Реферат по предмету "Педагогика"


Нетрадиционная методика построения занятий с дошкольниками по плаванию

Содержание
Введение
1.  Нетрадиционнаяметодика построения занятий с дошкольниками по плаванию
2.  Организация ипроведение занятий на мелководье (младшая и средняя группы)
3.  Организация ипроведение занятий на глубокой воде (старшая и подготовительная группы)
Литература

Введение
Каждыйчеловек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что даетребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствуетукреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в водеведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимаетсянагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движениеукрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется такженервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общийтонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятияплаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего ссоревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Благоприятноевоздействие плавания на детский организм является общепризнанным. Вмедико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных системдетского организма (сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной ипр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движенийи действий, в педагогическом — это не только обучение младшего школьникасложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.
В то же времяакватория бассейна — это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляетособые требования к двигательным способностям человека. Поэтомутренеры-педагоги единодушны в том, что для избавления от детских страхов иобщего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. Плавание каквид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежноусиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологииявляется ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Учетпсихологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаваниемв детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно ифункционально строились по принципам «открытого обучения» впедагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строгорегламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, таки по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается«местом встречи» разнонаправленно мотивированной деятельности ребенка(который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого — научить ребенкаплавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, ане объектом педагогических требований инструктора.
Такимобразом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возрастадолжна вести не столько особая методика обучения плаванию, скольконеобходимость освоения ребенком более широкого социального опыта — акваториибассейна.

1.      Нетрадиционнаяметодика построения занятий с дошкольниками по плаванию
В качествебазовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детскихсадов, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,Богина Т.Л. Учение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада иучителей. М.: «Просвещение», 1991). В этой методике большое вниманиеуделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросыобучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между теминструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытываютзначительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.
Альтернативныезанятия по обучению плаванию, рассчитанную на период пребывания ребенка вдетском саду с 3 до 7 лет.
В отличие отобщепринятого курса, на начальном этапе:
— предлагаются иные приемы адаптации к водному пространству;
— неиспользуются поддерживающие предметы (доски, круги), а также страховка подспину или живот при плавании на груди;
— упражнения,связанные с продвижением, не выполняются у опоры;
— измененапоследовательность обучения движениям способом «кроль на груди»;
— дляправильного усвоения плавательных движений широко используются контрастныеупражнения (то есть упражнения, направленные на получение противоположногоэффекта).
Занятияпроводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки иэлементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокойводе.
Обучениюплаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, посколькудети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Еслиребенок боится брызг, необходимо научить его опускать лицо в воду; боитсяупасть — научить вставать; боится захлебнуться — научить правильно дышать;пытается поднять со дна игрушку — научить нырять и т.д.
В процессобучения активно вовлекаются родители, особенно важна их помощь на первом этапепривыкания к воде. Поэтому рекомендуется проводить совместныедетско-родительские занятия. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне,демонстрируются навыки, которые дети должны приобрести дома, прежде чем онипопадут в бассейн. Для домашних занятий подходят все упражнения, начиная отумывания и заканчивая лежанием на воде, как на груди, так и на спине. Во времяиндивидуальных бесед и консультаций родителям даются конкретные советы позакаливанию и обучению детей плаванию (с показом их на воде), а на общих игрупповых собраниях выражается благодарность за помощь.
Основнойформой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомыхребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращениюигровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простогопередвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательныхдвижений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает какусловие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенкак самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, погрудь, в рост ребенка).
Однакофизическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные насуше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее.Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает тойэкономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить онизком «коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенокпереносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последниедаются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следуетдлительно отрабатывать отдельные плавательные движения — это может отрицательносказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формированиядостаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучиватьих на занятиях в различных сочетаниях.
С этой цельювся акватория бассейна (рассматриваемая как дидактическое пространствообучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняютразнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал.Инструктор при этом может находиться либо в зоне освоения нового упражнения,либо оказывать помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны вдругую осуществляется по его желанию, а в старшей и подготовительной группе — иногда и поточно (по типу круговой тренировки).
Подобнаяорганизационная форма имеет ряд преимуществ: изучение учебного материала накаждом занятии имеет комплексный характер, при этом дети находятся в постоянномдвижении, спонтанно чередуя нагрузки с отдыхом.
Особо следуетотметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде вниманиедетей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал.Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом враздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается заданиена дом.
Весь спектрновых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости», легкость,плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всюповерхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующеевоздействие воды на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психикуи организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) — умелопридать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их вдальнейшем обучении. Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — этоподдержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения.Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в водедоставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности истремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшениюрезультата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитиюволевых качеств ребенка.
Основнаяработа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начальногоэтапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться наводе, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание впредлагаемой программе обращено на педагогические приемы, позволяющие ребенкубыстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенностив себе. А это, в свою очередь, становится основой принципа самостоятельностиребенка в педагогической деятельности педагога-инструктора.
Основноетребование к педагогической деятельности инструктора по плаванию в детском садуможно сформулировать, на мой взгляд, как отказ от слепого следования поурочнымпланам чьей-либо методики. Вместо этого инструктор-педагог должен знать ипонимать саму схему последовательного обучения, где учебные задачи располагаютсяв порядке возрастающей сложности с учетом постепенного увеличения нагрузки иглубины воды (до колен — до пояса — до груди).
Занятия втечение учебного года предлагается проводить не реже 1-2 раз в неделю. Взависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребываниядетей в воде может колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся наподгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10-12человек.
Присоставлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретныхупражнений очень важно учитывать возрастные различия детей. Так, начинаязанятия со старшими дошкольниками, инструктор-педагог должен помнить, что онигораздо быстрее осваиваются в воде, чем младшие дети. Поэтому начальный периодобучения (привыкание к воде) у детей старшего дошкольного возраста значительнокороче, но последовательность выполнения упражнений для начального обучениясохраняется в работе с детьми всех возрастных групп. Эффективность методикиобучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольноговозраста определяется степенью двигательной свободы ребенка в данной среде.Обучение плаванию целесообразно проводить в два этапа — на мелководье и наглубокой воде.
2.Организация и проведение занятий на мелководье (младшая и средняя группы)
Младшаягруппа
В младшейгруппе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и еесвойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительностьознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно иуверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну,совершать простейшие действия, играть.
По мнениюТ.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь:достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох вводу (5-6 раз); скользить на груди (2-3 раза); выполнять упражнение«поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза).При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программывоспитания и обучения в детском саду» по плаванию.
Нашсобственный опыт показывает, что не всем детям младшего дошкольного возрастадоступен набор столь сложных упражнений (особенно упражнение«поплавок»). Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в условияхУдмуртии, где я работаю, дети могут заниматься плаванием лишь 7?8 месяцев вгоду. Во-вторых, в этом возрасте дети часто болеют, получая после перенесенногозаболевания медицинский отвод на две недели. Ускорение учебного процессаискусственно создает группу детей, «неуспевающих» в плавании.
С учетомосновных задач начального обучения плаванию мы включаем на данном этапе лишьигры с игрушками на мелководье, включая все виды ходьбы и бега в воде инесложные прыжки с лестницы (тумбы).
Занятия вмладшей группе мы начинаем с обычного умывания и обливания из ковша. Затемпереходим к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию подразличные предметы — обруч, круг и т.п. (упражнения «Надень шляпу»,«Вырос гриб», «В домик — из домика»).
Средняя группа
На занятиях всредней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать,скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получаяпредставление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, детидолжны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в водунесколько раз.
Составигровых упражнений в средней группе определяется нами исходя из следующихпосылок:
1) Не следуетначинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилосьидеального скольжения.
2) Нерекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами,ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.
3) Мы такжене советуем использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушаетсягоризонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубыхошибок в работе ног. Основной задачей организации занятий по плаванию в среднейгруппе, на наш взгляд, является обучение ребенка умению свободно лежать нагруди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять иоткрывать в воде глаза, не протирая их после этого руками.
Умениеоткрывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчаеториентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можнонаучить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки).Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающейсилы он всплывает к поверхности воды.
Дети такжедолжны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобыубедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха ипосле энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнулшар»).
Лежание нагруди
Для полученияпредставления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокинапредлагает использовать упражнение «Поплавок»: «стоя сделатьвдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опуститьлицо к коленям и сгруппироваться».
Однакотребование группировки на начальном этапе оказывается невыполнимым из-за того,что ребенок инстинктивно разводит руки и ноги для удержания равновесия, поэтомумы рекомендуем это упражнение более подготовленным детям.
Как жеребенку дать понять, что вода его держит? Мы предлагаем использовать для этогоупражнение «Крокодил». В программе Т.И. Осокиной оно описываетсяследующим образом: «лежать, опираясь на руки, держа голову над водой ивытянув назад ноги, попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразуобе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении».
Мы предлагаеминой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вывести рукивперед, а не к бедрам — так он сразу сможет найти опору, если захочет встать.По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания — чередования короткого вдоха и медленного выдоха. Обучая ребенка лежать набольшой глубине, мы используем следующий прием: зацепившись руками за лестницу,лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немногополежать (выполняется с увеличением счета).
Лежание наспине
Послеовладения лежанием на груди мы переходим к обучению лежания на спине также намелкой воде. Для этого ребенок, сидя на дне и слегка опираясь на него локтями,пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидываяголову назад и не прижимая подбородок к груди (носик и животик вверх).
На первыхпорах необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: инструктор,стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, подбираянужные слова, добивается цели. Когда ребенок научится лежать на мелкой воде безпомощи взрослого, можно переходить к выполнению этого упражнения на большойглубине (по пояс — по грудь). В пособии Т.И. Осокиной предлагается следующийвариант: «стоя, руки опущены вниз, сделать вдох, задержать дыхание испокойно лечь на спину. Подбородок следует опустить и прижать к груди, а животподтянуть к поверхности воды. Желательно, чтобы, падая назад в воду, детивидели стоящего рядом преподавателя».
Мы предлагаемвыполнять это непростое упражнение по-другому: присесть, опустив плечи в воду,положить голову так, «чтобы ни одна капелька не попала на лицо»,затем легко оттолкнуться и лечь, поднимая живот. Ребенку будет проще удержатьгрудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоскийпредмет типа формочки (мы используем круглые массажеры стоп). На начальномэтапе необходимо поддерживать ребенка под затылок или подбородок, при этом егоголова должна свободно лежать на воде (можно использовать обруч или сачок).
Не следуетстраховать детей под спину (или под живот при плавании на груди), так как,убирая впоследствии руку, инструктор сразу лишает ребенка всякой опоры, и онтотчас же прекращает выполнять упражнение.
Вставание изположения лежа
Очень важнонаучить детей вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина описывает этотприем следующим образом: дети «вытягивают руки вдоль тела и энергичнонажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бысадится). Тело принимает вертикальное положение; после этого ноги вытягиваютсяи встают на дно».
Вместовыполнения такого количества телодвижений, в большинстве случаев малопонятныхдля ребенка, мы предлагаем ему просто «повернуться на бок — грудь — ивстать на дно» (упражнение «Как солдат»).
Скольжение
Чтобы ребенокощутил продвижение в воде, мы предлагаем использовать традиционные упражнения сбуксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание ввертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).
Упражнение«Привет!» выполняется следующим образом: прыгая в обруч, ребенокотвечает преподавателю рукопожатием, который, в свою очередь, придает телуребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно. Первое времядети сразу встают на дно, и это естественно. Необходимо добиваться длительногоскольжения до полной остановки.
Прыжки
Привыполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильныйтолчок. Поэтому значительное внимание мы уделяем прыжкам, которые придаютзанятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность,воспитать решительность и смелость.
