Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследованияновых подходов в организации обучения иностранному языку в условияхмодернизации содержания образования. 5
§ 1. Основные требования к содержаниюязыкового образования согласно «Концепции языкового образования». 5
§ 2. Новые подходы к организацииобучения иностранному языку на младшем этапе. 13
§ 3. Основные направления организацииобучения иностранным языкам на старшей ступни полной средней школы в условияхмодернизации содержания образования. 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организацииобучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованиюструктуры и содержания образования. 29
§ 2. Инновационные подходы к обучениюотдельного общеобразовательного учреждения 35
Список литературы… 42
Введение
Процессы межкультурнойинтеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизациюсодержания языкового образования в Россию Язык выступает как средство познаниякартины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами.Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразиясобственной народной самобытности и исторических достижений представителейдругих культур.
К настоящему времени вроссийской системе языкового образования произошли значительные позитивныеизменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Существенноизменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительновыросли их образовательная и самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе,профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собойусиление мотивации в изучении языков международного общения.
Если в предыдущие десятилетияXX века круг людей в стране, у которыхбыла необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то внастоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные итехнологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное, таки опосредованное общение довольно большое количество людей самых разныхпрофессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности виспользовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучениеязыку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран инародов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к обучению родному ииностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи(развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторыедругие).
Для современногоязыкового образования необходимы междисциплинарная интеграция,многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладенияязыков.
Новые задачи предполагаютизменение в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новыхподходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватныхформ и видов контроля.
Глава1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации обученияиностранному языку в условиях модернизации содержания образования.§ 1.Основные требования к содержанию языкового образования согласно «Концепцииязыкового образования»
Современный этап обученияиностранным языкам, характеризующийся динамичной диверсификацией вариантовизучения предмета, диктует необходимость привести изучение предмета всоответствии с этапами обучения и со спецификой разных типов школ/классов,точнее – с условиями обучения. Это должно касаться не только объемаосваиваемого языкового и речевого материала, определения приоритетов в выборевидов формируемой деятельности и, следовательно, соответствующих речевых уменийи навыков. Проблема соответствия содержания учебного предмета условиям обучениядолжна быть решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенноочевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школгуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах, ситуацияхобщения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и младшегошкольного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапеобучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного языка илипрофильной (гуманитарной, технической) направленности школы предметная сторонасодержания обучения должна отражать наряду с другими и интересующую учащихсяпрофессиональную сферу общения (безусловно, в ограниченных пределах).
Для старшеклассниковиностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническомупрогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов. Поэтому в старшихклассах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого,общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальностьучащихся. Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации ипереподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностямивыбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональныммастерством.
Таким образом, в самом содержанииучебного предмета должны быть заложены механизмы, раскрывающие возможностьпрактического использования иностранного языка как важного средства развития иудовлетворения интересов учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этихмеханизмов будет обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученикунайти ответ на следующие вопросы:
1. Где и как можетбыть использован иностранный язык в будущей профессии ученика?
2. Какую пользу онможет принести в избранной профессии или сфере интересов?
3. Каким образоминостранный язык позволяет приобщиться к научно-техническому и культурномупрогрессу и традициям страны изучаемого языка, пополнить знания в областиточных или гуманитарных наук?
Из дидактики известно, чтов содержание учебного предмета помимо информации, способов деятельности,выраженных устным и/или письменным текстом и заданиями, входит такжеэмоциональная деятельность, вызванная предметом и деятельностью усвоения. Применительнок предмету иностранный язык эта эмоциональная деятельность связана, преждевсего, с положительным отношение учителя и учащихся к содержанию учебногопредмета, к объекту им процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозироватьжелание учителя и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес кучению вообще и к иностранным языкам в частности. Именно с формированиемличностного (положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, ихпотребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обученияпредмету.
Очень важно, чтобы всамом содержании учебного предмета были четко репрезентированы желаемыеэмоционально-оценочные отношения учащихся к миру, друг к другу,действительности, к тому, чем они занимаются в процессе освоения иностранногоязыка. Поэтому воспитательный эффект обучения предмету в полной мере будетопределяться тем, насколько содержание учебного предмета позволит учителюосознать, во-первых, какие ценности и какими приемами можно формировать уучащихся на основе того или иного отрезка учебного материала, и, во-вторых,каковы реальные потребности каждого ученика (исходя из его индивидуальных иличностных качеств), а также какой характер его отношение к тому или иномуминимуму общественной системы ценностей должен быть при этом принят вовнимание.
Качество содержанияобучения иностранным языкам во многом определяется тем, насколько оперативноучитывается его изменчивость и подвижность. При этом вряд ли можно рассчитыватьна успех, если принимать во внимание изменения лишь на уровне одной изсоставляющих эту категорию, например содержания учебного предмета. Хорошоизвестно, что только с помощью новых учебников и учебных материалов, отражающихновейшие тенденции в области развития методики им смежных с него наук, но без соответствующейперестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышениякачества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам определяется тем,насколько удается гармонизировать цели обучения предмету в конкретныхпрограммах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Согласно «Концепциисодержания образования» основными целями обучения иностранному языку в школеявляются:
1. Формирование иразвитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой,речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения впределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормаммежкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной иписьменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициальногообщения).
2. Социокультурноеразвитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры и иностранныхязыков и культур других народов, развитие у школьников способностейпредставлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).
3. Ознакомлениеучащихся со стратегиями самонаблюдения за своими коммуникативным развитием помере продвижения от одной ступени обучения иностранного языка в школе к другой,что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранногоязыка.
4. Формирование ушкольников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловомусотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
5. Развитиемотивации к изучению второго иностранного языка.
6. Развитиясамообразовательного потенциала молодежи с учетом многообразия современногомногоязычного и поликультурного мира.
7. Развитиеинтеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языкови культур.
Достижение пороговогоуровня, разработанного Евросоветом, определено для тех, кто изучает иностранныйязык с V по XII класс.
Пороговый продвинутыйуровень определен для тех, кто изучает иностранный язык с начальной школы по XII класс.
Содержание обученияиностранному языку в средней школе реализует его основные цели, направленные наразвитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентовиноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагаютформирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических играмматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи.Предполагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы наформирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения,аудирования, письма), развитие социокультурных навыков и умений, чтообеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образованияи самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современноммире.
Содержание и структурашкольного курса по иностранному языку определяются:
· коммуникативнымицелями и задачами школьного курса по иностранному языку;
· вариативностьюсодержания обучения иностранного языка в различных типах школ, при изучениипервого и последующего иностранных языков;
· количеством учебноговремени, отводимого на изучение иностранного языка;
· возрастными особенностямишкольников на каждом из этапов обучения иностранному языку;
· преемственностьюмежду этапами обучения;
· междисциплинарнымисвязями с другими предметами, в том числе с родными и государственными языками.
На первой ступениобучения иностранному языку (в I – IV классах) большое значение имеетсоздание психологических и дидактических условий для развития у учащихсямладших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей вознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языкадля этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения наиностранном языке с опорой на родной язык.
Обучение иностранномуязыку в начальной школе направлено на:
· создание условийдля ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру,отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшемпсихологического барьера в использовании иностранного языка как средствакоммуникации;
· ознакомление сзарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр иразвлечений;
· приобретениядетьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативныхролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранномязыке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения народном и иностранных языках;
· формированиеэлементарных коммуникативных умений в 4-х видах деятельности с учетом возможностейи потребностей младших школьников;
· формированиенекоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном ииностранном языках
При изучении иностранногоязыка на второй ступени, в основной школе (V – X классы), вцентре внимания находится последовательное и систематическое развитие ушкольников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладенияразличными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.
Обучение иностранногоязыка в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средствамеждународного общения посредством:
· Формирования иразвития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
· Коммуникативно-речевоговживания в иноязычную среду стран изучаемого языка; развитие всех составляющихиноязычной коммуникативной компетенции;
· Социокультурногоразвития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощьюстрановедческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;
· Культуроведческогои художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурнымнаследием стран изучаемого языка;
· Формированиеумений представить родную культуру и страну в условиях иноязычногомежкультурного общения;
· Ознакомлениешкольников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков икультур.
На завершающей, третьейступени (среднее (полное) общее образование) (в XI – XII классах)обучение иностранному языку должно способствовать иноязычной коммуникативнойкомпетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуацияхофициального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной,административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. Приэтом в центре внимания – развитие культуры устной и письменной речи наиностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизнив странах изучаемых языков.
Задачи и содержаниеиноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиляшколы и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка кизучению других предметов.
Обучение иностранномуязыку на третьей ступени направлено на:
· Развитиекоммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников,позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения наиностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;
· Обучение этикедискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей иобраза жизни людей;
· Развитиеобщеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую ииную информацию, представляющую интерес для учащихся;
· Ознакомление учащихсяс технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;
· Развитие уменийпредставлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессеиноязычного культурного общения;
· Использованиеиностранного языка в профессионально-ориентированном образовании.
В зависимости от профиляшколы последнее предполагает профессионально ориентированное обучениеиностранного языка при изучении:
· Гуманитарныхдисциплин (история, литература, мировая художественная культура,граждановедение) посредством спецкурсов на иностранном языке илиинтегрированных курсов по страноведению и культуроведению, курса по подготовкегидов-переводчиков и др.;
· Естественно-научныхдисциплин через спецкурсы на иностранном языке на интерактивной основе, курсыпо техническому переводу и другие курсы, оказывающие языковую поддержку дляпрофессионально профильного образования и общения школьников;
· Дисциплин,ориентированных на конкретную профессию, с помощью профильно-ориентированныхязыковых курсов для учащихся профессионально-технических лицеев.
Средняя школа такжедолжна создавать условия и стимулировать школьников к изучению несколькихиностранных языков с учетом потребностей как самих учащихся, так и общества вцелом.
§ 2.Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем этапе
Обеспечение стабильногофункционирования и развития системы образования, необходимого условия развитияобщества и государства, во многих странах уже давно рассматривается какприоритетный вопрос государственной политики. Реформы образования проводятсясейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнанно, что в XXI веке определяющим в конкуренциигосударств будут уровень образования нации в целом, ее способность реализоватьи развивать прогрессивные технологии.
В январе 2000 г. в России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования,предполагающая, что основным результатом деятельности образовательногоучреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, анабор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной,информационной и прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержаниеобразования должны быть обязательно иностранные языки (как широко используемыев мире европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский,норвежский, эстонский, латышский и т.д.) и информационные технологии. Поэтому,согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего образования,начиная со II класса начальной школы, вводитсяизучение английского, немецкого, французского, испанского языков и обучениеработе с компьютером.
Новый базисный учебныйплан предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. В основнойшколе (V – X классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа внеделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII классы)изучение иностранного языкам также является обязательным и предусматривает двауровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный(с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).
Таким образом,реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в областиизучения иностранных языков, что соответствует современным потребностямличности и общества.
Тот факт, что в 12-летнейшколе иностранный язык предполагается изучать со II класса, является признаком объективно существующего социальногоинтереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данногопредмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например,как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре,формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Учитывая результаты болеечем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились внашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что егопольза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематическогообучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить,что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимоот их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
· Бесспорноеположительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти,внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
· Стимулирующеевлияние на общие речевые способности ребенка.
Ранее обучениеиностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качествавладения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения восновной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьемуиностранным языкам, необходимость владения которыми становится все болееочевидной.
Неоспорима воспитательнаяи информативная ценность раннего обучения иностранному языку, котораяпроявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру черезобщение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка,учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучшеосознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культуройстран изучаемого языка.
Обновление содержанияобучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики ипроблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы ипотребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, наусиление детального характера обучения в целом.
Особое внимание приотборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниями умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны впроцессе иноязычного общения.
На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели:
· Способствоватьболее раннему приобщению младших школьников к новому для них языковомупространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологическихбарьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать удетей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой кдальнейшему его изучению;
· Сформироватьэлементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности(говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей ипотребностей младших школьников;
· Ознакомитьмладших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным,стихотворным и сказочным фольклором и с доступным детям образцами детскойхудожественной литературы на изучаемом языке;
· Приобщить детей кновому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширенияспектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных длясемейного представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействияна родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьниковправах и обычаях стран изучаемого языка;
· Формироватьнекоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном ииностранном языках, развивая интеллектуальные, речевые и познавательныеспособности учащихся.
Ранее изучениеиностранных языков представляет учащимся возможность:
· Понимать на слухречь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опоройна зрительную наглядность и языковую догадку;
· Участвовать вдиалогическом общении; вести этикетный диалог и элементарный двустороннийдиалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
· Кратковысказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомыерифмованные произведения детского фольклора;
· Овладеть техникойчтения вслух: читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты,пользуясь, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
· Писать кратноепоздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету осебе;
· Правильнопроизносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложенияиностранного языка: соблюдать интонацию основных типов предложения;
· Овладеть наиболееупотребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоитьпродуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц.Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее600 лексических единиц;
· Получитьпредставление об основных грамматических категориях изучаемого языка,распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании ииспользовать их в устном общении;
· Освоитьэлементарные сведения о стране изучаемого языка.
Цели, поставленные передпредметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель,владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающийпсихолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начинаяобучение со II класса, очень важно, чтобы процессывоспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Как известно, количествоучителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы смалышами, невелико. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению наиностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеюткоммуникативными умениями на родном языке – задача весьма нелегкая иответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана сощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности кобщению, которые создает учитель на уроке.
Успешное начало обученияиностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучениюиностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многомзависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьноговозраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учительигровые приемы, наглядность, тем прочнее усваивается материал.
Таким образом, успехпрактической реализации инновационных обучающих стратегий в начальной школе вбольшей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новымусловиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностейпреподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.
§ 3.Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступниполной средней школы в условиях модернизации содержания образования
Модернизация содержанияобразования в России на современном этапе развития общества не в последнююочередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностраннымязыкам. Как уже упоминалось ранее, несомненным достижением в этой областиявляется закрепление в проекте базисного учебного плана раннего начала изученияиностранного языка.
Другое достижение, такжеполучившее уже определенное распространение на практике, но законодательнозакрепленное только в названных вариантах базисного учебного плана, — этообязательное изучение иностранного языка на старшей ступени полной среднейшколы, которое (в нарушение непрерывности образования) было факультативным.
Старшая ступень полнойсредней школы привлекла к себе особо пристальное внимание в последние годыреформирования школы, так как стало ясным, что она плохо реализует идеюнепрерывности образования, не нацелена на профориентацию школьников, малоспособствует их самоопределению, не предусматривает рациональное распределениеучебной нагрузки старшеклассников с учетом специфики этапа обучения.
Какими же должна бытьструктура и содержание обучения в старшей школе, чтобы обеспечитькачественность и непрерывность образования?
Содержание и структураобъекта обусловлены его функциями.
Основные функции старшейступени обучения в системе общего среднего образования – в ее назначении:
· Обеспечитьзавершение школьниками общего полного среднего образования и подготовитьвыпускников школы к жизни и труду в современном постиндустриальноминформационном обществе, способствовать их социальной адаптации к условиямпостоянно меняющегося мира;
· Помочь учащимся вих самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с ихсклонностями, возможностями, способностями;
· Стимулироватьстаршеклассников к продолжению образования и создать условия для облегчения ихперехода из одного звена системы образования в другое, а также нацелить их насамообразование.
На практике же старшаяшкола ориентирует своих выпускников главным образом на поступление в ВУЗ. Приэтом она не оказывает им достаточно действенной помощи в их самоопределении, инередко выбор высшего учебного заведения осуществляется учащимися не всегдаосознанно. Поэтому крайне важно, чтобы принцип дифференцированного подхода к обучениюшкольников реализовывался на старшей ступени особенно последовательно, причемна специально созданной для этого организационной основе.
В зависимости от того,какие из указанных выше функций превалируют в старшей школе, можно выделитьнесколько типов (моделей) организации образования на старшей ступени,определить доминанты в содержании образования и наметить разные уровниподготовки выпускников по конкретным учебным предметам.
Первая модель – этообщеобразовательная полная средняя школа, реализующая главным образом первую изуказанных выше функций. Она обеспечивает общеобразовательный уровень подготовкипо иностранному языку (Уровень А), соответствующий пороговому уровню,предложенному Советом Европы для европейских школ. Этот уровень предполагает достижениефункциональной грамотности во владении иностранным языком, формированиеиноязычной коммуникативной компетенции как интерактивной цели обучения,включающей речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебнуюкомпетенции и предусматривает образование, воспитание и развитие школьниковсредствами иностранного языка.
