1.Предмет и задачи педагогики. Её связь с другими науками.
Пед.наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являютсязакономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности,тенденции и перспективы развития пед. проц. (образования) как фактора исредства развития чел. на протяжении всей его жизни).
Предмет– образование как реальный целостный пед. процесс, целенаправленно организуемыйв спец. соц. институтах.
Теоретические задачи:
• выявление закономерностей процесса воспитания,образования;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогическойдеятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, системобучения, воспитания, управления образовательными структурами (методическая)
• внедрение результатов исследований в практикупреподавания;
• прогнозирование образования на ближайшее и отдаленноебудущее (прогностическая).
С философией: методологическая ф-ия философии (разрабатывает сист.общ. принципов и способов научного познания); явл. теоретич. платформойосмысления пед. опыта и создания пед. концепций.
С психологией: важнейший источник науч. обоснования образовательногопроцесса.
С биологией: проблема соотношения природных и соц. факторовразвития чел., кот. явл. центральной и для педагогики.
С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования,выявление осн. тенденций развития слоевнаселения, закономерностей социализации и воспитания личности); политологией(образовательная политика явл. отражением гос. идеологии).
1. Проблемацелеполагания.
Проф. деятельность педагогапредваряется осознанием цели, отсутствие которой не позволяет классифицироватьработу педагога как деятельность профессионала. Однако широкий и всестороннийанализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблемацелеполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, чтоприводит к тому, что продуктивность проф. деятельности крайне низка. Проблемы:
1. Цель – исходный момент,первый элемент проф. деятельности педагога. Цель воспитания – процессвоспитания – Результат воспитания. Цель определяет содержание воспит. проц.,обусловливает воспит. результат, служит критерием оценки проф. деятельностипедагога. Проблематичность выстраивания и постановки целей – противоречие междуцелесообраз. х-ром любой деятельности и неосознанностью субъектом деятельностицелесообраз. х-ра деятельности.
2. Цель – идеальное представление о результатедеятельности. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна:педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этойцели. Поэтому проблема целеполагания требует не только серьёзного внимания, нои времени, и проф. усилий по выявлению возможного общего варианта цели. Цельвоспитания подрастающего поколения – прерогатива гос-ва. Формулирование гос.целей воспитания детерминировано экономич., политич., науч., правовыми иорганизационными условиями. Общ. х-р цели позволяет быть ей реализованной присамых разноообразных вариациях обстоятельств.
3.Цель как продукт идеальный оч. подвижна, динамична. Подвижность целипредполагает недостижимость ее, если иметь в виду постоянное развитие человека.Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит.
4. Проблема целеполаганиясвязана с проблемой образовательных стандартов. В стандартах закрепляются целивоспитания и образования. Сложным вопросом целей и стандартов образованиясчитается совмещение стандартов как принудительных критериев профессианализма,с неповторимостью личности школьника, студента, учителя.
5. Неумение педагоговпереводить глобальные цели образования в цели собств. пед. деятельности.Достижение цели происходи решением сист. задач, в проц. выполнения, кот. цельотодвигается на второй план. Забвение цели означает потерю стратегиидеятельности, и тогда задачи как тактическая сторона деятельности теряют своюзначимость. В момент выполнения задачи, она выступает целью и обрастает рядомдругих задач – уровнем ниже. Искусство пракического целеполагания сост. Вумении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели.
3. Факторы и условияформирования личности.
Личность — чел.способн. самостоят. принимать обдуман. решения, нести ответствен., независимодей-ть. Индивидом рождаются, личн. становятся. Разв-ие — процесс,характеризующ-ся новообраз. в психике чел-ка. Развитие происходит по 3направлениям: биолог., психологич., соц. Развитие человека детерминировановнутренними противоречими, психофизическими особенностями индивида, соц.ситуациями, мерой его собственной активности.
Ананьев: «Чел. Развитиеобусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды,воспитания, собств. практич. деятельности чел.» В этом контексте фактор рассматриваетсякак движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, откоторого зависит развитие, обстановка, в кот. Происходит развитие ребенка. Условия– те составные части или характеристики среды, в кот. развивается учащийся.сист. всех усл. жизнедеятельности образует среду обитания чел. В ней можновыделить подсистемы биологих., психологич. и соц. усл. Усл. биологич. развитияявл.: сбалансир. питание, режим дня, благоприят природные и соц. факторы.
Средовые факторыформирования личности: макроф-ры (страна, общество, гос-во), мезоф-ры(этнос, регион, город, радио, ТВ), микроф-ры (семья, сверстники, учеб.организации)
Биологические ф-ры:природно обусловленные психич. особенности.
Но по наследству передаютсяне качества личности, а определенные задатки – природная расположенность к тойили иной деятельности. Разовьются ли задатки, зависит от соц. условий, обученияи воспитания. Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развитияпри одинаковых усл. обуч. и воспит. зависят от ее собственных усилий,работоспособности.
4. Методологияпедагогики.
Наука может развиватьсялишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, длянакопления и интерпретации кот. нужны научно обоснованные методы исслед.
Методология – наукао принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Впедагогике – совокупность теоретических положений о пед. познании ипреобразовании действительности.
Под пед. исслед.понимается проц. и результат науч. деят-ти, направленной на получение новыхзнаний о закономерностях образования, его структуре и мех-мах, содержании,принципах и технологиях.
Пед. исслед.: 1.Фундаментальные своим результатом им. обобщающие концепции, кот. подводят итогитеоретич. и практич. достижений педагогики.
2. Прикладные направлены науглубленное изучение отдельных сторон пед. проц.
2. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практическихрекомендаций, учитывающих уже известные теоретич. положения.
Программа исслед.им. 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснованиеактуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целейи задач, формулировку осн. понятий, предварительный систем, анализ ивыдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический планисслед.
Методы пед. исслед.:1. Методы изучения пед. опыта (методы эмпирического познания пед. явл.)служат средством сбора научно-пед. фактов: наблюдение, методы опроса (беседаинтервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучениешк. документации.
Эксперимент – спец.организованная проверка метода, приема работы для выявления его пед.эффективности.
Этапы: 1. теоретический(постановка проблемы, определение цели, объекта. предмета, задач, гипотез)
2. методич. (разработкаметодики исслед.)
3. собственно эксперимент(проведение серии опытов)
4. аналитический (колич. икач. анализ).
2. Методы теоретическогоисслед.: теоретич анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы.Теоретич методы связ. с изучение лит-ры: составление библиографии,рефератирование, конспектирование, цитирование.
3. Математические истатистические методы применяются для обработки получ. Данных методамиопроса, эксперимента, для установления колич. Зависимостей (регистрация,ранжирование, шкалирование)
5. Предмет и задачидидактич. исслед.
Задачи дидактики:
1. описывать и объяснятьпроцесс обучения и условия его реализации
2. разрабатывать болеесовершенную организацию проц. обучения, новые обуч. сист., новые технологииобуч.
Обучение выступает дляисследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическуюф-ию педагогики. В результате исслед. он получает знания о том, какпротекает проц обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности,каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Теория служит основодля практической деятельности, дает возможность ее направлять, преобразовыватьи совершенствовать. Когда ученый переходит от отображения обучения к егоконструированию, он осущ. конструктивно-техническую ф-ию.
6. Закон обобразовании(1996)
Содержатся те основныепринципы и положения, на основе кот. будет строится и стратегия и тактикареализации законодательно закрепленных идей развития образования в РФ.
