Оглавление
Введение
Глава 1. Организация проектной деятельности в дошкольномобразовательном учреждении
1.1 Общая характеристика методапроекта
1.2 Методика работы с детьми в рамках метода проекта
Список использованной литературы
Введение
Дошкольное детство – этоначальный этап формирования личности человека. В это же время закладываетсяпозитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающимлюдям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизацииобразования»)[1].
В наше время происходитинтенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновениенаучно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогунеобходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания наоснове современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективныхметодов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектнойдеятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению ивоспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различнымобластям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
В Российскойпедагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения,при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования ивыполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов» (том 1, с.567).
Целью данной работы является изучениеразвития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессепроектной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачиданного исследования:
1. Дать общую характеристику методапроекта.
2. Рассмотреть методику работы с детьмив рамках метода проекта.
Актуальность даннойработы определяетсятем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательныхинтересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способамирешения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой,художественной и другими видами деятельности. Через объединение различныхобластей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективнаяработа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видахролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные инравственные качества дошкольников.
Глава 1. Организация проектной деятельности вдошкольном образовательном учреждении 1.1 Общаяхарактеристика метода проекта
В латыни, откуда к нампришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенныйвперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Внастоящее время термины «проект» и «проектирование» чащевсего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом»принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт бытьсобственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективнонайти решение поставленной проблемы[2].
Метод проектов неявляется принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнегостолетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеямигуманистического направления в философии и образовании, разработаннымиамериканским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Взамен школьной системы,основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение«путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственногоопыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самымопределил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами,пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.
Дж. Дьюи предлагалстроить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика,сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании[3].Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность вприобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этогонеобходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка,для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания,которые еще предстоит приобрести
Учителя из лекторов,должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию,объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям вповседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегдадолжен быть создан какой-то продукт.
Учитель может подсказатьисточники информации, а может просто направить мысль учеников в нужномнаправлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должнысамостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимыезнания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Всяработа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектнойдеятельности.
Разумеется, со временемидея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеисвободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированнымкомпонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Носуть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определеннымпроблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектнуюдеятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практическиприменять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюиили критического мышления)[4]. Суть рефлекторногомышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью,логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода изсомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированномрассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным ируководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемыдля разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслейидет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процессмышления»[5].
Метод проектов привлеквнимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучениявозникли в России практически параллельно с разработками американскихпедагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году былаорганизована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использоватьпроектные методы в практике преподавания[6].
Первые проекты советскихшкол относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическуюокраску («Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!»,«Уничтожим кулачество как класс»).
В советской школепредпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципомДальтон-плана (система индивидуализированного обучения (автор Паркхерст) иколлективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения.В 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе»проектный метод подвергся осуждению[7].
С тех пор до недавнеговремени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попытоквозродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе онактивно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле,Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, гдеидеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашлиширокое распространение и приобрели большую популярность в силу рациональногосочетания теоретических знаний и их практического применения для решенияконкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельностишкольников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как ямогу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания методапроектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиесянайти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[8].
В основе метода проектовлежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельноконструировать свои знания, умений ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов –это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамкахопределенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупностьприемов, операций овладения определенной областью практического илитеоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способорганизации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, тоимеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальнуюразработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты,педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. Воснову метода проектов положена идея, составляющая суть понятия«проект», его прагматическая направленность на результат, которыйможно получить при решении той или иной практически или теоретически значимойпроблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальнойпрактической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научитьдетей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решатьпроблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уменияпрогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегдаориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperativelearning) методами[9]. Метод проектов всегдапредполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, содной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средствобучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, уменийприменять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческихобластей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное еерешение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (науроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как опедагогической технологии, то эта технология предполагает совокупностьисследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования киспользованию метода проектов:
1. Наличие значимой висследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированногознания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследованиедемографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей изразных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождейна окружающую среду, пр.).
2. Практическая,теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например,доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитииданной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с местасобытий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурированиесодержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использованиеисследовательских методов, предусматривающих определенную последовательностьдействий:
— определение проблемы ивытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместногоисследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
— выдвижение гипотез ихрешения;
— обсуждение методовисследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
— обсуждение способовоформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов,просмотров, пр.).
— сбор, систематизация ианализ полученных данных;
— подведение итогов,оформление результатов, их презентация;
— выводы, выдвижениеновых проблем исследования.
Для типологии проектовпредлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проектедеятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная(практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
2. Предметно-содержательнаяобласть: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координациипроекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующийучастника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных странмира).
5. Количество участниковпроекта.
6. Продолжительностьпроекта.
Реализация методапроектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позицииучителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,исследовательской деятельности своих учеников[10]. Изменяется ипсихологический климат в классе, так как учителю приходится переориентироватьсвою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные видысамостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельностиисследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказатьо необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только такимобразом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременнойкоррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта,так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если этоисследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения,причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работына отдельных этапах.
Следует остановиться и наобщих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следуетвсегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителюнеобходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать врамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачиучителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующимколлективным обсуждением.
3. Распределение задач погруппам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации,творческих решений.
4. Самостоятельная работаучастников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским,творческим задачам.
5. Промежуточныеобсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научномобществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов,оппонирование.
7. Коллективноеобсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Многие задают вопрос: скакого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскуюдеятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающийэффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этогоделается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, всредней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослогоруководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полнымоснованием[11]. Думается, это неверно.Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление кисследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того,чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесссаморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектнуюдеятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.).Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобратьтакие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватнывозрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственноеисследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою памятьвсеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследовательформируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своегоприхода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствамиотдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочныйфундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем,для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научнойкартины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительнымиэмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры. 1.2 Методикаработы с детьми в рамках метода проекта
В процессе выполненияпроекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умениеассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций,предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущениестройности организации идей и др.
Творческие задания впроекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, ихпрактическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы;стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческойдеятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей ивзрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
В процессе проекта усилиявоспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знанийи умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новойфункции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта,способности к комбинации известных способов деятельности с целью получениянового способа.
При отборе содержанияпроекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы,особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектовсвоей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделируетпроблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективныхцелей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем,действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основесамостоятельно принятого решения[12].
Специфика метода проектовзаключается в том, что педагогический процесс накладывается на процессвзаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенкомдеятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошосочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка вопределенную тему или проблему.
Предпосылкой развитиятеории и практики организации проектной деятельности явились исследования ПоддьяковаН.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований былоуточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной иколлективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат.В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательскийпоиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются водно целое.
Метод проектнойдеятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этотвозрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением ксовместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования изразличных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности ворганизации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников,педагогов и родителей.
Особая педагогическаязначимость данной работы по организации проектной деятельности детейзаключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позициюребенка как субъекта педагогического взаимодействия.
Система работы вдошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:
Первый блок предполагаетпедагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающегомира.
Второй блок способствуетактуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Третий блок стимулируетпотребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В постановке задачи,подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю идетям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, атакже все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы,используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие,познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.
Темы игровых проектовмогут быть следующими:
— «Игра-путешествие вподводное царство»;
— «Театр»(сюжетно-ролевая игра);
— «Строим город будущего»(игра);
— «Путешествие в древниймир»;
— «Строим сказочныйснежный городок».
Темы творческих проектов:
— осенний, весенний,зимний вернисаж (т.е. от времени года);
— музыкальная сказка (повыбору детей);
— настольный театр(придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектаклямалышам и родителям);
— «Веселая ярмарка»(изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);
— создание фильмотекирисованных диафильмов.
Темы познавательныхпроектов:
— фестиваль искусств«Весенняя капель»;
— журнал «Почемучка»(вопросы о природе, ОБЖ и др.);
— «Путешествие в ЦарствоМатематики»;
— КВН;
— конкурс «Мояродословная»;
— музей народнойкультуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.);
— «Красная Книга»(создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных,птиц).
По продолжительностипроекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) идлительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные[13].
Работа педагога надпроектом, включает составление обоснованного плана действий, которыйформируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколькоэтапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализациипроекта;
3) разработка содержаниявсего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей,познавательной, предметной среды;
5) определениенаправлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместнойтворческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями идетьми;
7) работа над частямипроекта, его коррекция;
8) коллективнаяреализация проекта, его демонстрация.
Педагоги ДОУ в основномиспользуют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей,родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, егоформа и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этаперазработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и другихвидов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание ипродумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном кэвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольникалюбознательность… Например, работая над проектом организации экологического музея,в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы сизображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровомуголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. Вгрупповой комнате можно организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаемнаклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, могутрассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.На стене в групповой комнаты и в приемной можно повесить плакаты экологическогосодержания, выполненные детьми[14].
К организации поисковой итворческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники,так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проектавоспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбомс рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов,фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на своеусмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитательтщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими ивыполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитательпредоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можнонайти.
Последний этап проекта –защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей,родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точкаэмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Формазащиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить ипродемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смыслпроектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение сжизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развиваетпознавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать,работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей вшколе.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Вшколу – с шести лет. – М, 1986.
2. Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети! – М., 1990.
3. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1995.
4. Бодрова Е.В.,Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенностиобучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
5. Божович Л.И.Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Божович Л.И.Проблемы формирования личности. – М.,1995.
7. Воронова В.Я.Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
8. Воспитаниедошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983.
9. Выготский Л.С.Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1994.
10. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999.
11. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985.
12. Голуб Б.А. Основыобщей дидактики. – М.: Владос, 1999.
13. Голуб Г.Б.,Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевыхкомпетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
14. Дошкольнаяпедагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой,П.Г. Саморуковой. – М., 1989.
15. Дошкольноеобразование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. – М.: Изд-во АСТ, 1997.
16. Дьяченко О.М,Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. – М., 1984.
17. Ерофеева Т.И.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
18. Заир-Бек Е.С.Основы педагогического проектирования. – СПб., 1997.
19. Киселёва Л.С.,Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольногоучреждения. – М.: АРКТИ, 2003.
20. Крысько В.Г.Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос-пресс, 2001.
21. Кулагина И.Ю.Возрастная психология. – М., 1996.
22. Лаврентьева Г.П.,Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2 .– Киев, 1992.
23. Мухина В.С. Детскаяпсихология. – М., 1985.
24. Немов Р.С.Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. – М.: Владос, 1997.
25. Никитин Б.П.Развивающие игры. – М., 1985.
26. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.Е.С. Полат. – М., 2000.
27. Педагогика / Подред. С.А. Смирнова. – М.: Academia, 2000.
28. Смирнова Е.О.Психология ребёнка. – М., 1997.
29. Современнаягимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
30. Фридман Л.М.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
31. Эльконин Д.Б.Детская психология. – М.: Учпедкиз, 1960.
32. Эльконин Д.В.Психология игры. – М., 1979.
33. Эриксон Э.Детство и общество. – СПб., 1996.
34. Якиманская И.С.Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М., 2001.
35. Якиманская И.С.Развивающее обучение. – М., 1979.
36. Якиманская И.С.Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.