Министерство образования РФ
Иркутский государственный педагогический университет
РЕФЕРАТ
Тема: Система проверки
знаний и умений школьников в процессе
обучения истории
Выполнил: аспирант кафедры всеобщей истории
Гавриков Алексей Александрович
Иркутск 2003
Введение
Проблемыпроверки и оценки знаний и умений учащихся были актуальны во все времена.Сохраняют они свою актуальность и сегодня. В частности, это касается проблем,связанных с контролем на уроках истории в средней школе. В наши дни контрольстали рассматривать «как своеобразный метод обучения» [7,545]. При этомпринимается во внимание не только обучающая, но и воспитывающая его функция.Еще Н.Г. Дайри рассматривал проверку знаний учащихсяв качестве метода обучения: «Текущая проверка бывает устной, письменной, атакже и практической. Это – виды проверки, как метода обучения» [4,289]. Не менееактуальны проблемы оценки и отметки знаний на уроках истории. Их рассматривали какметодисты советской школы (Н.Г. Дайри, А.А. Вагин и др.), так и представители современной российскойшколы (И.П. Подласый, И.Ф. Харламов и др.).
Преждевсего, стоит определиться с терминологией и рассмотреть такие понятия, как«диагностика», «контроль», «проверка», «оценка», «отметка». «Нередко онисмешиваются и взаимозамещаются, употребляются то водинаковом, то в различном значении» [7,547].
«Диагностика…–это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точноеопределение его результатов» [Там же, 544]. Дело в том, что современнаяметодика сделала решительный шаг вперед, начав уделять внимание не толькорезультатам обучения, но и процессу приобретения знаний и умений, включив их всферу контроля. «Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоениязнаний» дает возможность, по мнению И.Ф. Харламова, «улучшать индивидуальнуюпомощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельнойработы и оказывать на них действенное влияние» [8,289]. Помимо того, контрольнад самим процессом усвоения знаний позволяет вовремя скорректироватьотклонения или недостатки в обучении. Обычно различают диагностику обученности (результатов процесса обучения) и обучаемости (способностей к обучению). В преподаванииистории особенно важно учитывать способности и склонность детей к изучениюхронологии (многие легко и охотно запоминают даты и периодизацию эпох исобытий), либо исторических сюжетов и описаний (они легко пересказывают ходсобытий и описывают их героев, не обращая при этом внимания на хронологическуюточность).
«Общимродовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение иоценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой» [7,547].«Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку(как результат проверки). В табелях успеваемости… и т.д. оценки фиксируются в виде отметок» [Там же].Стоит обратить внимание на то, что оценки бывают качественными иколичественными.
Касаяськлассификации видов проверки знаний, следует обратить внимание на то, что вразное время разные авторы предлагали свои варианты. В целом, все сходятся натом, что проверка (контроль) знаний может быть устной и письменной. Н.Г. Дайри выделял следующие виды проверки: «1) текущая, 2)итоговая по разделам программы, 3) итоговая в связи с окончанием учебныхчетвертей, 4) итоговая в связи с годовыми курсами повторения, 5) экзамены в VIIIи Xклассах (…), 6) в Xклассе экзамены на повышение отметки»[4,3]. Сегодня этот вариант классификации очевидно устарел. Помимо прочего, экзаменв качестве разновидности итоговой проверки применяется сегодня и в классахсреднего звена. В отношении уроков истории следует отметить, что выпускныеэкзамены по этому предмету сдаются в форме экзамена по выбору. Наиболее жеуниверсальной представляется классификация следующего плана: предварительный,текущий, тематический и итоговый контроль. Что же касается форм проверкизнаний, то их разнообразие постоянно расширяется.
Роль контроля в обучении
Контрольиграет достаточно весомую роль в процессе обучения и в жизни учеников.
Преждевсего, стоит отметить ту роль, которую играет отметка как таковая в жизниученика. Ш.А. Амонашвили писал по этому поводу:«Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя ификсатора результата оценки, на практике становится для ребенка источникомрадости или горя» [1,12]. Действительно, каждый, наверняка, сможет вспомнить всвоей жизни хоть один случай, когда ему до слез обидно было видеть в дневникеотметку ниже, чем хотелось бы. Тем более, досадно было, когда ее ставили «ни зачто», «несправедливо». Подобные обиды рождаются у детей, как правило, потому,что учителя, выставляя отметку, не разъясняют ученикам, почему они их такоценивают. Таким образом, любую выставленную отметку или озвученную оценку необходимомотивировать.