Гуумманистический х-робразования, приоритет общчеловеческих ценностей, свободное развитие личности,общедоступность образования, бесплатность общего образования, всесторонняязащита потребителя образования… Особое значение в управлении функционированиеми развитием школы им. сохранение единства федерального, культурного иобразовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, открытостьобразования, демократический, гос.-общественный х-р управления образованием,светский х-р образ-я, получение образ-я на родном языке, связь образ-я снациональными и региональными культурными традициями, преемственностьобразовательных программ, вариативность образ-я, разграничение компетенцийсубъектов сист. Центральным звеном образ-я явл. общ. среднее образ-е. Главнымизадачами общеобразоват. учеб. заведений явл.: создание благоприятных условийдля умственного, нравств., эмоц. и физ. развития личности, выработка научногомировоз-я, освоение уч-ся сист. знаний о природе, общ-ве, чел., его труде иприемов самост. деят-ти.
Закон требует установлениестандарта образ-я, это необходимо, чтобы обеспечить эквивалентное среднееобраз-е выпускников всех типов средних уч. заведений.
7. Сущность проц.обучения.
Процессобучения – это целенаправленноевзаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед.процесса, в рез.кот. у обучающегося формируются определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения,личностные кач-ва. Целенаправленное последовательно изменяющеесявзаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования,развития и воспитания.
Процесс обучения строится сучетом возрастных особенностей учащихся.
Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн.разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у.Обучение всегда происходит в общении.
Процессдвусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля)2)учение (уч-ка)
Деятельностьпреподавания – деятельность по организации учения, в результате которогошкольники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом иитогами организации обучения.
Учение – организация условий самим человекам: для усвоенияматериала
Составныекомпоненты процесса обучения: Целевой(цели и задачи)
Содержательный(определяется уч программой). Деятельностный(деятельность педагогов и учащихся)Результативный (оценка,самооценка)
8.Ф-ии обучения.
1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана срасширением объема)
Знания– понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов,понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичностьи осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения кматериальному( с формированием отношений – мировоззрение)
Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм иметодов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения Ус у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания,форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей междуявлениями и факторами.( со структурным усложнением эмо., ителлект.,мотив. сферы).
Развив.ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у навсесторонне развитие личности.
Образовательные: — сформировать у учащихся понятиеткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями
-указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: — продолжить формирование научногомировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями;
- продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливатьпричинно-следственные связи.
9. Принципы обучения.
Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц.,рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанныхзакономерностей.
Это руководящие идеи, нормативные требования корганизации и проведению дидакт. проц… Они носят х-р самых общ. указаний,правил, норм, регул. проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннееразвитие личности и индивидуальности у.
2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч.знанием.
3.Систематичностии последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта,деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся прируководстве учителя.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности рез. обучения.
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9.Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельностиучащихся.
Принципнаглядности.
Эфф-тьобуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию ипереработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо татьвозможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»
Видынаглядности по линии возрастания их абстраутности:
1.Естеств. наглядность
2.Экспериментальная (опыты, эксперименты)
3.Объемная (модели, макеты)
4.Изобразительная (картины, фотографии, рис.)
5.Звуковая
6.Символическая или графическая (графики, схемы)
7.Внутренняя (образы, создаваемые речью У)
10.Проблемное обучение.
Вид обуч-я, при кот. У организуется относительносамостоят. поисковая деят-ть, в ходе кот. у усваивают новые знания, умения иразвивают общ. способности, а также исслед. акт-ть, формируют творч. умения.
У выполняет ф-ию руководителя, степень его участиязависит от сложности материала, подготовленности и ур-ня развития у.
Структура
1. Создание проблем. ситуации и постановка проблемы.
2. Выдвижение гипотез, предположение о возможных путяхрешения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
3. Опытная проверка принятых гипотез.
4. Обобщение результатов: включение новых ЗУ в ужеосвоенную у сист., закрепление и применение их в т-ии и практике.
Учитель Ученик
1.Создаёт проблемную ситуацию Осознаёт противоречия в явлениях
2.Организует размышление над проблеммой Формулирует проблему
3.Организует поиск гипотезы Выдвигает гипотезу
4.Организует проверку гипотезы Проверяет гипотезу
5.Организовывает обобщение результата и применение получ. З Анализируетрезультат, примен. получ. З
Достоинства:1. у включаются в акт.интеллект. и практич. деят-ть – развитие мыслит.способностей
2.вызывае интерес, 3.пробуждает творч. силы.
Недостатки:1. не всегда можно применить из-за х-ра изуч. Материала
2.неподготовленность у, квлификация У, 3. треб. много времени
11.Содержание образования.
Одним из осн. средств развития личности и формирования еебазовой к-ры выступает содержание образ-я.
Содержаниеобразования – педагогическиадаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноволевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формированиевсесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) иразвитию материальной и духовной культуры общества.
Содержаниеобраз-я определяется целями и задачами образ-я.
Факторы, влияющие на формирование содержания образования:
1. Заказ общества.
2. Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.
3.Возрастныеи индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные возможности.
4. Потребности личности в образовании.
Принципыотбора содержания:
1.Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества,науки, культуры.
2. Принципединой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборесодержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную егоориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи иусвоения).
3. Принципструктурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его формированияпредполагает согласованность таких составляющих, как теоретическоепредставление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть, личность у.
4.Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и практич.освоения у общечеловееской к-ры.
5. Принципфундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного иестественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарныхсвязей.
Содержаниеобразов: 1) научные ЗУН2)мировоззренческие, нравств-эстетич идеи. 3)элементы соц, познават итворческого опыта.
Носителисодержания образования:
1. Учебный план.
2. Учебный предмет.
3. Учебная программа.
4. Учеб. лит-ра.
Учебныйплан – нормативные документы, которыенаправляют деятельность школы. Имеется базисный учебный план, типовойучебный план, уч. план школы.
Единицаучебного плана – учебный предмет (2).
Учебнаяпрограмма – документ, характеризующийопределённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержитперечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения),указывает на практические, лабораторные работы, предъявляет основные требованияк знаниям и умениям.
12.Методы обучения.
Метод, от греч. путь, способ продвижения к истине, кожидаемому результату.
Выступаеткак упорядоченный способ деят-ти по достижению уч.-воспит целей.
Отражает:1. Способы обучающей работы У и способы учебной работы у в их взаимосвязи.
2.Специфику их работы по достижению различ целей обуч.
Методыобуч. – способы совмест. деят-ти У и у,направленные на решение задач обуч.
Ксассификация: 1. Метоты работы У (рассказ, объяснение) иметоды работы у (упр., самост. работа)
2. По источнику получения знаний.
А)Словестныеметоды позволяют в кратчайший срокпередать большую по объему информацию, поставить перед у проблемы и указатьпути их решения..
Рассказ – устное повествовательное изложение уч. материала.
Требования:содержать только достоверные факты, включать достаточно ярких и убедительныхпримеров, фактов, им. четкую логику изложения, быть эмоциональным, излагатьсяпростым и доступным языком, отображать элементы личной оценки У.
Объяснение. — словесное истолкование закономерностей, существ. св-визуч. объекта, явл.
Требует:точного формулир-я задач, послед. раскрытия причинно-следств. связей,аргументации и док-в, использования сравнения, сопоставления, привлечения яркихпримеров, безукоризненной логики изложения.
