МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики и методикдошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮПЕДАГОГИКУ»
на тему:«Психолого-педагогическойанализ особенностей детской субкультуры»
Специальность 050707
Студентка ЗДШ – 51
Извозникова Татьяна Викторовна
Научный руководитель
Смирнова С.А.
г. Череповец 2011 г.
Содержание
Введение
I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
1.1 Понятие субкультуры и признаки
1.2 Виды субкультур.
1.3 Особенности детской субкультуры
1.4 Компоненты детской субкультуры
II. Практическое изучение особенностей детской субкультуры насовременном этапе
Заключение
Литература
Введение
Субкультуры играют оченьбольшую роль в социализации, так как они представляют собой своеобразный способдифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иныеобщности и обозначения социальной и возрастной структуры общества.
Особенно сильносубкультура влияет на социализацию детей, подростков и юношей, поэтому влияниесубкультуры можно рассматривать как специфический механизм социализации, такназываемый «стилизованный механизм» (8, С.71).
Субкультура оказываетвлияние на детей, подростков и юношей постольку и в такой мере, поскольку и вкакой мере группы сверстников, являющиеся её носителями, референтны, т.е.значимы, для них. Как правило, чем больше ребёнок, подросток или юношасоотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем больше влияет на нихвозрастная субкультура.
Являясь объектом индентификациичеловека, субкультура становится одним из способов его обособления в обществе,одной из ступеней автономизации личности, что определяет её влияние насамосознание, самоуважение и самопринятие. Это говорит о важностистилизованного механизма в процессе социализации детей, подростков и юношей.
Традиционные науки очеловеке изучали детей и детство как объект и продукт деятельности взрослых.Все понятия воспитания, социализации, возрастных и индивидуальных особенностейребёнка предполагают неравенство отношений «ребёнок-взрослый». Взрослыйпредстаёт как субъект, учитель, а ребёнок – как объект, продукт и результатдеятельности взрослого.
Чтоб понять ребёнка,выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства какавтономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, котораяобладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только какпродукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёныепоставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детскоговосприятия.
И.С. Кон выделяет 3главных подсистемы «культуры детства»:
1) детская игра;
2) детский фольклор ихудожественное творчество;
3) коммуникативноеповедение детей.
Все три составляющие неявляются новыми для науки. Но современные фольклористы и этнографырассматривают их не только в контексте социального научения с центральнойфигурой взрослого. Их интересуют более интимные, скрытые от взрослых аспектыжизни детей.
В своей работе педагогиприходится сталкиваться с детской или подростково-юношеской субкультурами. Имприходится иметь ввиду особенности субкультур, которые складываются и вближайшем окружении различных воспитательных организаций. Педагогам,осуществляя социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностяхи характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники. Этоважно для того, чтобы при организации воспитательного процесса педагоги моглипредположить позитивное или негативное влияние той или иной субкультуры надетей и подростков. Например, направления моды могут отражаться в быту,оформлении интерьера помещений, в содержании и формах жизнедеятельности (игры,конкурсы, шоу, популярные на телевидении).
Знание особенностейдетских, подростковых и юношеских субкультур позволяет педагогам минимизироватьи корректировать негативные влияния на воспитанников, используя для этих целейвозможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций.
Изучение субкультурныхособенностей необходимо педагогам для того, чтобы иметь возможностьорганизовывать общение со своими воспитанниками. На современном этаперазрабатываются новые, более совершенные программы для детского сада, а этотребует знания особенностей субструктур детского дошкольного сообщества ипедагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из факторов,оказывающих влияние на развитие ребёнка.
Актуальность нашегоисследования определяется необходимостью более глубокого изучения особенностейдетской субкультуры.
Целью данной работы изучение особенностейдетской субкультуры на современном этапе.
Для достижения целиработы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию субкультуры,выделить её признаки и виды.
2. Раскрыть особенности детской субкультуры.
3. Изучить субкультуру детей старшего дошкольноговозраста.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования данной работы — детскаясубкультура.
Предмет исследования — особенности детскойсубкультуры на современном этапе.
Методы исследования — анализ психолого-педагогическойлитературы, опрос детей, анализ продуктов детской деятельности.
I. Теоретические подходы к вопросу одетской субкультуре
1.1 Понятие субкультуры и признаки
Строение социальныхотношений в любом обществе предполагает функционирование групп людей (детей,юношей, взрослых), которые объединяются по принципам пола и возраста или попризнакам возраста. В нашем обществе это детский сад (дети разного пола, ноодного возраста в одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола,одного возраста). В других культурах это может быть совместное проживаниемальчиков, готовящихся к обряду инициации, или отдельное проживание женщин,ставших матерями, или другое.
Отношение человека кчеловеку имеет разный уровень понимания в зависимости от того, как в ихсознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичныехарактеристики друг друга. Это является одним из психологических условийформирования в единой культуре относительно независимых друг от другасубкультур.
«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографическойгруппы» (10, С.299).
«Субкультура –совокупность специфических социально-психологических признаков (норм,ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённыхноминальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя вкачестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (8, С.66).А.В. Мудрик выделяет ряд признаков, присущих субкультуре.
У носителей той или инойсубкультуры есть ценностные ориентации, которые определяются ценностямии социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными всоответствии с характером субкультуры, возрастными и другими специфическимипотребностями, стремлениями и проблемами носителей.
Существуют некоторыеобщепринятые духовные ценности, а также и такие, которые для одних являютсяценностями, а для других нет. Часто то, что значимо для детей и подростков,воспринимается взрослыми как «безделица». Примером этого может быть увлечениетехникой, музыкой, спротом и т.д.
