Реферат
натему:
«Установкаи внимание в обучении»
В отечественнойпедагогике утвердилось положение о том, что развитие личности в процессеобучения зависит как от внешних, так и от внутренних условий. К внешнимусловиям относятся педагогическое мастерство учителя (преподавателя);рациональное построение учебных программ, учебников, учебных пособий; отбороптимальных методов обучения; оснащенность учебного процесса техническимисредствами и электронно-вычислительными машинами и др. Внешние условия всегдапреломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельность ивзаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условияобучения. Последние представляют собой психологические факторы, определяющиесяличностью самого обучаемого: уровень умственного развития, отношение к учению,особенности самоорганизации в обучении и др. От психологических факторов(внутренней позиции личности обучаемого) во многом зависит формирование системысобственных взглядов и вкусов, определенных эталонов и оценок, отношение клюдям, событиям и осуществляемым видам деятельности.
Одним из таких значимыхвнутренних факторов обучения являются установки личности. Они обусловливаютпрежде всего продуктивность учения. Установка как психологическая категория –это состояние готовности личности действовать в той или иной ситуацииопределенным способом. Установка является специфическим настроем психики,обеспечивающим синхронизацию личностных усилий, направленность сознания навыполнение необходимых действий, отказ от других, более привлекательных, видовдеятельности, включение психических процессов и соответствующих эмоциональныхсостояний.
Установка в обучении –это готовность учащегося к включению в учебную деятельность и выполнениюпоставленных учебных задач. Необходимость в формировании у учащихся установоквозникает не только перед началом учебной деятельности, но и на всех этапахразвертывания. Учитель должен не только формировать, но и поддерживать настройобучаемых на учебную деятельность.
В младшем школьномвозрасте установку, как правило, создает у учащегося учитель, организовывая инаправляя его активность в нужную сторону. В подростковом и старшем школьномвозрастах ученик уже сам научается создавать предустановки и установки,организовывать себя для включения в учебную деятельность.
Принято выделять общуюустановку, организующую восприятие, эмоции и мотивационную сферу личности дляподдержания энергетического баланса на достаточно большие временные отрезки, неограниченные уроком или очередной темой какого-либо предмета. Общая установка,обеспечивая возможность сосредоточения, постепенно закрепляется и приводит квозникновению целенаправленности, любознательности, заинтересованности иполимотивированности обучаемых. Она сохраняется на многие годы, выходя далекоза пределы школьного возраста, поддерживая центрацию личности на познавательнойдеятельности.
Кроме общей выделяютразличные виды частных установок, которые учитель создает в повседневномпедагогическом общении с учащимися для формирования учебной мотивации инаправленности восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоций на решениеучебных задач. Частные установки поддерживают и повышают рабочий тонус,динамику психической активности учащихся на каждом конкретном этапе учебнойдеятельности. Они обусловлены целями урока, степенью трудности изучаемогоматериала, успешностью усвоения новых категорий и понятий и выступают условиемпреодоления ситуативных затруднений, возникающих в ходе выполнения конкретныхучебных действий.
Действие установки можетвыходить далеко за пределы конкретной учебной ситуации, особенно в тех случаях,когда учащиеся убеждаются сами или получают высокую оценку за выполнение работысо стороны учителя или других учеников. Успешность учения упрочивает установкуи делает ее действенным и стабилизирующим фактором умственного и личностногоразвития учащихся. Она превращается в осознанную тенденцию поведения идеятельности. Однако это преобразование не происходит спонтанно, а требует отучителя рефлексии, знания способов и механизмов педагогических воздействий, ихэффективности, а также сформированности представлений о точках личностногороста учащихся.
Создание учебных установокосуществляется с помощью суггестивных влияний (внушения, не требующегоосознания произведенных действий) или с помощью убеждений, апеллирующих кобъективной и субъективной значимости выполняемых учебных заданий или обучениякак фактора психического и личностного развития в целом. Развитию установокспособствует также создание в процессе обучения психологической атмосферы,поддерживающей стремление выполнять учебную деятельность с усердием истаранием. Не меньшее влияние на формирование учебных установок оказываютиспользуемые педагогом стратегии и тактики общения и воздействия,складывающийся стиль взаимоотношений, их доверительность, синтонность ивзаимная удовлетворенность.
Установки могут касатьсятакже отбора, переработки и использования определенной информации, сроков,прочности и характера процессов запоминания и воспроизведения (установки наактуальность, время воспроизведения, на длительность и точность запоминания, нацеленаправленность, точность и целостность восприятия).
В процессе обучения ставитсязадача не только дать определенное направление личностному и познавательномуразвитию, но и научить пользоваться психическими функциями и процессами –вниманием, памятью, мышлением, волей, эмоциями и др.
К числу условий, влияющихна протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание,которое позволяет учащимся направить свое сознание на решение учебных задач.Оно обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемогонеобходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах. Известно,что человек способен охватывать (удерживать) сознанием ограниченное числообъектов (7 + 2). Остальное становится фоном, на котором разворачивается егопсихическая деятельность. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры»внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательныхпроцессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения.
Внимание играет и рольрегулятора, который направляет психическую деятельность на те или иные предметы,объекты, действия под влиянием высших, внутренних или личностных факторов.
О наличии или отсутствиивнимания свидетельствует ряд признаков, которые можно определить по внешнимхарактеристикам поведения или действиям обучаемых. К их числу относятся: поза,мимика лица, дыхательные реакции, направленность взгляда, дисциплинированность,следование установкам и указаниям учителя. Учащиеся, зная, что учитель делаетвывод об их включенности в учебную деятельность на основании этих и другихпризнаков, научаются манипулировать учителем и создавать ситуацию видимоговнимания при его реальном отсутствии. Однако опытный учитель кроменепосредственных способов фиксации внимания судит о нем по качеству выполненияучебной деятельности, т. е. по ее результатам. Справиться с заданием без особойактивизации внимания могут только особо одаренные школьники.
Учащиеся научаютсяопределять меру своей внимательности по особой ясности и отчетливостивоспринимаемого материала, его осмысленности, т. е. нахождению «в поле ясногосознания». Внимание избирательно, поэтому в каждый момент оно может бытьнаправлено только на какую-либо часть материала, на какую-то часть учебногозадания. Все остальное находится на периферии сознания. Если ученик внимателен,то наблюдается повышение продуктивности учебной деятельности и собранность егоповедения.
Если внимание вызываетсяновизной, неожиданностью, удивительностью, необычностью, интересностью,полезностью предметов и явлений, то говорят о непроизвольном внимании, котороесчитается исторически более «древним», основанным на ориентировочных рефлексах,т. е. реакции на любые изменения среды. Оно появляется достаточно рано в ходеиндивидуального развития человека и возникает тогда, когда происходятизменения, связанные с возможностью удовлетворения потребностей. Непроизвольноевнимание возникает также при действии не только значимых, но и сильныхинтенсивных раздражителей. Существенным фактором активизации непроизвольноговнимания может быть познавательная потребность, которая упрочивает его и делаетболее стойким. Именно о необходимости ее формирования следует заботиться уже сначальных этапов обучения.
Однако активность психикиучащихся может направляться не только особенностями внешних воздействий, нотребованиями, давлением, поощрениями или наказаниями педагогов или родителей,организацией условий учебной деятельности. В этих случаях включаетсяпроизвольное внимание, которое становится действенным при опоре ивзаимодействии с теми факторами, которые его вызывают.
Наиболее частопроизвольное внимание регулируется той или иной деятельностью, так как для еевыполнения необходимы волевое усилие и направленность сознания с одновременнымотвлечением от всего постороннего.
Произвольное вниманиеобеспечивает достижение намеченных целей, управляет протеканием деятельности, втом числе и учебной. Произвольное внимание участвует в поиске информативныхпризнаков задачи, в планировании и предвосхищении результатов, в коррекции иконтроле процесса решения, в выборе соответствующей программы действий, в проверкепромежуточных результатов.
Произвольное вниманиедолжно включаться своевременно, до начала деятельности, участвуя всинхронизации действий учителя и учащихся, мобилизуя психику, вызывая состояниеготовности к деятельности. Однако дидактические команды учителя не должны бытьчрезмерными.
Внимание, организуемое доначала деятельности, носит название «предвнимание». Оно может преобразовыватьсяв «упреждающее внимание», которое возникает, когда ученик пытаетсясамостоятельно, не ожидая побуждений учителя, активно включиться в новые видыдеятельности или в решение нового типа задач. Если же внимание появляется вответ на организационные замечания учителя, а ученик вынуждает себя подчинитьсяего требованиям, то принято говорить о запаздывающем внимании, котороесчитается пассивным и характерно для слабомотивированных, неинициативныхучащихся, не заинтересованных учебной деятельностью.
Наличие устойчивогопроизвольного внимания чаще всего наблюдается у учащихся, ориентированных насоциальный успех, а также у тех, у кого доминируют познавательные интересы имотивы или имеет место страстная увлеченность какой-либо деятельностью,творческий поиск.
Наиболее эффективное ипредпочитаемое внимание – послепроизвольное, когда ученик целиком поглощаетсявыполняемым делом. Добиться послепроизвольного внимания стремится каждыйтворческий педагог, используя при этом различные доступные ему средства:заинтересовывание учебным процессом, похвалу, оценку учебных достижений,признание деятельности того или иного ученика в качестве эталонной.
Направленностьпсихической деятельности находится в большой зависимости от личностныхустановок на учение, которые влияют на отбор, переработку и использованиеинформации учеником. При послепроизвольном внимании психическая активностьподдерживается как бы сама собой, без сознательного мобилизующего волевогоусилия, которое замещается интересом и не требует дополнительных затрат на егоподдержание. В связи с тем, что при наличии послепроизвольного вниманиявозникает поглощенность деятельностью, ученик не замечает хода времени, неожидает окончания урока, испытывает эмоциональный подъем и удовлетворенностьходом деятельности и собой. Послепроизвольное внимание – есть реальноеследствие увлеченности деятельностью.
Внимание, проявляясьсистематически, трансформируется в такую личностную характеристику, каквнимательность. Она определяется системой ценностных ориентации личности, еенаправленностью на достижение успехов в тех видах деятельности, общения иотношений, в которые она включается.
Из этого следует, чтовнимание значимо не только для достижения успехов в обучении, но имеет иличностный смысл, определяет стилевые характеристики поведения и деятельности,влияет на профессиональное самоопределение, а также на успешностьвзаимоотношений, складывающихся не только в обучении, но и в личной сфере.Внимательный человек способен в процессе взаимодействия заметить тончайшиенюансы изменения эмоционального состояния, поведения собеседника и вовремяотрефлексировать их. Внимательный ученик синтонен не ситуативно, а постоянно.Учащиеся этого типа обычно занимают престижное место в социометрических иреферентометрических выборах, так как они более надежные, обязательные ивнимательные партнеры по общению и отношениям.
Между внимательностью кдеятельности и внимательностью к другим людям как личностной характеристики нетпрямой корреляции (соответствия). Встречаются внимательные ученики,сосредоточенные на выполнении любой деятельности, но они же могут бытьневнимательны к другим людям, не отзывчивы на их проблемы, не надежны какпартнеры.
Связь внимания сличностными особенностями, специфика его проявления в разных видахдеятельности, природа и характеристика его свойств детально исследовались Н. Ф.Добрыниным, Ф. Н. Гоноболиным, И. В. Страховым и др. Выделяют следующиесвойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрированность иустойчивость.
Объем вниманияхарактеризуется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Ребенокимеет объем внимания в 3–4 предмета, взрослые – 5–8. Объем внимания зависит оттого, что воспринимается. Если это разрозненные предметы или их элементы, несвязанные между собой, то объем внимания ограничен. Предметы, которые можносистематизировать или соединить в единое целое, легче удерживать в полевнимания. Учебный материал должен быть определенным образом структурирован,чтобы учащийся мог удержать на нем внимание.
В связи с ограниченностьюобъема внимания предметом особой заботы в процессе обучения становится отборего содержания, установление связей и отношений в изучаемом материале.
Зачастую в процессеобучения внимание приходится распределять между несколькими одновременновоспринимаемыми предметами и объектами, каждый из которых стремится «захватить»сознание обучаемого. Это требует тренировки и развития умения удерживать всознании «двойные» (а иногда и «тройные», «четверные») задачи.
В результате многократныхупражнений у учащихся формируется навык распределения внимания, который можно идалее совершенствовать, выполняя различные по характеру учебные действияодновременно.
Постепенно формируются нетолько умения распределять внимание, но и способность сознательно и намеренноперемещать его с объекта на объект, с одного элемента решаемой задачи надругой. Это свойство называется переключением внимания.
Сосредоточенностьвнимания на определенной деятельности или предмете может достичь такой степени,что все другие одновременно воспринимаемые объекты вовсе не будут отражатьсяили же – очень нечетко. В таких ситуациях происходит концентрация внимания наобъекте, предмете, деятельности.
Внимание имеет такжевременную характеристику, называемую устойчивостью, т.е. способностьюсосредоточиваться на одном и том же материале (объекте деятельности) длительноевремя. Устойчивость, как распределение и переключение внимания, приобретается впроцессе совершенствования учебных навыков. Исследованиями установлено, что вмладшем школьном возрасте успехи в обучении больше зависят от уровня развитиясвойств внимания, чем в старшем школьном возрасте, где эта зависимость выраженане столь однозначно и отчетливо. На проявление свойств внимания оказывают такжевлияние пол, возраст учащихся, специфика учебного предмета, содержание учебногоматериала, применяемые способы активизации познавательной деятельности,отношение учащихся к учению как собственной деятельности и обучению как кфактору развития личности.
Приобретаемый опытуправления своим вниманием помогает учащимся ориентировать его в нужномнаправлении по мере необходимости.
Трудно найти учащихся, укоторых были бы развиты в одинаковой степени все свойства внимания. Чащепроявляется их взаимозаменяемость и компенсация, когда сильные стороны вниманияберут на себя основную исполнительную функцию в учебной деятельности.
Особенности вниманияучащихся являются не только результатом развития его видов и свойств. Онидетерминируются также основными свойствами нервной системы: слабая нервнаясистема накладывает ограничения на развитие свойств внимания, а сильная,напротив, обеспечивает быстрое их развитие. Однако главным условием развитиявидов и свойств внимания является познавательная мотивация учебнойдеятельности.
Наконец, посколькувнимание органически включено в учебный процесс, то его регулирующая иконтролирующая функции развиваются в связи с формированием навыков учебнойдеятельности. Внимание способствует продуктивности и точности выполненияучебных заданий. Благодаря систематически проявляемой внимательности у учащихсяпостепенно формируется представление о том объеме работы, который они могутвыполнить за определенные временные отрезки, и о том темпе учебной (или любойиной) деятельности, который является для них оптимальным. Стабилизацияиндивидуального темпа оборачивается ростом успешности обучения. Развитие»внимательности на всех этапах обучения способствуют самоконтроль, рефлексия истремление к овладению динамикой сознания, т.е. способностью распределять ипереключать его на значимые виды деятельности.