Формированиеэтого навыка зависит от объективных возможностей бассейна. Можно прыгать и слестницы, но удобнее и безопаснее прыгать с прикрепленной к лестнице съемнойтумбы со ступенями, высота которой соответствует уровню воды. При обучениипрыжкам должны соблюдаться основные дидактические принципы, так как этиупражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весьпроцесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзятолкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма преподаватель вовремя прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, кудабудет прыгать ребенок, было свободно.
Начинатьлучше с элементарных прыжков ногами вниз. Мы предлагаем прыжки, которые детивыполняют с удовольствием: в обруч разного диаметра, лежащий на поверхностиводы («В колодец — из колодца»); «В глубокий колодец»(прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой); черезнатянутую горизонтальную веревку; с досками, надувными подушками и т.п.(«Кто дольше» и «Оседлай коня»).
Послеосвоения этих прыжков переходят к освоению прыжков головой вперед (прыжокповерхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки иноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать какможно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки). Робкимдетям можно предложить прыжок на надувной матрац, пенопленовый коврик, с доскойв руках — это придает уверенность, а значит, ребенок быстрее овладеет этимнавыком. Дальность полета заметно улучшится, если прыгать в вертикально стоящийобруч, который держит инструктор. Расстояние между тумбочкой и обручемпостепенно увеличивается для каждого ребенка индивидуально («Какстрела», «Прыжок тигра в горящее кольцо»). Для детей болееподготовленных предлагаем выполнить акробатические упражнения (кувырок вперед,назад и т.п.) на пенопленовом коврике.
Общиезамечания
Отрабатыватьи контролировать скольжение, на наш взгляд, можно только тогда, когда дети,прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должныуметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимовидоизменять и усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующимвыдохом в воду, различным положением рук и т.п.). Следует также постоянносоздавать игровые ситуации (например, «Кто проскользит дальше всех»),придавать упражнениям развлекательную окраску («Как стрела», «Торпеда»и другие).
Т.И. Осокинауказывает на некоторые ошибки, возникающие при обучении скольжению: «телоребенка чрезмерно погружено в воду, сильно прогнута спина, провисает живот,голова поднята слишком высоко вверх или опущена вниз, напряжены мышцы туловища,плотно закрыты глаза, сжаты губы». Как показывает наша практика, такихгрубых ошибок при свободном лежании на воде не возникает, если соблюденапоследовательность выполнения подготовительных упражнений. Ошибки возникаютчаще всего у детей, пропускающих занятия, которые, в свою очередь, требуютпристального внимания инструктора-педагога, а дополнительные занятия с нимипроводятся во время свободного купания.
Такимобразом, основной задачей обучения плаванию на мелководье является созданиепедагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности всебе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воденавыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.
3.Организация и проведение занятий на глубокой воде (старшая и подготовительнаягруппы)
Объемвременных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможнымпроведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы.
Большоезначение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельныхего элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно передвыполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительнооблегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким идоходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильноеусвоение. На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога можетбыть образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети вовремя выполнения упражнений должны быть сосредоточены.
Основнымпоказателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения являетсяполноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжениеопределяется следующими показателями: а) исходное положение передотталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. Приобучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени,и только после длительного его выполнения можно приступать к обучениюдвижениям.
Какую жепрограмму движений и в какой последовательности нужно создать и довести доавтоматизма, чтобы дошкольник с его неустойчивой нервной системой инедостаточным координационным багажом овладел таким сложным видом спорта, какплавание?
Кроль нагруди
Кроль нагруди — самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики — экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболееприемлемым и в обучении плаванию дошкольников.
Традиционнорекомендуется начинать обучение с движений ногами. Однако, как показывает нашопыт, при такой методике обучения у начинающих плавать формируются типичныеошибки: чрезмерно сильное сгибание ног, движения с большой частотой и малойамплитудой, подтягивание ног под живот, отсутствие продвижения вперед.
