--PAGE_BREAK--Еще один вариант определения стресса – состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.2
Также встречается и такое определение стресса: Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно–эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
В целом, понимание стресса как возникающего в сложных условиях феномена психической деятельности открывает реальную возможность исследования и решения этой проблемы. Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия стресс, отягощенности его медико- биологическими и односторонними психологическими представлениями явилось то, что некоторые авторы этому понятию предпочитают другое — психическая напряженность. Необходимо сказать, что в последнее время наметилась тенденция использовать эти понятия при характеристике состояний, отличающихся друг от друга по степени выраженности. В этом случае стресс принято рассматривать как крайнюю степень психической напряженности. Следует также отметить, что понятие психическая напряженность используется некоторыми авторами для обозначения состояний, оказывающих отрицательное влияние на деятельность, в этом случае оно противопоставляется понятию напряжение.
За термином напряжение следует либо сохранить его традиционное как для психологии, так и для физиологии и медицины значение: состояние повышенного функционирования организма и личности (напряжение сил), либо, если принять его в качестве понятия, обозначающего психическое состояние, необходимо четко указать психологические различия между состояниями напряжения и напряженности.
1.3 Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса
Урегулирование и разрешение конфликтов — это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее время стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, переводная литература. Тем не менее говорить о какой-либо сложившейся системе в области урегулирования конфликтов не приходится. Напротив, анализ практики их разрешения показывает обратное. Можно выделить типичные ошибки в области урегулирования конфликтов: 1) запаздывание в принятии необходимых мер; 2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин; 3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических переговоров; 4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей.
Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.
Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общества, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения.
Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при разрешении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя: 1) анализ и выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш. Фейр называют этот процесс картографией конфликта)1; 2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; 3) реализацию принятого решения. Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.
Методы, используемые для разрешения конфликтов, различны: устранение причин; сдерживание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости отказа от деструктивного участия в конфликте. Эти методы могут быть административными, социально-психологическими или смешанными.
С точки зрения разрешенности конфликты могут быть кажущимися разрешенными; частично разрешенными; полностью разрешенными.
Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов разрешения и урегулирования конфликтов. Одно дело урегулировать военный конфликт, другое — семейный, третье межличностный.
Как правило, в зависимости от теоретического понимания конфликта предлагаются соответствующие подходы к его разрешению или урегулированию. Тем не менее можно выделить более или менее общие схемы, хотя в принципе каждый тип конфликта требует своего подхода к разрешению или урегулированию.
Наиболее предпочтительным в ликвидации конфликта является заключение договора о согласии. Достижение согласия является довольно трудной задачей, требующей помимо доброй воли достаточной степени политической, экономической, культурной подготовленности сторон. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к согласию.
В ходе разрешения конфликта анализируются:
1. Источники конфликта — его исторические, экономические, социальные, национальные, конфессиональные предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная конфронтация.
2. «Биография» конфликта, т.е. его история и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, избранные способы «борьбы», кризисы и поворотные точки в его развитии; жертвы и иные последствия конфликта.
3. Стороны конфликта — личности, группы или большие сообщества. В зависимости от фактического вычленения реальных сил и участников определяется уровень социальной сложности конфликта.
4. Позиции и отношения сторон — формальные и неформальные, общие и частные (локальные); взаимозависимости позиций разных уровней и масштабов отношений; роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу — от лидеров партий, движений, групп, вооруженных формирований до рядовых участников конфликта.
5. Отношение к конфликту — стремятся ли стороны разрешить конфликт; хотят решить его самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия? Каковы их надежды, ожидания, условия?
Согласие редко достигается без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль арбитров, уравнителей баланса интересов, миротворцев.
Процесс по урегулированию конфликтных отношений предполагает определенную подготовительную работу для того, чтобы конфликт улаживался мирными, а не насильственными способами. Первое, что надо делать в этом направлении, — погасить накал эмоциональных страстей.
В принципе все авторы, занимающиеся проблемой анализа и организацией переговоров, сходятся в одном: переговоры включают в себя подготовку, процесс их ведения, анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей1.
Процесс поиска решений предполагает прохождение ряда этапов:
-взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
— их обсуждение;
— согласование позиций и выработка договоренностей. Прежде чем стороны приступят к выработке договоренностей, им необходимо выяснить обоюдные точки зрения и обсудить их. Ученые рассматривают переговоры как процесс снятия информационной неопределенности за счет постепенного уяснения партнерами позиций друг друга. Особенно интенсивно этот процесс идет в начале переговоров, поэтому данный этап можно условно назвать исследовательским.
Следует отметить, что существует много подходов к исследованию как регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс. Мы рассмотрим лишь несколько подходов. Первый из них, представленный работами Ф. Б. Березина, основан на следующих положениях: адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере.
К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин относит механизмы противостояния тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.
Существуют и другие подходы к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний и эмоционального стресса.
Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.
Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек определит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать негативных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напряжения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взвешивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было оправиться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.
Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспитании подрастающего поколения, и от много другого.
Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Грановской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реализации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, волнение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит заблуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учиться правильно выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоционально напряженной ситуации.
Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослаблении мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение внимания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельности, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.
Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготовленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и сохранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем самым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи
Кроме перечисленных способов выхода из стрессовой ситуации следует иметь в виду, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается и безрезультатные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке. Кроме этого, в случае поражения не вредно произвести общую переоценку ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без лишней траты сил1.
Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.
Большое значение для управления стрессами на личном уровне имеет знание особенностей собственной психики. Известно, что в зависимости от личных особенностей, реакция каждого человека на стресс является весьма специфическим. В связи с этим выделяют шесть типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс: честолюбивых тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны и ориентированы на дело.
Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание самих себя.
Основными симптомами стресса являются бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение; спокойный тип — это беззаботные и спокойные люди, ориентированные на прошлое, мечтательная и неактивный. Они отличаются низкой склонностью к стрессам. Причиной стресса могут стать люди или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренным течение их жизни; добросовестный тип. К данному типу относят людей мелочных, любознательных, педантичных, догматических, стабильных, консервативных и обязательных. Они верят авторитетом и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Они имеют средний степень склонности к стрессам, но очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности; тип, который не отстаивает — это люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они угождают другим избегают межличностных конфликтов, боятся проблемных отношений друг с другом. Внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных отношений, является частой причиной стрессов; Жизнелюбивые тип. Люди, принадлежащие к этому типу, сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные, раскованные. Для них характерным является частая смена интересов.
Причинами стресса является рутинная работа и чрезмерное внутреннее напряжение; тревожный тип отличается высокой склонностью к стрессу. Люди этого типа проявляют беспокойство по поводу возможных неудач, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственная работа и резкие изменения в жизни.
По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия. К таким принципам относятся:
принцип удовлетворения;
принцип реальности;
продолжение
--PAGE_BREAK--принцип ценности;
принцип творчества.
Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.
Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.
Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.
Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.
Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение.
Современная жизнь любого человека связано с большими перегрузки, возникающие в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников. Способ противостояния этим перегрузкой известен — это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций.
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССА (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА СОРМОВСКОЙ ПРОВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ)
2.1 Содержание и методика эмпирического исследования
По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза о том, что действительно возможно преодоление проявлений стресса и конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе, то есть преодоление педагогом синдрома эмоционального выгорания.
Цель: исследование методики преодоления конфликтов и стресса в педагогическом коллективе Сормовской православной гимназии.
Предмет исследования – технология преодоления конфликтов и стрессовых ситуаций педагогов в педагогическом коллективе.
Объектом исследования является педагогический коллектив Сормовской православной гимназии.
Выборка: в исследовании приняли участие 10 человек, занимающих педагогической деятельностью в Сормовской православной гимназии в возрасте от 30 до 45 лет.
Сроки проведения исследования: февраль 2009г. – март 2009г.
На основе анализа психолого-педагогической литературы осуществлен анализ понятия «burnout»; определено, что синдром эмоционального выгорания характерен для профессиональной деятельности педагогов. Педагог (от греч. paidagogos – дитя, веду, воспитатель) – 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель, воспитатель); 2) ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики. Следовательно, «педагог», «учитель», «преподаватель» – это синонимичные понятия. Мы в своей работе будем использовать термины «педагог» и «учитель».
В результате теоретического осмысления различных подходов к интерпретации синдрома эмоционального выгорания было установлено, что в зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином «burnout». В переводе этот термин можно сопоставить с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «выгорание». Отечественными авторами использовались разные варианты перевода английского термина: «эмоциональное сгорание» (Т.С. Ященко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (Д.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998). Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова,2000) и «профессиональное выгорание» (Т.И. Ронгинская, 2002). Это обусловливает необходимость уточнения термина «выгорание» и поиск концептуальной основы, которая раскрывала бы конкретнее его сущность.
Многочисленные зарубежные исследования (Г. Селье, 1936; К. Маслач, 1976; С. Jakson, 1982; W.S. Paine, 1982, Р. Шваб, 1982; Burisch, 1994 и др.). подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Также многими авторами подчеркивается, что выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений.
Отечественными учеными (Н.А. Аминов, А.А. Баранов, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел,
А.А. Реан, А.А. Руковишников, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк) представлена попытка комплексного рассмотрения синдрома эмоционального выгорания и предложен ряд исследований этой проблемы.
В настоящее время большинством отечественных исследователей (В.В.Бойко, М.В.Борисова, В.Е.Орел и др.) синдром выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. В основном он проявляется в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс психических переживаний и поведенческих реакций, который сказывается на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром эмоционального выгорания – ответная реакция на длительные стрессы межличностного общения, возникающие на работе. Как следствие появился термин «синдром профессионального выгорания».
В контексте нашей работы рассмотрены различные классификации факторов, влияющих на развитие и формирование синдрома выгорания. В результате анализа исследований факторов нами предложена их общая классификация. Факторы сгруппированы в два больших блока1: 1) внешние (объективные: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции, операции и др.); 2) внутренние (субъективные: склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения), (В.В. Бойко, Р. Лазарус, Т.В. Форманюк) (Приложение); экзистенциональные; внутрипрофессиональные: нереализованные ожидания, неудовлетворенность самоактуализацией, отсутствие желаемых результатов, разочарование в других людях и избранном деле, обесценивание и потеря смысла собственных усилий, переживание одиночества, ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Теоретическое изучение факторов позволило определить характер взаимосвязей эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими и социально-психологическими детерминантами, дать комплексное и системное представление о синдроме, возможных причинах и закономерностях его возникновения и развития у педагогов.
Выявление симптомов рассматриваемого синдрома позволило предложить их классификацию в соответствии со сферами личности человека. В интеллектуальной сфере симптомом эмоционального выгорания является уменьшение интереса к новым идеям в работе и других областях деятельности; в личностной сфере симптомами выступают пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни; в эмоциональной сфере симптомы – недостаток эмоций, бесчувственность, слабая воля. Все три сферы взаимосвязаны между собой, сбои в одной из них ведут к возникновению проблем в других. Это еще раз доказывает утверждение о том, что синдром эмоционального выгорания – симптомокомплекс характеристик психики профессионала, отражающий его взаимодействие с внешней средой.
Рассматривать симптомы можно на четырех уровнях проявления: социальном (коммуникативная сфера), психологическом (когнитивная сфера), эмоциональном (поведенческая сфера), физиологическом (общая соматическая сфера). Так же, как и сферы, симптомы взаимосвязаны друг с другом. Если проявляется один симптом, то обязательно возникнет и другой, связанный с ним (на другом уровне проявления).
Психолого-педагогический анализ литературы даёт возможность выявить особенности индивидуально-психологических характеристик личности в их связи с выгоранием. На основании анализа можно утверждать, что эмоциональное выгорание педагогов обусловливается прежде всего индивидуально-личностными особенностями. Это подтверждает ряд исследований (Н.Е. Водопьянова, Л.И. Вассерман, Е.С. Старченкова, Т.И. Ронгинская, Л.В. Меньшикова 1981; В. Райх 1992; Е.И. Рогов 1996; М.А. Беребин, 1997; М.В. Борисова 2002и др.). Ученые считают, что личностные особенности в значительно большей степени влияют на развитие выгорания по сравнению не только с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды. Это, во-первых, наличие рассогласования в ценностно-мотивационной сфере учителя, в частности невозможность реализации в профессиональной деятельности жизненных смыслообразующих ценностей и значимых свойств личности, типов поведения и предпочтительного образа действий; во-вторых, высокий уровень нейротизма – эмоциональной неустойчивости личности как психодинамической характеристики. Данные особенности являются системными детерминантами возникновения и развития эмоционального выгорания педагогов, среди них следует отметить: неумение контролировать эмоциональное состояние; неразвитость навыков моделирования значимых для достижения цели условий, программирования своих действий; недостаточную гибкость саморегуляции.
Изучение подходов и стратегий преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания даёт анализ подходов к преодолению стрессовых ситуаций в зарубежной и отечественной литературе. Определены различные по степени эффективности стратегии преодоления стресса. В качестве путей, стратегий совладания с жизненными трудностями педагогов выявлены преобразующие стратегии и стратегии приспособления (изменение своих характеристик и отношения к ситуации), разработанные Л.И. Анцыферовой.
В процессе изучения видов психологических технологий преодоления и профилактики эмоционального выгорания представлены основные виды психотехнологий: психопрофилактика, психологическое консультирование, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно ориентированная терапия, саморегуляция. Психопрофилактика выгорания учителя строится на основе использования различных психологических технологий. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, имитационные и ролевые игры, семинары, групповые дискуссии и индивидуальные стратегии преодоления критических ситуаций.
Одним из важнейших вопросов исследования стал вопрос характеристики психолого-педагогических условий преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания, представление концепции и стратегии преодоления этого синдрома1.
Экспериментальное изучение выгорания и выявление индивидуально-психологических характеристик педагогов проходило в Сормовской православной гимназии. В исследовании приняли участие 10 педагогов (учителя начальных классов, учителя-предметники, социальные работники, психологи) в возрасте от 30 до 45 лет, со стажем от 3 до 10 лет, в основном с высшим и средним специальным образованием.
Анализ результатов исследования показал, что у 71 % педагогов сформированы или находятся в стадии формирования одна или несколько фаз синдрома эмоционального выгорания, у всех обследуемых сложились или складываются симптомы эмоционального выгорания. Фаза напряжения у 8,4% педагогов сформирована, у 20% формируется, у 71,6% не сформирована. Фаза резистенции у 26,2% обследуемых сформирована, у 40% формируется, у 33,8% не сформирована. Фаза истощения: у 5% участников исследования сформирована, у 21,7% формируется, у 71,3% не сформирована.
Стартовым механизмом развития эмоционального выгорания у педагогов выступает проявление симптомов фазы напряжения – когнитивный диссонанс, т.е. несоответствие между знаниями, представлениями субъекта о значимости его профессии, ожиданиями от нее и реальной трудовой деятельностью с ее спецификой, что сопровождается чувством дискомфорта.
В процессе развертывания выгорания механизмом выступает дистресс – резистенция (сопротивление), срабатывают различные защитные механизмы личности, вырабатываемые субъектом деятельности в ответ на хронические психотравмирующие воздействия профессиональной жизни. Во всех периодах стажа педагогов проявляется выраженность фазы резистенции, т.е. ограничение диапазона эмоций и интенсивности их включения в процесс профессионального общения.
Основными симптомами проявления эмоционального выгорания у педагогов стали неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоционально-нравственная дезориентация, переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоций. Личностные изменения можно проанализировать во всех трех фазах выгорания (рис. 1).
SHAPE \* MERGEFORMAT
Рис.1. Выраженность фаз эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем:
резистенция; истощение; напряжение
Синдром выгорания может развиваться как у педагогов с большим стажем работы, так и у молодых, только начинающих свою профессиональную деятельность независимо от специфики школ (рис. 2).
Для выяснения зависимости личностных особенностей и эмоционального выгорания был проведен анализ корреляционных связей между показателями опросника В.В. Бойко и «Комбинированного личностного опросника» Г.Е. Леевика (по критерию Пирсона). Для выяснения различий между индивидуально-психологическими характеристиками испытуемых с несформированными фазами эмоционального выгорания и испытуемых со сформированными фазами и фазами, находящимися в стадии формирования, все испытуемые были поделены на две группы.
продолжение
--PAGE_BREAK--