Чтокасается роли контроля в процессе обучения, то он не только призван оцениватьрезультаты учебной деятельности школьников, но и побуждать их к этойдеятельности. Так, И.Ф. Харламов пишет: «Когда ученик предполагает, что егознания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило,побуждает его лучше подготовиться к уроку» [8,231]. Таким образом, контрользнаний учащихся при правильном и грамотном его использовании играет рольстимула.
Помимотого, контроль выполняет и повторительно-обобщающую функцию. На каждом урокепри повторении пройденного ранее материала знания учеников не толькооцениваются, но и систематизируются. Этот момент в отношении уроков историиособенно важен, так как при этом у детей воспитываются представления обисторическом времени и историческом пространстве. «… проверка объективно играетроль необходимого этапа формирования знаний, развития мышления и речи учащихся»[4,103].
Виды контроля
Остановимсяподробнее на видах и формах контроля на уроках истории.
Предварительный контрольпозволяет, с одной стороны, сделать срез знаний учащихсянакануне изучения нового материала, а с другой – спланировать урок подачинового материала, исходя из наличных знаний учеников. Часто собрать «максимальныйобъем информации о входных характеристиках обученностии оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования…» [7,562].Однако тестирование не всегда способствует объективной оценке наличных знанийучащихся. Так, если, например, ученик не знает годы жизни Екатерины Великой, тоэто еще не значит, что он не знает, кем она была. Так же, как многие школьники,не зная на вскидку даты Бородинского сражения, могли бы рассказать о ходе егособытий. И то, что ученик в тестовом задании иногда путает одного историческогогероя с другим, далеко не всегда означает, что он не ориентируется висторических событиях. Поэтому при предварительном контроле тестовые заданиявсегда предпочтительно совмещать с устным опросом.
Текущий контроль, как правило, осуществляется на каждом уроке. Основные его цели –изучение уровня знаний учеников на отдельных этапах обучения и стимулированиеих учебной деятельности. При этом, вслед за Н.Г. Дайри,отметим: «Итак, понимание проверки только как контрольно-учетного мероприятияпротиворечит всей структуре процесса обучения и самому характеру процессапознания учащихся» [4,285]. Таким образом, текущая проверка должна непременностимулировать детей к повторению пройденного материала, а также способствоватьразвитию мышления и речи учеников. Все ведущие методисты справедливо признаютза текущим контролем его обучающую и воспитывающую функции. Текущий контрольможет применяться в самых разнообразных формах. Чаще всего – это устныйфронтальный опрос. «… его роль… не исчерпывается задачами контроля надсостоянием и развитием знаний и умений учащихся.
Систематическипроводимый опрос служит для школьника одним из стимулов регулярнойсамостоятельной работы по истории…
Входе регулярного опроса на уроке происходит не только проверка усвоения знаний,но и их дальнейшее пополнение и углубление… В ходе опроса осуществляетсяразвитие речи и мышления учащихся. Наконец, данные опроса (и устного, иписьменного) позволяют учителю проверить результаты не только самостоятельнойработы учащихся, но и своей собственной деятельности и, следовательно, даютвозможность, устраняя ошибки и недоработки, повышать научный уровеньпреподавания и методическое мастерство» [3,152-153]. Касаясь методикипроведения опроса, А.А. Вагин писал, что «недопустимопревращать опрос в диалог между отвечающим и учителем…» [Там же, 154]. Обратимвнимание на то, что, в принципе, опрос в диалог превращать можно. Другое дело,что затягивать этот диалог слишком надолго не желательно. Все хорошо в меру.Скажем, диалог из трех-пяти реплик даже будет способствовать развитию речи имышления ученика.
Стоитотметить, что «желательно, чтобы проверка носила тематический характер,например по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверкиматериал, значимый по содержанию и сложный по усвоению» [6,137-138]. Такимобразом, опрос должен носить, во-первых, проблемный характер, а во-вторых,систематизированный. Не особой необходимости на очередном комбинированном урокепо истории Древнего Рима вспоминать с учениками всю историю Древнего мира.Касательно места опроса во времени проведения урока, М.В. Короткова и М.Т. Студеникин отмечают: «Иногда опрос по предыдущему материалуцелесообразнее провести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы поизучению нового» [Там же, 138]. При этом стоит отметить необходимость наличиясвязи между темой урока и темой опроса. «Если же такой связи нет, то проверкузнаний по последней теме вообще лучше не проводить. Ученикам целесообразнееповторять к новому уроку изученные ранее разделы, связанные с новой темой…» [Тамже, 138-139].
Устныйопрос при текущем контроле знаний учащихся желательно сочетать с письменнымиформами проверки, например с тестами.
Сегодняметодика применения тестирования в разных целях достаточно хорошо разработана.При этом, «тесты обученности, или, как их ещеназывают, школьные тесты,– это всего лишь одна из разновидностейпсихологических и педагогических испытаний для диагностирования различныхсторон развития и формирования личности» [7,558]. Материалы тестов «могутиспользоваться, по нашему мнению,– отмечает Л.В. Жукова,– не только дляпроверки знаний, но и для обучения» [5,4]. При текущей проверке вполне разумносовмещать тестирование с устными методами контроля.
Тематический контрольприменяется в конце изучения отдельной темы, раздела. Онпризван систематизировать, обобщить, выделить главное в пройденном материале.Как правило, по времени такой контроль занимает целый урок. При этом одинаковоуспешно современными педагогами используются как «классические» контрольныеработы, так и тестирование. «Используя тесты на контрольном уроке, учительимеет возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждымучеником и классом в целом» [2,27]. При этом следует обратить внимание на то,что на уроках истории уместно использовать открытые тесты, где отсутствуютварианты ответов, а в пробелы ученики могут вписать то, что сочтут правильным.На контрольном уроке (уроке повторения и обобщения) могут достаточно удачносовмещаться различные формы проверки. Так, И.Ф. Харламов приводит описание такого урока в Vклассе по разделу «Древняя Греция»:«Вначале учитель организовал фронтальный опрос…
Следующийвид работы был связан с показом пятиклассниками на карте территории ДревнейГреции, ее крупнейших городов…
Потомучитель провел работу по повторению и закреплению основных понятий этогораздела:… Это повторение проводилось путем самостоятельной работы учащихся сучебником и последующей беседы с ними по этим понятиям.
Важноеместо на уроке отводилось повторению основных исторических дат. С этой цельюучитель использовал тестовое задание…
Ещеодно задание было связано со сравнением исторических событий…» [8,250-251].Таким образом, «тестирование должно обязательно сочетаться с другими(традиционными) формами и методами проверки» [7,564].
Итоговый контроль в конце четверти, полугодия и года обычно проводят в видеконтрольных работ, зачетов (представляющих собой фактически двухбалльнуюсистему: «зачтено»-«незачтено»), экзаменов. Все онимогут проходить в тестовой и вопросно-ответной форме. «Экзамен – это особый видитоговой проверки знаний, последняя, решающая проверка на определенном этапеобучения» [4,265].
И.П. Подласый дает итоговому контролю следующее определение: «…это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапецелью» [7,550].
Заключение
Несмотряна наличие достаточно большого числа общих работ по методике преподаванияистории и работ по проблемам проверки и оценки знаний учащихся, затронутая намитема и по сей день не утратила своей актуальности. Дело в том, что сегодняпродолжают сосуществовать различные методы и формы контроля. При этом нередкимиявляются случаи заимствования их из методик преподавания других предметов(например, метод В.Ф. Шаталова). Значительно расширилось в последние годы исамо понимание контроля (диагностика обученности и обучаемости у И.П. Подласого).Широко стало внедряться программированное обучение и, наряду с ним,тестирование как форма проверки знаний учащихся. Все это говорит о том, чтопедагогическая наука не стоит на месте. И даже сам факт того, что в рамкахнастоящей работы нам удалось рассмотреть только самые широко распространенные иизвестные формы и методы контроля знаний учащихся, говорит о прогрессирующем развитиипедагогики и методики.
Литература
1. АмонашвилиШ.А. Воспитательная иобразовательная функция оценки учения школьников:Экспериментально-педагогическое исследование. – М.,1984. – 296 с.
2. БиберинаА.В. Проверка уровня подготовкиучащихся с помощью тестов// Преподавание истории в школе. – 1999. – №2. –с.26-29.
3. ВагинА.А. Методика обучения истории вшколе. – М.,1972. – Раздел II. Проблема прочности знаний по истории. Проверка и учетзнаний. – с.97-170.
4. ДайриН.Г. Приемы текущей проверки знанийучащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. – М.,1958. – 352 с.
5. Жукова Л.В. Контрольные и проверочныеработы по истории. 5-9 кл.: Метод. пособие. –М.,1997. – 176 с.
6. Короткова М.В., СтуденикинМ.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособ. для уч-лей. – М.,1999. – Тема 21. Проверка знаний и уменийучащихся на уроках истории. – с.137-141.
7. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: Учебникдля студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.,1999. – Кн.1. –Часть 2. Процесс обучения. – Тема 8. Диагностика обучения. – с.543-571.
8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. – 4-е изд. – М.,1999. – 519 с.