Этот уровень может бытьдостигнут выпускниками при раннем начале изучения иностранного языка, т.е. со II класса начальной школы.
Достижение пороговогоуровня является необходимой предпосылкой для практического использованияиностранного языка в самых распространенных ситуациях межличностного имежкультурного общения с носителями этого языка. А также является обязательнымусловием для продолжения образования в ВУЗе.
Для учащихся, проявляющихповышенный интерес к иностранному языку, или, наоборот, испытывающих трудностив овладении им, школа может предоставить дополнительные образовательные услугиза счет ученического компонента базисного учебного плана.
Следовательно, даннаямодель, не будучи профильной, не исключает вместе с тем перехода отдельныхшкольников в другие типы школ/классов и не закрывает для них возможностьдальнейшего образования в ВУЗе.
Вторая модель – этопрофильная школа/классы. В ходе проводимого сейчас эксперимента посовершенствованию структуры содержания общего образования проводится изучениеособенностей профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:
· профильные классыв общеобразовательных учреждениях, реализующих несколько (один — три)определенных профилей обучения;
· группыпрофильного обучения в многопрофильных общеобразовательных учреждениях;
· профильноеобучение по индивидуальным программам в малокомплектных общеобразовательныхучреждениях.
Основой профильногообучения являются двухуровневые образовательные стандарты: стандартыпрофильного обучения (для профилирующих учебных предметов) иобщеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных предметов).
Модельобщеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступенипредусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов,которые можно назвать базовыми образовательными, профильными и элективными, всоответствии с одобренной Министерством образования РФ «Концепцией профильногообучения на старшей ступени общего образования». Каждый из курсов этих трехтипов сносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
Базовыеобщеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся. Предполагаетсяследующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история,русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсыобществоведения для естественно-математического, технологического иестествознания – для гуманитарного, социально-экономического профилей.
Профильные курсы(углубленные курсы для старшей ступени школы) определяют направленность каждогоконкретного профиля обучения. Например, в филологическом – литература, русскийи иностранный языки; в социально-экономическом – история, право, экономика идр.
Элективные курсы входят всостав профиля обучения на старшей ступени школы. Учащиеся посещают эти курсыпо выбору, и их количество должно быть достаточным, чтобы удовлетворитьпотребности учеников. реализуются элективные курсы за счет школьного компонентаучебного плана и поддерживают изучение основных профильных курсов на заданномстандартом уровне.
По назначению можновыделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы«надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьниковповышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективыдолжны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежныепредметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служитькурсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономическийпрофиль, «компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или«История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсовпоможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебныхпредметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этомупредмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может бытьориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов дляуспешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служитькурсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работев сфере обслуживания и т.д.
Вводя в школьноеобразование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об ихпрограммах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этимкурсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержанияобразования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерныхучебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективныекурсы, предусмотрены часы в 10-11-х классах на организацию учебных практик,проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду сразвитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новыхметодов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр ит.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективнымкурсам.
Предполагаемая система неограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (илинескольких профилей одновременно), а ученика – в выборе различных наборовбазовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые всовокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Вомногих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, созданияновых моделей школьного образования.
Третья модель (модель С)предполагает углубленное изучение иностранного языка на старшей ступени школы,хотя иногда оно вводится в конце средней ступени (в VII – IX классах).Углубленное изучение иностранного языка и, соответственно, страноведения илитературы страны изучаемого языка может рассматриваться как профильнаяязыковая подготовка (при наличии 5 часов в неделю).
Даже при такомотносительно краткосрочном углубленном изучении иностранного языка может бытьдостигнут уровень обученности (уровень С), превышающий пороговый уровень иприближающийся к пороговому продвинутому уровню (в терминах Совета Европы).
Эта модель соотнесена поцелям и в определенной мере по содержанию. Обучения с четвертой моделью (модельD), к которой относится так называемыеспециализированные школы с углубленным изучением иностранного языка.
Изучение иностранногоязыка в этих школах начинается с I или II классов и количество недельных часовна этот профилирующий предмет выделяется в два раза больше, чем на изучениеиностранного языка как общеобразовательного предмета. Это дает возможностьдостичь весьма высокого уровня обученности – уровня D, который может быть соотнесен с упомянутым выше продвинутымпороговым уровнем. Этот уровень предполагает более гибкое и более свободноевладение иностранным языком, использование его как средства межличностного имежкультурного общения в широком спектре ситуаций официального и неофициальноговзаимодействия с носителями языка.
Достижение этого уровняпозволяет выпускникам, с одной стороны, продолжить образование влингвистическом или ином специализированном ВУЗе, с другой — осуществлятьтрудовую деятельность сразу после окончания школы в выбранной профессиональнойсфере, предполагающей профессионально ориентированное использованиеиностранного языка, например, в качестве специалиста среднего звена:секретаря-референта (со знанием иностранного языка), гида-переводчика, работникамеждународной связи, гостиничного, ресторанного бизнеса и др.
С этим типом школ могутсоотноситься и лингвистические гимназии, где на изучение иностранного языкаотводится не менее 5 часов в неделю и где он рассматривается как профилирующийучебный предмет.
Введение спецкурсов,факультативов и прикладных профилей в школах с углубленным изучениеминостранного языка, а также в лингвистических гимназиях позволяет не тольколучше готовить выпускников к деятельности в указанных выше двух направлениях, нои расширяет диапазон подготовки выпускников по иностранному языку.
Необходимо такжеотметить, что модернизация содержания языкового образования и, соответственно,профилизация старшей школы должна быть соотнесена в введении института единыхэкзаменов.
Суть единогогосударственного экзамена состоит в замене сложившейся к настоящему временидвухэтапной системы одной процедурой, результаты которой используются и дляполучения школьного аттестата, и для поступления в учебные заведения следующегоуровня образования.
В идеале итоговойаттестации выпускников средней школы должна обеспечивать:
· единствотребований к знаниям выпускников;
· равныевозможности получения объективной оценки для всех выпускников;
· доверия кполученным ими результатам на уровне среднего и высшего профессиональногообразования;
· возможностьиспользования результатов итоговой аттестации для анализа и мониторингасостояния системы среднего образования на муниципальном, региональном ифедеральном уровнях.
Целью запланированногоэксперимента является отработка всех компонентов технологии проведения единогогосударственного экзамена, включая:
· подготовкуконтрольных измерительных материалов;
· процедурупроведения экзаменов;
· механизмыпроверки и оценки работ, перевода полученных баллов в школьные отметки;
· механизмыиспользования оценок для проведения конкурса в ВУЗах;
· процедурузачисления абитуриентов в ВУЗы.
В настоящий момент единыйэкзамен включает в себя два обязательных экзамена и не менее трех экзаменов повыбору выпускника. Экзамены сдаются всеми выпускниками данного года поодинаковым (с педагогической точки зрения) контрольным измерительнымматериалам. Предметы, по которым проводятся обязательные экзамены, и переченьпредметов, по которым выпускник может сдавать экзамены по выбору, определяются иутверждаются в начале очередного учебного года. По каждому экзамены выпускникполучает оценку в баллах (по 100-бальной шкале). Эта оценка переводится в школьнуюотметку по установленной (единой для всех) шкале перевода.
Конкурс в высших учебныхзаведениях проводится на основе баллов, набранных на сдачу ЕГЭ по предметам,входящим в перечень вступительных испытаний для данной специальности.
Особенностью единогогосударственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому,французскому, испанскому) является то, что он совмещает два экзамена –выпускной школьный и вступительных в высшее учебное заведение, различающеесясвоим назначением. Это обуславливает двоякий характер цели ЕГЭ: определениеуровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы поиностранному языку с целью итоговой аттестации и дифференциации испытуемых поуровню владения иностранным языком для отбора при поступлении в ВУЗы.
В заключении можноотметить, что изложенный выше подход к модернизации языкового образования(иностранный язык) на старшей ступени школы позволит, как отмечалось, повыситькачество подготовки выпускников по иностранному языку и таким образом добитьсяэквивалентности с зарубежной школой в уровне обученности этому предмету. Этодаст возможность выпускникам продолжить образование или трудоустроиться за рубежоми будет способствовать в определенной мере расширению международных связейнашего государства и его вхождению в мировое сообщество.