Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования. КГУ им. Н. А.Некрасова
факультетиностранных языков
РЕФЕРАТ
«ЕГЭ: положительныеи отрицательные стороны»
Выполнила: Каунева Ю.А
3 курс, группа 33н
Кострома 2011
Введение
Сложившись еще в эпохупетровских преобразований, система школьных экзаменов в России претерпела рядизменений и не один раз реформировалась. Система школьных экзаменов, получившаянаибольшее развитие в XIX веке, вызвала в начале XX века резкий протест состороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механическойзубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит отслучайности и т. п. «Не для знания, для экзамена учимся» — поговаривали в товремя. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационныхиспытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней иОктябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошлистороной и систему народного образования.
После Октябрьскойреволюции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематическихзнаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодическойпроверки знаний учащихся в СССР.
По этому поводу 5сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «Оначальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебныхпрограммах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось нанеобходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся.В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главнымобщеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения.
До 1956-57 учебного годаэкзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетаниипереводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, свыпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курсобучения. В целях разгрузки учащихся, с 1956 — 57 учебного года переводныеэкзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовымоценкам знаний. Подобные выпускные школьные экзамены с некоторыми изменениямисохранились и до настоящего времени.
Существуют различныеформы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устнойи письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные игосударственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные,переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновьпоступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебноезаведение.
Распад СССР и последующиеза этим реформы внесли изменения в систему образования в Российской Федерации.
Что такое ЕГЭ
Единый государственный экзамен(ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в среднихучебных заведениях школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом изшколы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всейтерритории России применяются однотипные задания и единые методы оценкикачества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаютсясвидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), гдеуказаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственнойформой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов ввузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭпроводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому,немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии,литературе, истории, обществознанию, информатике.
Введение ЕГЭ
Организатором ЕГЭявляется Рособрнадзор. Одним из родоначальников системы тестирования в РФявляется Владимир Хлебников. Хлебников Владимир Алексеевич занимался апробациейЕГЭ с момента его внедрения в 2001 г. по 2006 г. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также вСамарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 годуэксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионахстраны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионовстраны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный переченьпредметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждымрегионом самостоятельно.
Структура и содержаниезаданий ЕГЭ
Задания ЕГЭ именуютсяконтрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываютсяФедеральным институтом педагогических измерений.
Задания по большинствупредметов делятся на три части (блока): A, B, C.
Блок A содержит тестовыезадания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёхпредложенных.
На каждое задание блока Bнеобходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, буквили чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк ипроверяются компьютером.
Блок C состоит из одногоили нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решитьзадачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить наопределённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертамирегиональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерииоценивания для экспертов.
КИМы по отдельнымпредметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе иматематике (с 2010 года) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах поиностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушатьаудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержаниютекста.
Содержание КИМоврегламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью:кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсиейэкзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранееопределены и не могут быть изменены произвольным образом.
Бланки ЕГЭ
Бланк регистрациииспользуется для регистрации участников экзамена
В бланк ответов № 1вносятся ответы на задания блоков A и B
Для развёрнутых ответовна задания блока C используется бланк ответов № 2; при нехватке местаэкзаменуемым выдается дополнительный бланк ответов № 2
Все бланки ЕГЭ имеютразмер 210 мм Ч 305 мм.
Кроме основной стороныэкзаменуемые могут использовать оборотную:
Заполнение всех бланковЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам, в противном случае данныемогут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.
Выставление оценок за ЕГЭ
Каждое выполненноезадание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих балловсоставляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различаетсяпо разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2010году содержит ЕГЭ по математике (30 первичных баллов), а максимальное — ЕГЭ побиологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).
Далее устанавливаетсясоответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальныйтестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовыезависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзаменаи рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкаланеодинакова для разных предметов, например, на экзамене по русскому языку в2009 году 30 первичных баллов из 60 переводились в 52 тестовых балла, а наэкзамене по математике 18 первичных баллов из 37 переводились в 60 тестовыхбаллов. Другой особенностью шкалы пересчёта является её нелинейность — так,небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичномбалле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительномуизменению тестового балла (например, на экзамене по математике в 2009 году 36первичных баллов из 37 переводились в 90 тестовых), в то время как посерединешкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1или 2.
Результаты ЕГЭ
Во время проведения ЕГЭ вкачестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить насайте, введя паспортные данные участника.
В 2009 году Рособрнадзоротказался от этой практики «в целях защиты персональных данных», посколькупубликацией результатов ЕГЭ занималась частная компания. Тем не менее,результаты экзамена могут публиковаться в Интернете региональными центрамиобработки информации (РЦОИ).
Сервисы публикацийрезультатов ЕГЭ имеются не во всех субъектах федерации.
единыйгосударственный экзамен
Апелляции по результатамЕГЭ
После получениярезультатов ЕГЭ, участник ЕГЭ может подать апелляцию в конфликтную комиссиюсубъекта РФ для пересмотра результатов проверки работы. При этом формальнаяподача апелляции является единственной возможностью для участника экзаменаознакомиться со своей работой после её проверки.
Апелляция рассматриваетсятолько в двух случаях:
В случае несогласияучастника экзамена с распознаванием ответов в заданиях частей А и B, то естьтех заданий, по которым проводится компьютерная проверка. Участник экзаменаполучает бланк своей работы и распечатку того, как ответы были распознаныкомпьютером. В случае некорректного распознавания ответа, он может бытьисправлен решением конфликтной комиссии.
В случае несогласияучастника экзамена с результатами проверки части С экспертами. В этом случаеоценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количествабаллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией.
ЕГЭ как выпускной экзаменв школе
Начиная с 2009 годавыпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку иматематике. Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеютнеудовлетворительных годовых оценок по всем предметам.
Выпускник должен получитьпо этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Еслиучащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, тоон может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получаетнеудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он можетповторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившиеудовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, апотом её пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.
Также выпускники могутсдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты невлияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляетсясреднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения,независимо от результата, полученного на ЕГЭ.
Поступление в вузы порезультатам ЕГЭ
В 2009 году поступление ввузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военныхспециальностей и специальностей, связанных с государственной тайной).
Для поступления в вузабитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Списоквступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки исодержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторыхслучаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным(в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количествоэкзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен порусскому языку и профильному предмету.
Результаты ЕГЭдействительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, то естьсвидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года.Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году вВооружённые Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года смомента увольнения с военной службы.
При приёме наспециальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческихспособностей, физических или психологических качеств вузы также проводятдополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трёх экзаменов, проводимыхв форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерствомобразования и науки.
Избранным вузамразрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов,которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок ихпроведения определяется Правительством РФ. В 2009 году дополнительныевступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностямполучили право проводить 24 вуза .
Предполагается, чтовведение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местностии удалённых регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз иприложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно — по почте или через интернет,не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в нескольковузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральнойбазе свидетельств о результатах ЕГЭ.
В 2009 году уабитуриентов появилась возможность поступать по результатам единогогосударственного экзамена сразу в несколько вузов. Это вызвало значительныйнаплыв абитуриентов, что стало причиной внедрения трёхступенчатой корректировкисписка поступающих (итоговые проходные баллы в каждом вузе поэтапно снижалисьза счёт выбывания тех абитуриентов, кто выбрал другой вуз). Процедурапоступления в вуз поэтапно была изложена в виде подробной схемы .
В большинство зарубежныхвузов абитуриенты с российским аттестатом зрелости не принимаются: российскийстандарт среднего образования считается частично признаваемым на Западе.
Поступление в ссузы порезультатам ЕГЭ
В 2009 году поступление вобразовательные учреждения среднего профессионального образования производитсяпреимущественно по результатам ЕГЭ. Поступающие должны сдать два экзамена изутверждённого перечня вступительных испытаний. При этом экзамен по русскомуязыку является обязательным, а второй экзамен поступающий может выбратьсамостоятельно, если в перечне вступительных испытаний содержится три или болееэкзамена. На отдельные специальности, предполагающие наличие у абитуриентовопределённых творческих способностей, физических или психологических качествссузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс.
Полемика вокруг ЕГЭ:плюсы и минусы
Полемика вокруг Единогогосударственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году.Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы ибольшая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ.
Негативно к ЕГЭ относитсячасть выпускников и их родителей, преподаватели многих ВУЗов, а также значительнаячасть учителей школ. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭполучают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе иниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестатпо каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника запоследние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, приэтом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу.
Страна разделилась на двалагеря. Одни восторженно отзываются об этом нововведении, другие же — наоборотсчитают, что ЕГЭ не может показать истинных знаний экзаменующегося. Несомненно,у ЕГЭ есть свои плюсы и свои минусы. Так чего все же больше?
Несомненным преимуществомЕГЭ считается уравнение шансов на поступление в ВУЗ. Но так ли это? В последнеевремя в различных СМИ появляется все больше информации о подтасовке результатовэкзамена в ЕГЭ. Чиновники ссылаются на некоторые недоработки, считая этоявление единичным. Возможно это и так, но из этого видно, что сама системасдачи ЕГЭ не настолько уж и безупречна. Были также случаи вывески ответов навсе варианты ЕГЭ в интернете. И опять чиновники утверждают, что этослучайность, которая не повторится. Из всего вышесказанного можно сделатьвывод, что при сдачи ЕГЭ все равны, но некоторые ровнее.
Вторым преимуществомЕдиного Государственного экзамена является то, что абитуриент из любой частистраны может поступить в ведущий ВУЗ Российской Федерации. Но ведь всемизвестно, что ведущие вузы смотрят на результат ЕГЭ формально и абитуриентунеобходимо сдавать еще и дополнительные экзамены, которые по сути своей ничемне отличаются от простых вступительных экзаменов. Таким образом всевозвращается на круги своя. К тому же давайте помнить, что у большинства людей из«глубинки» просто не найдется денежных средств, чтобы обеспечитьпроезд, проживание и питание поступившего. Как видно, считать это преимуществоЕГЭ безукоризненным тоже нельзя.
Говорить о том, чторезультат ЕГЭ является объективным можно с трудом. Выбрать в тесте правильныйответ в большинстве случаев можно методом исключения. Особенно это относится кэкзаменам по точным наукам. Что касается наук общественных и гуманитарных, тоесть наук в большинстве своем дискуссионных, то экзамен по этим наукам в форметеста проводить едва ли можно. Взять за пример ЕГЭ по истории. В части А(тестовое задание) большинство вопросов имеют очень косвенное отношение кистории. В основном это вопросы по хронологии, фактологии и метрологии.Конечно, это вспомогательные исторические науки, но они являются отдельнымидисциплинами, преподавание которых не предусмотрено школьной программой.
Что касается части С вЕГЭ, то тут также не приходится говорить об объективности. Эта часть ЕГЭпредполагает письменные развернутые ответы на вопросы. Здесь проблемазаключается в том, то экзаменующийся может на один вопрос ответить оченьразвернуто, высказав все свои предположения по предложенному вопросу. Из егопредположений одно-два оказывается правильным, остальное не правильно или болеетого противоречит правильным утверждениям, в этом случае проверяющий все равнообязан поставить ему определенное количество баллов. Если ЕГЭ и может более илименее объективно показать знание сдающего экзамен по точным наукам, то погуманитарным общественным наукам ЕГЭ не может быть применим.
Теперь несколько слов опроверке работ ЕГЭ. Части А и В проверяет компьютер. Система проверки почтиидеальная. Но в компьютерной программе всегда может произойти ошибка. На данныймомент сведений об ошибках в программе проверки ЕГЭ не поступало, но скореевсего в будущем они будут появляться. Часть С проверяется специальнойкомиссией. Причем каждая работа проверяется двумя разными экспертами, а вслучае расхождения баллов более чем на два дается на проверку третьему эксперту.Теперь представьте — комиссия из трехсот человек (обычно это число меньше)проверяет работы со всей области. Каждый эксперт заинтересован в том, чтобыпроверить как можно большее число работ (т.к. оплата производится за каждуюпроверенную работу). В условиях такой спешки внимательно прочитать и разобратьвсе, что написано в ответе невозможно. При повторной проверке другим экспертомситуация складывается точно такая же. Из чего следует, что система проверкиработ ЕГЭ далека от своего совершенства.
В ходеинтернет-конференции «Единый государственный экзамен: проблемы иперспективы» обсуждались плюсы и минусы ЕГЭ с учетом практики егоприменения в российских школах, рассматривались вопросы о том, какая форма ЕГЭявляется наиболее приемлемой: обязательная или добровольная, какие нормативныедокументы, касающиеся ЕГЭ, требуют существенной доработки, нужно ли утверждениегосударственного стандарта общего образования, как образовательные стандартынового образца отразятся на проведении ЕГЭ в дальнейшем, и др.
Одним из противников ЕГЭявляется Миронов Сергей Михайлович: «…Все-таки с самого начала хотел бы заявитьоднозначную свою позицию: я категорический противник единого государственногоэкзамена в любой форме. Я считаю, что это очень большая ошибка, сделаннаяруководством Министерства образования и науки Российской Федерации, и нискольконе сомневаюсь, что мы вынуждены будем вносить коррективы. Может быть, не совсемот меня, и вы правильно упомянули, что у меня есть законопроект, которыйпредлагает добровольность сдачи ЕГЭ. И, соответственно, можно будет поступать ввысшие учебные заведения либо по результатам ЕГЭ, либо на основании стандартныхэкзаменов.»
«Прежде чем говорить оплюсах и минусах системы ЕГЭ, необходимо, как говорится, попробовать ее насебе», — заявила вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции«Единая Россия» Любовь Слиска. «Однако, — продолжила она, — те люди,которые давно работают в системе высшего, среднеспециального и среднегообразования, говорят, что это — не тот уровень знаний, который можно будетподготовить к сдаче Единого государственного экзамена».
Парламентарий отметила,что сама является противником Единого государственного экзамена. «Я до сих поростаюсь при мнении, что ЕГЭ — это не проверка знаний, а лотерея, в котором либоповезет, либо нет. На мой взгляд, необходимо серьезно и фундаментально изучатьв школе предметы, которые необходимы как на выпускных, так и на вступительныхэкзаменах».
Говоря о том, сможет лиЕГЭ стать мерилом качества подготовки абитуриентов в национальном масштабе,политик заявила, что она «против новых экспериментов над системойобразования и над другими системами, которые являются неотъемлемой частью жизничеловека». «Возникает ощущение, что на протяжении последних тридцати летнаша страна живет в каком-то эксперименте, примем, никакой результат недостигнут. Пора прекратить эксперименты всякого рода и начать жить так, чтобыбыло полезно для страны».
Позитивно оцениваетэкзаменационную кампанию Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «ИменноЕГЭ, несмотря на все свои недостатки, впервые выявил все изъяны структурыобразования». Министр уверен, что система ЕГЭподдается совершенствованию и в будущем она будет работать все более слаженно,но признает, что сейчас школьная программа усложнилась.
В свою очередь ректорМосковского государственного гуманитарного университета им. М.А.ШолоховаВладимир Нечаев считает, что реальная оценка ситуации с образованием дает намшанс переломить катастрофическую ситуацию с образованием в России к лучшему…и что ЕГЭ позволит сравнить по единой шкале не только отдельных выпускников, нои вузы, создавая поле общенациональной конкуренции за качественноподготовленных абитуриентов, а также школы с точки зрения качества подготовкиих выпускников.
Не отрицая несовершенстваЕГЭ, Нечаев подчеркивает, что никто не мешает совершенствовать его методику вбудущем. В частности, он предлагает дать право повторной сдачи ЕГЭ в том жегоду без всякого ущемления в правах. «Везде могут быть ошибки. Даже пробына допинг дважды проверяются. Не будет ничего плохого в том, чтобы датьчеловеку еще один шанс, хотя следует отметить, что традиционная система такогошанса, по крайней мере, в советское время не давала», — отмечает он.
Ректор также убежден, чтов нынешней ситуации от введения ЕГЭ больше плюсов, чем минусов.
Чего больше от введенияЕГЭ — плюсов или минусов? Сможет ли ЕГЭ стать тем мерилом, которое позволитреально оценить качество подготовки абитуриентов в национальном масштабе? Нестоит ли дать абитуриентам право повторной сдачи ЕГЭ в том же году? С такимивопросами «Новости Федерации» обратились к представителям верхней инижней палат парламента.
По мнению парламентариевв Едином государственном экзамене, несмотря на все неоднозначное отношение кнему, больше плюсов, чем минусов. По их мнению, ЕГЭ может обеспечитьобъективность в оценке знаний учащихся и послужить тем самым борьбе скоррупцией.
У ЕГЭ существуют какположительные, так и отрицательные стороны, считает заместитель председателяКомитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель вСФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.
«Главный плюс ЕГЭ — его антикоррупционность», — заявил сенатор. «Компьютер не можетпринимать подарки и брать взятки, поэтому исчезает вероятность того, чтодвоечник за определенную мзду получит на экзамене пятерку, поэтому оценказнаний учащегося с помощью ЕГЭ получается более-менее объективная», — пояснил парламентарий.
В тоже время он указал насуществующие недостатки единого госэкзамена, которые, по словам Белова,«порой перекрывают все его достоинства». «ЕГЭ — новая формаэкзаменования, и, как все новое, он нуждается в совершенствовании. Пока сутьэкзамена — это лишь „натаскивание“ на тесты и зубрежка. Хотя, можетбыть, я сужу об этом, как консерватор, поскольку долгое время преподавал вВоенно-дипломатической академии», — отметил политик, выразив надежду, чтосо временем «доработанный» ЕГЭ сможет давать реальную оценку качествузнаний учащихся.
Александр Починок несомневается в том, что у ЕГЭ плюсов больше, чем минусов, заместительпредседателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтовгражданского общества.
«ЕГЭ намногосправедливее других форм экзаменов», — заявил сенатор. «Ответы навопросы проверяет неподкупная машина, следовательно, отметается факторпристрастности как отдельных преподавателей, так и экзаменационной комиссии вцелом. Благодаря ЕГЭ ребенок даже из самого отдаленного провинциального городкаполучает возможность поступления в приличные вузы Москвы и других крупныхгородов. Введение ЕГЭ позволяет также бороться со взятками в школах иинститутах, исчезает необходимость в дорогостоящих занятиях с репетиторами извыбранного вуза», — пояснил парламентарий.
Одним словом, на взглядПочинка, единый госэкзамен «дает возможность отобрать абитуриентов,действительно способных учиться в вузах, поскольку если ребенок сдал тест, тоэто значит, что он уже не бездарь, а что-то знает». В тоже время политикпризнал, что качество отдельных тестовых вопросов спорное. «Но над этимнадо работать», — считает он.
В ЕГЭ большеположительных моментов, чем отрицательных, уверен заместитель председателяКомитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению КонстантинТитов.
«Ключевоедостоинство ЕГЭ состоит в том, что мы уходим от коррупционных факторов,присутствующих при сдаче экзаменов по форме „преподаватель — абитуриент“, — заявил сенатор.
Немаловажнымобстоятельством, по мнению парламентария, является и то, что „экзамен поЕГЭ в силу его универсальности сдается всего лишь один раз, значит, учениксохраняет свои нервы“.
Титов также высказалмнение, что единый госэкзамен уже позволяет по-настоящему оценивать знанияабитуриентов. „Я знаю о том, что несколько ребят из нашего региона, вчастности, из Тольятти и из Самары, набрали по тестам 100 баллов и без трудапоступили в МГУ. А бывает так, что вузам впоследствии приходится отчислять дажезолотых медалистов, которые не участвовали в конкурсе, а зачислялись нальготной основе“, — рассказал политик.
Отчасти поддерживает введениев России ЕГЭ заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, членфракции „Справедливая Россия“ Виктор Шудегов.
»У системы ЕГЭ естьряд неконституционных положений, в частности, выпускники прошлых лет, которые вэтом году собираются поступить в вузы, обязаны наряду с сегодняшнимивыпускниками сдавать ЕГЭ, чего, безусловно, не должно быть", — заявилдепутат. «Конечно, — продолжил он, — есть еще моменты системы ЕГЭ, которыене только отрицательно сказываются на российской системе образования, но имогут негативно отразиться на жизни наших абитуриентов». При этом онподчеркнул, что «в системе ЕГЭ есть и плюсы».
Так, по словампарламентария, «благодаря Единому госэкзамену увеличился процентпоступающих в вузы выпускников сельских школ. Кроме этого, единые требованиясистемы ЕГЭ позволят оценить качество подготовки абитуриентов в масштабе всейстраны, но, прежде чем, это произойдет, система должна бытьусовершенствована». «Только совершенствование методики системы ЕГЭпозволит избавиться от всех ее минусов», — подчеркнул он.
«Я всегда выступаюза то, чтобы создавались благоприятные условия в российской системеобразования», — заметил политик.
«Введение ЕГЭ несетв себе как положительные, так и отрицательные моменты для российской системыобразования»,- считает заместитель председателя Комитета Госдумы пообразованию, член фракции «Единая Россия» Гаджимет Сафаралиев.
«В целом яподдерживаю введение в России ЕГЭ. Благодаря этому экзамену появитсявозможность оценить уровень и качество подготовки выпускников школ внациональном масштабе», — заявил депутат. «Однако, — продолжил он, — у ЕГЭ есть и плюсы, и минусы».
Говоря о положительныхаспектах системы ЕГЭ, парламентарий, во-первых, отметил тот факт, что«сдавший его ребенок имеет право поступить в любой вуз страны».«Во-вторых, — продолжил он, — ЕГЭ позволяет дать объективную оценкузнаниям учеников, а также способствует прозрачности экзаменов, что по своейсути является антикоррупционной составляющей».
При этом депутат отметили недостаток системы ЕГЭ: у абитуриента, не сдавшего единый госэкзамен, нетповторного права на его пересдачу в этом же году. «На мой взгляд, этонеправильная политика. Мы должны совершенствовать систему ЕГЭ, в том числе и ввопросе предоставления права на повторную сдачу экзамена в том же году, а нечерез год, поскольку Конституция РФ гласит, что любой человек имеет право наобразование».
Основной темой беседыпрезидента Дмитрия Медведева с учителями московской школы № 518, которую онпосетил в первый день учебного года, стали достоинства и недостатки ЕГЭ.
Глава государствапопросил преподавателей честно рассказать ему о своих впечатлениях от ЕГЭ,который школьники впервые в обязательном порядке сдавали в 2009 году.
Преподаватели отметили,что для обычных школьников, родители которых не могут позволить себе нанятьрепетиторов для поступления в вузы, «ЕГЭ был выигрышным вариантом:большинство выпускников школы смогли поступить в вузы, причем в те, которые онираньше побоялись бы и выбрать».
Учителя также заявилипрезиденту о том, что, по их мнению, далеко не все школьные предметы должнысдаваться методом ЕГЭ. В частности, по их мнению, это недопустимо дляпоступления во многие гуманитарные вузы.
Президент согласился, что«это повод подумать», в том числе «над оптимальным соотношениеммежду письменными и устными экзаменами». Он заметил, что поступившие поЕГЭ должны будут пройти в первый год учебы жесткий отсев.
Мнение жительницы городаМосквы Таны Ильиной: «Мне 45 лет, я решила пройти ЕГЭ по биологии онлайн винтернете (я изучала биологию лет 30 назад) и я его прошла, почти без ошибок.ЕГЭ похож на игру «Кто хочет стать миллионером», вопросы до 500рублей. Абсолютно механический экзамен, рассчитанный на общую эрудицию,случайные попадания, просто знания из телевизора. ЕГЭ погубит, уже губит,интеллект наших детей. Усваивается абсолютно ненужная поверхностная информация,совершенно не развивается творческий подход к знаниям. Это печально».
Заключение
Экзамены воспитывают всдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении.Если они и требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам многоволнений и беспокойства, то и в этом можно видеть прекрасную подготовку кжизни, вовсе не усеянной розами. Однако такого взгляда на экзамены держатсядалеко не все в педагогическом мире; особенно не согласны с ним врачи иродители. Первые настаивают на том, что экзамены безусловно вредны для здоровьяучащихся; установлено, например, что во время экзаменов ученики теряют в весе ит. п. Родители и некоторые педагоги полагают, что контролировать учителей иучеников надо в продолжение всего учебного года и так рационально поставитьэтот контроль, чтобы экзамены стали не нужны. Во время экзамена ученикнаходится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе скраткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем егознаний. Сам характер обучения, по мнению противников экзаменов, принимаетвесьма нежелательные формы, превращаясь у иных преподавателей в сплошноенатаскивание к экзаменам.
Многие студенты в годунебрежно относятся к своим обязанностям, надеясь к экзаменам всё подогнать ивосполнить все пробелы; уровень познаний, таким образом, понижается, а отнюдьне повышается, как утверждают защитники экзаменов. Решающее значение экзаменовзаставляет учеников прибегать к разным уловкам и обманам (шпаргалки и прочее),лишь бы получить удовлетворительную отметку, и в этом смысле экзамены имеютдеморализующее влияние на учеников.
Ключевая цель введенияЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе ипоступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территориистраны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки.Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровнюзнаний.
Рассмотрев основныеаспекты по сдаче и проверке ЕГЭ, создается впечатление, что ЕГЭ имеет все-такибольше минусов, чем плюсов. Так это или нет решать каждому самостоятельно. Врамках страны это решили без нас, не спрашивая мнения граждан. Следует лишьдобавить, что по результатам различных соцопросов сторонников ЕГЭ меньше чемего противников.
Литература
1. Энциклопедическийсловарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
2. Порталинформационной поддержки ЕГЭ
3. Сайт Федеральногоинститута педагогических измерений — разработчика заданий ЕГЭ
4. Каталог сайтовподдержки ЕГЭ по регионам
5. Евгений Колосов«Волна митингов против ЕГЭ катится по Кузбассу» информационная заметка опротестах против ЕГЭ
6. Илья Смирнов «Стандартыи образование»
7. Сергей Комков«Генпрокуратура пошла на единый экзамен» — беседа с президентом Всероссийскогофонда образования, доктором педагогических наук
8. Борис Кагарлицкий«ЕГЭ вместо истории»
9. Антон Тюрин ЕГЭ.«Как мы ходили на три буквы»
10. Марина Лемуткина«Наивно утверждать, что ЕГЭ позволит получить объективный результат»
11. И. Ф. Шарыгин«Что плохого в тестах» — критическая статья педагога, написанная после встречис министром Филипповым
12. ВидеоблогДмитрия Медведева
13. НовостиФедерации: статья «ЕГЭ БОЯТЬСЯ — В ВУЗ НЕ ПОСТУПАТЬ (МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ)»