Как правило, в реальныхгруппах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых имипредрассудков, которые могут быть как безобидными, так и антисоциальными.Предрассудки отражают присущие субкультуре ценностные ориентации или же самимогут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Каждой субкультуреприсущи нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений,которые существенно различаются по содержанию, сферами и мере их регулятивноговлияния.
В просоциальныхсубкультурах нормы обычно не противоречат общественным нормам, а дополняют илитрансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентацииносителей той или иной субкультуры. В асоциальных субкультурах нормыпротивопоставляются общественным. В зависимости от условий жизни и ценностныхориентаций, в асоциальных субкультурах присутствуют более или менеетрансформированные общественные и частично атниобщественные нормы, а такжеспецифичные для конкретной субкультуры нормы.
Обычно антисоциальныесубкультуры являются довольно закрытыми, нормативная регуляция в них жёсткая иохватывает практически всю жизнь ребят. Но во многих асоциальных и в рядепросоциальных культур регуляция может охватывать только те сферы жизни, которыеконституируют данную субкультуру, например, увлечение каким-либо музыкальнымстилем.
В субкультурных группахсуществует статусная структура. В данном случает статус – это«положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы,обусловленное его достижениями в значимой для неё жизнедеятельности,репутацией, авторитетом, престижем, влиянием» (6, С.68)
От характера субкультурызависит степень жёсткости статусной структуры. В закрытых субкультурах онаприобретает крайнюю степень жёсткости, определяя как положение в ней ребят, таки во многом их жизнь и судьбу в целом.
У носителей субкультурыимеются предпочитаемые источники информации. По своей значимостиобычно они имеют такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты,журналы, радио и телевидение, интернет сайты, рассчитанные на носителей даннойсубкультуры; определённые программы или передачи радио и телевидения,конкретные рубрики газет и журналов.
Информация,полученная из этих источников, трансформированная и воспринятая в соответствиис характерными для субкультуры ценностными ориентациями, во многом определяетсодержание общения её носителей.
Вкаждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Этоболее или менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы,способы свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными исоциокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися возможностями,модой.
Следованиемоде является одним из важнейших признаков подростково-юношеских субкультур.Особенно явно это проявляется в одежде, оформлении внешности (например,татуировки, пирсинг, макияж, причёски), танцах, манере поведения, речи,музыкальных и других эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Яркимпризнаком субкультуры является жаргон – своеобразный диалект,отличающий её носителей.
Жаргон– это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп слов и выражений.Каждой субкультуре присущ свой фольклор – комплекс словесных,музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества (8, С.70)
Словесныйфольклор включает в себя различные предания из истории сообщества носителейсубкультуры, о жизни и деятельности их легендарных представителей,специфические по содержанию стихи и прозаические произведения, анекдоты, атакже считалки, страшилки, дразнилки в детской субкультуре.
Кмузыкальному фольклору относятся песни, выражающие определённое мировосприятие,отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни имышления, отражающие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о реальныхили мифических событиях в жизни её носителей.
1.2 Виды субкультур
Г.С.Абрамова отмечает,что это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилыхлюдей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов ит.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие –дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты тогоили иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов поинтересам и т.д.).
Рассматривая возрастныесубкультуры, Г.С.Абрамова отмечает существование признаков субкультуры уже в дошкольныхгруппах.
А.П.Усова и еёпоследователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываютсяотносительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровыетрадиции, нормы и правилами поведения. Игра рассматривалась как основафункционирования таких сообществ.
Очень устойчивойсубкультурой является подростковая. Персонифицируя своё чувство МЫ вспецифической форме, подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый языктолько этой общности, который затрудняет проникновение чужого другого.
Главной чертойподростковой субкультуры является её стремление к замкнутости, изолированностиот других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями,которые создаются специальными средствами.
Следующей субкультуройвыделяется молодёжная. Её признаком можно считать наличие молодёжноймоды, группировок по разным признакам общности.
Молодёжную субкультурутакже отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков,которые имеют смысл только внутри этой субкультуры. Юношеский возрастотличается созданием конкретных идеалов – кумиров.
Следующим видомсубкультуры является субкультура взрослых. Она неоднородна по качествуобобщения знаний о человеке, по возможности владения экзистенциальнымихарактеристиками. Но их присутствие всё равно ощущается в виде противоречийсобственной жизни, кризисов зрелой личности, которые необходимо разрешать черезсоздание новых смыслов.
Главной чертой субкультурыпожилых людей является то, что люди, принадлежащие к этой субкультуре,обладают возможностью отождествлять обобщённый идеал человека со своейсобственной жизнью. Здесь проявляется старческий эгоизм, выражающийся в склонностисчитать обоснованным и истинным проявлением жизни и качеств человека лишьизвестные им лично качества человека и жизни по представлениям из собственногоопыта. Пожилые люди склонны персонифицировать идеал человека в собственном Я,что можно считать типичной чертой субкультуры пожилых людей. Это способствуеттому, что пожилой возраст человека отождествляется с возрастом мудрости.
Наиболее яркой являются различныесубкультуры молодёжи. Молодёжь тянется к неформальным группам по разнымпричинам. Одни — из любопытства, не вникая в саму философию движения, другиевидят в движении интересную форму времяпровождения, третьи находят в этоморигинальный образ жизни.
Хиппи имеют свою философскую платформу,свою форму поведения. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор. Считается,что длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Лоб изатылок обвязаны тонкой повязкой. Многие отпускают бороду. Одежда хиппи и ихповедение объясняется стремлением не отрываться от природы.
В основе философии хиппилежит внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви.Они выступают против службы в армии, верят в высшую реальность, медитацию,помогающую выйти в другую реальность. Хиппи являются своеобразным вызовомсовременному обществу.
