривлекать детей к посильному труду.
Проводяэкскурсии осенью, обращаем внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в этовремя разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Если впарке, сквере есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев хорошовыделяются на фоне их темной зелени.
Детямнравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Мы можем спросить уребенка, у всех ли деревьев одинаковые листья. Для того чтобы развитьнаблюдательность и расширить кругозор детей, используем листья в игре. Позднее,осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, послушать как они шуршатпод ногами. Показываем, как они покоробились, и порывы ветра носят их подорожкам.
Незабываемоезрелище – листопад.
Листопад,листопад
Листья желтыелетят…
Когда облетятвсе листья, рассматриваем внимательно место на ветке, откуда рос листик. Там мыувидим еле заметные почки. Это деревья готовятся к весне, закладывают почки сосени. Все увиденное закрепляем в речи детей.
Такжепоказываем и называем цветы, которые служат украшением парков, скверов,бульваров. Рассматриваем их форму, окраску, части цветка.
Осенью можемвидеть, как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются с нами.
Увлекательноезанятие сбор плодов и семян, это воспитывает любовь к растениям, и дети видят,что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды с семенами. Играем вигры «Детки на ветке» и «Путаница».
Экскурсиизимой очень нравятся детям. Дети любят валяться на снегу, кататься на коньках,санках им это доставляет огромное удовольствие. Если будет идти снег,понаблюдаем, как он кружится в воздухе. Предлагаем поймать снежинки на ладонь ипосмотреть, что с ними будет. Уместно прочитать стихотворение И. Сурикова«Зима»:
Белый снег,пушистый,
В воздухекружится
И на землютихо
Падает,ложиться.
Предлагаемподобрать определения к слову снежинка. Интересно видеть детям, например, какгромадные вихри снега переносятся ветром с места на место.
В начале зимык кормушке прилетают птицы, чаще всех воробьи. Во время кормления удобнонаблюдать за птицами, за их повадками. Обращаем внимание детей на цвет оперенияптиц. Описываем их внешний вид, чем они похожи и чем не похожи.
Покормилиптиц – теперь можно и поиграть. Во время игр и развлечений показываем, как наморозе вода превращается в лед. Воду разливаем в разные формы и замораживаем.Можно добавить краски в воду и получить цветные льдинки.
Любуясьдеревьями в разную погоду, приучаем детей высказывать свои впечатления,сравнивать. Используем пословицы и поговорки, понятные детям. Тогда и онииспользуют их в речи и придумывают свои иногда очень удачные выражения: «У елкиледяные пальчики»; «Елка закуталась в снег, до самых глаз, как в пуховоеодеяло»; «Красиво, как в снежном царстве».
Зимой деревьяобнажены и хорошо видны ствол и ветви. Дети любят отгадывать деревья по стволуи расположению веток. А после того как мы прочитаем прелестную сказку Н. Павловой«Зимняя пирушка», они будут внимательно рассматривать деревья и узнавать их.
Но толькоподмечать красивое – недостаточно. Нам хочется, чтобы дети умели действительноберечь прекрасное. А это главным образом зависит от нас, от нашего примера.После снегопада можно показать детям дерево, ветви которого прогнулись подтяжестью снега. Осторожно стряхиваем снег и скажем, что так делают взрослые,для того чтобы не поломались ветви.
Если хотимпоказать, как зимует травка, осторожно раскапываем снег в том месте, где летомвидели травянистую растительность. Дети увидят среди пожелтевшей травы зеленыеостренькие травинки, а рядом совсем зеленые листочки, которые окружают почкизимующих знакомых растений: одуванчика, кашки и др. Ребята поймут, что им теплопод толстым слоем пушистого снега. Здесь уместно сказать пословицу – шутку:«Спасибо, мороз, что снегу нанес».
Пришла весна.Дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, чтослепит глаза. День заметно удлинился, и вечером уже хорошо видно. С крышскатываются прозрачные, блестящие капельки, падают вниз.
─ Этокапель, – скажут они.
Проводяэкскурсии, обращаем внимание, что на месте растаявшего снега поднимается пар.Предлагаем рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи.Обращаем внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держатьсякучками. Читаем стихотворение Е. Баратынского:
Весна, весна!Как высоко
На крыльяхветерка,
Ласкаясь ксолнечным лучам,
Летаютоблака!
Собираемнесколько веток с разных деревьев, чтобы было большое количество почек, и,принеся их в группу, поставим в воду с водой. Быстрее всех других распускаютсяветки тополя, ольхи, орешника, березы, груши, черной смородины, бузины, сирени,ивы.
С приходомвесны дети замечают, что корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чащеостается не тронутым. Не видно там щеглов, свиристелей и снегирей. Мыобъясняем, что эти птицы улетели к северу, так как они любят более холодныйклимат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами,высматривая места для гнезд и громко крича. У синицы появилась новая звенящаяпесня в три слога «ци – ци – фи». Она тоже скоро перестанет прилетать закормом, переберется на опушку леса. Скоро прилетят скворцы. Загадываем загадку:
На шестедворец,
Во дворцепевец,
А зовут его …(скворец)
Приучаемдетей слушать пение птиц.
Гуляя сдетьми, мы замечаем, что с южной стороны около стен зданий появились остренькиеиголочки молодой травы, а рядом появились небольшие холмики земли. Там мы видимшарики, которые затем превратятся в пушистые стебельки, покрытые буроватымичешуйками – будущими листьями. Они очень быстро растут и вскоре поднимутнавстречу солнцу ярко – желтые цветы, это мать – и – мачеха.
Как толькостает снег, начинаем экскурсии в ближний лес. Напоминаем о правилах поведения влесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничегоне сломать и ничего не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые,необычные явления природы).
Показываемкрасоту весеннего леса, красоту оживающей природы. Просим глубже дышать, вдыхаялесной аромат. Предлагаем ребятам сфотографировать красивые явления, которыеони заметили. Выйдя на поляну, обращаем внимание на первоцветы, муравейники,многочисленные травы. Специально останавливаемся около берез, елочек.Предлагаем детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.
Рассказываем,что лес – это «многоэтажный дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высокихдеревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраиваютсвои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа» – зайцы,лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» – под землей занимают кроты,черви, почвенные насекомые. Все это – лесные животные. Они живут вместе в одномлесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Люди – гости леса, они недолжны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес –приятное место для отдыха и прогулок людей. В завершении просим попрощаться слесом – вслух сказать ему добрые слова. В свободное время читаем рассказ М. Пришвина«Этажи леса».
Дети оченьлюбят стихи и быстро запоминают их. Поэтому хорошо если во время экскурсии мыбудем читать (наизусть) стихотворения или отрывки из них, потешки, загадыватьдетям загадки, приводить уместные пословицы и поговорки.
В своейработе широко используем труд, наблюдения, опыты научастке, в уголке природы с целью накопить конкретные представления обокружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях.
Продолжаемопределять уровень экологической воспитанности дошкольников. С помощьюнесложных заданий, вопросов, тестов выявляем их знания о потребностях живыхсуществ и способах удовлетворения этих потребностей, о среде обитания.
1. «Что былосначала, что будет потом?»
Следующиевопросы: Каким было растение до того, как на нем появились цветы? С чегоначиналось растение? Что будет после цветов? Вырастут ли на следующий год научастке цветущие растения? Что нужно для этого сделать?
2. «Собираемсемена садовых цветов».
Осмотрцветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Обращаемвнимание детей на то, что цветок один, семян много. Значит, на будущий годможно вырастить много цветущих растений.
3. «Где жерастут садовые растения?»
Целеваяпрогулка за пределы детского сада (в соседнюю школу или детский сад, в парк,сквер и др.). Рассматривание цветов, любование их красотой, определениеназваний.
4. «Что и какест хомяк?»
Знакомимдетей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую едупредпочитает. Обращаем внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, какгрызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки.
5. «Хомяк –чистоплотный зверек».
Учим детейзамечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратнопользуется туалетом, какие при этом совершает действия.
6. «Какузнать ель?»
Рассмотретьель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее отдругих деревьев.
7. «Какие уели иголки?»
Проводимнаблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которыерастут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно – зеленогоцвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат встороны, не опадают, если дотронуться.
8. «Какойснег?»
Наблюдаемтакие свойства снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают натеплой руке – становятся капельками воды.
9.«Замораживаем воду».
Показываемдетям, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердыйлед (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки,чтобы украсить ими участок, елку.
10. «Какиептицы прилетают на кормушку».
Учим детей,рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам;познакомить с их названиями.
11. «Когдаптицы бывают заметны?»
Знакомимдетей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошовидны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когдаони затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметнымистановятся воробьи.
В старшейгруппе впервые организуются дежурства в уголке природы. Дети начинают вести календарьприроды, в котором фиксируют основные существенные явления в неживойприроде, в жизни растений, животных в каждый сезон. Фиксация в календареприроды наблюдений организовывалась с ознакомления детей со страницейкалендаря, условными обозначениями; учим рисовать значки, пользоватьсятрафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес кнаблюдениям за природой.
1. Вызываеминтерес к явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомим ихсо страницей календаря в зависимости от времени года, например: «Сентябрь»,обращаем внимание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место длярисунка на тему «Живая природа».
Рассказываем,что сегодня – в понедельник – начнутся наблюдения за природой на участке и чторезультаты наблюдений надо зарисовать в календаре с помощью условныхобозначений (значков).
2. Ознакомлениедетей со значками. Демонстрируем страницу «Условные обозначения», уточняемпоследовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматриваем с детьмизначки, обозначающие явления погоды, животных.
Для уточненияпонимания символики значков проводим с детьми игровые упражнения типа: «Язагадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом.Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Какимзначком он обозначается. Покажите».
3.Формирование практических умений в изображении значков. Предлагаем детям спомощью трафарета нарисовать 3 – 4 квадратика – «дни недели», затем закраситьконтуры двумя способами – без трафарета и с ним. Обращаем внимание натщательность закрашивания, уточняем, какой день (по цвету) изобразил тот илииной ребенок.
Детиупражняются в рисовании значков, обозначающих погодные явления, учатся рисоватьфигурку человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображатьптиц, насекомых.
Дети рисуютновые квадратики и учатся изображать в них солнечную или дождливую погоду,пробуют рисовать значками птиц, насекомых.
На прогулкеорганизуем наблюдение за погодой. Предлагаем всем рассмотреть небо и сказать,какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает посостоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая).Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можнообнаружить). В свою очередь мы даем другое определение погоды: ветренная(тихая). В заключение обсуждаются температурные особенности погоды. Обращаемвнимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагаемдать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная,холодная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая.Предлагаем детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксироватьрезультаты наблюдения в календаре природы.
В группе всесобираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметитьпогоду. Помогаем тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку днянедели (понедельника).
Рассматриваяс детьми страницу календаря, подводим итог: «Целую неделю в конце сентября мы свами наблюдали за осенней природой; каждый день отмечали погоду, рассматривалирастительность нашего участка, искали животных. Все это отображено в календаре.Пройдет время, мы забудем про сентябрь, но календарь напомнит нам, что было вэти дни».
Календарииспользуем в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогаютподвести детей к простейшим формам обобщения.
После каждойпрогулки или экскурсии придя в группу, дети рисуют то, что им больше всегозапомнилось.
Также длязакрепления и систематизации знаний детей о природе в течение года используемнастольно – печатные игры, диафильмы. Анализируя проделанную практическуюработу, можно сделать следующие выводы:
─ Удетей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность каналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваютсяпознанием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятсяпроникнуть в суть, понять причины явлений. Учитывая это, в старшей группеусложняются задачи и программа ознакомления с природой.
─ Встаршей группе необходимо формировать умение обобщать и классифицироватьобъекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Вторым направлениемв практической работе был подбор материала для работы с детьми. Он включал всебя конспекты экскурсий, наблюдений, календарь природе, конспект занятия поознакомлению с природой, беседы.
Данныйматериал представлен в приложении к работе.

Заключение
Одним из средств всестороннего развития и воспитания детейявляется ознакомление с природой.
Процесс познания окружающей природы затрачивает не толькообласть умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманногоотношения к природе.
Программа воспитания и обучения в детском саду определяетосновные задачи, содержание и принципы организации работы по ознакомлению детейс природой в соответствии с их возрастными особенностями.
В ходе ознакомления расширяется ориентировка детей вокружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должноеотношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать имопределенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы,воспитание интереса к ней.
Формами организации работы по ознакомлению детей с природойявляются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы и научастке, игровая деятельность.
Каждая из форм работы предполагает использование педагогомразличных методов и приемов.

Список литературы
 
1. Бондаренко А.К. «Дидактическиеигры в детском саду» – М., 1991 г.
2. Буре Р.О. «Воспитание дошкольниковв труде» – М., 1971 г.
3. Веретенникова С.А. «Ознакомлениедошкольников с природой» – М., 1973 г.
4. Веретенникова С.А. «Ознакомлениедошкольников с природой» – М., 1980 г.
5. Горизенко Е.В. «Природа и люди» – М.,1976 г.
6. «Дошкольная педагогика» / Под редакциейВ.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина – М., 1986 г.
7. Дрязгунова В.А. «Дидактическиеигры для ознакомления дошкольников с растениями» – М., 1981 г.
8. Егоренков Л.И. «Экологическоевоспитание дошкольников и младших школьников» – М., 2000 г.
9. Золотова Е.И. «Знакомимдошкольников с миром животных» / Под редакцией И.Ф. Виноградовой – М.,1988 г.
10. Каменева Л.А. «Как знакомитьдошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой – М., 1983 г.
11. Ковалев А.Г. «Воспитание чувств» –М., 1971 г.
12. Компалецева Л.В. «Поэтическийобраз природы в детском рисунке» – М., 1985 г.
13. Лучич М.В. «Детям о природе» – М.,1973 г.
14. Лучич М.В. «Прогулки с детьми вприроду» – М., 1969 г.
15. Марковская М.М. «Уголок природы вдетском саду» – М., 1989 г.
16. «Наблюдение и труд детей в природе» / Составиталь А.Ф. Мазурина– М., 1976 г.
17. Николаева С.И. «Методикаэкономического воспитания в детском саду» – М., 2000 г.
18. «Система эстетического воспитания вдетском саду» / Под редакцией Н.А. Ветлучиной – М., 1962 г.
19. Удальцова Е.И. «Дидактические игрыв воспитании и обучении дошкольников» – Минск, 1976 г.
20. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?»– М., 2001 г.
21. «Экологическое и эстетическоевоспитание детей» / Под редакцией Л.П. Песко – М., 1984 г.
Приложение №1
Экскурсияв осенний парк (старшая группа)
 
Программноесодержание
1. Конкретизировать представление обосенних изменениях в природе.
2.  Уметь видеть измененияпродолжительности дня; распускание листьев на деревьях; появление семян,плодов, начало листопада.
3.  Закреплять умениеподбирать слова – признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное,осеннее).
4.  Формировать пониманиеслова осень – богатая, щедрая, добрая, запасливая.
5.  Воспитывать в ребенкеумение видеть красоту осени, любоваться ее великолепным нарядом.
6.  Видеть зависимостьсостояния природы от продолжительности дня (светового).
7.  Вызвать эмоциональноеотношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их схудожественным образом.
8.  Воспитывать эстетическоечувство.
9.  Обогащать словарный запасдетей по данной теме. Формировать связанную диалоговую речь.
Предварительнаяработа
Экскурсия впарк в середине осени:
1.  Ежедневные наблюдения заизменениями в природе;
2.  Чтение книг «Осень» Н. Калинина,«Кто как одет» Э. Шим, «Полянка в лесу» М. Пришвин, «Готовятся кзиме» А. Бианки;
3.  Рассматривание картины«Золотая осень»;
4.  Заучивание стихотворений.

Ход экскурсии
В группу входитвзрослый, одетый в костюм осени. Здоровается: «Я осень золотая, в гости к вампришла и подарков много вам я принесла. Приглашаю вас в парк, полюбоваться наяркий, разноцветный наряд природы. Я вам принесла волшебный сундучок, в которыйвы будете складывать дары осени, которые найдете на прогулке».
Воспитатель:
-  Спасибо тебе Осень за твой сундучок и приглашение. Мысейчас же с ребятами отправимся в парк. А тебя Осень мы приглашаем подольшепогостить у нас.
Дети все вместеговорят:
Осень, осень,гости недель восемь,
С громамисильными,
С дождями сливнями,
Льется дождик снеба
Больше будетхлеба.
Осень: – Ну,спасибо дети, а сейчас я отправлюсь в другой детский сад, чтобы всех ребятпригласить в осенний парк.
Дети идут подорожкам парка. Останавливаются там, где лучше просматриваются все деревья.
-  Ребята посмотрите, как красиво вокруг, все деревья словнонарядились к празднику. Почему? (Наступила золотая осень). Вот мы и пришли вгости к осени.
Как хорошо вгостях у осени
Среди березокзолотых.
Подольше бзолото не сбросили
Стал бы лесбагрян и тих.
По чаще бсолнышко усталое
Гостило б взолотом лесу.
Чтоб защититьот ветра малого
Лесную позднююкрасу.
Летом в началесентября деревья еще зеленые. Теперь березки, клены окрасились в желтый цвет.Осины – красные. Между ними елочки зеленеют. Давайте обратим внимание на то,что каждое дерево окрашено по разному. Как вы думаете ребята, почему листья надеревьях меняют свою окраску? (Потому, что солнце мало греет. Дни стали короче)
Утром, когда вывстаете в детский сад еще темно, вечером тоже рано темнеет. Растения получаютмало света.
А в листьяхвсегда есть желтая краска и зеленая. Только летом, когда листья получают многосвета, они зеленого цвета. Осенью, когда солнечного света становится меньше,листья теряют зеленую окраску и получают желтый, оранжевый или красный цвет.
А теперьнайдите листья самой разной окраски и расскажите, какие они. (Лист красный,желтый, зеленый, красивый, нарядный, яркий, разноцветный, золотой).
Как называетсявремя года, когда начинается листопад? (Осень)
Листья золотыепадают, летят,
Листья золотыеустилают сад.
Много надорожках листьев золотых
Мы букетхороший сделаем из них.
Мы букетпоставим посреди стола,
Осень золотая вгости к нам пришла.
Ребята давайтесложим красивые, разноцветные осенние листочки в сундучок. Это первый подарокосени, который мы нашли.
-  Дети, отгадайте загадку.
Весной зеленела
Летом загорела
Осенью надела
Красныекораллы. (Рябина)
Рассмотрите ее.Листочки у рябины ажурные, расположенные попарно. Так и кажется, что кто-тонабросил на рябину сплетенное кружево. Но вот порывистый, осенний ветер скоросорвет все листочки с рябины. Останутся только ягоды. Долго будут гореть оникак костер. Потом прилетят птицы, чтобы полакомиться ягодами рябины.
Вот какойподарок осени – плоды рябины. Они очень красивы и полезны. В них многовитаминов. Давайте положим в наш сундучок немного ягод рябины и листьев.
-  Послушайте стихотворение, которое поможет нам отыскать, ещеодин подарок осени.
Дуб дождя иветра
Вовсе не боится
Кто сказал, чтодубу
Страшнопростудиться
Ведь до позднейосени
Он стоитзеленый
Значит дубвыносливый,
Значитзакаленный.
Посмотрите,осень также раскрасила дуб, листья его пожелтели. Листья у дуба большие, покраю извилистые, их не с чем не спутаешь. Осенью на дубе созревают плоды. Какони называются?
В этот гладкийкоробок
Бронзовогоцвета
Спрятанмаленький дубок
Будущего лета. (Желудь)
Игра «Ктобольше соберет желудей»
-  Кто из животных любит лакомиться желудями? (Кабаны).Давайте положим в наш сундучок подарок осени (желудь).
-  Осень дарит много плодов и семян, которыми кормятся зимойптицы, животные. Также ветер разносит семена, и где семя упадет, там вырастетновое дерево.
Отгадайтезагадку:
В беломсарафане
Стала на поляне
Летели синицы
Сели на косицы (Береза)
Подойдем кберезе, полюбуемся ее нарядом. Кора ее белая, чувствуете какая она гладкая,шелковистая? Береза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится влесу пожар, выгорит целый участок с деревьями, и долго – долго оставался бы влесу этот мертвый кусок земли, если бы не береза. Множество ее семян разносит вначале осени ветер. Семена легкие и маленькие.
Какими словамиможно рассказать о березе? (Высокая, стройная, красивая, кора белая, гладкая).
-  Дети пойдемте дальше. Послушайте.
У поля, возлевсходов,
Как богатырь,поднялся клен.
Здесь многовсякого народа
С утра до ночивидит он.
Прохожим машетон листвою
Под крону, гдепышна трава.
И дарит теньюон густою,
И шепчет добрыеслова.
Клен в народеназывается кудрявый, за его красивые листья. А семена у клена хитрые,приспособились перелетать на крыльях, за это их зовут крылатками. Вот какойподарок нам сделала осень. Положим и его в наш сундучок.
-  А сейчас я вам расскажу об одном дереве, у него интересноеназвание – липа. Как вы думаете почему? (Липкое)
Дадействительно такое название липа получила за липкие листья. Дети рассмотритеплоды липы, крылышки, с помощью которых разлетаются семена. Давайте семенаположим в наш сундучок.
-  Ребята смотрите, какая зеленая красавица стоит.
Зимой и летом
Одним цветом (Елка)
Ель – ценноедерево, используется при изготовлении инструментов. В густых ветвях еловыхдеревьев устраивают гнезда разные птицы: вороны, сороки. Плоды у ели – шишки.
-  Дети давайте соберем шишки и положим в наш сундучок.
Игра «Скакой ветки эти детки».
Воспитательпоказывает семена и плоды, а дети называют с какого они дерева.
-  Дети расскажите мне что вам сегодня запомнилось илипонравилось на нашей прогулке? Какие деревья мы встретили? Какие дары осени мыположили в наш волшебный сундучок? Назовите признаки осени, которые мы увиделина прогулке?
Моималенькие друзья! Наша прогулка подходит к концу. Посмотрите, наш волшебный сундучокуже наполнен до краев дарами осени.
Мыотправляемся назад в группу, где вы нарисуете то, что вам больше всегозапомнилось. Из ваших рисунков мы сделаем выставку на тему «Осень».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.