ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 0. Основания возникновение и принципы правового статуса человека и гражданина 0. Понятие и принципы гражданства Российской федерации 0. Принципы гражданства в Российской Федерации 0. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации 0. Принципы правового статуса человека и гражданина 11 0.
Конституционные обязанности граждан РФ 0. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы 0. Уважение прав и свобод других лиц 0. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы 0. Обязанность сохранять природу и окружающую среду 0. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия 18 0.0.
Получение основного общего образования 0. Защита Отечества 0. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица 0. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения 20 Заключение 24 Библиография 26 Нормативные акты 26 Специальная и учебная литература 28 Приложение 0. Новые понятия, рассматриваемые в курсовой работе 30
ВВЕДЕНИЕ Как известно правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают
в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы Конституционная правоспособность - означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать
и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста ст. 00 Конституции РФ. Исходя из данных понятий основ правового статуса человека и гражданина необходимо отметить, что правам и свободам человека и гражданина в Конституции РФ, комментариях и специальной литературе уделяется большое внимание, однако этого нельзя
сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются, тем не менее роли обязанности в законодательстве РФ отводится достаточно большое значение. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании жизни российского общества.
Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана. Кроме того при рассмотрения основного вопроса курсовой работы необходимо учитывать и те обстоятельства, что конституционные права человека и гражданина - не одно и то же.
Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству
гражданство. Таким образом, каждый гражданин обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 00 декабря 0000 г.
При рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то
есть необходимо повышать свою правовую культуру. На основании вышеприведенных аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно определить цель исследования - изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека, в целях реализации цели необходимо решить ряд задач - рассмотреть основания возникновения и принципы правового статуса
человека и гражданина - дать детальное изложение конституционных обязанностей человека и гражданина РФ. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая глава рассматривает понятие и принципы гражданства Российской Федерации, принципы гражданства, правовое положение иностранцев в Российской Федерации и принципы правового статуса человека и гражданина. Во второй главе курсовой работы рассматриваются обязанности человека и гражданина соблюдать
Конституцию РФ и законы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, получение основного общего образования, защиты Отечества, так же рассматриваются иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. В заключении подводится общий итог проделанной работы и резюмируется вопрос роли конституционных
обязанностей человека и гражданина РФ. В данной работе используются Конституция РФ, Законы, нормативные акты, учебная и специальная литература, комментарии и аналитический материал, список источников приведен в библиографии. 0. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Как известно к числу важнейших элементов института основ правового статуса человека
и гражданина относится гражданство. Значимость раскрытия данного понятия в настоящей работе обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты не только прав, свобод, но и обязанностей, установленных государством для своих граждан. Вопросы гражданства нормативно урегулированы Конституцией РФ ст. 0, 00, 00, п. в ст. 00 Законом Российской Федерации от 00 ноября 0000 г. в редакции от 0 февраля 0000
г. О гражданстве Российской Федерации Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 0. Ст. 000 0000. 00. Ст. 0000 СЗ РФ. 0000. 0. Ст. 000. Далее - Закон о гражданстве. Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 00 апреля 0000 г. в редакции от 00 декабря 0000 г.
Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 САПП РФ. 0000. 0. Ст. 000 международными договорами Российской Федерации. 0.0. Понятие и принципы гражданства Российской федерации Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их
взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. регламентирующая обязанности. Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.
Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации свидетельство о рождении иной документ, содержащий указание на гражданство. 0.0.0. Принципы гражданства в Российской Федерации 0. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство.
Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации. 0. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран например,
США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США, Конституция Соединенных Штатов Америки. М 0000. не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др. 0. Гражданство Российской Федерации является единым.
Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Конституции соответствующих республик Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др. также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 00 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации. 0. Статья 0 Закона о гражданстве устанавливает, что
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 00 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства они являются гражданами Российской Федерации. 0. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права
его изменить. Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 0000 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон О гражданстве СССР 0000 г. установил такие основания. К ним относились действия, порочащие высокое звание гражданина
СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. 0. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает
от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации ст. 00 Конституции РФ. В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве, Например, Договор между Российской Федерацией и республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства подписан
в г. Москве 0 сентября 0000 г. Дипломатический вестник. 0000. 00. которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне например, воинская обязанность. 0. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами
Российской Федерации ст. 0 Закона о гражданстве. 0. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами ч. 0 ст. 00 Конституции РФ. Статья 0 Закона содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам
Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации. 0. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака.
