Реферат по предмету "Педагогика"


Организация работы с родителями в образовательном учреждении

Муниципальное ОбщеобразовательноеУчреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Абакана.
 
Опыт организации работы с родителями
в образовательном учреждении
 
Абышева Наталья Владимировна,
заместитель директора по
воспитательной работе
квалификационной категории
МОУ «СОШ № 11» г. Абакана
Республики Хакасия.
Абакан, 2008

Пояснительнаязаписка
Успешностьвоспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения междупедагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних итех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя иродители станут союзниками.
Семья по праву считаетсяглавным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь онрождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического идуховного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающеммире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности,изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большаячасть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е.начинается процесс воспитания.
Семья со школой создаеттот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяетуспешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса
Современная семьяразвивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи,разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению иповышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаютсяпроцессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего,падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, апорой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранениямногих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Следовательно, в сложныхсовременных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощьсо стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активноевключение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговуюдеятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Практическая работапедагогов с родителями детей в нашей школе реализуется через коллективные ииндивидуальные формы взаимодействия:
— психолого-педагогическоепросвещение;
— родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления еевозможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечныхрезультатов их совместной деятельности);
— родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогическойпозиции родителей);
— родительское сотворчество.

Основные направлениясотрудничества семьи и школы
1.        Единствотребований к учащимся.
2.        Согласованностьдействий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонамипсихологических особенностей ребенка).
3.        Взаимодополнениевлияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы,средств массовой информации).
4.        Преодолениенедостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особотрудных условиях, психологическая коррекция).
5.        Совместная работапо закреплению и развитию успехов ребенка.
6.        Повышениепедагогической культуры родителей.
7.        Различные формысотрудничества с родителями.
 
Функции и задачивзаимодействия семьи и школы
Функции взаимодействиясемьи и школы:
1.       Информационная.
2.       Воспитательно –развивающая.
3.       Формирующая.
4.       Охранно –оздоровительная.
5.       Контролирующая.
6.       Бытовая.
Задачи взаимодействиясемьи и школы:
1.        Воспитаниегармонически развитой творческой личности учащихся.
2.        Формированиеактивной жизненной позиции родителей и учащихся.
3.        Привитие навыковздорового образа жизни.
4.        Развитиеинтересов, склонностей, способностей учащихся.
5.        Подготовкаребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Формы и методыработы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях
Включение семьи вдеятельность воспитательной системы школы основано на:
— гуманистическом стилеобщения и взаимодействия;
— уважительном отношениисемьи и школы к ребенку и друг другу;
— систематическомповышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
— умении конструктивноподходить к разрешению конфликтов.
Прежде чем начать работус семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы:
Методы изучениясемей
1.        Наблюдение.
2.        Подключенноенаблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)
3.        Индивидуальныебеседы.
4.        Тестирование.
5.        Анкетирование.
6.        Диагностика.
7.        Деловые игры.
8.        Анализ детскихрассказов и рисунков о семье.
После чего классныйруководитель заполняет социальный паспорт семьи. (смотри приложение № 3).
Чтобы работа с родителямидавала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.
В нашей школе наиболеераспространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика ихможет быть различна и определяется самими участниками:

Формы работы сродителями
1.        Встречи за«круглым столом».
2.        Родительскиесобрания.
3.        Индивидуальныевстречи «разговор по душам».
4.        Встречи с директоромшколы.
5.        Психолого-педагогическиеконсультации (на базе Кабинета профилактики).
6.        День открытыхдверей.
7.        Конференцииотцов.
8.        Психологическиетренинги (на базе Кабинета профилактики).
9.        Родительскийлекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные,мелообеспеченные, родители опекаемых детей).
10.     Школа молодыхродителей.
11.     Письменныйтелефон доверия.
12.     Совместныепраздники.
13.     Семейныеконкурсы.
14.     Посещение семьи.
При работе с родителями внашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классномуруководителю составить конкретный план работы с семьей.
 
Дифференцированныйподход в работе с родителями
Дифференцированный подходстроится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможностииспользования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
Выделяют следующиетипы семей:
1 тип: Семьи с высоким уровнемнравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получаютвозможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагогаздесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные сособенностями воспитания, не исключаются.
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальнымиотношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленностьв воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связис чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требуетвнимания педагога.
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условияхродителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни окаком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активноепедагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерятьрастущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, вкоторых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности,эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошоусваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа стакими семьями особенно трудна.
5 тип: Неблагополучные семьи, для которыххарактерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуютпостоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активноговмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Работа с родителями внашей школе строится согласно целевой программе «Семья», которая быларазработана творческой группой учителей школы и утверждена на педагогическомсовете.

Программа «Семья»
ЦЕЛЬ: Взаимодействие с семьей в целяхвсестороннего развития ивоспитания здоровой личности.
ЗАДАЧИ: 1. Привлечение родителей к делам ипроблемам школы.
2. Оказание семьеразнообразной специальной помощи.
3. Повышениепедагогической культуры родителей.
4. Профилактиканегативного семейного воспитания.Направления в работе. Содержание Срок. Ответственные. 1. Школа будущего первоклассника
1. Организационное родительское собрание.
2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда.
3. Подготовительные занятия.
Август.
По необходимости.
Один раз в неделю.
Зам. директора по нач. классам
Администрация
Учитель 1го класса. 2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.
1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:
— Правовой месячник.
— Всероссийский день матери.
— Новогодние утренники.
— За здоровый образ жизни.
— Защитники Отечества.
— Международный день семьи.
2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.
3. Привлечение к ремонту школы.
4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий.
5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.
По плану.
Ноябрь.
Декабрь.
Март.
Февраль.
Май.
В течение год.
Март.
В течение года
Май.
Администрация
Классные руководители.
Классные руководители.
Классные руководители.
Родительский комитет.
Администрация 3. Оказание различной помощи семье.
1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.
2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.
3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты.
4. Организация психологической помощи.
5. Работа кабинета профилактики.
6. Оказание помощи опекаемым учащимся.
1 раз в две недели.
По возможности
По необходимости
По необходимости
В течение года
В течение года
Классный руководитель.
Администрация ГУО.
Социальный педагог.
Психолог.
Зам. директора по В.Р.
Социальный педагог. 4. Повышение педагогической культуры родителей.
1. Классные тематические родительские собрания.
2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов.
3. Информационно – иллюстративные стенды.
4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.
5. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей.
1 раз в четверть.
1 раз в полугодие.
1 раз в четверть.
По возможности.
По возможности.
Классный руководитель.
Администрация
Зам. директора по В.Р.
Администрация, специалисты других учреждений. 5. Профилактика негативного семейного воспитания.
1. Индивидуальные встречи, беседы.
2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.
3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты.
4. Вызов на совет профилактики, КДН.
5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.
6. Собеседования по организации летнего отдыха.
В течение года
В течение год.
По необходимости
По необходимости
По необходимости
Май.
Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ОДН
Администрация, социальный педагог.
Социальный педагог.
Администрация, социальный педагог.
Социальный педагог.
Свою работу с родителямиклассные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.

Методикаконтактного взаимодействия учителя с родителями
1.        Поиск контактов(процесс первого общения).
2.        Поиск общей темы(анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3.        Установление общихтребований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4.        Упрочнениесотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможныхвариантов отношений учителя с родителями.).
5.        Реализацияиндивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных навоспитание и перевоспитание ребенка)
6.        Совершенствованиепедагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя,направленной на коррекцию поведения школьников).
Наиболее распространеннойформой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание – это важный педагогический институтв руках учителя.
Вот несколькопрактических советов по подготовке родительского собрания:
 
Структураподготовки родительского собрания
1.        Определение цели.
2.        Изучениенаучно-методической литературы.
3.        Проведениемикроисследований.
4.        Определение вида,формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
5.        Придумать формуприглашения родителей.
6.        Разработкарешения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола(смотри приложение).
7.        Оборудование иоформление помещения для собрания.
8.        Собрание условноделится на три части:
— вступительная;
— основная;
— заключительная.
 
Памятка классномуруководителю по проведению родительского собрания
1.        Если вы тольковзяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного осебе.
2.        Сообщитеродителям режим работы школы, день классного часа.
3.        Расскажите о том,какие кружки, секции, факультативы работают в школе.
4.        Начинать своевыступление перед родителями надо с положительного.
5.        Если вы проводитедиагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
6.        Интонациясобрания: «советуемся, размышляем вместе»
7.        Тактичность.
8.        Построениедоверительных отношений с родителями учеников.
9.        Главныепоказатели эффективности родительского собрания – это активное участиеродителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
 
Примерная тематикатрадиционных родительских собраний
1 класс.
1. Трудности адаптациипервоклассников к школе.
2. Особенностимыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.
3. Эмоциональный мирребенка. Его значение и пути развития.
4. Как воспитать уребенка любовь к чтению.
5. О детской дружбе.
2 класс.
1. Физическое развитиемладшего школьника в школе и дома.
2. Агрессивные дети.Причины и последствия детской агрессии.
3. Наказание и поощрениев семье.
4. Первые шагисамовоспитания.
5. Предупреждениеэгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.
3 класс.
1. Значение общения вразвитии личностных качеств ребенка.
2. Поощрение и наказание.«Хочу, можно, нельзя, надо».
3. Роль семьи в трудовомвоспитании ребенка.
4. Эстетическая атмосферав школе и семье.
5.Если ребенок не хочетучиться.
4 класс.
1. Что такое акселерация.
2. О чем может рассказатьшкольный дневник.
3. Учебные способностиребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
4. Проблемапреемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы ихрешения.
5. Роль отца и матери ввоспитании ребенка.
5 класс.
1. «Давайтепознакомимся».
2. «Синдром понедельника»у пятиклассников и как его избежать.
3. Авторитет родителей,его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью.
4. Культура желанийподростка. Воспитание умения управлять желаниями.
5. Итоговое «Вот и сталимы но год взрослей».
6 класс.
1. Физическое развитиешкольников и пути его совершенствования.
2. Результативностьшкольного урока. От чего она зависит.
3. «Этот трудныйподростковый возраст».
4. Роль книги в развитииинтеллектуальных и личностных качеств ребенка.
5. Вредные привычкиребенка. Как им противостоять.
7 класс.
1. Роль семьи в развитииморальных качеств подростка.
2. Половые различия иполовое созревание. Проблемы и решения.
3. Здоровый образ жизни –основа успеха.
4. Контакты и конфликты.Воспитание толерантности.
5. Друзья моего ребенка.Кто они, какие они?
8 класс.
1. Нравственные ценностисемьи.
2. Способности и рольсемьи в их развитии.
3. Психологические ивозрастные особенности подростка. «Переходный возраст продолжается».
4. Подросток и закон. Вашребенок в школе и после школы.
5. Адекватная самооценкакак условие успешного развития личности.
9 класс.
1. Помощь семьи вправильной профессиональной ориентации ребенка.
2. Трудный ребенок. Какойон?
3. Анализ учебной работыучащихся 9х классов
4. Подготовка учащегося кэкзаменам. Роль родителей в экзаменационный период.
5. Эмоции и чувства вразговоре с подростком.
10 класс.
1. Особенностиорганизации учебного труда в 10-ом классе и роль родителей в этом.
2. Воспитаниеответственности у взрослых детей.
3. Особенности общения сдетьми – старшеклассниками.
4. О доброте имилосердии.
5. Компания в жизнистаршеклассников.
11 класс.
1. Значение выбора вжизни человека.
2. Результативность учебыучащихся за 1 полугодие.
3. Организация учебноготруда выпускника.
4. «Поговорим о смыслежизни».
5. Организация выпускноговечера.
 
Проблемныетематические общешкольные собрания.
1.        Здоровая семья.Нравственные аспекты.
2.        Предупреждениеасоциального поведения несовершеннолетних.
3.        Наркотики истатистика.
4.        Суицид.
Работа с родителямиразличных групп риска.
Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием какнеблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:
-  семьи с жестоким обращением к детям(физическое, психическое, сексуальное насилие);
-  невысокий уровень образовательнойкультуры родителей;
-  семьи, где один или оба родителязлоупотребляют алкоголем;
-  родители – наркоманы;
-  злостное невыполнение родительскихобязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.
Их учет ведется вследующей форме:№ ФИО родителей Год рождения родителей Домашний адрес Место работы, должность Сведения о детях Год рождения детей Место учебы детей Причина постановки на учет Проделанная работа.
Но помимо неблагополучныхсемей есть семьи, входящие в группу риска. Это:
-  одинокие матери;
-  разведенные родители;
-  многодетные родители;
-  родители детей – инвалидов;
-  родители – мигранты, беженцы;
-  опекуны.
Все эти родители стоят на школьном учете и с ними ведется целенаправленнаяработа, которая включает в себя:
-  психолого – педагогическоеконсультирование;
-  ведение картотеки;
-  посещение на дому;
-  рейды в неблагополучные семьи;
-  рассмотрение персональных дел наСовете профилактики;
-  оказание материальной помощи черезКрасный крест и органы социальной защиты населения;
-  летний патронаж с привлечениемучастковых служб;
-  организация проблемных классныхчасов;
-  организация тренингов.
При работе с даннойкатегорией семей используется следующая документация:
— акт обследованияматериально-бытовых условий семьи (см. приложение № 1);
— план индивидуальнойработы с семьей (см. приложение № 2);
— социальный паспортсемьи (см. приложение № 3)
 
Ошибки семейноговоспитания
1.        Обещаниебольше не любить.
Эта угроза, как правило,быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родителимогут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживыхлюдей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение неодобряю».
2.        Безразличие.
Родители не должныпоказывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав ихбезразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причемпроверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенокбудет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показногобезразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если егоповедение вовсе не нравится родителям.
3.        Слишкоммного строгости.
Дети должны слушатьсястарших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Однако слишкомстрогое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминаетдрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все вприсутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нетрядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.
4.        Детей ненадо баловать.
Избалованным детям очень тяжелоприходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родителине делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает своюбеспомощность и одиночество.
5.        Навязаннаяроль.
Дети, бывает, делают все,чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди насвете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, приэтом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
6.        Денежная.
 Любовь не купить заденьги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не
 могут исполнить любоеего желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он дляродителей самый-самый.
7.        Наполеоновскиепланы.
При заполнении дняребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях,оставляя время для личных дел.

Приложение № 1
 
АКТ
обследованияматериально-бытовых условий семьи
_____________________________________________________________
(ф.И.О.главы семьи)
 
«____»___________200___г
 
Нами________________________________________________________
_____________________________________________________________
(фамилия, должностьлица, проводящего обследование
_____________________________________________________________вприсутствии_____________________________________
указать фамилии, имена присутствующих родителей,
_____________________________________________________________
 (родственников,проживающих на данной площади)
 
проведенообследование материально-бытовых условий семьи, проживающей по адресу_________________________________
Обследованиемустановлено, что семья из ______человек:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Семья занимаетжилую площадь(указать размер жилплощади, муниципальная или приватизированная квартира,наличие подсобного хозяйства, санитарное состояние помещения, условия жизнидетей: имеется ли место для подготовки, для сна, и т.д.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники доходовсемьи___________________________
Доход _______________ рублей на каждогочлена семьи.
Взаимоотношениямежду членами семьи_____________
если ненормальные, указатьпричину неблагополучия в семье
Взаимоотношение ссоседями по квартире_____________
если ненормальные, тов чем заключаются, причины
Характеристикародителей:__________________________________
занимаются ли онидолжным образом воспитанием своих детей, личное поведение родителей: их образжизни, употребление алкоголя
_____________________________________________________________
аморальное поведение ит.п.: привлекались ли к ответственности, обсуждалось ли их поведение втоварищеском суде, рабочем коллективе и т.п., когда, за что
В связи с чемпроводилось обследование:_____________________
заявление, сообщение,жалоба, плановая проверка, состоящей на учете
Заключение__________________________________________________________________
Выводы и предложения,что требуется, по мнению обследующих, для устранения неблагополучной обстановкив семье и т.п.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
1 экз. — в дело
2.экз. — социальномуработнику
3 экз. – принеобходимости (в РОВД, РОНО, КДН, суд)
Обследование провели:
 
С актом ознакомлены:

Приложение № 2
План
индивидуальной работы ссемьей
Ф.И.О. матери___________________________
Ф.И.О.отца___________________________________
Ф.И.учащегося_______________________________
Класс________________________________________
Проблема
Пути решения
Время исполнения
Предполагаемый результат
Конечный результат

Приложение № 3
 
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТСЕМЬИ.
 
Ф.И.О. ученика:_________________________________
Дата рождения:_______________
Домашний адрес:____________________________________________
Телефон (домашний,сотовый): _____________________________
Состояние здоровья:_______________________________________
Социальный статус:опекаемый, приемный, сирота, из многодетной семьи, остронуждающийся.
 (нужное подчеркнуть)
 Сведения о родителях:
Ф.И.О. отца:_____________________________________
Дата рождения:________________
Образование:___________________________________________
Место работы:__________________________________________
Должность:_______________________________________
Рабочий или сотовыйтелефон: ______________________________
Социальный статус:___________________
Ф.И.О. матери:___________________________________________
Дата рождения:________________
Образование:______________________________________
Место работы:______________________________
Должность:_______________________________________
Рабочий или сотовыйтелефон: ___________________________
Социальный статус:____________________
Другие дети в семье(заполняется на каждого ребенка):
1.        Ф.И.О.:____________________________
Дата рождения:________________________
Место нахождения:______________________
2.        Ф.И.О.:____________________________
Дата рождения:________________________
Место нахождения:_____________________
Жилищно-бытовые условия:
Благоустроенная квартира(___ комнаты), частный дом, неблагоустроенная квартира, общежитие, арендуют.
 (нужное подчеркнуть)
Характеристика семьи:
Полная, живут с матерью,живут с отцом; благополучная, неблагополучная.
 (нужное подчеркнуть)
Стиль воспитания:
Авторитарный,демократический, либеральный.
(нужное подчеркнуть)
Отношение семьи кучебному заведению: ___________

Литература
1. Бойко В.В.Общение и взаимодействие в процессе воспитания.//Советская педагогика. 1988,№2.
2. Дереклеева Н.И.Родительские собрания в 1-11 классах.//Вербум-М. М., 2001.
3. Капрвлова Р.М.Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
4. Петряевская Л.Г.Образование родителей. // М., Владос, Гуманитарный издательский центр, 1999.
5. Селиванова Н.Л.Современные представления о воспитательном пространстве.//Педагогика. 2000. №6.
6. Солавейчик С.Педагогика для всех. М., 1987.
7. Справочникзаместителя директора по воспитательной работе. //Центр «Педагогический поиск»,М., 2002.
8. Степанов Е.Н.педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие.М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
9. Сухомлинский В.А.Родительская педагогика.// Избранные педагогические сочинения Т.3. М… 1981.
10. Фридман Л.М.Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000.
11. Цабыбин С.А.Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство «Учитель»,Волглград, 2004.
12. Щуркова Н.Е.Новое воспитание. М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.