МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ Факультет Экономики и управления Кафедра Юриспруденция Р Е Ф Е Р А Т Тема: Основные признаки и принципы права Дисциплина Правоведение Выполнила студентка группы Эз-762 Дудышева Д.Н. Научный руководитель Магизов Р.
Р. Нижнекамск -2009 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6 ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ПРАВА 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26 ВВЕДЕНИЕ В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они
продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский. Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля. В учении
Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как
Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву. Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми.
Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости. Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством,
обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями. Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания. Существует несколько подходов к изучению предмета права: • государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так, государство должно открывать право
действительности; • либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению некоторых действий. Всякое право предполагает соглашение. Например, при конфликте между двумя людьми, но если они не договорятся,
то начнут действовать каждый в своих интересах, то это будет произвол по отношению друг к другу. Произвол может быть не только по отношению друг к другу, но и со стороны чиновников. Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность. Методы науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права используют общенаучные и частнонаучные
методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономерности государства и права в целом. На основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и права в целом. Существует несколько подходов к пониманию методологии права:  Изучение методов исследования  Совокупность методов применяемых в действительности Методология – как средство получения нового знания
Объект права – это реализация права. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни. По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права: Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы); Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей
нормы); Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы); Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким
образом способное вступать в юридические правоотношения. Теперь непосредственно рассмотрим понятие права, его признаки и функции. ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт характеристик, связей.
Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления. К таким наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер; 2) нормативность; 3) властно-регулятивная природа. Следует также иметь в виду, что нормативное понимание права сообразно современному уровню развития юридической науки в России претерпевает существенные изменения, нуждается
в осмыслении новых для него моментов . Один из них заключается в необходимости познания права не только с классовых, но и с общечеловеческих позиций. Государственно-волевой характер права состоит в том, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни. Через государство «возводиться в закон», становясь обязательной для всех, не только воля господствующего
класса, но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной. Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право.
Так, не является правом воля отдельного инвалида, социальных групп, слоев, классов. Не становиться сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли. Только когда воля «выражена как закон, установленный властью» , она становиться государственной. От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует
экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами. Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.
Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, морально, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации. Особо следует выделить такой духовной общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного,
официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое. С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые получили выражение в качестве государственной воли
в одном из замечательных документов Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой они прошли большой и сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Всеобщей деклараций прав человека (1948). Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям признания и охраны основанных, фундаментальных прав и свобод человека
и гражданина, стал фактически международно признанным критерием отнесения данного государства и права к демократическому или тоталитарному. Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993г.
Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравственных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила позитивного права корениться в праве естественном. Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении
к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике. Итак, в том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества
проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле, имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от прав в субъективном смысле как права того или иного
участника правоотношения либо совокупности таких прав. Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой. Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения его государственно-
волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих
его правовых норм . Право отличается от других социальных норм рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие государственную
волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций. Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение «обеспечивается принудительной силой государства». Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы
в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений – одна из наиболее важных особенностей права.
В прямой связи с изложенным находиться другая важнейшая черта права – его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводиться роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества. Следующая неотъемлемая черта права – формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость,
стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления. Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его интитуционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники.
Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм. Что касается формы права, то под ней понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь».
Наиболее распространенной основной формой выражения российского права служат нормативно-правовые акты, ведущее место в ряду которых принадлежит закону – нормативному акту, издаваемому на основе строго определенной демократической процедуры представительными и законодательными органами Российской Федерации и ее субъектов для регулирования наиболее важных общественных отношений и обладающему высшей юридической силой. Кроме того, имеются и иные формы выражения права .
Раздельное рассмотрение содержания и формы права логически возможно лишь в порядке научной абстракции, в целях удобства исследования. В реальной же действительности они «не существуют обособленно друг от друга: бесформенное содержание права также немыслимо, как и его бессодержательная форма. Содержание права имеет место лишь постольку, поскольку оно оформлено» . Именно из единства содержания и формы права исходит его нормативного понимание.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что не всякая норма, изданная тем или иным государственным органом, обязательно выражает «возведенную в закон» волю общества. В связи со значительным увеличением объема законотворческой деятельности субъектов РФ и нормотворческого процесса, в том числе ведомственного, в масштабах Федерации, в теории права назрел вопрос о необходимости выработки основанных на
Конституции РФ четких научных критериев соответствия отдельных норм, содержащихся в различных нормативных актах и других источниках, праву как государственной воле общества. Такими критериями, соответственно духу и букве Конституции РФ, является:  Для норм, выраженных в федеральном законе – соответствие Конституции РФ;  Для норм, содержащихся в законе субъекта
РФ, в зависимости от конституционного или договорно закрепленного разграничения пределов ведения и полномочий соответствие федеральному закону или конституции данного субъекта Федерации и в конечном счете Конституции РФ;  Для норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах и других источниках права соответствие нормам, выраженным в федеральных законах, уставах и законах субъектов
Федерации и в конечном счете в Конституции РФ;  Для норм, содержащих во всех источниках права соответствие основным правам и свободам человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным и гарантированным в Конституции Российской Федерации в качестве непосредственно действующих. Сообразно этому суд управомочен не применять при разрушении конкретных дел нормы, которые по его убеждению
влекут нарушение прав и свобод граждан, в каждом подобном случае руководствоваться соответствующими нормами Конституции РФ . Наряду с четким различием содержания и формы права, нормы права и закона, нормативный признак подчеркивает их единство и однопорядковость, общую устремленность на упрочение законности и правопорядка, правовое обеспечение стоящих перед обществом и государством задач. С этим связан вопрос о роли права как особого регулятора общественных отношений, без выяснения которого
не может быть достаточно полного представления о праве и его особенностях в сравнении с другими социальными регуляторами. Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Для характера данного признака права недостаточно отметить, что оно есть «социальный регулятор», ибо роль подобного регулятора выполняет также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п.
