Реферат по предмету "Педагогика"


Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Тема:«Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитаниядошкольников»

ПЛАН:
Введение
I. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели и задачи, развития экологической культурыребенка
1.2 Формы, методы ознакомления детей с природой
1.3 Личностно-ориентированный подход в экологическомвоспитании дошкольников
1.4 Создание уголка природы в ДОУ
1.5 Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
II. Практическая часть
2.1 Обобщение передового педагогического опыта
2.2 Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Выводы
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Актуальность поднимаемойнами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образованиедетей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: толькоэкологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могутвывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в которомони пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимои с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное,систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководствомлюдей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние наего ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себебольшие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организацияобучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способностьвидеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие ималенькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влияниемвзрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируетсяправильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значениеприроды трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика рольприроды в воспитании детей.
В дошкольном учрежденииребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическоепонимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логическимыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыкибережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей сприродой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природыдетского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природыдети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководствомребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессеухода за ними дети получают представления о многообразии растительного иживотного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительномуанализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее иразличное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида,поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает вниманиеребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения ихорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствуетформированию у детей чувства прекрасного.
Предмет – изучениеважности значения организации природного участка в ДОУ.
Объект исследования –воспитательный процесс в ДОУ.
Цель – на основетеоретического анализа представить систему условий, применение различныхметодик создания живого уголка.
Цель реализуется черезследующие задачи:
1. Изучить – ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемеисследования.
2. Организовать опытнуюпроверку полученных данных и апробировать их на практике.
Для достижения цели былииспользованы следующие методы научного исследования:
1. метод теоретическогоанализа
2. метод научногонаблюдения
3. метод беседы
4. метод постановкиоптимальной работы.
Практическая значимостьданной работы заключается в исследованиях проблемы, методов и средстворганизаций природного уголка в ДОУ, методическая база.
Структура данной работысостоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения,библиографии и приложения.

I. Актуальность проблемыэкологического воспитания дошкольников
1.1 Сущность, цели изадачи развития экологической культуры ребенка
Место ознакомления детейс природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания вдетском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное,нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре,учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержаниядеятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них впроцессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, чтоознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развитиядошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознанииконкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Экологическое воспитание– новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией,различными ее ответвлениями.
Для развития мышления иречи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятияразличных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенкас ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природныхявлений.
Особую роль природы вразвитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Нсчитал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именнонепосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальныелогические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самогослова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и пониманиеграмматических законов».
Умение наблюдать,вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы,воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речиидет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой– урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость,красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступностьих понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование ихмыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильноопределять словом причинную и временную зависимость, последовательность,взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое.Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Этосоздает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, какдостоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учитсярассуждать, рассказывать, описывать.
Поскольку в дошкольномвозрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем.Нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в системусоциальных отношений является главной задачей реформы образования. Образованиевключает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газманасущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначенатермином «воспитание». (Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детейдошкольного возраста).
В ходе воспитанияпроисходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоениенравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностныхсоциальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающейчеловека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.
Чувственное восприятиеокружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только обобъектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующихмежду ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов(растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, овзаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы,составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессецеленаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основыпредставлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека,социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природойи людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологическоговоспитания дошкольников является воспитание основ экологической культурыличности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование началэкологической культуры – формирование практического и духовного опытавзаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание иразвитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая,ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры– базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина вчетырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире»,окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольнаяпедагогика нашего времени.
Природа планеты –уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют средуобитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потомучто является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности.Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценностирукотворного мира.
Формирование началэкологической культуры – это становление осознанно-правильного отношениянепосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим исозидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальныеили духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, пониманиеценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Этоосознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементыэкологической культуры складываются на основе взаимодействия детей подруководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает:растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми изматериалов природного происхождения.
Задачи экологическоговоспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательноймодели, при которой достигается эффект – очевидные проявления началэкологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачамиэкологического воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детейсубъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой исоциокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающеммире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологическогосознания и экологической культуры личности.
2. Воспитаниеэмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
3. Осознание собственного«А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опытапрактической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний иэмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природными социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природнойсреды.
Для реализации данныхзадач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологическоговоспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научностиопределяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомствос экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, сразнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания вприроде.
Принцип гуманизациипомогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей,определить содержание экологического образования по объему сложности. Личностькаждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающеесяиндивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принципгуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определениюиндивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию иразвитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграциизаключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологическоговоспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных игуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методовэкологического воспитания детей.
Принцип регионализации, всвязи с возрастными особенностями детей и необходимостью использованияближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания иразвития детей, является фундаментальной основой организации процессаэкологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планированияработы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения,времен года, внебазового состава животных и растений Читинской области исоциоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отборасодержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях,животных Читинской области и средах их обитания, дошкольники могут знакомитьсяс обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.
При планировании работы сдетьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается всоответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Читинской областии срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязьформ непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок,экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями,повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разныхвозрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление сконкретными примерами растений и животных, их обязательной связью сопределенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяетсформировать у дошкольников первоначальные представления экологическогохарактера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строенияи функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой.Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различныйхарактер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадияхроста и развития.
Условиями реализации целии принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считатьследующие:
1. Отбор содержанияэкологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами(познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты нетолько природного, но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов иродителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающуюсоциальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
3. Использованиеокружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурсавоспитания и развития детей.
4. Организацияразвивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологическоговоспитания в дошкольном учреждении.
