Министерство образования УкраиныМариупольский гуманитарный институт
Курсовая работа по теме:
«Развлекательныеи познавательные игры на уроках английского языка в младших классах»
Студента IV курса
факультет иностранных языков
английское отделение
Научный руководитель
ст. преподаватель
Яблоков С.В.
Мариуполь – 1999.ПланВведение.1. Роль игры на уроках английского языка в младших классах.
1.1. Специфика и структура игры впроцессе обучения.
1.2. Место игровой деятельности впедагогическом процессе.
1.3. Разновидности игр и примеры ихпрактического применения в учебной деятельности.
2.1 Игры формирующие речевые навыки.
2.1.1 Грамматические игры.
2.1.2 Лексические игры.
2.2. Игры развивающие речевые навыки.
2.2.1 Драмматические игры.
2.2.2 Ролевые игры.
Заключение.
Введение.
Темамоей курсовой работы познавательные и развлекательные игры в младших классах.Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшемшкольном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливообращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И этопонятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способностичеловека, ребенка в особенности.
Даннаятема чрезвычайно важно для глубокого ее изучения и особенно практическогоприменения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, ас учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям дляноваторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Иименно игра, как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамкамиобрела обучение как и детская аудитория на которую она расчитана, наиболееприемлема, на мой взгляд, для применения ее в младших классах, т.к. именноздесь и существует неограниченные возможности для реализации творческогопотенциала как преподавателя, так и учащихся.
Цельданной работы заключается в освещении вопроса о познавательных иразвлекательных играх в младших классах.
Дляреализации данной цели необходимо решить несколько логически взаимосвязанныхзадач:
1. познать роль игры на уроке английского языка в младших классах;
2. рассмотреть каково реально место игры в учебном процессе;
3. указать положительные и отрицательный стороны подобной формы обучения;
4. дать определение понятию игра и охарактеризовать ее разновидности;
5. сделать конкретные выводы и дать некоторые рекомендации по применениюигры, основываясь на собственном опыте и практической деятельности.
Игра –особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственныхсил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать,как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельностьиграющих. Но что касается детей, игра для них прежде всего — увлекательноезанятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранногоязыка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабыйпо языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость исообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета.Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильностизаданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающуюсвободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается нарезультатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с темвозникает чувство удовлетворения.
Детскаяигра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себялетчиком, а стулья сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшомдомашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам, где междуиграющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.
Сточки зрения содержания и механизма такой игры на уроке иностранного языка,сюжет игры такого типа определяют правила. По ходу ее они получают словесноеоформление. По существу, в каждой игре этого типа мы имеем дело с одним-двумяречевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зренияорганизации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
Сдругой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которойнапоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом идействующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и приэтом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуацияреальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры –соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создаетатмосферу эмоциональной напряженности.
Такимобразом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, гдесоздается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях,максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими емупризнаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевоговоздействия.
1.1. «Роль игры на уроках английского языка в младших классах».
Игра,специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, былаи остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.Еще в XIX веке передавая частьинтеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывалавоспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную рольигры.
Советская(отечественная) педагогика рассматривает детскую игру как важное средствовоспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игрыимеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная формавоспитания. Игра для школьников младших классов – способ познания окружающегомира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственныеотношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Основополагающимдля работы педагога является так же утверждения А.С. Макаренко: «Игра имеетважное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеетдеятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет вработе, когда вырастет».
Динамикаи генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо,можно обьяснить существование противоположных мнений среди педагогов в оценкероли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной стороны, игры еще не занялинадлежащего места в школах, а с другой – «игру перегружают дидактизмом»,регламентируют и контролируют каждый шаг и поступок ребенка». Причину этихнедостатков А.В. Запорожец видит в непонимании многими преподавателями функцииигры и ее значения в развитии человеческой личности, в слабой разработанностиобщих проблем игровой деятельности детей.
«Одиниз путей решения этой проблемы, — заключает А.В. Запорожец, — ее комплексноеисследование. Игра, близкая и простая для ребенка, представляет для наукисхожую, многоликую проблему.
Игра –это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение,т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения.
Игра –дело серьезное, а то, что игра – это серьезно, утверждает ее теоретики.Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими длячеловека ?????????????: средство развития умственных действий исредство развития произвольного поведения.
Игракак ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки иформирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественныефункции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, какговорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Главнымэлементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы онапомогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие вжизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми,она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры,то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там гдеэмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Такимобразом, игра – это:
- деятельность (т.е. речевая);
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- «учение с увлечением».
Хотелосьбы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целейшесть:
1. формирование определенных навыков;
2. развитие определенных речевых умений;
3. обучение уметь общаться;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого материала.
Носпецифика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что«учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя,ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится».Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона:характер игры как таковой сделает свое дело.
Детскаяигра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективныхприемов обучение, использование которого делает иностранный язык любимымпредметом школьников.
Применениеигры для развития навыков устной иноязычной речи – еще недостаточно изученнаяобласть педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходитдля етой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первокласных задачпреподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетомцеленаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексическогонаполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем,что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бына задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитываяспецифику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподавательруководит ходом игры и контролирует его.
Особоевнимание привлекают к себе в младших классах игры – драматизации, основойкоторых является короткая сказка. Они полезны прежде всего тем, что развиваютобразную, выразительную речь ребенка. Учавствуя в игре – драматизации, ребенокстановится одновременно объктом, на который направлена воля преподавателя исубъектом, познающим мир.
Игра –драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоитьнеобходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы«чистого» обучения, иногда же в центре внимания находится игра.
Одноиз первых мест на занятиях по иностранному языку занимают дидактические игрыкак общепризнанная форма устного развития школьников младших классов,например, различные виды лото. Эта игра дает широкие возможности варьированияигровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала.Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоениялексики (преподаватель называет предмет по английски, показывая его) к словарно– образному (преподаватель строит разнотипные предложения о предмете, которогов данный момент нет). Следует добиваться, чтобы игра в лото стала неотъемлемымкомпонентом учебного процесса и способствовала постепенному и последовательномунакоплению ребенком словарного запаса, а также всестороннему развитию школьникамладших классов.