В сравнении с ними право – особый, а именно государственный регулятор. Как создание, так и реализация права, его активная роль в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти, сопряжены с функционированием ее механизма, формами деятельности, контролем за точным соблюдением правовых норм всеми. Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной
в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством. Сообразно этому право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между
людьми влечет для их участников определенные юридические последствия. Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм – правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений. Все изложенное позволяет праву быть равной мерой, применяемой
к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество. Тем самым – и это особенно важно для характеристики права как государственного регулятора общественных отношений – оно выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.
Властно-регулятивная природа права в тесной связи с его волевым и нормативным признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный регулятор общественных отношений. Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность не беспредельны, любые попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму. Международный, в том числе российский, опыт подтвердил, что «право» никогда не может быть выше, чем
экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» . На основе обобщения рассмотренных выше признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующие общее определение понятия права. Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и
охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений. Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны. ГЛАВА
II. ПРИНЦИПЫ ПРАВА Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях. Принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
Принципы правас одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов и слоев населения. С другой – в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правовнимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом, как единства,
так и особенностей обеих сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном в праве. Принципы права выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени .
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые. Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей системы права. Общеправовые принципы, в свою очередь можно подразделить на морально-этические (или наравственные) и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент.
Эти принципы непосредственно воздействуют на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роди как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Сообразно этому право любого демократического государства, в том числе современный
России, наряду с определенными, исторически обусловленными особенностями, характеризуется также общими чертами, средствами, присущими всякому праву, основанному на международно признанных, общечеловеческих принципах. Принципы права выражаются в международных и внутригосударстнных декларациях, получают закрепление в исходных нормах конституций и законах демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания права той или иной страны. Согласно концепции единства естественного и позитивного права,
морально-этические принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Российской Федерации. К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасности, достоинство, справедливость, семья,
народ – источник власти; человек – высшая ценность; охрана естественных прав человека – цель и обязанность государства. К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст.4) закреплено, что
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм. Упорядочивая соотношение и взаимодействие федеральных и региональных нормативных правовых актов и содержащихся в них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между
ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации системы права. Принцип законности, закрепленный в Конституции РФ (ст.15 и др.), утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны действия права, начиная с его формирования
в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права. На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими принципами права и его межотраслевыми и отраслевыми принципами, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общеправовых принципов, развивает и конкретизирует их применительно к двум или нескольким отраслям права или к какой-либо одной из них. Так, в
Уголовном кодексе РФ в качестве отраслевых принципов законности закреплено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексе»; «применение уголовного закона по аналогии не допускается»; «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Или другой пример: согласно отраслевым принципам законности, выраженным в Гражданско-процессуальном кодексе РСФСР, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса; правосудие по гражданским делам осуществляется только судом и на началах равенства перед законом и
судом всех граждан; при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону; решение суда должно быть законным и обоснованным, суд основывает решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и т.д. Одним из основополагающих принципов является сочетание убеждения и принуждения. Следует, однако, иметь в виду, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически
юридическими явлениями. Убеждение и принуждение – универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов – обычаям, нравственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны
с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными, т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средств, метода осуществления правом своей роли официально-властного регулятора общественных отношений. Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются
силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения» . Приведенное утверждение основано на предположении, будто в способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение – компетенция лишь общественных организаций, принуждение – только государства. В действительности меры убеждения, воспитания, организации, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями.
Однако различие в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические меры правового регулирования, а во втором – как общесоциальные, морально-этические, корпоративные и др. методы регулирования общественных отношений. Для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизированного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения,
с другой – стороны некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-то недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования в целом. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений, охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается и роль права в реформировании
различных сторон жизни общества, особенно в сфере развития и охраны прав и свобод граждан. Тесно связанными с рассмотренными выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует на парное использование обеспечения действия права, достижение целей правового регулирования разносторонних юридических средств, таких как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т.д с другой
стороны – затраты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. данный принцип пронизывает всю правовую материю. Как справедливо замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально полезному поведению, но и сдерживать поведение социально вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества» . Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к
предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами. Сказанное не исключает того, что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, представляют определенный интерес и для теории государства и права. В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности,
неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения, «закон обратной силы не имеет» и другие. Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора – в гражданском праве, принцип субординации – в административном праве, принцип презумпции невиновности – в уголовном праве и другие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов,
обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах.
Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым» таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном»
виде, но сохранилось. Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским1, ориентируется не только на неразрывную
связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений»1. При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-
правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством. Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях,
традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»2. При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал. В этом заключается одна из главных причин того, что
данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход. Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством.
За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются. Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг
от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремилась изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке. Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический
кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Современная универсальная Российская энциклопедия, М, 2000. 2. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, 2001. 3. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в
России. М, 2001 4. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и права, М, 2004. 5. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М, 2000 6. Хропанюк В.И. ТГП, М, 2000 7. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство, журнал Государство и право. 8. Конституция Российской Федерации.
9. Лазарева В.В. Общая ТГП, М, 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |