Реферат по предмету "Педагогика"


Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Бийский педагогический государственный университет имениВ.М.Шукшина.
Педагогический факультет
Кафедра дошкольных методик и педагогики
БЫКОВАЛЮБОВЬ ВАЛЕРЬЕВНА
Студентка3 курса ОЗО
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИКОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
Научныйруководитель:
к.псх.н.,доцент кафедры СП
ГилеваН.С.
Бийск 2007

Содержание
Введение
Глава 1. Развитиеэмоциональной сферы дошкольников как проблема психологического исследования
1.1 Эмоциональноеразвитие в работах отечественных ученых
1.2 Особенностиэмоционального развития детей дошкольного возраста
1.3 Коллективнаятворческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Глава 2.Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствамиколлективной творческой деятельности
2.1Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
2.2 Повышениеуровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствамиколлективной творческой деятельности
2.3 Анализрезультатовэксперимента
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложения

Введение
 
Многочисленныенаучные работы известных ученых и психологов, посвященные проблемеэмоционального развития работы подчеркивают, что в современной общей психологиипроблема эмоций разработана существенно меньше, чем другие области психологическогознания, это объясняется ее сложностью и принципиальном отличии психологииэмоций от других психологических проблем.
Этопобуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоций наранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастныезакономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанныхс эмоциональным развитием детей.
Однойиз самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель вдошкольном образовательном учреждении, является нарушение коммуникативныхнавыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловленочрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.
Вышесказанное дает все основания считать данную проблему актуальной.
Работупо развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этомуспособствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональнойсферы средствами коллективного творческого дела.
Деятельностьдетей дошкольного возраста характеризуется отсутствием регламентированногорезультата, что в значительной мере способствует активному проявлению фантазии,творчества. Придание деятельности коллективного творческого характера имеетпервостепенное значение для решения воспитательных задач, в том числе и дляразвития эмоциональной сферы. Деятельность на коллективных занятиях заключает всебе возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми различнымиумениями, знаниями, и позволяет каждому испытать радость успеха.
Коллективноетворческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное ипедагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельностиколлектива.
Именноэти идеи мы взяли на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе, а именноразвивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческойдеятельности.
Цель:определить эффективность развития эмоциональной сферы средствами коллективнойтворческой деятельности
Объект– эмоциональнаясфера дошкольников
Предмет– процессразвития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческойдеятельности
Гипотезапредполагается, что коллективная творческая деятельность является эффективнымсредством развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачиисследования, вытекающие из цели и гипотезы, конкретизированы следующимобразом:
1.Теоретически обосновать развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективнойтворческой деятельности.
2.Выявить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников.
3.Разработать и провести цикл занятий, направленных на повышение уровня развитияэмоциональной сферы дошкольников посредством коллективной творческой деятельности.
4.Определить эффективность проведенных занятий, направленных на повышение уровняразвития эмоциональной сферы дошкольников посредством коллективной творческойдеятельности.
Методы:
1.Анализ теоретических источников по данной проблеме.
2.Сбор эмпирических данных (наблюдение, эксперимент).
3.Количественный и качественный анализ полученных данных.

Глава1. Развитие эмоциональной сферы дошкольников как проблема психологическогоисследования
 
1.1Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственномотражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакцияорганизма на такие воздействия. Согласно определению, данному в“Психологическом словаре”- эмоции — это особый класс психических процессов исостояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих вформе непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.)значимость действующих на индивида явлении и ситуации для осуществления егожизнедеятельности”. Данное определение неполно, так как оно не отражает рядсущественных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов, аименно:
· не отражена связьэмоций с бессознательной сферой;
· их отношение кдеятельности (а не жизнедеятельности) человека;
· специфика ихвозникновения;
· закономерности ихфункционирования и др.
Эмоциирегулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общиепсихические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Эмоции,во-первых, отражают в своем качестве характер протекания различных жизненныхпроцессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозяих в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимаетсято, что связано с удовлетворением потребностей человека. Хотя эмоции есть увсех живых существ, но эмоциональная жизнь человека все же самая богатая.
Многочисленнымифизиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональноесостояние. На протяжении истории развития данной области психологических знанийне раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме стеми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков,сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
 Нигде, пожалуй,так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений,тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегдасопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервнойсистемы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д.Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способныохватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или,напротив, улучшать его деятельность.Факт тесной связи эмоций сжизненными процессами указывает на природное происхождение по крайней мере самыхпростейших эмоций. У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры,тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это так называемая лимбическая система,в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга,в непосредственной близости к его центру, управляющему основными органическимипроцессами: кровообращением, пищеварением, железами внутренней секреции. Отсюдатесная связь эмоций, как с сознанием человека, так и с состояниями егоорганизма. Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутреннихорганов. Они проявляются во внешних движениях выразительных или экспрессивных. Науниверсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великийрусский физиолог Иван Михайлович Сеченов. Одна из первых трудностей приописании эмоций заключается в том, что эмоция проявляется одновременно и вовнутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связано еще и сфизиологической активацией. Внутренние переживаниясубъективны, иединственный способ ознакомиться с ними — это спросить у субъекта, что он испытывает.Однако мы только что видели, как трудно передать словами то, что действительночувствуешь. Поведение на первый взгляд могло бы восприниматься как объективныйфакт. Но и этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазахслезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину,- от радости они,от огорчения или от негодования. Что касается физиологической активации, тотолько благодаря ей, и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервныхпроцессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию.
Эмоции тесно связаны с информацией,которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданностисобытия, к которому мы не успели подготовиться — не могли собрать всюинформацию, необходимую для адекватной реакции.
Итак, эмоция невозникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом нужныхсведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда мы заранеезамечаем пешехода или когда встреча с любимым стала обычным делом, организмууже не зачем приходить в состояние активации. Эта формула позволяет понять, чтоотрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количествоминформации, а положительные — когда информация оказывается в избытке.
Такой процесс можнонаблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали требуемую конфету.Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснениепричины, по которой конфета не была дана.
Таким образом, эмоцииимеют важнейшее значение для живых существ, так как служат средствоммобилизации организма, позволяющим преодолевать двойственные и неожиданныеситуации. Кроме того, эмоциональная реакция зависит от умственного развития.
Отечественный физиологП.В.Симонов в своей психологической информационной теории эмоций попытался вкраткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих навозникновение и характер эмоции. Согласно теории эмоций Симонова, возникновениеэмоции обусловлено дефицитом прагматической информации.
Средивопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалосьбы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бываютчувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразияэмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по«знаку» (плюс — минус) переживания — приятные — неприятные; похарактеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая илидуховная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию иличувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; постепени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т.д.
 Ноесть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иноеэмоциональное переживание словесно. Разве легко точно обозначить словом то, чтоты переживаешь, чувствуешь, прикрепить словесную этикетку к эмоции? Недаромсоздано так много различных схем для обозначения эмоциональных явлений.
Современныйамериканский исследователь эмоций К. Изард (его книга “Эмоции человека”опубликована на русском языке) считает ряд эмоций фундаментальными, а всеостальные — производными. Из соединения фундаментальных эмоций возникают,например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, котораяможет сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение. Ккомплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.
Отощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическимисубъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного илинеприятного обычно не сопровождаются.
 Настроение — этоэмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всюпсихическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон, эмоциональныйлейтмотив его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится подкаким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость,жажда деятельности или переживание покоя, состояние ожидания чего-то приятногоили беспокойство.
Аффектомназывается кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание,бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организмеи связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями,успехами и неудачами
Страстьюназываетсячрезмерно сильное, все подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальныеэмоции и желания, побуждающее человека помимо его воли к определенным действиямпо отношению к предмету страсти.
Этиэмоции с трудом управляются сознанием и мышлением человека, более того — частоподчиняют их себе, делая поведение неразумным и фактически безвольным.Предметом страсти человека может стать какой-либо другой человек, какой-тоопределенный род или вид занятий, какая-либо жизненная цель, стремлению ккоторой человек посвящает всю свою жизнь.
Стрессомназывается эмоциональное переживание, достигшее такой силы, что оно начинаетотрицательно сказываться на общем физическом состоянии, на психологических процессахи поведении.
Эмоциямимы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного инеприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенкамии сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Болеесложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть,страх, гнев.
Страхпассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-тоболее сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надоустраниться. Страх делает, осторожным и имеет защитное значение. Одним изнаиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередкооно, прежде всего, проявляется на губах. В большинстве случаев страх возникаетна основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и, смелоперегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения и т.п. доэтого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, чтоможет причинить боль. То, что называют «чувством самосохранения» лишьчастично является врожденным, главным же образом оно развивается в течениежизни на основании пережитой боли.
Выражениевеселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс — в силу телесныхорганических ощущений. Дети и молодые люди часто смеются без всякого повода,надо думать, в силу положительного тона органических ощущений, говорящих облагополучном состоянии организма.
Веселоенастроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем возбуждении(восклицания, хлопаний в ладоши и т.п.).
Общественноймнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т.д.;определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийсяуважением, приятный, неприятный и т.п., дает оценку его материальномуположению.
Каждыйсам участвует в создании своих оценок. Определение своего отношения в этомсмысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чащевозникает в качестве эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальнымипроцессами. Сюда относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувствособственного достоинства, обида и т.д.
Когдазадевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что егоунижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды.Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному«оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Обида может,конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться затаенной ипостепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманныхразнообразных действий, в том числе к мести.
Гордостьнаходит внешнее выражение в мимике и позе. Под влиянием условий существования вчеловеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни — связанные ссознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость,заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие, чувствособственного достоинства. Другие же, порождались сознанием бессилия, забитости,робости, боязливости, неуверенности в себе, чувства покорности, самоуничижения,угодничества, заискивания.
Человекстремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает такого положения, вкотором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. При лживом, корыстномсокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием.Похвала и порицание — сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своихчленов. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Развитие тщеславия, как игордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальныхусловий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенностисубъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральнымразвитием данной личности. Оно находится в связи с рядом факторов ипредставляет исторически изменчивую реакцию.
Неспособностьсамолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечиваетуспех лести. Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, чтоговорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идетна встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящийрадость, в то время как неприятная «правда глаз колет». Лестьнаходила благодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью. Успехлести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболеелегко ей поддаются.
Какойбы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интереснаяособенность: к любой положительной эмоции — эмоции, которая переживается намикак приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказатьпротивоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств иэмоций.
Эмоциональныепереживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, нопо своей силе, устойчивости. И здесь мы имеем широкий спектр, начиная от едвазаметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек.Характер и интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, поступающихиз внешней среды, и уровнем активации организма. Расшифровка сигналов зависитот умственного развития человека и от его способности интегрировать различныеэлементы поступающей информации. Именно поэтому необходимо иметь представлениеоб эмоциях, процессах их возникновения и протекания, способах регулирования своегоэмоционального состояния.
 
1.2Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Связьматери и ребенка явилась предметом пристального внимания психологовпсихоаналитического направления, которые внесли важнейший Вклад в изучениемладенчества. Они обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения совзрослым психическое развитие сильно замедляется и искажается. Общение сматерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и являетсясовершенно необходимым условием его физического выживания и психическогоразвития.
Связьс матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт иудовлетворение всех его потребностей. Уже в этот период детского развития мыможем говорить о первых эмоциональных проявлениях. Лицо новорожденногонаходится в постоянном движении, как будто он гримасничает. Среди гримасноворожденного есть такие, которые напоминают улыбку. Психологи называют такиеулыбки «физиологическими».
Примернов конце третьей недели жизни новорожденного появляется первая улыбка, котораясопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Она возникает как ответ наласковое обращение другого человека, эта улыбка не просто выражает удовольствие,а является средством налаживания отношений с окружающими людьми. Это стремлениек другому человеку является не физиологическим, а духовным свойством младенца.
Особенноярко эмоциональное развитие проявляется в так называемом «комплексе оживления».Этот термин был введен в 20-е годы Н.М. Щеловановым. комплекс оживлениявключает четыре основных компонента: замирание и зрительное сосредоточение –долгий, пристальный взгляд на взрослого; улыбку, выражающую радостные эмоцииребенка; двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек,прогибание спинки и др.; вокализация – вскрики (громкие отрывистые звуки),гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гх» и пр.), гуление (протяжные звуки,напоминающие пение птиц – «гууллиии» и пр.).
Комплексоживления складывается примерно к 2 с половиной месяцев и его интенсивностьнарастает к 4 месяцам. После он распадается на отдельные компоненты, становятсяотносительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.
Впервом полугодии младенец еще не различает положительных и отрицательныхвоздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые)ребенок отвечает яркими положительными эмоциями. В это период закладываютсянаиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них –выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Эта первичная формасамосознания проявляется в положительном эмоциональном самоощущении младенца: вярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в егообщей активности.
Одноиз важнейших новообразований этого возраста – появление привязанности кблизкому человеку. Это новообразование называют аффективно-личностными связями.
Чемстарше становятся дети, тем большие различий наблюдаются в их эмоциональныхпроявлениях. Во втором полугодии дети по-разному реагируют на эти воздействия. Например,если адресованный им укор воспринимают отрицательно (сердятся, обижаются), тонеадресованный укор встречают радостными эмоциями.
Оченьинтересны различия эмоциональных проявлений в ситуативном — личностном иситуативно-деловом общении. В ситуативно-деловом — положительные эмоциивыражены значительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот,отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положительные.
Такимобразом, у младенцев появляются не только положительные, но и отрицательныеэмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним. Эмоциональноеобщение с взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленнуюна окружающие предметы.
Важнымиусловиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимойречью в присутствие взрослого и эмоциональный контакт с ним. Познавательнаяактивность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяется егоотношениями с близкими взрослыми.
Враннем возрасте меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельностьребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого.
Мышлениеребенка, осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называютнаглядно-действенным. Познание сути природы вещей, предметов захватывает малышаи приносит ему новые эмоции – интерес, любопытство, удивление, радостьоткрытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрастепроявляются не только инее столько в успешности решения практических задач, но,прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование,настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательскойдеятельности.
Враннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка:общение с другими детьми. Исследования Л.Н. Галигузовой показали, чтоизображения живых людей, особенно сверстников, вызывали эмоциональную вовлеченностьпри рассматривании детьми этих изображений, при этом изображение сверстникавызывало больше эмоциональных проявлений и вокализаций, чем при рассматриванииизображения взрослого.
Контактысо сверстниками отличаются яркой эмоциональной окрашенностью и раскованностьюдетей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются,бегают друг за другом, прячутся, пугают и пр. сюда же входят и негативныереакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством иливмешательством сверстника, доходящее до драки. Дети с восторгом повторяют другперед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге…общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.
Такоевзаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом,переживание этой общности вызывает бурную радость.
Эмоциии аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и преимущественно проявляютсяв момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок можетотчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, истоль же быстро успокоиться, если ему предложат другой.
 Ктем годам у ребенка появляются собственные желания, резко возрастает стремлениек самостоятельности и независимости, этот период получил название кризиса трехлет. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, котороевыражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию ихдостижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличениисобственных успехов.
 Впериод кризиса возникает личностное новообразование, проявляющее себя в формегордости за достижения. Становление системы «Я», где точкой отчета являетсядостижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольномудетству.
Дошкольноедетство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняяпсихическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованиемэтого периода является возникновение произвольного поведения. Все важнейшиеновообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельностидошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Содержание ролевой игры меняется свозрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием являются предметныедействия людей, в среднем – на первый план выступают отношения между людьми, встаршем дошкольном возрасте выполнение правил, регулирующих поведение иотношения людей.
Дошкольныйвозраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность –важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажиприобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании каксовершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаютсяв этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения иповышенной эмоциональностью.
Кконцу дошкольного возраста складывается новая внеситуативно-личностная формаобщения.
Длястарших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательномувниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию.Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрастевсе большую роль начинают играть сверстники.
Именнов общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, какпритворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. первая и наиболееважная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий ичрезвычайно широком их диапазоне.
 Второеотличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в егочрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем наблюдается в 9-10 разбольше экспрессивно–мимических проявлений, выражающих самые различныеэмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, отнежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенностьконтактов дошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником.
Ещеодна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий надответными. Проявляется это в невозможности продолжить диалог, для ребенкаважнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника вбольшинстве случаем им не поддерживается. Несогласованность коммуникативныхдействий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенкуналадить контакт друг с другом, учить слышать другого.
Кстаршему дошкольному возрасту происходит дифференциация детей по положению вгруппе. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьмибыли обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Воспитатель долженсоздать такую эмоциональную атмосферу в группе, в которой каждый ребенокчувствовал бы себя комфортно. В основе популярности лежат не развитиеинтеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональноеотношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональныхпроявлениях, так и в реальной помощи другим детям.
Созданиеатмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всемпримерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка,является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональнаявовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которойможет произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональноезаражение взаимодействия.
Кстаршему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстниками ипротивопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делаетвозможными как сопереживание, так и содействие другому.
Соотношениесубъектного и объектного начала самосознания с возрастом меняется и определяетхарактер отношения к себе и другому. Преобладание объектного началасамосознания является источником некоторых проблемных форм поведения иотношения к сверстникам.
Кконцу дошкольного возраста ребенок резко меняется, потеряв непосредственность,ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему даютпроизвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего,ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Этот периодназывают кризисом семи лет, в это время впервые возникает обобщение переживанийили «логика чувств».
Систематическаяработа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этот период развитияребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать,оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строитьвзаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
 
1.3Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развитиядошкольников
коллективный творческий эмоциональный развитие дошкольник
Коллективноетворческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное ипедагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельностиколлектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждаетсясовместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами пообщей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется,готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучшихспособов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Особенностиколлективного творческого дела:
· практическаянаправленность;
· коллективнаяорганизация;
· творческийхарактер;
· детизаботятся друг о друге;
· освоем коллективе;
· обокружающих людях;
· одалеких друзьях;
· поисклучших средств этой заботы;
· всеболее четкая организация своей жизни;
· разнообразныхдел на пользу и радость;
· этосплачивает воспитателей и воспитанников.
Именноэти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическуюсторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательнойзадач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся ирешаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “походу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываютсявоспитанникам в той или иной степени — при обсуждении результатов.
Этимколлективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед,экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытаяпостановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающихи воспитательных задач.
Вотличие от коллективных дел здесь на первый план выступает на созданиевоспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненноважного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний иумений, навыков, которые должны быть переданы учащимися к учебной работе.
Силакаждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска,дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из такихдел — гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.
Изучениеи использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общихвоспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, какэти возможности раскрываются в каждом виде.
Различаютсяследующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые,познавательные, художественно-эстетические, организаторские,спортивно-оздоровительные.
Основнойотличительный признак вида — общая практическая забота, которая выступает напервый план.
Каждыйвид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видомобщественно ценного опыта.
1.Общественно-политическиеколлективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений,картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины.Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт,развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, кпрошлому и настоящему Отечества.
2.Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания обокружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источникрадостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающейжизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких,трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.
3.Познавательные коллективные творческие дела определяются спецификой ихсущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, напервый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни,которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательнойдеятельности, различным ее средствам, к учению.
4.Художественно-эстетическиеколлективные творческие делаимеют особые воспитательные возможности.Главная из них — развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народовдругих стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе какмладшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающиймир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развиватьу воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интереск различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическуювосприимчивость и отзывчивость, благородство души.
5.Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая извоспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческогодела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения кспортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себекак здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительныеколлективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности,красоте физической культуре.
6.Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, какорганизация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор,разведка дел и многое другое.
 Следуетпомнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим,только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ееучастников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.
Воспитательныевозможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чеморганичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствамивоспитательной работы и воспитательными мероприятиями.
Формыколлективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего,характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. Ввоспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передаетим готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельностиотносятколлективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП),сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Успешноеиспользование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательныхвозможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий.
Первоеусловие — всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей ивоспитанников.
Второеусловие — всемерное развитие отношений творческого развития междувоспитанниками старших и младших поколений.
Третьеусловие — всемерное развитие отношений творческого содружества между самимивоспитателями.
Совместнаяпрактическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела,также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы,творческому развитию.
Участвуяв дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательныеинтересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность,общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляетсяэмоциональное развитие.
Осуществлениесистемы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.
Впервоначальный период работы с детьми педагог вместе с другими воспитателямипредлагает своим воспитанникам коллективные творческие дела. Для него онивыступают ведущим средством воспитания, но самими воспитанниками это неосознается. Первой ступенью является познание и выбор дошкольникамиразнообразных коллективных творческих дел, каждое из которых по-своемуинтересно и полезно. Отсюда, и своеобразный тип использования коллективноготворческого дела на этом этапе становления воспитательного коллектива по сутисвоей — ситуативный.
Большуюроль играют при выборе источника коллективного творческого дела конкретныеобстоятельства, в которых начинается очередной период жизни данного коллектива,включая природные условия, которые определяют многообразие и неповторимостьколлективного творческого дела.
Постепенноенакопление опыта позволяет воспитателю и воспитанникам перейти к другому уровнюколлективного творческого дела, который можно назватьизбирательно-систематическим.
Длянего характерно последовательное использование одних и тех же коллективноготворческого дела, повторяемых в новых условиях и новых вариантах. На этомуровне осуществления системы коллективных творческих дел их воспитательныевозможности реализуются с большей глубиной, ибо непосредственным источникомвыбора “ведущего” коллективного творческого дела, его планирования, подготовки,проведения и оценки становится теперь развивающаяся потребность дошкольников впознании и осуществлении того, что нужно и интересно окружающим людям.
Опытуглубленной по содержанию и избирательной по форме общей творческойжизненно-практической заботы, накопленной на этом уровне развитиявоспитательного коллектива, позволяет перейти к наиболее сложному уровнюколлективного творческого дела — развернуто-систематическому.
Длянего характерно целенаправленное развитие у школьников гражданского отношения кокружающей жизни и к самим себе средствами многообразной (как на первомуровне), но уже систематической (как на втором уровне) общей творческойжизненно-практической заботы воспитанников и их старших товарищей — воспитателей.
Вреальном воспитательном процессе тип использования коллективного творческогодела зависит от особенностей становления и развития воспитательного коллектива.
Необходимоподчеркнуть, что, уровни и динамика использования системы коллективноготворческого дела являются — по их сути — общими для комплексной организации,осуществления воспитательной работы в любом коллективе.
Главнойметодической особенностью коллективного творческого дела является субъектнаяпозиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различныхсфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Оцениваниерезультатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы;выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.
Наиболеераспространенными являются коллективные творческие дела, организация которыхпредусматривает шесть этапов.
Первыйэтап — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают местопредстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе,планируемой на новый период с данным коллективом. Определяют конкретныевоспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут бытьпредложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов,намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечьперспективой, определяют возможности активизации деятельности каждогоучастника.
Второйэтап — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответына поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговорусловно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Онсоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы,предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи наразмышление”. Завершает поиск выбором совета дела.
Третийэтап — Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет,конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела,затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника.Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабовключаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что всамом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу,так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика рольвзрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействияс ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детейк целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществленииобщего замысла. В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполненияработы, дает совет по использованию источников для поиска.
Четвертыйэтап — проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки.На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, сучетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно боятьсяотклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективноготворческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует такжебояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметнодля всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей,регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Пятыйэтап — коллективное подведение итогов коллективного творческого дела.Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам коллективноготворческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаютсяположительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективноготворческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенномколлективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать урокина будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи — вопросы.
Шестойэтап — ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборев анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениямипереживаниями.
 Какпедагогическая технология коллективная творческая деятельность или ее отдельныеэлементы могут быть использованы педагогами дошкольного образовательногоучреждения при проведении различных форм воспитательной работы.
Сучетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнееиспользовать упрощенную технологию проведения (в старших группах), а внекоторых случаях только элементы коллективной творческой деятельности (вмладших группах), используется своеобразный тип коллективного творческого дела — ситуативный.
 Вдошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формыколлективной творческой деятельности чередование традиционных поручений,сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Воспитательныевозможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже,когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы ивоспитательными мероприятиями.
Дошкольникиеще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу другдругу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию вобщей творческом деле, овладеть навыками коллективной деятельности насобственном опыте.
Совместноеучастие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться кстаршим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронитьуровень своего достоинства перед младшими стремятся быть знающими, умелыми,дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших.В старшей группе во второй половине учебного года воспитатель может переходитьк заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединеннымив одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, детиприобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческойдеятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно. Дошкольники,как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под ихруководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения,приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела,для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение,помогает сгладить неудавшиеся моменты.
Совместнаяпрактическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела,способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческомуразвитию.
Приэтом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общуюработу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегосячастью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним вниманиекак к участникам общего дела.
Объединяядетей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитыватьуровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности,характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.
Осознаниеребенком своей позиции равноправного участника и значимости своих действий длявклада в общий итог деятельности группы позволяет ему в реальных ситуацияхубеждаться, что успех дела зависит от слаженности в работе всех участников.
Значительноевлияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессекоторого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает опримерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйтииз спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оцениваетпредложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следуетвыражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаиватьсвое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела
Немаловажноезначение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, котораяобеспечивается доброжелательным общением педагога с детьми, его умениемподдерживать их активность, удивляться их «открытиям».
Обеспечениеколлективного творческого характера дела на занятиях достигается путемобъединения детей общими эмоциональными переживаниями, также при подведенииитогов, радость от полученных результатов. Обеспечивая, таким образом, развитиеэмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Развитиеэмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах:
· вформе выразительных движений;
· вформе эмоциональных действий;
· вформе высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
· вформе определенного отношения к окружающему.
Именнона развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферыдетей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу поразвитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствуеторганизация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферысредствами коллективного творческого дела.
Деятельностьна занятиях по развитию эмоциональной сферы с использованием средствколлективного творческого дела заключает в себе широкие возможности дляобъединения дошкольников, обладающих самыми разными умениями, знаниями,навыками и позволяет каждому испытать радость успеха.
Переживаниеобщей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательныхвзаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительноевлияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольниковумения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам иэмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.
Приэтом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как разспособствовали бы проявлению эмоционального сопереживания. После выполнениясовместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как ониработали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значениедружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого,адекватно выражать и регулировать свое.
Вколлективной творческой деятельности легко и незаметно формируется умениявзаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальнойдействительности.
 Вколлективном творческом деле, организованном с целью эмоционального развитиярезультатом является мысль, идея, переживание, эмоция, чувство
Такимобразом, исходя из положений теоретического исследования проблемы развитияэмоциональной сферы, можно сделать следующие выводы.
Характери интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, поступающих извнешней среды. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека иот его способности интегрировать различные элементы поступающей информации.Именно поэтому необходимо иметь представление об эмоциях, процессах ихвозникновения и протекания, способах регулирования своего эмоциональногосостояния.
 Систематическаяработа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в период развития ребенка,поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать ирегулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения сосверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
Вколлективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умениявзаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.

Глава2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствамиколлективной творческой деятельности
 
Экспериментальная работа проводилась набазе МДОУ «Спутник» п. Мирный, Зонального района, с 1.09.2006г. по 1.02.2007г.В эксперименте принимало участие 16 детей в возрасте от 5 до 6 лет, которые былиусловно разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
 
2.1Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
 
Цель: Определитьуровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать методику для диагностикиэмоциональной сферы дошкольников.
2. Определить исходный уровень развитияэмоциональной сферы старших дошкольников и сделать выводы об уровне развитияэмоциональной сферы старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели и задачиспользовалась методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. «Изучениепонимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», помогающаявыяснить, какие эмоциональные состояния дети правильно воспринимают, понимаютэмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя. Описаниеметодики и протоколы исследования в приложении 1.
Критерии уровня развития эмоциональнойсферы:
высокий уровень – ответы полные иправильные, адекватные поставленным вопросам; средний уровень – ответынеполные, фрагментарные; низкий уровень – отказ от ответа или неправильныйответ.
Полученныерезультаты представлены в таблице 1, и отражены в гистограмме 1.
Таблица 1
Уровниразвития эмоциональной сферы Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей Процентное соотношение к общему числу детей Количество детей Процентное соотношение к общему числу детей Высокий 0% 0% Средний 5 62,5% 6 75% Низкий 3 37,5% 2 25% /> /> /> /> /> /> />
Результатыисследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах высокий уровеньразвития эмоциональной сферы дети не показали, он составил 0%. Так как никто издетей экспериментальной и контрольной групп не смог указать точное эмоциональноесостояние и понять эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестовна всех демонстрируемых картинках.
Среднийуровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе – 75,0% (пять детей),в экспериментальной группе – 62,5% (шесть детей). Это на 13,5% меньше, чем вконтрольной группе.
Низкийуровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе у трёх детей – у двухдетей – 25%, в экспериментальной группе 37,5%, что на 12,5% уровень развитияэмоциональной сферы выше, чем в контрольной группе.

/>
Гистограмма1. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников.
 Такимобразом, было установлено, что уровень развития эмоциональной сферы у детейэкспериментальной группы недостаточное, знания об эмоциях неполные, посколькудети знают только названия некоторых видов эмоций, но ничего не знают обособенностях проявления тех или иных эмоциональных состояний, зачастую не могутопределить эмоциональное состояние другого человека, переданное с помощью позыи жестов
Этодает основание для работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.

2.2Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствамиколлективной творческой деятельности
Цель:повыситьуровень развития эмоциональной сферы дошкольниковсредствамиколлективной творческой деятельности.
Задачи:
1.Разработать цикл занятий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
2.Провести цикл занятий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников сиспользованием средств коллективной творческой деятельности.
Количествозанятий 15 (приложение 2). Характер проведения занятий – эмоционально-игровой,с учетом тематики по каждому виду эмоций и эмоциональному состоянию.Использовался принцип постепенного усложнения материала, использовались индивидуальныеи групповые формы работы. Особый акцент был сделан на использование средствколлективной творческой деятельности.
Занятие1. Цель: знакомство детей с основными правилами, целями,задачами; развивать умение слушать, память; воспитывать чувство единения сгруппой сверстников.
Напервом занятии, дети были ознакомлены с основными правилами поведения,объяснение правил происходило посредством игрушки (куклы), созданиеположительной эмоциональной атмосферы осуществлялось путем передачи мягкогосердечка и называнием своего имени, это позволило наладить контакт с каждымребенком и познакомиться педагогу с детьми. Данное занятие прошло на высокомэмоциональном подъеме, помогло детям снять напряжение расслабиться и вызвалоинтерес к таким занятиям.
Занятие 2. Цель: ознакомление детей сэмоциями, снятие психомышечного напряжения; развитие умения правильновыражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительностижестов; воспитывать умение сопереживать героям литературных произведений.
Наданном занятии происходило непосредственное знакомство с эмоциями,особенностями их проявления в мимике и пантомимике, дети учились понимать каксвое эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние других детей ивзрослых.
Занятие3. Цель: снятие психомышечногонапряжения, продолжать знакомство с эмоциями; развитие умения правильновыражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительностижестов; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Дети учились выражать словами настроение,которое у них было на данный момент. Им очень понравилось высказываться о своемэмоциональном состоянии, при этом обогащался словарный запас детей, развиваласьсвязная речь, они учились описывать то, что чувствуют.
Занятие4. Цель: знакомство с эмоцией радости снятие психомышечного напряжения; развитиеумения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики;воспитывать желание дарить радость другим. На занятии в совместной творческойдеятельности они учились взаимодействовать друг с другом, внимательноотноситься к чувствам и желаниям другого ребенка. Нарисованные на данномзанятии, рисунки, показали, что дети научились узнавать эмоцию радости ивыражать ее в рисунке.
Занятие 5. Цель: продолжать знакомить сэмоциями; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человекаи умения адекватно выражать свое; воспитывать умение действовать в коллективе.
Нанем шло более углубленное изучение и закрепление, знаний и умений полученных напредыдущих занятиях.
 Занятие6. Цель: познакомить с новой эмоцией — страхом, учить распознавать, изображатьи отреагировать имеющиеся страхи; развивать эмоциональную сферу; воспитыватьчувство сопереживания.
Наэтом занятии не только изучались эмоциональные проявления, также велась работапо обучению детей преодолевать негативные эмоциональные проявления, страха, ониучились преодолевать данное состояние, понимать и находить его причины всовместной деятельности «Воспитай свой страх», «В лесу».
Занятие7. Цель: закрепление знаний об изученных ранее эмоциях; развиватьспособностиадекватно выражать свои эмоции; воспитывать чувство эмпатии; повышениесамооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; созданиеположительного эмоционального фона.
 Назанятии велась углубленная работа по данной тематике, дети научились не толькоузнавать эмоцию страха и описывать ее проявления, а также регулировать свое состояниеи помогать преодолевать страх другому ребенку.
Занятие8. Цель: углублять знания об эмоции страха; развивать способности самоконтроля;воспитывать внимательность к эмоциональному состоянию другого.
Назанятии по ознакомлению с эмоцией гнева, дети учились передавать заданноеэмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Училисьвербально и невербально выражать его, узнавать в мимике и пантомимике другихдетей, на картинках.
Занятие 9. Цель: познакомить с эмоциейгнева, учить различать эмоцию по схематическому изображению продолжать учитьсяпередавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительныесредства, снятие психомышечного напряжения; развивать способность понимать своичувства и чувства других людей и рассказывать о них; воспитывать уважение к чувствамдругих.
Занятие10.Цель: продолжать учить детей распознавать у себя и у другихэмоцию гнева; продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние,используя различные выразительные средства; обучать приемам регуляции исаморегуляции; развивать эмоциональную сферу; воспитывать интерес к чувствамдругого.
 Послепроведения занятий 9 и 10 дети научились узнавать, описывать вербально эмоциюгнева, получили представления о способах саморегуляции своего поведения всостоянии гнева.
Приорганизации коллективной творческой деятельности «Коллективное рисование гнева»дети учились согласовывать свои действия с другими членами коллектива, онистали более отзывчивы и доброжелательны друг к другу.
Занятие11. Цель: познакомить с эмоцией грусти, обучать приемам саморегуляции; развиватьспособность выражать эмоции вербально и не вербально; продолжать формироватьумение понимать эмоции других людей.
Знакомствос эмоцией грусти проходило в форме путешествия, что позволило детям увидетьразличные стороны проявления данной эмоции, каждой станции соответствовало своеособенное состояние грусти, эти особенности были раскрыты в образах «Грустинки»и «Обидки», дети помогали героям преодолеть это эмоциональное состояние и всевместе искали выход из трудной ситуации.
Такимобразом, дети показали свои знания по определению эмоционального состояниядругого, а также умение регулировать их.
Занятие 12. Цель: учить приемамрегуляциии саморегуляции, снятие психического напряжения; продолжатьформировать умение понимать эмоции других людей, развивать умение выражатьэмоции вербально и невербально; воспитывать внимательное отношение кэмоциональному состоянию других.
Занятие проходило в форме путешествия, впроцессе которого происходило закрепление полученных знаний.
Занятие 13. Цель: познакомить детей сэмоцией удивления, продолжать учить определять эмоциональное состояние другихлюдей; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, тренироватьумение владеть своими эмоциями; воспитывать интерес к данным занятиям.
На данном занятии дети не только познакомилисьс эмоцией удивления, а также учились выражать эмоции вербально и невербально.Узнавание данной эмоции не представляла трудностей, так как у детей уже был большойзапас знаний.
Занятие 14. Цель:закрепление знаний детей об эмоциях; развивать умения определять эмоциональноесостояние других, умения владеть своими эмоциями; воспитывать чувствотоварищества.
 На этом занятии шла работа посистематизации и обобщению полученных ранее знаний.
Занятие 15.Цель: закрепить знания об эмоциях; развивать и углублять способность чувствоватьнастроение в музыке, развивать рефлексию; воспитывать интерес к произведениямлитературы, искусству.
 Итоговоезанятие «Буратино» позволило увидеть эффективность проводимой работы вэкспериментальной группе, дети с легкостью определяли эмоциональное состояние,выраженное в мимике, пантомимике другого человека, могли дать обоснованиевыбранному способу регуляции данного эмоционального состояния, научилисьсогласовывать свои действия в коллективной работе.
 
2.3Анализ результатов эксперимента
 
Цель: Определитьдинамику уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести повторную диагностику уровняразвития эмоциональной сферы старших дошкольников;
2. Сделать сравнительный анализрезультатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
Наданном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапеэксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 2 и в гистограмме2 (приложение 1).
Таблица2.
Результаты уровня развития эмоциональнойсферы дошкольниковУровни Экспериментальная группа Контрольная группа Количество детей Процентное соотношение к общему числу детей Количество детей Процентное соотношение к общему числу детей Высокий 2 25% 0% Средний 5 62,5% 7 87,5 % Низкий 1 12,5% 1 12,5% /> /> /> /> /> /> />
Результатыисследованияуровня развития эмоциональной сферы средствами коллективнойтворческой деятельности показали, что в экспериментальной группе высокийуровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективнойтворческой деятельности имеют двое детей (25%), а в контрольной группе детей свысоким уровнем нет – 0%.
Среднийуровень в экспериментальной группе у пятерых детей (62,5 %), в контрольнойгруппе – у семерых детей (87,5 %).
Низкийуровень у детей в экспериментальной группе один (12,5%), и в контрольной группе– у одного ребенка (12,5%).

/>
Гистограмма2. Результаты уровня развития эмоциональной сферы дошкольников
Вэкспериментальной группе общий уровень развития эмоциональной сферы дошкольниковсредствами коллективной творческой деятельности у детей стал выше, чем вконтрольной группе.
Такимобразом, было установлено, что дети в экспериментальной группе более высокиепоказатели уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективнойтворческой деятельности.
Этомуспособствовала серьезная работа, проведенная с детьми, состоящая из сериизанятий с использованием средств коллективной творческой деятельности. Длясравнения динамики результатов контрольного и констатирующего экспериментапредставлены в гистограмме 3.
/>
Гистограмма3. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников
Такимобразом, результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что вэкспериментальной группе высокий уровень развития эмоциональной сферыдошкольников средствами коллективной творческой деятельности детей повысился на25% и составил двое детей (25%).
Среднийуровень – остался без изменений в количественном отношении, за счет повышениякачественного уровня отдельных детей и составил 5 детей (62,5%), низкий уровеньуменьшился на 25%, и составил одного ребенка (12,5%).
Вконтрольной группе уровень развития эмоциональной сферы дошкольников претерпелнезначительные изменения.
Высокийуровень – 0%, средний уровень увеличился на 12,5%, и составил 87,5%, семьдетей.
Низкийуровень уменьшился на 12,5%, один ребенок (12,5%).
Этопозволяет сделать вывод о том, что высокий результат уровня развитияэмоциональной сферы был достигнут при организации целенаправленной работы наформирующем этапе в экспериментальной группе, апробированию серии занятий, вкоторых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации развитияэмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.
Послепроведения цикла занятий направленных на эмоциональное развитие старшихдошкольников, диагностирование на контрольном этапе показало более высокиерезультаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
Вконтрольной группе результат уровня развития эмоциональной сферы дошкольниковсредствами коллективной творческой деятельности знаний изменился незначительно,так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась.Следовательно, коллективная творческая деятельность является эффективнымсредством развития эмоциональной сферы дошкольников.

Заключение
 
Наоснове анализа теоретических источников, мы пришли к выводу, чтоэмоции имеют важнейшее значение для живых существ. Человек знакомый сбогатством и разнообразием эмоций, способен правильно оценить окружающуюобстановку, управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоциональноесостояние другого человека.
Эмоциональностькак свойство личности проявляется в детстве, которое является периодом егоинтенсивного развития.
Дошкольныйвозраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастомпервоначального становления личности ребенка. Именно поэтому формированиеэмоциональной сферы необходимо начинать с детства.Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрастевсе большую роль начинают играть сверстники.
Отличиеобщения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркойэмоциональной насыщенности. В среднем наблюдается в 9-10 раз большеэкспрессивно–мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональныесостояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности исочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактовдошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником. Несогласованностькоммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.
Задачапедагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этотпериод развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениямираспознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого,строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
Совместнаяпрактическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела,также способствует развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.Характерной чертой коллективного творческого дела является особая эмоциональнаяатмосфера радости общего познания, новых совместных достижений, что уже само посебе объединяет детей.
Какпоказали экспериментальные исследования при помощи системы занятий, сиспользованием средств КТД успешно развиваются те показатели уровня развитияэмоциональной сферы, которые оказались недостаточно развитыми.
Следовательно,коллективная творческая деятельность является эффективным средством развитияэмоциональной сферы дошкольников.
Такимобразом, цель исследования достигнута, а его гипотеза подтверждена.

Списокиспользованной литературы
1. АнтоноваТ. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольноевоспитание.- 1975.- №10.- С. 17.
2. АрушановаА. Организация диалогического общения со сверстниками.// Дошкольное воспитание.- 2001.- №5.- С.51-53.
3. БреславГ.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма иотклонения. М., Педагогика. 1990
4. ВилюнасВ. К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ. 1976
5. ВежновецИ. Программа «развитие эмоциональной сферы» \\ Школьный психолог.- 2005.- №17.-С. 28-32.
6. ВыготскийЛ.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
7. ЕжковаН. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности \\ Дошкольноевоспитание. -2003. — №1.- С. 20-21.
8. ИзардК. Е. Эмоции человека. М., 1980
9. Иванов И.П. Энциклопедияколлективных творческих дел. М, Издательский Дом магистр – Пресс, 1999
10. Иванов Г.И.Формула творчества, или Как научиться изобретать.М., Просвещение, 1994
11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992
12. Коротова В.М. Методикаорганизации воспитания коллектива. М., Просвещение, 1990
13. Краткийпсихологический словарь / сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского, М.,1955
14. КоломенскийЯ.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986.- №1.-С. 24-25.
15. КоломинскийЯ.Л., Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.Минск, 1997
16. ЛаврентьеваТ.В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации кпрактической деятельности /под ред. Т.В.Лаврентьевой. М., Новая школа, 1996
17. НикифороваЛ. Вкус радости, звук страха. // Дошкольное воспитание. – 2004.- №5.- С.77-80.
18. РоговЕ. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.М., ВЛАДОС, 1996
19. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. – М., 2001.
20. СисякинаИ., Усатова О., Чеснокова В. Учитесь властвовать собой. // Дошкольноевоспитание. – 1998.- №4.- С. 14-17.
21. СтепановаГ. Эмоциональное состояние ребенка – дошкольника и их педагогическое оценка вусловиях детского сада \\ Дошкольное воспитание. – 1998. — №5.-С.32-34.
22. СтожароваМ. Психологическое здоровье старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. –2005.-№5.-С.19-21.
23.  УрунтаеваГ.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., Академия, 2005
24. ХомскаяЕ.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., изд-во МГУ,1992
25. ЧернецкаяЛ.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов–на–Дону., Феникс,2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Город Анапа
Реферат Расчет экономической эффективности внедрения нового типа самолета
Реферат Особливості структури та семантики утворення назв чоловіка в англійському слензі
Реферат Информационные системы управления муниципальной недвижимостью
Реферат Принципы промышленной первичной переработки нефти
Реферат Классификация показателей в экономическом анализе
Реферат Организационно-экономическая характеристика ОАО "Горынский агрокомбинат"
Реферат Жизнь и научная деятельность американского математика и физика Яноша фон Неймана
Реферат Разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции и услуг кафе Рантье
Реферат Milton Lomask Aaron Burr The Essay Research
Реферат Концепция разделения властей
Реферат Тис
Реферат Чад-типичная страна третьего мира
Реферат Моделі та методи розразунку внутрішніх течій з урахуванням анізотро
Реферат Можно ли прогнозировать устойчивость подземных выработок не спускаясь в шахту