Подобныеошибки вполне объяснимы, поскольку эффективность движения ногами заключается вумении создавать значительное ускорение стопой при ее движении вниз. Для этогонужны специальные упражнения в воде и на суше, развивающие силу мышц и мягкостьсуставов. Хорошо известно, что энергетические расходы при работе ногами превышаютв 3-4 раза таковые при работе руками. Поэтому ноги играют небольшую роль всоздании движущей силы, а их основной функцией является компенсациямеханических возмущений, вызванных движениями рук.
Существуетдвух-, четырех- и шестиударный кроль на груди, когда на полный цикл движенийруками пловец выполняет названное количество ударов ногами (зависит от скоростиплавания, физических и индивидуальных способностей пловца).
Начинаяобучение дошкольников с движений ногами, мы невольно навязываем ребенку шестиударныйкроль. Большинство дошкольников с трудом осваивают этот навык, а некоторым этовообще не удается, что вторично вызывает негативные переживания и формированиестойкого негативного отношения к воде. В дальнейшем многие дети испытываютсложности в согласовании движений ног с гребковыми движениями рук, а также всочетании плавательных движений с дыханием.
Мы предлагаемначинать обучение плаванию способом кроль на груди с движений руками, посколькуименно руки создают основную движущую силу. Предварительно детям показываетсяспособ плавания в целом, при этом их внимание обращается на движение рук (какпри ходьбе и беге). Затем попеременные движения руками (сопровождаемыепояснением: «до ноги — в потолок — на ухо») отрабатываются на суше и закрепляютсядома.
При плаваниикролем на груди ребенок свободно лежит на поверхности воды, голова находитсямежду рук. Гребок выполняется прямой рукой, в момент окончания гребка большимпальцем нужно коснуться бедра (условно). При удачном выполнении рука слегкостью проносится по воздуху и снова погружается в воду. Не следуеттребовать от детей сложной траектории движения руки над и под водой (как эторекомендуется в методической литературе), главное на данном этапе обучения — равномерное продвижение по прямой линии с сохранением горизонтального положениятела.
Скорость
Принципэкономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца надистанции. Поэтому мы обучаем детей плавать медленно, сохраняя непрерывностьдвижений (без наплыва).
Первое времядошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатомчего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинногогребка, или, как мы называем, «шага» («шагаем, как мама»,«шагаем, как папа»). Соревновательный дух обучения придаетдинамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжениивсего занятия. Большинство наших детей уже на шестом году жизни (старшаягруппа) способны проплывать весь бассейн (8 м) со старта только при помощи рук,сохраняя длинный гребок (на задержке дыхания).
Правильноедыхание
В плаваниисуществует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеетдыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно итолько при помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбиратькороткие дистанции, но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушаласькоординация). Поскольку полноценный навык вырабатывается в процессе длительнойтренировки и в течение нескольких лет, мы считаем, что дошкольнику достаточновладеть им в играх, купании, при выполнении различных упражнений. Если уребенка возникла потребность сделать вдох — научите его поворачивать голову всторону (в момент окончания гребка), так чтобы рот оказался на поверхностиводы, а ухо было в воде («посмотри на плечо»). Выдох производитсячерез рот и нос при повороте головы в исходное положение. Лучше всего вдохвыполнять на каждый третий гребок руками («раз-два-три — вдох»).Предварительно упражнение выполняется на суше, дома и стоя по грудь в воде. Постепенноосваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстроудается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физическихвозможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движенийногами.
Общаякоординация юного пловца может нарушаться в двух случаях:
а)недостаточно сформировался навык движения руками;
б) движенияногами мешают продвигаться вперед.
В обоихслучаях работу ног следует исключить — временно (в случае «а»), либовообще (в случае «б»), при этом ноги непроизвольно будут выполнятьбалансирующие движения.
Во избежаниенавязывания ребенку шестиударной координации, не рекомендуется отдельно изучатьи отрабатывать движения ногами. А использование упражнений с буксировкой(доской, обручем) и плавание под водой позволят исподволь укреплять мышцыдетских ног без сгибания их в коленном и тазобедренном суставах.
Кроль наспине
Способ«кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на грудилишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей — основойсогласования движений является работа ног. Техника выполнения данного способацеликом определяется координационными возможностями ребенка, а также умениемсоздавать силовую тягу ногами.
Освоениекроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям удаетсядостаточно хорошо продвигаться за счет ног — это обусловлено двигательнымивозможностями стопы, которые, в свою очередь, определяются подвижностьюголеностопного сустава и площади тыльной поверхности стопы (ласты). Поэтомупредварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударныедвижения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носкиоттянуты и вогнуты внутрь — «как у медведя»). Для контроля сгибанияног в коленях предлагается держать над коленями ребенка доску или руку (приправильном выполнении движения прикосновений нет).
Круговыевращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде выполняется«мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле нагруди: «до ноги — на ухо». Поскольку гребок на спине выполняетсячерез сторону, это вызывает чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейностьпродвижения позволяет только высокий темп движения руками. Для координацииработы рук и ног выполняем следующую последовательность движений: толчок — скольжение с работой ног — и сразу 2?4 гребка (с последующим увеличением).Максимальный эффект достигается при выполнении задания со старта на спине.Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и слитностьтолько на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержкедыхания.
Старт наспине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень (бортик,лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в воде).
На начальномэтапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют возможностьпроизвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном припомощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой убедра (дыхание произвольное).
Итоговыезамечания
Итак,основной принцип обучения плаванию в дошкольном возрасте — учить детей плаватьтехнически правильно без освоения облегченных способов плавания (без выноса рукиз воды).
Дальнейшаяработа по совершенствованию плавательных навыков направлена на широкоеприменение контрастных упражнений в обучении, что помогает ребенку понятьразницу между экономичным и неэкономичным плаванием. Ребенок сможет быстроизбавиться от индивидуальных ошибок, если предложить ему их усугубить: присильной «молотьбе» руками предложите сделать это еще чаще; высокоподнимает голову при скольжении — поднять голову еще выше и т.д.
Для обучениядетей умению контролировать и анализировать собственные движения мы используемобраз лодки, плывущей «от берега до берега» (сначала показываемнаглядно). При этом задаются следующие вопросы: — Какая лодка будет плытьбыстрее — равномерно плывущая или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируембоковые колебания туловища.)
— Что нужнолодке для того, чтобы плыть быстрее? Весла! А какие — прямые или сломанные?Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага».)
— Что ещенужно лодке, кроме весел? Мотор! Поскольку наша лодка небольшая, нам нуженмаленький моторчик. (Работаем только носочками.)
— Что ещеможет понадобиться в пути? Бензин! (Набираем больше воздуха.)
Припоследовательном решении задач на глубокой воде:
1) научитьсвободно и долго лежать на воде,
2)максимально далеко скользить,
3) правильновыполнять движения руками и ногами — у детей старшего дошкольного возраста неформируются грубые ошибки в технике плавания, а незначительные погрешностилегко исправляются в процессе дальнейшего обучения.
Каждоезанятие посвящается определенной теме, хотя в ходе его проведения решаетсясразу несколько задач (используется материал из разных разделов). Задачи исодержание занятий располагаются в порядке возрастающей сложности и с учетомпостепенного увеличения нагрузки. Переходить к новой теме рекомендуется тольков том случае, когда большинство детей в группе освоят все задания предыдущейтемы. До этого момента материал необходимо повторять полностью и частично,добиваясь успешного обучения каждого ребенка. При повторении лучше менятьсодержание занятий, используя задания и игры одного типа. Инструктор-педагогдолжен помнить о том, что нельзя ожидать от детей одинакового уровня владениянавыками плавания при разной продолжительности обучения.
Основнымипоказателями успешной реализации авторской программы является устойчивоепозитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная)самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а такжевысокий уровень сформированности плавательных навыков.

Литература
1.     БольшаковаИ.А.Здоровье детей. Ижевск, 2003.
2.     БольшаковаИ.А. Нетрадиционнаяметодика обучения плаванию детей дошкольного возраста «Маленький дельфин». 2002.
3.     ПотаповВ.П., Кошкарова Л.И. Если хочешь быть здоров., 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.