Данный принцип получил свое закрепление в ст. 0 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. 00. К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное
гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. 0.0.0. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица, не имеющие
гражданства Российской Федерации так называемые иностранцы. Термин иностранцы в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. В основе правового статуса, не состоящих в российском гражданстве лиц, лежит принцип национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации ч. 0 ст. 00 Конституции РФ. Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 00 июня 0000 г. в редакции от 00 августа 0000 г. О правовом положении иностранных граждан в СССР, Ведомости ВС СССР. 0000. 00. Ст, 000 СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00.
Ст. 0000. который сохраняет свое действие до принятия по этому вопросу федерального закона. Юридический статус иностранцев регулируется также нормами отдельных отраслей права гражданского, гражданско-процессуального, таможенного, семейного, уголовного и др Основные принципы правового положения иностранных граждан содержатся в Законе СССР О правовом положении иностранных граждан в
СССР. К ним относятся равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий использование ими прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб интересам Российской Федерации, правам и законным интересам граждан Российской Федерации обязанность уважать Конституцию и соблюдать законы. Закон 0000 года разграничивает иностранных граждан на две категории постоянного проживающих на территории
Российской Федерации, то есть имеющих на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел временю пребывающих в Российской Федерации, то есть находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.
Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации существенным образом определяет особенности его правового положения. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем.
Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут, заключать и расторгать браки с гражданами России. Законодательство Российской Федерации устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Прежде всего, эти ограничения касаются политических прав, обладание которыми неразрывно связано с наличием
гражданства Российской Федерации. Так, иностранцы не пользуются избирательным правом, За исключением случаев участия в выборах органов местного самоуправления и в местном референдуме. не имеют права состоять в политических общественных объединениях, проводить публичные мероприятия митинги, шествия, пикетирования и т. д Кроме того, они не имеют права находиться на государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, не несут воинской обязанности и др.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. За нарушение иностранными гражданами правил пребывания в РФ, к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в
РФ влечет за собой уголовную ответственность. Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. 0.0. Принципы правового статуса человека и гражданина Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые
и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина 0. Центральное место занимает принцип равноправия ст. 00. Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления
прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Принцип равноправия включает в себя следующие положения - правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества как гражданин своего государства он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному
государству - равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и и т. д Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса - равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы
в Конституции РФ ч. 0 ст. 00 обусловлена требованиями Конвенции ООН от 00 декабря 0000 г. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированной СССР в 0000 году - равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то
равенство всех перед таким законом означает неравноправие. Законодательство России допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон О статусе судей запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону. Положение о равенстве всех перед судом означает - наличие единой для всех судебной
системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом - справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом - равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора - процессуальное равенство сторон в судебном заседании равноправие в социальном государстве. Россия, провозглашая себя социальным государством, устанавливает
для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости. 0. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 00 Конституции РФ, которая гласит Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ ст. 00, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать
их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами. 0. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 0 ст. 00 Конституции РФ, где говорится Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны.
Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации. 0. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 0 ст. 00 Конституции РФ, запрещающей издание РФ законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции
РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения ч. 0 ст. 00. Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 0 Права и свободы человека и гражданина Федеральным
Собранием РФ ст. 000. Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом. 0. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц ч.
0 ст. 00 Конституции РФ. Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц. 0. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину
путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 0 Конституции РФ, где говорится, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 0. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и
гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора ч. 0 ст. 00. Более того, применительно к правам и свободам положения ч.
0 ст. 00 дополнительно конкретизируются нормами ч. 0 ст. 00, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением.
Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 00 декабря 0000 г Международный пакт о гражданских и политических правах от 00 декабря 0000 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 00 декабря 0000 г Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 0 ноября 0000 г.
В феврале 0000 г. Россия вступила в Совет Европы. 0. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ Основные конституционные обязанности человека и гражданина, как было указано выше, имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед
обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечт юридическую ответственность, установленную законом. 0.0. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы Согласно статье 00 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на е территории законы федеральные законы и законы субъектов РФ универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 00 декабря 0000 г.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности Например, статьй 00 Федерального закона О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера0000. Федеральный закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от 00.00.00г.
Гражданская защита. 0000. .0 С. 00-00. Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей
деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечт юридическую ответственность, установленную законами. 0.0. Уважение прав и свобод других лиц Часть 0 ст. 00 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция Российской
Федерации принята на всенародном голосовании 00 декабря 0000 г. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.
Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав. 0.0. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы Согласно статье 00 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 00 декабря 0000 г.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 00 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 00 июля 0000 г. N 000-ФЗ и часть вторая от 0 августа 0000 г. N 000-ФЗ с изм. и доп. от 00 марта,
0 июля 0000 г 0 января, 0 августа, 00 декабря 0000 г 00 марта, 00 мая, 0, 0, 0 августа, 00, 00 ноября, 00, 00, 00, 00 декабря 0000 г 00 мая, 00, 00 июля 0000 г Законом РФ Об основах налоговой системы РФ 0000 установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. 0.0. Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Статья 00 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную
окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе Об охране окружающей среды 0000. 0.0. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия В соответствии со статьй 00 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 0.0. Получение основного общего образования Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих обязанность обеспечить получение детьми этого образования ч. 0 ст. 00. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 00 декабря 0000 г.
Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 00 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной. 0.0. Защита Отечества В соответствии со статьй 00
Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ нест военную службу в соответствии с Федеральным законом О воинской обязанности и военной службе 0000. Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время - 00 месяца.
Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену е альтернативной гражданской службой. 0.0. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица Так, статья 00 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти
конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Семейный Кодекс Российской Федерации от 00.00.0000г. 000-ФЗ с изменениями и дополнениями от 00.00.0000г М. Юрист, 0000. Статья 00 Конституции РФ возлагает на родителей лиц, их заменяющих обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных
субъектов права например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 0.0. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства. Согласно ч. 0 ст. 00 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской
Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. В настоящее время федеральный конституционный закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР от 00 мая 0000 г. О чрезвычайном положении, Ведомости СНД и ВС РСФСР. 0000. 00. Ст. 000. который подлежит применению в части, не противоречащей нормам
Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения. Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть - попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов - стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения
и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит
Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем незамедлительно сообщает Федеральному Собранию ст. 00 Конституции РФ. Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п. в ст. 000 Конституции РФ. В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения обоснование необходимости введения чрезвычайного положения перечень
и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение. Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации
не менее чем за 0 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 00 дней, а на отдельных территориях - 00 дней. Если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено на тот же срок. В Законе РСФСР
О чрезвычайном положении установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения. К ним относятся особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение усиление охраны общественного порядка запрещение проведения публичных мероприятий собраний, митингов, демонстраций и др. запрещение забастовок ограничение движения транспортных
средств и их досмотр. В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет. Вместе с тем ч. 0 ст. 00 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые
не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая анализ вопросов обязанностей граждан
РФ, согласно цели настоящей курсовой работы, отметим, что проведено изучение - основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ, согласно Конституции РФ 0000 года, по итогам проделанной работы возможно сделать заключение о роли конституционных обязанностей человека и гражданина РФ. Резюмируя отметим, что обязанности это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового
регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. К обязанностям гражданина РФ относятся закрепленная в конституции государства необходимость определенного поведения гражданина, то же, что и конституционная обязанность. От других обязанностей основная обязанность отличается именно
тем, что она относится к числу важнейших, закрепляется в конституции и может предопределять многие иные обязанности граждан. В Конституции РФ к числу основных обязанностей отнесены - обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы ст. 00 - обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях ст. 00 - обязанность получения основного общего образования ст.
00 - обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры ст.00 обязанность платить законно установленные налоги и сборы ст. 00 - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам ст. 00 - обязанность защищать Отечество и нести военную либо альтернативную гражданскую службу ст. 00 Среди основных выявленных проблем необходимо заострить внимание на том факте, что гражданские права
и обязанности - понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках. В гражданском праве, как это следует из гл. 0 ГК РФ, гражданскими правами и обязанностями считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием гражданские права а также свободы и обязанности обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и
индивидуальной свободы граждан. Название гражданские обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния оно именуется тогда гражданским обществом. В связи с выявленной проблематикой в заключении необходимо привести рекомендации законодателю, так например необходимо помнить, что провозглашение тех или иных пусть самых демократических прав и свобод
в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Требуется привести ныне действующее законодательство в соответствии с новой
Конституцией, эту работу необходимо осуществить в короткие сроки т.к. пока она не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу см. пункт 0 Заключительных и переходных положений Конституции РФ. БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные акты 1. Всеобщая декларация прав и свобод человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 00 декабря 0000 г. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах
от 00 декабря 0000 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 00 декабря 0000 г. Международное публичное право Сборник документов. Т. 0. М 0000. 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 4. от 00 декабря 0000 г. Международное публичное право Сборник документов. Т. 0. М. 0000. 5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
от 0 ноября 0000 г. СЭ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 00. Ст. 0000. 6. Декларация прав человека и гражданина Российской Федерации от 00 ноября 0000 г. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 0000. 00. Ст. 0000. 7. Закон СССР от 00 июня 0000 г. в редакции от 00 августа 0000 г. О правовом положении иностранных граждан в СССР Ведомости
ВС СССР. 0000. 00. Ст. 000 СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000. 8. Закон РСФСР от 00 мая 0000 г. О чрезвычайном положении Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 0000. 00. Ст. 000. 9. Закон РСФСР от 00 октября 0000 г. О языках народов Российской Федерации в ред. от 00 июля 0000 г. Ведомости
СНД РСФСР и ВС РСФСР. 0000. 00. Ст. 0000. 10. Закон Российской Федерации от 00 ноября 0000 г. в редакции от 0 февраля 0000 г. О гражданстве Российской Федерации Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 0. Ст. 000 0000. 00. Ст. 0000 СЗ РФ. 0000. 0. Ст. 000. 11. Закон Российской Федерации от 00 апреля 0000 г. в редакции от 00 декабря 0000 г.
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 12. Закон Российской Федерации от 00 июня 0000 г. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации Российская газета, 0000. 00 августа.
13. Федеральный закон от 00 мая 0000 г. в редакции от 00 июля 0000 г. Об общественных объединениях СЭ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000. 14. Федеральный закон от 00 августа 0000 г. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 15.
Федеральный конституционный закон от 00 февраля 0000 г, Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации СЗ РФ. 0000. 0.Ст. 0000. 16. Федеральный закон от 00 сентября 0000 г. О свободе совести и о религиозных объединениях СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 17. Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 00 апреля 0000 г. в редакции от 0 февраля 0000 г. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан Обращения граждан организация и порядок рассмотрения Сборник нормативных актов. М 0000. 18. Указ Президента РФ от 00 мая 0000 г. О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 19. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 00 апреля 0000 г. в редакции от 00 декабря 0000 г. Ведомости СНД и ВС РФ. 0000. 00. Ст. 000 САПП РФ. 0000. Ст. 000. 20. Постановление Конституционного Суда РФ от 00 мая 0000 г. по делу о проверке конституционности п. г ст. 00 Закона Российской Федерации О гражданстве
Российской Федерации в связи с жалобой А.Б. Смирнова СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000. 21. Постановление Конституционного Суда РФ от 00 января 0000 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 0 и 0 ст. 0 Федерального закона от 00 августа 0000 г. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию СЗ РФ. 0000. 0. Ст. 000. 22. Постановление Конституционного Суда РФ от 00 февраля 0000 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 0 ст. 00 Закона СССР от 00 июня 0000 г. О правовом положении иностранных граждан в СССР в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура СЗ РФ. 0000. 0. Ст. 0000. 23. Правила регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 00 июля 0000 г. в редакции от 00 февраля 0000 г. СЗ РФ. 0000. 00. Ст. 0000 0000. 00. Ст. 0000 0000. 0. Ст. 000. Специальная и учебная литература 24. Андреева
Г.Н Андреева И.А Будагова А.Ш Страшун Б.А. Конституционное государственное право зарубежных стран. Часть общая Конституционное государственное право и его основные институты - Т.0-0 М. БЕК, 0000 000 с. 25. Власов В.И.и др. Основы правоведения. Учеб.пособие для неюрид.спец.вузов. В.И.Власов, В.В.Низовцев, В.А.Шевченко - Ростов-на-Дону Феникс, 0000 000 с.
26. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций для юрид. вузов и фак М. НОРМА-ИНФРА-М, 0000 000 с. 27. Комментарий к Конституции Российской Федерации под общ. ред. Карповича В.Д СПС ГАРАНТ-МАКСИМУМ 0000. 28. Комментарий к Конституции
Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А.0-е изд. М. Бек, 0000. 29. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А СПС ГАРАНТ-МАКСИМУМ 0000. 30. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 0000. 31.
Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М 0000. 32. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -М 0000. 33. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. -М 0000. 34. Общая теория прав человека Отв. ред. Е.А. Лукашева. М 0000. ПРИЛОЖЕНИЕ 0 НОВЫЕ
ПОНЯТИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |