РАБОТА ЖАН– ЖАКА РУССО О ВОСПИТАНИИ
Содержание
Введение
Глава 1. Педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо
1.1 Один из крупнейших представителейфранцузского Просвещения
1.2 Жизненный и педагогический путьЖ.-Ж. Руссо
Глава 2. Произведение «Эмиль или оВоспитании»
2.1 Сущность естественного воспитанияс точки зрения Ж.-Ж. Руссо
2.2 Воспитание в разные возрастныепериоды развития детей
Заключение
Литература
Введение
Идеясвободного воспитания занимает важное место в истории педагогической мысли. Напротяжении долгого времени учёные, занимающиеся теорией и практикой воспитания,пытались найти возможность воплощения ненасильственного воздействия наподрастающее поколение. В истории немало примеров, когда идея свободноговоспитания была положена в основу жизнедеятельности детских учреждений. Восновном такой опыт давал положительный результат, т.е. повышалась активность исамодеятельность воспитанников, пробуждался интерес к учёбе и желаниетрудиться. Но, к сожалению, деятельность этих учреждений в силу различных обстоятельств,обусловленных политическими, экономическими и другими факторами, длилась недолго. Такие учреждения закрывались, но это не уменьшало энтузиазма иуверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, пытавшихсяреализовать их на практике.
Историческиидея свободного воспитания развивалась в русле педагогического гуманизма,зародившегося в недрах античной философии. Еще Сократ сформулировал ключевойпостулат этой идеи: в каждом человеке солнце. Последующие эпохи по-своемудополнили идею свободного воспитания. Так, гуманизм эпохи Возрождения привнёс впедагогическую теорию идеальную модель всесторонне и гармонически развитогочеловека. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитаниягармонически развитой личности. Несомненно, историческая заслуга по созданиютакого механизма принадлежит французскому философу Жан-Жаку Руссо,разработавшему целую воспитательную систему, которая во многом предопределиларазвитие педагогической науки. В современной педагогике существует мнение, чтос этого времени феномен свободного воспитания ведёт свой самостоятельныйотсчёт.
В настоящеевремя идея свободного воспитания приобретают особенное значение. В современныхусловиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходовк образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной.
Глава 1. Педагогическиеидеи Ж.-Ж. Руссо
1.1 Один из крупнейших представителей французского Просвещения
«Ни одно имя XVIIIвека не было окружено таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самымзнаменитым писателем Франции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера,немедленно издавалось и переиздавалось, переводилось на все основные языки», — писал известный отечественный историк A.З. Манфред.
Руссо жил воФранции в эпоху, когда уже наступил закат королевской власти, хотя в народе всёеще жила вера в доброго и справедливого короля. Росло всеобщее недовольствомастеровых, бедноты городов. Их толпы выходили с угрожающими возгласами нагородские площади. Это было время накануне революции.
Втораяполовина XVIII в. прошла в борьбе против абсолютизма. Народные массы,парламенты городов, часть аристократии выступают с требованием ограничениякоролевской власти.
Школьное делов XVIII и даже в начале XIX столетия во Франции сохраняло черты Средневековья.В европейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школыдля народа обычно помещались на дому у учителя или в мастерской ремесленника,который совмещал учительство и ремесло. В учителях были деревенский сторож,каменщик, токарный мастер, сапожник, которым нужен был приработок. При выбореучителя из подобных кандидатов предпочтение отдавалось тому, кто имелподходящее помещение для школы. Особые познания таким учителям не требовались,так как учение ограничивалось приобретением учеником навыков чтения изаучивания текстов катехизиса.
Все этовызывало резкую критику со стороны общественных деятелей состояния просвещения.Они осознавали особую роль просвещения в судьбе всего общества.
Весь XVIII в.прошел в Европе под знаком идей Просвещения.
Просвещение — широкое идейное течение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широкихмасс. Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.
Крупнейшиепредставители французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций,Дидро. Просветители боролись за установление «царства разума», основанного на«естественном равенстве», за политическую свободу. Большое место в достиженииэтих целей отводили распространению знаний. Они мечтали о создании идеальногообщества, в котором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критиковалисуществующую форму правления, церковь, мораль. Эта критика и превратилапросветителей в идеологов французской революции конца XVIII века.
Самым ярким иблестящим писателем и публицистом в замечательной плеяде просветителей былРуссо. Этот индивидуалист, сторонившийся людей, стал после смерти учителемвосставших народных масс, их идеологом. Мысли, заветы Руссо были взяты наслужбу, как революционными вождями, так и их противниками.
1.2Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийсяпредставитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778)был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родилсяв 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне иремесленники, а отец — часовых дел мастером. Он рано потерял мать, а т.к. отецмало занимался с ним, то Жан Жак был предоставлен самому себе. Имея массусвободного времени он увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.
В молодостион перепробовал множество профессий: гравера, переписчика нот, секретаря,домашнего учителя. Руссо не получил систематического образования, но страстностремился к самосовершенствованию, это и помогло ему стать одним из наиболеепросвещенных людей своей эпохи. В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Парижпосле странствий по дорогам Италии, Франции, Швейцарии. Во французской столицеЖ.-Ж. Руссо приобретает друзей — авторов знаменитой «Энциклопедии», где былисформулированы основные идеи Просвещения.
Руссо вообщене принадлежал к «людям карьеры», не искал легкого «пути наверх», а, наоборот,отвергал его. В высшем свете Парижа Руссо имел огромный успех, все искали с нимзнакомства. Но слава ему была не нужна. «Мне опротивел дым литературной славы»,- говорил он в конце жизни.
Десятилетняяшкола странствий определила многое в его судьбе. Он познал жизнь не из книг, онпознал реальную жизнь. В разных государствах Руссо видел низкие, вросшие вземлю хижины, где он часто находил приют, измученных крестьян, чахлые посевы,бедность и убогость, но также видел и великолепные дворцы знатных вельмож,которые обходил стороной.
Крестьянскаянужда, народные бедствия, сословное неравенство, т.е. сама жизнь, виденная им,стала первым источником его общественно-политических идей.
Важную роль вего жизни сыграла встреча с образованной, склонной к вольнодумиюнастоятельницей монастыря в Аннеси. Она пыталась обратить Руссо в католичество,но попытка не принесла успеха. Он оставался равнодушным к религии. Тогда,чувствуя его одаренность, она настояла на учебе в музыкальной школе, здесь ондобился больших успехов и сам стал сочинять музыку.
На протяжении10 лет он постигал все то, чего ему не хватало, занимался самообразованием. Этобыло систематическое образование, в результате которого Руссо поражал своихсобеседников начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику, дажепроводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми предметами были историяи география. Так, постепенно Жан Жак Руссо превратился в одного из самыхначитанных и образованных людей своего времени, сформировался как оригинальныйи глубокий мыслитель. При этом он сохранил простоту и выразительность слов,ясность в выражении мысли. Самообразование — это второй университет Ж.Ж. Руссо,первым была сама жизнь .
Опыт работыдомашним учителем в конце 30-х гг. послужил Руссо основой для написаниятрактата «Проект воспитания де Сент-Мари», где он изложил свое понимание задачи содержания воспитания.
В 1742 г.Руссо появляется в Париже, где, посещая модные салоны, он постепенно осознаёт,как справедливы были его догадки: он разглядел в посетителях салонов ложь илицемерие, тайный и холодный расчет, беспощадность к своим конкурентам.Отвращение к богатству возросло и обострилось. Опыт общения с элитой парижскогосвета привел его к критической оценке современного ему общества. Таким образом,он подошел к тем идеям о происхождении неравенства, которые позже принесли емугромкую славу.
Небольшоенаследство, оставшееся Руссо после смерти отца, позволило ему жить, не думая озаработке. И он решает посвятить себя музыке, тем более что в Париже, благодаряего музыкально-литературным произведениям, за ним упрочилась репутациямузыканта и одаренного композитора.
В своейнапряженной и трудной жизни Руссо находит отдушину в лице молодой белошвейкиТерезы Левассер, ставшей его подругой, а потом и женой на всю жизнь. «Ее умоставался таким же, каким создала его природа; образование, культура неприставали к ее уму», — пишет он в своей «Исповеди». Но ее кротость,беззащитность, доверчивость покорили его и сделали счастливым. Видимо, с этойпростой девушкой он ощущал какое-то родство.
Среди близкихдрузей Руссо был и Денни Дидро, чья судьба в чем-то была схожа с егособственной.
Если Дидро иГельвеций рассматривали просвещение, влияние общества как благо для человека,то Жан Жак придерживался прямо противоположной точки зрения, утверждая, чтообщество портит человека, который от природы добр и честен, прививая емуотрицательные качества и привычки. Дидро и его друзья издавали Энциклопедиюнаук и ремесел. Руссо тоже стал одним из энциклопедистов, вступивших в бой состарым миром. В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология,противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. Видеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль.Руссо, предвидя революцию, писал, что она уничтожит зло, но при этом ее следуетбояться так же, как существования зла.
В конце 40-хгг. Руссо уже пришел к тем идеям, которые высказывал в трактате «Рассуждение онауках и искусствах» (1750), принесшем ему широкую известность. Однажды он,направляясь пешком к месту заключения Дидро под Парижем и перелистывая журнал,прочитал объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ливозрождение наук и искусств очищению нравов?». Он в тот же день принялся затрактат — так заинтересовала его эта тема. Дижонская академия присудиласочинению Руссо первую премию. Опубликованный трактат вызвал горячую полемику.Статьи по поводу произведения Руссо были позже опубликованы в двух толстыхтомах.
Напоставленный вопрос о положительном влиянии наук и искусств на нравы обществаавтор трактата отвечает отрицательно. Он пишет, что человечество понеслоневосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». Но при этом онвовсе не призывал к уничтожению цивилизации — «такой вывод вполне в духе моихпротивников». Прогресс человечества он видит в воспитании, которое будетпроходить в гармонии с природной сущностью ребенка.
Еще одно произведениеРуссо, самое любимое — это роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г, аопубликованный в 1761 г. Он имел необыкновенный успех, за 40 лет он издавался70 раз, в том числе и на русском языке. Ни одно художественное произведениеXVIII в. не пользовалось такой популярностью. Это сентиментальная история осредневековых влюбленных, вынужденных жить в разлуке, так как любовьоказывается бессильной перед общественными предрассудками: герой романанедостаточно родовит по сравнению с возлюбленной — дочерью барона. Романнаписан в виде писем героев друг другу.
В своихписьмах герои рассуждают на религиозные, эстетические, педагогические темы.«Новая Элоиза» оказалась предшественницей педагогического романа.
В 1753 г.Руссо начал работать над романом «Эмиль, или о воспитании». Опубликован романбыл в 1762 г. в Париже и Амстердаме. Публикация романа вызвала целую бурю гневаи ярости властей и церкви. Сразу же по выходе в свет роман был запрещенцерковью, через 10 дней после публикации весь тираж в Париже был конфискован исожжен публично.
Против авторабыло возбуждено церковью судебное дело. Он был вынужден скрыться и бежать внебольшое селение недалеко от Берна (Швейцария), но вскоре власти Женевы иБерна отказали ему в убежище, тогда он нашел приют в небольшом городке. «… Онимогут меня лишить жизни, но не свободы», — писал Руссо.
Амстердамскийтираж также сожгли, а затем книги были «казнены» в Женеве. «Эмиль» был внесен всписок запрещенных книг, а Руссо предан папой анафеме.
Русскаяимператрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «… не люблюя эмильевского воспитания...» — и ввоз романа в Россию был запрещен.
«Эмиль»содержал прямые нападки на аристократию и церковь, поэтому они и ополчились нанего. Таким образом, он вступил в конфликт с обществом, до этого егопризнававшим.
Не понялирассуждений Руссо и некоторые недавние его друзья, например Гельвеции, Вольтер.
Но многиевыдающиеся мыслители Европы приветствовали Руссо, среди них знаменитые философыКант, Юм.
Бесспорнымявляется то, что благодаря «Эмилю» в Европе возник огромный интерес к проблемевоспитания, во Франции резко увеличилось количество педагогических сочинений.
В это самоевремя автор бунтарского и нашумевшего произведения живет, скрываясь отпреследования властей. Из Швейцарии он тайно перебирается в Германию, потом вАнглию, где его приютил Юм.
И в 1767 г.он снова во Франции, но живет под чужим именем. В последние годы жизни он пишетеще несколько работ: «Исповедь» — свое жизнеописание и философское осмыслениежизни, «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», гдеснова возвращается к вопросам воспитания. Скончался Жан Жак Руссо в 1778 г.
Глава 2 Произведение«Эмиль или о Воспитании»
2.1Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взглядына психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмильили О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним изнаиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда незанимался воспитанием даже собственных отпрысков, предпочитая отдавать их сразупосле рождения в приют. Тем не менее, его заслугой в том, что он привёл вцелостную картину всё то, что к этому времени было известно о природе ребёнка,о его развитии.
Роман-трактат«Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо,оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумноевоспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В романедействуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним всеэти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали отразвращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.
Что такое«воспитание»? В современном Руссо обществе существовало понимание воспитаниякак переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощьюлитературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека,который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такомувоспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственнымиестественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природнымиспособностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человекавыдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанныйчеловек — это глубоко человечная личность, добившаяся развития своихспособностей и дарований.
Основойпедагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания,которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественномправе. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современныеобщественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка.Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, еслиприобретет естественный, природосообразный характер.
По мнениюЖ.-Ж. Руссо, в воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитиенаших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, — писал он, — обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание состороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов,дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняетсвою роль тогда, когда все три определяющих его фактора будут действоватьсогласованно.
Далее Ж.-Ж.Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не зависит отлюдей, воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторой степени и тольковоспитание со стороны людей определяется самими людьми. Из этих рассуждений Руссоделает вывод о том, что, поскольку над природой люди не властны, следует двапоследних фактора (т.е. воспитание со стороны вещей и со стороны людей)подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания зависит, прежде всего,от согласования всех трех факторов.
Всоответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Ж.-Ж. Руссопо-разному.
Если речьидет о воспитании природой, то здесь Руссо, как указывалось выше, отождествляетвоспитание с развитием (воспитание есть внутреннее развитие наших способностейи наших органов).
Когда онговорит о воспитании через вещи, то теперь он понимает под воспитаниемсодействие ребенку в приобретении собственного опыта.
И, наконец,когда рассматривается воспитание со стороны людей, то в данном случае подвоспитанием понимается руководство детьми.
Мы видим, чтоЖ.-Ж. Руссо проводит определенную и, достаточно выраженную тенденцию:воспитание идет от развития, которое независимо от воспитателя (поскольку этовнутренний, самопроизвольный, спонтанный процесс), к более активному процессусодействия (в приобретении опыта) и к еще более активному руководству.
Такимобразом, сущность воспитания можно представить следующей схемой: саморазвитие — содействие — руководство.
Ж.-Ж. Руссотем самый поставил исключительно важную проблему о соотношений биологического исоциального в развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальноебиологическому, решить эту проблему научно он не смог.
Воспитаниеесть всегда и во всех случаях функция общественная, и развитие ребенка,формирование его личности определяется не «природой» ребенка, аобществом, социальными условиями жизни и деятельности. Однако Ж.-Ж. Руссо,несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственновоспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системеаристократического и религиозного воспитания, где совершенно не считались с«природой» ребенка, т.е. с закономерностями его физического ипсихического развития, с его истинными потребностями и стремлениями. Смелое ипоследовательное выступление великого французского мыслителя в защиту природы иправ ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения Личности, егопостановка вопроса о собственных законах развития человека — выдающийся вкладЖ.-Ж. Руссо в развитие педагогической, психологической и философской мысли.
ПониманиеЖ.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается оттрактовки его Я.А. Коменским. Руссо говорил не о внешнем подражании природе, ноо необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самогоребёнка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Онтребовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных ииндивидуальных особенностей.
Признавая,что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природуребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых всеприсущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться.Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, нравственныеготовые правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиватьсясвободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этомуможет помешать. Естественное воспитание — это свободное воспитание.
Руссо считал,что воспитатель должен действовать так, чтобы детей убеждала силанеобходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применятьметод «естественных последствий», сущность которого заключается в том, чтобыребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимовозникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически он ставилребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при немнаставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегдаон должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя «Без сомнения, — писал Ж.-Ж. Руссо, — он должен хотеть только то, что вы хотите заставить егоделать». Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанникакосвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности исамодеятельности.
Воспитатель,которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен яснопредставлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику несословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требованиево времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.
Руссо какфилософ, психолог и как педагог прекрасно представлял себе, что педагогическоеруководство невозможно без ограничения свободы ребенка, что руководство исвобода есть противоречие, пути к разрешению которого не так-то легко найти.
Авторитаризм,не признавая за ребенком никаких прав и никакой свободы, путем принуждения инасилия добивался своих целей, создавая, по определению Руссо, искусственного,т.е. иными словами, испорченного человека.
Ж.-Ж. Руссо,пытаясь разрешить эту проблему, подходит к ней с нескольких сторон, всякий раз,по-разному обосновывая (и философски, и психологически, и педагогически) свойподход.
Прежде всего,он отдает себе отчет в том, что «дети и в естественном состоянии пользуютсятолько несовершенною свободой». То «царство свободы», которое провозгласил Руссов начале романа и к которому он собирается вести своего воспитанника, скоро наделе оказывается во многих случаях лишь иллюзией, видимостью свободы, свободойформальной. И, тем не менее, сам, скоро убеждаясь в этом и не скрывая этого отчитателя, все же пытается найти пути разрешения этих противоречий и продолжаетвести своего Эмиля по пути свободного воспитания,
Ставя своеговоспитанника в этом возрасте только в зависимость от вещей, Ж.-Ж. Руссо, какему кажется, дает возможность своему питомцу почувствовать свободу,освободиться от влияния людей с их запрещениями, приказаниями, предписаниями ит.д.
Именно этиразличные формы воздействия и давления на ребенка ограничивают свободувоспитанника, сковывают его рост и развитие, а также угнетающе действуют на егопсихику.
Ребенок, какпишет Ж.-Ж. Руссо, должен всегда ходить с гордо поднятой головой, чувствоватьсебя не подавленным и угнетенным, а свободным и, следовательно, счастливым.Хотя зависимость от вещей, от природы — тоже не великое благо, это тоже «иго»,«гнет», «узда», однако сам ребенок очень скоро на собственном опыте,добровольно осознав и почувствовав необходимость этой зависимости, не будетиспытывать такого гнета («против хорошо осознанной необходимости почти невозмущаются»), как со стороны людей. От гнета же воспитателя, от его власти,замечает Ж.-Ж. Руссо, ребенок постоянно и настойчиво пытается освободиться,используя всевозможные ухищрения, изобретая увертки. На такой основе междупедагогом и ребенком не может быть никакого доверия, никакой привязанности и,следовательно, не может быть и успешного воспитания.
Вот почемувнешне воспитатель предоставляет Эмилю полную свободу, полную самостоятельностьв движениях и действиях, боясь пуще всего подчинения людям, зависимости от них,поскольку подчинение одного человека другому — то лишение свободы, это рабство.Пусть воспитанник, говорит Руссо, подчиняется только необходимости вещей, и он,не зная зависимости от людей, будет свободен. «Одна только привычка полезна длядетей, — пишет Ж.-Ж. Руссо — это привычка без труда подчиняться необходимостивещей». С помощью этой «узды» необходимости, законов возможного и невозможноговоспитатель, по мнению Ж.-Ж. Руссо, имеет возможность искусно управлять своимвоспитанником. Искусство управления, руководства состоит при этом не в этом,чтобы поминутно дергать за эту «узду» и тем самым постоянно тормошить, нервировать,раздражать нашего питомца, а чтобы тонко и мягко управлять им, настолько тонкои незаметно, чтобы ребенок даже, говорит Ж.-Ж. Руссо, сам не догадывался обэтом, безропотно идя за своим руководителем. Вот почему Ж.-Ж. Руссо утверждает,что главное орудие в руках педагога — это хорошо направленная свобода. Ипоясняет свою мысль так: «Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда неумеешь, вести его, куда хочешь, с помощью одних законов возможного иневозможного».
Отвергнувпуть воздействия на ребенка с помощью силы, власти воспитателя, Ж.-Ж. Руссодалее высказывает по существу свою педагогическую идею, дающую ключ к пониманиювсей его теории свободного воспитания: «Изберите с вашим воспитанником путьпротивоположный; пусть он считает себя господином, а на деле вы будете самивсегда господином. Нет подчинения столь совершенного, как-то, которое сохраняетнаружный вид свободы; тут порабощает самую волю. Ж.-Ж. Разве бедный ребенок,который ничего не знает, ничего не может сделать, ни с чем не знаком, не ввашей власти? Разве вы не располагаете по отношению к нему всем окружающим?Разве вы не властны, производить на него какое вам угодно влияние? Разве егозанятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома?Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть того, чеговы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага;не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».
ВпоследствииК.Д.Ушинский заметит в связи с этим, что Ж.-Ж. Руссо обманывает своеговоспитанника, предлагая ему взамен истинной свободы иллюзорную, внешнюю. Однаковряд ли есть основания для таких выводов. В условиях, когда душили все живое вдетях, когда испытанным орудием воспитания была розга, сама постановка вопросао свободе в воспитании, как бы она ни решалась, имела в тот период великоереволюционное значение как страстный призыв в защиту прав ребенка, как призыв куважению его человеческого достоинства.
И, тем неменее, следует отметить, что Ж.-Ж. Руссо, вольно или невольно, вступает в явноепротиворечие со своими прежними положениями и высказываниями. Выдвинув вкачестве основного тезиса мысль о зависимости ребенка только от вещей, и непризнавая иного подчинения, кроме подчинения силе необходимости, Ж.-Ж. Руссоставит неожиданно своего воспитанника в полнейшую зависимость от людей, вданном случае от воспитателя. Но очевидно, что такой воспитатель, которого имеетв виду Ж.-Ж. Руссо, не страшен для свободы ребенка, так как педагог и ребенокзаранее заключили добровольный союз между собой, основанный на добровольномподчинении ребёнка педагогу, а это уже, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не противоречитсвободе. Воспитатель хорошо понимает душу, и учитывает потребности своеговоспитанника, не мешает ему удовлетворять свои желания и интересы, т.е. педагогследует во всем теории естественного и свободного воспитания.
2.2 Воспитаниев разные возрастные периоды развития детей
Ж. Руссосоздал первую развёрнутую периодизацию психического развития, однако основание,по которому он разделял детство на периоды, и критерии периодизации были чистоумозрительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими изфилософских, теоретических взглядов самого Руссо.
Естественноевоспитание, описанное Ж.-Ж. Руссо в его произведении “Эмиль или о Воспитании”,осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Основываясьна характерных признаках, свойственных детской природе на различных ступеняхестественного развития, Ж.-Ж. Руссо установил четыре возрастных периода в жизниребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он указывал, начто должно быть направлено основное внимание воспитателя.
Первый период- от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период Руссо считалнеобходимым уделять физическому развитию ребенка.
Второй период- от 2 до 12 лет — необходимо посвятить сенсорному развитию детей. Это периодЖ.-Ж. Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенокеще не способен к отвлеченному мышлению, он предлагал главным образом развиватьего внешние чувства.
Третий период- от 12 до 15 лет — осуществляется целенаправленное обучение. В этом возрастеосновное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.
Четвертыйпериод — от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, “периодбурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственноевоспитание, необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения идобрую волю.
Этавозрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению спериодизацией, установленной Я. А. Коменским. Впервые Ж.-Ж. Руссо пыталсявыявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он незанимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности,присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер егопериодизации.
Описаниюестественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части(книги) романа-трактата “Эмиль, или о воспитании”.
В первойкниге «Эмиля...» Ж.-Ж. Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннемдетстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания,гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должныпринадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своиммолоком. “Нет матери, нет и ребенка!» — восклицал он. С первых дней жизнималыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его тугосвивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо был противником«изнеживания» детей. «Приучайте, — писал он, — детей к испытаниям… Закаляйтеих тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости».
Укрепляя телоребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако,потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка можетпревратить его в тирана. Дети, по словам Ж.-Ж. Руссо, «начинают с того, чтозаставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить».
С двух летнаступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следуетуделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Ж.-Ж. Руссо полагал,что сенсорное воспитание предшествует умственному. «Все, что входит вчеловеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств… — писал он. — Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, нашичувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Во второй книге«Эмиля...» Ж.-Ж. Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следуетупражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнениядля развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественнойобстановке.
Поскольку,считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучениепреждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать иразвитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а такжек непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться,чтобы они говорили только о том, что действительно знают.
Ж.-Ж. Руссоискусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующеедействительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны кобобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.
Он допускал,конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой иединственной пока книгой должна быть «Робинзон Крузо Д. Дефо» — книга, внаибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Ж.-Ж. Руссо.
Ж.-Ж. Руссополагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать емунравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненногоопыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода“естественных последствий”, при котором ребенок имеет возможность насобственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков.Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть онпочувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окнесвоей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как сталонеуютно и холодно. «Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным».
Заслуга Ж.-Ж.Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широкоприменявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однакорекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не можетзаменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыкиобращения с вещами, общения с людьми.
В возрасте от2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными инекоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлятьактивность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственныеработы.
Третийвозрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Ж.-Ж. Руссо, лучшее время дляобучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следуетнаправить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то измногочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить снаибольшей для него пользой. Ж.-Ж. Руссо полагал также, что подростку, которомуеще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки,в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию,астрономию, физику (природоведение).