Беседа – диалоговый метод обуч-я, при кот. У путем постановкитщательно продуманной сист. вопросов подводит учеников к пониманию нов.материала.
Вводные,беседы-сообщения, закрепляющие. Индивид., фронтальная.
Преимущества:активизирует уч.-познават. деят-ть, развив. память и речь, им. большуювоспитат. силу, явл. хорошим диагностич. средством.
Недостатки:много времени, содержит элемент риска, необходим запас знаний.
Дисскусия основана на обмене взглядов по предмету.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала.
Работас учебником. Приемы: конспектирование,составление плана, тезирование, цитирование. рецензирование, составлениесправки
Б) Наглядные.
Методы,при кот. усвоение уч. материала находится в существенной зависимости отприменяемых в проц. обуч-я наглядного пособия и тех. средств. Используются вовзаимосвязи со словесными и прктич. и предназначаются для наглядно-чувств.ознакомления с явл., проц.
Методиллюстраций предполагает показученикам плакатов, таблиц, карт, плоских моделей.
Методдемонстраций связан с демонстрациейприборов, опытов, тех. установок, кинофильмов.
Условия: 1.применяемая наглядность должна соответствоватьвозрасту учащихся. 2.наглядность должна использоваться в меру. 3.наблюдениедолжно быть организовано таким образом, чтобы все у хорошо виделидемонстрируемый предмет. 4.необходимо выделять при показе. 5.детальнопродумывать пояснения. 6.наглядность должна быть согласована с содержаниемматериала. 7.привлекать самих у к нахождению желаемой инф-ии в наглядномпособии.
В)Практические основаны на практическойдеятельности у, в рез. кот. формируются практические УН.
Упражнения — повторное выполнение умственного или практическогодействия с целью овладения им или повышения его качества. По х-ру:устные, письменные, графические, уч.-трудовые. По степени самостоятельностиу: воспроизводящие, тренировочные.
Лабораторные – проведение уч-ся по заданию учителя опытов сиспользованием приборов, т.е. изучение явл. с пом. спец. оборудования. Усоставляет инструкцию, а у записывают рез. работы в виде отчетов, графиков.
Практические проводятся после изучения крупных разделов, носятобобщ. х-р. Могут проводится вне школы.
3. По х-ру познавательной деятельности у:лбъяснительно-илл., репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,исследовательский методы. (Скаткин).
13.Средства обучения.
Средстваобучения – материальные или идеальныеобъекты, помещённые между учителем и учащимися и используются для усвоенияучащимися знаний, формировании опыта, познавательной, творческой и практическойдеятельности.
Средстваобучения – реальные объекты (напримермост). Выбор зависит от цели, содержания, методов образования, уменияпользоваться педагога, оснащения школы.
Материальныеи идеальные средства, средства преподавания и учения
Основныефункции средств образования:
1. Информационная
2. Дидактическая
3. Контрольная
4. Вспомогательная (помогает воспринимать материал)
5.Поддержаниепознавательного интереса
6. Доступности материала
7. Обеспечение более точной информацией об изучаемом явлении
8. Делает более интересной самостоятельную работу учащихся
9. Позволяет продвигаться учащемуся в собственном темпе
Классификация: 1. Натуральные средства: а)живые объекты, б)неживыенатур. объекты, в)гербарии, коллекции, скелеты, чучела, микроперпараты.
2.Изобразительные: таблицы, макеты, схемы, диаграммы, карты, фотограции, макеты.
3.Технич. С помощью кот. можно решить дидактич. задачи: микроскоп, лупа,кодоскоп, компьютер.
4.Средства обуч-я на печатной основе.
5.Аудиовизуальные: видеофильмы, слайды, диафильмы.
6.Дидактич. материалы: демонстрацион. И раздаточный материал.
14.Технология обучения.
Развитием идей программир. обучения явилась пед.технология, такой взгляд на проц. обучения, согласно кот. обуч-е должно бытьмакс. управляемым проц. Некоторое время технология обучения понималась какиспользование техники в обуч-и. С50-х г. проц. обуч-я стал рассматриватьсяшироко, системно: анализ и разработка всех компонентов обуч. сист., от целей доконтроля результата. И главной идеей стала идея воспроизводимости технологии.Развитие технологии обуч-я показывает, что возможно создание обучающей сист.,технологического проц. обуч-я по предмету, которой может воспользоватьсясредний учительи получать результаты заданного качества.
Технология обуч-я – направление в дидактике,область науч. исслед-ий по выявлению принципов и разработке оптимальных систем,по конструированию воспроизводимых дидактич. проц. с заранее заданнымихарактеристиками.
Задача технологии обуч-я состоит в изучении всехэлементов обуч. сист. и в проектировании проц. обуч-я, чтобы благодаря этомууч.-воспит. работа У превратилась из малоупорядоченной совокупности действий вцеленаправленный проц.
Черты: диагностично поставленные цели (цель обуч-я –изменение сост. У, категории целей: знание, понимание, применение, анализ,синтез), ориентация всех уч. процедур на гарантированное достижение уч. целей,постоянная обратная связь, воспроизводимость всего обуч. цикла.
Технология обуч-я ориентируется на гарантированноедостижение целей и идею полного усвоения. Достижение целей обуч-я гарантируетсяразработкой для У уч. материалов и х-ром уч. проц, обуч. процедур. Они таковы:после определения диагностично поставленных целей по предмету материалразбивается на фрагменты – уч. элементы, подлежащие усвоению, затемразрабатываются проверочные работы по разделам, далее организуетсяобуч-е, проверка,- текущий контроль, корректировка и повторная, измененнаяпроработка – обучение. И так до полного усвоения заданных уч. элементов.Концепция полного усвоения дает высокие рез., но так изучается материал,поддающийся членению на единицы, усвоение происходит в основном на репродуктивномур-не. Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная чертатехнологии обучения (тесты)
Недостатки: ориентация на обучение репродуктивного типа,своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации уч. деят-ти,игнорирование личности, ее внутреннего мира.
Технология обучения дала толчок практической дидактике –созданию обучающих сист., готового продукта – пакета документов и средств,дидактических и техн., позволяющих У среднего ур-ня дать высокие рез.
18. Виды обучения.
Виды обучения различ. пох-ру обуч-я и уч. деят-ти, по построения содержания, методов и средств обуч.
В дидактике различ. 3 видаобуч.
1. Объяснит.-илл.Самый распространенный, характеризуется тем, что У излагает З в готовом виде, ау воспринимает и воспроизводит его.
1. Информир. о новых З –Воспринимает инф-ию
2. Организ. осмысление уч.информации – Осмысливает, углубляет понимание уч. материала.
3. Организ. обобщение З –Обобщает усвоенный материал
4. Организ. закрепление уч.материала – Закрепляет, путем повторения.
5. Организ. примен знаний,оцен. степень усвоения – Примен. на практике
Достоинства: 1.систематичность, 2.малая затрата времени
Недостатки: 1. слабореализ развив ф-ия, 2.деят-ть у репродуктивна
2. Проблемное(вопрос 10)
3. Программированное
Учение осущ. как четко управляемый проц., т.к. изуч.материал разбивается на мелкие легкоусвояемые порции, кот. последовательнопредъявл. ученику при изучении. После изуч каждого фрагмента следует проверкаусвоения, только после кот. переход. к след. фрагменту.
Цель – улучшение управления учебным процессом. Возникло вначале 60-х.
Основныепринципы:
1. контроль каждого шага
2. своевременная помощь
3. избежание неуспеваемости и отбивания интереса от учёбы.
Занималисьв США: Пресси, Краудер, Скиннер
Занималисьв СССР: Талызина, Ланда, Матюшкин
Особенности:
1. Учебный материал делят на отдельные порции.
2. Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний имыслительных действий по их усвоению.
3. Каждый шаг завершается контролем.
4. Если всё сделанное верно, то идёшь дальше.
5. Если есть ошибки, то ученик получает помощь и выполняет дополнительное задание.
6. Как следствие – ученик сам осваивает материал в нужном темпе.
7. Преподаватель выступает в роли организатора, помощника и консультанта.
1.Предъявляет 1 дозу материала – Воспринимает инф-ию
2.Объясняет 1 дозу и действия с ним – Выполняет операцию по усвоению 1 дозы
3.Ставит контр. вопросы – Отвечает на ?
4.еслиу правильео отвечает, предъявл. 2 дозу, если нет, объясняет ошибку, возвращаетк работе в 1 дозой – Переходит к след дозе или или возвращ. к изучению 1.
Достоинства: 1.мелкие дозы хорошо усваиваются, 2. темп выбираетсяу, 3. обеспеч. высок. рез.
Недостатки: 1. невсякий материал поддается пошаговой обработке, 2. ограничение умств. Развития урепродуктивными операциями, 3. дефицит общения и эмоций.
19. Контроль в процессеобучения.
Управление любым проц.предполагает осущ. контроля, т.е. определен. сист. проверки эфф-ти егофункционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания проц. обуч-я.Контроль направлен на получение информации, анаизируя кот., педагог вноситнеобходимые коррективы в осуществление проц. обучения. Контроль выполн 3 ф-ииобучения. Образовательное-развив. значение проверки – у не только получаютпользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами акт. участвуют в опросе, задаваявопросы, отвечая на них, повторяя материал, готовясь к тому, что их спросят.Воспит. ф-ия: приучение у к систематич. работе, дисциплинирование и выработкаволи.
Требования:индивидуальный х-р, систематичность, регулярность проведения, разнообразие формконтроля, всесторонность, объективность, дифференцир. подход, единствотребований учителей, осущ. контроль в дан. классе.
Виды контрогля:
Предварительный направленна выявление ЗУН по разделу, который будет изучаться.
Текущий осущ. вповседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявленияпробелов в З. (ответ удоски, работа по карточкам, биолог. диктант)
Тематическийимеет целью систематизацию знаний учащихся. (к/р, тестирование, зачет)
Итоговый (итог. к/р,устн. по билетам, защита рефератов)
Формы: индивидуальный,групповой, фронтальный.
Методы: устный(индивид. и фронтальный), письменный, практический, машинный, самоконтроль.
Комбинированный контроль.
20. Неуспеваемостьшкольников.
В итоге оценивания уч-сявозникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Этоситуация, в кот. поведение и результаты обуч-я не соответ. воспитат. идидактич. требованиям шк. Систематическая неуспеваемость ведет к пед.запущенности, под. Кот. понимается комплекс негативных качеств личности,противоречащих требованиям шк, общества. Это явл. Крайне нежелательно и опаснос моральной, соц., экономич. позиций.
3 группы причин:
1. Соц.-экон. – материальнаянеобеспеченность семьи, общ. неблагополучная обстановка в семье, пед.безграмотность родителей.
2. Причины бисихическогох-ра – наследственные особенности, способности, черты х-ра.
3. Пед. причины. Пед.запущенность чаще всего явл. результатом ошибок, низкого уровня работы шк.Грубые ошибки педагога ведут к психогниям, дидактогениям.
Средства устранения:
1. Пед. профилактика –поиски оптимальных пед. сист., в том числе применение акт. методов и формобучения, новых пед. технологий,. Компьютеризация.
2. Пед. диагностика –систематич. контроль, оценка результатов обуч-я, своевременное выявлениепробелов. Для этого им. беседы уч-ля с учениками, родителями, наблюдение затрудным учеником.
3. Пед. терапия – меры поустранению отставания в учебе. В Рос. это дополнительные занятия, на Западе –группы выравнивания, преимущества кот. втом, что занятия в них проводятся порез. серьезной диагностики, с подбором груп. И индивид. средств обуч-я.
4. Воспитательноевоздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием,то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемаявоспитательная работа, кот. включ. и работу с семьей школьника.
21. Самостоятельностьучащихся в проц. обучения.
Конечной целью формированияуч. деят-ти явл. становление школьника как ее субъекта, достижение такого ур-няразвития уч-ся, когда они оказываются в силах самост. ставить цель деят-ти,актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деят-ти,соотносить получ. рез. с поставленной целью, то есть самост. осущ. уч.деят-ть. Ушинский: «Следует передавать ученику не только познания, но иразвивать в нем желание и способность самостоятельно приобретать новыепознания».
Способы:
1. Расширение областиприложения формируемых З, действий и отношений на ур-не реализациимежпредметных связей, кот. предусматривают переход от внутрипредмет. связей кмежцикловым и затем к межпредметным.
2. Такое построениеобучения, в проц. кот. осущ. переход от указаний учителя на необходиостьиспользования определенных З и действий в решении уч. задачи к самост.отысканию З и действий.
3. Такая организацияработы, при кот. у переходят от формирования отдельных операций выполняемыхдействий к формированию всего действия.
4. Переход от овладениядействиями в готовом виде к самост. открытию отдельных действий и их сист.
5. Переход у от осознаниянеобходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важностиовладения целостной структурой уч. дет-ти.
6. Переход от задачрепродуктивного х-ра к задачам творческим, требующим использования З и действиймежпредметного х-ра.
Превращение ученика изобъекта пед. действия в субъект осущ. уч. деят-ти, от репродуктивныхметодов к творческим.
22. Требования к уроку.
Урок должен соответствоватьвсем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.
1. Научность обучения:изуч. материал должен быть связан с жизнью, соответ. современ. уровню развитиянауки, методы обуч. должны соответ. современ. требованиям.
2. Развив. х-р обучения.
3.Развитие умственныхспособностей.
4.Воспитательные задачи.
5.Возбуждение интересауч-ся к уч. материалу.
6. Степень трудности изуч.материала.
7. Последовательность исистематичность в изложении.
8. Формирование УН.
9.Систематич. ипланомерный учет и контроль качества усвоения уч. материала.
10. Соблюдение требованийуч. гигиены и режима дня шк.
Анализ
1. Общ. структура урока:тип, место в сист., дозировка времени.
2. Реализация осн.дидактич. цели: все ли требования по программе отражены, активность уч-ся,верно ли осущ. план изучения матер., продумана ли методика решения отдельныхблоков, обладает ли У достаточными З, что следует изменить, есть ли первичноезакрепление, как осущ. проверка кач-ва обуч-я, есть ли дифф. Подход к уч-ся.
3. Осущ. развития уч-ся.:были ли осн. мыслит операции, развитие познават. самост. уч-ся, осущ. лимежпредмет.связи, средства развития творческ. мышления, эстетич. развития.
4. Воспитание в проц.урока:
5. Соблюдение осн.принципов дидактики.
6. Выбор методов обуч.
7… Работа учителя на уроке
8. Работа учащихся
9.Гигиенич. условия труда.
10. Некоторые спец. задачи.
23. Подготовка учителя куроку.
1. Изучение программы –сост. годового планирования.
2. Изучение определ. темы(ЗУ, кот. должны быть сформированы у уч-ся) – тематич. планирование.