5. Организация систематизированногопедагогического процесса экологического воспитания детей.
6. Осуществлениепостоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологическоговоспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный,ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент –включает знания и умения:
— о многообразии живыхорганизмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста иразвития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
— о взаимосвязях ивзаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
— о человека как живомсуществе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье инормальную жизнедеятельность;
— об использованииприродных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязненияокружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонентвключает знания и ценностные ориентации:
— о самоценности жизни вовсех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
— об универсальнойценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,,эстетической, практической и т.д.);
— об основныхнравственных ценностях человеческого общества;
— о созидательной,культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонентвключает знания и умения:
— о законах,декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
— о нормах и правилахповедения в общественных местах и природе;
— о необходимости испособах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент — включает знания и умения:
— о многообразиивозможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественныхместах, детском саду, семье, природным окружении;
— о способахосуществления созидательной и творческой деятельности;
— о необходимостипроявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Экологическиепредставления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детейк окружающему миру, самим себе — способствуют развитию ценностных ориентаций,определяющих и поведение.
1.2 Формы и методыознакомления детей с природой
Воспитание правильногоотношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами можетбыть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, еслисистема работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшенияразвивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых сдетьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт,взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей.Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителяминеобходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтобоказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься надтем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагогимогут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее сосвоими возможностями.
Необходимо учесть, чтородители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблемвоспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связис этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу.Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения илилекции.
Предоставив родителяминформацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка идальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системойработы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, какорганизована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.
Все предметное исоциальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи для детей,содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и пониматьсостояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее отинтереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности,нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
Воспитывая у детейинтерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видамикомнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, чтоони живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: чтовсем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могутоставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей,регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место,не допускает охлаждения.
Комнатные растения имеютопределенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень(а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду ипитательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблюпитательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, чтолистья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищаялистья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельнодошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает,что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надоосторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетическогонаслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красивопо-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они вхорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигаетсясозданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себячувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются ихпотребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостаткесвета; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут(не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществв почве.
Комнатные растения имеютнеодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни.Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать.Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которыхзапасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленойокраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету.Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можноразмещать вблизи окна, недалеко от него.
Отношение у детейразвивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения,охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детейразвиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательныекачества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей,красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений,замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Такжеразвивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могутзаметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску,вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухуюземлю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этомвзрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу нарастениями, помогают при их пересадке.
Если в семье собака иликошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнегооблика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизньэтих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнеговида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят,где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление осодержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенкаприучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надомешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животнымитоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятсясны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постояннонаходится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менеевключает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильноеобращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Нонесомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становленииличности маленького человека.
Дети проявляют интерес кжизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задаютвопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляютготовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить,играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре,изодеятельности.
1.3Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
природадошкольный экологический культура ребенок
Чтобы развитие мышленияребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня,необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметьправильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, спомощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразиеприроды во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственновлияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать,спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями(листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы ипостепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицыулетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создаетблагоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания вдетском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерныеособенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости междупредметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизниживотных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости отвозраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе детидолжны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделятьнекоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы,опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшиесвязи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости,между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводитребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости созданияопределенных условий для роста растений.
Дети старшей группыдолжны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона,особенности его начала и конца, знать последовательность времен года;устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром,трудом и бытом людей.
В подготовительной кшколе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные ивременные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие«смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; даваяхарактеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного иживотного мира, труда и быта людей.
Нормальный воспитательныйпроцесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитаниидошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку.
К достоинствамличностно-ориентированного обучения относится прежде всего внимание квнутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых,поиск новых методов, форм и средств обучения.
Личностно-ориентированныйподход можно определить как методологическую направленность в педагогическойдеятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления,саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.
С наблюдениями,экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия,углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активнойумственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры).Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имелиопределенное количество представлений, но чтобы представления эти былидостаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их вразличной деятельности. Это достигается такой организацией педагогическогопроцесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт,рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются сразнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
В программе намеренно недается распределения материала по возрастам, что позволяет начать ее реализациюв любой группе детского сада. Кроме того, опыт существующих программпоказывает, что жесткая регламентация нередко сдерживает инициативу воспитателяв случае возможного опережения детьми программы или вызывает у негобеспокойство по поводу отставания группы в целом. Отсутствие жесткойрегламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям:«нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся ребят и не торопить собязательным усвоением материала дошкольников, развивающихся в медленном темпе.
В любом случае реализацияпрограммы (с какой бы возрастной группы она не начиналась) осуществляется последующим принципам:
1) постепенное в течениеучебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: отрассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средойобитания к последовательному усвоению количества объектов и механизмов ихморфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
2) первоочередноеиспользование непосредственно природного окружения, составляющего жизненноепространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоныдетского сада, а затем – объектов природы, которые можно нагляднопродемонстрировать;
3) постепенноепознавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, отобъектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным,полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основеобъединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
4) широкое использованиев работе с детьми разных видов практической деятельности: систематическое включениеих в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов,создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животныхзеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений оприроде, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
5) подача познавательногоматериала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детейположительные эмоции, переживание, разнообразные чувства, с использованиемсказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Технологии для всехвозрастных групп реализуют материал программы через разные виды практическойдеятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных;зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов,изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведенииакций. В них широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации,вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.
Отбор материала. Большуючасть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. Впрограмму каждой группы отбирается материал, который доступен пониманию детей, ориентируетих в окружающем мире. Программный материал по объему и глубине освещения даетсяс учетом возраста детей, но при обязательном сохранении научности сообщаемыхзнаний. Нужно, чтобы тех явлениях природы, с которыми дети постоянносталкиваются в жизни, они видели проявление законов природы, накапливали большетаких фактов, в которых наглядно проявляются законы природы.
Учитывая особенностиприроды различных регионов России в содержание программы необходимо вноситьнекоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надоначинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштанаили мелковицы; вместо белки показать детям суслика. Однако краеведческийпринцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами,имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурнымирастениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощинаглядных пособий – картин, диафильмов, кинофильмов.
В группах старшей иподготовительной к школе нужно знакомить детей по картинам с природой и болееотдаленных мест.
Построение программы.Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природойсоставлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением детизнакомятся несколько раз за время своего пребывания в детском саду, но каждыйраз шире и глубже. Пояснение это на примере.
Дерево – объект изучениядля всех групп. От самых маленьких детей требуют умения выделить его средидругих предметов и показать. Детей младших групп знакомят с признаками дерева –листьями, их цветом и величиной. В средней группе дошкольники узнаютрасположение частей дерева (от ствола идут ветки, на ветках – листья), учатсяразличать на своем участке деревья двух-трех видов. В старшей группе детиустанавливают связь между похолоданием и опадением листьев. В подготовительнойк школе группе дети узнают, что листья, цветки и ветки развиваются из почек.Получают представление о листопаде, приобретают навыки различения наиболеераспространенных деревьев по стволу, ветвям, листьям и плодам.
Ознакомление дошкольниковс природой осуществляется в определенной системе, которая отражает доступныепониманию детей связи явлений по времени и месту.
Программный материалдается по временем года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерныеявления в неживой и живой природе, деятельности человека. Такое расположениематериала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе измененийи установление связи между отдельными явлениями, а также повторность внаблюдении их.
Мы считаем возможнымпредставить методику экологического воспитания следующую:
— Создание в детском садуусловий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических,наглядно-иллюстративных материалов.
— Организация«экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголкиприроды, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещениерастений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологическийпринцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условияжизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданнаяминиэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
— Организация иоборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадкиприроды, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование впедпроцессе.
— Труд людей как средообразующийфактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослыхв природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.
— Наблюдение – ведущийметод экологического воспитания.
— Сущность наблюдения какчувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характер содержаниянаблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностейживых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессовроста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическоеобоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
— Наблюдения вповседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе.Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы:определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности,планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы,сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоныдетского сада.
— Организация и проведениеопытнической работы с объектами природы, модернизирующая деятельность с ними.Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение ихвзаимосвязей со средой обитания.
— Календари природы и ихроль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников ссезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группахдетского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормкаптиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами иработа с ними в разных возрастных группах.
— Экологическоевоспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
— Различные типы занятийпо ознакомлению детей с природой: первично-ознакомительный, углубленнопознавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов приобучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Видынаглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детскаяприродоведческая литература, ее использование в целях экологическоговоспитания.
— Детские праздникиэкологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участиедошкольников в природоохранительных мероприятиях.
— Прогулки, экскурсии,походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомстводетей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами.Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной средеобитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живыхорганизмов.
1.4 Создание уголкаприроды в ДОУ
В основе общениядошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляетсяпотребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействияребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение кнему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственномпоступке. Это связано с незнанием дошкольников правил взаимодействия собъектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представленияо природе и формах отношения к ней.
Важными условиямивозникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь ивзаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболееважных сфер психического развития дошкольников.
Значение уголка живойприроды в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенногоознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях илизанятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут втечение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести заними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развиваетсянаблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголкаприроды у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, кактрудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Ознакомление детей сприродой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголковприроды. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошоиметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можноиспользовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдение детейза растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года(зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосытруд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются,уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работыпо ознакомлению детей с природой.
Уголок природыпредставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количествеобитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить болееглубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми детивстречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего,существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление сограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природыпозволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственнаяблизость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошорассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений иживотных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые«Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечитвоспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильноесодержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимальнокопирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большогопространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения(вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природногоматериала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов.Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, чтоважно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животныеактивны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания,гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях детимогут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску,запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Требования к отборуобитателей уголка природы:
1. Растение или животноедолжно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами,условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений иживотных.
2. Уход за обитателямиуголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени долженбыть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со сторонывоспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище иуходу за ними.
3. Растения и животные вуголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать иудержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметьнесколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектахнаблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их кпониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животныедолжны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровьюдетей.
6. Необходимо учитыватьвозможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растенийв условиях посещения детского учреждения.
В уголке природы старшейи подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительнойгруппе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные суходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можнодержать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительныенаблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).
Основное требование,которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы –создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных,необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволек естественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких,узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Постоянные обитателиуголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшалижилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивуюлиству, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы изтропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания вприроде комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки,степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый видимеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценныйдидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
1.5 Экологическая тропа –как одна из форм воспитания
Новая и интересная формаработы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологическойтропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропыразнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет,просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителямидетей.
Экологическую тропу можноорганизовать за пределами детского сада.
При этом следует иметь ввиду, что создание тропы и поддержание ее в нормальном состоянии требуетзначительных материальных затрат и организационных усилий. Проще создать тропуна территории детского сада, если его участок достаточно большой и на немимеются природное разнообразие и интересные объекты. Специфика такой тропы втом, что общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создаетсяспециально, что позволяет учесть возрастные возможности детей дошкольноговозраста.
Природные объекты, этомогут быть небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья,аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад,клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можноиспользовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют,обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образомсоздается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначенысхематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема –обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационныйматериал в работе с детьми.
Вдоль тропы или вблизи отнее можно:
1. Посадить типичные дляданной местности деревья и кусты. Это поможет показать детям многообразиерастительного мира.
2. Возле хвойныхдеревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды – в комплексе детисмогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны,кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющаясходство и с лиственными и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.
3. Посадить экзотическое(не характерное для данной местности)древесное растение: каштан, белую акацию,пирамидальный тополь, тую и т.д.)
4. При необходимостиспилить старый тополь нужно оставить пень высотой 40-50 си, а рядом на землеположить часть ствола (1-1,5 м), тогда может появиться молодая поросль. Если жеостатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новыхорганизмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) – оба явления интересны детямдля наблюдения.
5. Устроить фитоогород –посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу,мать-и-мачеху и др.)
Хорошо, когда наэкологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира.Необходимо выявлять и учитывать, кто, где и когда появляется на участкедетского сада. Это могут быть различные объекты, например:
1. Под березой или соснойв земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает егонезаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.
2. На лужайке или клумбев теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели идр.) – это тоже объекты для наблюдения детей. Один-два больших камня станутприбежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицуили другого жука.
3. В почве живут дождевыечерви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу,среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.
4. Хорошим объектомэкологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которыхптицы свили гнезда или заселили скворечники: просматриваемые участки зданий,где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб»привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на егокормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, которыйсделан у его основания.
Иногда участок посещаютживотные, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей – все эти явления,если они постоянны, могут быть включены в экологическую тропу. Это же относитсяи к домашним животным, если они есть на участке детского сада.
Не лишним будет ипроведение разнообразных экскурсий. Подготовку целесообразно начать с подборасоответствующей литературы, подробного ознакомления с флорой и фауной местпредполагаемых наблюдений, географией района. Надо хорошо знать особенностиклиматических условий, рельефа, почвы, гидро-графическую сеть.
Каждый поход должен статьэмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательноотбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесноеобщение с природой.
В городских условияхсделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе естьскверы, парки, тенистые аллеи, небольшая речка или пруд, различные зоны отдыха,тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны,неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута.Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта,также включаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходитьчерез зеленую зону города. В перспективном плане маршрутов предусмотрим ивыезды за город – в лес, на луг, к роднику – на один день. Четко обозначимкаждый маршрут в общей годовой системе прогулок – походов, день, время.Составим карту местности и нанесем на нее маршруты. Продумаем программуознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательностьсезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенноовладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельностичеловека.
Чтобы обеспечить болееточное и эмоциональное восприятие окружающего, отберем литературный материалдля каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы,поговорки, загадки; особое внимание обратим на народные приметы.

Вывод
Для развития мышления иречи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятияразличных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитаниеновая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различнымиее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума,творчества, чувства.
Целью экологическоговоспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности.Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основевзаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами,изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно,правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблемвоспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природойдостигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленноеруководство воспитателя этим процессом.
Ознакомление детей сприродой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголкаприроды. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы для всего детскогоучреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природыдля всего детского учреждения.
Экологическую тропу можноорганизовать за пределами детского сада. Чтобы обеспечить более точное иэмоциональное восприятие окружающего следует отобрать литературный материал длякаждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы,поговорки, загадки, особое внимание обратим на народные приметы.

II. Практическая часть
2.1 Обобщение передовогопедагогического опыта
В процессесистематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детейопределенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка,заботиться о животных существах, укрепляя таким образом у детей интерес кприроде, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он долженучитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы,особенности природного окружения.
Мы полагаем, чтоэкологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологическойкультуры общества отражающей опыт взаимодействия человека и природы. В чем сутьэкологического воспитания? Личность, присваивая элементы экологическойкультуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность, котораяпроявляется в системе личностных образований – в сознании, деятельности иповедении, в эмоциях и чувствах, программа экологического образования ивоспитания, на наш взгляд, не только «задает» формирование базовых компонентовэкологической культуры личности ребенка-дошкольника, но и составляет основуразвертывания педагогического процесса в детском саду в разных возрастныхгруппах.
Посещение дошкольныхучреждений, наблюдения за работой педагогов, беседы с детьми показали:дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые ониполучают, порой отрывочны и бессистемны.
Непонимание ребенкомвзаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить своинаблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм изаконов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природыкак к неодушевленным предметам.
В ознакомлениидошкольников с природой, формировании основ экологического сознания, культурыесть еще много нерешенных проблем.
Одним из ведущих моментовв организации методической работы следует считать активность самихвоспитателей. Свободному обмену мнениями способствует создание обстановкинаибольшей комфортности и психологической защищенности участников разговора.Такие условия достигаются в беседе за «круглым столом», во время коллективногопросмотра результатов детской деятельности (зарисовок опытов; дневниковнаблюдений; календарей природы и др.)
Воспитанникам детскогосада №198 г. Перми не надо ходить на экскурсии, чтобы увидеть как растут овощии распускают свои яркие многокрасочные лепестки цветы. Воспитатель старшейгруппы Т.Моисеева.
Цель занятия: расширить иобобщить имеющиеся у детей знания о растениях. Воспитывать любовь и бережноеотношение к природе родного края.
Ход занятий: Воспитательчитает стихотворение:
От рассвета до рассвета
По лугам гуляет лето.
По полям да по оврагам
Мерит даль неспешнымшагом.
Босиком, в простойрубахе,
В руках по певчей птахе,
На закатанных штанинах
Не заплаты – сок малины.
А за пазухою прячет
Дождь грибной да лучгорячий.
Затем предлагаетотправиться в удивительное путешествие по участку и отыскать «следы»,оставленные Летом.
Предупреждает околокаждого «следа» будет лежать записка, а в ней задание или вопросы.
Первую записку от летапедагог достает из под вьюна: «Здравствуйте, ребята! Очень мне хочется поигратьс вами да посмотреть кто из вас любознателен, кто старательный, а кто ловкий дабыстрый. Вот мое первое задание: про вьюн и хмель скороговорку скажите, да ниразу не сбейтесь.
Около коса вьюн да хмель
вьются на плетень,
Вьются, плетутся,заплетаются,
расперезавеваются.
Задание второе:повернитесь спиной к воротам, отмерьте вперед 10 шагов, остановитесь,оглянитесь вокруг и найдите лекарственные растения. Кто больше увидит растенийда назовет их?»
Дети находят подорожник,ромашку душистую, траву-муравку, одуванчик. Читаю стихотворение Е.Серовой«Подорожник».
Воспитатель дополняетответы детей рассказом о целебных свойствах лекарственных трав: ромашкуупотребляют для полоскания горла, примочек, ванн.
С веточки березы воспитательснимает вторую записку от Лета: «Вижу я, что про травы вы много знаете. Азнакомы ли вы с садовыми цветами? Ну-ка, скажите, какие цветы растут в рабатке?
Дети называют ирисы,водосбор, гвоздику. Читают стихотворение Е.Серовой «Гвоздика».
Следующий вопрос взаписке «А песню про малину вы знаете?»
Дети встают вокруг кустамалины и поют «По малину в сад сойдем». Воспитатель напоминает, что малина –тоже лекарственное растение. особенно помогает при простуде — на ночь с нейпьют чай.
На ветке малины находяттретью записку от Лета: «Ай да ребята! И стихи знают о растениях, и песни поют.А трудиться вы умеете? Какие овощи выращиваете? Какие овощи выращиваете нагрядках в огороде?»
Дети подходят к грядкам,называют овощи, которые здесь растут. Играют в хороводную игру «Кабачок».Воспитатель задает вопросы: какого цвета незрелые помидоры? Какого цвета онибудут, когда они созреют? Выслушав ответы детей, разъясняет: «Красный цветпомидоров указывает на то, что в этих овощах много витамина А, которыйспособствует быстрому росту. В овощах содержится и много других витаминов,также необходимых человеку. Например, витамин С помогает нашему организмубороться с инфекциями».
Затем дети отгадываютзагадки, которые предлагает им Лето:
Красный сапог в землегорит (свекла).
Стоит урода
посреди огорода,
на всех зла,
а всем мила (редька).
На грядке, где растетгорох, находят четвертую записку. Лето спрашивает: «Как называются травы,которые так и норовят нагрянуть на огороды. Как огородники с ними борются?»
Дети рассказывают, чтоэти травы сорняки. Чтобы от них избавиться, надо пропалывать грядки.
Воспитатель обобщает идополняет ответы детей: «Конечно, сорнякам не место там, где растут культурныерастения. Но там, где они не мешают полям и огородам, к ним надо относитьсябережно. Ведь каждая травинка, каждый простой и незаметный цветок по-своемукрасивы, интересны и даже полезны. Вот, например, лебеда. Кто знает эторастение? (Дети находят сорняк на грядке, вырывают его). Между прочим, лебедасъедобна. Так же, как крапива, молодой одуванчик. Но собирать их нужно подальшеот города, от дорог и заводов, чтобы растения были чистыми, не содержаливредных веществ».
Воспитатель дальше читаетзаписку:
«А кто отгадает такуюзагадку:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек(одуванчик).
Дети находят и показываютодуванчик. Читают стихотворение Е.Серовой «Одуванчик». Путешествиезаканчивается. Ребята подошли к тому месту, где нашли первую записку. «Можетбыть, Лето нам еще что-нибудь хочет сказать? – спрашивает воспитатель.(Заглядывает под вьюнок)
— О, да здесь уже незаписка, а какой-то сюрприз. (Достает корзиночку с ягодами, прикрытуюсалфеткой). Видимо, Лету понравилось, что вы так много знаете о разныхрастениях, и оно решило вас отблагодарить – угостить сочными ягодами.
В зимний период, как намкажется, можно провести с ребятами занятие «Жалобная книга природы» как этосделала Г.Юдина Перевозкий филиал, Нижегородского института развитияобразования.
Цель занятия: Продолжатьзакреплять знания детей о правильном поведении в лесу и об особенностях жизниптиц, рыб, деревьев зимой.
Ход занятия: Дети вместес воспитателем от имени животных и растений жалуются на тех, кто не бережетприроду, не заботится о живых существах, которым трудно приходится зимой.
Жалоба елки: «Грустно мнеи одиноко в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то рослидесять елочек красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди стопорами, вырубили их под самый корешок и увезли… Прилетели через несколькодней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили,полюбовались на них несколько дней, да и выбросили на помойку. И стройныезеленые елочки превратились в никому не нужный мусор. А какие славные они были…Правда, и детей мне жаль – что за Новый год без елки. Как же быть?»
Вопрос воспитателя:Действительно, как же быть, как правильно надо поступить в этом случае?(Покупать елки, специально выращенные в питомниках, купить искусственную елку,украсить помещение еловыми ветками и т.д.)
Жалоба дроздов, зябликов:«Ух, как же холодно! И спрятаться от мороза негде. И есть ничего другого неостается, только погибнуть от голода и холода. А все почему? Жили мы в клетках,нас кормили, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю…»
Вопрос воспитателя: Каквы думаете, какую ошибку совершили люди, выпустив этих птиц на волю? (Эти птицыперелетные, они не приспособлены к жизни зимой).
Жалоба рыб: «В воде, гдемы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да всеводоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов.Только они смогут спасти нас от верной гибели».
Вопрос воспитателя: Каквыдумаете, чем рыболовы могут помочь рыбам? (Зимой они делают проруби во люду,и воздух попадает в воду).
Жалоба синиц, снегирей:«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Детивовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное:замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: товетров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!»
Вопрос воспитателя: Какже помочь птицам, остающимся у нас на зиму? (Не забывать класть корм в птичьистоловые; знать чем питаются птицы и что им необходимо, чтобы пережить зиму.
На основе полученногоопыта мы с уверенностью можем сказать, что воспитателям в полной мере удалосьреализовать свои цели, так как их уроки отличаются оригинальной формойпроведения, в них видна идея, а также желание заинтересовать детей и привлечьих внимание к поднятой проблеме.
2.2 Создание зоны природыв дошкольном учреждении
Работа воспитателя поознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена восновном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование болееполных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснениенекоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Целенаправленнопроведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого впоследующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторыхсвязей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений внеживой природе.
Постоянное наблюдение заявлениями неживой природы невозможно без организации кабинета природы в ДОУ.
Кабинет природы – эторазновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще истолами для занятий с детьми. Такой кабинет может быть использован как дляплановых регулярных занятий, так и для кружковой работы со старшимидошкольниками. Важно при этом иметь в виду, что животные, находящиеся впомещении – это сильный раздражитель для дошкольников, поэтому не все плановыезанятия по природе могут проходить в таком кабинете, а только те, которые посодержанию связаны с его обитателями. На занятиях, не связанных тематически скомнатой природы, дети будут отвлекаться, им трудно будет сосредоточиться.
Зимний сад (салонприроды) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенногопомещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажностьсоздают хорошие условия для выращивания экзотических (тропических) растений.Различные пальмы, кофейное дерево, лавр хорошо дополняет ассортимент местнойфлоры. Большого внимания заслуживают сорта цитрусовых, выращиваемые в помещении(лимон, мандарин и др.) В зимнем саду в полусвободном режиме могут жить птицы.
При наличии бассейна вего водах хорошо содержать золотых рыбок – они постоянно растут и достигаютбольших размеров. Бассейн может быть устроен с фонтаном и обеспечивает условиядля тропических растений. Для зимнего сада хорошо подходит каменное илидеревянное оформление (скульптуры, скамейки, дорожки и пр.) Педагогическоеназначение зимнего сада такое же, как и комнаты природы: обобщение детей собитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержаниинеобходимых условий.
Находясь на практике вДОУ, мы провели ряд занятий в зимнем саду и несколько экскурсий. Так вашемувниманию мы предлагаем сценарий похода-развлечения на тему: «Прогулки по зимнейстране».
Выйдя на прогулку, детинаходят в сугробе конверт, в нем телеграмму от Красавицы-Весны: Ребята,помогите! Освободите меня из замка Зимушки-зимы! Без вашей помощи мне необойтись!» Воспитатель говорит: «Дети, чтобы получить ключ от замка, необходимопройти длинный путь по снежной зимней стране. Дорога будет нелегкая, насожидает много препятствий, трудных заданий. Согласны ли вы все преодолеть,чтобы освободить Весну?» К телеграмме прилагается карта снежной тропы и компас.На карте обозначены пункты остановок с интересными названиями.
Воспитатель задает детямвопросы:
1. Что с собой берутпутешественники, чтобы не сбиться с пути? (компас)
2. Как без компаса можноопределять стороны света? (по звездам, стать лицом к полярной звезде – этосевер, сзади – юг, справа – восток, слева – запад; по солнцу – всходит навостоке, садится на западе; по веткам деревьев: с северной стороны ветокменьше, ствол покрыт мхом; по муравейникам: размещаются с южной стороны дерева,там теплее).
Воспитатель говорит:«Молодцы! Надеюсь мы не собьемся с пути, будем внимательно рассматривать карту,ориентироваться по компасу. Сначала попробуем определить стороны света поприметам». (Дети выбирают характерный ствол дерева, покрытый мхом, спреобладанием веток на одной стороне. Затем сверяют правильность своих выводовс показаниями компаса).
«Чтобы найти первуюостановку, давайте посмотрим, в какую сторону нам надо идти», — продолжаетпедагог.
Дети ориентируют карту посторонам света, с помощью воспитателя определяют направление движения покомпасу и идут к первой остановке – «Зимний лес». Не доходя 10-15 м до стоянки,воспитатель предлагает каждому определить на глаз, сколько шагов осталось, азатем сосчитать свои шаги – кто определил точно (разрешается подгонятьколичество шагов – увеличивать или уменьшать длину шага). Остановка должна бытьна открытом пространстве, с которого удобно рассматривать многоярусностьсмешанного леса: верхний ярус – сосны (самые высокие деревья); ярус пониже –лиственные деревья, ели; следующий ярус – высокие кустарники (сирень, черемухаи подрастающие деревья); самый нижний ярус – травы. Зимой нижний ярус находитсяпод снегом.
В лесу человек – гость,он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и егообитателей. Дети вспоминают эти правила: не задевать ветки кустов – зимой ониочень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов иуслышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор, горящий костер.Проводится подвижная игра «К названному дереву беги».
Дидактическая игра«Узнай, с какого дерева ветка?» Воспитатель раздает каждому из детей понебольшой веточке, подготовленной заранее. Дети должны определить, с какогодерева ветки, объяснить, почему они так решили (Использованные веточки невыбрасываются).
Сверить по карте-схемедальнейший путь. Следующая остановка – «Птичья столовая». До нее дети идут,подражая движениям животных и птиц. На поляне висит кормушка, видны следы птиц.
Воспитатель загадываетзагадку про кормушку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей».Дети насыпают в кормушку принесенное лакомство для птиц, вешают кусочки сала,нанизывают на ветки ломтики хлеба.
Воспитатель загадываетзагадки:
Непоседа, невеличка,желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.Как зовут ее? (синичка)
Уличный мальчишка в серомармячишке.
По двору гуляет, крошкисобирает. (воробей)
Каждый год я к вам лечу.Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимойярко-красный галстук мой. (снегирь)
Дети отгадывают загадки.Проводится подвижная игра «Найди свой дом». Каждый играющий получает эмблему сизображением птицы. На полянке обозначаются птичьи дома «Север» и «Юг». Посигналу каждый бежит в свои дом (перелетные птицы – на юг, зимующие – насевер). Затем дети меняются эмблемами, и игра повторяется. Каждый вспоминаетприметы о птицах: вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу;ласточка прилетала – скоро гром загремит; увидев грача – весну встречай и т.д.
Дети прощаются скормушкой и отправляются к следующей остановке. По дороге они время от временисверяют свой путь с картой (особенно на развилке дорог, проходя помеченные накарте условные приметы).
Следующая остановка «Следи лед» делается на берегу водоема. Воспитатель загадывает загадку про снег:«Скатерть белая все поле одела», спрашивает детей: «Что такое снег, лед,гололедица? Из чего они? Почему снег белый? Чем он полезен? Чем опаснагололедица? Какой бывает снег? (липкий, рассыпчатый, рыхлый, наст и т.д.) Детичерез цветные стеклышки рассматривают снег, лед. Проводится игра «Попади вцель». Дети бросают снежки в обозначенную цель (в ствол дерева, в пенек, налед, в лунку на реке и т.д.)
К следующей остановкедети идут след в след. Воспитатель спрашивает: «Чьи же это следы? Может мышкабежала или ворона прыгала, а может это слон оставил следы? К нам Весна шагаетбыстрыми шагами, и сугробы тают под ее ногами. Дети подходят к замку Зимы(заранее строится из снежных сугробов и украшается цветными ленточками,веточками и т.д.) Их встречают три сторожа – три зимних месяца. Дети должныотгадать их.
Декабрь. Землю снегомодеваю, елку наряжаю. Кто я?
Январь. А я серединазимы.
Февраль. А я злой,холодный, ветреный и голодный.
Дети снежками разбиваютзамок Зимы, оттуда выходит Красавица-Весна и благодарит детей. Все вместе поютпесню о Весне. Короткой дорогой возвращаются домой. Каждый несет веточкудерева, использовавшуюся в игре, чтобы поставить в вазу с водой. Распустившаясяв последствии веточка – подарок весны.
Детям экскурсия оченьпонравилась, поскольку дети принимали активное участие в выполнении заданий, изадавали вопросы. И в дальнейшем просили воспитателей организовать еще такую жеэкскурсию.
Растения и животных,находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать,создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразнойпедагогической работы. «Экологическое пространство» — это небольшая территорияили отдельное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическимипространствами» как формами организаций зеленой зон в детском саду являютсягрупповые уголки природы.
Уголок природы в группедетского сада
Главная особенность ипреимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям.Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать егодля проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организацииразной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространствауголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить егоможно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особеннохорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать заними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть,как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитаниядошкольников в семье и детском саду.
Уголки природы в старшихгруппах включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь из наземныхживотных (хомячка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам целесообразновидеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересныеприспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерныевзаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки всочетании с карасем – их диким предком. Это дает возможность показать хорошуюприспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративнойразновидности.
Для аквариумаподготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которыхможно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но иэкологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы(рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели среднихслоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторныхпомещениях с «естественным»оформлением, обеспечивают богатое экологическоесодержание познавательной деятельности детей 5-7 лет. Из птиц предпочтительнееволнистые попугаи – на них можно показать маскировочную окраску, хорошуюприспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).
Видовой состав растений вуголке природы любой группы не имеет принципиального значения – педагогическуюработу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся впомещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количеств, аухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение,красивое оформление. Комнатные растения – это не учебные пособия, а живыесущества, которых надо любить и о которых следует заботиться – ихсосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменятьискусственными растениями.
Кроме постоянных растенийи животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы,например, миниогород на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые вящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – витаминная добавкав питание детей. Кроме того, эти растении выделяют фитокциды и тем самымоздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращиваетцветочную рассаду однолеток для участка, в конце зимы делает выгонку веток.
Уголок природы долженбыть правильно оборудован – без этого он становится витриной, которая малоиспользуется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно бытьдва функциональных места – для выполнения трудовых операций и для хранениякормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда – этонебольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон изнее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы.
Оборудование по уходу заводными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения днааквариума; резиновая трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см дляпереливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающаякормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Дляухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для егосбора, ведерко с песком, кормушки и поилки, маленькие коробочки для выращиваниязелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведерко сопилками, небольшого размера совок и щетка для их смены, разделочная доска,безопасный нож, терка для приготовления овощного корма, коробочки дляпроращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки иэтикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимытакже лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетикупомещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартукимогут висеть в туалетной комнате.
Помимо уголков природы впомещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»:комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение,в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений иживотных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различнымиводными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. Вразных местах – на полу и стенах, отдельно и в композициях — устраиваютсярастения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которымидети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являютсяхорошие условия для растений и животных, а недостатком – трудность содержания ито, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманыорганизация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе ижизнедеятельности ДРУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти«экологические пространства» могут использоваться для отдыха, для углубленнойпознавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостейсада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитаниядошкольников.

Вывод
Непонимание ребенкомвзаимосвязей между животными и неживыми в природе, неумение объяснить своинаблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм изаконов. Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организациикабинета природы в ДОУ.
Педагогическое назначениезимнего сада такое же, как и комнаты природы: обобщение детей с обитателями,наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимыхусловий. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственнаяблизость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяженииразличных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельностис дошкольниками.
Помимо уголков природы впомещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»:комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельноепомещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растенийи животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различнымиводными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами.

Заключение
В данной работе мыподнимаем проблему организации экологического воспитания в старшихподготовительных группах детского сада. Решение этой проблемы невозможно безтворческого подхода педагогов и родителей.
В первой главе нашейкурсовой работы мы рассматриваем сущность, цели и задачи развития экологическойкультуры ребенка, а также предлагаем ознакомиться с формами, методамиознакомления детей с природой. А поскольку в центре всего педагогическогопроцесса находится ребенок, то нам представляется важным исследовать проблемуличностно-ориентированного подхода в экологическом воспитании дошкольников. Вовторой главе дипломной работы мы рассматриваем достижения передовогопедагогического опыта, для создания зоны природы, которая играет первостепеннуюроль в экологическом воспитании в детском дошкольном учреждении.
На основе полученногоопыта мы предлагаем сценарий экологического урока (план), который мыапробировали на практике.

Библиография
1. Веретенникова С.А. Ознакомлениедошкольников с природой. П-1965.
2. Веретенникова С.А. Ознакомлениедошкольников с природой. Изд. 2-е П-1973.
3. Виноградова Н.Ф. Умственноевоспитание детей в процессе ознакомления с природой. П-1978.
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А.Дети взрослые и мир вокруг. П-1993.
5. Лаврентьева Н.Г. Экологическоевоспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-воЗабГПУ, 2002.
6. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труддетей в природе. Изд.3-е. П-1976.
7. Макаровская М.М. Уголок природы вдетском саду. П-1989.
8. Николаева С.Н. Методикаэкологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия» 1999.
9. Николаева С.Н. Метод пособие кпрограмме «Зеленая тропинка». П-2001.
10. Николаева С.Н. Как приобщатьребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд.«Мозаика синтез».
12. Саморукова С.А. Ознакомлениедошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.
13. Шишкина В.А. Прогулки в природу.П-2002.
14. Шиленок Т. «Помощь педагогу вработе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание,7-8/1992.
15. Дошкольное воспитание 7/1993.
16. Дошкольное воспитание, 11/1995.
17. Азбука экологического воспитания.Дошкольное воспитание, 5/1995.

Приложение 1
Я считаю, чтозначительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитаниимогут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей, они незадумываются над тем, как ведут себя дети на природе (в лесу, парке и т.д.); необращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряютмуравейники, ломают ветви деревьев. Например – когда родители с детьми выезжаютв лес, на озеро, или на речку, не учат детей правилам поведения в природе.
Необходимо учесть, чтородители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблемвоспитания детей, следовательно потребуется раскрыть их для родителей. В связис этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу,выявить их мнения по тем или иным проблемам, затем предложить темы для беседыили анкетирования родителей:
1. Зависит ли, на Вашвзгляд, будущее ребенка от условий его воспитания в детстве?
2. Укажите цифрами ипроранжируйте степень влияния на развитие детей следующих факторов:
а) стиль отношенияродителей;
б) материальное положениесемьи;
в) общение сосверстниками;
г) возможностьвзаимодействовать с природными объектами;
д) возможностьвзаимодействовать с природными объектами;
е) посещение детскогосада;
ж) наличие животных ирастений в доме.
3. Укажите, какиепроблемы в воспитании ребенка у Вас возникают:
а) недостаточно временидля общения с ними;
б) егонедисциплинированность;
в) недостаточно знаний попедагогике и психологии детей;
г) проблемавзаимопонимания;
д)другие.
4. Как вы считаете, какуюпомощь в их решении Вы можете получить в детском саду?
5. Считаете ли Вы, чтоучастие в совместных обсуждениях родителей и педагогов могли бы принести пользулично Вам?
6. Какие формы оказанияпомощи Вам наиболее подходят: индивидуальные консультации, лекции, совместныеобсуждения, получение информации через стенд для родителей, беседы?
7. Какие темы Вы считаетенаиболее интересными?
8. Если к Вам обратилсяпедагог с беседой о Вашем ребенке, каковы, на Ваш взгляд, его мотивы?
9. Часто ли Вы вместе сребенком бываете на природе?
а) часто;
б) еженедельно;
в) один раз в месяц;
г) очень редко;
д)только летом.
10. Проявляет ли Вашребенок интерес к природным объектам?
11. Часто ли Вы организуетес ребенком наблюдение и игры в природе?
12. Привлекаете лиребенка к труду по уходу за природными объектами?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.