Цельюумственного воспитания Ж.-Ж. Руссо считал пробуждение у подростка интереса илюбви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этимон предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения наоснове развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знанияпо географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет;изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладеваетфизикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника вположение исследователя, который открывает научные истины. «Пусть он, — говорилЖ.-Ж. Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он незаучивает науку, а выдумывает ее сам». Это требование Ж.-Ж. Руссо выражало егострастный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опытаребенка. Настойчивые рекомендации Ж.-Ж. Руссо развивать у детей наблюдательность,любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельныхсуждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем вовзглядах Ж.-Ж. Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он несумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленнымчеловечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственноевоспитание детей в очень позднем возрасте.
В 12-15 летподросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, началокоторому было положено еще в предшествующий период. Демократ Ж.-Ж. Руссорассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам,всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут.
Ж.-Ж. Руссополагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст емувозможность разобраться в современных общественных отношениях, — возбудит унего уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В трудеон видел также действенное средство для умственного развития ребенка. («Эмильдолжен работать, как крестьянин, а думать, как философ», — говорил Ж.-Ж.Руссо.) Ж.-Ж. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторымивидами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящимв данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточноупражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезныедля всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу какосновному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать этоследует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника,приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.
15 лет — этовозраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей тогосоциального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Ж.-Ж.Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрыхчувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитиеположительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юношигуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания обездоленным иугнетенным. Средствами «воспитания сердца» у Ж.-Ж. Руссо служат не нравоучения,а непосредственное соприкосновение с человеческим горем и несчастьем, а такжехорошие примеры.
воспитание возрастнойребенок руссо
Заключение
Итак,центральное место в педагогической деятельности Жан-Жака Руссо занимает идеяестественного воспитания, которая наиболее полно и последовательно представленав его произведении «Эмиль или о Воспитании». Отметим основные положения даннойтеории:
— подестественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание сообразно с природой, адля этого необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.Ж.-Ж. Руссо предлагает свою возрастную периодизацию, подробно разрабатываясодержание воспитания в каждый период. Каждому возрасту должны соответствоватьособые формы воспитания и обучения. При этом интеллектуальному воспитаниюдолжно предшествовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников.
— формирование человека происходит под влиянием трех факторов воспитания:природа, вещи, люди. Главным фактором воспитания Ж.-Ж. Руссо считает природу,вещи, и люди лишь создают условия для воспитания;
— ребенкаЖ.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время онвыступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам;
— воспитательдолжен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлятьего формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия дляего развития, но ни когда не навязывать ему своей воли.
Нужнозаметить, что ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитаниядетей, ни до, ни после «Эмиля или о Воспитании» не оказало столь сильноговлияния на развитие педагогической мысли. Последователей Жан-Жака Руссопривлекала его вера в могущество детской природы, следование воспитания заспонтанным развитием ребенка, предоставление ему широкой свободы.
Педагогическаятеория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлялавтор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше ипо-разному использованные в практике воспитания и обучения.
«Руссо!Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в«Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — так выразил свой восторг великимфранцузом русский историк и писатель Карамзин.
Литература
1. Верцман, И.Е. Жан-Жак Руссо/ И.Верцман. — Москва: Художественная литература, 1976. — 308с
2. Гурлитт Л.О воспитании: Глава V.Естественное воспитание/ Л. Гурлитт // Народное образование. — 2001. — № 8.-С.241-252. .
3. Корнетов Г.Б. Теория естественноговоспитания Жан-Жака Руссо/ Г.Б. Корнетов// Школьные технологии. — 2008. — № 2.- С. 21-24.
4. Манфред А.З. Три портрета эпохиВеликой французской революции/ А.З. Манфред. — Москва: Мысль, 1978. — 438 с.
5. Пинский А. Идея свободы впедагогике и образовательной политике/А. Пинский// Первое сентября. — 1999. — №52 (7 августа). — С. 8-9.
6. Руссо Ж.-Ж. Избранное/ Ж.-Ж.Руссо. — Москва: Детская литература, 1976. — 187 с.
7. Руссо Ж.-Ж. Педагогическиесочинения: В 2 т. — М., 1981.- Т.1.- С.25-244.
8. Степашко Л.А. Философия и историяобразования. М., 1999.
9. Стреха Е.А. Ж.-Ж. Руссо о ролиприроды в воспитании детей/ Е.А. Стреха// Начальная школа. — 2008. — № 5. — С.20-22.
10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. – М., 1999.
11. История социальной педагогики:Хрестоматия – учебник/ Под редакцией М.а. Галагузовой. – М., 2000.