3. Подготовка к отдельномууроку: а)отбор содержания, знакомство с учебником
б)методика урока: тема,цель, задачи, тип, продумывание структурных элементов, методы, определениечасти материала для самост. изучения., закрепление матер, д/з
Индивидуализация обуч-я(как цель)- учет индив. особ-стей каж. уч-ка в процессе обуч.
Дефф-ия (как ср-во)– такая форма уч. пр-са при кот учитыв. индив. особен. уч. Цели И.:1. усоверш-ть ЗУН, повышать уровень Зн.; 2. форм-ние и разв.логич. мышл.; 3. созд. предпосылок для разв. интересов; 4. восп-енеповторимой личности.
24. Формы обучения.
Это организацияуч.-познават. деят-ти учащихся, соответ. разным усл. ее проведения ииспользуемая У в проц. обуч.
Формы: 1.урок, 2.экскурсия, 3.внеурочная работа, 4. внекласная работа, 5. факультативы, 6.домашняя работа, 7.общественно-полез. работа.Урок
Структура: орг. момент, актуализация или проверказнаний, нов. материал, закрепление, д/з, итог.
Типы урока (в основу положены дидакт. задачи): вводный,изучения нового материала, формирования умений, учетно-проверочный, обобщающий,комбинированный.
Видысвяз. с источником знаний, завис. отпознават. деят-ти уч-ся, деят-ти У: объяснительно-иллюстративный, проблемный,лабораторный урок.
Экскурсия. — ф-маорганизации уч.-воспит. проц. с классом или группой, позволяющая спознавательной целью проводить наблюдение и изучение предметов и явлений в ест.усл., на выставках, по выбору У или по темам., связ. с программой.
Признаки:1. изуч. объекта должно проводитсянепосредственно на природе, в музее.
2.Познават деят-ть уч-ся направлена на изучение конкретных объектов в ест. усл.
3.Преоблад.роль играет наблюдение, самост. работа
4.учеб. проц. должен протекать вне класса.
Методы,снаряжение.
Вклассе У делает вступительный инструктаж, распределяет задания, делит у нагруппы.
Этапы: 1. выбор темы, 2.определение целей и задач,3.изучение маршрута, 4.подбор объектов, 5.приготовление снаряжения, 6.изучениелит-ры, 7.составление конспекта, 8.подготовка заданий и карточек, 9.выбор иразработка методики
Структура: 1.вводная беседа, 2.организация уч-ся, 3.изучениенамеченных объектов, 4.сбор материала, 5.закрепление, 6.оформление результатов.
Требования:1.должна им. не только образоват., нои воспитат. значение, 2.элементы занимательности, 3.не должна быть похожей налекцию, 4.кол-во экземпляров должно быть ограничено, 5.все виды работзаписываются на месте, 6.собранный материал используется, 7.техникабезопасности.
Классификация:
Поместу проведения: 1. в природу, 2. вмузеи, 3. на производство
Поцелям: учебные, производственные,краеведческие.
Повремени проведения: вводные, текущие,заключительные
Внеурочная работа – ф-маорганизации уч-ся для выполнения после уроков обязат., связ. с изучением курсапрактич. работ по индивидуальн. или груп. заданиям У.
Внеклассные занятия – ф-маразлич. организации добровольной работы уч-ся вне урока под руководством У длявозбуждения и проявления их познават. интересов и творч. самодеятельности врасшир. И дополнение шк. прогр.
26.Сущность проц. воспитания.
Воспитание– целенаправленная, содержательнаядеятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка,его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено напотребностно-волевую сферу личности)
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие,создание условий, оказание пед. поддержки во всестоон. развитии
Принципы:. üцеленаправленность, üсвязь сжизнью, üдоступность, üучет индивид-ти и возраста, üпоследовательность, ü опора наположительное, üгуманизация.
Особенностивоспитательного процесса:
1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика)– сотрудничество, взаимодействие.
2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)
3. Длительность.
4. Непрерывность
5. Комплексность (единство целей, задач,содержания, форм и методов)
6. Двусторонность.
Самовоспитание– сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая квозможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
Процессвоспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка изодного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояниеличности, которое проявляется в убеждениях).
Воспитание – формирование отношений и качеств личности.
Отношения – переживание и выражение определённых связей, которыеустанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонамиокружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений.
Качестваличности – закрепившиеся и ставшиепривычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека впостоянно изменяющихся обстоятельствах.
Системаформирования личностных качеств:
1. Формирование потребности и выработка определенного качества.
2.Организацияактивной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества.
3.Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.
4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.
Содержание воспит-я – сис-ма знаний, убеждений, навыков, кач-в и черт личности, устойчивыхпривычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в соответствии споставленными целями и задачами.
Задачивоспитания: 1) нравственное развитиеличности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознанияличности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственногоповедения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личностиребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.
27.Научное мировоззрение.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культурыличности явл. формирование мировоз-я школьников. Мировоз-е представляетсобой целостную сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич.взглядов иубеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картинумира и определ. направленность его деят-ти.
Структура: знания, взгляды, убеждения.
Соединяяв себе сложную совокупность целостных отношений чел. к окруж. действительности,науч. мировоз-е интегрирует все св-ва и кач-ва личности, объединяя их в единоецелое, определяет соц. ориентацию, личностную позицию, тип гражд. поведения идеят-ти.
Формированиемировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю, от акт. прак.деят-ти личности.
Интеллект.компонент мировоз-я предполагаетдвижение от непосредственного, чувственного отражения действительности кабстрактному, понятийному мышлению.
Эмоц.-волевойкомпонент. Для того, чтобы знанияпереросли вубеждения, органически вошли в оющ. Сист. взглядов, доминирующихпотребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность ирешимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.
Практически-действенныйкомпонент. Уч.-труд. и обществ.деят-ть вовлекает уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разностороннейинформацией, опытом общения.
Целостныйпроц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря преемственностив обучении, межпредмет. связям.
Соц.и проф. позиция педагога явл.важнейшим единством формирования науч. мировоз-я.
28.Умственноевоспитание.
УВ – процесс направленныйна развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов,мышления, формированием мировоззрения. Задачи УВ: 1)развитие качеств ума(быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность),2)разв. мысл.опер.(анализ, синтез, сравнение, обобщение), 3)планиров. деят.,4)ставить цели и работа с источ-ми. Умения, кот. нужно сформ-ть: читать,писать, считать, излаг.мысли, самостоят. раб-ть.
Две точки зрения наприроду умственного развития:
1) интеллект, умственныеспособности даны от рождения..
2)умственные силыразвиваются под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальнаядеятельность — обучение. Умствен. восп. д.б. направлено на «зону ближайшегоразв-я»
Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основамнаук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличиенаучного мировоззрения.29. Нравственное воспитание
Нр.в. – фор-е нравст.-ноцельной лич. (нравств. нормы, убеждения, отношения, чувства, попедение)
Содерж. НВ: 1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств)2)этич.восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3)патриот.восп. (любовь,,ответст. за родину) 4)национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти) 5)полит(уважение к закону, демократии) 6)эколог. (защита окр. среды)
Уровнисформированности:
1.доморальный– выполнение норм из страха наказания.
2.конвенциальный — …не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят бытьприняты в референтной группе.
3.автономный — … из-за осмысления их, принятия.
Межнациональныенормы.
Показатели:1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности
2.нравств.отношения и чувства.
30.Гражданское воспитание.
Политическоесознание включает:
1.полит. сознательность (насколько чел. овладел мировоз-ми полит. установками,проявл. стойкость в их проведении в жизнь)
2.полит. мышление (способность глубко осмысливатьполит. события, давать имоценку)
Цель: формир. полит культуры – полит. сознательности,мышления, чувств.
Показатели полит. культуры: полит. грамотность и акт-ть в полит.самообразовании, умение вести дисскусию, оцен. обществ. явления с общечел. иклас. позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит. взгляды.
Ф-ии: 1.соц. (стабилизация внутр. положения в общ-ве),2.культурно-просвет. 3.воспит., 4. психологич. (стабилизация дух. начала вличности)
Сист.град. воспит. вклычает: 1.комплексцелей-функций, 2.содержание и ф-мы гражд. воспит. вшк., общ-ве, СМИ
31.Воспитание патриотизма.
Патриотизм как кач-во личности проявл. в любви к своемуотечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-някультуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма,предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з.патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на благосвоей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к егокультурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности кустановлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев икультуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы поизучению гос. символов РФ. Форимир. культуры межнац. общения способ. изучениеин. яз.
32. Психологиястаршего школьника.
В возрастной психологии юность определяется как стадияразвития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлениемвзрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко активизируетсяценностно-ориентационная деятельность. Самосознание — сложная психологическаяструктура, включает в себя:1. сознание собственного «я» как активного, деятельногоначала. 2. сознание собственной тождественности. 3. осознание своих психическихсвойств и качеств, 4. определенная система социально-нравственных самооценок.Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность,формирование мировоззрения, выбор профессии.
33. Правовое воспитание.
Ф-ии: 1.Воспит. (идеалом поведения чел в правовом демократ общ-ве явл акт и сознатисполнение им норм нравственности и права)
2. Защит, охранит ф-ия права, оберегает закон, праваграждан от нарушений
Сист прав воспитвключ: 1. прав грамотность (общ знакомство с правовыми основами гос-ва, видамиправа и нормами, регул отношения людей на осн закона
2. прав сознательность(поняти сущности и обществ значения прав норм)
3. нравств-прав и полит чувства (уважение к закону)
4. прав мышление (умение оценивать поступки, поведениелюдей с т.з. прав норм
5.прав культура (знание и умение использ прав нормы
Цель: ввестишк в сложные прав обществ отношения, с пом права решить ряд воспит задач.
Критерии:знание прав минимума, отсут правонарушений, здоровый нравств климат в колл-ве
34. Проф. ориентация.
Труд. воспит-ие-вовлечение уч-ся в организованную труд. деят.
Проф ориентация – сист мер, направл на оказание помощиуч-ся в проф самоопределении.
Сист проф ориентации: 1.Проф просвещение,2.Профдиагностика, 3.Проф консультирование, 4.Проф отбор направленнапредоставление личности свободы выбора в мире проф-ий, 5.Проф адаптация –проц вхождение в проф деят-ть.
35. Эстетическое воспитание.
ЭВ — процесс формирования удетей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного вискусстве и жизни.
Цель ЭВ — формированиеэстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1)Эстетвосприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное) 2)Эстетическиечувства (эмоциональные состояния) 3)Эстетические потребности (нуждав общении с прекрасным) 4)Эстетические вкусы (способность оцениватьпроизведения искусства и т.д.) 5)Эстетические идеалы (представления осовершенной красоте)
Задачи и содержание ЭВ:формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов,выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачиэстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием —формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
ЭВ реализуется прежде всегона уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков,студий, группах художественной самодеятельности, театрах.
Показателями Эст. восп-тиявл. наличие этих 5 комп.
36. Физическое воспитание.
ФВ- процесс организацииоздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здоровогообраза жизни.
Задачи и содержание ФВв школе: 1.развитие основных двигательных умений и навыков; 2.обеспечениеправильного физического развития, 3.укрепление здоровья, закаливание; 4.пропаганда здорового образа жизни 5.формирование знаний в области здоровья,гигиены, спорта.
Основными методами ФВ:физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних уучащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие ихправильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеютосуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и нормразвития школьника.
СистемаФВ в школе: физические упражнения,игры, спортландии, соревн. на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт,организ. кружков, секций, посещ. оздор. центров
Критерии: соответ возраст возможностям показателифиз развития.
Показатели: систематич зарядка, личн гигиена, четк орг-ия труда иотдха, полезн для тела и духа проведение свободного времени.
37.Методы и средства воспитания.
Методывоспитания – способы профвзаимодействия воспитателя и воспитанника, направленные на решение образоват-воспитзадач.
Приёмывоспитания – элементы методоввоспитания (пример: беседа – метод, реплики, мимика – приём).
Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая),совокуп произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы.
Классификация методов:
IV. Классификация Г. И. Щукина.
А)Методы формирования сознания личности.
Б)Методы организации деятельности и формирования поведения.
В)Методы стимулирования деятельности и поведения.
Г)Методы контроля, самоконтроля.
(А)Методы формирования сознания личности (их цель – формированиеубеждения): Рассказ. Объяснение. Беседа
Лекция.Дискуссия, Диспут. Пример
(Б)Методы организации деятельности и формирования поведения: Упражнение.Приучение. Создание воспитательных ситуаций. Требования. Инструктаж.Демонстрация.
(В)Методыстимулирования деятельности и поведения: Наказание. Поощрение.Соревнование. Познавательная игра.
(Г)Методы контроля, самоконтроля: пед наблюдение, беседа, психолог опросники.
38.Пример как метод воспитания.
Формир сознание шк постоянно ищет опору в конкретныхобразах. Этому поиску содействует явл подражательности, кот служит псих основойпримера. Подражание – это не слепое копирование, оно формирует у детей децствиянового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные.Путем подражаниия у школьника формируются соц-нравств цели личностногоповедения. Младший шк обычно выбирает себе в подражание готовые образцы,воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождаетсямолее или менее самосоят суждениями, носит избирательных х-р. В юностиподражание существ перестраивается, становится более сознательным и критичным,опирается на акт внутр переработку восприним образов.
В мех-ме подражания выдел 3 этапа:
1. В рез восприятия конкретного действия у шк появляетсясубъективный образ этого действия, желание поступать так же.
2. Возник связь между примером и последующими действиями.
3. Синтез подражания и самост действий.ъ
Только тот поступок заслуживает подражания, которыйсовершен авторитет и уважаемым чел.
39. Упражнение, приучение, игра, соревнование.
Упражнение – это такого рода воздействие, котобеспеч реальн практич действия ребенка, воплощ его внутр отношение.Реалезуется: 1.примером педагога, 2.просьбой ч-л сделать, 3.просьбой ч-лпеределать, 4.показом-инструкцией, 5.тренингом, 6.приказом к действию.
Приучение. Примен на ран этапах воспит. В основеприучения лежит овладение ребенком преимущ процессуальной сторонойдеятельности.
Условия: 1.приучение невозможно без ясного представленияо том, что должно быть усвоено
2.предписывая уч-ся образ действий необходимо выразитьего в возможно более короткой форме.
3.на каждый данный отрезок времени должен быть выделенминимум отдельных действий, из кот складывается данная форма поведения.
Для выработки привычки треб.время, вначале след добитьсяточности воспроизводимого действия и лишь потом быстроты. Не всегацелесообразно открыто ставить перед детьми задачу овладения способом поведения.У так организует деят-ть детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, онинезаметно для себя привыкли к нужной ф-ме поведения.
Сюжетно-ролевая игра.
Примыкают к ситуациям переживания успеха, т.к. направленына создание ситуаций в игровых, вызывающих яркие эмоц. переживания.
Соревнование.
Требования: гласноть, конкретность показателей,сравнимость результатов.
40. Поощрение и наказание.
Поощрение – способ выраж оществ положит оценкиповедения и деят-ти. Его стимулир роль определ тем, что в нем содерж обществпризнание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь.Воспитат значение поощрения возраст, если оно заключ в себе не только оценкурезультата, но и мотива. Лучше коллект поощрение.
Наказание – осуждение действий и поступков,противоречащих нормам обществ поведения. Наказание корректирует поведение.«Выталкивание из общ рядов» — Макаренко. Не должно причинят ребенку физ илиморального страдания.В наказании нет подавленности, а есть переживаниеотчуждения.
Средства: замечание, предложение встать у парты, выговор.Надо избегать коллект наказаний.
41. Формирование детского кол-ва.
Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. Вобщей работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи,сочуствия.Коллектив в пед-ке =объединение уч-ов, отличающихсяпризнаками: 1)Общая общест-знач цель. 2) Общаясовместная деят-ть.3) Доброжелательность,взаимопомощь, сотрудничество4)Общий выборный руководящий орган.
Особ-сти коллектива: сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”,причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие.
Ученич. коллектив =группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти,имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью.
Этапы создания кол-ва: 1) становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). Отпедагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд.актива(саморегул-я, организ-я, инициатива от детей) 3) Созд. собств. кол-ва.
Стадии развития коллектива:
1. Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальныелидеры.
2. Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требованиявырабатывает педагог с ребятами.
3. Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себясамого – стадия расцвета коллектива.
4. Личность сама предъявляет себе требования согласнотребованиям коллектива.
Признаком сформ-ти колл-ва: 1)ощущение собственного достоинства,вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2)ощущениезащищенности каждого члена; 3)активность; 6)привычка ксдержанности в эмоциях и словах.
Три модели отн-ий между Л. и К. 1)Личн-тьподчиняется К. 2)гармонизация отн-ий .3)личн-тьподчиняет К. (лидерство)
Значение коллектива:
1.Личностьполучает удовлетворительную жизнедеятельность.
2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться .
3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.
Развитие групп (Уманский):
1. Группа – конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает.
2. Группа – ассоциация – притирка друг к другу.
3. Кооперация – отличное знание друг друга. Высокий уровень групповой подготовки исотрудничества, но нет психологической совместимости.
4. Группа – автономия – не только деловые и межличностные отношения. «моя группа».
5.1 Группа – корпорация – зацикленность на своих проблемах – отношения на уровнесоподчинения и страха.
5.2 Группа – коллектив – демократические отношения.
42.Методика работы с родителями.
Успех восп-я во многом зависитот единства и соглас-сти восп. влияния семьи и шк.
Сот-во со школой:1) пед. раб. с род-ми (род. собрания); 2) пед. просвещение род-лей; 3) индив.консульт. с род-ми
Коллективные: Педлекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современнымпроблемам воспитания, предполагает вооружение род систематич знаниями основт-ии воспитания.
Пед всеобучлучше начинать в нач классах, т.к. здесь заклад отношение к школе, педпросвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители шк.
Университеты пед знанийпредполаг более сложные ф-мы работы родителей по овладению т-ии воспит, занятияпредусматр лекции и семинары.
Науч-практич конференцияродителей по проблемам воспит. Определяется наиболее назревшая проблема семвоспит, в теч года проводится ее теоретич и практич изучение в шк и семье.
Родительский день треббольшой подготовки. Схема: 1.концерт в акт зале, 2.встреча в классах,3.посещение выставок, 4.спортивные соревнования, 5.просмотр худ фильма уч-ся,6.фильм дл родителей.
Родит собрание –традицион ф-ма работы. Один из подходов – проблемная формулировка тем собраний,заинтересованность проведения собрания (Избавление от трудностей илистолкновение с ними помогает воспитывать детей)Может помочб заранее составлвопросник.
Индивидуальные: посещениесемьи, пед поручение, пед консультации
43. Пед. диагностика.
Педдиагн =система способов определенияуспешности пед-го процесса.Различают: -диагностирование обученности(проверка и оценки предметных ЗУН); -диагност-ие воспит-ти.
Крмпоненты диагн-ние: контроль, оценивание, накопление данных, их анализ, прогнозированиеуч-воспит-го процесса, принятие мер по его усовершенствованию.
Обучаемость-способн-ть уч-гося к овладению уч предметом, уровню успешности.Показателиобучаемости: 1.темпы обучения. 2.затрата времени и сил. 3.качествоуч деят-ти. 4.уровень самостоят-ти
Пед диаг-ка воспит-ти.- более сложный прооцесс, т.к. требует много времени (постоянноенаблюдение)
Критерии воспит-ти: внешние (поведение, поступки); внутренние (мотивы,убеждения, ценности).
Задачи ПД: оптим-ть пр-синд-ого обуч., опред результаты; свести к мин ошибок. Основные методы:наблюдение, беседы, анкет-ие, опрос, социометр. иссл-ия. Цель-оптимиз-ция, соверш-ие пед процесса.
Диагностика- система мер, позволяющая собиратьдостоверные факту. Обязательна, т.к., это структурный компонент. Ушинскйй «если хочешь воспитать,то надо узнать» Средства — собственно пед. психологич. исоциология.
Методы диагностики: анкетирование, тестирование,наблюдение, эксперимент. Методики: цветик семицветик, социометрия. Можнополучшъ разнообразную инфо. дш необходим анализ, В целях. исп, диагностик.карту
44. Сист воспит. работы класного руководителя.
Кл.рук. (обучно опыт-й учит) занимаетсявнекл. восп. раб., орган. общ. полез. труд, нравствен. и эстет. деят. уч-ся,созд. кол-в класса.
Функцииклассн руководителя:1)воспит-иенравств-ти уч-ся.2)организ-я колл-ва класса 3)развитиепознавательных интересов 4) охрана здоровья шк-ов. 5) тесныйконтакт с родит-ми.
Обязанности кл руководителя: 1)всестороннее изучение уч-ся.(наблюдение,беседа) 2) контроль успеваемости и дом.работы. 3)вовлечение уч-сяв кружковую работу. 4) работа с семьей.5)ведение личных делуч-ся.
Планирование воспит-й работы. 1) определить уровень воспит-ти класса. (что хор., чтоплохо) 2) разработка внеклассных мероприятий. (беседы, экскурс., вечера)3) разработка мероприятий по решению ведущей воспит-й задачи. (какповысить кач-во самост.раб) 4) офрм-ние плана воспит-й работы (по датам)
Ф-ции — формы:освобожденная, кл.рук. нескольких кл., совмсщ.с ф-цией учителя, Авторские — история пед.насчитывает мн-во. Макаренко — теория коллектива. Сухомлинский.Пед-новаторы:80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвилимладшие шк. Иванов — с использованием методов коллективной творческойдеятельности. Гуманистическое направление — Бондаревская. Каждый кл.рук.создаетсобственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект;объект, результаты.
45. Планирование воспит.работы.
Годовой план уч-воспитработы: 1) вступит. часть: общий анализ раб. шк. за прошед. год. 2)раб. пед. совета шк.3) раб. пед. колл-ва шк. 4) орг-ция исоверш-ние уч.-восп. раб. и контроль за ее кач-вом.5) руководствовнеклас. и внешк. раб-й. 6) раб. с род-ми уч-ся.
Планировка работы:
1. Научно обоснованный прогноз.
2. Строго отвечать задачам, стоящим перед коллективом.
Формирование:
1. Направление работы школы.
2. Какие воспитательные дела рассчитаны на межкласные дела.
3. Связь работы с планами других классов.
4. Зависит от материальной базы школы и класса, возможностей учителей, возможностейокружения.
Состав перспективного плана:
1. Подготовка к разработке плана в конце календарного года. До этого изучение.
2. Общешкольный план просматривается.
3. План на параллели.
4. План для определённых групп.
5. Формулирование задачи: изучение социальных, возрастных и индивидуальныхособенностей. Три объекта: коллектив, воспитательная работа, разворачиваниеиндивидуальности. Включает нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
6. Обсуждение плана с родителями, учителями, учащимися и корректировка его.
7. Вынос плана общее собрание и утверждение его.
46.КТД.
Цель любого мероприятия –формирование того или иного отношения к труду, обществу, учению. Непременооеусловие успешности КТД- прохождение тесно взаимосвяз стадий.
1. Предварительная работавоспитателей: определ роль КТД в жизни кол-ва, выдвиг коонкрет воспитзадачи, строится перспектива возможного дела. Идет поиск, разведка дел. Есликол-в на I стадии развития, то педагоги сами выводятдетей на общественно знач работу, если на II – в поискеучаств актив, на III – все члены кол-ва.
2. Коллект планированиепроисходит на общ собрании. Сост общ плана жизни кол-ва на очереднойпериод. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы,задачи. В конце сбора сводятся воедино наиб интересные предложения, происхвыбор совета дела
3. Коллект подготовка дела:совет дела уточняет план подготовки и проведения, организуются микрогруппы.Встречи с людьми, способными попочь в проведении, подготовка материалов,изучение лит-ры. Подготовка КТД на завершающем этапе предполаг строгоераспределение ролей, определение места и времени его проведения.
4. Проведение КТД
а)начало мероприятия какорг момент должно вызвать определ психологич настрой (Средства: песня, вступитслово педагога, музыка)
б)осн часть отдаетсяосущ-ю запланир предмет деят-ти, объем кот должен соответствовать возрасту ипоставл задачам
в)окончание призваноупрочнить вызванное осн частью чувство удовсетворенности, фактом причастности ккол-ву.
5. Коллект подведение итогов.
Общ собрание кол-ва или спецогонек, посвящ результатам КТД. Или достаточно простого обмена мнениями, чтополучилось, что нет.
6. Оперделение ближайшейперспективы. Слив по времени и содержанию с 5.
47. Стили пед. деятельности.
Педобщение – уст-ие контакта между уч-еми уч-ся.
Функции:1) познание личности.2) обменинф-ей 3) самоутверждение 4)организациядеят-ти.
Структура: 1) моделированиепед-ом предстоящего общения с классом (учит. продумыв. мат-ал, возможн.вопр. и ответы.) 2) коммун-ая атака (быстрое включение класса в работу)3)управление общением 4) анализ результатов.
Стиль общения. 1. Авторитарный — уч-ль определяет, кто с кем должен сидеть,работать, цели; методы учит-приказ, указание, инструкция, выговор.2.Демократический (сотр-во, инициатива дет.)3. Либеральный(попустительство, невмешательство)
Типыуч-ей: 1)проактивный (знает чего хочет, достигает цель) 2)реактивный (расплывчат.цели, следует за уч-ами) 3)сверхактивный (склонен к завышению)
Модели общения:1.Китайская стена(дистанция, кот. установил сам учитель) 2. Избирательноеотношение, внимание либо на группе сильных уч-ся, либо на группе слабых. 3.Действует по плану, по программе. 4. Думает правильно ли поймут его ученики,что они подумают. 7. Поглащен своими мыслями- теряется обратная связь
Культура пед. общения:умение упр-ть своими жестами мимикой, самообладание, умение выслуш, культ.речи, пед.такт (уравновеш. повед. учит.)
50. Методическая работа вшколе.
Методическая работа – это система организационных мер,направленная на обеспечение эффективности деятельности педагогическогоколлектива в учебно-воспитательной работе. От уровня методической культурыучителя зависит процесс обучения, его качество. В школе организуют метод.объединения учителей-предметников (не менее 3 учителей).
Метод объединения: 1.контролируют и координируют работуучителей; 2. заслушивают выступления, доклады, сообщения и т.д. об опытеработы, находках, недостатках; 3. тренинги, лекции по трудной проблематике дляучителей; 4. распределение, обобщение педагогического опыта; 5. создание инакопление компьютерных банков данных; 6. оказание помощи молодым учителям; 7.организация аттестации сотрудников. Самообразование учителей. Формы: чтениелит-ры, анализ имеющейся литературы, адаптация чужого педагогического опыта киндивидуальному стилю деятельности, посещение курсов повышения квалификации,использование методического дня, чтение педагогической периодики.
51. Аттестация учителей.
Цель — создание эффективной системы дифференцированнойоценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей ихпрофессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативноститруда. Аттестация проводится на основе экспертной оценки труда егорезультативность, и качества учебно-воспитательного процесса. Проводится пожеланию учителей Пед работники, желающ Пройти аттестацию, обращ в соответ.Аттестац. комиссию для получения квалификац. Категории «учитель второйкатегории» («старший учитель») — в школьную аттестацион. комиссию, «учитель первойкатегории»- в районную атт. комис, «уч высшей квалификации»- в областную ком…Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, хар-каи док. об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и рез работыучителя. Общие требования к оценке труда учителя: а)критерии рез-та — качествознаний уч-ся по предмету, их воспитанность — запас фактич знаний, умениепользоваться получ знаниями, понимание сути проц. и явлений в природе иобществе, степень самостоятельности уч-ся, умение добывать знания, ихотношение к делу, поведение в школе и вне ее Б) критерии процесса. Выяснениеуровня подготовки и пед мастерства учителя — работа над повышением ур квалиф(ИПК), качество уроков, работа с родителями «уч 2 кат » — 1 -2-г стажа, ур высоккач, ведет кружок или факультатив, «уч 1 кат»- присваив за серьез успехи вделе обуч. и воспит. детей «уч высш кат»- за выдающ успехи. Уч-новатор, разраб.Мет. Раб., выступ. на. пед. форумах.
52 Современн. детское движение. Роль его в социал.подрост.
Социолизаця — процесс усвоения р-ком норм и правил вобществе (социуме) и воспроизведение этих норм, правил, требований в своей.деят-ти. Педагог должен научить, а он показать. Это производится с детства. Вшколе мы должны смоделировать об-во (через систему самоуправления, черездетские движения, организации, т.к. это дает. возможность социализироватьсяза счет свободного личного выбора (он не обязан куда-тo ходит, а еслиидет, то туда, куда хочет). Там занимаются значимой, общественно полезной деят-тью,(15% взрослых). Детские орган имеют программу, устав, печатные издания. Детиидут туда не только что бы научиться, а они еще и общаются. (вязание, общение,социализ-я). Сущ. ор-иии: «орден милосердия», «скауты», «идущие вместе», «отрядюных следопытов». Свои умения дети приносят обществуву.