Одним из распространенныхдвижений в России является движение панков. Их можно узнать по петушинымпричёскам, кожаным пиджакам на голом теле, грубому жаргону и вызывающемуповедению. Поведение панков в общественных местах сопровождается драками,грабежами.
Выделяются группы мажоров(псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы), предпочитающие носить вещитолько из этих стран. Мажоры культивируют образ сильного, предприимчивогочеловека, владеющего несколькими языками. Они за активный спорт и против наркотиков.
Рокеры – группы молодых людей, которыеносятся по улицам городов и сёл ан мотоциклах без глушителей, демонстрируя этимсвоё пренебрежение обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеютводительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.
Организуются группы саталлистов– фанатов, поклонников определённого певца, футбольной команды.
Наиболее распространеннаямолодёжная неформальная группа – металлисты, которая включает в себяпоклонников тяжёлого рока, чёрного металлического рока и скоростногометаллического рока. Членов этой группы отличает агрессивный внешний вид,чёрная одежда, украшения из металла на груди, перевёрнутый крест. Ониагрессивны и исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм.
Но среди металлистоввстречаются и миролюбивые подростки, являющиеся ценителями металлического рока.Они не конфликтуют с официальными организациями.
В настоящее время существуетмножество других течений и группировок молодёжи, например, скинхеды, готы,хип-хоп и многие другие.
1.3 Особенности детской субкультуры
«Субкультура детская – вшироком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в болееузком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способовдеятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (10,С.299).
Детскаясубкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, котораяобладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется вдетском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.
Н.Ивановав своей статье определяет детскую субкультуру как особую системусоциально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют настиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя вкачестве «мы», отличного от «они» (4, С.34).
В.Кудрявцев,Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих вдетской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийноскладывается внутри господствующей культурной традиции данного общества изанимает в ней относительно автономное место» (6, С.87). Детская культураявляется культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общеекультурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывносвязана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Детская традиция – это«совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных споловозрастными особенностями психического развития и характером социализациидетей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская«магия» и т.д.)» (10, С.299).
В разных периодах детстваособую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: длядошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, длядетей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков –мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.
М.В.Осорина в своихработах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миромвзрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детскогосообщества» (9, С.5). Любая человеческая культура несёт в себе модель мира,которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена вмифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядахи ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселенийчеловека и организации внутреннего пространства жилищ. (9, С.9).
Вдетской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новыхсторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства вдетской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых (6, С.65).
Каждоепоколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служитопорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека.Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребёнокполучает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природнойсреды. Также он активно творит модель мира сам.
Благодаря детскойсубкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способыорганизации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия,взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести своюсущность, констатировать свой собственный мир.
Передача содержаниядетской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общениядетей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концупериода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники,девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».
1.4 Компоненты детской субкультуры
Детская субкультураявляется миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжениивсего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерныхдля детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.
Прежде всего, необходимовыделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Играпомогает детям освоить опыт человеческой деятельности.
Д.Б.Эльконин изучалзначение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра вдошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности имежчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игрыявляется человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силуэтого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности»(11, С.10). В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра – это своеобразныйспособ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваиваютобщие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальныеотношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются вжизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.
В.Абраменкова отмечает,что «традиционная игра – это не просто воспроизведение детским сообществомисторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношенийи определения своего самобытного места в мире». (1)
В играх ребёнок имеетбольшую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваиватьотношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение иучиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которыеносят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, сменупозиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играмможно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки»,«Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.
Многие народные игрысвязаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву,посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом,учится ценить и уважать его.
Число игр, отражающихтруд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не толькопоказывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своёотношение к происходящему.
Все русские праздникипроходили с участием детей. Среди них — русская свадьба. Считалось, что играмив свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливыйбрак.
Шуточная свадьба имеласвою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, онаиграла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядомвзрослых.
Детский фольклор является важнейшей составляющейдетской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор – это «однаиз форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системеустойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения впоколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой икоммуникативной деятельности» (9,C.41).
В основе детскогофольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Этипроизведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения сдетьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки,прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы квосприятию детьми.
Как правило, этипроизведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети необращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детскойсубкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как детивсячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтомупроизведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться изпоколения в поколение в устной форме.
Детский фольклор можетпоказать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживаяи воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляетсядесятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточноконсервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни однопроизведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько«версий» одного и того же фольклорного произведения.
Дети имеют возможностьнаделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение,приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизмдетской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашаетлюбого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативностьсвойственна практически всем компонентам детской субкультуры.
Колыбельные песни,потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей модельюокружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируютоснову доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклорапредстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо».У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая илучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.
В детском фольклоренаходят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся отпоколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённыхпо территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья сдетьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Ономожет быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переездена новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно(капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть этопятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинаетмедленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна,рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, рукуудаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают этуруку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьимогут ожить.
Исследователями отмечено,что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнкаиз пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстахколлективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины,висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например,«Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль приовладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формойявляются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в формевопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамкиобыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширениядетского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическоеобщение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которойнеобходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явленияисследователи называют «детским философствованием», которое образуетособую составляющую субкультуры детства.
«Философствованием» могутбыть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многомдругом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагиваютвопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают тусамобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картинаобъединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное ивымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаётвопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания,которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогаетребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.
Детскоесловотворчествозанимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно являетсясвоеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественнымопытом.
В попыткахсловотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых,вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средствомобособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.
Занимаясьсловотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким ипластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Детиосвобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка.Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.
Как отмечают В.Кудрявцеви Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той илииной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечиваетогромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературнымитекстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциалродного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик»,«мазелин», «мокресс».
Перевёртыши являются примечательной сферойявлений детской субкультуры. «Перевёртыши – это особые словесные произведения,где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положениевещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем»(6, С.66). Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малыхфольклорных жанров, рассчитанных на детей:
«Ехала деревня мимомужика,
Глядь, из-под собакилают ворота».
«Он на пегой телеге,на дубовой лошади».
В различных культурахтакое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностейдетей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве,искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайноК.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким,какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано сособенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. Тоже самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чемобъясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которойвсё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам ивозможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в нихребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новомуутвердиться в знании «нормы».
Жанр считалки,характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналоговво взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразнуюподготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленнаяреализация распределения ролей:
«Вышел месяц изтумана,
Вынул ножик изкармана.
Буду резать, буду бить–
Всё равно тебеводить!»
Считалка помогаетустранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащаеттрадиционные тексты.
Дразнилки высмеиваютдетские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность,плаксивость:
«Жадина-говядина,солёный огурец,
На полу валяется,никто его не ест!»
В.Абраменкова отмечает,что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют такназываемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнестиразнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детскиенеприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретаетпсихологический смысл нарушения запретов взрослых:
«Дети в подвале игралив гестапо.
Зверски замученсантехник Потапов». (1)
Любовь ребёнка ковсяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждаетпорядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховаяактивность детей – это подтверждение их собственного существования черезвыворачивание себя и окружающих «наизнанку».
Как отмечаетВ.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываютсяв представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения,свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидетьсмешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызываяповышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментоввялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют ихдвигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическомпроцессе.
Одним из важныхкомпонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общениямежду детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем,образностью, зашифрованностью.
В процессе общения детипридумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или другихдетей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могутприбавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примернотакой текст:
«Нашаус кошкаусвчераус принеслаус домойуcкотятус».
Дети более старшего возрастапользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном – специальноразработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культурык автономизации.
В.Абраменкова выделяетещё одну важную черту, присущую детской субкультуре – табуирование личныхимён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами икличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено инесёт в себе момент оценки, которая может быть позитивной, негативной или женосить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.
В младшем школьномвозрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. Уподростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище– значит, быть замеченным сверстниками.
Религиозные представленияи духовная жизнь детей – ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизньпредставляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, котораячаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.
Исследователи отмечаютособую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силуэтого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен отрелигиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.
В традиционных детскихверованиях среди младших школьников довольно распространенными являются«языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрнаярука, белое пианино и т.д.). В более старшем возрасте в детской среде бытуют ихристианские православные представления: рассказы о святых, о чудесномспасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего детискрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек,предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.
М.Осорина средикомпонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения:детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.
Детское собирательство раннегодетства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакойпотребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом,некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки»,ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом онраздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этимималенькими символами «Я» — «его делается много» (9, С.129). Находки настолькоприобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии ипереживания.
Примерно после пяти летдетское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя«сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочеку девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить ссобой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Этовсевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монетыи предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычноребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто непомешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.
Как правило,«сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей,примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если«сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна иболее обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группесверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают другдругу, хвастаются и гордятся ими.
Появление коллекции свидетельствуето вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно этосвязано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формированиесамостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчинятьсяправилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.
Чаще всего дети семи — десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики,обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми какличная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит овысоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей,качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.
Многие привлекательныепредметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих»тайников.
«Секрет» девочкипредставляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладываетсячем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нёмраскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверхусделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затемвсё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.
Создание «секретов»является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаютсяот старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сутиможно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.
Мальчишечьи «тайники»создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространствеокружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях,щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы,которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.
«Секреты», «тайники» и«сокровищницы» являются попытками детей установить личный углублённый контакт сместом обитания.
В детской субкультуре М.Осоринавыделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых — походыдетей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей,например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей даливозможность выделить перечень мест, которые посещают дети.
Места игр — те места, где дети собираются длятех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятсяотдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры онисобираются между этими территориями.
«Страшные места» относятся к разряду опасных,запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб,колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точкамисоприкосновения их обычного мира с миром другим — таинственным, мрачным,населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок,объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.
Постепенно «страшныеместа» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не толькопереживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхисимволически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшемшкольном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбростии её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктови личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статусакаждого участника в групповой иерархии.
«Интересные места» — это места, где можнобеспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно этожизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей,которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка(стройка, мастерская и т.д.)
«Злачные места» — места, где добывается запретноеили совершается недолжное. Самое типичное место — свалка. Она является дляребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.
Вид «нечейных вещей»,наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторыхдетей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых напроявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, закоторые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы дляненормативных действий» (9, С.94). Но есть и другая сторона общения детей спомойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негоднымидля обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различныхнужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческогоэкспериментирования.
«Места уединения» — те места, где не потревожат, гдеребёнку удобно и уютно.«Места встреч» являются местом общего сборадетей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобносидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.
«Местаэкзистенциально-философских и религиозных переживаний» — места, самостоятельно найденныеребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.
Таким образом, втеоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы кпонятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенностидетской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детскаяигра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразныйдетский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозныепредставления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободноговремяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализациидетей.
особенностькомпонент детство субкультура
II. Практическое изучение особенностейдетской субкультуры на современном этапе
Практическое изучениеособенностей детской субкультуры проводилось на базе МДОУ «Детский садкомпенсирующего вида № 1» г.Череповца. Материалы к исследованию былиразработаны на основе статьи Н.Михайленко, Н.Коротковой «К портретусовременного дошкольника» (7).
Цель исследования: выявить особенности субкультурысовременных дошкольников.
Для реализациипоставленной цели был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста. Былоопрошено 16 детей в возрасте 6-7 лет. Вопросы охватывали следующие темы:
1. Отношение ребёнка к сообществам взрослых, школьников исвоему собственному, ориентация на переход в будущем в сообщества школьников ивзрослых.
2. Характер детских проблем и круг лиц, которым ребёнокмог бы доверить свои проблемы.
3. Отношение к воспитателю дошкольного учреждения какпредставителю взрослого сообщества.
4. Предпочтения детей в сфере книг, музыки, телевидения,игр и общения со сверстниками.
Результаты исследованиязанесены в таблицы (см. Приложение).
Первая темапредусматривала ответы детей на следующие вопросы:
1) Как ты считаешь,что обычно делают взрослые, чем они заняты? Что обычно делают школьники? Чтоделают маленькие дети, которые ещё не ходят в школу?
2) Как ты думаешь, кемлучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребёнком? Почему ты таксчитаешь?
3) Хотелось бы тебебыть взрослым? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
4) Хотелось бы тебебыть школьником? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
Отвечая на первый вопрос,56% детей отметило, что взрослые выполняют различные бытовые дела (убираютквартиру, моют посуду, стирают и т.д.). Они также ходят на работу, причёмконкретно на профессию указал лишь один ребёнок (6%) (мама в больнице работает,папа плотничает). Для остальных детей (37%) «работа» взрослых не связана счем-либо определённым. Многие дети (31%) отметили, что взрослые получают деньги.
2 ребёнка (12%) средизанятий взрослых выделяют воспитание детей и написание дома планов.Скорее всего, на это повлияло то, что мамы девочек работают в дошкольномучреждении воспитателями.
Из всех детей одинребёнок (6%) отметил, что взрослые смотрят телевизор. Остальные дети (94%) неотметили свободное времяпровождение взрослых, их занятия помимо работы ибытовых дел.
Говоря о школьниках, детихарактеризовали их деятельность в общем виде – «учатся», «делают уроки»,«выполняют домашние задания», «уроки учат», «в школу ходят», а также черезконкретные учебные дела и атрибутику, характерную для школы: «сидят за партамии хорошо слушают учителя», «после звонка сидят за партами», «пишут, математикуделают», «учатся, у них есть перемены», «учатся на «5», «читают». Ни один изопрошенных детей не отметил свободную деятельность школьников и их быт.
Отвечая на вопрос,касающихся маленьких детей, испытуемые выделяли игру, посещение детского сада.Некоторые ответы детей (44%) отражали различные режимные моменты жизни малышей:«играют, спят, кушают, гуляют», «гуляют, кушают и лягут спать». 1 ребёнок (6%)отметил, что в детском саду детей учат. Таким образом, дошкольники достаточноадекватно дали ответы на вопросы, касающиеся деятельности взрослых, школьникови маленьких детей, но следует отметить, что представления о взрослыхскладывались в основном на примере своих родителей.
В роли взрослого ишкольника детей дошкольного возраста привлекает возможность «свободы действия»:им доступно то, что недоступно дошкольникам, и они могут делать то, что нельзямаленьким детям, а также могут не делать то, что для дошколят являетсяобязательным. Кроме этого, статус школьника оказался привлекательным для детейблагодаря своеобразной атрибутике.
Вместе с этим, детиосознают ответственность взрослых и школьников, в результате чего не все ещёмогут принять эти роли для себя.
Рассматривая вопроссравнительной оценки статуса взрослого, школьника и маленького ребёнка, трое изопрошенных детей предпочли быть маленьким ребёнком, 9 детей (56%) –школьниками, 5 детей (31%) захотели быть взрослыми.
Многие испытуемые несмогли объяснить причину выбора. Другие дети отметили, что в роли маленькогоребёнка их привлекает возможность играть в детском саду (Бахтина Лера), в роливзрослого – возможность делать то, что не может делать ребёнок: «выйти замуж»(Жохова Настя), «на машине ездить, много денег зарабатывать» (Сиротин Коля). ЛомиловКирилл хочет быть взрослым мужчиной, как папа. В этом случае оказывает влияниепример отца ребёнка.
Дети, считающие, чтолучше быть школьником (19%), руководствовались желанием учиться, быть умным,тем, что «нужно учиться», и «учиться – это очень хорошо». Из этого следует, чтодетей привлекает возможность научиться чему-либо новому.
Соколова Кристинаотметила, что школьникам «спать не надо», то есть, её привлекала возможность невыполнять обязанности, которые ей не нравятся. Желудева Даша выражает желаниебыть школьницей и ходить в 11 класс потому, что среди её окружения естьзнакомые девочки-сестрички, которые учатся в 11 классе.
На прямые вопросыотносительно желания быть школьником или быть взрослым 13 детей (81%) далиположительный ответ на 1-й вопрос и 16 детей (100%) — на 2-й вопрос, хотя невсе смогли объяснить причину этого. Мотивами положительных ответов явилисьболее расширенные возможности взрослых и школьников, новизна в их деятельностипо сравнению с деятельностью детей. Желудева Даша ответила, что не хочет бытьвзрослой, так как надо много работать.
Анализируя ответы детейпо данной группе вопросов, можно предположить, что дети разделяют сообществавзрослых, школьников и маленьких детей, понимают их различия и уже примеряют ксебе ту или иную роль.
Для того, чтобы выяснитьхарактер детских проблем и круг лиц, которым ребёнок мог бы доверить своипроблемы, детям были заданы следующие вопросы:
1) Бывает так, что тысильно огорчаешься, расстраиваешься? Из-за чего ты больше всего огорчаешься?
2) Кому чаще всегорассказываешь о своих огорчениях?
4 детей (25%) отвечая напервый вопрос, указывают на ситуации, возникающие при общении с взрослыми:«когда ругает мама или папа, когда меня долго не забирают от бабушки», «когдаменя ругают, когда я уронил вазу, что-то делал неправильно», «мама не включаетпесню, которую хочу», «когда не в тот в магазин сходила, что-то не то купила».Два ребёнка (12%) указали на проблемы, возникшие в семье или с членами семьи: «смужем расстаёмся», «из-за мамы, её огорчают на работе, её подруги деньги изсерванта крадут», ещё два (12%) – на проблему в общении со сверстниками:«девочки обижают», «Миша от меня уходит» (Миша — друг). 3 детей (19%) указалина то, что их обижают, но не назвали конкретных обидчиков. 2 ребёнка (12%) огорченытем, что нужно рано вставать, двое детей (12%) отметили, что бывают ситуации,когда они расстроены, но не указали, какие именно Из этого следует, что детскиепроблемы чаще возникают в отношениях со взрослыми, особенно с близкими людьми,но имеют место и проблемы взаимоотношения со сверстниками.
О своих огорчениях 13детей (81%) чаще всего рассказывают своим родителям, бабушкам, брату, 2ребёнка (12%) воспитателю, 2 ребёнка (12%) никому, 1 ребёнок (6%) подруге. Следовательно,дети предпочитают для таких разговоров близких людей. Для большинства детейвоспитатель не входит в число значимых для ребёнка лиц. 1 ребёнок нерассказывает о своих проблемах никому. Это уже должно насторожить взрослых.
Для того чтобы выяснитьотношение детей к воспитателю дошкольного учреждения как представителювзрослого сообщества, были заданы следующие вопросы:
1)Что делает воспитатель в детском саду?
2)Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?
3)Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (нехотелось бы)?
4)О чём с тобой воспитатель обычно разговаривает?
Большинство детей видятроль воспитателя в том, чтобы так или иначе работать с детьми. 9 человек (56%) отметили,что воспитатель проводит занятия, смотрит за детьми, ходит гулять, читаеткнижки, укладывает спать. 2 ребёнка (12%) ответили на вопрос обобщённо(работает, дела делает), 2 ребёнка (12%) выдели дисциплинарные функции (детейругают, наказывают, садят на стул). Для 4 детей (25%) воспитатель не являетсяпартнёром по игре, хотя они очень этого хотят. Дети отмечают занятостьвоспитателя другими делами помимо детских игр. Часто даже разговаривают сдетьми они лишь тогда, когда в этом назревает острая необходимость или же назанятиях. Большинство детей (11 человек – 69%) не видит воспитателя в ролиинтересного собеседника, хотя и находится несколько ребят (5 детей – 31%),которые указывают на общение взрослых и воспитанников на разные темы.
Дети осознают как трудностьработы воспитателя, так и важность и интересность. В связи с этим отмечаетсякак положительная, так и отрицательная мотивация на предмет представления себяв роли воспитателя.
2 ребёнка (12%) представляютроль воспитателей довольно интересно: «Ходят к заведующей д/с и просят денег надень рождения, занять в долг до получки. У воспитателя мало денег, а у нянечекещё меньше. Воспитатель ходит по коридору»; «Ходит к медикам и по коридору». Тоесть, скорее всего, дети указывают на то, что им наиболее ярко запомнилось,теряя за этим смысл основной работы воспитателей.
На вопрос «Хотел ли тыбыть воспитателем?» положительно ответили 9 детей (56%), трое из них (19%) смоглиобосновать ответ: «Я люблю детский сад и озорных детей», «она учит детей», «этоинтересно». Следует, что этих детей привлекает сама работа воспитателя.
6 человек (37%) далиотрицательный ответ, из них 3 ребёнка (19%) обосновали ответы следующимобразом: «надо учить, а это трудно», «надо ухаживать за детьми, лучше пойти анработу и лучше быть в школе учителем или директором», «не хочу работать смаленькими детьми, они всё разбрасывают, плачут». Таким образом, дети понимаюттрудности работы воспитателей, и это их не привлекает.
15 детей (94%) из 16опрошенных хотели бы, чтобы воспитатель играл с детьми. Не смотря на то, чтоникто из детей не оценил воспитателя как партнёра по играм, отвечая напредыдущий вопрос, 4 ребёнка (25%) отметили, что воспитатели играют с ними, идетям это нравится. 3 из детей (19%) считают, что воспитатели не играют с ними,так как «они заняты и всё время пишут», «воспитатели не играют, им надо деньгизарабатывать», «воспитатель не играет с нами, а только занятия проводит».
Отвечая на вопрос осодержании разговоров воспитателей и детей, выяснилось, что тематика достаточноразнообразна. 4 (25%) ребёнка выделили разговоры об отдыхе, о жизни, о ребятахв группе, о правилах поведения, о семьях воспитателей. 3 из детей (19%) отметили,что воспитатель разговаривает с ними только на занятиях. С 2-мя детьми (12%) воспитательобщается лишь в крайних случаях: «когда меня ругают, тогда со мной иразговаривают», «разбирает случай, когда что-то случилось». 3 ребёнка (19%) ответили,что воспитатели с ними не разговаривают.
Из этого можно сделатьвывод, что в большей части общение детей и воспитателя носит формальныйхарактер. Дети не видят в нём интересного собеседника.
В следующем блоке намбыло необходимо выяснить, какие увлечения присущи детям, каково их отношение кмиру книг, музыки, телевидения, а также особенности детских игр, ихпредпочтения в этой сфере деятельности и в общении со сверстниками.
Детям были заданыследующие вопросы:
1) Что ты больше всеголюбишь делать?
2) Какую книгу тыбольше всего любишь?
3) Какая передача потелевизору тебе больше всего нравится?
4) Какая песня илимузыка тебе больше всего нравится?
5) Как ты любишьиграть?
6) Ты любишь игратьодин или с детьми? Вдвоём с кем-нибудь или когда много детей? Почему тебе такбольше нравится?
7) О чём ты со своимидрузьями любишь поговорить?
Из общего числа детей 11человек (69%) указали на игровые занятия: играть в кукольном уголке, играть,прыгать на батуте, играть с братом, постройки делать, играть машинкой на пультеуправления, строить из материала, играть в машины, куклы, гулять. 1 ребёнок (6%)ответил,что любит играть на компьютере. 4 ребёнка (25%) указали на другие занятия: мытьпосуду, ходить в магазин, прибирать игрушки, помогать маме. Исходя из этогоможно предположить, что детей привлекают более «взрослые» занятия.
Говоря о своих любимыхкнигах, 5 детей (31%) называли сказки: «Про Золушку», «Про Дюймовочку», «Прорепку», «Про Деда Мороза». 2 ребёнка (12%) отметили «Смешарики», ещё 2 – «Продядю Фёдора. 1 ребёнок (6%) указал на книжки «Бритни Крошка», «Болтливая Женя».2 девочки (12%) представили любимой книжкой раскраску. 3 ребёнка (19%) далиобобщённые ответы: «тачки – про машины», «про насекомых», «про машины инасекомых». Лишь 2 ребёнка (12%) назвали свои любимые произведения с указаниемавторов: «Озорные стихи» А.Барто, «Лукоморье» А.Пушкина.
Ответы детей на вопрос«Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?» показали, чтобольшее место из просмотренного по телевидению занимают взрослые фильмы ипередачи. Среди них: «Татьянин день», «Истории Букиных», «Большие гонки», «Полечудес», «Солдаты», «Картун-Некво», «смешное», «Про полицейских», «новости». 3ребёнка (19%) в дополнение к этому назвали мультфильмы, 2 детей (12%) –передачу «Детский мир».
Никто из детей, отвечаяна данный вопрос, не указал всеми любимую ранее передачу «Спокойной ночи,малыши!». И не удивительно: в это время по другому каналу взрослые смотрятфильм «Татьянин день».
В числе любимых песендетей в большинстве своём оказались песни, исполняемые современными эстраднымиисполнителями: «Знаешь ли ты», «Чёрные глаза», «Самолёты», «Сиреневый рой»,«Аты-баты», «Белые кораблики» (взрослый вариант). 4 ребёнка (25%) не выделиконкретных произведений: «релакт», «турецкая», «любая музыка», «крутая». 3детей (19%) назвали музыку из телепередачи, к/ф и м/ф: «Спокойной ночи,малыши!», «Джеттикс», «Человек-Паук».
Таким образом, напредпочтение детей в сфере книг, музыки, телепередач оказывает влияние таобстановка, которая окружает ребёнка дома. Современные дети вынуждены приниматьто, что слушают, смотрят взрослые, воспринимать те книги, которые предлагаютродители своим детям. Во многом всё это далеко от того, что рекомендованопрограммой дошкольного учреждения.
Среди предпочитаемых игрдетьми были выделены традиционные детские игры: «дочки-матери», «в семью», «впрятки», «в войну», «в дом», названы игры «в полицейских», «в гонки», «впиратов», «в свинку». 1 ребёнок (6%) назвал игру «в считалки», 1(6%) – игру накомпьютере. Некоторые дети называли не игру, а игрушки, с которыми онипредпочитают играть (куклы).
В большинстве своём дошкольникииграют в игры, типичные для детской субкультуры. Этот позитивный момент радует.
В процессе исследованиянами было отмечено, что все дети предпочитают играть со сверстниками. Никто издетей не назвал индивидуальную игру. Из них 3 ребёнка (19%) указали на игрумалой группой. Остальные дети (81%) предпочли играть «со всеми», но причинутакого выбора обосновать не смогли.
Отвечая на вопросы,касающиеся темы разговоров детей друг с другом, большинство из опрашиваемыхзатруднялось дать конкретные ответы на поставленный вопрос. Поэтому достаточноглубоко проанализировать содержание всех детских разговоров друг с другом неудалось. Мы смогли лишь получить общее представление о темах бесед детей.
5 человек (31%) выделилитемы об играх, о том, как они будут играть. 4 ребёнка (25%) дали обобщающиеответы: «о разном», «о секретах», «о важном», «о разном, что слышали у мамы ипапы». 4 ребёнка (25%) несколько конкретизировали свои высказывания: «о жизнина земле животных, людей», «о папиной машине», «о воспитателе – как она красиваи хороша». 1 ребёнок (6%) разговаривает с другом о книгах. 2 девочки (12%) приглашаютподруг в гости. 1 из детей (6%) не ответил на вопрос.
Из этого следует, чтотемы разговоров достаточно разнообразны. Они касаются обычной игровойдеятельности детей, в них встречается обсуждение взрослых. Такжепросматриваются и детские размышления типа философствования.
Чтобы дополнить мыпредложили детям рисование на тему «Я и мои друзья». Из 16 человек 5 детей(31%) не смогли выполнить работу. Остальные дети с заданием справились ипрокомментировали содержание рисунков (см.Приложение).
7 детей (44%) изобразилисебя рядом только со сверстниками своей группы д/с. 1 ребёнок (6%) нарисовалсебя рядом с другом из группы и девочкой оттуда, «где живёт папа» (это другаясемья). 3 ребёнка (19%) в своих рисунках окружили себя детьми нее из д/с:братья, сёстры, тетя, дети со двора. Большинство детей имеет друзей их числасвоей группы, а некоторые дети считают своими друзьями родственников.
Среди детей,предоставивших нам свои рисунки, чётко выделяются пары мальчиков: Сиротин Коля– Поваров Кирилл, Сиротин Коля – Краев Никита, Поваров Кирилл – Краев Никита.Дети взаимно выбрали друг друга, отразив это на рисунке. Т.о. можнопредположить, что в коллективе группы складываются постоянные взаимоотношениямежду некоторыми мальчиками. Среди девочек таких взаимоотношений выделить неудалось.
Из рисунков детейследует, что 6 человек (37%) предпочитают иметь 2 друзей, 3 ребёнка (19%) –одного друга (подругу). 1 ребёнок (6%) изобразил на своём рисунке 4 человек,которых считает друзьями.
Из этого можно сделатьпредположение о том, что играть дети предпочитают большой группой, а друзейимеют в небольшом количестве.
Подводя итоги нашегоисследования, мы пришли к следующим выводам. У детей подготовительной группы №4 МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» выделяется конкретные представленияо взрослых, детях и школьниках, складываются определённые впечатления о работевоспитателей и их общении с детьми. У воспитанников группы есть круг своихпроблем и круг лиц, с которым они могут поделиться с проблемами. Также укаждого ребёнка имеются свои предпочтения в сфере книг, музыки, телепередач, накоторые оказывают влияние особенности домашней обстановки и культурного уровняродителей. У детей есть свои любимые занятия, предпочтения в сфере игр иобщения со сверстниками. Кроме этого можно выделить тематику разговоров детейдруг с другом, среди которых просматриваются первые философствования. Такимобразом, можно сделать вывод о том, что в данной группе сложилась своянебольшая детская субкультура со своими особенностями.
Так как для проведениянашего исследования мы использовали материалы из статьи Михайленко Н.,Короткова Н. «К портрету современного дошкольника», то нам было интересносравнить наши данные с теми, которые были получены около 14 лет назад, ивыяснить, какие изменения произошли в детской субкультуре, чем субкультурасовременных дошкольников отличается от субкультуры этой возрастной группы детейтого времени, в чём просматривается сходство. Отметим наиболее яркие моменты.
Явное сходствопросматривается в вопросах, касающихся отношений ребёнка к сообществамвзрослых, школьников и детей. Большинство современных опрошенных детей и детейпрошлых лет одинаково представляло то, чем занимаются те или иные группы этихвозрастных категорий. Всеми были отмечены примерно одинаковые мотивациипривлекательности статуса взрослого и школьника (степень свободы и атрибутика),а также маленького ребёнка (возможность играть и не касаться трудностей).Отмечено, что современные дети более позитивно относятся к желанию бытьшкольником. Они дали меньшее количество отрицательных ответов (38% в 1993г. и87% в нашем исследовании).
По вопросам, касающихсядетских проблем и лиц, кому бы они могли доверить эти проблемы, получилисьпримерно одинаковые результаты в обоих экспериментах по качественным характеристикам:сходные проблемы (взаимоотношения со сверстниками и проблемы с близкими длядетей людьми). Как и в 1993 году, современные дети могут довериться маме, папе,бабушке, брату, сестре, друзьям. Присутствуют дети, которые никому нерассказывают об этом.
Следует отметить, чтосреди любимых занятий у современных детей стали появляться более «взрослые»занятия: походы в магазин, помощь родителям, тогда как в 1993 г. все детиуказывали на игру. Видимо, наши дошкольники с малых лет приобщаются к заботамвзрослых, принимают в них активное участие.
Сходные результаты былиполучены по вопросу относительно роли воспитателя детского сада. Это присмотрза детьми, забота о них. Перешли из прошлых лет в наше время проблемы наказаниядетей в детском саду. Как и раньше, детей наказывают, ругают.
Современные дети вбольшей степени желают видеть воспитателя играющим (78% — 1993г., 94%- нашидети). Видимо, этого им недостает.
В мире музыки обе группыдетей обнаружили предпочтение современной музыки, характерной для своеговремени. А вот телепередачи, которые смотрят дети, значительно «повзрослели».Если в 1993г. 78% детей указало на детские передачи, то в нашем случае эточисло снизилось до 31%. Думается, взрослым есть, над чем поразмыслить.
Отрадно то, что детинашего времени и 1993г. отдают предпочтение традиционным играм. Также оказалисьсходными и некоторые темы детских разговоров.
Таким образом, можносказать, что в детской субкультуре просматриваются некоторые изменения, так какменяется мир, окружающая среда, общество, меняются культурные ценности. Номногое остаётся неизменным, стабильным. Это ещё раз доказывает то, что детскаясубкультура с одной стороны динамична, а с другой стороны – постоянна, и частьеё переносится из поколение в поколение, как и должно быть.
Заключение
Целью данной работы былоизучение особенностей детской субкультуры на современном этапе. Для достиженияцели нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические подходы к понятиюсубкультуры, выделены её признаки и виды.
2. Раскрыты особенности детской субкультуры.
3. В практической части работы изучена субкультура детейстаршего дошкольного возраста в конкретной группе.
4. Проанализированы полученные результаты и сделанывыводы.
В дополнение кпоставленным задачам мы сравнили наше исследование с исследованием, поведённым МихайленкоН., Коротковой Н. в 1993г, где отметили различие и сходство в полученныхданных.
В результате нашегоисследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складываетсясвоя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослыхи помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себяв этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, сосвоими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Тольковзрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимоболее глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. Итогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможнымплодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей сцелью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большогомира взрослых.
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитиеотношений ребёнка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальныйинститут, МОДЭК, Воронеж, 2000.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие длястуд. вузов. — М.: «Академия», 1999.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социальногопедагога: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия»,2002.
4. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,2004, № 4.
5. Кон И.С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003.
6. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детскойсубкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
7. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современногодошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластёнина. – М.И «Академия», 2000.
9. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве миравзрослых.
10. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: «Академия», 2002.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.:Педагогика, 1978.